Jump to content

Дуглас А-20 Хэвок

А-20 Хаос
ДБ-7/Бостон/П-70
А-20G ВВС США
Роль
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Дуглас Эйркрафт Компани
Первый полет 23 января 1939 г.
Введение 10 января 1941 г.
Ушедший на пенсию (ВВС США) 1949 г.
Основные пользователи Военно-воздушные силы армии США
Советские ВВС
Королевские ВВС
Французские ВВС
Произведено 1939–1944
Количество построенных 7,478
Развитый в Дуглас DC-5

Douglas A-20 Havoc (фирменное обозначение DB-7 ) — американский лёгкий бомбардировщик , штурмовик , ночной истребитель , ночной истребитель и самолёт-разведчик времен Второй мировой войны .

Разработанный для удовлетворения потребностей армейской авиации в бомбардировщике, он был заказан Францией для своих ВВС до того, как USAAC решило, что он также будет соответствовать их требованиям. Французские DB-7 первыми вступили в бой; после падения Франции бомбардировщик служил в Королевских ВВС под служебным названием Boston . С 1941 года версии ночного истребителя и истребителя получили служебное наименование Havoc . В 1942 году А-20 USAAF участвовали в боях в Северной Африке.

Он служил в нескольких военно-воздушных силах союзников , в основном в ВВС США (USAAF), Советских ВВС ( ВВС ), советской военно-морской авиации ( AVMF ) и Королевских ВВС (RAF) Соединенного Королевства . Всего было построено 7478 самолетов, из них более трети служило в советских частях. Он также использовался ВВС Австралии , Южной Африки , Франции и Нидерландов во время войны, а затем и Бразилии . [1]

В большинстве военно-воздушных сил Британского Содружества варианты бомбардировщиков были известны как Boston, а варианты ночных истребителей и самолетов-нарушителей - Havoc. Исключением были Королевские ВВС Австралии , которые использовали название Бостон для всех вариантов. [2] ВВС США использовали обозначение P-70 для обозначения вариантов ночных истребителей.

Дизайн и разработка [ править ]

В марте 1936 года группа конструкторов, возглавляемая Дональдом Дугласом , Джеком Нортропом и Эдом Хайнеманном, подготовила предложение по бомбардировщику-разведчику с парой Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior 9-цилиндровых радиальных двигателей мощностью по 450 л.с. (340 кВт). двигатели установлены на плечевом крыле . Предполагалось, что он сможет развивать скорость 250 миль в час (400 км/ч) с бомбовой нагрузкой 680 фунтов (310 кг). [3] Отчеты о характеристиках самолетов времен гражданской войны в Испании показали, что эта конструкция будет иметь серьезную недостаточную мощность, и она была отменена. [4]

А-20А

В 1937 году Воздушный корпус армии США (USAAC) выпустил новую спецификацию штурмовика. Чтобы удовлетворить это требование, команда Дугласа, которую теперь возглавляет Хайнеманн, разработала модель 7B , имеющую компоновку, аналогичную 7A, но оснащенную двигателем Pratt & Whitney R-1830-S3C3-G Twin Wasp 14 мощностью 1100 л.с. (820 кВт). -цилиндровые двигатели и имели бомбовую нагрузку до 2000 фунтов (910 кг). Он столкнулся с конкуренцией со стороны North American NA-40 , Stearman X-100 , Martin 167F и незавершенной конструкции Bell Aircraft , Model 9. Воздушный корпус предложил всем пяти компаниям построить прототипы за свой счет и подать закрытые заявки. для производства своих самолетов. [5]

Прототип Model 7B совершил свой первый полет 26 октября 1938 года. Модель привлекла внимание французской закупочной комиссии, посетившей Соединенные Штаты. Французы скрытно участвовали в летных испытаниях, чтобы не вызвать критику со стороны американских изоляционистов . Модель 7B разбилась 23 января 1939 года, демонстрируя работу одного двигателя, в результате чего погиб летчик-испытатель и серьезно ранен французский наблюдатель на борту самолета. Присутствие иностранца на испытательном полете еще разрабатываемого самолета вызвало скандал в прессе. Несмотря на крушение, французы были настолько впечатлены, что 15 февраля 1939 года разместили заказ на 100 серийных самолетов, а в октябре 1939 года последовал заказ еще на 170 самолетов. [6] [7]

По заказу Франции компания Heinemann провела еще одну крупную модернизацию самолета. Хотя крылья конструкции практически не изменились, обновленная конструкция имела новый, более глубокий, но более узкий фюзеляж , в котором размещался экипаж из трех человек — пилота, бомбардира и стрелка. Крыло устанавливалось ниже, чем на модели 7B, а двигатели R-1830-SC3-G мощностью 1000 л.с. (750 кВт) устанавливались в гондолах, подвешенных под крыльями. [6] [7] Нормальная бомбовая нагрузка составляла 1410 фунтов (640 кг) или 1800 фунтов (800 кг) в условиях перегрузки, с защитным вооружением, состоящим из одиночных 7,5-мм пулеметов MAC 1934 в спинной и подфюзеляжной установках и четырех фиксированных орудий, стреляющих вперед, в носовой части. [8] Доработанный самолет ДБ-7 совершил первый полет 17 августа 1939 года. [9]

В 1939 году USAAC решил, что новый бомбардировщик лучше всего соответствует требованиям к ударному бомбардировщику, который был обновлен в 1938 году по сравнению с теми, которые дали начало модели 7B, и в июне 1939 года заказал 186 самолетов с двигателями Wright . Двигатели Р-2600 Твин-Циклон под обозначениями А-20 и А-20А (при этом А-20 имеют двигатели Р-2600-7 с турбонаддувом мощностью 1700 л.с. (1300 кВт) и А-20А с наддувом 1600 л.с. (1200 кВт) [10] двигатели Р-2600-3 или -11). У них было более крупное вертикальное оперение, чтобы справиться с возросшей мощностью двигателей Райта, более длинный нос, чтобы дать больше места для бомбардира/штурмана, и нести больше топлива. [11] Самолеты с двигателями Р-2600 также оказались популярными на экспорт: в октябре 1939 года Франция заказала 100 DB-7A с двигателем R-2600, но с коротким носом, как у DB-7, и 480 длинноносых DB-73, эквивалентных А-20А в апреле 1940 года, Великобритания заказала 300 DB-7B, что снова эквивалентно А-20А в феврале и апреле 1940 года. [11]

В отчете Британского экспериментального института самолетов и вооружения (AAEE) в ВВС Великобритании в Боскомб-Дауне летчики-испытатели резюмировали его так: «не имеет недостатков, его очень легко взлетать и приземляться... Самолет представляет собой определенное преимущество в конструкция органов управления полетом... чрезвычайно приятно летать и маневрировать». [12] Бывшие пилоты часто считают его своим любимым самолетом войны из-за возможности перебрасывать его, как истребитель. [13] Бомбардировщик/ночной истребитель «Дуглас» оказался чрезвычайно адаптируемым, нашел применение на каждом театре боевых действий и преуспел как настоящий «пилотный самолет». [14]

Когда 20 сентября 1944 года серийное производство DB-7 наконец закончилось, всего компания Douglas построила 7098 экземпляров. [15] и еще 380 от Boeing . Компания Douglas модернизировала свой завод в Санта-Монике , создав механизированную производственную линию по производству A-20 Havoc. Сборочная линия имела длину более мили (6100 футов), но, совершая петли взад и вперед, вписывалась в здание длиной всего 700 футов. На некоторых операциях человеко-часы сократились на 50%, а производство утроилось. [16]

История эксплуатации [ править ]

Франция [ править ]

Французский заказ предусматривал существенные модификации для соответствия французским стандартам, в результате чего появился вариант DB-7 (Douglas Bomber 7). У него был более узкий и глубокий фюзеляж , радиальные двигатели Pratt & Whitney R-1830-SC3-G мощностью 1000 л.с. (750 кВт), пушки французского производства и метрические приборы. В середине этапа поставки двигатели были заменены на Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G мощностью 1100 л.с. (820 кВт). Французское обозначение было DB-7 B-3 (B-3 означает «трехместный бомбардировщик»).

DB-7 начали поставляться с производственной линии Дугласа в Эль-Сегундо, Калифорния , 31 октября 1939 года, а принятие закона «Cash and Carry» 4 ноября 1939 года позволило передать самолеты в Соединенных Штатах французам. который затем будет нести ответственность за доставку самолета. DB-7 были отправлены в Касабланку во Французской Северной Африке , где они были повторно собраны и испытаны перед передачей оперативным подразделениям Armée de l'Air . [17] [18] Когда немцы атаковали Францию ​​и Нидерланды 10 мая 1940 года, около 70 DB-7 достигли Северной Африки, оснастив три эскадрильи (эскадрильи), которые были переброшены из Африки на материковую часть Франции в ответ на нападение Германии. Они совершили около 70 боевых вылетов против наступающих немцев во время битвы за Францию , при этом было потеряно не менее восьми самолетов, но до наступления перемирия уцелевшие самолеты были эвакуированы в Северную Африку, чтобы избежать захвата. [18] Здесь они попали под контроль правительства Виши и ненадолго вступили в бой с союзниками во время операции «Факел» — вторжения союзников во французскую Северную Африку в ноябре 1942 года. [18]

После того, как французские войска в Северной Африке присоединились к союзникам, DB-7 использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов и были заменены в передовых эскадрильях на Martin B-26 Marauders . Эскадрилья Свободной Франции I/120 Lorraine , находившаяся под контролем британских ВВС, базировалась в Англии и была перевооружена в 1943 году на Boston IIIA, а затем на Boston IV. Он входил в состав 2-й группы Королевских ВВС , а затем Вторых тактических воздушных сил и совершал многочисленные налеты на цели в континентальной Европе. [19] [20]

В конце 1944 — начале 1945 года несколько уцелевших бывших французских DB-7 были переброшены на материковую часть Франции, где они участвовали в боевых действиях против оставшихся изолированных немецких очагов на западном побережье . [19]

Британское Содружество [ править ]

Бомбардировщик Douglas Boston Mk III из 24-й эскадрильи в ВВС ЮАР Ливии во время кампании в Западной пустыне в июне 1942 года.

После падения Франции все еще оставалось значительное количество DB-7, которые еще не были доставлены в Воздушную армию. Оставшаяся часть заказа, которая должна была быть доставлена ​​во Францию, вместо этого была принята Великобританией через Британскую комиссию по закупкам . В ходе войны 24 эскадрильи «Бостонов» действовали в Британии, Средиземноморье и Северной Африке. [ нужна ссылка ]

Первоначально французы намеревались использовать DB-7 в качестве тактического штурмовика ближнего действия, но его дальность полета была слишком мала, чтобы британские ВВС могли использовать их в качестве легких бомбардировщиков против немецких целей в Европе. Королевские ВВС отчаянно нуждались в любом самолете, пригодном для ночных боев и борьбы с нарушителями. Первые боевые действия этого типа в ВВС Великобритании начались в начале 1941 года, когда 181 Бостон Mk II начали использоваться в качестве ночных истребителей и самолетов-нарушителей. [21] Существовали две базовые версии Havoc I: версия Intrumer (застекленная носовая часть, пять 0,30-дюймовых пулеметов и 2400 фунтов бомб) и версия Night Fighter ( радар AI Mk.IV и восемь 0,30-дюймовых пулеметов).

Некоторые Havoc были переоборудованы в самолеты Turbinlite , в которых носовая часть была заменена мощным прожектором. Самолет Turbinlite будет наведен на вражеский самолет с помощью наземного радиолокационного контроля . Затем оператор бортового радара направлял пилота до тех пор, пока он не смог осветить противника. В этот момент Hawker Hurricane , сопровождающий самолет Turbinlite. в атаку должен был отправиться истребитель [22] В начале 1943 года турбинлитовые эскадрильи были расформированы. [23]

Все французские DB-7A, улучшенная версия DB-7, были доставлены в ВВС Великобритании, где им дали название Havoc II и переоборудовали в ночные истребители. В конце концов Британская закупочная комиссия заказала британскую версию под названием DB-7B, а ВВС Великобритании назвали ее Boston III. Бостон III был первым, кто эксплуатировался в составе ВВС Великобритании в качестве легкого бомбардировщика. Они поставлялись в эскадрильи Великобритании и Ближнего Востока (позже переведены на базы в Италии), заменив Bristol Blenheims . Их первый налет состоялся в феврале 1942 года. Многие Boston III были модифицированы в самолеты Turbinlite или Intrumer. [ нужна ссылка ]

Советский Союз [ править ]

В Иране американский механик завершает техническое обслуживание А-20 перед отправкой в ​​Советский Союз, 1943 год.

По ленд-лизу советские войска получили более двух третей изготовленных вариантов А-20Б и значительную часть вариантов G и H. А-20 был самым многочисленным иностранным самолетом в арсенале советских бомбардировщиков. Советские ВВС имели больше А-20, чем ВВС США . [24]

Их доставили по АЛСИБ авиапаромному маршруту (Аляска-Сибирь). Боевое крещение самолет прошел в конце июня 1942 года. Советы были недовольны четырьмя пулеметами Браунинг 30-го калибра, способными производить 600 выстрелов на ствол в минуту, и заменили их более скорострельными 7,62-мм ( 0,300 дюйма) калибра ШКАС , способный производить до 1800 выстрелов на ствол в минуту. Летом 1942 года «Бостоны» совершали рейды на сверхмалых высотах против немецких конвоев, хорошо защищенных зенитной артиллерией. Атаки производились с высоты всего 33 фута (10 м), и авиаполки понесли тяжелые потери. [24]

К середине 1943 года советские летчики были знакомы с А-20Б и А-20С. По общему мнению, самолет был слишком мощным и поэтому быстрым и маневренным. Он мог совершать крутые виражи с углом крена до 65°, а трехопорное шасси облегчало взлет и посадку. На этом типе могли летать даже экипажи с минимальной подготовкой. Двигатели были надежными, но чувствительными к низким температурам, поэтому советские инженеры разработали специальные кожухи, предохранявшие ступицы винтов от замерзания. [25]

Некоторые из этих самолетов были вооружены фиксированными передними пушками и добились определенных успехов в качестве штурмовиков.

К концу войны в СССР было поставлено 3414 А-20, из них 2771 использовался в советских ВВС. [24]

Нидерланды [ править ]

В октябре 1941 года правительство Нидерландов в изгнании заказало 48 самолетов DB-7C для использования в Голландской Ост-Индии .Поставка была запланирована на май 1942 года, но из-за отчаянной ситуации правительство США согласилось заранее направить 32 самолета DB-7B Boston III в Голландскую Ост-Индию. [26]

Первые шесть были доставлены кораблем в феврале 1942 года. [ нужна ссылка ] Для участия в акции успели собрать только один самолет. [ нужна ссылка ] Японцы захватили оставшиеся самолеты поставки, и по крайней мере один был отремонтирован и позже испытан Императорской японской армией . [27]

Австралия [ править ]

Погрузка боеприпасов калибра .50 в «Бостон» 22-й эскадрильи RAAF на острове Ноемфур , Нидерланды, Новая Гвинея , август 1944 года.

Следующие 22 DB-7B, которые должны были быть доставлены в Ост-Индию, были переданы Королевским ВВС Австралии. [28] Они служили в составе 22-й эскадрильи RAAF и воевали в Ост-Индии с сентября 1942 года. Бостоны RAAF принимали участие в битве на море Бисмарка и в атаках на большой японский конвой, направлявшийся в сторону Лаэ .

Несколько самолетов A-20A/C/G прибыли из США в сентябре 1943 года. К ноябрю 1944 года 22-я эскадрилья должна была быть переброшена на Филиппины. Тринадцать «Бостонов» были уничтожены на земле во время японского рейда на Моротай . Эскадрилья была отведена в Ноемфур , где была перевооружена на Bristol Beaufighters, прежде чем вернуться в бой. [28] Выжившие бостонцы были заняты транспортом, доставкой почты и связью.

США [ править ]

В 1940 году безразличие американских военных к этому типу было преодолено усовершенствованиями, внесенными для ВВС Франции и Британского Содружества.

USAAC были впечатлены высоким соотношением мощности и веса А-20А и простотой управления. Было заказано два варианта траншем из более чем 200 самолетов: А-20 для высотных дневных бомбардировок и А-20А для полетов на малых и средних высотах. [29] Предполагалось, что высотный вариант будет оснащен с турбонаддувом двигателями Wright R-2600-7 ; после того, как у прототипа возникли технические проблемы, USAAC изменило свой заказ, и в начале 1941 года на вооружение поступила первоначальная партия из 123 А-20А (с менее мощными двигателями R-2600-3) и 20 А-20 (R-2600-11). . [30] Еще 59 самолетов из этого первого заказа были получены как ночные истребители Р-70 с двигателями Р-2600-11 с двухступенчатым наддувом. [31]

А-20В, еще один вариант высотного бомбардировщика, лишенный тяжелой брони и самоуплотняющихся топливных баков, получил от USAAC значительный заказ: 999 самолетов (хотя две трети из них были экспортированы в СССР). [32] Учитывая уроки Тихого океана, ВВС США заказали A-20G в июне 1942 года. [33]

Тихий океан [ править ]

Основная партия DB-73, первоначально предназначавшаяся для Франции, была сохранена правительством США и преобразована в боевую конфигурацию A-20C/G. ВВС США получили 356 самолетов, большинство из которых эксплуатировались 5-й воздушной армией на юго-западном Тихоокеанском театре военных действий . [34] Когда началась война, 27-я бомбардировочная группа (без А-20А) находилась в процессе отправки на Филиппины, где ее должны были восстановить в составе А-20, но первой боевой единицей, участвовавшей в реальных боевых действиях, была 89-я бомбардировочная эскадрилья, начавшая боевые действия в Новой Гвинее 31 августа 1942 года.

Американские А-20 Havoc из 89-й эскадрильи 3-й ударной группы бомбят японское торговое судно у побережья Вевака , Новая Гвинея , март 1944 года.

В начале 1944 года в Новую Гвинею были отправлены 312-я и 417-я бомбардировочные группы, оснащенные А-20G. Большинство самолето-вылетов совершалось на малых высотах, поскольку японские зенитные артиллерийские орудия были не такими смертоносными, как немецкие, и вскоре выяснилось, что в бомбовом наводчике нет особой необходимости. Следовательно, наводчик бомбы был заменен дополнительными пулеметами, установленными в обтекаемой носовой части. А-20Г были идеальным оружием для точечных ударов по самолетам, ангарам и складам снабжения.Действуя строем, их тяжелая передовая огневая мощь могла сокрушить корабельную противовоздушную оборону, а на уровне вершины волны (напоминая запуск торпеды) они могли сбрасывать свои бомбы в борта транспортов и эсминцев со смертельным эффектом. [35] Кроме того, капитаны небольших японских эскортов (например, эсминцев) предположили, что приближающиеся самолеты совершают торпедные заходы, и развернули свои корабли носом к самолету, защищающемуся, что сделало обстрел гораздо более разрушительным для небронированных эскортов и часто оставляло их. еще более уязвимы для последующих «бомбардировок». [ нужна ссылка ]

После новогвинейской кампании эскадрильи А-20 перебрались на Филиппины. В 1944 году три полные группы А-20 по четыре эскадрильи принимали активное участие в кампании, которая привела к вторжению на Лусон . [36] После того, как Филиппины были взяты под контроль, А-20 атаковали японские цели на Формозе. [37]

Первая эскадрилья ночных истребителей, использовавшая в бою P-70, базировалась на Хендерсон-Филд для перехвата высотных японских ночных рейдеров. 418-я и 421-я эскадрильи ночных истребителей некоторое время летали на P-70 в Новой Гвинее. Во время войны на Тихом океане P-70 сбили только два самолета, поскольку их характеристики были недостаточно хороши для перехвата японских ночных рейдеров, и их заменили на Northrop P-61 Black Widows . как можно скорее [38]

Европа и Средиземноморье [ править ]

В Европе экипажи А-20 USAAF выполнили свои первые боевые вылеты в составе подразделений RAF. 4 июля 1942 года 12 экипажей 15-й бомбардировочной эскадрильи стали первыми военнослужащими 8-й воздушной армии, вступившими в бой. Они летали на «Бостонах», принадлежащих 226-й эскадрилье Королевских ВВС, с баз в Англии, выполняя задания против вражеских аэродромов в Нидерландах. [39]

А-20 USAAF были направлены в Северную Африку и совершили свой первый боевой вылет из Юкс-ле-Бен, Алжир , в декабре 1942 года. Они оказывали ценную тактическую поддержку союзным наземным войскам, особенно во время и после битвы при Кассеринском перевале . Во время североафриканской кампании многие А-20 были оснащены дополнительными пулеметами, стреляющими вперед. После капитуляции Германии в Тунисе А-20 перебрались на базы в Италии, Корсике , Франции, а затем вернулись в Италию в январе 1945 года. [35]

Douglas A-20J-10-DO, 43-10129 , из 416-й бомбардировочной группы, уничтоженный зенитной артиллерией над Бовуаром, Франция, 12 мая 1944 года.

Четыре эскадрильи ночных истребителей P-70 были отправлены в Северную Африку в 1943 году. Когда они прибыли, они эксплуатировали ночные истребители Bristol Beaufighter. Позже 427-я эскадрилья ночных истребителей была переброшена в Италию, но эскадрилья заменила свои P-70 на Northrop P-61 Black Widows, и поэтому ни одна эскадрилья ночных истребителей не использовала свои P-70 в боях в Европе. [38]

Тем временем в Англии три бомбардировочные группы, оснащенные А-20, были приписаны к 9-й воздушной армии и вступили в строй в 1944 году. потери были слишком велики, и тактику изменили на рейды среднего уровня. После поддержки наступления союзных войск во Францию ​​до конца 1944 года все подразделения перешли на Douglas A-26 Invader . [35] Reconnaissance Havocs присоединилась к 9-й воздушной армии в 1944 году. Ее 155-я фотографическая эскадрилья (ночная) получила F-3A для ночных фотографических операций. [40]

Варианты [ править ]

Обслуживание бомбардировщика А-20, Лэнгли Филд, Вирджиния, июль 1942 г.
А-20 сходит с конвейера в Лонг-Бич, 1942 год.
Бостон I и II
Королевские ВВС согласились взять на себя остаток французского заказа, который был перенаправлен в Великобританию, и бомбардировщикам было присвоено служебное наименование «Бостон» с дальнейшим обозначением « Марк I » или «Марк II» в соответствии с предыдущим или более поздний тип двигателя.
Хаос Мк I
«Бостон» обычно считался непригодным для использования ВВС Великобритании, поскольку его дальность действия была слишком ограничена для дневных налетов на Германию. Многие из Boston Mk II, а также некоторые Mk Is с модернизированным двигателем были переоборудованы для работы в ночное время - либо как нарушители с бомбами массой 2400 фунтов (1100 кг), либо как ночные истребители с AI Mk. IV радар . Эти самолеты Havoc Mk I оказались недостаточно мощными и были заменены на De Havilland Mosquito . Всего в Havocs был переоборудован 181 Бостон. В ходе рейдов по пресечению злоумышленники Havoc нанесли значительный ущерб немецким объектам.
Хаос-Пандора
Двадцать Havoc были переоборудованы в самолеты-нарушители, несущие на себе длинную воздушную мину (LAM) - заряд взрывчатого вещества, тянущийся по длинному тросу на пути вражеских самолетов в надежде поразить их. Испытания, проведенные с использованием одного Handley Page Harrows, сбрасывающего LAM в поток немецких бомбардировщиков, не увенчались успехом, и Havocs были переоборудованы обратно в истребители Mk I.
Хаос I Турбинлит
Havoc I был установлен прожектор мощностью 2,7 миллиона свечей ; В носовой части [41] аккумуляторы для него переносились в бомбоотсеке. В хвостовой части фюзеляжа сидел оператор радара. Они были безоружны и должны были освещать цели для сопровождающих Hawker Hurricane истребителей . Всего был переоборудован 31 самолет. Они устарели из-за высокопроизводительных истребителей, которые могли нести собственный радар.
ДБ-7/Хаос I
Первоначальный французский вариант, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R-1830 мощностью 1000 л.с. (750 кВт). Из 270 заказанных DB-7 116 были приняты французами до перемирия.
ДБ-7А/Хавок II
Французская закупочная комиссия заказала еще 100 бомбардировщиков, которые будут оснащены двигателями Wright R-2600-A5B Twin Cyclone мощностью 1600 л.с. (1200 кВт) - той же базовой конструкцией двигателя, которая используется в компании North American Aviation современном среднем бомбардировщике B-25 . Эти самолеты DB-7 были обозначены компанией Douglas Aircraft как DB-7A . Ни один из них не был доставлен до падения Франции, и вместо этого они были отправлены в Великобританию. Они были преобразованы в ночные истребители путем добавления 12 пулеметов калибра 0,303 дюйма в носовой части и дополнительных топливных баков. Их максимальная скорость на больших высотах составляла 344 миль в час (550 км/ч). Всего в качестве Турбинлитов недолгое время использовалось 39 самолетов.
DB-7B/Бостон III
DB -7B была первой партией этой модели, заказанной непосредственно для Королевских ВВС . Это было сделано в феврале 1940 года. Они оснащались теми же двигателями, что и ДБ-7А, но с лучшей бронезащитой . Важно отметить, что у них были топливные баки большего размера, и они подходили для использования ВВС Великобритании в качестве легких бомбардировщиков. Это была партия, которой впервые было присвоено название «Бостон», но поскольку DB-7, предназначавшиеся для Франции, поступили на вооружение Королевских ВВС первыми, самолеты этого заказа получили название Boston Mk III . Среди других боевых задач они принимали участие в атаках на немецкие военные корабли «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и «Принц Ойген» во время их броска через Ла-Манш (операция «Цербер») и рейде на Дьепп («Операция «Юбилей»). Было произведено и поставлено триста «Бостон III», некоторые из них были переоборудованы для использования в качестве ночных истребителей.
ДБ-73
Вариант DB-7B/Boston III, построенный по заказу правительства Франции и оснащенный французскими приборами и дополнительным оборудованием; из 480 заказанных Францией DB-73 240 были построены по лицензии компанией Boeing в Сиэтле. [42] Ни один из них не был поставлен, из-за падения Франции блок DB-73 был заказан Королевскими ВВС после переоборудования в конфигурацию Boston III. После вторжения Германии в Советский Союз СССР был поставлен 151 ДБ-73. После атаки японцев на Перл-Харбор еще 356 DB-73 были приняты на вооружение USAAF, которые передали 22 Королевским ВВС Австралии (RAAF) для использования на театре военных действий в юго-западной части Тихого океана . Австралийские источники обычно указывают эти самолеты как DB-7B. [34]
ДБ-7С
Это была версия ВВС Голландской Индии, предназначенная для службы в Голландской Ост-Индии, но японское завоевание Ост-Индии было завершено еще до того, как они были доставлены. Часть этого заказа застряла в Австралии в так называемом «потерянном конвое», а первые 31 Бостон были собраны на авиабазе Ричмонд в Новом Южном Уэльсе и эксплуатировались 22-й эскадрильей RAAF во время кампании против Буны , Гоны и Лаэ. , Новая Гвинея. Сборка этих 31 бомбардировщика была затруднена тем, что их руководства и приборные панели были напечатаны на голландском языке . Остальная часть этого заказа была отправлена ​​в Советский Союз, который получил 3125 самолетов серии Douglas DB-7. [13]
Двойное крепление T30/M10 [43] тройная пусковая установка для ракет M8 диаметром 4,5 дюйма (114 мм) , которые также несли (по одной только под каждым крылом) Republic P-47 Thunderbolts .
Когда поставки в Великобританию наконец возобновились, они были доставлены по условиям программы ленд-лиза. Эти самолеты на самом деле представляли собой переоборудованные A-20C, известные как Boston IIIA .
А-20
Первоначальное безразличие американцев к модели 7B было преодолено усовершенствованиями, внесенными для французов и британцев, и Воздушный корпус армии США заказал две модели: А-20 для бомбардировок на больших высотах и ​​А-20А для бомбардировок на малых и средних высотах. бой. [44] Оба были похожи на ДБ-7Б. А-20 должен был быть оснащен двигателями Wright R-2600-7 с турбонаддувом , но они были громоздкими, а у прототипа были проблемы с охлаждением. [30] так остальные комплектовались двухступенчатыми с наддувом Р-2600-11,59 как Р-70 истребители [31] и 3 как самолет-разведчик F-3 . Один А-20 оценивался ВМС США как BD-1 , а Корпус морской пехоты США летал восемью как BD-2 . [32]
А-20А
Армия США заказала 123 А-20А с двигателями Р-2600-3 и еще 20 с более мощными Р-2600-11. [45] Они поступили на вооружение весной 1941 года. Армии понравился А-20А из-за его хороших характеристик и отсутствия недостатков в управляемости. Девять из них были переданы RAAF в 1943 году. USAAF использовало британское название Havoc для A-20A, а RAAF называло их «Бостонами».
А-20Б
А -20В получил первый по-настоящему крупный заказ от армейской авиации: 999 самолетов. Они напоминали ДБ-7А, а не ДБ-7Б, без самоуплотняющихся топливных баков и с легкой броней. [32] и ступенчатые, а не наклонные остекления в носах. [46] На практике 665 из них были экспортированы в Советский Союз , поэтому только около трети из них служили в ВВС США. [32]
А-20С на обслуживании в Лэнгли Филд, Вирджиния, 1942 год.
А-20С
А -20С был попыткой разработать стандартную международную версию DB-7/A-20/Boston, выпускавшуюся с 1941 года. Он вернулся к наклонному носовому стеклу и имел саморегулирующиеся двигатели RF-2600-23. герметизация топливных баков и дополнительная защитная броня. Они были оборудованы для перевозки внешней воздушной торпеды массой 2000 фунтов (910 кг) . Всего для Великобритании и Советского Союза было построено 948 самолетов, но многие из них были сохранены ВВС США после нападения Японии на Перл-Харбор. Советские А-20 часто оснащались башнями отечественной конструкции. [47]
А-20Д
Предлагался облегченный вариант с двигателями Р-2600-7 и несамоуплотняющимися топливными баками. Непостроенный. [48]
A-20G Havoc выставлен в Национальном музее ВВС США.
А-20Г
A -20G , поставленный с февраля 1943 года, будет самым массовым из всей серии: построено 2850 самолетов. Застекленный нос был заменен сплошным носом, содержащим четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки Hispano и два пулемета M2 Browning калибра 0,50 дюйма . После первой партии из 250 единиц менее точные пушки были заменены на большее количество пулеметов. После того, как было построено 750 самолетов, была установлена ​​турель с механическим приводом, оснащенная двумя пулеметами калибра 0,50 дюйма, в результате чего фюзеляж стал шире на 6 дюймов (15 см), а подфюзеляжная туннельная пушка была заменена с 0,30 дюйма на еще .50 в Браунинге. Силовые установки представляли собой две Р-2600-23 мощностью по 1600 л.с. (1200 кВт). [49] Многие А-20Г были поставлены в Советский Союз. Американские A-20G использовались в вылетах на малых высотах на театре военных действий в Новой Гвинее.
А-20Н
A -20H был таким же, как A-20G, но имел двигатель R-2600-29 мощностью 1700 л.с. (1270 кВт). Их было построено 412 штук. Взлетная масса была увеличена до 24 170 фунтов (10 960 кг).
ЗБ-20Н
В 1948 году последний уцелевший A-20H на вооружении США был переименован в B-20 с устранением категории «A, обозначающий атаку», и ему был присвоен префикс «Z» как устаревший. [50]
А-20J/Бостон IV
На A -20J был установлен дополнительный бомбардир в удлиненной носовой части из акрилового стекла . Они предназначались для руководства бомбардировочными формированиями, при этом следующие стандартные А-20 сбрасывали бомбы по сигналу лидера. Всего было построено 450 машин, 169 для ВВС Великобритании, которые с лета 1944 года получили обозначение Boston Mk IV.
А-20К/Бостон В
A -20K (Boston Mk V на языке британских ВВС) был последней серийной версией серии A-20, такой же, как A-20J, за исключением R-2600-29 вместо -23.
Ночной истребитель П-70 с двухдипольной радиолокационной антенной «наконечник стрелы».
П-70
В октябре 1940 года USAAC почувствовал потребность в истребителях дальнего действия больше, чем в ударных бомбардировщиках. В результате шестьдесят серийных А-20 были переоборудованы в ночные истребители Р-70, поставленные к сентябрю 1942 года. Они были оснащены радаром SCR-540 (копия британского AI Mk IV), остекленной носовой частью часто окрашивался в черный цвет, чтобы уменьшить блики и скрыть детали радиолокационной установки, и имел четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки, стреляющие вперед, каждая по 120 снарядов, в лотке в нижней части бомбового отсека, в то время как в верхней части находился дополнительный топливный бак емкостью 250 галлонов США (950 л; 210 имп галлонов). В 1943 году в период с июня по октябрь 13 А-20С и 51 А-20Г были переоборудованы в Р-70А . Отличия заключались в вооружении: пакет 20-мм пушек был заменен на носовую часть пушки А-20Г с установленными шестью пушками калибра .50, в бомбоотсеке размещалась радиолокационная установка СКР-540 со спаренной вертикальной плоскостью. дипольная приемопередающая антенна «наконечник стрелы», выступающая между носовыми пушками. Дальнейшие варианты P-70 производились на базе вариантов A-20G и J. Уникальный планер На P-70B-1 (переоборудованном из A-20G) и последующих P-70B-2 (переоборудованных из A-20G и J) был установлен американский сантиметровый радар (SCR-720 или SCR-729). P-70 и P-70A участвовали в боях только на Тихом океане во время Второй мировой войны и только в ВВС США. Самолеты P-70B-1 и P-70B-2 никогда не участвовали в боевых действиях, но служили в качестве инструкторов экипажей ночных истребителей в США во Флориде, а затем в Калифорнии. К 1945 году все P-70 были сняты с вооружения.
Ф-3А
F-3A представлял собой переоборудование сорока шести моделей A-20J и K для ночной фоторазведки (F-3 представлял собой три модификации оригинального A-20). Этот вариант использовался на Европейском театре военных действий 155-й фоторазведывательной эскадрильей, которая начала свое развертывание как 423-я эскадрилья ночных истребителей. 423-я дивизия была преобразована в 155-ю фоторазведывательную эскадрилью отчасти из-за знания тактики ночных истребителей, которую можно было использовать для защиты от немецкой авиации. Хотя вооружение было снято, сохранился экипаж из трех человек, состоящий из пилота, наблюдателя и штурмана. Первым самолетом союзников, приземлившимся в Итадзуке, Япония, после капитуляции в августе 1945 года, был F-3A. [ нужна ссылка ]
БД-1 в 1940 году
БД-1
Один А-20А был куплен в 1940 году ВМС США для оценки использования Корпусом морской пехоты США. У ВМФ/Корпуса морской пехоты не было приоритета на производственных линиях, поэтому БД не был принят на вооружение.
БД-2
В 1942 году восемь бывших армейских А-20В были переданы ВМС США для использования в качестве высокоскоростных буксиров-мишеней. Несмотря на добавление оборудования для буксировки целей, снятие всего вооружения и возможность нести бомбы, самолеты по-прежнему имели обозначение BD в последовательности «Бомбардировщик». Их сняли с вооружения в 1946 году.
О-53
Наблюдательно-разведывательная версия А-20Б с двумя двигателями Р-2600-7 мощностью 1700 л.с. (1300 кВт). Первоначальный заказ на 1489 самолетов был отменен, и ни один из них не был построен.

Операторы [ править ]

RAF Boston III из 88-й эскадрильи RAF над Дьеппом, 1942 год.
А-20 в бомбардировочном строю во время Второй мировой войны.
Полет бомбардировщиков A-20G или H над Францией.
24-я эскадрилья SAAF Boston Mk III Северная Африка, 1941 г.
 Австралия
 Бразилия
 Канада
Французская Четвертая Республика Франция
 Виши Франция
 Нидерланды
 Польша
 ЮАР
 Советский Союз
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Выжившие самолеты [ править ]

По состоянию на 2022 год три А-20 находятся в летном состоянии. Все они являются вариантами G и зарегистрированы в США. [ нужна ссылка ]

Последний из 7478 построенных А-20 (вариант K) был построен в сентябре 1944 года. Перед окончанием войны этот тип был заменен в некоторых военно-воздушных силах такими типами, как Douglas A-26 (USAAF), Bristol Beaufighter (RAAF). ) и de Havilland Mosquito (RAF). Возможно, последним существенным пользователем была Força Aérea Brasileira , которая сняла с вооружения А-20 только в конце 1950-х годов.

Количество планеров быстро сокращалось. К началу 1960-х годов во всем мире существовало всего шесть полных А-20. С тех пор это число медленно росло с открытием мест крушения в Тихом океане и Восточной Европе.

Технические характеристики (А-20Г-20-ДО) [ править ]

Дуглас А-20 Хэвок

Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I, [51] Боевой самолет Джейн времен Второй мировой войны. [52]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 47 футов 11 + 7 8 дюймов (14,63 м)
  • Размах крыльев: 61 фут 3,5 дюйма (18,68 м)
  • Высота: 18 футов 1 + 1 2 дюйма (5,52 м)
  • Площадь крыла: 464 кв. футов (43,1 м 2 )
  • Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 23009 [53]
  • Пустой вес: 16 031 фунт (7 272 кг)
  • Полная масса: 24 127 фунтов (10 944 кг)
  • Запас топлива: 400 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л), нормальный объем.
300 галлонов США (250 имп галлонов; 1100 л) в дополнительном внешнем баке
676 галлонов США (563 имп галлона; 2560 л) в четырех дополнительных вспомогательных баках в бомбоотсеке.

Производительность

  • Максимальная скорость: 317 миль в час (510 км/ч, 275 узлов) на высоте 10 700 футов (3300 м)
325 миль в час (282 узла; 523 км / ч) на высоте 14 500 футов (4400 м)
  • Крейсерская скорость: 280 миль в час (450 км/ч, 240 узлов) на высоте 14 000 футов (4300 м).
  • Скорость сваливания: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов)
  • Диапазон: 945 миль (1521 км, 821 миль)
  • Перегоночная дальность: 2300 миль (3700 км, 2000 морских миль)
  • Практический потолок: 23 700 футов (7 200 м)
  • Скорость набора высоты: 2000 футов/мин (10 м/с).
  • Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 8 минут 48 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 52 фунта/кв. футов (250 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,141 л.с./фунт (0,232 кВт/кг)

Вооружение

  • Оружие:
    • 6 фиксированных вперед стреляющих пулеметов Браунинг калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) в носовой части.
    • 2 пулемета Браунинг 0,5 дюйма (12,7 мм) в спинной башне
    • 1 гибкий пулемет Браунинг диаметром 0,5 дюйма (12,7 мм), установленный за бомбовым отсеком.
  • Ракеты:
    • 4 трёхтрубные Т30/М10 ракетные установки
  • Бомбы: 4000 фунтов (1800 кг)

в Известные СМИ выступления

«Путь к звездам» , также известный как «Джонни в облаках» , — это военный драматический фильм 1945 года, снятый компанией Two Cities Films и выпущенный United Artists, в котором заметное место занимают Королевские ВВС Бостона. [54]

См. также [ править ]

Ф-3, фоторазведывательная версия А-20, 1942 год.

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Паркер 2013, стр. 11, 18–19.
  2. ^ Крик, Даррен. «RAAF A28 Douglas A-20A/C/G Бостон». Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine ADF, серийные номера самолетов , 2009 г., дата обращения: 24 января 2013 г.
  3. ^ Франсильон 1979, с. 281.
  4. ^ Баугер, Джо (29 мая 1998 г.). «Douglas A-20 Havoc — Глава 1, прототип модели 7B» . Западный университет . Архивировано из оригинала 16 мая 2006 года . Проверено 8 января 2022 г.
  5. ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 26–27.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсильон 1979, с. 283.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 25, 27.
  8. ^ Франсильон 1979, стр. 284, 307.
  9. ^ Франсильон 1979, с. 284.
  10. ^ «Обозначения моделей авиационных двигателей ВВС США» . Командование авиационных средств ВВС США . Проверено 31 августа 2020 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грин и энтузиаст авиации Суонборо , май – август 1988 г., стр. 27–28.
  12. ^ Ганн 1971, стр. 7.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Винчестер 2005, с. 72.
  14. ^ Тейлор 1969, с. 489.
  15. ^ Associated Press, «Последний бомбардировщик Havoc, произведенный Дугласом», The San Bernardino Daily Sun , Сан-Бернардино, Калифорния, среда, 27 сентября 1944 года, том 51, страница 7.
  16. ^ Паркер 2013, стр. 7–13, 16, 18–19.
  17. ^ Франсильон 1979, стр. 28, 297.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., с. 29.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Франсильон 1979, с. 297.
  20. ^ «Дуглас DB-7 на французской службе» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
  21. ^ Джонсон 2008, с. 37.
  22. ^ Йоксалл, Джон (17 марта 1949 г.), «3-я истребительная эскадрилья» (pdf) , Flight , том. Л.В., нет. 2099, с. 318 — из архива Flightglobal .
  23. ^ Уайт, например, «1459-й рейс и 538-я эскадрилья». Архивировано 9 июля 2011 г. в навигаторе Wayback Machine Nightfighter. Дата обращения: 1 августа 2011 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гордон 2008, с. 453.
  25. ^ Гордон 2008, с. 461.
  26. ^ «DB-7C для Нидерландской Ост-Индии» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
  27. ^ «Дуглас Бостон» .
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Бостон на вооружении Королевских ВВС Австралии» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
  29. ^ Гебель 2021 , §2
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меско 1983 , с. 13
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меско 1983 , с. 48
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Меско 1983 , с. 16
  33. ^ Гебель 2021 , §2
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крик, Даррен. «RAAF A28 Douglas A-20A/C/G Бостон». Архивировано 6 декабря 2013 г. в Wayback Machine ADF Aircraft Serial Numbers , 2009. Дата обращения: 24 января 2013 г.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Служба А-20 в USAAF» . www.joebaugher.com . Проверено 12 июля 2022 г.
  36. ^ Гесс 1979 , с. 71
  37. ^ Гесс 1979 , с. 72
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дуглас П-70» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
  39. ^ "Хронология ВВС Великобритании, 1942 год". Архивировано 6 декабря 2010 г. в Wayback Machine RAF. Проверено: 8 августа 2012 г.
  40. ^ «Дуглас Ф-3» . www.joebaugher.com . Проверено 15 декабря 2017 г.
  41. ^ Мавер 2011, стр.48.
  42. ^ Баугер, Джозеф Ф. «Дуглас DB-73». Штурмовики США , 2001 г., дата обращения: 24 января 2013 г.
  43. ^ TM9-395 4,5-дюймовая авиационная ракетная техника (PDF) . Военное министерство. 12 сентября 1944 г. стр. 4 - через Hyperwar Foundation.
  44. ^ Гебель 2021 , §2
  45. ^ Меско 1983 , с. 14
  46. ^ Гебель 2021 , §3
  47. ^ Винчестер 2005, с. 73.
  48. ^ Франсильон 1979, с. 291.
  49. ^ Суонборо Грин и энтузиаст авиации , май – август 1988 г., стр. 37–38.
  50. ^ "А-20." Архивировано 21 ноября 2008 г. на Wayback Machine USWarplanes.net. Проверено: 25 августа 2012 г.
  51. ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 269–295. ISBN  0870214284 .
  52. ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1989). Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны (изд. 1995 г.). Нью-Йорк: Военная пресса. п. 219в. ISBN  0517679647 .
  53. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  54. ^ Отчеты Харрисона , обзор фильма; 24 ноября 1945 г., с. 186.

Библиография [ править ]

  • Франсильон, Рене Дж. МакДоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1979. ISBN   0-370-00050-1 .
  • Ганн, Гарри. Дуглас А-20 (от 7А до Бостона III) . Лондон: Профильные публикации, 1971.
  • Гебель, Грег (1 сентября 2021 г.). «Дуглас А-20 Хэвок» . Воздушные векторы . Проверено 12 июля 2022 г.
  • Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли Великобритания, Midland Publishing, 2008. ISBN   978-1-85780-304-4 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: MacDonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN   0-356-01448-7 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители ВВС США, часть 2 . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1978. ISBN   0-354-01072-7 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «A-20 Havoc: Дуглас «Великий»». Air Enthusiast , Тридцать шесть лет, май – август 1988 г., стр. 25–38, 55–60. ISSN   0143-5450
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Патнэм, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Хесс, Уильям Н. (1979). А-20 Хаос на войне . Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Сыновья Чарльза Крибнера. ISBN  0-684-16453-1 .
  • Джонсон, ER Американские штурмовики с 1926 года , Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company, первое издание, 2008 г. ISBN   978-0-7864-3464-0 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Леде, Мишель (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN   1243-8650 .
  • Леде, Мишель (май 2002 г.). «Самолеты союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (110): 16–23. ISSN   1243-8650 .
  • Мавер, Гранвилл Алан (2011). Дневник пилота «Спитфайра» . Дюрал, Новый Южный Уэльс: Издательство Розенбург. ISBN  9781921719189 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Меско, Джим (1983). А-20 Хаос в действии . Самолет 56. Кэрроллтон, Техас, США: Squadron/Signal Publications. ISBN  0-89747-131-8 .
  • Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны . Сайпресс, Калифорния, Dana T. Parker Books, 2013. ISBN   978-0-9897906-0-4 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Дуглас DB-7, A-20 Havoc и Boston (бомбардировщики) и Douglas DB-7, Havoc, P-70 (истребители)». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Томпсон, Скотт. Дуглас Хэвок и Бостон: серия DB-7 / A-20 (серия Crowood Aviation). Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 2004. ISBN   978-1861266705 .
  • Винчестер, Джим, изд. «Дуглас А-20 Бостон/Хавок». Самолеты Второй мировой войны (The Aviation Factfile) . Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-639-1 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f3be29781dce4858a891cc58bc1d767__1717340100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/67/9f3be29781dce4858a891cc58bc1d767.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Douglas A-20 Havoc - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)