Виши Французские ВВС
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2013 г. ) |
( Французские ВВС Виши фр . Vichy Armée de l'Air française ), обычно называемые ВВС Виши ( Armée de l'air de Vichy ) или ВВС перемирия ( Armée de l'Air de l'armistice ) для ясности, это был воздушный филиал Армии перемирия Виши , Франция , созданный после падения Франции в июне 1940 года. Французские ВВС Виши существовали с декабря 1940 по декабрь 1942 года и в основном служили для защиты французских территорий Виши за рубежом.
История
[ редактировать ]
После поражения Франции маршал Анри-Филипп Петен 22 июня 1940 года подписал перемирие с Германией, согласно которому вишистская Франция стала марионеточным государством. однако некоторые люди не хотели вступать в ВВС Виши. Вместо этого было два типа людей: те, кто хотел сбежать из Франции и присоединиться к Силам Свободной Франции (Forces Françaises Libres), или те, кто остался и улетел. для французских ВВС по перемирию от имени правительства Виши. Первоначально немцы хотели полностью расформировать ВВС, а к середине сентября весь личный состав должен был быть демобилизован. Однако 3 июля 1940 года британский Королевский флот атаковал французский флот, стоявший на якоре в алжирских портах Оран и Мерс-эль-Кебир . Это разозлило вишистскую Францию, поэтому правительство Виши разорвало все связи и связи с англичанами. После этого немцы согласились на формирование французских ВВС Виши.
Июнь 1940 г. - декабрь 1942 г.
[ редактировать ]Аналогично тому, что произошло с Германией после Первой мировой войны, французское правительство, резиденция которого теперь была перенесена в Виши , согласилось принять немецкие условия по сокращению армии и флота, которые были бы достаточно сильны только для поддержания порядка в стране. Франция и ее колонии. Германия приказала, чтобы военные самолеты, уцелевшие в битве за Францию, в том числе те, которые сейчас дислоцируются в Тунисе , Алжире и Марокко , должны были быть сданы либо целиком, либо уже в разобранном виде, либо полностью уничтожены – снова параллель с тем, что произошло с ВВС Германии в 1919.
Однако военно-воздушные силы Виши были спасены от несуществования последствиями события, которое нанесло ущерб, если не полностью изменило, отношения между оккупированной Францией и Великобританией. Уинстон Черчилль не собирался позволять крупным кораблям ВМС Франции оставаться нетронутыми до тех пор, пока существовал хоть какой-то шанс, что они станут дополнением Кригсмарине ( немецкого военно-морского флота).
Черчилль санкционировал план под кодовым названием « Операция «Катапульта »» для британского военно-морского соединения ( Force H ), базирующегося в Гибралтаре, для перехода в гавань Мерс-эль-Кебир , недалеко от Орана , в Алжире. Четыре крупных корабля и другие суда были размещены в Мерс-эль-Кебире. Отряд H должен был убедить адмирала Марселя-Бруно Женсуля не подчиняться приказам Виши и вывести свои корабли из войны в Европе; отправляясь в британские порты или во французские колонии на Дальнем Востоке или даже в (по-прежнему нейтральные) Соединенные Штаты. Эта инициатива была категорически отвергнута, поэтому адмирал Королевского флота Джеймс Сомервилл отдал приказ уничтожить французские корабли. В результате нападения погибло 1297 французских моряков, один французский линкор был потоплен, а два других серьезно повреждены. Этот инцидент дискредитировал британцев в глазах французов и дал немцам инструмент пропаганды, изображая британцев настоящими врагами Франции. 18 июля французские ВВС без особого энтузиазма бомбили Гибралтар в ответ на нападение на французский флот. Бомбардировка причинила небольшой ущерб, но привела к первым жертвам. [1]
Виши и Берлин согласились, хотя и неохотно, что Armée de l'Air de Vichy (Военно-воздушные силы Виши) по-прежнему необходимы на случай, если интересы Франции снова будут атакованы британцами – и, конечно же, для нападения на самих британцев. . Геринг приказал, чтобы все самолеты ВВС Франции Виши отныне обозначались специальной маркировкой на фюзеляже и хвостовом оперении каждого из них. Первоначально задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение (за исключением руля направления) были окрашены в ярко-желтый цвет, однако позже маркировка была изменена и теперь представляла собой горизонтальные красные и желтые полосы. Во всех случаях французские национальные опознавательные знаки ( круглый знак на фюзеляже и триколор на хвостовом оперении) остались прежними.
Почти три месяца спустя, 23 сентября 1940 года, ВВС Виши снова приняли участие в боевых действиях, когда британцы попытались захватить Дакар , столицу Французской Западной Африки (ныне Сенегал ). Как и в Мерс-эль-Кебире, после того как попытка убедить французов Виши присоединиться к делу союзников потерпела неудачу, силы Великобритании и Свободной Франции атаковали силы Виши. Однако на этот раз французам Виши удалось отразить атаки британских торпедоносцев, начатые с авианосца HMS Ark Royal, в течение нескольких дней боев с небольшими потерями на своей стороне.
24 сентября в ответ на британскую атаку в Дакаре ВВС Виши бомбили британские объекты в Гибралтаре с французских баз в Северной Африке . Бомбардировки прекратились на следующий день — в тот же день, когда британцы покинули Дакар, — но только после того, как Гибралтару был нанесен серьезный ущерб. [ нужна ссылка ]
Базирующиеся в Сирии подразделения ВВС Виши принимали участие в боевых действиях против британцев с апреля 1941 года, когда в результате государственного переворота в Ираке в 1941 году премьер-министром на короткое время был назначен националист Рашид Али аль-Гайлани , чтобы обеспечить жизненно важные поставки нефти в Киркуке (под британским контролем). контроль с 1934 года) на северо-востоке Ирака для проосевых националистов , которые хотели, чтобы британцы были изгнаны из страны. Однако база Королевских ВВС (RAF) в Хаббании противостояла националистам, и в мае » Великобритании, Индии и Содружества « Иракские силы вторглись в Ирак через Басру . Последовавшая за этим англо-иракская война закончилась победой Иракских сил над националистами в конце мая и восстановлением просоюзнического правительства в Ираке.

Операции союзников во время англо-иракской войны включали нападения на базы ВВС Виши в Ливане и Сирии , которые служили плацдармами для Regia Aeronautica и Люфтваффе подразделений , летевших в Мосул для поддержки иракского националистического переворота . Еще до завершения кампании в Ираке союзники решили атаковать силы Виши в Сирии и Ливане и оккупировать эти страны. В начале кампании французские ВВС Виши были относительно сильными. В 1940 году многие самолеты, дислоцированные в Сирии и Ливане, были отправлены обратно во Францию. В результате у французов Виши осталось лишь несколько устаревших моделей. Однако, встревоженный растущей угрозой вторжения, Виши направил группу истребителей из Алжира. После начала боевых действий еще три группы были переброшены из Франции и Северной Африки. В результате численность французских ВВС Виши в Ливане и Сирии достигла 289 самолетов, включая около 35 истребителей Dewoitine D.520 американского производства и несколько новых легких бомбардировщиков Glenn Martin 167 . Первоначально это дало французам Виши численное преимущество над авиационными частями союзников.
Вторжение началось 8 июня 1941 года. Эскадрильи Королевских ВВС и Королевских ВВС Австралии (RAAF) начали прямые атаки на аэродромы Виши, уничтожив на земле множество французских самолетов. D.520 GC III/6, II/3 и военно-морская эскадрилья 1AC столкнулись с союзниками в воздушном бою, где они сбили 31 самолет британских и австралийских самолетов, потеряв при этом 11 собственных в воздушном бою и 24 зенитный огонь, аварии и обстрелы своих аэродромов. Однако 3-я эскадрилья RAAF , которая только что переоборудовалась в новый P-40 Tomahawk I , заявила, что пять D.520 были уничтожены, а один P-40 был потерян в воздушном бою. [2] Всего за время кампании было потеряно 179 самолетов Виши, большинство из которых было уничтожено на земле. [3] В середине июля 1941 года, после тяжелых потерь, французские войска Виши сдали союзникам Сирию и Ливан.
Операция «Факел», 8–10 ноября 1942 г.
[ редактировать ]Последние крупные сражения против войск союзников, в которых принимали участие французские ВВС Виши, произошли в ходе операции «Факел» , начатой 8 ноября 1942 года как вторжение союзников в Северную Африку. Противостоять оперативной группе ВМС США , направлявшейся в Марокко, состоящей из авианосцев «Рейнджер» , «Сангамон» , «Санти» и «Суванни» , были, частично, эскадрильи Виши, базирующиеся в Марракеше , Мекнесе , Агадире , Касабланке и Рабате , которые в общей сложности могли набрать около 86 истребителей. и 78 бомбардировщиков. В целом, самолеты, возможно, были старыми по сравнению с F4F Wildcats ВМС США, но они все еще были опасны и боеспособны в руках ветеранов боевых действий, которые с самого начала войны участвовали в боевых действиях как против немцев, так и против британцев.
F4F атаковали аэродром Рабат-Сале около 07.30 8-го числа и уничтожили девять бомбардировщиков LeO 451 GB I/22, при этом полный состав транспортного подразделения различных типов был почти полностью уничтожен. В Касабланке пикирующим бомбардировщикам SBD удалось повредить французский линкор «Жан Барт» , а F4F обстреляли бомбардировщики GB I/32 на аэродроме Кэмп-Казес, некоторые из которых взорвались, когда они были готовы к взлету с уже находящимися на борту бомбами. таким образом гарантируя, что их миссия никогда не будет продолжена. Несколько пилотов F4F были сбиты и взяты в плен.
Общее число побед вражеских самолетов, сбитых французскими летчиками-истребителями, за день составило семь подтвержденных и три вероятных, однако их потери считались тяжелыми – пять пилотов убиты, четыре ранены и 13 самолетов уничтожены в бою или на земле – если учесть, что GC II/5, базирующийся в Касабланке, потерял всего двух пилотов убитыми за всю шестинедельную кампанию во Франции двумя годами ранее. Тем временем F4F истребительной эскадрильи ВМС США VF-41 с авианосца USS Ranger обстреляли и уничтожили три американских бомбардировщика Douglas DB-7 GB I/32, которые дозаправлялись и перевооружались в Касабланке, оставив три других неповрежденными.
Тем не менее, получив подкрепление двумя другими бомбардировщиками, GB I/32 на следующее утро выполнил бомбардировку пляжей Сафи, где высадились новые американские солдаты. Один из бомбардировщиков был поврежден и попытался совершить вынужденную посадку, но взорвался при контакте с землей, в результате чего погиб весь экипаж. В тот день (9 ноября) истребительное подразделение GC I/5 потеряло в бою четырех пилотов, и именно в тот же день адъюдант (прапорщик) Брессье удостоился чести стать последним пилотом французских ВВС Виши, одержавшим боевую победу. , в данном случае F4F VF-9. Вскоре после этого 13 F4F атаковали аэродром Медиуна и уничтожили в общей сложности 11 французских самолетов, в том числе шесть из GC II/5.
Утром 10 ноября 1942 года у частей ВВС Франции Виши в Марокко оставалось всего 37 боеготовых истребителей и 40 бомбардировщиков для противостояния F4F ВМС США. Медиуна снова подверглась нападению, и несколько истребителей остались гореть, а два разведывательных Potez были сбиты, один F4F, а другой SBD над аэродромом в Чичауа, где три F4F позже уничтожили еще четыре Potez в ходе обстрела. атака.
В конечном итоге присутствие вишистской Франции в Северной Африке как союзницы немцев подошло к концу 11 ноября 1942 года, когда генерал Шарль Ногес , главнокомандующий вооруженными силами Виши, потребовал прекращения огня – хотя это не остановило подразделение авиации ВМС США, атаковавшее аэродром в Марракеше и уничтожившее несколько французских самолетов, видимо, по инициативе командира подразделения. Как только запрос о прекращении огня был принят, война между союзниками и французами Виши подошла к концу.
«Факел» привел к победе союзников, хотя было бы справедливо сказать, что у французов не было другого выбора, кроме как вступить в бой с американцами, иначе американцы вступали бы (и вступали) в бой с ними, поскольку технически они были врагами. В результате 12 пилотов ВВС и 11 пилотов ВМФ погибли в последние четыре дня боев между Францией (Виши) и союзниками во время Второй мировой войны. Всего две недели спустя немцы вторглись в тогда еще неоккупированную зону метрополии Франции и 1 декабря 1942 года приказали полностью распустить французские вооруженные силы Виши.
Командиры
[ редактировать ]Генерал Жан К. Ромате : 23 сентября 1940 г. - 21 декабря 1942 г.
Список самолетов
[ редактировать ](включая Виши Аэронавале)
Бомбардировщики
[ редактировать ]- Амиот 143
- Амиот 351
- Блох MB.131
- Блох MB.174
- Блох МБ.200
- Бреге Бре.693 и 695
- Дуглас ДБ-7 Б.3
- Фарман Ф.222
- Латекоэр 298
- Фарман NC.223
- Лиоре и Оливье ЛеО 45
- Лиоре и Оливье ЛеО H-257bis и 258
- Луара-Ньюпор LN.411
- Мартин 167F
- Лиоре и Оливье ЛеО H-47
- Латекоэр 611
- Лиоре и Оливье ЛеО H-257bis и 258
Разведка
[ редактировать ]- Луара 130
- Горшок 25 А-2/ТОЭ
- Потез-CAMS 141
- Переезд 63.11
- Бреге Бре.270 А.2
- Breguet Bre.521 Бизерта
- Североамериканский NA-64
- КАМС 37
- Переезд 452
Кроссовки
[ редактировать ]- Моран-Солнье MS.230
- Моран-Солнье MS.406
- Североамериканский NA-57
- Североамериканский NA-64
- Роман Р.82
- de Havilland DH.82 Tiger Moth
Истребители
[ редактировать ]Транспорт
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эвакуация Гибралтара, 1940 год» (PDF) . друзья Гибралтара. Январь 2016.
- ^ Браун, Рассел. Воины пустыни: австралийские пилоты P-40 во время войны на Ближнем Востоке и в Северной Африке, 1941–1943 гг . Мэриборо, Австралия: Banner Books, 1983, стр. 17. ISBN 1-875593-22-5 .
- ^ Молло, Эндрю. 1981. Вооружённые силы Второй мировой войны , Корона, ISBN 0-517-54478-4 , с. 146
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Д'Абзак-Эпези, Клод (1998). ВВС в темные годы: Виши, 1940-1944 гг . Париж: Экономика. ISBN 9782717836899 .