Сила Н
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2008 г. ) |
Сила Н | |
---|---|
Активный | 1940–1943 |
Страна | Великобритания |
Ветвь | Королевский флот |
Помолвки | Битва за Средиземное море Нападение на Мерс-эль-Кебир Битва у мыса Спартивенто Последняя битва Бисмарка |
Командиры | |
Примечательный командиры | Вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл (июль 1940 г. - март 1942 г.) Эдвард Сайфрет (март 1942-1943) |
Force H — британское военно-морское соединение во время Второй мировой войны . Он был сформирован в конце июня 1940 года, чтобы заменить французские военно-морские силы в западном Средиземноморье, Франции исчезнувшие в результате перемирия с нацистской Германией . Эти силы заняли странное место в командной цепочке военно-морского флота . Обычная британская практика заключалась в том, чтобы иметь военно-морские базы и флоты по всему миру, командиры которых подчинялись Первому морскому лорду через флаг-офицера . Отряд H базировался в Гибралтаре , но на базе уже находился флагман, командующий флагманом Северной Атлантики. Командир отряда H подчинялся не этому флагману, а непосредственно Первому морскому лорду, адмиралу флота сэру Дадли Паунду .
Операция Катапульта
[ редактировать ]Одна из первых операций, в которых приняла участие Force H, была связана с причиной ее формирования. Французская военно-морская мощь все еще существовала в Средиземноморье , и британское правительство рассматривало ее как угрозу британским интересам. Были опасения, что правительство Виши Филиппа Петена передаст корабли Германии, несмотря на клятву, что этого никогда не произойдет. Это почти наверняка решительно склонит чашу весов против Британии в Средиземноморье. Следовательно, отряду H было приказано провести операцию «Катапульта» . [ нужна ссылка ]
Самые мощные из оставшихся французских сил находились в порту Мерс-эль-Кебир в Алжире . В его состав входили французские линкоры «Страсбург» и «Дюнкерк» , два старых линкора и суда сопровождения. Отряд H направился к побережью Алжира, и к французскому командующему был отправлен посланник. Предлагались различные условия, включая интернирование флота в нейтральной стране, присоединение к британским войскам или затопление флота у причалов. Однако командующий французскими войсками сообщил своему начальству только о варианте бегства, и, следовательно, ему было приказано сражаться с британцами. Причины отсутствия обсуждались многими. Часто полагают, что виной всему был антибританский уклон французского командующего. [ нужна ссылка ]
Результатом акции стало то, что остатки французского флота бежали в Тулон — французскую базу на средиземноморском побережье метрополии Франции. Они сделали это дорогой ценой. Французский линкор «Бретань» взорвался под британским обстрелом, в результате чего погибло более 1000 французских моряков. линкор «Прованс» Сильно пострадал и ; Страсбург и Дюнкерк также пострадали, хотя Страсбургу удалось уйти с четырьмя эсминцами. [ нужна ссылка ]
Конвойные операции
[ редактировать ]После этой неприятной операции отряд «Н» вернулся к своей более обычной деятельности. Они включали общие военно-морские задачи в западном бассейне Средиземного моря. Важнейшей среди этих задач была борьба с конвоями, идущими на Мальту . Первые конвои прошли с относительно небольшими потерями. Ситуация изменилась в 1941 году, когда немцы Люфтваффе корпус X. отправили Летный на Сицилию ; его бомбардировщики нанесли большой урон как военным, так и торговым кораблям. Кроме того, с 1942 года возросшая боевая эффективность Regia Aeronautica (и особенно ее SM.79 торпедоносцев ) и подводных лодок Regia Marina представляла гораздо большую угрозу для этих конвоев, чем итальянское сопротивление 1940 года.
В ноябре 1940 года, проверяя конвои на Мальту, отряд H внес важный вклад в операцию MB8 и, как следствие, в успех операции «Правосудие» — нападения на гавань Таранто. [ 1 ]
«Потопите Бисмарк !»
[ редактировать ]Самый известный инцидент с участием Force H в 1941 году произошел не в Средиземноморье, а в Атлантическом океане . Немецкий линкор «Бисмарк» отправился вместе с тяжелым крейсером «Принц Ойген» атаковать коммерческое судоходство. Она ушла далеко на север Великобритании, пройдя на юго-запад через Датский пролив между Исландией и Гренландией . Там она была перехвачена британскими силами, состоявшими из линкора « Принц Уэльский» и линейного крейсера « Худ» . Это сражение обернулось катастрофой для Королевского флота ; Принц Уэльский был поврежден, а магазин Худа взорвался, разломив корабль пополам. Только трое из 1418 членов экипажа на борту были спасены. Каждому доступному подразделению Королевского флота была поставлена задача уничтожить «Бисмарк» .
Отряд H отправился из Гибралтара на перехват «Бисмарка» с авианосцем «Арк Ройял» , линейным крейсером «Слава» и лёгким крейсером «Шеффилд» . «Бисмарк» не вышел из боя в Датском проливе совершенно невредимым: снаряд « Принца Уэльского» разорвал топливные баки корабля, в результате чего он потерял нефть. Таким образом, торгово-рейдерский круиз был прерван, и корабль направился в порт Брест в оккупированной Франции. «Бисмарк» был временно потерян для Королевского флота после того, как он ускользнул от радаров слежения за крейсерами «Саффолк» и «Норфолк» . Ее снова нашли, но остановить ее можно было только в том случае, если что-то замедлило корабль. Чтобы попытаться сделать это, «Арк Ройал» нанесла удар своими «Фейри Свордфиш» торпедоносцами . Однако экипажи были ошибочно проинформированы о местонахождении «Шеффилда» и вместо этого атаковали его, приняв за «Бисмарк» . Торпеды, сброшенные «Рыбой-мечом», несли магнитный детонатор нового типа, который оказался слишком ненадежным. Второй удар был нанесен с использованием более старого и более надежного контактного детонатора. «Бисмарк» был найден, и торпеда заклинила его рулевой механизм. Не имея возможности уклониться от приближающихся британских кораблей, немецкий линкор был затоплен из-за выводящих из строя боевых повреждений, нанесенных силами, в том числе королем Георгом V и Родни .
Британия на самом дне
[ редактировать ]Конец 1941 года стал свидетелем наихудшего состояния британских военно-морских сил в Средиземноморье. Средиземноморский флот потерял услуги HMS Illustrious из-за повреждения бомбой, HMS Barham был потоплен у Крита U -331 , а два оставшихся линкора были выведены из строя в результате итальянского рейда на Александрию . Force H, в свою очередь, тоже пострадал: «Арк Ройал» был потоплен U-81 в ноябре 1941 года. Только бездействие итальянцев предотвратило полную катастрофу для британской судьбы. Самой неотложной задачей первой половины года было снабжение Мальты . Остров подвергался сильным атакам в течение многих месяцев, и конвои с припасами должны были сопровождаться множеством кораблей и самолетов, чтобы иметь хоть какой-то шанс пройти через них. Мальту спасли от голода, но она была очень близка к этому. Операция «Пьедестал» , самый сопровождаемый конвой во Второй мировой войне, в августе доставила достаточно грузов, чтобы Мальта могла продолжать работу.
Десантные десанты и конец Force H
[ редактировать ]Отряд H фактически не существовал в течение части 1942 года. В мае он был полностью раздет, чтобы предоставить корабли для нападения на французские войска Виши в Диего Суаресе на Мадагаскаре во время операции Ironclad . Эта операция увенчалась успехом, но многие [ ВОЗ? ] утверждают, что это была пустая трата британских военно-морских ресурсов в критический момент войны.
Ноябрь стал поворотным моментом конфликта. В ходе операции «Факел» британские и американские войска высадились в Марокко и Алжире под командованием Первой британской армии . Отряд H был усилен для прикрытия этих высадок. Двумя основными угрозами были итальянский флот и французские войска. В конце концов, сражались только французские войска, а наиболее значительные сражения произошли в Касабланке , где операции поддерживали только американские военно-морские подразделения.
Окончание кампании в Северной Африке ознаменовалось широкомасштабными усилиями по пресечению. Целью было полностью отрезать Тунис от поддержки Оси. сдалось 250 000 человек Это удалось, и 18-й группе армий — столько же, сколько сдалось под Сталинградом . Отряд H снова обеспечил мощное прикрытие этой операции.
Еще две группы высадок были прикрыты отрядом H от вмешательства итальянского флота. Операция «Хаски» в июле 1943 года привела к вторжению и завоеванию Сицилии , а операция «Лавина» привела к нападению на материковую часть Италии в Салерно .
После высадки союзников в самой Италии итальянское правительство капитулировало . Итальянский флот в основном избежал немецкого захвата, и большая его часть сформировала Итальянский флот воюющих сторон . Однако две немецкие Fritz X радиоуправляемые ракеты все-таки попали и потопили линкор «Рома» , в результате чего погиб главнокомандующий итальянским королевским флотом ( Regia Marina ) адмирал Карло Бергамини .
С капитуляцией итальянского флота необходимость в тяжелых соединениях в Средиземноморье отпала. Линкоры и авианосцы группы H были рассредоточены по Домашнему и Восточному флотам , а командование было расформировано. Военно-морские операции в Средиземноморье отныне будут проводиться более легкими подразделениями.
Бои и операции Force H
[ редактировать ]- Нападение на Мерс-эль-Кебир. Бои в Оране, 3 июля 1940 г.
- Битва при Калабрии - 9 июля 1940 г.
- Битва при Таранто - 11/12 ноября 1940 г.
- Битва у мыса Спартивенто - 27 ноября 1940 г.
- Операция «Ошейник» - ноябрь 1940 г.
- Операция Эксцесс - январь 1941 г.
- Операция Грог - 9 февраля 1941 г.
- Операция «Субстанция» - июль 1941 г.
- Операция «Алебарда» - сентябрь 1941 г.
- Операция Ironclad в составе отряда 121 - март-май 1942 г.
- Операция Гарпун - июнь 1942 г.
- Операция «Пьедестал» - август 1942 г.
- Операция «Хаски» - июль 1943 г.
- Операция «Лавина» - сентябрь 1943 г.
Основные боевые корабли Force H
[ редактировать ]- Арк Ройал , авианосец (июнь 1940 — ноябрь 1941)
- Eagle , авианосец (февраль – август 1942 г.)
- Худ , линейный крейсер (июнь – август 1940 г.)
- Слава , линейный крейсер (август 1940 — август 1941, октябрь 1941 — февраль 1943)
- Резолюция , линкор (июнь – август 1940 г.)
- Valiant , линкор (июнь 1940 — декабрь 1941, июнь — октябрь 1943)
- Малайя , линкор (декабрь 1940 — март 1941).
- Нельсон , линкор (июнь – сентябрь 1941 г., август 1942 г. – ноябрь 1943 г.)
- Родни , линкор (май 1942 — октябрь 1943)
- Король Георг V , линкор (май 1943 — февраль 1944)
- Энтерпрайз , крейсер (июнь – декабрь 1940 г.)
- Аретуза , крейсер (июнь 1940 — декабрь 1941)
- Шеффилд , крейсер (август 1940 — октябрь 1941)
- Ковентри , крейсер (август 1940 — сентябрь 1942)
- Калькутта , крейсер (август 1940 — июнь 1941)
- Бервик , крейсер (ноябрь 1940 г.)
- Фиджи , крейсер (апрель – май 1941 г.)
- Гермиона , крейсер (июнь 1941 — март 1942)
- Каир , крейсер (январь–август 1942 г.)
- Харибда , крейсер (апрель – ноябрь 1942 г.)
- Аргонавт , крейсер (октябрь – декабрь 1942 г.)
- Сассекс , тяжёлый крейсер (сентябрь–декабрь 1939 г.)
См. также
[ редактировать ]- Битва за Средиземное море
- Военная история Гибралтара во время Второй мировой войны
- Мальтийские конвои
- Джеффри Беннетт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен, Мартин. Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война (Шеппертон, Суррей: Ян Аллан, 1988), стр. 37–8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гибралтар во Второй мировой войне
- Воинские части и соединения Королевского флота во Второй мировой войне
- Воинские части и соединения, созданные в 1940 году.
- Оперативные группы Королевского флота
- 1940 заведений в Соединенном Королевстве
- Закрытие 1943 года в Соединенном Королевстве
- Воинские части и соединения расформированы в 1943 году.