Jump to content

Битва у мыса Спартивенто

Битва у мыса Спартивенто
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.


Вверху: итальянский тяжёлый крейсер Больцано во время боя.
Внизу: британский авианосец Арк Ройал, окруженный вражескими бомбами.
Дата 27 ноября 1940 г.
Расположение 38 ° 25'39 "N 8 ° 51'57" E  /  38,42750 ° N 8,86583 ° E  / 38,42750; 8,86583
Результат Неубедительный
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
Командиры и лидеры
Великобритания Джеймс Сомервилл
Великобритания Ланселот Холланд
Фашистская Италия Иниго Чемпионы
Фашистская Италия Анджело Якино
Сила
1 перевозчик
1 линкор
1 линейный крейсер
1 тяжелый крейсер
5 легких крейсеров
1 зенитный крейсер
15 эсминцев
4 корвета
3 грузовых судна
2 линкора
6 тяжелых крейсеров
14 эсминцев
Жертвы и потери
7 убитых
1 тяжелый крейсер поврежден
1 легкий крейсер слегка поврежден
1 эсминец поврежден

Битва у мыса Спартивенто , известная как битва у мыса Теулада в Италии, — морское сражение во время битвы на Средиземном море во Второй мировой войне , произошедшее между военно-морскими силами Королевского флота и итальянской Региа-Мариной 27 ноября 1940 года.

Происхождение

[ редактировать ]

В ночь на 11 ноября 1940 года британцы вывели из строя или уничтожили половину линкоров итальянского флота в результате смелой воздушной атаки, когда они стояли на отдыхе в Таранто . До этого итальянцы оставили свои крупные корабли в гавани, надеясь, что их простое присутствие в качестве существующего флота сдержит британское судоходство в этом районе, хотя они не отказались бы от сражения, если бы им представилась такая возможность. [1]

Шесть дней спустя, в ночь на 17 ноября, итальянские силы в составе двух линкоров ( «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» ) и ряда вспомогательных подразделений предприняли попытку перехватить два британских авианосца , HMS Ark Royal и Argus, а также их крейсеры эскорта, которые направлялись , на Мальту пытаясь предоставить самолеты для усиления обороны этого острова ( операция «Белый» ). Британцы были предупреждены об их приближении, и они немедленно развернулись и вернулись в Гибралтар , преждевременно запустив свои самолеты (два Блэкбернских поморников и 12 Хокер Харрикейнов ). Один «Поморник» и восемь «Харрикейнов» погибли в море, так как у них закончилось топливо задолго до прибытия в пункт назначения, при этом погибли семь летчиков. [2] [3]

Успех итальянцев в срыве подкреплений на Мальте поставил под серьезное сомнение планы Великобритании послать дополнительный конвой для снабжения острова ( операция «Воротник» ). Тем не менее, попытка конвоя была предпринята при усиленной поддержке, включая корабли базирующегося в Гибралтаре отряда H и отряда D из Александрии . Конвой был замечен итальянской разведкой, и итальянский флот снова вышел на его перехват. [1] Первым итальянским военно-морским подразделением, вступившим в визуальный контакт с конвоем, стал торпедный катер «Сирио» в ночь на 26 ноября. После запуска двух торпед с большой дистанции, которые не достигли цели, Сирио сообщил о семи вражеских военных кораблях, направляющихся на восток. [4]

Британцы, зная о передвижениях итальянского флота, направили свои силы на север, чтобы перехватить их, прежде чем они смогут приблизиться к грузовым судам. 27 ноября в 09:45 IMAM Ro.43 разведывательный гидросамолет с тяжелого крейсера Больцано обнаружил британскую эскадру, направлявшуюся на восток, в 17 морских милях (31 км ; 20 миль ) к северу от Четаиби . [5] [6]

Вскоре после этого, в 9:56, адмирал Джеймс Сомервилль получил донесение своей собственной авиации с авианосца HMS Ark Royal о присутствии пяти крейсеров и пяти эсминцев и предположил, что это итальянские части, приближающиеся к бою. Отряд D еще не прибыл из Александрии, и у британцев было меньше вооружения, но 15 минут спустя отряд D был замечен, и ситуация изменилась. [7] Обе силы были довольно равными; хотя итальянские корабли обладали как дальнобойными, так и более мощными орудиями, у британцев был авианосец, который показал ряд преимуществ перед линкором в Таранто. Однако итальянскому адмиралу Иниго Кампиони был отдан приказ избегать боя, если только он не был в его пользу, поэтому о решающем сражении не могло быть и речи. [1] [8]

Адмирал Сомервилл разбил свои силы на две основные группы: пять крейсеров под командованием контр-адмирала Ланселота Холланда впереди и два линкора и семь эсминцев во второй группе, следовавшей на юг. Тем временем, еще южнее, «Арк Ройал» готовился спустить на воду свой комплект « Фейри-меч-рыба» . Итальянцы разделили свой флот на три группы: две из шести тяжелых крейсеров и семи эсминцев, а третья группа из двух линкоров и еще семи эсминцев сопровождения, замыкающих тыл. В 12:07, после донесения, полученного с гидросамолета крейсера «Гориция » , Кампиони осознал близость сил двух сил и в соответствии со своим приказом приказал группам крейсеров перестроиться на линкорах и подготовиться к отходу. Однако к этому моменту передовой строй крейсеров уже повернулся к британцам и начал вступать с ними в бой. [8]

В 12:22 передовые группы обоих крейсеров вошли в зону действия, и Фиуме открыл огонь на высоте 23 500 метров (25 700 ярдов). Быстрый огонь между двумя силами продолжался по мере того, как расстояние между ними сокращалось, но по мере того, как дальность сокращалась, итальянская огневая мощь начала оказывать давление на превосходящих по вооружению британцев. Прибытие на британскую сторону линкора HMS Ramillies помогло уравнять шансы, но он был слишком медленным, чтобы поддерживать строй, и вышел из боя после нескольких залпов в 12:26. Четыре минуты спустя вице-адмирал Анджело Якино , командующий группой итальянских крейсеров, получил приказ выйти из боя, хотя бой немного повернулся в их пользу. Якино приказал увеличить скорость до 30 узлов (56 км/ч ; 35 миль в час ), закурил и начал отход.

В это время итальянский эсминец Lanciere был поражен залпом HMS Manchester и серьезно поврежден, хотя после боя его отбуксировали в порт. Тяжелый крейсер HMS Berwick был поражен в 12:22 единственным 203-мм (8-дюймовым) снарядом, который выбил ее башню «Y», убил семь человек, ранил девять человек и вызвал пожар, на тушение которого потребовался час. Второе попадание в 12:35 разрушило помещение кормового выключателя (электрощита) и обесточило кормовую часть корабля, включая оставшуюся кормовую башню. [9] Большинство источников полагают, что первое попадание нанес итальянский тяжелый крейсер из 1-й крейсерской дивизии, то ли из Фиуме , то ли из Полы . [10] в то время как второй снаряд поступил от 3-й крейсерской дивизии из Триеста или Тренто , в то время единственных итальянских военных кораблей в пределах досягаемости. [9]

Около 12:40 одиннадцать Swordfish с корабля Ark Royal атаковали Витторио Венето торпедами, но не добились ни одного попадания.

В течение следующих нескольких минут ситуация изменилась в пользу британцев, когда линейный крейсер HMS Renown сократил расстояние до итальянских крейсеров и оседлал Триест двумя залпами. Итальянский крейсер получил осколки. [11] Однако это преимущество вскоре было сведено на нет, когда в 13:00 Витторио Венето открыл огонь с дистанции 27 000 метров (30 000 ярдов). Витторио Венето произвел 19 выстрелов семью залпами с большой дистанции, и этого было достаточно для британских крейсеров, у которых теперь было меньше вооружения, и они повернули назад при четвертом залпе. Фактически, когда вокруг Бервика и Манчестера изверглись гигантские смерчи воды , Холланд приказал задымить, и его корабли бежали на юго-восток, чтобы приблизиться к Славе . [12] Манчестер был пробит осколками снарядов Витторио Венето . [13] Обе силы отошли, бой продлился в общей сложности 54 минуты и причинил небольшой ущерб обеим сторонам. [14] [15] [16]

Последствия

[ редактировать ]

После битвы Уинстон Черчилль хотел заменить Сомервилля, ставя под сомнение его наступательный дух с тех пор, как он возражал против нападения на французов при Мерс-эль-Кебире . Комиссия по расследованию оправдала Сомервилля, который пользовался сильной поддержкой нескольких коллег-адмиралов. Что касается Кампиони, хотя он и имел мандат быть консервативным, он руководил потерей лучшей возможности Италии нанести британцам резкий удар в действиях флота. Дни его командования на море были сочтены. Как заметил Якино, «использование этих кораблей, составлявших в тот момент почти все боеспособные части нашего флота после удара у Таранто, было решено Супермариной главным образом из соображений морального духа и для того, чтобы продемонстрировать, что наш боевой дух остался нетронутым». [17]

[ редактировать ]

Битва показана в итальянском фильме 1941 года «Белый корабль» режиссера Роберто Росселлини . [18]

Боевой порядок

[ редактировать ]

Королевский флот

[ редактировать ]

Королевство Италия

Королевский флот

[ редактировать ]

Прапорщик Королевского флота

'*'Крейсерский корпус, выделенный под Голландию: 1 тяжелый крейсер: «Бервик» ( поврежден ) и 4 легких крейсера : «Манчестер» ( легко поврежден ), «Ньюкасл» , «Шеффилд » , «Саутгемптон».

эсминцы, подошедшие в бой: Encounter , Faulknor , Firedrake , Forester , Fury , Hotspur

эсминцы, сопровождающие Арк Ройал во время боя: Ягуар , Кельвин

эсминцы, прикрывающие конвой во время боя: Defender , Duncan , Gallant , Greyhound , Griffin , Hereward , Wishart

См. также

[ редактировать ]
  • Жан Кьяпп – предположительно погиб во время боя после того, как почтовый самолет, на котором он летел, Лаверье . был сбит [19]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Грин и Массиньяни, с. 116
  2. ^ Грин и Массиньяни, с. 115
  3. ^ Шорс и др. 1999 стр. 86-88
  4. ^ Грин и Массиньяни, с. 117
  5. ^ Шорс, Калл и Малиция, с. 93
  6. ^ Маттезини, Франческо (2000). Бой у мыса Теулада: 27-28 ноября 1940 года . Историческое управление ВМФ, с. 114. (на итальянском языке)
  7. ^ Грин и Массиньяни, с. 118
  8. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, с. 119
  9. ^ Jump up to: а б О'Хара, 2009, стр. 70-71
  10. ^ Стерн 2015, с. 60
  11. ^ Стерн, 2015, с. 62
  12. ^ О'Хара, 2009, стр. 72.
  13. ^ Стерн, 2015, с. 63
  14. ^ Грин и Массиньяни, стр. 121-122
  15. ^ Битва при мысе Теулада, Криштиану Д'Адамо.
  16. ^ Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне . Военно-морской институт США, с. 52. ISBN   0-405-13031-7
  17. ^ О'Хара, 2009, стр. 73.
  18. ^ «Архив итальянского кино» . www.archiviodelcinemaitaliano.it (на итальянском языке) . Проверено 24 мая 2019 г.
  19. ^ «Авиакатастрофа ASN SNCAC (Фарман) NC.223.4 F-AROA, мыс Спартивенто, Сардиния, Италия» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2023 г.
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро. Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг ., Chatham Publishing, Лондон, 1998 г. ISBN   1-885119-61-5
  • О'Хара, Винсент П.: Борьба за Срединное море , Издательство Военно-морского института, Аннаполис, Мэриленд, 2009. ISBN   978-1-59114-648-3 .
  • Шорс, Калл и Малиция. Мальта: Годы ураганов (1940–41). Граб-стрит, Лондон, 1999 год. ISBN   0-948817-06-2
  • Стерн, Роберт С. (2015). Большие артиллерийские сражения: Дуэли военных кораблей Второй мировой войны . Издательство Сифорт. ISBN   1-4738-4969-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с битвой при мысе Спартивенто, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba95b2bc9a689cf1db9ed8616dc2f5fc__1713272100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/fc/ba95b2bc9a689cf1db9ed8616dc2f5fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Cape Spartivento - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)