Нападение на конвой АН 14
Нападение на конвой АН 14 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны и греко-итальянской войны. | |||||||
![]() Итальянский миноносец Лупо | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Франческо Мимбелли | Герберт Пакер | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
Волк Весы | |||||||
Сила | |||||||
| |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
1 моряк погиб 1 танкер выведен из строя | ||||||
Место нападения на Десмулею |
Атака на конвой AN 14 — военно-морское сражение во время Второй мировой войны между британскими военно-морскими силами, защищавшими конвой торговых судов, шедших из Порт-Саида и Александрии в Пирей в Греции, и двумя итальянскими торпедными катерами , которые перехватили их к северу от острова Крит , 31 января 1941 года. Итальянские корабли Lupo и Libra выпустили по две торпеды каждое. Торпеды, выпущенные Libra, не попали в цель, но одна из них , выпущенная Лупо, попала в водоизмещением 8120 брт британский танкер Desmoulea , который пришлось отбуксировать в залив Суда на Крите и высадить на берег; корабль был выведен из строя до конца войны. Еще одно торговое судно повернуло назад; остальные восемь судов достигли Пирея.
Фон
[ редактировать ]Когда 28 октября 1940 года началась итало-греческая война между фашистской Италией и Грецией , британцы начали отправлять самолеты и припасы через Эгейское море для поддержки военных действий Греции. Правительство Греции предоставило союзникам буксиры, портовые суда и военно-морскую базу британского Средиземноморского флота в заливе Суда на Крите. [1] Греция и Великобритания заключили соглашение о сотрудничестве в январе 1940 года, которое обеспечило торговые отношения и сделало греческий торговый флот доступным для перевозки военных грузов союзникам до начала итало-греческой войны. [2]
Прелюдия
[ редактировать ]Итальянский флот
[ редактировать ]После объявления войны союзникам 10 июня 1940 года итальянские военно-морские силы на Додеканесе были ограничены в своих возможностях по снабжению гарнизонов. Большинство запасов доставлялось на подводных лодках и самолетах, но этого оказалось недостаточно, и итальянцы начали использовать прибрежные корабли. Корабли переправили 4500 длинных тонн (4600 т) грузов на Додеканес даже после закрытия Коринфского канала во время итало-греческой войны. [3] в этом районе была развернута флотилия торпедных катеров В декабре 1940 года у Региа-Марины под командованием капитана Франческо Мимбелли для усиления кораблей вокруг Родоса и Лероса , чья военно-морская база Порто-Лаго ( Лакки ) была главной базой Регия Марина в Эгейском море. [4]
Конвой АН 14
[ редактировать ]Конвой AN (Aegean Northward) 14 состоял из британских кораблей Destro (3553 брутто-регистровых тонн (брт)), Goldmouth (7402 брт), Harmattan (4558 брт), Katerina , Desmoulea (8120 брт), Levernbank (5150 брт) и трех Греческие торговые суда, Mount Olympus (6692 брт), Николаос Г. Кулукундис (3201 брт) и Спирос (6629 брт). [5] Конвой сопровождали легкий крейсер HMS Calcutta (коммандер Герберт Пакер ), эсминцы HMS Dainty и Jaguar и корветы HMS Peony и Gloxina . [6] Основная часть конвоя вышла из Порт-Саида 28 января на корвете «Глоксина» . Левернбанк и большой танкер Desmoulea в сопровождении «Калькутты» и «Пиона » покинули Александрию 29 января. [7] Военный транспорт Эфиопия (5574 брт) с личным составом Королевских ВВС покинул Александрию несколько часов спустя вместе с эсминцем HMS Hasty . [8] Крейсер HMS Ajax и австралийский легкий крейсер HMAS Perth должны были обеспечивать дальнее прикрытие; «Ягуар» и «Дэйнти» прошли пролив Касос впереди конвоя. [9]
Действие
[ редактировать ]
Конвой АН 14 вышел из Порт-Саида 28 и 29 января; 31 января 1941 года итальянские торпедные катера вышли из Лероса и во время противолодочного поиска в проливе Касос заметили конвой союзников в сопровождении крейсера и трех эсминцев. [10] [а] Два корабля разделились: «Либра» , чтобы отвлечь эскорт, а «Лупо» атаковал своими 450-мм (18-дюймовыми) торпедами. Итальянцы сообщили, что «Лупо» поразил большой пароход двумя торпедами, а затем «Либра» безрезультатно выпустила еще две по крейсеру. Итальянцы были атакованы эскортом, но сумели скрыться. [12]
По британскому счету, только одна торпеда попала в танкер Desmoulea , загруженный грузом бензина и светлых масел . Адмирал Эндрю Каннингем зафиксировал, что танкер был отведен в бухту Суда из Александрийского участка конвоя и был торпедирован в 18:00 31 января. Дэйнти , сопровождавший танкер, взял танкер на буксир в 20:00 после того, как его бросил экипаж. Перт помогал, но затем Каннингем приказал Перту возобновить свои обязанности по сопровождению. [13] Демулеа получил удар в машинное отделение и затонул, но экипаж снова поднялся на борт танкера, когда стало ясно, что он все еще на плаву. [14] Desmoulea прибыла в залив Суда на буксире в 08:00 1 февраля и выброшена на берег с неповрежденным грузом. [15] Пион пережил атаку бомбардировщиков в 40 милях (46 миль; 74 км) от Крита, а остальная часть конвоя достигла Пирея 2 февраля 1941 года. [16]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Наряду с торпедными повреждениями, нанесенными 19 января грузовому кораблю «Клан Камминг» итальянской подводной лодкой «Негелли» , которая в конечном итоге была уничтожена эскортом, это был единственный успех Италии против британских конвоев в Эгейском море. [17] После боя корабли союзников прошли в Эгейское море через западный пролив Антикифера . [18]
Последующие события
[ редактировать ]
Десмулеа оставалась в заливе Суда несколько недель, на песчаном дне у кормы, с затопленной кормовой палубой; груз был перегружен на танкер «Эоцен» . [19] Демулеа был отбуксирован вооруженным абордажным судном HMS Chakla и сопровожден в Порт-Саид противолодочными траулерами HMT Lydiard и HMT Amber . Корабль прибыл 6 мая и пришвартовался у западного маяка Суэца для использования в качестве судна временного хранения. [9] В ожидании ремонта Десмулеа был снова торпедирован 3 августа 1941 года немецкими бомбардировщиками, в результате взрыва в его борту образовалась дыра размером 35 × 12 футов (10,7 × 3,7 м). Демулеа была отбуксирована в Аден 27 апреля Оливией (6250 брт) и ждала окончания сезона дождей; осмотр показал, что у нее была сломана спина, ее тянуло на 4 фута (1,2 м), с небольшой силой, без мощности, без рулевое управление и затопленное машинное отделение. [20]
Корабль возобновил свой рейс 30 декабря, буксируемый Мальдой (9066 брт), и прибыл в Бомбей 12 января 1942 года. После ожидания сухого дока до 23 апреля он был отбуксирован «Ондиной» в Бхавнагар, прибыл 1 мая и вышел на берег в небольшую реку, что усугубляет повреждение ее корпуса. 20 ноября норвежский «Уцире» (4441 брутто) начал буксировать Десмулеа , но через два дня буксирный трос оборвался, и судно сел на мель в мысе Гоапнатх. Через четыре дня буксир снял с мели корабль, который был возвращен в Бомбей и использовался в качестве судна для хранения нефти. Desmoulea вошел в сухой док в июле 1943 года и был признан пригодным для ремонта, а в ноябре переименованный в Empire Thane он был отбуксирован в Кочин и использовался в качестве складского корпуса. В 1947 году Десмулеа вернулась к своему довоенному владельцу и названию. Судно начало буксировку в Великобританию 21 апреля и прибыло в Фалмут 16 июля. Desmoulea был перестроен под своим первоначальным названием в 1949 году, затем был поставлен на прикол в 1955 году и сдан на слом в 1961 году. [20]
Потери
[ редактировать ]Третий технический офицер Джордж Донн погиб в бою. [21]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Титтертон 2002 , с. 154.
- ^ Колиопулос 1978 , стр. 406–408.
- ^ Смит и Уокер 1974 , стр. 8–9.
- ^ Мимбелли 2016 ; Габеллоне 2005 .
- ^ Джордан 2006 , стр. 133, 88, 142, 219, 220, 223.
- ^ Гаага 2016 .
- ^ Джордан 2006 , с. 88.
- ^ Джордан 2006 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Смит 1998 .
- ^ Габеллоне 2005 .
- ^ ПА 2016 .
- ^ Коккиа 1959 , с. 339.
- ^ Каннингем и Симпсом 1999 , стр. 270.
- ^ ССР 1947 .
- ^ Каннингем и Симпсом 1999 , стр. 270; Мастерс 1953 , с. 152.
- ^ Гаага, 2016 ; Смит 1998 .
- ^ Маттезини 1998 , с. 33.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 85.
- ^ Смит 1998 ; Смит 1998а ; Хэтфилд 2009 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Митчелл и Сойер, 1990 , стр. 396–397; Иордания, 2006 г. , с. 519.
- ^ «Тауэр-Хилл: Затерян на судах — Д'энтрекастеакс в Девонию» . www.benjidog.co.uk . Проверено 23 мая 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Коккья, А. (1959). Итальянский флот во Второй мировой войне [ Итальянский флот во Второй мировой войне ] (на итальянском языке). Рим: Историческое управление военно-морского флота. ОСЛК 23516701 .
- Каннингем, Эндрю Браун; Симпсом, Майкл А. (1999). Каннингемские документы . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 140. Брукфилд, ВТ: Эшгейт для Общества звукозаписи ВМФ. ISBN 978-1-84014-622-6 .
- Хэтфилд, GE (2009). Карлтон, М. (ред.). HMAS Перт 1939–1941: Из дневников офицера Джорджа Хэтфилда (PDF) (онлайн-сканированное издание). Сидней, Новый Южный Уэльс: Springwood Printing Co. OCLC 910514682 . Проверено 2 октября 2016 г.
- Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN 978-1-86176-293-1 .
- Колиопулос, Иоаннис (1978). Внутренние и внешние события с 1 марта 1935 г. по 28 октября 1940 г.: Война 1940–1941 гг. (на греческом языке). нет ибн. Афины: Экдотики Афинон.
- Мастерс, Дэвид (1953). Эпосы спасения: военные подвиги морских спасателей во Второй мировой войне . Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун. ОСЛК 1563108 .
- Маттезини, Франческо (1998). Операция Гаудо и ночная битва при Матапане [ Операция Гаудо и ночная битва при Матапане ] (на итальянском языке). Рим: Историческое управление военно-морского флота. OCLC 45375070 .
- Митчелл, Уильям Гарри; Сойер, Леонард Артур (1990). Корабли Империи: отчет о торговых кораблях, построенных и приобретенных британцами во время Второй мировой войны . Лондон: Lloyd's of London Press. ISBN 1-85044-275-4 .
- О'Хара, Винсент (2009). Борьба за Срединное море . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-408-6 .
- Смит, Питер; Уокер, Эдвин (1974). Война в Эгейском море . Лондон: Кимбер. ISBN 0-7183-0422-5 .
- Титтертон, Джорджия (2002). Королевский флот и Средиземноморье . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7146-5205-4 .
Журналы
[ редактировать ]- «Буксир Десмулеа Суда» . Отчеты о судостроении и судоходстве: журнал судостроения, морской техники, доков, гаваней и судоходства . 70 . 1947. OCLC 436683593 . Проверено 2 октября 2016 г.
Веб-сайты
[ редактировать ]- «Франческо Мимбелли» . Министерство обороны: Военно-морской флот (на итальянском языке). 2016 . Проверено 2 октября 2016 г.
- Габеллоне, А. (2005). «Привет от итальянских кораблей «Волк» и «Рысь». Филателия Филателистическая секция группы Таранто . Филателия: увлекательная история наших кораблей в почтовых документах . Проверено 2 октября 2016 г.
- Гаага, А. (2016). Кинделл, Д. (ред.). «База данных конвоев Арнольда Гаага: более короткая серия конвоев» . Конвойная сеть . Архивировано из оригинала 31 мая 2014 года . Проверено 2 октября 2016 г.
- «Высказывание Платона Алексиада» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- «Панцирь-танкер Desmoulea» . www.helderline.nl . Проверено 9 февраля 2016 г.
- Смит, Гордон (1998). «Морские события, январь 1941 года (Часть 2 из 2) Среда, 15 – пятница, 31» . Сеть военно-морской истории . Проверено 2 октября 2016 г.
- Смит, Гордон (1998a). «Морские события, апрель 1941 г. (Часть 2 из 2) вторник, 15 — среда, 30» . Сеть военно-морской истории . Проверено 2 октября 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [1] Конвой AN 14: Порт-Саид в Пирей, 28 января - 2 февраля 1941 г. База данных конвоев Арнольда Гаага (серия более коротких конвоев)
- Средиземноморские конвои времен Второй мировой войны
- 1941 год в Греции.
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Победы итальянского флота в битве на Средиземном море.
- Греко-итальянская война
- Морские сражения с участием Греции
- История Додеканеса
- События января 1941 года