Нападение на конвой БН 7
Нападение на конвой БН 7 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны | |||||||
![]() Эритрея: показаны Массава (Митсиваэ) и остров Хармил на северо-востоке. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джеймс Риветт-Карнак Дж. С. М. Ричардсон Его Превосходительство Хоран |
Константино Борсини † Адриано, доктор медицинских наук Адимари Паоло Алоизи | ||||||
Сила | |||||||
1 легкий крейсер 1 эсминец 3 шлюпа 2 тральщика Конвой БН 7 (32 корабля) |
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
3 раненых 1 эсминец поврежден 1 торговое судно повреждено |
14 убитых 1 эсминец потоплен | ||||||
Массава (Митсива), бывшая итальянская военно-морская база в Эритрее на Красном море , к западу от архипелага Дахлак. |
Атака на конвой BN 7 (20–21 октября 1940 г.) — военно-морское сражение в Красном море во время Второй мировой войны между британскими войсками, защищавшими конвоируемые торговые суда, и флотилией итальянских эсминцев. Итальянская атака провалилась, лишь одно торговое судно было слегка повреждено. После погони британский эсминец HMS Kimberley торпедировал итальянский эсминец Francesco Nullo , выброшенный на берег на острове Хармил . Кимберли был подбит, выведен из строя итальянскими береговыми батареями на острове и отбуксирован в безопасное место крейсером HMS Leander .
Маневрирование двумя группами, чтобы увеличить шансы на перехват конвоя, итальянцам удалось, но они пожертвовали преимуществами концентрации против эскорта, и эсминец был потерян безрезультатно. Британское командование в Адене критиковало эскорты (за исключением Кимберли ) за отсутствие агрессии, но оставлять конвой беззащитным для преследования кораблей ночью и в туманную погоду было рискованно. Итальянцы совершили еще один безрезультатный вылет 3 декабря и отменили его в январе 1941 года после того, как эсминец «Даниэле Манин» был поврежден бомбой и совершил неудачный вылет 24 января.
Фон
[ редактировать ]Красное море
[ редактировать ]Красное море — это область высоких температур и влажности, его побережья варьируются от пустыни до высоких горных хребтов, а судоходство сопряжено с опасностью из-за прибрежных рифов и ложных горизонтов, вызванных атмосферной рефракцией . [ 1 ] С мая по июнь 1939 года французские и британские военные встречались в Адене, чтобы разработать общую стратегию по сохранению контроля над водами вокруг итальянской Восточной Африки, если Италия объявит войну. Ожидалось, что Италия сможет закрыть Средиземное море для перевозок союзников и что поставки на Ближний Восток придется доставлять через Красное море. Контроль над Аденским заливом , Красным морем и Суэцким заливом на северной конечной точке, а также содержание баз в Адене и Французском Сомалиленде вывод войск из Французского и Британского Сомалиленда . (Джибути) были одинаково важны, но также рассматривался [ 2 ]
Контролируемый британцами Порт-Судан находился на западном побережье Красного моря, примерно на полпути [600 миль (690 миль; 1100 км)] между Суэцем и Баб-эль-Мандебским проливом ( باب المندب , Ворота слез). Итальянский порт Массауа в Эритрее находился примерно в 350 морских милях (400 миль; 650 км) к северу, а Аден - примерно в 100 морских милях (120 миль; 190 км) к востоку от Баб-эль-Мандеба. [ 2 ] Порты вдоль побережья итальянского Сомалиленда и вход в Красное море должны были быть блокированы ( операция «Бегум» ), чтобы помешать итальянцам получить припасы и подкрепления. Торговые суда союзников в Индийском океане и Красном море должны были следовать в сопровождении конвоев. Корабли военно-морского флота должны были разминировать, патрулировать Аденский залив и Баб-эль-Мандеб, чтобы изолировать итальянскую флотилию Красного моря и защитить Аден от вылазок итальянских кораблей; итальянские военно-морские базы в Эритрее . должны были быть атакованы [ 3 ]
Силы Красного моря
[ редактировать ]
В апреле 1940 года Королевский флот сформировал Силы Красного моря в составе легких крейсеров HMS Liverpool и HMAS Hobart (старший военно-морской офицер Красного моря, контр-адмирал Мюррей); HMS Leander ( Новозеландский дивизион ) заменил «Ливерпуль» 26 мая. К сентябрю в состав сил входили крейсеры «Хобарт» , «Леандер» , «Каледон» и зенитный крейсер «Карлайл» ; эсминцы HMS Kimberley , Kingston и Kandahar ; шлюпы HMS Flamingo , Auckland , Shoreham и Grimsby ; HMIS Клайв , Инд и Индостан ; и HMAS Парраматта . Аден был базой для двух тральщиков, двух малых вооруженных торговых крейсеров и двух вооруженных траулеров. В число временно прикрепленных кораблей входили легкие крейсеры HMS Ceres и Colombo , 8-дюймовые крейсеры HMS Dorsetshire и Shropshire . [ 3 ]
Красноморская флотилия
[ редактировать ]Итальянские военно-морские и авиационные базы в Восточной Африке были удобны для атак на судоходство в Красном море и Индийском океане . Массауа был портом приписки флотилии Красного моря ( Flottiglia del mar rosso ), которой командовал контр-адмирал [ Контраммираглио ] Марио Бонетти , с декабря 1940 по апрель 1941 года. Массауа был укреплен и лежал за многочисленными островами и рифами с заминированными подходами; была база поменьше в Ассабе . [ 3 ] Крейсеры -разведчики ( эсплоратори , также эсминцы типа «Леоне» ) «Пантера» и «Леоне» (коммандер Паоло Алоизи) имели необычайно мощное вооружение из восьми 4,7-дюймовых (120-мм) орудий , в четырёх башнях на центральной линии. из восьми орудий Только две башни могли целиться вперед и назад, но бортовой залп был уникальным для эсминцев. [ 4 ]
Этот класс также нес две 40-мм зенитные пушки с помпонами, четыре 20-мм пулемета, четыре 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата и 60 мин. Эсминцы типа «Сауро» имели вооружение из четырех 4,7-дюймовых (120-мм) орудий , двух 40-мм помпонов, двух 13,2-мм пулеметов, шести 53,3-см (21,0 дюйма) торпедных аппаратов и 52 мин. [ 4 ] После объявления войны запасы топлива для итальянских кораблей, базировавшихся в Массаве, в условиях британской блокады могли только истощиться. [ 5 ] Накопление механических неисправностей, истощение запасов топлива и ослабляющее воздействие климата серьезно ограничивали действия Красноморской флотилии. [ 6 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Конвои Красного моря
[ редактировать ]
В июне четыре из восьми итальянских подводных лодок, базировавшихся в Массауа, были потеряны. Regia Aeronautica (Королевские военно-воздушные силы Италии) начали операции над Красным морем, а 11 июня самолет Savoia-Marchetti SM.81 совершил разведывательный вылет. [ 7 ] 16 июня итальянская подводная лодка «Галилео Галилей» потопила норвежский танкер «Джеймс Стоув» ( валовый регистровый тоннаж 8215 [GRT]), плававший независимо примерно в 12 морских милях (14 миль; 22 км) к югу от Адена. [ 8 ] 19 июня Хобарт послал свою амфибию Supermarine Walrus , чтобы взорвать итальянскую радиостанцию на острове Центр-Пик между Массавой и арабским побережьем. [ 9 ] 2 июля конвой BN 1 в составе шести танкеров и трех грузовых судов собрался в Аденском заливе. [ 8 ] 8 июля SM.81 из 10-й эскадрильи совершил дальний разведывательный вылет над южным Суданом и Красным морем и был атакован Vickers Wellesley . SM.81 был поврежден при ударе о остров при попытке приземлиться, подскочил в воздух и полетел на высоте вершины волны, а Wellesley летел над и в сторону, чтобы его артиллеристы продолжали вести огонь. Через десять минут итальянский самолет упал в море и сбросил крылья. [ 10 ] [ а ]

С 26 по 31 июля Гульельмотти не удалось обнаружить двух греческих торговых судов, а вылазка миноносцев «Чезаре Баттисти» и «Франческо Нулло» ни к чему не привела. Гульельмотти совершил вылет с 21 по 25 августа, Галилео Феррарис (25–31 августа), Франческо Нулло и Сауро с 24 по 25 августа, а эсминцы Pantera и Tigre (28–29 августа) не смогли обнаружить корабли, несмотря на отчеты агентов и наблюдения с воздуха. разведка. [ 11 ] 4 сентября итальянские бомбардировщики атаковали SS Velko , нанесли ему серьёзные повреждения, а на следующий день пять SM.79 атаковали конвой BS 3A. Истребитель Blenheim IVF, патрулировавший конвой, атаковал бомбардировщики, но был поврежден. 6 сентября конвой снова подвергся нападению SM.79. [ 12 ] Конвой BN 4 был замечен воздушной разведкой и в ночь с 5 на 6 сентября отплыли Чезаре Баттисти , Даниэле Манен и Сауро . Эсминцы «Леоне» и «Тигре» последовали за ним 6–7 сентября, но эсминцы ничего не нашли. [ 13 ]
Подводные лодки «Галилео Феррарис» и «Гульельмотти», патрулировавшие дальше на север, также не смогли обнаружить BN 4, но Гульельмотти торпедировал греческий танкер «Атлас» (4008 брт), отстававший от конвоя к югу от островов Фарасан . Воздушная разведка также обнаружила конвой BN 5 из 23 кораблей, но Леоне , Пантера , Чезаре Баттисти и Даниэле Манин , а также подводные лодки «Архимед» и «Гульемотти» не смогли обнаружить конвой. MV Bhima (5280 брутто-тонн) был поврежден в результате атаки итальянской авиации, один человек погиб; корабль был отбуксирован в Аден и выброшен на берег для ремонта. [ 13 ] 19 сентября пять SM.79 атаковали конвой и опередили два истребителя Gloster Gladiator , которые пытались их перехватить. На следующий день итальянские бомбардировщики были отогнаны истребителями «Бленхейма». 15 октября три бомбардировщика SM.79 не смогли атаковать другой конвой двумя истребителями «Гладиатор» и «Бленхейм». Пять дней спустя отдельные SM.79 атаковали конвой БН 7. [ 14 ]
Конвой БН 7
[ редактировать ]
Конвой BN 7 следовал на север через Красное море и состоял из 32 британских, норвежских, французских, греческих и турецких торговых судов. В состав эскорта входили легкий крейсер HMS Leander (командир Джеймс Риветт-Карнак), эсминец Kimberley (командир JSM Richardson), шлюп типа Egret «Окленд» , шлюпы типа «Гримсби» HMAS Yarra и Indus и тральщики типа «Хант» HMS Derby. и Хантли . [ 6 ] [ б ] Конвой BN 7 приближался к Периму, вулканическому острову у юго-западного побережья Йемена в Баб-эль-Мандебе, во второй половине дня 19 октября, когда самолет сбросил четыре бомбы прямо за кормой одного из торговых судов. Леандер и Окленд открыли огонь по самолету, который улетал на запад; незадолго до наступления темноты колесо шасси итальянского самолета было подобрано в 15 морских милях (17 миль; 28 км) к югу от острова. На следующее утро итальянские самолеты сбросили четыре бомбы, две из которых упали впереди конвоя, а две бомбы безвредно за кормой французского лайнера «Феликс Руссель» , перевозившего новозеландские войска в Суэц. В сумерках Леандер занял позицию на левом траверзе конвоя между ним и итальянской базой в Массауа, которая примыкала к линии наступления; Конвой мчался зигзагами в ночи. [ 16 ]
Боевой
[ редактировать ]Итальянская вылазка
[ редактировать ]Итальянская флотилия отплыла 20 октября, эсминцы действовали парами, Секция I состояла из более быстрого «Сауро» (коммандер Моретти дельи Адимари) и Франческо Нулло (командир-лейтенант Константино Борсини ). Раздел II, более медленные, более тяжеловооруженные «Пантера» и «Леоне», должны были отвлечь эскорт конвоя, а затем атаковать конвой торпедами. В 21:15 две секции разделились, а в 23:21 Pantera заметила дым от колонны. [ 17 ] Пантера подал сигнал Сауро и двинулся впереди конвоя на перехват, а Леоне следовал за ним на 875 ярдов (800 м). [ 17 ] Конвой находился примерно в 35 милях (40 миль; 65 км) к северо-северо-западу от острова Джебель-эт-Таир в 02:19 21 октября, когда Леандер заметил два пятна дыма, идущие на север. [ 17 ]
Окленд сообщил о двух эсминцах в 4 морских милях (7,4 км), и Леандер изменил курс, чтобы перехватить, капитан предположил, что они побегут домой через пролив Южный Массауа. После вызова из Окленда Пантера , обстрелял конвой через Ярру нанеся осколочные повреждения спасательной шлюпке на корабле коммодора конвоя. Окленд открыл огонь, итальянские корабли разделились и на полной скорости повернули с запада на юго-запад в сторону Массауа, стреляя из своих кормовых орудий. Эсминцы были на левом носу Ярры , когда Пантера выпустила две торпеды в 23:31 и еще одну пару в 23:34. [ 17 ] Ярра уклонился от двух торпед, повернувшись к ним и прочесав их следы. [ 16 ] Наблюдатели в Ярре считали, что ведущий корабль противника был поражен четвертым или пятым залпом. [ 18 ]
Сауро и Нулло маневрировали на более выгодную позицию после получения отчета о наблюдении от Пантеры , повернулись к конвою и заметили Леандера в 01:48 (21 октября). Сауро выпустил торпеду в Леандера , но промахнулся, и Леандер открыл огонь, но потерял Сауро через две минуты из виду. Сауро совершил еще одну торпедную атаку в 02:07 и повернул в сторону Массауа. ( Нулло не смог атаковать после того, как его руль заклинило на несколько минут и он пошел по кругу, потеряв контакт с Сауро .) [ 17 ] Борсини приказал Нулло направиться к итальянским батареям на острове Хармил у Массауа. Когда стрельба прекратилась, Леандер изменил курс на северо-запад, чтобы перехватить корабли в проливе Южная Массава (проход на остров Хармил), и в 02:45 открыл огонь из 6-дюймовых фугасных и звездчатых снарядов по кораблю, стрелявшему красным. и зеленый трассер. Дальность увеличивалась, и после первых залпов корабль пропал из виду. [ 19 ]
Леандер изменил курс на запад, чтобы задействовать все орудия, если корабли направлялись к проливу Южная Массауа. В 02:20 Леандер заметил Нулло прожектором и в течение примерно десяти минут вел перестрелку на высоте около 4600 ярдов (2,3 морских миль; 4,2 км), Леандер сделал несколько попаданий, которые повредили и Нулло гирокомпас артиллерийского директора. В 02:51 Леандер потерял связь в дымке и прекратил огонь (выпустив сто двадцать девять 6-дюймовых выстрелов). [ 20 ] Нулло направился к острову Хармил, преследуя Леандера , и в 03:00 Леандер бросил вызов эсминцу, которым оказался Кимберли , также преследующий его. Через пять минут крейсер изменил курс на восток, чтобы присоединиться к конвою, поскольку итальянский корабль удалялся со скоростью 7 узлов (8,1 миль в час; 13 км / ч), а конвой все еще оставался уязвимым для нападения во время преследования. [ 21 ]
Действия у острова Хармил
[ редактировать ]
Рано утром 21 октября «Кимберли» продолжал плыть на максимальной скорости и в 03:50 заметил впереди дым, очевидно, от двух кораблей, удаляющихся на высокой скорости. В 05:40 у острова Хармил наблюдатели на Кимберли и Нулло заметили друг друга на расстоянии 7 морских миль (8,1 миль; 13 км). Борсини предположил, что это был корабль «Сауро» , и когда Кимберли открыла огонь в 05:53, Нулло был застигнут врасплох и не открывал ответный огонь в течение четырех минут. Кимберли сократил дальность действия до 5000 ярдов (2,5 морских миль; 4,6 км), и в 06:20 Нулло поцарапал риф, что повредило гребной винт и вызвало утечку. Когда Нулло обогнул остров Хармиль примерно в 06:25, он получил удар один раз в носовое машинное отделение и один раз в кормовое машинное отделение. [ 22 ]
Нулло потерял всякую власть; Борсини отдал приказ покинуть корабль и направился к острову Хармиль. В верхние конструкции попали осколки снаряда, и команда покинула корабль, а Борсини пытался посадить Нулло на мель на острове. Затем в 06:35 «Нулло» был поражен второй из двух торпед, в результате чего он раскололся на две части. [ 22 ] (Борсини и его помощник отказались покинуть корабль и утонули.) [ 5 ] [ с ] В 06:15 четыре 120-мм орудия на острове Хармил атаковали Кимберли и попали в машинное отделение, ранив трех человек и пробив паровые трубы. Находясь на расстоянии 10 000 ярдов (4,9 морских миль; 9,1 км) от береговой батареи, Кимберли заставил замолчать два орудия и ранил четырех артиллеристов 45 фугасными снарядами из установки № 3. [ 23 ]

Кимберли удалось тронуться с места, его скорость снизилась до 15 узлов (17 миль в час; 28 км / ч), и береговая батарея прекратила огонь, когда Кимберли находился на расстоянии 19 000 ярдов (9,4 морских миль; 17 км). Кимберли произвела 596 выстрелов полубронебойными и 97 осколочно-фугасных снарядов. Леандер покинул конвой и в 06:54 увеличил скорость до 26 узлов (30 миль в час; 48 км/ч). К 07:34 Леандер развивал скорость 28,7 узлов (33,0 миль в час; 53,2 км/ч), а вскоре после этого Кимберли сообщила, что он двигался на восток со скоростью 15 узлов (17 миль в час; 28 км/ч) на одном двигателе. [ 23 ] В 08:25 Леандер находился в 16 милях (18 миль; 30 км) к востоку к северу от маяка Хармил Юг и замедлился до 10 узлов (12 миль в час; 19 км / ч). Леандер кружил возле Кимберли , чтобы сохранить свободу маневра на случай появления итальянских бомбардировщиков. Кимберли В котлах закончилась вода, и Леандер послал лодку с тремя корабельными плотниками и механиком по машинному отделению; на крейсер для оказания медицинской помощи был передан раненый рядовой. Около 10:00 Леандер взял Кимберли на буксир. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]В августе британцы управляли четырьмя конвоями BN (в южном направлении) и четырьмя конвоями BS, пятью в сентябре и семью в октябре, конвои BN включали 86 кораблей, а конвои BS - 72 корабля. Несмотря на отчеты агентов и наблюдения Regia Aeronautica , итальянским подводным лодкам и кораблям часто не удавалось вступить в контакт с конвоями, в октябре было совершено только шесть воздушных атак и ни одной после 4 ноября. [ 25 ] Во время атаки на конвой BN 7 британцы обнаружили, что они находятся в невыгодном положении в ночных боях, поскольку были временно ослеплены вспышками орудий, в то время как итальянские корабли использовали безвспышечный кордит и имели хорошие трассирующие боеприпасы. [ 18 ] Сопровождающие британские конвои обвинялись в отсутствии агрессии, за исключением Кимберли , несмотря на опасность покинуть конвой ночью и в условиях плохой видимости. Итальянцам удалось провести две торпедные атаки, как и планировалось, но разделение эсминцев на две части после того, как в предыдущих вылетах не удалось обнаружить ни одного корабля, означало, что ни одна часть не имела огневой мощи, чтобы противостоять британскому эскорту. [ 26 ]
Потери
[ редактировать ]Из 120 членов экипажа « Нулло » Борсини отказался покинуть корабль, и когда его помощник матрос Винченцо Чиараволо это понял, выпрыгнул из спасательной шлюпки, чтобы сопровождать своего капитана, и оба утонули. Из корабельной роты 12 человек погибли и 106 были спасены матросами батареи острова Хармиль. [ 27 ] Кимберли выбыл из строя до 31 октября, затем вернулся в строй с пониженной максимальной скоростью, пока не был полностью отремонтирован весной 1941 года. [ 28 ]
Последующие операции
[ редактировать ]В 10:00 21 октября Леандер открыл огонь по трем самолетам на высоте 13 000 футов (4 000 м), которые взорвались примерно в 200 ярдах (180 м) впереди корабля, еще две бомбы оказались неразорвавшимися . Никакого ущерба не было нанесено, и Леандер и Кимберли снова присоединились к конвою BN 7 сразу после полудня. (Когда они проезжали мимо Феликса Русселя, их приветствовали сотни новозеландских солдат.) Днем Леандер переправил буксир в Кингстон , который на следующее утро покинул конвой вместе с Кимберли и направился в Порт-Судан. Идущий на юг конвой BS 7 с 20 кораблями был встречен эскортом конвоя во второй половине дня 23 октября и после прохода без происшествий рассредоточился к востоку от Адена 28 октября. [ 29 ] Позже, 21 октября, три «Бленхейм» бомбардировщика из 45-й эскадрильи нашли и разбомбили обломки Франческо Нулло . [ 25 ] Итальянцы совершили еще один безрезультатный вылет 3 декабря, отменили его в январе 1941 года после того, как Даниэле Манин был поврежден бомбой, а 24 января снова совершили вылет, но безрезультатно. [ 26 ]
Нападение на конвой БН 14
[ редактировать ]В ночь со 2 на 3 февраля 1941 года итальянские эсминцы «Пантера» , «Тигре» и «Сауро» вышли из Массауа, чтобы перехватить конвой, который, как известно, находился в этом районе. BN 14 состоял из 39 торговых судов, сопровождаемых крейсером «Каледон» , эсминцем «Кингстон» и шлюпами «Инд» и «Шорхэм» . Сауро заметил конвой и выпустил три торпеды, затем снова выстрелил по кораблю, замеченному в облаке дыма, прежде чем на высокой скорости развернуться. Два других корабля не получили отчета о наблюдении от Сауро, но десять минут спустя Пантера увидела корабли и выпустила торпеды, услышав взрывы и заявив о вероятном нападении на два торговых судна; Тигре не удалось найти конвой. Недалеко от «Массавы» в Южном канале Сауро столкнулся с Кингстоном , но у него закончились торпеды. Опасаясь, что британцы попытаются устроить засаду, другие итальянские корабли подошли к Сауро и на рассвете вызвали по радио для прикрытия с воздуха и достигли порта целыми и невредимыми. В сообщениях местной итальянской прессы утверждалось, что два корабля были поражены, но это сообщение было ошибочным. [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Красноморская флотилия
- Константино Борсини
- Нападение на конвой АН 14
- Список классов британских кораблей Второй мировой войны
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Трое выживших сели в спасательный плот, а наблюдатель Соттотененте (младший лейтенант) Гоффредо Франкини, командующий вылетом, забрался на одно из крыльев. Франкини понял, что, если он присоединится к остальным, спасательный плот затонет, и приказал команде отправиться на близлежащий остров без него. Люди на плоту решили отправиться на остров Дахлак и собрали птичьи яйца, прежде чем отправиться в путь. Трое мужчин прибыли через две недели, были спасены местными жителями и подобраны эсминцем и достигли Массауа через три недели после того, как были сбиты. [ 10 ]
- ↑ После вступления в ряды Сил Красного моря Ярра сопровождал конвои в Красном море и перехватывал суда , проходящие блокаду . [ 15 ]
- ↑ Борсини и его помощник Винченцо Чиараволо были награждены золотой медалью итальянского военно-морского флота, который затем приказал капитанам покинуть корабль.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Гилл 1957 , стр. 133, 199.
- ^ Jump up to: а б Гилл 1957 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Гилл 1957 , стр. 134, 201.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1985 , стр. 335–338.
- ^ Jump up to: а б Брагадин 1957 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , с. 102.
- ^ Шорс 1996 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , с. 101.
- ^ Гилл 1957 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Шорс 1996 , с. 33.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992 , стр. 29, 32.
- ^ Шорс 1996 , стр. 58, 73.
- ^ Jump up to: а б Ровер и Хюммельхен, 1992 , стр. 33, 35.
- ^ Сазерленд и Канвелл 2009 , стр. 55–56.
- ^ Гилл 1957 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Уотерс 1956 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с д и О'Хара 2009 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Гилл 1957 , стр. 227–228.
- ^ Уотерс 1956 , с. 90.
- ^ Уотерс 1956 , стр. 89–90.
- ^ Уотерс 1956 , с. 90; О'Хара 2009 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Уотерс 1956 , с. 90; О'Хара 2009 , с. 105.
- ^ Уотерс 1956 , стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б Плейфэр 1959 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б О'Хара 2009 , стр. 105.
- ^ Брагадин 1957 , с. 41; О'Хара 2009 , с. 103.
- ^ Мейсон 2011 .
- ^ Уотерс 1956 , с. 91.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 106–107.
Ссылки
[ редактировать ]- Брагадин, Марк Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне . Перевод Хоффмана, Дж. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. LCCN 57-6515 . OCLC 924029600 .
- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-459-2 .
- Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 5, РАН отправляет за границу, июнь – декабрь 1940 г.» (PDF) . Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг ., Серия 2. Том. Я (онлайн-сканирование — ред.). Канберра, АКТ: Австралийский военный мемориал . стр. 140–246. OCLC 848228 . Проверено 28 февраля 2016 г.
- Мейсон, Великобритания (3 августа 2011 г.). Смит, Г. (ред.). «HMS Kimberley (F 50) Эсминец класса K, включая движения по сопровождению конвоев» . Вторая мировая война 1939–1945 гг . Naval-History.Net . Проверено 28 апреля 2020 г.
- О'Хара, Винсент П. (2009). «Глава 6: Красное море, 1940–41». Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Лондон: Конвей. стр. 99–107. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Playfair, ISO ; Ститт, GMS; Молони, ЗАО; Тумер, SE (1959) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я (4-е изд.). ХМСО . OCLC 494123451 . Проверено 3 сентября 2015 г.
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-105-9 .
- Шорс, Кристофер (1996). Облака пыли на Ближнем Востоке: воздушная война за Восточную Африку, Иран, Сирию, Иран и Мадагаскар, 1940–42 . Лондон: Груб-стрит . ISBN 978-1-898697-37-4 .
- Сазерленд, Дж.; Канвелл, Д. (2009). Воздушная война в Восточной Африке 1940–41: Королевские ВВС против итальянских ВВС . Барнсли: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-816-4 .
- Уотерс, С.Д. (1956). Королевский флот Новой Зеландии . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 (онлайн-сканирование). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел военной истории Министерства внутренних дел. OCLC 11085179 . Проверено 27 февраля 2016 г. - через Электронный текстовый центр Новой Зеландии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- О'Хара, Винсент П. (2012). «Красное море, военно-морские операции». В Такере, Спенсер К. (ред.). Вторая мировая война на море: Энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-458-0 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Оборона . История Второй мировой войны Военная серия Соединенного Королевства: Война на море 1939–1945 гг. Том. Я (4-й показ онлайн-изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 28 февраля 2016 г. - через Hyperwar.
- Уотерс, С.Д. (1950). «Охрана конвоев Красного моря» . Леандер . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. (онлайн-изд.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел исторических публикаций Министерства внутренних дел правительства Новой Зеландии. стр. 1–7. ОСЛК 1003719 . Проверено 28 февраля 2016 г. - через Электронный текстовый центр Новой Зеландии.
- Конвои Второй мировой войны
- История Красного моря
- Конфликты 1940 года
- Восточноафриканская кампания (Вторая мировая война)
- Королевский флот
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Новой Зеландии
- События октября 1940 года
- Эритрея во Второй мировой войне