Летучая мышь Savoia-Marchetti SM.81
СМ.81 | |
---|---|
![]() | |
Savoia Marchetti SM.81 Regia Aeronautica во время полета | |
Роль | Бомбардировщик и транспортная авиация |
Национальное происхождение | Италия |
Производитель | Савойя-Маркетти |
Первый полет | 8 февраля 1934 г. |
Введение | 1935 |
Ушедший на пенсию | 1950 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Испанские ВВС ВВС |
Количество построенных | 535 [1] |
Разработано на основе | Савойя-Маркетти S.73 |
Savoia -Marchetti SM.81 Pipistrello ( итал . «летучая мышь» ) был первым трёхмоторным бомбардировщиком / транспортным самолётом, служившим в итальянской Regia Aeronautica . [2] Появившись в 1935 году, он представлял собой настоящий шаг вперед в итальянской военной авиации: он был быстрым, хорошо вооруженным и имел большую дальность полета. [2] Оно доказало свою эффективность во время войны с Эфиопией и гражданской войны в Испании . [2] Несмотря на то, что он был слишком медленным, чтобы оставаться конкурентоспособным бомбардировщиком в последние годы Второй мировой войны , это был один из самых гибких, надежных и важных самолетов Regia Aeronautica с 1935 по 1944 год, адаптированный для выполнения функций второй линии в широком диапазоне. круг задач.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]SM.81 представлял собой военизированную версию Savoia-Marchetti компании SM.73 более раннего авиалайнера , имевшего свободнонесущие крылья, три двигателя и фиксированное шасси . Истоки этой версии лежали в преследовании интересов Итало Бальбо , блестящего представителя фашистского режима (но тем не менее «сосланного» в Ливию Муссолини ), которому требовался быстрый и эффективный самолет, способный обслуживать обширные итальянские колонии. в Африке.
SM.81 имел крылья, которые были примерно похожи на крылья двухфюзеляжного S.55 и идентичны крыльям S.73 , но имел гораздо более простой фюзеляж. Примерно через шесть месяцев после первого появления SM.73 прототип SM.81 ( MM.20099 ) впервые поднялся в воздух из Верджиате , недалеко от Варезе , 8 февраля 1934 года под управлением летчика-испытателя Адриано Бакулы. [3] Первая серия , заказанная в 1935 году, была рассчитана на 100 самолетов и была быстро запущена в производство в результате международного кризиса и эмбарго, вызванного войной в Эфиопии . Первые экземпляры были отправлены в 7-е крыло на Кампо-делла-Промесса авиабазе недалеко от Лонате-Поццоло .
Хотя SM.81 был быстро вытеснен в качестве фронтового бомбардировщика, он продолжал служить транспортным средством благодаря широкому фюзеляжу, позволявшему ему вмещать широкий спектр грузов. Помимо скорости, он в целом превосходил SM.79 Sparviero как многоцелевой самолет. [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
[ редактировать ]SM.81 представлял собой прочный трехмоторный моноплан с фиксированным шасси с хвостовым колесом , основные колеса которого были закрыты большими лопатками для уменьшения лобового сопротивления, и имел экипаж из шести человек. [4] Самолет имел смешанную конструкцию: фюзеляж имел каркас из стальных труб с металлической обшивкой кормовой части, остальная часть была обшита деревом и тканью. Он имел сравнительно большой фюзеляж — ненужную характеристику для бомбардировщика, что и определило его будущее как транспортного самолета. Поскольку двигатели были довольно маленькими, фюзеляж плохо сочетался с носовым двигателем, даже в меньшей степени, чем у SM.79. Присутствовало множество окон, обеспечивающих дневной свет внутри фюзеляжа, создавая впечатление, что это пассажирский самолет.
Цельнодеревянные крылья имели три лонжерона для обеспечения необходимой поддержки, а полуэллиптическое оперение было покрыто тканью из металла. Пилот и второй пилот сидели бок о бок в закрытой кабине с отдельными каютами для бортинженера и радиста/стрелка за кабиной. [5] Бомбоотсек находился за кабиной вместе с проходом, соединявшим среднюю и кормовую часть фюзеляжа, где находились еще три оборонительные позиции.
располагалась Позиция бомбардира чуть ниже кабины, в полуубирающейся гондоле. [5] и отличался от SM.79 как большими размерами, так и расположением, более удобным для общения с экипажем, и обеспечивал превосходный обзор благодаря остеклению. И на этой позиции, и в кабине были аварийные люки, но для нормального входа и выхода имелась дверь в левой, средней части фюзеляжа, и одна в хвостовой части фюзеляжа. В состав оборудования входили радиопередатчик РА 350И, радиоприемник АР5 и радиокомпас П63Н (не всегда имелся), а остальные системы включали электрогенератор, систему пожаротушения и камеру ОМИ 30 (в гондоле наводчика). [ нужна ссылка ]
Самолет, обладая большим крылом и прочным шасси, был надежен и приятен в управлении, мог действовать на любой местности. Он был удивительно быстр для своего времени и, учитывая мощность его двигателей, особенно по сравнению с аналогичным Юнкерсом Ju 52 . Он был лучше вооружен, чем SM.79, но повышенное лобовое сопротивление в сочетании с той же мощностью двигателя снизило максимальную скорость и крейсерскую скорость, а также дальность полета. Никакой брони не было, за исключением самоуплотняющихся топливных баков .
Вооружение
[ редактировать ]SM.81 был оснащен шестью пулеметами, составлявшими тяжелое оборонительное вооружение самолета 1935 года. Две выдвижные турели с приводом , одна спинная (сразу за сиденьями пилотов) и одна подфюзеляжная кормовая, были оснащены 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Breda-SAFAT , а также одиночные 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы Льюиса были установлены . вести огонь через боковые люки. [5] Вращение башен осуществлялось с помощью гидравлической системы «Рива-Кальцони», подъем орудий осуществлялся вручную, а как для системы втягивания, так и для системы поворота были предусмотрены ручные резервные механизмы. В убранном состоянии была видна только верхняя часть башни, а стволы орудий располагались вертикально, один позади другого, чтобы уменьшить лобовое сопротивление, создавая впечатление, что у самолета есть дополнительные антенны. Учитывая крейсерскую скорость SM.81 около 270 км/ч (170 миль в час) и наличие массивного неподвижного шасси, аэродинамический выигрыш был относительно небольшим.
Подфюзеляжная турель работала иначе, чем на других самолетах, где наводчик занимал конструкцию в форме шара или мусорного бака; вместо этого из-за нехватки места наводчик присел в фюзеляже, опустив голову внутрь башни. Это оказалось не очень эффективным, как и большинство вентральных турелей. [ нужна ссылка ] башню в виде мусорного бака для размещения наводчика и они не были приспособлены для дальнейших Savoia, хотя Piaggio установил на свой P.108 .
Оба фланга прикрывались одной одинарной и одной спаренной артиллерийской установкой. калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) Первоначально было установлено шесть пулеметов Vickers , но позже они были заменены надежными, хотя и не очень скорострельными моделями Breda с боекомплектом по 500 патронов на ствол.
Бомбоотсек SM.81 был разделен на две части с проходом, соединяющим кормовую и среднюю части фюзеляжа, и мог вмещать широкий спектр боеприпасов общей массой до 2000 кг (4410 фунтов) на коротких дистанциях, с отдельными бомбами массой до 500 кг (1100 фунтов), расположенное горизонтально или вертикально: [5]
- 4 × 500 кг (1100 фунтов) (хранится горизонтально)
- 4 × 250 кг (550 фунтов) (то же самое)
- 16 × 100 кг (220 фунтов) (хранится вертикально, как и все меньшие), истинный вес около 130 кг (287 фунтов)
- 28 × 50 кг (110 фунтов) (истинный вес около 70 кг/150 фунтов)
- 56 × 31 кг (68 фунтов), 24 кг (53 фунта), 20 кг (40 фунтов) или 15 кг (33 фунта)
- 1008 × 2 кг (4 фунта) (истинный вес около 1700 кг / 3750 фунтов)
- Зажигательные бомбы
Механизм сброса бомбы располагался с правой стороны от позиции бомбардира.
Оборонительное вооружение SM.81 было лучше, чем у его преемника SM.79, и даже чем у SM.84, хотя и меньшего калибра, но все же недостаточного при столкновении с современным истребительным сопротивлением противника. Он также был способен нести большую бомбовую нагрузку, чем SM.79, благодаря широкому фюзеляжу.
Движение
[ редактировать ]SM.81 имел трехмоторную конфигурацию, но в отличие от Sparviero на протяжении всего производства оснащался широким спектром двигателей:
- Alfa Romeo 125 RC.35 , 432–507 кВт (580–680 л.с.). 192 построено. [3]
- Gnome-Rhône 14K , 485–746 кВт (650–1000 л.с.). Построено 96 штук. [3]
- Piaggio PX RC15 , 501–522 кВт (670–700 л.с.) – построено 48 штук. [3]
- Piaggio P.IX RC40 , 507 кВт (680 л.с.) – построено 140 экземпляров. [3]
- Alfa Romeo 126 RC.34 , 582–671 кВт (780–900 л.с.), также устанавливался на ранние версии SM.79. построено 58. [3]
Кроме того, один самолет, SM.81B, был построен в двухмоторной конфигурации, оснащенный двумя рядными двигателями Isotta-Fraschini Asso XI мощностью 627 кВт (840 л.с.) и обтекаемой носовой частью с остеклением. Он имел худшие характеристики по сравнению с трехмоторными версиями и не получил дальнейшего развития. [6]
Топливо
[ редактировать ]Топливные баки, как это было стандартно для итальянских многомоторных самолетов, представляли собой металлические самоуплотняющиеся топливные баки, изготовленные из материалов, разработанных специализированным производителем SEMAPE . Было установлено восемь баков: шесть в центральном крыле (4 бака по 150 л/40 галлонов США и 2 бака по 1140 л/301 галлона США) и два бака по 370 л (100 галлонов США) (или 780 л/210 галлонов США с двигатели Gnome-Rhône 14K) в крайних крыльях. [ нужна ссылка ] . Это дало общий запас топлива 3620 или 4400 л (960 или 1160 галлонов США).
Операционная история
[ редактировать ]
SM.81 впервые участвовал в боевых действиях во время Второй итало-абиссинской войны , где показал себя универсальным бомбардировщиком, транспортным и разведывательным самолетом . SM.81 также участвовали в гражданской войне в Испании в составе Aviazione Legionaria и были одними из первых самолетов, отправленных фашистскими державами для доставки помощи Франсиско Франко .
Несмотря на их устаревание, к 1940 году, когда Италия вступила во Вторую мировую войну , около 300 (290–304 в зависимости от источника) SM.81 находились на вооружении Regia Aeronautica . Первыми итальянскими самолетами, принявшими участие в боевых действиях в Восточной Африке, была пара SM.81. 11 июня 1940 года один из них атаковал Порт-Судан , а другой совершил разведывательный полет над Красным морем . Той же ночью три SM.81 вылетели бомбить Аден , но один повернул назад, а один из двух других врезался в холм недалеко от Массауа . при попытке приземлиться [7] Еще один полет был одновременно развернут против англо-родезийских оборонительных позиций в Британском Сомалиленде непосредственно перед решающей битвой при Таг-Аргане , что предвещало ограниченную роль тактического бомбардировщика . [8]
Его низкая скорость и уязвимость для истребителей означали, что в дневное время SM.81 был ограничен выполнением задач второй линии, находя применение в качестве транспорта. Ночью это был эффективный бомбардировщик, особенно на североафриканском театре военных действий . Противокорабельные действия также проводились, но без существенного успеха.
Большинство SM.81 было отозвано ко времени итальянского перемирия 1943 года, хотя некоторые остались на вооружении как Итальянской Социальной Республики , так и Военно-воздушных сил Италии .
Несколько экземпляров пережили войну и продолжили службу в Aeronautica Militare Italiana , но к 1950 году все они были сняты с вооружения.
На SM.81, служащие в Эфиопии, была нанесена маркировка, позволяющая различать их при выполнении поисково-спасательных операций. Обычный камуфляж был желтым, зеленым и коричневым. Темно-оливково-зеленая окраска по всей поверхности была введена позже, когда самолеты использовались только в транспортных миссиях.
Варианты
[ редактировать ]- СМ.81
- Трехмоторный бомбардировщик, транспортный самолет, построено 535 штук.
- СМ.81Б
- Экспериментальный двухмоторный прототип, один построен.
Операторы
[ редактировать ]- Китайские националистические ВВС . В ноябре 1936 года было заказано шесть SM.81B, которые будут построены на Китайско-итальянском национальном авиационном заводе (SINAW) в Наньчане . [9] с дополнительным экземпляром, купленным прямо в Италию. Он прибыл в Гонконг в разобранном виде в октябре 1937 года, но не мог быть доставлен в Китай, поскольку его упаковочные ящики были слишком велики для перевозки по железной дороге. Два самолета, построенных в Наньчане, были доставлены в ВВС, а еще один экземпляр был построен, но уничтожен во время бомбардировки завода в декабре 1937 года. [10] Все они погибли в результате несчастных случаев на тренировках в феврале 1938 года в Ичане . [ нужна ссылка ]
- Aeronautica Militare Italiana эксплуатировала этот тип после войны.
Технические характеристики (SM.81b с двигателями Alfa Romeo 125 RC35)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6 человек
- Длина: 18,3 м (60 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 24 м (78 футов 9 дюймов)
- Высота: 4,3 м (14 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 92,2 м 2 (992 кв. футов)
- Вес пустого: 6800 кг (14 991 фунт)
- Полная масса: 9300 кг (20503 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 10 505 кг (23 160 фунтов)
- Силовая установка: 3 × Alfa Romeo 125 RC35 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателей воздушного охлаждения мощностью 485 кВт (650 л.с.) каждый.
- Альтернативные двигатели: Piaggio PX RC15 , Alfa Romeo 126 RC34 или Gnome-Rhône 14K.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты
Производительность
- Максимальная скорость: 340 км/ч (210 миль в час, 180 узлов) на высоте 4000 м (13000 футов).
- Крейсерская скорость: 260 км/ч (160 миль в час, 140 узлов)
- Минимальная скорость: 110 км/ч (68 миль в час; 59 узлов)
- Дальность действия: 1500 км (930 миль, 810 миль)
- Боевая дальность: 430 км (270 миль, 230 миль) с бомбовой нагрузкой 2000 кг (4409 фунтов).
- Перегоночная дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 морских миль)
- Практический потолок: 7000 м (23000 футов)
- Время набора высоты:
- 1000 м (3300 футов) за 4 мин 15 с
- 3000 м (9800 футов) за 11 минут 48 с
- 5000 м (16000 футов) за 20 мин 36 с
- Нагрузка на крыло: 101 кг/м 2 (21 фунт/кв. фут)
Вооружение
- Орудия: калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). 6 пулеметов Breda-SAFAT
- Бомбы: до 2000 кг (4409 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список межвоенных военных самолетов
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Regia Aeronautica, использовавшихся во Второй мировой войне
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Савойя-Маркетти SM.81 Пиписстрелло
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Анджелуччи и Матрикарди 1978, с. 188.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пассингем 1977, стр.182.
- ^ Пассингем 1977, стр. 182–183.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Пассингем 1977, стр.183.
- ^ Пассингем 1977, стр.187.
- ^ Сазерленд 2009, с. 31.
- ^ Playfair 1954, с. 176.
- ^ Андерссон 2008, стр. 233.
- ^ Андерссон 2008, стр. 133, 282
- ^ ТОМАС, Хью. Гражданская война в Испании. Книги о пингвинах. 2006. Лондон. стр.938
Библиография
[ редактировать ]
- Андерссон, Леннарт (2008). История китайской авиации: Энциклопедия самолетов и авиации Китая до 1949 года . Тайбэй, Китайская Республика: AHS Китайской Республики. ISBN 978-957-28533-3-7 .
- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том I (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- Апостоло, Джорджо. Savoia Marchetti SM81 (Самолет в профиле номер 146) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Лембо, Даниэле, SIAI 81 Пиписстрелло , Самолеты в истории, №33.
- Пассингем, Малькольм. «Савойя-Маркетти SM81». Aircraft Illustrated , май 1977 г., том 10, № 5. стр. 182–187.
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Канцлер Пресс, 2002.
- Плейфэр, генерал-майор ИСО ; и др. (1954). Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: первые успехи против Италии (до мая 1941 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. Я. Лондон: HMSO . OCLC 494123451 . Проверено 3 сентября 2015 г.
- Сазерленд, Джон и Дайан Канвелл: Воздушная война в Восточной Африке, 1940–41 гг. Королевские ВВС против итальянских ВВС . Барнсли (Южный Йоркшир) Pen and Sword Aviation, 2009 г. ISBN 978-1-84415-816-4 .