Jump to content

История эксплуатации Savoia-Marchetti SM.81

Савойя-Маркетти SM.81
Savoia-Marchetti SM 81 в полете, начало 1940-х годов. Обратите внимание на фиксированную ходовую часть
Роль Бомбардировщик и транспортная авиация
Производитель Савойя-Маркетти
Первый полет 1934
Введение 1935
Ушедший на пенсию 1950
Основные пользователи Королевские ВВС
Испанские ВВС
ВВС
Количество построенных 534
Разработано на основе Савойя-Марчетти S.73

Savoia -Marchetti SM.81 впервые принял участие в боевых действиях во время Второй итало-абиссинской войны , где показал себя универсальным, выполняя функции бомбардировщика , транспорта и разведчика . SM.81 также участвовали в гражданской войне в Испании в составе Aviazione Legionaria и были одними из первых самолетов, отправленных фашистскими державами на помощь Франсиско Франко .

Несмотря на их устаревание, когда Италия вступила во Вторую мировую войну , около 300 SM.81 находились на вооружении Regia Aeronautica . Его низкая скорость и уязвимость для истребителей означали, что дневные обязанности отводились на второй план, а самолет использовался в основном в качестве транспорта. Ночью SM.81 был эффективным бомбардировщиком, особенно на североафриканском театре военных действий .

Большинство SM.81 были выведены из эксплуатации ко времени итальянского перемирия 1943 года, хотя некоторые оставались на вооружении как Итальянской Социальной Республики , так и итальянских Военно-воздушных сил .

Несколько экземпляров пережили войну и продолжили службу в Aeronautica Militare Italiana , но к 1950 году все они были сняты с вооружения.

Ранняя история

[ редактировать ]

Первые 100 самолетов были доставлены в 7-е, 9-е, 13-е и 15-е авиакрылья, первоначально служившие в Эфиопии, где они хорошо себя зарекомендовали. Их быстро адаптировали к функциям бомбардировок, обстрелов, непосредственной поддержки с воздуха и разведки. Это была агрессивная война против старого противника Италии, который в 1896 году разгромил итальянский экспедиционный корпус в Адве , и, несмотря на международные конвенции, и итальянцы, и абиссинцы совершили множество военных преступлений, включая использование химического оружия, при этом SM.81 использовали фосген и Иприт против вражеских войск. Всего в Эфиопской войне действовало 170 бомбардировщиков — Caproni Ca.133 и SM.81 — в составе двух групп 9-го авиакрыла, которое представляло собой клонированное подразделение («бис») первоначального 9°, оставшегося в Италии.

После входа в Аддис-Абебу в 1936 году итальянцы в течение многих месяцев продолжали сталкиваться с ожесточенным сопротивлением. Ситуация стабилизировалась только в 1937 году благодаря превосходству Италии в воздухе и поддержке, которая имела решающее значение в борьбе с чрезвычайно опасным противником на этой сложной и дикой местности. 36 SM.81 остались в Эфиопии для оказания поддержки итальянским войскам, оккупирующим страну, включая транспортировку и переброску грузов по воздуху. Огонь из стрелкового оружия был основной опасностью, поскольку миссии выполнялись на малой высоте, но повреждений обычно было недостаточно, чтобы сбить самолет, даже несмотря на то, что у них не было защитной брони, за исключением самоуплотняющихся топливных баков.

SM.81 также первоначально эксплуатировались в составе 8-го крыла ( Болонья ), 10-го ( Брессо ), 11-го ( Феррара ), 12-го ( Гвидония ), 14-го и 16-го ( Виченца ), 30-го, 32-го и 33-го крыльев ( Наполи ); они также оборудовали 15° в Ливии, где на них были установлены двигатели Gnome-Rhône 14K и противопесочные фильтры.

Гражданская война в Испании

[ редактировать ]

Основная карьера SM.81 началась 28 июля 1936 года. Он выполнял миссию, посвященную поддержке генерала Франсиско Франко и его « alzamiento » (восстания) против республиканского правительства в начале гражданской войны в Испании ; 12 SM.81 под видом испанской гражданской собственности вылетели из Эльмаса , недалеко от Кальяри , чтобы перелететь в Марокко с 63 военнослужащими в военной форме под командованием полковника Иваноэ Бономи . Ожидаемый паромный перелет составлял около 1135 км (705 миль), но в пути возникло несколько проблем .

Savoia Marchetti SM.81 в действии во время гражданской войны в Испании (в сопровождении истребителей Fiat CR.32 )

Путешествие должно было пролететь менее чем за четыре с половиной часа на скорости 260–270 км/ч (160–170 миль в час), но, столкнувшись с сильным встречным ветром на высоте 1000 м (3280 футов), они поднялись на высоту 3500 м (11 480 футов). лучшая крейсерская высота для двигателей Alfa Romeo 125 . Спустя пять часов им оставался еще час до конечного пункта назначения — Мелильи в Марокко. Попытка сохранить плотный строй, несмотря на облака, также требовала больших затрат топлива, поскольку полет был нелинейным, только девяти самолетам удалось приземлиться в Мелилье. Один упал в море, другой совершил аварийную посадку, а третий совершил вынужденную посадку без повреждений в Алжире. Остальные самолеты прибыли, имея в баках в среднем всего 130 л (34 галлона США) топлива, из которых осталось 200 л (53 галлона США). Этот самолет был отправлен на поиски пропавших SM.81. Так как запас топлива составлял всего 3% от общего запаса топлива, этого хватило всего на несколько минут полета, а это означало, что при лишь немного более сильном встречном ветре все они были бы потеряны или вынуждены приземлиться в Алжире. Уцелевшие самолеты представляли собой ценное имущество и вскоре использовались в качестве транспортных средств и бомбардировщиков.

Франко Войска Испанской африканской армии сыграли решающую роль в укреплении благосостояния Альзамьенто , которое до сих пор в основном терпело поражение от республиканских лоялистов. 6 августа 1936 года африканские войска были перевезены в Испанию на четырех торговых судах. Угрозы SM.81 и их бомб, когда-то усиленных итальянским кораблем RM Morandini , было достаточно, чтобы сдержать испанский флот, в основном республиканский, который в противном случае был бы в состоянии помешать любому франкистскому конвою достичь Испании. 9 августа SM.81 под командованием Этторе Мути уничтожили близлежащие запасы топлива и боеприпасов ВМС Испании, вынудив флот использовать северные базы и еще больше предотвратив помехи морскому транспорту латино-марокканских сил.

После этих подвигов первоначальные SM.81 были усилены самолетами четырех других эскадрилий: 213, 214, 215 и 216 в двух группах (XXXIV и XXXV), а также 251 и 252 эскадрильями XXV (« Пипистрелли ») группы. На протяжении всей войны SM.81 использовались как штурмовики, а также в качестве транспортных самолетов и бомбардировщиков. Хотя некоторые вылеты выполнялись в сопровождении истребителей Fiat CR.32 , дневные вылеты без сопровождения были возможны только благодаря полетам плотным строем с взаимной пулеметной защитой, а также благодаря способности самолета летать по приборам, находясь в облаке. в Испанию вылеты все чаще совершались ночью После прибытия Поликарпова И-15 и И-16 , и на тот момент только семь из первоначальных девяти самолетов все еще были в рабочем состоянии, сбросив 210 тонн (230 тонн) бомб и внося свой вклад (вместе с Junkers Ju 52 ) на 868 рейсов, перевозивших войска Марокко. После тысяч часов налета от 90 до 100 самолетов по меньшей мере 64 уцелевших SM.81 остались в Испании в группе G-12 в конце 1938 года. Один экземпляр был потерян ближе к концу войны в 1939 году вместе с жизни многих высокопоставленных офицеров. Точное общее количество потерь SM.81 за время войны по боевым и оперативным причинам неизвестно.

Дальнейшие разработки

[ редактировать ]

Даже если этот самолет использовался для многих задач и многими подразделениями, скромная скорость S.81 вскоре привела к тому, что для многих применений его заменили SM.79. Одна из более поздних моделей SM.81 имела два рядных двигателя жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Asso мощностью 626 кВт (840 л.с.). Но его характеристики были весьма разочаровывающими, включая максимальную скорость 330 км/ч (210 миль в час), поэтому модификации не увенчались успехом.

Другая версия представляла собой самолет-заправщик (для перевозки топлива, а не для дозаправки в воздухе).

Командирская версия была оснащена мощным радиооборудованием.

VIP-версия использовалась в некоторых номерах. У Муссолини был самолет, который он пилотировал лично. Его назвали «Черепаха» из-за его медленной скорости. Другое прозвище SM.81 было « Лумаче » (улитка). Но широкий фюзеляж был удобнее, чем у «быстрых бомбардировщиков», таких как Sparviero . Инновационной особенностью стала новая башня Caproni-Lanciani, вооруженная крупнокалиберным пулеметом калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Это считалось лучше, чем два 7,7-мм (0,303 дюйма), хотя пулемет Скотти оказался ненадежным.

Еще одним экспериментальным примером стал самолет для борьбы с магнитными минами: его назвали « Сатурно», потому что у него было большое электрифицированное стальное кольцо для срабатывания мин. Изначально вес шестерни был слишком большим, поэтому кольцо заменили на алюминиевое .

Еще одной задачей SM.81 была роль бомбардировщика-торпедоносца . Эксперименты с числом торпед до двух проводились в 1936 году. Но даже имея на борту только одну, самолет был слишком медленным, поэтому для этой задачи лучше подходил SM.79.

Основной задачей этого самолета была транспортная. Конструкция SM.81T была произведена в 1941 году, оснащена башней Caproni-Lanciani и двигателями AR 126. В 1942 году было произведено больше, несмотря на наличие более крупного SM.82. S.81 были почти такими же быстрыми, как С-47, и имели оборонительный набор вооружения, при этом дальность и полезная нагрузка были почти равными, лишь с небольшим уступкой по установленной мощности и скорости.

Конец 1930-х годов и Вторая мировая война.

[ редактировать ]

SM.81 был одним из самых распространенных многомоторных самолетов Regia Aereonautica во второй половине 1930-х годов. На этом самолете было приятно и надежно летать, хотя он был слишком медленным и не таким маневренным, как SM.79 . Самолет произвел хорошее впечатление на предвоенных учениях, летая в составе трех самолетов. Было выполнено несколько сложных маневров, но реальность, несмотря на пропаганду режима, заключалась в том, что Regia отставала в подготовке и тактике, несмотря на небольшое ядро ​​очень опытных летных экипажей.

Во время оккупации Албании SM.81 использовался 37-м и 39-м авиакрыльями в качестве транспортного самолета над Адриатическим морем, быстро доставляя солдат в Албанию в ходе широко разрекламированной операции, которая показала «эффективность» итальянских вооруженных сил. В Ливии в 1938 году был поднят целый парашютный батальон, когда король отправился с официальным визитом в Итало Бальбо колонию .

Производство SM 81 на тот момент составило: СИАИ, 237 штук; Пьяджо , 60 лет; Макки , 76 лет; ЦРДА, 36 лет; Бреда , 36 лет; СМСА, 58 лет; АэрУмбра, 20; и Капрони — восемь. Всего 530 (плюс один двухмоторный экземпляр СИАИ).

Когда началась Вторая мировая война, Regia все еще имела на вооружении около 300 машин: 37-е крыло в Лечче и 40 Групп 38-го крыла. Другая группа 38-го крыла, 39°, находилась в Албании. Эгеум Аэронавтик , небольшое и почти независимое военное образование РА, имело 39 крыльев, Ливия имела 14 и 15 крыльев, а в Эфиопии присутствовало пять групп с этими самолетами.

Первоначально SM.81 участвовали в противокорабельных атаках и миссиях над Александрией. 37, 38 и 39 Wings сражались в Пунта Стило, другие добились скромного успеха в битве при Капо Спада. Александрия впервые подверглась нападению 7 июля 11 машинами. Эти дальние миссии были повторены 16 и 25 июля, 26 августа, 8 и 21 сентября и 5 октября. Все эти миссии, особенно против кораблей, имели лишь скромный успех.

Осенью Греция подверглась нападению с использованием 37 крыльев в Валоне и 39 в Лечче.

Всего было 59 SM.81. В Восточной Африке каждая группа имела около эскадрильи самолетов. Несмотря на наличие более современного SM.79, SM.81 был основным итальянским бомбардировщиком. Первыми итальянскими самолетами, принявшими участие в боевых действиях в Восточной Африке, была пара SM.81. 11 июня 1940 года один из них атаковал Порт-Судан , другой совершил разведывательный полёт над Красным морем . Той же ночью три SM.81 вылетели бомбить Аден , но один повернул назад, один из двух других врезался в холм недалеко от Массауа . при попытке приземлиться [ 1 ] Когда Gloster Gladiators и Hawker Hurricanes усложнили ситуацию, SM.81 использовался все меньше и меньше. Первоначально в эксплуатации находились только 43 самолета из 59. Они совершили несколько бомбардировок, в основном ночью. SM.81 были использованы для бомбардировки крупного британского конвоя без каких-либо потерь, но многие самолеты были повреждены. 13 июня в Аден , главную британскую базу, были отправлены четыре бомбардировщика, два из них были сбиты. За 30 дней было сбито девять самолетов, уничтожено на земле 10 и сильно повреждено 18 — две трети от общего числа; замен не было. На 10 февраля исправных самолетов было всего 10, в марте осталось только три.

SM.81 с радиостанцией дальнего действия A.130/AR.8 приземлился в Киркуке весной 1941 года. Это был командирский самолет экспедиции, организованной итальянскими войсками (совместно с немцами) для оказания помощи иракским войскам в 1941 году. поднимается. Но иракцы уже потерпели поражение от британцев, поэтому миссия Оси провалилась. Из 12 Fiat CR.42 эскадрильи Ирака вернулись только семь.

В Северной Африке и Италии SM.81 все чаще использовались в качестве ночных бомбардировщиков и после первого года войны больше не использовались для противокорабельных и дневных бомбардировок. 145-я группа поставила по состоянию на конец января 1941 года: 11 600 человек и 1140 тонн (1260 тонн) различных материалов за 3200 летных часов.

Для операции «Геркулес» , вторжения на Мальту , SM.81 из 18-го крыла должны были перебросить на Мальту штурмовую дивизию, но в итоге они были использованы для переброски дивизии «Фольгоре» в Эль-Аламейн . После этого боя SM.81 использовались для снабжения североафриканских сил подкреплениями и припасами, а также для эвакуации Туниса, при этом только 18-е крыло перевезло 28 000 человек. В Пантеллерии и Лампедузе SM.81 были единственными итальянскими грузовыми самолетами, способными работать из-за коротких взлетно-посадочных полос.

После первого года войны SM.81 использовались только для задач второй линии, таких как транспортировка войск и материалов. Многие были отмечены красным крестом и эвакуированы ранеными. Почти все группы первой линии имели в своих эскадрильях SM.81 или другие самолеты для использования в качестве самолетов поддержки и транспорта, при этом один SM.81 часто присутствовал в каждой эскадрилье. SM.81 с их фиксированной и прочной ходовой частью могли действовать на любом типе местности, несмотря на отсутствие предкрылков, в отличие от SM.79.

Многие SM.81 и SM.73 находились в России во время Сталинградской битвы . Эти самолеты пытались помочь оказавшимся в ловушке войскам, когда Советы начали Сталинградское наступление, все эти машины были потеряны в том бою.

В сентябре 1943 года в Италии еще оставалось множество SM.81. Многие из них были организованы на юге в бомбардировочные и транспортные группы, некоторые совершали боевые вылеты на балканские территории. В конце концов из-за отсутствия запасных частей эксплуатация SM.81 прекратилась. На севере Италии находилось около 60 самолетов, 36 из которых все еще находились в рабочем состоянии.

Транспортная группа Терраччано , которой командовал Маджоре Эджидио Пелиццари, была сформирована в Бергамо и переброшена в Гослар , в Нижней Саксонии , Германия, в январе 1944 года. Здесь 44 SM.81 ждали итальянских пилотов. [ 2 ] Самолеты, находящиеся в плохом состоянии, были восстановлены их будущими экипажами до работоспособного состояния. В административном отношении итальянцы подчинялись ANR, а оперативно — Люфтваффе под немецким обозначением «Transport Gruppe Italien 10». [ 3 ] 8 апреля первая эскадрилья, оснащенная 12 SM.81, была переброшена в Шяуляй в Литве , за ней последовали Savoia-Marchetti из 2-й и 3-й эскадрилий. Терраччано действовал над странами Балтии, Россией и Финляндией, эвакуируя раненых солдат и доставляя на фронт свежие войска. [ 4 ] 16 июня 19 SM.81 приземлились в Иммоле, Финляндия, доставив из Эстонии технический персонал немецкой боевой группы Gefechtsverband Kuhlmey, отправленный для усиления истребительной группы в Финляндии. [ 5 ] Когда в июле 1944 года советские войска прорвались в Елгаву ( Латвия) , «Итальянская транспортная группа 10» все еще имела 32 исправных Пипистрелли , но была нехватка топлива, и немцы меньше интересовались итальянским транспортом. [ 4 ] Таким образом, после шести месяцев интенсивной эксплуатации уцелевшие самолеты, некоторые из которых были сильно повреждены, были сняты с вооружения. Ни один из этой группы SM.81 не пережил войну, поскольку последние четыре были уничтожены после окончания боевых действий.

Примечания
  1. ^ Сазерленд 2009, с. 31.
  2. ^ Нойлен 2000, с. 85.
  3. ^ Нойлен 2000, стр. 85-86.
  4. ^ Перейти обратно: а б Нойлен 2000, с. 86.
  5. ^ Нойлен 2000, с. 215.
Библиография
  • Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по самолетам Оси времен Второй мировой войны . Канцлер Пресс, 2002.
  • Лембо, Даниэле, SIAI 81 Пиписстрелло , Самолеты в истории, №33.
  • Нойлен, Ганс Вернер. В небе Европы — ВВС союзников Люфтваффе 1939–1945 гг . Рамсбери, Мальборо, CROWOOD PRESS, 2000. ISBN   1-86126-799-1
  • Пассингем, Малькольм. «Савойя-Маркетти SM81». Aircraft Illustrated , май 1977 г., том 10, № 5. стр. 182–187.
  • Сазерленд, Джон и Дайан Канвелл: Воздушная война в Восточной Африке 1940–41, ВВС Великобритании против ВВС Италии . Барнсли (Южный Йоркшир) Pen and Sword Aviation, 2009 г. ISBN   978-1-84415-816-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 37d1fb98b8b744bd73ea17f34d0f5d99__1723557600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/37/99/37d1fb98b8b744bd73ea17f34d0f5d99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operational history of the Savoia-Marchetti SM.81 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)