Jump to content

Капрони

Капрони
Промышленность Аэрокосмическая промышленность
Основан 1908 год ; 116 лет назад ( 1908 )
Несуществующий 1950 год ; 74 года назад ( 1950 )
Судьба Входит в состав Агусты
Штаб-квартира Италия
Продукты Транспортный самолет
Бомбардировщики
Экспериментальные самолеты
Военные тренеры
Гидросамолеты
Дочерние компании Капрони Бергамо
Капрони Виццола
Реджан
Изотта Фраскини
Гидросамолет Caproni Ca.316 у причала.

Caproni , также известный как Società de Agostini e Caproni и Società Caproni e Comitti , был итальянским производителем самолетов . Его основная база операций находилась в Тальедо , недалеко от аэропорта Линате , на окраине Милана .

Основанная Джованни Баттистой «Джанни» Капрони в 1908 году, компания произвела несколько успешных тяжелых бомбардировщиков во время Первой мировой войны . После приобретения нескольких других авиационных фирм в межвоенный период Капрони превратился в крупный синдикат , ориентированный на авиацию , Società Italiana Caproni, Milano . Большую часть самолетов составляли бомбардировщики и транспортные самолеты. Он сыграл новаторскую роль в разработке Caproni Campini N.1 , экспериментального самолета с термореактивным двигателем . Он предоставил большое количество боевых самолетов для стран Оси во время Второй мировой войны . время фирма не процветала В послевоенное , и Società Italiana Caproni обанкротилась в 1950 году. Многие из бывших активов компании были впоследствии приобретены итальянским специалистом по вертолетам Agusta .

Компания была основана в 1908 году итальянским пионером авиации и авиационным инженером Джованни Баттистой «Джанни» Капрони . Первоначально с 1911 года оно называлось Società de Agostini e Caproni , затем Società Caproni e Comitti . Компания Caproni отвечала за постройку первого самолета итальянской постройки в 1911 году. Ее основные производственные мощности располагались в Тальедо , периферийном районе Милана , недалеко от аэропорта Линате , а подразделение компании Caproni Vizzola базировалось в Виццола Тичино , недалеко от Милана. Аэропорт Мальпенса .

Первоначально фирма производила серию небольших одномоторных самолетов, в том числе Caproni Ca.1 , Ca.6 и Ca.12 ; они стали важными вехами на раннем этапе развития итальянской авиации. [ 1 ] Таким образом, Caproni стал одним из наиболее важных союзников производителей самолетов во время Первой мировой войны , отвечая за проектирование и производство больших многомоторных бомбардировщиков дальнего действия , таких как трехмоторный Caproni Ca.32 , Ca. 33 , Ca.36 и Ca.40 . Эти самолеты были приняты на вооружение не только итальянской, но и французской армии. Бомбардировщики Капрони внесли значительный вклад в развитие тяжелой авиации. [ 2 ] [ 3 ] По общему мнению, после окончания конфликта стратегических бомбардировок теории Джулио Дуэ были сформированы боевым использованием бомбардировщиков Капрони и, таким образом, стали рассматриваться как важная веха в истории авиации. [ 3 ] [ 4 ]

Межвоенный период был для Капрони напряженным. Хотя окончание Первой мировой войны привело к быстрому снижению спроса на бомбардировщики, что повлияло на заказы на большую часть традиционной линейки продуктов Caproni, Капрони решил перенаправить большую часть ресурсов компании на растущий рынок гражданской авиации. [ 5 ] Также в этот период компания была реорганизована в крупный синдикат , получивший название Società Italiana Caproni, Milano , в результате приобретения нескольких более мелких итальянских производителей. К 1930-м годам в состав основных подразделений компании входили Caproni Bergamasca, Caproni Vizzola, Reggiane и производитель двигателей Isotta Fraschini . Авиационная деятельность Капрони в основном была ориентирована на производство бомбардировщиков и легких транспортных самолетов.

Пожалуй, самым выдающимся из самолетов Капрони был Caproni Ca.60 Transaereo , экспериментальная большая летающая лодка, предназначенная для гражданского сектора. В то время концепция большой многомоторной летающей лодки для обслуживания дальних пассажирских маршрутов считалась радикальной. [ 6 ] Однако Капрони считал, что такой самолет позволит путешествовать в отдаленные районы быстрее, чем наземный или водный транспорт, и что инвестиции, необходимые для разработки и производства такого самолета, будут менее дорогостоящими, чем поиск альтернативных средств. [ 5 ] В 1919 году Капрони подал заявку на патент на свою концепцию. [ 7 ] Его конструкция большого гидросамолета, получившего обозначение Caproni Ca.60, была весьма неортодоксальной и имела восемь двигателей и три комплекта тройных крыльев. [ 7 ] 12 февраля или 2 марта 1921 г. [ № 1 ] Самолет впервые взлетел, проявив за время своего короткого полета устойчивость и маневренность, несмотря на сохраняющуюся тенденцию к набору высоты. [ 9 ] Однако 4 марта единственный законченный самолет был потерян при попытке второго полета. [ 10 ]

В 1927 году Музей Капрони (итал. Museo Caproni ). Джованни Капрони и его жена Тимина Капрони основали в Тальедо [ 11 ] Это одновременно старейший авиационный музей Италии, [ 12 ] [ 13 ] [ 11 ] а также старейший корпоративный музей страны. [ 12 ] [ 14 ] Музей Капрони давно пережил саму компанию Капрони. [ 15 ]

Caproni продолжала сохранять интерес к инновационным самолетам. Одним из таких примеров был Stipa-Caproni , также известный как Caproni Stipa , который был спроектирован Луиджи Стипа и построен Капрони в начале 1930-х годов. Самолет имел полый бочкообразный фюзеляж, в котором двигатель и пропеллер были полностью закрыты фюзеляжем, фактически образуя один канальный вентилятор . Хотя это и нетрадиционно, летные испытания показали, что такой подход вызывает значительное аэродинамическое сопротивление , сводя на нет большую часть выигрыша в эффективности двигателя и снижая максимальную скорость самолета всего до 131 км/ч (81 миль в час). [ 16 ] Некоторые авторы утверждали, что его конструкция повлияла на развитие реактивного движения . [ 17 ] [ 18 ]

Самолет Caproni Campini N.1 пролетает над площадью Венеции . в Риме

В 1930-х годах Капрони связался с итальянским инженером-авиамехаником Секондо Кампини , который занимался новаторскими исследованиями в тогда еще неисследованной области реактивного движения , предложив использовать так называемый термореактивный двигатель для питания самолета. [ 19 ] Кампини получил первоначальный контракт от итальянского правительства на разработку и производство предполагаемого двигателя. В 1934 году Regia Aeronautica (ВВС Италии) дала разрешение на производство пары прототипов самолетов с реактивными двигателями; Компания Caproni занималась производством этого самолета, который получил обозначение Caproni Campini N.1 , причем компания Campini обеспечивала техническое руководство, специализируясь при этом на конструкции двигателя. [ 20 ] [ 21 ]

27 августа 1940 года произошел первый полет экспериментального N.1 на заводе Капрони в Тальедо . [ 22 ] 30 ноября 1941 года второй прототип был переправлен из миланского аэропорта Линате в римский аэропорт Гуидония в ходе широко разрекламированного мероприятия, которое включало пролет над Римом и прием у премьер-министра Италии Бенито Муссолини . По словам историка Натаниэля Эдвардса, практичность проекта N.1 была подорвана политическим давлением с целью ускорить реализацию программы, чтобы Италия с большей вероятностью стала первой страной в мире, совершившей полет на реактивном двигателе. [ 23 ] По словам писателя-экономиста Харрисона Марка, советское авиаконструкторское бюро ЦАГИ получило подробную информацию о программе N.1 и было предложено продолжить работу над аналогичной конструкцией; Таким образом, есть основание утверждать, что конструкция N.1 повлияла на последующие ранние реактивные самолеты. [ 24 ]

Первые годы послевоенной эпохи были периодом значительных трудностей как для Капрони, так и для всей итальянской авиационной промышленности. В 1950 году Società Italiana Caproni прекратило свое существование. [ нужна ссылка ] Однако одно из бывших подразделений компании, Caproni Vizzola , просуществовало до 1983 года, после чего оно было приобретено итальянским производителем вертолетов Agusta . [ 25 ]

От [ 26 ] [ 27 ]

До Первой мировой войны

[ редактировать ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

Межвоенный период

[ редактировать ]
  • Caproni Ca.30 - послевоенное переименование Ca.1 1914 г.
  • Caproni Ca.33 - послевоенное переименование Ca.3
  • Caproni Ca.34 - послевоенное переименование предлагаемого модифицированного Ca.3
  • Caproni Ca.35 - послевоенное переименование предлагаемого модифицированного Ca.3
  • Caproni Ca.36 - послевоенное переименование модифицированного Ca.3.
  • Caproni Ca.37 - послевоенное переименование прототипа штурмовика Ca.3.
  • Caproni Ca.39 - послевоенное переименование предлагаемой версии гидросамолета Ca.3.
  • Caproni Ca.40 - послевоенное переименование прототипа Ca.4.
  • Caproni Ca.41 - послевоенное переименование варианта Ca.4.
  • Caproni Ca.42 - послевоенное переименование варианта Ca.4.
  • Caproni Ca.43 - послевоенное переименование варианта гидросамолета Ca.4.
  • Caproni Ca.44 - послевоенное переименование тяжелого бомбардировщика Ca.5.
  • Caproni Ca.45 - послевоенное изменение обозначения самолета Ca.5, построенного для Франции.
  • Caproni Ca.46 - послевоенное переименование варианта Ca.5.
  • Caproni Ca.47 - послевоенное переименование гидросамолета Ca.5.
  • Caproni Ca.48 - версия авиалайнера Ca.4.
  • Caproni Ca.49 - Предлагаемый гидросамолет 1919 года.
  • Caproni Ca.50 - версия Ca.44 для санитарной авиации.
  • Caproni Ca.51 - послевоенное переименование прототипа увеличенного Ca.4.
  • Caproni Ca.52 - послевоенное переименование самолетов Ca.4, построенных для Королевской военно-морской авиации.
  • Caproni Ca.56 - версия авиалайнера Ca.1.
  • Caproni Ca.57 - версия авиалайнера Ca.44.
  • Caproni Ca.58 - послевоенное переименование Ca.4 с модернизированным двигателем.
  • Caproni Ca.59 - послевоенное изменение обозначения экспортируемых Ca.58.
  • Caproni Ca.60 Noviplano - прототип авиалайнера летающей лодки
  • Caproni Ca.64 — проект истребителя
  • Caproni Ca.65 — проект истребителя
  • Caproni Ca.66 — четырехмоторный однофюзеляжный бомбардировщик 1922 г.
  • Caproni Ca.68 - проект летающей лодки-разведчика
  • Caproni Ca.69 - проект летающей лодки-разведчика
  • Caproni Ca.70 - прототип ночного истребителя 1925 года.
  • Caproni Ca.71 – вариант Ca.70 1927 г.
  • Caproni Ca.73 - авиалайнер и легкий бомбардировщик
  • Caproni Ca.74 - легкий бомбардировщик Ca.73 с модернизированным двигателем.
  • Caproni Ca.75 — проект бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.76 — проект бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.77 — проект бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.78 — проект бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.80 - Позднее переименование Ca.74.
  • Caproni Ca.81 — проект разведывательного моноплана
  • Caproni Ca.82 - переименование Ca.73 ter . варианта
  • Caproni Ca.83 - истребитель-моноплан
  • Caproni Ca.84 - проект летающей лодки-биплана
  • Caproni Ca.85 - проект летающей лодки-биплана
  • Caproni Ca.86 - проект летающей лодки-биплана
  • Caproni Ca.88 - изменение обозначения четвертьварианта Ca.73 .
  • Caproni Ca.89 - переименование Ca.73 четвертиG. варианта
  • Caproni Ca.90 - Тяжелый бомбардировщик
  • Caproni Ca.92 — проект разведывательного биплана
  • Caproni Ca.93 — проект бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.94 — 4-моторный тяжелый бомбардировщик-моноплан.
  • Caproni Ca.95 - Тяжелый бомбардировщик, 1933 г.
  • Caproni Ca.96 — проект 4-моторного тяжелого бомбардировщика-биплана
  • Caproni Ca.97 - Гражданский многоцелевой самолет
  • Caproni Ca.98 - туристический моноплан
  • Caproni Ca.99 - туристический биплан
  • Caproni Ca.100 – Тренер
  • Caproni Ca.101 - авиалайнер, транспорт и бомбардировщик
  • Caproni Ca.102 - Ca.101 с новым двигателем
  • Caproni Ca.106 - проект гражданского биплана
  • Caproni Ca.107 — проект истребителя-биплана
  • Caproni Ca.108 - проект почтового самолета
  • Caproni Ca.109 - 2-местный спортивно-тренировочный биплан
  • Caproni Ca.110 — проект истребителя-биплана
  • Caproni Ca.111 - самолет-разведчик и легкий бомбардировщик.
  • Caproni Ca.113 – Тренажер продвинутого уровня
  • Caproni Ca.114 - истребитель-биплан.
  • Caproni Ca.115 - проект двухмоторного полуторапланного бомбардировщика
  • Caproni Ca.116 — проект спортивного биплана
  • Caproni Ca.117 - экспериментальный проект высотного моноплана
  • Caproni Ca.118 — проект двухмоторного бомбардировщика-моноплана
  • Caproni Ca.119 — проект разведывательного биплана
  • Caproni Ca.121 - проект быстрого бомбардировщика-моноплана
  • Caproni Ca.122 - прототип бомбардировщика и транспорта
  • Caproni Ca.123 - Предлагаемая версия авиалайнера Ca.122.
  • Caproni Ca.124 - гидросамолет-разведчик и бомбардировщик.
  • Caproni Ca.125 - двухместный туристический биплан.
  • Caproni Ca.126 - проект спортивного самолета-моноплана
  • Caproni Ca.128 - проект металлического моноплана с низкорасположенным крылом 1+4.
  • Caproni Ca.129 - проект металлического моноплана с низкорасположенным крылом 1+4.
  • Caproni Ca.130 - трехмоторный транспорт, предшественник Caproni Ca.133.
  • Caproni Ca.132 - прототип бомбардировщика и авиалайнера
  • Caproni Ca.134 - биплан-разведчик
  • Caproni Ca.150 - двухбалочный штурмовик
  • Caproni Ca.153 - проект тяжелого истребителя-моноплана
  • Caproni Ca.154 — проект тяжелого двухмоторного истребителя-моноплана
  • Caproni Ca.155 — проект тяжелого двухмоторного истребителя-моноплана
  • Caproni Ca.156 — проект двухмоторного тяжелого истребителя
  • Caproni Ca.161 - Высотный экспериментальный самолет
  • Caproni Ca.162 - проект истребителя-разведчика
  • Caproni Ca.163 - прототип Ca.164
  • Caproni Ca.165 - прототип истребителя 1938 года.
  • Caproni Ca.204 — проект дальнего бомбардировщика
  • Caproni Ca.211 — проект трёхмоторного дальнего бомбардировщика
  • Caproni Ca.201 — проект высотного бомбардировщика
  • Caproni Ca.205 — проект дальнего бомбардировщика
  • Caproni Ca.214 - проект пилотажного тренажера
  • Caproni Ca.301 - прототип истребителя
  • Caproni AP1 - производная штурмовика Ca.301.
  • Caproni Ca.305 - первая серийная версия AP1.
  • Caproni Ca.306 - прототип авиалайнера (1935 г.)
  • Caproni Ca.307 - Вторая серийная версия AP1.
  • Caproni Ca.308 - экспортная версия AP1 для Сальвадора и Парагвая.
  • Caproni Ca 308 Borea - Авиалайнер
  • Caproni Ca.309 - военный легкий твин
  • Caproni Ca.345 - проект разведывательного гидросамолета
  • Caproni Ca.350 - Истребитель-бомбардировщик, самолет-разведчик.
  • Caproni-Reggiane Ca.400 - построенная Caproni- Reggiane версия Piaggio P.32. среднего бомбардировщика
  • Caproni Ca.401 - двухмоторный истребитель-разведчик
  • Caproni Ca.405 - построенная Caproni версия Piaggio P.32. среднего бомбардировщика
  • Caproni Ca.410 - проект гидросамолета-разведчика-бомбардировщика.
  • Caproni CH.1 – прототип истребителя 1935 года.
  • Caproni PS.1 – Спортивный самолет
  • Caproni Bergamaschi PL.3 - Дальний гоночный самолет
  • Триплан Капрони-Пенсути - Спортивный триплан 1919 г.
  • Капрони Сауро-1 - двухместный туристический самолет.
  • Капрони Виццола F.5 - Истребитель 1939 года.
  • Стипа-Капрони - экспериментальный прототип с канальным вентилятором 1932 года.

Вторая мировая война

[ редактировать ]
  • Caproni Ca.133 - Транспорт и бомбардировщик
  • Caproni Ca.135 - Средний бомбардировщик
  • Caproni Ca.148 - Гражданско-военно-транспортная версия Ca.133.
  • Caproni Ca.164 - Учебно-тренировочный самолет связи и разведки.
  • Caproni Ca.309 Ghibli - Разведывательный, штурмовик и транспортный самолет.
  • Caproni Ca.310 Libeccio - самолет-разведчик и легкий бомбардировщик.
  • Caproni Ca.311 - Легкий бомбардировщик и самолет-разведчик.
  • Caproni Ca.312 - версия Ca.310 с модернизированным двигателем, проданная в Норвегию.
  • Caproni Ca.313 - бомбардировщик-разведчик, учебно-тренировочный и транспортный самолет.
  • Caproni Ca.314 - Штурмовик и бомбардировщик-торпедоносец.
  • Caproni Ca.316 - Гидросамолет
  • Caproni Ca.320 — трехмоторный бомбардировщик
  • Caproni Ca.325 - предлагаемая версия среднего бомбардировщика Ca.135 с более мощными двигателями, построенная только в виде макета.
  • Caproni Ca.330 - Проект
  • Caproni Ca.331 - прототип тактического разведчика / легкого бомбардировщика ( Ca.331 OA/Ca.331A ) 1940 г. и прототип ночного истребителя ( Ca.331 CN/Ca.331B ) 1942 г.
  • Caproni Ca.332 - Проект; получено из Ca.330
  • Caproni Ca.335 – истребитель-бомбардировщик, самолет-разведчик ВВС Бельгии.
  • Caproni Ca.360 - проект двухмоторного пикирующего бомбардировщика
  • Caproni Ca.365 - проект двухмоторного бомбардировщика
  • Caproni Ca.370 - проект двухмоторного боевого самолета
  • Caproni Ca.375 - проект двухмоторного боевого самолета
  • Caproni Ca.380 — проект двухбалочного истребителя
  • Caproni Ca.381 — проект двухбалочного истребителя
  • Caproni Campini N.1 - Экспериментальный реактивный самолет 1940 года.
  • Caproni Campini Ca.183bis - Предлагаемый высотный истребитель
  • Caproni Vizzola F.4 - прототип истребителя 1940 года с двигателем немецкого производства.
  • Caproni Vizzola F.5bis - предлагаемая версия F.4 с двигателем итальянского производства.
  • Caproni Vizzola F.6 — прототип истребителя 1941 года ( F.6M ) и 1943 года ( F.6Z ).

После Второй мировой войны

[ редактировать ]
  • Caproni Ca.193 - двухмоторный шестиместный моноплан.
  • Caproni Ca.195 - проект учебно-тренировочного самолета
  • Caproni Trento F-5 - легкий двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет.
  • Caproni Vizzola Calif - Семейство планеров (планеров) (А-10, А-12, А-14, А-15, А-20, А-21)
  • Caproni Vizzola C22 Ventura – легкий реактивный учебно-тренировочный самолет

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Алеги и август 2006 г. , с. 23 упоминает 12 февраля 1921 года как дату первого полета Трансаэро, но на стр. 24 тот же источник считает паузу между этим полетом и следующим необъяснимой. Вместо этого Музей воздухоплавания Джанни Капрони , в тексте пояснительной таблички, [ 8 ] датой первого полета называет 2 марта 1921 года.
  1. ^ Абате, Алеги и Апостоло 1992 , стр. 10–29.
  2. ^ Абате, Алеги и Апостоло 1992 , стр. 35–36.
  3. ^ Перейти обратно: а б Грант и Никколи 2003 , с. 101.
  4. ^ Уникоски, Ари (22 августа 2009 г.). «Война в воздухе – Бомбардировщики: Италия» . firstworldwar.com . Проверено 14 апреля 2012 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Алеги и август 2006 г. , с. 15
  6. ^ Алеги и август 2006 г. , с. 16
  7. ^ Перейти обратно: а б Алеги и август 2006 г. , с. 17
  8. ^ Вызов полета [ Вызов полета ] (пояснительная панель к выставке) (на итальянском языке). Тренто : Музей воздухоплавания Джанни Капрони . 2011.
  9. ^ Алеги и август 2006 г. , стр. 23–24.
  10. ^ Алеги и ноябрь 2006 г. , с. 32
  11. ^ Перейти обратно: а б «Музей ВВС Джанни Капрони» (на итальянском языке). Музей науки. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Николетти и Габриелли 2007 , с. 2.
  13. ^ «Век истории (1)» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
  14. ^ «Век истории (2)» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
  15. ^ «Музеи» (на английском языке). UNITN – Математические, физические и естественные науки , 2012. Проверено 14 апреля 2012 г.
  16. ^ Гуттман, История авиации , март 2010 г., стр. 19.
  17. ^ О.Э. Ланкастер, Аэродинамика высоких скоростей и реактивное движение. Том. XII: Реактивные двигатели , Принстон, 1959 г. утверждает, что «Самолет Stipa Aero, построенный Капрони в 1932 г., следует классифицировать как реактивный самолет. Самолет Stipa Aero можно считать предшественником современных реактивных самолетов».
  18. ^ Гуттман, Роберт (март 2010 г.). «Летающая бочка Капрони: Луиджи Стипа заявил, что его «внутренний пропеллер» был предком реактивного двигателя». История авиации : 18–19. ISSN   1076-8858 .
  19. ^ Голли 1996, стр. 32–33.
  20. ^ «История дель Кампини Капрони» (на итальянском языке). Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи. Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 15 июля 2017 г.
  21. ^ Павелец 2007, стр. 5.
  22. ^ "Итальянский воздушный скутер ". Рейс , 10 октября 1952 г. с. 471.
  23. ^ Эдвардс, Натаниэль. «Бегство как пропаганда в фашистской Италии». Журнал World At War , конец 2010 г.
  24. ^ Марк 2014, стр. 235.
  25. ^ «Музей воздухоплавания Капрони в Тренто» . Discoveritaly.alitalia.com.
  26. ^ Джанни Капрони, Biplano Ca 90, в Gli Aeroplani Caproni - Реализация исследований проектов с 1908 по 1935 год, Милан, Edizioni d'arte Emilio Bestetti, 1937, стр. 229-45,
  27. ^ AA.VV., Caproni Ca.90, в Grande Enciclopedia Aeronautica , Милан, Edizioni Aeronautica L. Mancini, 1936, стр. 154,

Библиография

[ редактировать ]
  • Эббот, Росарио; Алеги, Грегори; Апостол Георгий (1992). Самолеты Капрони – Джанни Капрони, создатель и строитель итальянских крыльев (на итальянском языке). Тренто, Италия: Музей Капрони.
  • Алеги, Грегори (август 2006 г.). «Дверь замка, причальный пилон и Трансаэро – Часть 1». Аэро Первой мировой войны (193). ISSN   0736-198X .
  • —— (ноябрь 2006 г.). «Дверь замка, причальный пилон и Трансаэро – Часть 2». Аэро Первой мировой войны (194). ISSN   0736-198X .
  • Господи, Джон. Джет: Фрэнк Уиттл и изобретение реактивного двигателя. Издательство Датум, 1996. ISBN   1-90747-201-0 .
  • Грант, Р.Г.; Никколи, Р. (2003). Полет – 100 лет авиации (на итальянском языке). Новара, Италия: ДеАгостини. ISBN  88-41809-51-5 .
  • Марк, Харрисон. Экономика принуждения и конфликта. Всемирный научный, 2014. ISBN   9-81458-335-9 .
  • Николетти, Джованна; Габриэлли, Лука (2007). Джованна Николетти (ред.). Коллекция Капрони (на итальянском языке). Роверето, Италия: Стелла Эдизиони / Тридентский музей естественных наук / Музей аэронавтики Джанни Капрони. OCLC   799828536 .
  • Павелец, Стерлинг Майкл. Гонка реактивных самолетов и Вторая мировая война. Praeger Security International: Вестпорт, Коннектикут. 2007. ISBN   0-275-99355-8 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b492606f446f56f5bab335867a9e376__1717907940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/76/9b492606f446f56f5bab335867a9e376.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Caproni - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)