Капрони
![]() | |
Промышленность | Аэрокосмическая промышленность |
---|---|
Основан | 1908 год |
Несуществующий | 1950 год |
Судьба | Входит в состав Агусты |
Штаб-квартира | Италия |
Продукты | Транспортный самолет Бомбардировщики Экспериментальные самолеты Военные тренеры Гидросамолеты |
Дочерние компании | Капрони Бергамо Капрони Виццола Реджан Изотта Фраскини |

Caproni , также известный как Società de Agostini e Caproni и Società Caproni e Comitti , был итальянским производителем самолетов . Его основная база операций находилась в Тальедо , недалеко от аэропорта Линате , на окраине Милана .
Основанная Джованни Баттистой «Джанни» Капрони в 1908 году, компания произвела несколько успешных тяжелых бомбардировщиков во время Первой мировой войны . После приобретения нескольких других авиационных фирм в межвоенный период Капрони превратился в крупный синдикат , ориентированный на авиацию , Società Italiana Caproni, Milano . Большую часть самолетов составляли бомбардировщики и транспортные самолеты. Он сыграл новаторскую роль в разработке Caproni Campini N.1 , экспериментального самолета с термореактивным двигателем . Он предоставил большое количество боевых самолетов для стран Оси во время Второй мировой войны . время фирма не процветала В послевоенное , и Società Italiana Caproni обанкротилась в 1950 году. Многие из бывших активов компании были впоследствии приобретены итальянским специалистом по вертолетам Agusta .
История
[ редактировать ]Компания была основана в 1908 году итальянским пионером авиации и авиационным инженером Джованни Баттистой «Джанни» Капрони . Первоначально с 1911 года оно называлось Società de Agostini e Caproni , затем Società Caproni e Comitti . Компания Caproni отвечала за постройку первого самолета итальянской постройки в 1911 году. Ее основные производственные мощности располагались в Тальедо , периферийном районе Милана , недалеко от аэропорта Линате , а подразделение компании Caproni Vizzola базировалось в Виццола Тичино , недалеко от Милана. Аэропорт Мальпенса .
Первоначально фирма производила серию небольших одномоторных самолетов, в том числе Caproni Ca.1 , Ca.6 и Ca.12 ; они стали важными вехами на раннем этапе развития итальянской авиации. [ 1 ] Таким образом, Caproni стал одним из наиболее важных союзников производителей самолетов во время Первой мировой войны , отвечая за проектирование и производство больших многомоторных бомбардировщиков дальнего действия , таких как трехмоторный Caproni Ca.32 , Ca. 33 , Ca.36 и Ca.40 . Эти самолеты были приняты на вооружение не только итальянской, но и французской армии. Бомбардировщики Капрони внесли значительный вклад в развитие тяжелой авиации. [ 2 ] [ 3 ] По общему мнению, после окончания конфликта стратегических бомбардировок теории Джулио Дуэ были сформированы боевым использованием бомбардировщиков Капрони и, таким образом, стали рассматриваться как важная веха в истории авиации. [ 3 ] [ 4 ]
Межвоенный период был для Капрони напряженным. Хотя окончание Первой мировой войны привело к быстрому снижению спроса на бомбардировщики, что повлияло на заказы на большую часть традиционной линейки продуктов Caproni, Капрони решил перенаправить большую часть ресурсов компании на растущий рынок гражданской авиации. [ 5 ] Также в этот период компания была реорганизована в крупный синдикат , получивший название Società Italiana Caproni, Milano , в результате приобретения нескольких более мелких итальянских производителей. К 1930-м годам в состав основных подразделений компании входили Caproni Bergamasca, Caproni Vizzola, Reggiane и производитель двигателей Isotta Fraschini . Авиационная деятельность Капрони в основном была ориентирована на производство бомбардировщиков и легких транспортных самолетов.
Пожалуй, самым выдающимся из самолетов Капрони был Caproni Ca.60 Transaereo , экспериментальная большая летающая лодка, предназначенная для гражданского сектора. В то время концепция большой многомоторной летающей лодки для обслуживания дальних пассажирских маршрутов считалась радикальной. [ 6 ] Однако Капрони считал, что такой самолет позволит путешествовать в отдаленные районы быстрее, чем наземный или водный транспорт, и что инвестиции, необходимые для разработки и производства такого самолета, будут менее дорогостоящими, чем поиск альтернативных средств. [ 5 ] В 1919 году Капрони подал заявку на патент на свою концепцию. [ 7 ] Его конструкция большого гидросамолета, получившего обозначение Caproni Ca.60, была весьма неортодоксальной и имела восемь двигателей и три комплекта тройных крыльев. [ 7 ] 12 февраля или 2 марта 1921 г. [ № 1 ] Самолет впервые взлетел, проявив за время своего короткого полета устойчивость и маневренность, несмотря на сохраняющуюся тенденцию к набору высоты. [ 9 ] Однако 4 марта единственный законченный самолет был потерян при попытке второго полета. [ 10 ]
В 1927 году Музей Капрони (итал. Museo Caproni ). Джованни Капрони и его жена Тимина Капрони основали в Тальедо [ 11 ] Это одновременно старейший авиационный музей Италии, [ 12 ] [ 13 ] [ 11 ] а также старейший корпоративный музей страны. [ 12 ] [ 14 ] Музей Капрони давно пережил саму компанию Капрони. [ 15 ]
Caproni продолжала сохранять интерес к инновационным самолетам. Одним из таких примеров был Stipa-Caproni , также известный как Caproni Stipa , который был спроектирован Луиджи Стипа и построен Капрони в начале 1930-х годов. Самолет имел полый бочкообразный фюзеляж, в котором двигатель и пропеллер были полностью закрыты фюзеляжем, фактически образуя один канальный вентилятор . Хотя это и нетрадиционно, летные испытания показали, что такой подход вызывает значительное аэродинамическое сопротивление , сводя на нет большую часть выигрыша в эффективности двигателя и снижая максимальную скорость самолета всего до 131 км/ч (81 миль в час). [ 16 ] Некоторые авторы утверждали, что его конструкция повлияла на развитие реактивного движения . [ 17 ] [ 18 ]

В 1930-х годах Капрони связался с итальянским инженером-авиамехаником Секондо Кампини , который занимался новаторскими исследованиями в тогда еще неисследованной области реактивного движения , предложив использовать так называемый термореактивный двигатель для питания самолета. [ 19 ] Кампини получил первоначальный контракт от итальянского правительства на разработку и производство предполагаемого двигателя. В 1934 году Regia Aeronautica (ВВС Италии) дала разрешение на производство пары прототипов самолетов с реактивными двигателями; Компания Caproni занималась производством этого самолета, который получил обозначение Caproni Campini N.1 , причем компания Campini обеспечивала техническое руководство, специализируясь при этом на конструкции двигателя. [ 20 ] [ 21 ]
27 августа 1940 года произошел первый полет экспериментального N.1 на заводе Капрони в Тальедо . [ 22 ] 30 ноября 1941 года второй прототип был переправлен из миланского аэропорта Линате в римский аэропорт Гуидония в ходе широко разрекламированного мероприятия, которое включало пролет над Римом и прием у премьер-министра Италии Бенито Муссолини . По словам историка Натаниэля Эдвардса, практичность проекта N.1 была подорвана политическим давлением с целью ускорить реализацию программы, чтобы Италия с большей вероятностью стала первой страной в мире, совершившей полет на реактивном двигателе. [ 23 ] По словам писателя-экономиста Харрисона Марка, советское авиаконструкторское бюро ЦАГИ получило подробную информацию о программе N.1 и было предложено продолжить работу над аналогичной конструкцией; Таким образом, есть основание утверждать, что конструкция N.1 повлияла на последующие ранние реактивные самолеты. [ 24 ]
Первые годы послевоенной эпохи были периодом значительных трудностей как для Капрони, так и для всей итальянской авиационной промышленности. В 1950 году Società Italiana Caproni прекратило свое существование. [ нужна ссылка ] Однако одно из бывших подразделений компании, Caproni Vizzola , просуществовало до 1983 года, после чего оно было приобретено итальянским производителем вертолетов Agusta . [ 25 ]
Самолет
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]- Caproni Ca.1 1910 г. - Экспериментальный биплан.
Первая мировая война
[ редактировать ]- Caproni Ca.1 1914 г. - Тяжелый бомбардировщик.
- Caproni Ca.2 - Тяжелый бомбардировщик
- Caproni Ca.3 - Тяжелый бомбардировщик
- Caproni Ca.4 - Тяжелый бомбардировщик
- Caproni Ca.5 - Тяжелый бомбардировщик
- Caproni Ca.14 - биплан
- Caproni Ca.15 - моноплан
- Caproni Ca.17 - моноплан
- Капрони Ca.18 – Смотровая площадка
- Caproni Ca.19 - моноплан
- Caproni Ca.20 - истребитель-моноплан
- Caproni Ca.21 - самолет-разведчик
- Caproni Ca.22 - моноплан с зонтиком для исследований с регулируемым углом наклона
- Капрони Ca.26 - проект
- Капрони Ca.27 - проект
- Капрони Ca.28 - проект
- Капрони Ca.29 - проект
- Капрони Ca.31 – Модифицированный Ca.1
- Caproni Ca.32 - модифицированная версия Ca.1 для итальянской армии.
Межвоенный период
[ редактировать ]- Caproni Ca.30 - послевоенное переименование Ca.1 1914 г.
- Caproni Ca.33 - послевоенное переименование Ca.3
- Caproni Ca.34 - послевоенное переименование предлагаемого модифицированного Ca.3
- Caproni Ca.35 - послевоенное переименование предлагаемого модифицированного Ca.3
- Caproni Ca.36 - послевоенное переименование модифицированного Ca.3.
- Caproni Ca.37 - послевоенное переименование прототипа штурмовика Ca.3.
- Caproni Ca.39 - послевоенное переименование предлагаемой версии гидросамолета Ca.3.
- Caproni Ca.40 - послевоенное переименование прототипа Ca.4.
- Caproni Ca.41 - послевоенное переименование варианта Ca.4.
- Caproni Ca.42 - послевоенное переименование варианта Ca.4.
- Caproni Ca.43 - послевоенное переименование варианта гидросамолета Ca.4.
- Caproni Ca.44 - послевоенное переименование тяжелого бомбардировщика Ca.5.
- Caproni Ca.45 - послевоенное изменение обозначения самолета Ca.5, построенного для Франции.
- Caproni Ca.46 - послевоенное переименование варианта Ca.5.
- Caproni Ca.47 - послевоенное переименование гидросамолета Ca.5.
- Caproni Ca.48 - версия авиалайнера Ca.4.
- Caproni Ca.49 - Предлагаемый гидросамолет 1919 года.
- Caproni Ca.50 - версия Ca.44 для санитарной авиации.
- Caproni Ca.51 - послевоенное переименование прототипа увеличенного Ca.4.
- Caproni Ca.52 - послевоенное переименование самолетов Ca.4, построенных для Королевской военно-морской авиации.
- Caproni Ca.56 - версия авиалайнера Ca.1.
- Caproni Ca.57 - версия авиалайнера Ca.44.
- Caproni Ca.58 - послевоенное переименование Ca.4 с модернизированным двигателем.
- Caproni Ca.59 - послевоенное изменение обозначения экспортируемых Ca.58.
- Caproni Ca.60 Noviplano - прототип авиалайнера летающей лодки
- Caproni Ca.64 — проект истребителя
- Caproni Ca.65 — проект истребителя
- Caproni Ca.66 — четырехмоторный однофюзеляжный бомбардировщик 1922 г.
- Caproni Ca.68 - проект летающей лодки-разведчика
- Caproni Ca.69 - проект летающей лодки-разведчика
- Caproni Ca.70 - прототип ночного истребителя 1925 года.
- Caproni Ca.71 – вариант Ca.70 1927 г.
- Caproni Ca.73 - авиалайнер и легкий бомбардировщик
- Caproni Ca.74 - легкий бомбардировщик Ca.73 с модернизированным двигателем.
- Caproni Ca.75 — проект бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.76 — проект бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.77 — проект бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.78 — проект бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.80 - Позднее переименование Ca.74.
- Caproni Ca.81 — проект разведывательного моноплана
- Caproni Ca.82 - переименование Ca.73 ter . варианта
- Caproni Ca.83 - истребитель-моноплан
- Caproni Ca.84 - проект летающей лодки-биплана
- Caproni Ca.85 - проект летающей лодки-биплана
- Caproni Ca.86 - проект летающей лодки-биплана
- Caproni Ca.88 - изменение обозначения четвертьварианта Ca.73 .
- Caproni Ca.89 - переименование Ca.73 четвертиG. варианта
- Caproni Ca.90 - Тяжелый бомбардировщик
- Caproni Ca.92 — проект разведывательного биплана
- Caproni Ca.93 — проект бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.94 — 4-моторный тяжелый бомбардировщик-моноплан.
- Caproni Ca.95 - Тяжелый бомбардировщик, 1933 г.
- Caproni Ca.96 — проект 4-моторного тяжелого бомбардировщика-биплана
- Caproni Ca.97 - Гражданский многоцелевой самолет
- Caproni Ca.98 - туристический моноплан
- Caproni Ca.99 - туристический биплан
- Caproni Ca.100 – Тренер
- Caproni Ca.101 - авиалайнер, транспорт и бомбардировщик
- Caproni Ca.102 - Ca.101 с новым двигателем
- Caproni Ca.106 - проект гражданского биплана
- Caproni Ca.107 — проект истребителя-биплана
- Caproni Ca.108 - проект почтового самолета
- Caproni Ca.109 - 2-местный спортивно-тренировочный биплан
- Caproni Ca.110 — проект истребителя-биплана
- Caproni Ca.111 - самолет-разведчик и легкий бомбардировщик.
- Caproni Ca.113 – Тренажер продвинутого уровня
- Caproni Ca.114 - истребитель-биплан.
- Caproni Ca.115 - проект двухмоторного полуторапланного бомбардировщика
- Caproni Ca.116 — проект спортивного биплана
- Caproni Ca.117 - экспериментальный проект высотного моноплана
- Caproni Ca.118 — проект двухмоторного бомбардировщика-моноплана
- Caproni Ca.119 — проект разведывательного биплана
- Caproni Ca.121 - проект быстрого бомбардировщика-моноплана
- Caproni Ca.122 - прототип бомбардировщика и транспорта
- Caproni Ca.123 - Предлагаемая версия авиалайнера Ca.122.
- Caproni Ca.124 - гидросамолет-разведчик и бомбардировщик.
- Caproni Ca.125 - двухместный туристический биплан.
- Caproni Ca.126 - проект спортивного самолета-моноплана
- Caproni Ca.128 - проект металлического моноплана с низкорасположенным крылом 1+4.
- Caproni Ca.129 - проект металлического моноплана с низкорасположенным крылом 1+4.
- Caproni Ca.130 - трехмоторный транспорт, предшественник Caproni Ca.133.
- Caproni Ca.132 - прототип бомбардировщика и авиалайнера
- Caproni Ca.134 - биплан-разведчик
- Caproni Ca.150 - двухбалочный штурмовик
- Caproni Ca.153 - проект тяжелого истребителя-моноплана
- Caproni Ca.154 — проект тяжелого двухмоторного истребителя-моноплана
- Caproni Ca.155 — проект тяжелого двухмоторного истребителя-моноплана
- Caproni Ca.156 — проект двухмоторного тяжелого истребителя
- Caproni Ca.161 - Высотный экспериментальный самолет
- Caproni Ca.162 - проект истребителя-разведчика
- Caproni Ca.163 - прототип Ca.164
- Caproni Ca.165 - прототип истребителя 1938 года.
- Caproni Ca.204 — проект дальнего бомбардировщика
- Caproni Ca.211 — проект трёхмоторного дальнего бомбардировщика
- Caproni Ca.201 — проект высотного бомбардировщика
- Caproni Ca.205 — проект дальнего бомбардировщика
- Caproni Ca.214 - проект пилотажного тренажера
- Caproni Ca.301 - прототип истребителя
- Caproni AP1 - производная штурмовика Ca.301.
- Caproni Ca.305 - первая серийная версия AP1.
- Caproni Ca.306 - прототип авиалайнера (1935 г.)
- Caproni Ca.307 - Вторая серийная версия AP1.
- Caproni Ca.308 - экспортная версия AP1 для Сальвадора и Парагвая.
- Caproni Ca 308 Borea - Авиалайнер
- Caproni Ca.309 - военный легкий твин
- Caproni Ca.345 - проект разведывательного гидросамолета
- Caproni Ca.350 - Истребитель-бомбардировщик, самолет-разведчик.
- Caproni-Reggiane Ca.400 - построенная Caproni- Reggiane версия Piaggio P.32. среднего бомбардировщика
- Caproni Ca.401 - двухмоторный истребитель-разведчик
- Caproni Ca.405 - построенная Caproni версия Piaggio P.32. среднего бомбардировщика
- Caproni Ca.410 - проект гидросамолета-разведчика-бомбардировщика.
- Caproni CH.1 – прототип истребителя 1935 года.
- Caproni PS.1 – Спортивный самолет
- Caproni Bergamaschi PL.3 - Дальний гоночный самолет
- Триплан Капрони-Пенсути - Спортивный триплан 1919 г.
- Капрони Сауро-1 - двухместный туристический самолет.
- Капрони Виццола F.5 - Истребитель 1939 года.
- Стипа-Капрони - экспериментальный прототип с канальным вентилятором 1932 года.
Вторая мировая война
[ редактировать ]- Caproni Ca.133 - Транспорт и бомбардировщик
- Caproni Ca.135 - Средний бомбардировщик
- Caproni Ca.148 - Гражданско-военно-транспортная версия Ca.133.
- Caproni Ca.164 - Учебно-тренировочный самолет связи и разведки.
- Caproni Ca.309 Ghibli - Разведывательный, штурмовик и транспортный самолет.
- Caproni Ca.310 Libeccio - самолет-разведчик и легкий бомбардировщик.
- Caproni Ca.311 - Легкий бомбардировщик и самолет-разведчик.
- Caproni Ca.312 - версия Ca.310 с модернизированным двигателем, проданная в Норвегию.
- Caproni Ca.313 - бомбардировщик-разведчик, учебно-тренировочный и транспортный самолет.
- Caproni Ca.314 - Штурмовик и бомбардировщик-торпедоносец.
- Caproni Ca.316 - Гидросамолет
- Caproni Ca.320 — трехмоторный бомбардировщик
- Caproni Ca.325 - предлагаемая версия среднего бомбардировщика Ca.135 с более мощными двигателями, построенная только в виде макета.
- Caproni Ca.330 - Проект
- Caproni Ca.331 - прототип тактического разведчика / легкого бомбардировщика ( Ca.331 OA/Ca.331A ) 1940 г. и прототип ночного истребителя ( Ca.331 CN/Ca.331B ) 1942 г.
- Caproni Ca.332 - Проект; получено из Ca.330
- Caproni Ca.335 – истребитель-бомбардировщик, самолет-разведчик ВВС Бельгии.
- Caproni Ca.360 - проект двухмоторного пикирующего бомбардировщика
- Caproni Ca.365 - проект двухмоторного бомбардировщика
- Caproni Ca.370 - проект двухмоторного боевого самолета
- Caproni Ca.375 - проект двухмоторного боевого самолета
- Caproni Ca.380 — проект двухбалочного истребителя
- Caproni Ca.381 — проект двухбалочного истребителя
- Caproni Campini N.1 - Экспериментальный реактивный самолет 1940 года.
- Caproni Campini Ca.183bis - Предлагаемый высотный истребитель
- Caproni Vizzola F.4 - прототип истребителя 1940 года с двигателем немецкого производства.
- Caproni Vizzola F.5bis - предлагаемая версия F.4 с двигателем итальянского производства.
- Caproni Vizzola F.6 — прототип истребителя 1941 года ( F.6M ) и 1943 года ( F.6Z ).
После Второй мировой войны
[ редактировать ]- Caproni Ca.193 - двухмоторный шестиместный моноплан.
- Caproni Ca.195 - проект учебно-тренировочного самолета
- Caproni Trento F-5 - легкий двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет.
- Caproni Vizzola Calif - Семейство планеров (планеров) (А-10, А-12, А-14, А-15, А-20, А-21)
- Caproni Vizzola C22 Ventura – легкий реактивный учебно-тренировочный самолет
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Алеги и август 2006 г. , с. 23 упоминает 12 февраля 1921 года как дату первого полета Трансаэро, но на стр. 24 тот же источник считает паузу между этим полетом и следующим необъяснимой. Вместо этого Музей воздухоплавания Джанни Капрони , в тексте пояснительной таблички, [ 8 ] датой первого полета называет 2 марта 1921 года.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Абате, Алеги и Апостоло 1992 , стр. 10–29.
- ^ Абате, Алеги и Апостоло 1992 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Грант и Никколи 2003 , с. 101.
- ^ Уникоски, Ари (22 августа 2009 г.). «Война в воздухе – Бомбардировщики: Италия» . firstworldwar.com . Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Алеги и август 2006 г. , с. 15
- ^ Алеги и август 2006 г. , с. 16
- ^ Перейти обратно: а б Алеги и август 2006 г. , с. 17
- ^ Вызов полета [ Вызов полета ] (пояснительная панель к выставке) (на итальянском языке). Тренто : Музей воздухоплавания Джанни Капрони . 2011.
- ^ Алеги и август 2006 г. , стр. 23–24.
- ^ Алеги и ноябрь 2006 г. , с. 32
- ^ Перейти обратно: а б «Музей ВВС Джанни Капрони» (на итальянском языке). Музей науки. Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Николетти и Габриелли 2007 , с. 2.
- ^ «Век истории (1)» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ «Век истории (2)» (на итальянском языке). Музей ВВС Джанни Капрони. Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 24 февраля 2012 г.
- ^ «Музеи» (на английском языке). UNITN – Математические, физические и естественные науки , 2012. Проверено 14 апреля 2012 г.
- ^ Гуттман, История авиации , март 2010 г., стр. 19.
- ^ О.Э. Ланкастер, Аэродинамика высоких скоростей и реактивное движение. Том. XII: Реактивные двигатели , Принстон, 1959 г. утверждает, что «Самолет Stipa Aero, построенный Капрони в 1932 г., следует классифицировать как реактивный самолет. Самолет Stipa Aero можно считать предшественником современных реактивных самолетов».
- ^ Гуттман, Роберт (март 2010 г.). «Летающая бочка Капрони: Луиджи Стипа заявил, что его «внутренний пропеллер» был предком реактивного двигателя». История авиации : 18–19. ISSN 1076-8858 .
- ^ Голли 1996, стр. 32–33.
- ^ «История дель Кампини Капрони» (на итальянском языке). Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи. Архивировано из оригинала 15 июля 2017 года . Проверено 15 июля 2017 г.
- ^ Павелец 2007, стр. 5.
- ^ "Итальянский воздушный скутер ". Рейс , 10 октября 1952 г. с. 471.
- ^ Эдвардс, Натаниэль. «Бегство как пропаганда в фашистской Италии». Журнал World At War , конец 2010 г.
- ^ Марк 2014, стр. 235.
- ^ «Музей воздухоплавания Капрони в Тренто» . Discoveritaly.alitalia.com.
- ^ Джанни Капрони, Biplano Ca 90, в Gli Aeroplani Caproni - Реализация исследований проектов с 1908 по 1935 год, Милан, Edizioni d'arte Emilio Bestetti, 1937, стр. 229-45,
- ^ AA.VV., Caproni Ca.90, в Grande Enciclopedia Aeronautica , Милан, Edizioni Aeronautica L. Mancini, 1936, стр. 154,
Библиография
[ редактировать ]- Эббот, Росарио; Алеги, Грегори; Апостол Георгий (1992). Самолеты Капрони – Джанни Капрони, создатель и строитель итальянских крыльев (на итальянском языке). Тренто, Италия: Музей Капрони.
- Алеги, Грегори (август 2006 г.). «Дверь замка, причальный пилон и Трансаэро – Часть 1». Аэро Первой мировой войны (193). ISSN 0736-198X .
- —— (ноябрь 2006 г.). «Дверь замка, причальный пилон и Трансаэро – Часть 2». Аэро Первой мировой войны (194). ISSN 0736-198X .
- Господи, Джон. Джет: Фрэнк Уиттл и изобретение реактивного двигателя. Издательство Датум, 1996. ISBN 1-90747-201-0 .
- Грант, Р.Г.; Никколи, Р. (2003). Полет – 100 лет авиации (на итальянском языке). Новара, Италия: ДеАгостини. ISBN 88-41809-51-5 .
- Марк, Харрисон. Экономика принуждения и конфликта. Всемирный научный, 2014. ISBN 9-81458-335-9 .
- Николетти, Джованна; Габриэлли, Лука (2007). Джованна Николетти (ред.). Коллекция Капрони (на итальянском языке). Роверето, Италия: Стелла Эдизиони / Тридентский музей естественных наук / Музей аэронавтики Джанни Капрони. OCLC 799828536 .
- Павелец, Стерлинг Майкл. Гонка реактивных самолетов и Вторая мировая война. Praeger Security International: Вестпорт, Коннектикут. 2007. ISBN 0-275-99355-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Капрони
- Несуществующие авиапроизводители Италии
- Компании-производители в Милане
- Компании, базирующиеся в Реджо-Эмилии
- Конгломерат компаний Италии
- Компании, базирующиеся в Ломбардии
- Компании, базирующиеся в Трентино-Альто-Адидже/Южный Тироль
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1908 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1950 году.
- Итальянские компании, основанные в 1908 году.
- Закрытие 1950 года в Италии
- Август
- Итальянские бренды