Глостер Гладиатор
| |
---|---|
![]() | |
Gloster Gladiator с RAF маркировкой | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Глостер Авиакомпания, ООО |
Дизайнер | Генри Филипп Фолланд |
Первый полет | 12 сентября 1934 г. |
Введение | 23 февраля 1937 г. |
Ушедший на пенсию | 1953 (Португалия) |
Основные пользователи | Королевские ВВС |
Количество построенных | 747 |
Разработано на основе | Глостерская рукавица |
Gloster Gladiator — британский -биплан истребитель . Он использовался Королевскими военно-воздушными силами (RAF) и авиацией флота (FAA) (как вариант Sea Gladiator ) и экспортировался в ряд других военно-воздушных сил в конце 1930-х годов.
Разработанный в частном порядке как Gloster SS.37 , это был последний истребитель-биплан Королевских ВВС, и он устарел из-за новых конструкций монопланов, даже когда он был представлен. он часто противостоял более совершенным истребителям Хотя в первые дни Второй мировой войны , он достаточно хорошо зарекомендовал себя в бою.
«Гладиатор» участвовал в боевых действиях почти на всех театрах военных действий во время Второй мировой войны, с участием большого количества военно-воздушных сил, некоторые из которых были на стороне Оси. Королевские ВВС использовали его во Франции , Норвегии , Греции , при обороне Мальты , на Ближнем Востоке и во время короткой англо-иракской войны (во время которой Королевские ВВС Ирака были оснащены аналогичным оборудованием). Среди других стран, применивших «Гладиатор», были Китай против Японии, начиная с 1938 года; Финляндия (вместе со шведскими добровольцами ) против Советского Союза в Зимней войне и Войне-продолжении ; Швеция как нейтральная мирная страна (хотя шведские добровольцы воевали за Финляндию против СССР); и Норвегия, Бельгия и Греция сопротивляются вторжению Оси на свои земли.
Южноафриканский пилот Мармадьюк «Пэт» Пэттл был лучшим асом гладиаторов, одержав 15 побед на этом типе. [ 1 ] [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
В 1920-х годах британская противовоздушная оборона была основана на самолетах-перехватчиках, способных летать только на короткие расстояния и со скоростью от 150 до 200 миль в час (от 240 до 320 км/ч), но к 1930 году деятели министерства авиации были заинтересованы в этом. заменить эти самолеты. В частности, возникло некоторое недовольство уровнем надежности ранее использованной расчетной формулы «один пилот, два пулемета»; орудия часто заклинивали и были ненадежными. [ 3 ] Комитет по техническому планированию министерства авиации сформулировал спецификацию F.7/30 , в которой требовался новый самолет, способный развивать максимальную скорость не менее 250 миль в час (400 км/ч), иметь вооружение не менее четырех пулеметов и такое управление, чтобы один и тот же истребитель мог использоваться как дневными, так и ночными эскадрильями. [ 3 ] Gloster, уже занимавшаяся разработкой Gloster Gauntlet , изначально не отреагировала на спецификацию, которая позже оказалась полезной. [ 4 ]
Спецификация также поощряла использование нового рядного двигателя Rolls-Royce Goshawk с испарительным охлаждением ; во многих ответных материалах, представленных различными авиационными компаниями, использовался двигатель Goshawk. [ 5 ] Однако двигатель Goshawk оказался ненадежным, в основном из-за его слишком сложной и неразвитой системы охлаждения, и непригодным для использования на истребителях, что остановило разработку самолета, предназначенного для его использования. [ 5 ] Еще одним камнем преткновения для многих представленных проектов было размещение затвора пулемета на расстоянии вытянутой руки от пилота. В то же время разработка истребителей- монопланов , таких как Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, поставила под сомнение вообще жизнеспособность этой потребности в будущем. [ 5 ]
Глостер признал, что вместо разработки совершенно новой конструкции с нуля существующий истребитель Gauntlet можно использовать в качестве основы для претендента на соответствие спецификации F.7/30. Разработка того, что впоследствии стало Gladiator, началась как частное предприятие, получившее внутреннее обозначение SS.37, в Глостере группой дизайнеров, возглавляемой HP Folland , который вскоре определил различные изменения, чтобы повысить пригодность самолета для соответствия требованиям спецификация. Используя методы проектирования крыльев, разработанные Hawker Aircraft , [ 6 ] В новом истребителе использовались однопролетные крылья, а в качестве меры снижения лобового сопротивления также обошлись без двух пар межплоскостных стоек. вместо двухпролетных крыльев Gauntlet [ 5 ] Bristol Mercury ME30 Для привода SS.37 был выбран радиальный двигатель мощностью 700 л.с. (520 кВт), что обеспечило прирост производительности по сравнению с предыдущим Gauntlet. [ 5 ] Другим вариантом конструкции была установка консольной основной ходовой части, в которую входили колеса Dowty с внутренней подрессоркой, что позволяло использовать более простые жесткие стойки шасси. [ 7 ] [ 8 ]
Прототип
[ редактировать ]
Весной 1934 года Глостер приступил к постройке единственного прототипа SS.37. [ 5 ] 12 сентября 1934 года прототип SS.37 совершил свой первый полет , пилотируемый главным летчиком-испытателем Gloster Джерри Сэйером . [ 5 ] Первоначально оснащенный двигателем Mercury IV мощностью 530 л.с. (400 кВт), прототип был быстро переоборудован более мощным двигателем Mercury VIS мощностью 645 л.с. (481 кВт). Во время летных испытаний прототип достиг максимальной скорости 242 миль в час (389 км/ч; 210 узлов) при наличии необходимых четырех пулеметов калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (двух синхронных пушек Виккерса в фюзеляже и двух пулеметов Льюиса под фюзеляжем). нижнее крыло). [ 5 ] По словам автора авиации Фрэнсиса К. Мейсона, министерство авиации скептически относилось к тому, что самолет достигнет таких характеристик за счет радиальной конструкции двигателя, поэтому профинансировало длительную серию оценочных испытаний. [ 5 ]
3 апреля 1935 года прототип был передан ВВС Великобритании, получив обозначение К5200 , и начались эксплуатационные испытания этого типа. [ 5 ] Примерно в то же время Глостер приступил к разработке еще одной улучшенной версии с двигателем Mercury IX мощностью 840 л.с. (630 кВт), двухлопастным деревянным винтом фиксированного шага, улучшенными колесными дисками и полностью закрытой кабиной. [ 9 ] [ 5 ] Позже K5200 использовался для испытаний модификаций серийных самолетов, таких как добавление сдвижного капота для пилота. [ 5 ]
В июне 1935 г. были предложены планы производства самолета; две недели спустя была быстро составлена производственная спецификация F.14/35, частично вызванная событиями в континентальной Европе, такими как вторжение Абиссинию Италии в фашистской и приход Адольфа Гитлера к власти в Германии в В ответ на это британское правительство потребовало срочного расширения ВВС Великобритании для противодействия возникающим угрозам. [ 5 ] Кульминацией этого стал первоначальный заказ на 23 самолета. 1 июля 1935 года самолет официально получил название «Гладиатор» . [ 10 ] [ 5 ]
Производство
[ редактировать ]Производство Gladiator было начато на заводе Gloster в Хакклекоте . Производство первой партии осуществлялось одновременно, в результате чего многие самолеты были построены примерно в одно и то же время. 16 февраля 1937 года K6129 , первый серийный Gladiator, был официально принят ВВС Великобритании; 4 марта 1937 года был поставлен К6151 , последний самолет начальной партии. [ 5 ] В сентябре 1935 г. от Министерства авиации был также получен дополнительный заказ на 180 самолетов; [ 11 ] в этом приказе оговаривалось, что все самолеты должны быть поставлены до конца 1937 года. [ 5 ]
Первая версия, Gladiator Mk I, поставлялась в июле 1936 года и вступила в строй в январе 1937 года. Когда трудности с камерой сгорания Rolls-Royce Merlin угрожали отложить готовность истребителей следующего поколения, министерство авиации подстраховало свои ставки, закупив три сотни Mk II Gladiators в качестве временного решения по спецификации F.36/37 (поставка 252 самолетов продолжалась до апреля 1940 г.). [ 12 ] Основными отличиями были немного более мощный двигатель Mercury VIIIAS с коробками управления смесью Hobson и частично автоматическим карбюратором с наддувом, приводивший в движение трехлопастной металлический винт Фейри с фиксированным шагом вместо двухлопастного деревянного, как у Mark I. Все MK II Gladiators также имели 0,303-дюймовые пулеметы Браунинг (производимые по лицензии компанией BSA в Бирмингеме) вместо комбинации Виккерса-Льюиса. MK I. Модифицированный Mk II, Sea Gladiator, был разработан для ВВС флота , с тормозным крюком , точками крепления катапульты , усиленным планером и нижним обтекателем спасательной шлюпки - все для операций на борту авианосцев . [ 13 ] [ 14 ] Из 98 самолетов, построенных или переоборудованных в «Морские гладиаторы», 54 все еще находились в эксплуатации к моменту начала Второй мировой войны. [ 13 ]
«Гладиатор» был последним -бипланом произведенным британским истребителем и первым с закрытой кабиной. Он обладал максимальной скоростью около 257 миль в час (414 км/ч; 223 узла), но даже когда Gladiator был представлен, его уже затмевали истребители-монопланы нового поколения, такие как RAF Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, а также Люфтваффе Мессершмитт Bf 109 . Всего было построено 747 самолетов (483 RAF, 98 RN), из них 216 отправлено на экспорт в 13 стран, часть из которых - из общего числа переданных RAF. [ 15 ] [ 16 ] Гладиаторы были проданы в Бельгию, Китай, Египет, Финляндию, Свободную Францию , Грецию, Ирак, Ирландию, Латвию , Литву , Норвегию, Португалию, Южную Африку и Швецию.
Операционная история
[ редактировать ]Введение в сервис
[ редактировать ]
В феврале 1937 года 72-я эскадрилья, базирующаяся в Тангмере , стала первой эскадрильей, оснащенной «Гладиатором»; № 72 эксплуатировал этот тип до апреля 1939 года, дольше, чем любое другое передовое подразделение домашнего базирования. [ 17 ] В период с марта по апрель 1937 года 3-я эскадрилья в Кенли также получила «Гладиаторы» из оставшейся части первой серийной партии, заменив устаревшие «Бристольские бульдоги» . [ 17 ] Первоначальное обслуживание этого типа показало, что орудия Виккерса проблематичны; «Гладиатор» быстро был вооружен калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) пулеметами Браунинга , которые были значительно более популярны, в результате чего к другим пистолетам часто прибегали только в случае необходимости. 27 марта 1937 года 54-я эскадрилья в Хорнчерче стала первым подразделением, получившим «Гладиаторы» с Браунингом. [ 17 ]
К сентябрю 1937 года все восемь эскадрилий «Гладиаторов» достигли боевого статуса и сформировали острие противовоздушной обороны Лондона. [ 18 ] Были трудности с внедрением этого типа. Хотя пилотам обычно нравился Gladiator, количество аварий во время оперативной подготовки на этом типе было настолько высоким, что была спешно произведена небольшая партия замены из 28 Gladiator Mk II. [ 17 ] Большинство аварий произошло из-за того, что пилоты были застигнуты врасплох возросшей нагрузкой на крыло истребителя, а у многих авиаторов был небольшой опыт посадки самолетов с такой широкой площадью закрылков. [ 17 ] Самолет имел тенденцию более резко сваливаться, часто при этом опуская крыло. Гладиатор очень легко вошел в плоское вращение , и для выхода из него требовалось большое мастерство. [ 19 ] [ 17 ]
Первое использование гладиаторов Королевских ВВС на действительной службе произошло во время арабского восстания 1936–1939 годов в Палестине . С сентября по декабрь 1938 года 33-я эскадрилья Королевских ВВС выполняла обстрелы «Гладиаторов» в поддержку сил безопасности британского мандата. Часто это происходило в горной местности, и самолеты подвергались сильному ружейному обстрелу. В ходе этих операций было уничтожено три самолета и убито два пилота. [ 20 ]
В 1938 году ВВС Великобритании начали получать первые поставки монопланов Hurricane и Spitfire; Вскоре упор был сделан на быстрое переоснащение половины эскадрилий «Гладиаторов» любым из этих типов монопланов. [ 21 ] К началу Второй мировой войны «Гладиатор» в основном был заменен «Харрикейном» и «Спитфайром» на передовой службе британских ВВС. Внедрение этих самолетов было облегчено наличием «Гладиатора». Эскадрильи, которые эксплуатировали «Гладиаторы» до перехода на монопланы, имели заметно лучший показатель аварийности, чем те, которые переоборудовались из более старых типов, таких как «Gauntlet». Такой опыт, как управление посадочными закрылками «Гладиатора» и знакомство с его сдвижным капотом, положительно повлиял на переоборудование пилота. [ 17 ]
Хотя к 1941 году все «Гладиаторы» были отозваны с фронтовой службы по защите Британских островов, необходимость защищать британские торговые пути на заморских территориях Британской империи была признана , поэтому ВВС Великобритании передислоцировали многие из своих «Гладиаторов» на Ближний Восток. для защиты театра военных действий и важнейшего Суэцкого канала . [ 21 ] «Гладиатор» принимал активное участие в боевых действиях на ранних этапах войны, в том числе участвовал во французской и норвежской кампаниях, а также в различных периферийных кампаниях. [ 21 ]
Китай
[ редактировать ]
В октябре 1937 года центральное правительство Китая заказало 36 самолетов Gladiator Is, которые двумя партиями в ящиках были доставлены в Гуанчжоу через Гонконг . Китайские «Гладиаторы» использовали американский пулемет Браунинг М1919 для стрельбы американскими боеприпасами калибра .30-06 «Спрингфилд» , основными боеприпасами новых китайских националистических ВВС . [ нужна ссылка ] К февралю 1938 года эти самолеты были собраны в две эскадрильи и с ними ознакомились китайские летчики. [ 22 ] Gloster Gladiator дебютировал в бою 24 февраля 1938 года. [ 23 ] В тот день в районе Нанкина американо-китайский капитан Джон Вонг Сун-Шуй (по прозвищу «Буффало») сбил военно-морской истребитель Mitsubishi A5M «Клод», ставший первой жертвой «Гладиатора». Считается, что Вонг сбил второй А5М после того, как были обнаружены обломки двух японских истребителей. [ 23 ] В ходе этого столкновения китайские гладиаторы потеряли двоих из своего состава. [ 24 ]
Китайские «Гладиаторы» одержали еще несколько побед над японской авиацией в период с 1938 по 1940 годы во время Второй китайско-японской войны . В Китае «Гладиаторы» до начала 1940 года активно использовались 28-й, 29-й и 32-й эскадрильями 3-й группы. Китайские авиаторы считали «Гладиатор» отличным истребителем в своем классе, но вскоре пилотам стало все труднее противостоять современному А5М, а из-за нехватки запасных частей из-за эмбарго на поставки оружия выжившие «Гладиаторы» в основном были отправлены на обучение. . [ 25 ] Когда на театре военных действий появились новые японские самолеты, такие как Mitsubishi A6M Zero , дни «Гладиаторов» были сочтены. «Баффало» Вонг, первый летный ас «Гладиатора» и первый американский ас-истребитель войны, в конечном итоге был сбит в бою с A6M Zeros 14 марта 1941 года и скончался через два дня от полученных ранений. [ 26 ] Артур Чин и он были среди группы из 15 американцев китайского происхождения , которые сформировали первоначальную группу американских боевых авиаторов-добровольцев в Китае. [ 27 ]
Финская зимняя война и война-продолжение
[ редактировать ]Во время Зимней войны ( ВВС Финляндии FAF) получили из Великобритании 30 истребителей Mk II. Десять самолетов были подарены, а остальные 20 были куплены FAF; все они были поставлены в период с 18 января по 16 февраля 1940 года, первый из них поступил на вооружение 2 февраля 1940 года. [ 28 ] [ 29 ] их превзошли современные советские истребители Финские «Гладиаторы» служили до 1945 года, но во время Войны-продолжения , а с 1941 года самолет в основном использовался для разведки. одна победа во время Войны-продолжения. Двенадцать гладиаторов были потеряны в боях во время Зимней войны и три во время Войны-продолжения. [ 28 ] На этом самолете асами стали два пилота: Ойва Туоминен (6,5 побед с «Гладиаторами») и Пааво Берг (пять побед).

Помимо «Гладиаторов» FAF, Шведские добровольческие военно-воздушные силы , ответственные за противовоздушную оборону самой северной Финляндии во время поздней части Зимней войны, также были оснащены истребителями «Гладиатор», известными как J8 (Mk Is) и J8A (Mk II). Летучий полк F 19 прибыл в финскую Лапландию 10 января 1940 года и оставался там до конца боевых действий. На его вооружении было 12 истребителей Gladiator Mk II, два из которых были потеряны в ходе боев, и пять пикирующих бомбардировщиков Hawker Hart , а также самолет связи Raab-Katzenstein RK-26 и транспортный самолет Junkers F.13 . [ 30 ] Самолет принадлежал шведским ВВС и имел их экипаж , но имел опознавательные знаки финского гражданства. Шведские «Гладиаторы» одержали восемь воздушных побед и уничтожили четыре самолета на земле. Одна из опасений была выражена, когда старший офицер F 19 капитан Бьорн Бьюггрен написал в своих мемуарах, что трассирующие снаряды пулеметов «Гладиатора» не воспламенят авиационный дух при пробитии топливных баков советских бомбардировщиков.
Странная война
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны, во время так называемой « Странной войны », Великобритания направила во Францию Британский экспедиционный корпус (BEF), чтобы сражаться вместе с французской армией. В составе этих сил были направлены подразделения Королевских ВВС, эксплуатирующие различные самолеты, в том числе две эскадрильи «Гладиаторов». [ 21 ] Первоначальные воздушные операции с обеих сторон были ограничены зимней погодой; однако сразу после начала Германией плана Манштейна и ее вторжения в Нидерланды 10 мая 1940 года «Гладиаторы» BEF участвовали в « Плане Дайла» — неудачной контратаке на немецкие войска. [ 21 ]
С 10 по 17 мая «Гладиаторы» постоянно находились на линии фронта, быстро теряя в стремительных боях многочисленные самолеты и их экипажи. [ 31 ] 18 мая 1940 года бомбардировка Люфтваффе уничтожила многие «Гладиаторы» и «Харрикейны» BEF на земле в Витри-ан-Артуа , вскоре после чего начался вывод BEF в Дюнкерк для эвакуации на материковую Великобританию. [ 32 ]
Гладиаторы обычно выполняли патрульные полеты, что время от времени приводило к столкновениям с самолетами-разведчиками Люфтваффе. 17 октября 1940 года британские «Гладиаторы» добились своего первого успеха, когда 607-я эскадрилья «B» сбила летающую лодку Dornier Do 18 («8L+DK» из 2.KuFlGr 606) в Северном море. [ 33 ] 10 апреля 1941 года 804 ВМС вылетели из Хатстона на Оркнейских островах , чтобы перехватить группу приближающихся немецких самолетов. Лейтенанту Дж. Кокберну приписали один уничтоженный, а Синей секции - "поврежденный". [ 34 ]
Норвежская кампания
[ редактировать ]
В ходе Норвежской кампании норвежские и британские гладиаторы сражались с Люфтваффе, а норвежский Ягевинген сражался при защите Осло в первый день операции «Везерюбунг» — немецкого вторжения. Позже британские гладиаторы сражались, обеспечивая истребительное прикрытие подкреплений союзников, отправленных на помощь норвежскому правительству.
Норвежское действие
[ редактировать ]Пилоты-гладиаторы норвежского Ягевингена (полет истребителей) [ 35 ] базировались в аэропорту Форнебу . 9 апреля, в первый день вторжения в Норвегию, семь исправных самолетов [ 36 ] [ 37 ] удалось сбить пять немецких самолетов: два истребителя Messerschmitt Bf 110 , два He 111 бомбардировщика и один Fallschirmjäger с грузом Ju 52 транспортный . Один «Гладиатор» был сбит в ходе воздушного боя будущим экспертом Гельмутом Лентом , а два были обстреляны и уничтожены при дозаправке и перевооружении в аэропорту Форнебу. Оставшимся четырем боевым истребителям было приказано приземлиться где угодно, вдали от базы. «Гладиаторы» приземлились на замерзших озерах вокруг Осло, были брошены пилотами, а затем разбиты мирными жителями, охотившимися за сувенирами . [ 38 ]
Ни один армии самолет Воздушной службы не смог эвакуироваться на запад до капитуляции материковых норвежской норвежских войск 10 июня. Только самолеты Воздушной службы Королевского военно-морского флота Норвегии (один MF11 и четыре He 115 ) имели возможность долететь со своих последних баз в северной Норвегии до Великобритании. .D армейской авиации Двум самолетам Fokker CV и одному Tiger Moth также удалось бежать на восток, в Финляндию , до капитуляции. Три военно-морских MF11 и один He 115 вылетели в Финляндию и приземлились на озере Салмиярви в Петсамо . [ 28 ] Все бывшие норвежские самолеты позже были переброшены финнами против Советского Союза.
Британский экшн
[ редактировать ]Гладиаторы также использовались 263-й эскадрильей в течение оставшихся двух месяцев норвежской кампании. Перед вторжением Германии в Норвегию Великобритания подготовила эту эскадрилью, пройдя обучение в условиях низких температур. [ 32 ] 263-я эскадрилья прибыла на авианосец HMS Glorious 24 апреля и действовала с импровизированной взлетно-посадочной полосы, построенной норвежскими добровольцами на замерзшем озере Лесяскогсватнет в Оппланде в центральной южной Норвегии. 25 апреля пара «Гладиаторов» уничтожила самолет Heinkel He 115 ; В тот день бомбардировщики Люфтваффе атаковали взлетно-посадочную полосу, ранив на земле нескольких пилотов. [ 39 ] К концу дня десять «Гладиаторов» были уничтожены из-за потери трех немецких самолетов. [ 40 ] Менее чем через неделю все самолеты эскадрильи вышли из строя, а личный состав был эвакуирован в Великобританию. [ 40 ]
Перевооружившись в Великобритании, 263-я эскадрилья возобновила свои операции «Гладиатор» в Норвегии, когда вернулась на север Норвегии 21 мая Бардуфосс , вылетев с аэродрома недалеко от Нарвика . На фронте в Нарвике 263-я эскадрилья была усилена «Харрикейнами» 46- й эскадрильи , которые через несколько дней вылетели на взлетно-посадочную полосу в муниципалитете Сконланд и несколько немецких самолетов были сбиты. Из-за неподходящей территории в Сконланде 46-я эскадрилья перебралась в Бардуфосс и к 27 мая действовала с этой базы. Эскадрильям было приказано защищать стоянку флота в Сконланде и норвежскую военно-морскую базу Харстад на острове Хиннёйя , а также район Нарвика после его возвращения. В последние дни мая «Гладиаторы» также совершали штурмовые вылеты против железнодорожных станций, немецкой техники и прибрежных судов. [ 40 ]
2 июня пилоту «Гладиатора» Луи Якобсену приписывают уничтожение трех самолетов Heinkel He 111, а также вероятное уничтожение самолета Junkers Ju 88 и еще одного самолета He 111 во время одного боевого вылета. [ 40 ] Британские действия на театре военных действий были короткими, но интенсивными, прежде чем эскадрильям, в связи с реакцией британского правительства на вторжение во Францию , 2 июня было приказано провести операцию «Алфавит» по эвакуации из Норвегии.
К тому времени 263-я эскадрилья совершила 249 боевых вылетов и уничтожила 26 самолетов противника. Десять выживших гладиаторов высадились на Славном 7 июня. [ 40 ] «Глориус» отплыл домой, но был перехвачен немецкими линкорами «Гнейзенау» и «Шарнхорст» . Несмотря на доблестную оборону эсминцев HMS Acasta и Ardent , он был потоплен вместе с самолетами четырех эскадрилий; 263-я эскадрилья потеряла своего командира, старшего лейтенанта Джона В. Дональдсона и флайт-лейтенанта Элвина Уильямса вместе с восемью другими пилотами. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Бельгия
[ редактировать ]Бельгийские «Гладиаторы» понесли тяжелые потери от немцев в 1940 году , при этом были потеряны все 15 боевых самолетов. [ 44 ] [ 45 ] при этом сумев повредить только два немецких самолета. [ 46 ] Во время предыдущей Странной войны , 24 апреля 1940 года, бельгийские гладиаторы в патруле нейтралитета сбили немецкий бомбардировщик Heinkel He 111, который впоследствии разбился в Нидерландах . Бомбардировщик V4+DA Kampfgeschwader 1 был поврежден французскими истребителями в Мобеже , Франция, и преследовался через бельгийскую границу. [ 47 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]Gloster Gladiator находился на вооружении 247-й эскадрильи , дислоцированной в ВВС Роборо , Девон, во время битвы за Британию . Хотя в разгар воздушных боев боевых вылетов не было, 247-я эскадрилья «Гладиаторов» в конце октября 1940 года безрезультатно перехватила Heinkel He 111. 239-я эскадрилья , использовавшая «Гладиаторы» для армейского сотрудничества, и 804-я военно-морская авиационная эскадрилья , оснащенная «Морскими гладиаторами», также действовали во время битвы за Британию. [ 48 ]
Театры Средиземноморья и Ближнего Востока
[ редактировать ]На Средиземноморском театре военных действий в 1940–41 годах «Гладиаторы» участвовали в боях с четырьмя военно-воздушными силами союзников: британскими ВВС, Королевскими ВВС Австралии , ВВС Южной Африки и эскадрильями Эллиники Василики Аэропория (Королевские ВВС Греции). Они достигли определенного успеха против итальянской Regia Aeronautica , которая в основном была оснащена бипланами Fiat CR.32 и Fiat CR.42 , а также против бомбардировщиков Люфтваффе . Южноафриканский ас Мармадьюк «Пэт» Пэттл (служивший в британских ВВС) совершил 15 убийств на «Гладиаторах» во время североафриканской и греческой кампаний , что сделало его самым результативным бипланным асом Королевских ВВС за всю войну.
1941 года Англо-иракская война была уникальной тем, что ВВС Великобритании и Королевские ВВС Ирака использовали «Гладиатор» в качестве основного истребителя. [ 49 ] Гладиаторы также участвовали в боях против французов Виши в Сирии . [ 50 ]
Мальта
[ редактировать ]
Запас из 18 морских гладиаторов из 802-й морской авиационной эскадрильи был доставлен HMS Glorious в начале 1940 года. Три позже были отправлены для участия в Норвежской кампании, а еще три были отправлены в Египет. К апрелю Мальта нуждалась в истребительной защите, и было решено сформировать отряд « Гладиаторов» в RAF Hal Far , состоящий из персонала RAF и FAA. Несколько «Морских гладиаторов» были собраны и испытаны. [ 51 ] Во время осады Мальты в 1940 году в течение десяти дней истребительной силой, защищавшей Мальту , был истребительный авиаполк Хэла Даль , что породило миф о том, что три самолета, получившие названия «Вера» , «Надежда» и «Милосердие» , сформировали все истребительное прикрытие острова. Названия самолетов вошли в обиход после боя. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] В эксплуатации находились более трех самолетов, хотя и не всегда одновременно; другие использовались на запчасти. [ 56 ] Рейс № 1435 , который позже взял на себя управление противовоздушной обороной Мальты, получил названия Faith , Hope и Charity для своих самолетов после его преобразования в подразделение противовоздушной обороны на Фолклендских островах в 1988 году.
Подразделения итальянских ВВС, развернутые против Мальты, должны были легко победить «Гладиаторов», но их маневренность и хорошая тактика позволили выиграть несколько сражений, часто начиная с пикирования на Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero бомбардировщики Fiat CR.42 и Macchi MC.200. перед эскортом бойцы могли отреагировать. 11 июня 1940 года «Гладиатор» повредил «Макки», а 23 июня «Гладиатору», которым пилотировал Джордж Берджес, удалось сбить MC.200. [ 57 ] Еще одним успешным пилотом над Мальтой был «Тимбер» Вудс , которому удалось сбить два S.79 и два CR.42, а также заявить, что 11 июня был сбит Макки, а еще один S.79 был поврежден. [ 58 ] «Гладиаторы» заставили итальянские истребители сопровождать бомбардировщики и самолеты-разведчики. Хотя Regia Aeronautica стартовала с численным преимуществом и превосходством в воздухе, летом 1940 года ситуация изменилась: «Харрикейны» были доставлены как можно быстрее и постепенно взяли на себя противовоздушную оборону острова. [ 59 ]
К июню два «Гладиатора» разбились и еще два были собраны. [ 60 ] Чарити был сбит 31 июля 1940 года. [ 61 ] [ 62 ] Его пилот, летный офицер Питер Хартли, поднялся в воздух в 09.45 вместе с другими пилотами Ф. Ф. Тейлором и лейтенантом «Тимбер» Вудсом, чтобы перехватить SM.79, сопровождаемый девятью CR.42 из 23 ° Gruppo. Во время воздушного боя самолет CR.42, пилотируемый Сергом. Манлио Тарантино сбил «Гладиатора» Хартли (N5519), сильно обжег его. [ 63 ] Вудс сбил Антонио Чиоди, командира 75-й эскадрильи, в пяти милях к востоку от Гранд-Харбора. Впоследствии Чиоди был посмертно награжден Medaglia d'Oro al Valor Militare , высшей военной наградой Италии. В мае 2009 года останки Чарити и других стали объектом подводного поиска тральщиками НАТО. [ 64 ] Хоуп (N5531) был разрушен на земле в результате бомбардировки противника в мае 1941 года. [ 64 ] Фюзеляж « Фейт» сегодня выставлен в Национальном военном музее в Эльмо форте Сент - в Валлетте . Судьба еще как минимум пяти гладиаторов, участвовавших в боях на Мальте, не так хорошо документирована.
Северная Африка
[ редактировать ]
В Северной Африке «Гладиаторы» столкнулись с итальянскими бипланами Fiat CR.42 Falcos , которые имели немного лучшие характеристики, чем «Гладиатор» на больших высотах. [ 65 ]
Первый воздушный бой между бипланами произошел 14 июня над Амсит. Тененте Франко Луккини , 90 лет а Эскадрилья , 10° Gruppo , 4° Stormo , летая на CR.42 из Тобрука , сбила «Гладиатор»; это была первая претензия, предъявленная ВВС Великобритании в войне в пустыне. [ 66 ] Днем 24 июля CR.42 и «Гладиаторы» столкнулись над Бардией . Формирование из 11 CR.42 из 10° Gruppo при поддержке ещё шести из 13° Gruppo атаковало британское соединение из девяти Blenheims, которое атаковало Бардию, и, в свою очередь, как сообщается, было атаковано 15 Gladiators. Пять «Гладиаторов» 33-й эскадрильи заявили, что четыре CR.42 уничтожены. [ 67 ]
4 августа 1940 года бипланы Fiat из 160 а Эскадрилья капитана Breda Дуилио Фанали перехватила четыре «Гладиатора» под командованием Мармадюка «Пэт» Пэттла (в конечном итоге ставшего одним из самых результативных асов союзников, набравшего около 50 заявлений), которые атаковали Ba.65 , когда они обстреливали британскую бронетехнику. Бой принял беспорядочный характер. Первоначально считалось, что задействованы только старые CR.32, но было и много CR.42; вполне вероятно, что тогда еще неопытный Пэттл был сбит другим будущим асом, Франко Луккини . В этом случае «Фиатам» удалось удивить «Гладиаторов», сбив троих из них. [ 68 ] Уикхэм Барнс, который был сбит, но выжил, владел Breda 65, а Пэттл - Ba 65 и CR.42. [ 69 ] 8 августа 1940 года, во время еще одного воздушного боя , 14 «Гладиаторов» 80-й эскадрильи врасплох захватили 16 Fiat CR.42 с 9 ° и 10 ° Gruppi 4 ° Stormo ( элитное подразделение Regia Aeronautica ) над Габром Салехом, находящимся далеко на территории Италии. Британские пилоты одержали от 13 до 16 подтвержденных побед и от одной до семи вероятных, потеряв при этом двух «Гладиаторов». [ 70 ] На самом деле итальянцы потеряли четыре самолета и еще четыре совершили вынужденную посадку (кажется, все впоследствии были восстановлены). [ 71 ] Этот бой выявил сильные стороны «Гладиатора» по сравнению с CR.42, особенно радиооборудование, которое позволяло провести скоординированную атаку, что также имело решающее значение для достижения первоначальной внезапности, а также превосходные общие характеристики «Гладиатора» на малых высотах, включая скорость и маневренность. заметно превосходящая горизонтальную маневренность по сравнению со своим итальянским противником. [ 71 ]
В целом, немногочисленные «Гладиаторы» и CR.42 столкнулись с существенным паритетом: с учетом всех театров военных действий соотношение потерь составляло 1,2 к 1 в пользу первых, соотношение аналогичное соотношению Bf 109 и «Спитфайров» в битве за Британия, дуэль, которую большинство историков считает равновесной. [ 72 ] Однако «Гладиатор», оптимизированный для воздушного боя, добился лишь небольшого успеха против относительно быстрых итальянских бомбардировщиков, сбив лишь несколько из них и понеся при этом почти такие же потери, что могло быть одной из причин его быстрого вывода из эксплуатации. дежурство первой линии; С другой стороны, CR.42 успешно справился с первыми британскими бомбардировщиками, сбив сотню из них с минимальными потерями. [ 73 ]
Восточная Африка
[ редактировать ]В Восточной Африке было установлено, что итальянские войска, базирующиеся в Эфиопии, представляют угрозу британскому протекторату Аден , поэтому было решено, что необходимо наступление, в котором «Гладиатор» встретится с итальянскими истребителями-бипланами: Fiat CR.32. и CR.42. 6 ноября 1940 года, в первый час британского наступления на Эфиопию, истребители Fiat CR.42 из 412-й эскадрильи под командованием капитана Антонио Раффи сбили пять Gloster Gladiators из 1-й эскадрильи SAAF; среди итальянских пилотов был ас Марио Визинтини , ставший впоследствии самым результативным пилотом всех воюющих ВВС Восточной Африки (Africa Orientale) и лучшим асом-истребителем-бипланом Второй мировой войны. Тактически самолеты SAAF допустили ошибку, атаковав CR.42 по частям, а не массово, и их численность была значительно меньше. [ 74 ]
В начале наступления «Гладиаторы» 94-й эскадрильи совершили различные атаки на итальянские войска; типичными целями были аэродромы, склады снабжения и самолеты. Им также была поручена задача защищать воздушное пространство Адена днем и ночью, а также защищать корабли союзников, действующие поблизости. [ 75 ] Именно в последней роли одиночный «Гладиатор» 94-й эскадрильи, пилотируемый Гордоном Хейвудом, отвечал за капитуляцию и захват итальянской подводной лодки класса «Архимед» «Галилей-Галилео» . [ 75 ]
На 6 июня 1941 года у Regia Aeronautica осталось только два исправных самолета: CR.32 и CR.42, поэтому превосходство в воздухе наконец было достигнуто «Гладиаторами» и «Харрикейнами». Последний воздушный бой «Гладиатора» с итальянским истребителем состоялся 24 октября 1941 года с CR.42 Тененте Малавольти (или, по словам историка Хокана Густавссона, sottotenente Malavolta ). Итальянский пилот отправился обстреливать британские аэродромы в Дабате и Ади-Аркаи . По словам итальянского историка Нико Сгарлато, CR.42 был перехвачен тремя «Гладиаторами» и сумел сбить двух из них, но затем сам был сбит, а пилот погиб. [ 76 ] Другие авторы утверждают, что Малавольти успел только выстрелить в двух «Гладиаторов», прежде чем был сбит. [ 77 ]
По словам Густавссона, пилот SAAF (№ 47484V) лейтенант Ланселот Чарльз Генри «Пэдди» Хоуп на аэродроме Дабат поднялся в воздух на перехват CR.42 (MM7117). Пикируя на него, он открыл огонь на 300 ярдов. Хотя пилот CR.42 предпринял агрессивные действия по уклонению, Хоуп преследовал его, приблизившись на 20 ярдов и стреляя, пытаясь нырнуть. Произошла короткая вспышка пламени, и последний итальянский самолет, сбитый над Восточной Африкой, рухнул на землю и загорелся недалеко от Амбаццо. На следующий день обломки были найдены, мертвый пилот все еще находился в кабине. Хоуп передал сообщение об итальянских позициях в Амбаццо: «Дань уважения пилоту «Фиата». Он был храбрым человеком. ВВС Южной Африки». Однако в оперативных журналах подразделений Содружества в этом районе указано, что на этот день они не понесли никаких потерь. В посвящении посмертной Medaglia d'oro al valor militare говорится, что Малавольти сбил одного гладиатора и заставил другого приземлиться, но сам был сбит третьим гладиатором. [ 78 ] Это была последняя победа в воздухе в восточноафриканской кампании. [ 79 ]
Ближе к концу войны «Гладиаторы» были доставлены метеорологическим рейсом 1566 из Хисвы, Аден.
Греция
[ редактировать ]Напряженность между Грецией и Италией нарастала с 7 апреля 1939 года, когда итальянские войска оккупировали Албанию . 28 октября 1940 г. Италия предъявила Греции ультиматум, который был сразу же отклонен ; несколько часов спустя итальянские войска начали вторжение в Грецию, положив начало греко-итальянской войне .
Британия направила помощь сражающимся грекам в виде 80-й эскадрильи , части которой прибыли в Триккалу к 19 ноября. В тот же день дебют «Гладиатора» стал сюрпризом: он перехватил на Корице группу из пяти итальянских CR.42 , только один из которых вернулся на базу. 27 ноября семь «Гладиаторов» атаковали три «Фалько», сбив головной самолет, пилотируемый ком. Масфальди, командующий 364а эскадрильей. 28 ноября командир 365а эскадрильи тов. Граффер был сбит во время боя, в ходе которого было сбито семь самолетов, четыре из них британские. [ 80 ] 3 декабря «Гладиаторы» были усилены элементами 112-й эскадрильи . На следующий день в результате столкновения 20 «Гладиаторов» с десятью CR.42 погибло пять человек, двое из них — итальянцы. [ 80 ] После двухнедельного перерыва 80-я эскадрилья вернулась в строй 19 декабря 1940 года. 21 декабря 20 «Гладиаторов» перехватили отряд из 15 CR.42 Falcos, сбив двоих с двумя потерями. [ 81 ] В течение следующих нескольких дней Savoia-Marchetti SM.79 и Savoia-Marchetti SM.81 также было перехвачено и одержано несколько групп итальянских бомбардировщиков .
Одно из наиболее заметных сражений «Гладиаторов» за всю войну произошло на границе Албании с Грецией 28 февраля 1941 года. Смешанный отряд из 28 «Гладиаторов» и «Харрикейнов» столкнулся примерно с 50 итальянскими самолетами и заявил, что сбил или серьезно повредил по меньшей мере 27 из них. их. [ 2 ] Одиночный «Гладиатор», пилотируемый пилотом-асом Мармадьюком «Пэт» Пэттлом, уничтожил пять самолетов во время этой единственной стычки. [ 2 ] На самом деле британцы сильно преувеличили, поскольку, похоже, Regia Aeronautica в тот день потеряла только два CR.42. [ 71 ]
Вся 112-я эскадрилья перебралась в Элевсин к концу января 1941 года и к концу следующего месяца получила 80-ю эскадрилью «Гладиаторов», после того как последняя была преобразована в «Хаукер Харрикейны» . 5 апреля немецкие войска вторглись в Грецию и быстро установили превосходство в воздухе. Когда войска союзников отступали, «Гладиаторы» прикрывали их, а затем вылетели на Крит в последнюю неделю апреля . Там 112-я эскадрилья зарегистрировала несколько претензий к двухмоторным самолетам перед тем, как ее эвакуировали в Египет во время битвы за Крит . [ 82 ]
Англо-иракская война
[ редактировать ]
Королевские ВВС Ирака (RoIAF) были обучены и оснащены британцами до обретения независимости в 1932 году. [ 83 ] Одним из результатов этого стало доминирование самолетов британской постройки в арсенале RoIAF. В 1941 году единственная эскадрилья одноцелевых истребителей RoIAF, 4-я эскадрилья, состояла из семи действующих «Глостер Гладиаторов» на авиабазе Рашид . [ 84 ]
2 мая 1941 года в ответ на блокаду , установленную растущим числом иракских войск на Королевских ВВС Хаббания , и требования революционного иракского правительства, была предпринята упреждающая атака Королевских ВВС с целью прорвать окружение. В ходе этой акции иракские «гладиаторы» приняли участие в атаках на британскую авиабазу, неоднократно нанося по ней безрезультатные обстрелы. [ 85 ] Хотя большая часть Королевских ВВС была уничтожена в воздухе или на земле в последующие дни, иракские «Гладиаторы» продолжали летать до конца войны, совершая обстрелы роты 1-го батальона Эссексского полка на окраине Багдада. 30 мая. [ 86 ]
До начала боевых действий в Ираке 4-я школа военной подготовки Королевских ВВС Хаббания эксплуатировала три старых «Гладиатора» в качестве офицерских малолитражок. В связи с возросшим напряжением 19 апреля база была усилена еще шестью «Гладиаторами», прилетевшими из Египта. [ 87 ] В начале войны эти девять «Гладиаторов» совершили множество боевых вылетов по воздушным и наземным целям, взлетая с поля для игры в поло на базе . [ 88 ] Силы «Гладиаторов» ВВС Великобритании в Ираке были дополнительно усилены, когда 11 мая прибыли еще пять самолетов, на этот раз из 94-й эскадрильи в Исмаилии на Суэцком канале . [ 89 ] [ 75 ] Последнее пополнение запасов «Гладиаторов» произошло 17 мая в виде еще четырех самолетов 94-й эскадрильи. [ 90 ]
Во время боев единственное убийство «Гладиатора-на-Гладиаторе» произошло 5 мая, когда Plt. Выключенный. Уотсон из истребительного звена сбил иракского «Гладиатора» над Бакубой во время миссии по сопровождению бомбардировщика. Единственной претензией иракских «Гладиаторов» во время войны был бомбардировщик Vickers Wellington, подвергшийся наземному обстрелу 4 мая. [ 91 ] «Гладиаторы» Королевских ВВС доказали свою эффективность против иракских самолетов, которые были усилены самолетами Оси. [ 75 ] Сразу после начала переворота против короля Фейсала II в начале апреля 1941 года премьер-министр Рашид Али аль-Гайлани обратился к Германии и Италии за помощью в отражении любых британских контрмер. В ответ немцы собрали оперативную группу Люфтваффе под иракским флагом под названием «Флигерфюрер Ирак » («Летное командование Ирака»), которая с 14 мая действовала из Мосула. [ 92 ] Прежде чем эти силы рухнули из-за нехватки припасов, пополнений и качественного топлива, а также из-за агрессивных атак британских ВВС, два «Гладиатора» сражались с парой Bf. 110 над аэродромом Рашид в Багдаде 17 мая. Обе немецкие машины были быстро сбиты. [ 90 ]
Regia Aeronautica также направила отряд из 12 самолетов Fiat CR.42, которые прибыли в Ирак 23 мая. Шесть дней спустя Fiat CR.42 перехватили самолет RAF Hawker Audax и столкнулись с сопровождающими его гладиаторами, что стало последним воздушным боем в этой короткой кампании. Итальянские пилоты забрали два «Гладиатора» 94-й эскадрильи; один «Фиат» был сбит «Гладиатором», пилотируемым Wg. командир Вайтман, близкий к Хан Нукте. [ 93 ] После окончания боевых действий в Ираке 94-я эскадрилья передала свои «Гладиаторы» подразделениям SAAF и RAAF. [ 94 ] Иракцы продолжали эксплуатировать оставшиеся «Гладиаторы», некоторые из которых использовались даже в 1949 году; [ 95 ] Сообщается, что они использовались для проведения наземных атак против курдов . [ нужна ссылка ]
Сирия
[ редактировать ]После окончания боевых действий в Ираке британцы вторглись в контролируемую Францией Виши Сирию, чтобы не допустить попадания этого региона под прямой контроль Германии. Французы в Сирии материально поддержали иракское восстание и разрешили самолетам Люфтваффе использовать свои аэродромы для операций над Ираком. В ходе месячной сирийско-ливанской кампании в июне – июле 1941 года ожесточенные бои как в воздухе, так и на суше, пока 12 июля 1941 года французские власти Виши в Сирии не сдались . 15 июня 1941 года шесть Gloster Gladiators подверглись нападению такого же количества Dewoitine D.520 истребителей-монопланов . В беспорядочном бою обе стороны потеряли по одному самолету сбитым и один серьезно поврежденному. Французский ас-истребитель Пьер Ле Глоан сбил «Гладиатора» и стал его 15-м подтвержденным убийством. Самому Ле Глоану пришлось совершить аварийную посадку своего поврежденного D.520 на собственной авиабазе. [ 96 ]
Еще в середине 1941 года начальник штаба ВВС Великобритании предложил AOC Сингапуру 21 «Глостер Гладиатор», собранных с различных метеорологических и связных полетов на Ближнем Востоке, а также пять из подразделения «Свободной Франции» для усиления колонии. защита от возникающей японской угрозы. Предложение было отклонено, и позже в качестве подкрепления выступили Hawker Hurricanes. [ 97 ]
Операции в других местах
[ редактировать ]9 марта 1939 года ирландский воздушный корпус получил четыре «Гладиатора». 29 декабря 1940 года два ирландских «Гладиатора» были подняты в воздух из Балдоннеля , чтобы перехватить немецкий Ju 88, летевший над Дублином с миссией фоторазведки, но не смогли установить контакт. [ 98 ] Хотя ирландские «Гладиаторы» не смогли перехватить ни один вторгшийся самолет, они сбили несколько британских аэростатов заграждения , оторвавшихся от швартовки. [ 99 ] На короткое время в 1940 году ирландским летчикам-истребителям был отдан приказ использовать свою авиацию для блокирования взлетно-посадочных полос аэродромов. Затем они должны были использовать винтовки и стрелять по любым захватчикам. [ 100 ] Ирландские «Гладиаторы» также совершили облет места затопления лайнера SS Athenia в 1939 году и предложили помощь ирландским военным. Полет был обстрелян присутствовавшими кораблями Королевского флота, в результате чего ирландские гладиаторы отступили. [ нужна ссылка ]
Люфтваффе использовало трофейные латвийские «Гладиаторы» в качестве буксиров-планеров в составе Ergänzungsgruppe (S) 1 из Лангендибаха недалеко от Ханау в 1942–1943 годах. [ 101 ]
Устарев, «Гладиаторы» ВВС Великобритании выполняли небоевые задачи, такие как метеорологические работы, и использовались как таковые в различных частях Африки, Ближнего Востока и Европы еще в 1944 году. [ 102 ] К концу войны уцелевших самолетов осталось немного, и многие из них были быстро списаны. Два уцелевших самолета были куплены в частном порядке В. Х. Беллами, который построил годный к полетам Gladiator из деталей L8032 и N5903 , который стал единственным примером этого типа в таком состоянии. [ 103 ]
Заключительные сражения
[ редактировать ]Финские ВВС были последними, кто применил в бою биплан «Глостер». Именно под финскими знаками отличия «Гладиатор» одержал свою последнюю воздушную победу. Во время войны-продолжения против Советов Глостерс поддерживал наступление Карельской армии вокруг Ладожского озера . 15 февраля 1943 года 1-й лейтенант Хокан Стрёмберг из LLv 16 во время разведывательного задания вдоль Мурманской железной дороги, между Белым морем и Онежским озером советский Поликарпов Р-5 , заметил на Каркиярви взлетающий . Стромберг спикировал на него и двумя очередями сбил его в лесу недалеко от аэродрома. [ 104 ] Это была последняя подтвержденная победа в составе «Гладиатора».
Котировки
[ редактировать ]Эти старые «Гладиаторы» не сделаны из напряженной стали, как « Харрикейн» или « Спит» . У них тугие парусиновые крылья, покрытые великолепно горючим дурманом , а под ними сотни маленьких тонких палочек, таких, какие подкладывают под поленья для растопки, только они суше и тоньше. Если бы умный человек сказал: «Я собираюсь построить большую вещь, которая будет гореть лучше и быстрее, чем что-либо еще в мире», и если бы он усердно приложился к своей задаче, он, вероятно, закончил бы строительством чего-то очень похожего на Гладиатор.
— Роальд Даль , «Кусок торта», из сборника рассказов «Чудесная история Генри Шугара».
Гладиаторские тузы
[ редактировать ]Самые результативные асы «Гладиатора» летали на нем в Северной Африке и Греции, одержав большую часть своих успехов против Regia Aeronautica самолетов . Лучшим асом стал лейтенант Пэт Пэттл из 80-й эскадрильи, который одержал 15,5 подтвержденных воздушных побед на «Гладиаторе» (из своих 50+ убийств), а также четыре, вероятно, уничтоженных и шесть поврежденных. Вторым был пилот-офицер Уильям «Черри» Вейл из 33-й и 80-й эскадрилий с десятью индивидуальными убийствами, одним общим убийством и 1,5 повреждениями. Лейтенант Джо П. Фрейзер из 112-й эскадрильи и летный сержант Дон С. Грегори из 33-й и 80-й эскадрилий совершили все свои победы (соответственно 9,5 и 8) на «Гладиаторе». Сержант CE «Кас» Кэсболт из 80-й эскадрильи сбил 7,5 самолетов противника (плюс один, вероятно, уничтоженный и 1,5 поврежденных). [ 105 ] Родезийский пилот Цезарь Халл одержал пять из восьми своих побед на «Гладиаторе» во время Норвежской кампании в 1940 году, в том числе четыре в тот же день. Он был ведущим пилотом союзников в кампании.
Лучшим асом ВВС Финляндии в составе «Гладиаторов» был капитан Пааво Берг, одержавший 6 из 11 своих побед в составе «Гладиаторов». Прапорщик Оива Туоминен одержал 5 из своих 44 побед в составе «Гладиаторов». Несколько других асов FiAF также одержали победы в составе «Гладиаторов».
Два китайских пилота, Джон Вонг и Артур Чин , достигли статуса аса в «Гладиаторах». [ 106 ]
Варианты
[ редактировать ]- СС.37
- Прототип.
- Гладиатор I
- Версия оснащена одним Bristol Mercury радиально-поршневым двигателем воздушного охлаждения самолет получил обозначение J 8 IX мощностью 840 л.с. (630 кВт). В ВВС Швеции . Поставлено в 1937–38 гг., построено 378 штук.
- Гладиатор II
- Версия оснащена одним радиально-поршневым двигателем воздушного охлаждения Bristol Mercury VIIIA. самолет получил обозначение J 8A В ВВС Швеции . Поставлено в 1938–39, построено 270 штук.
- Временный морской гладиатор
- Одноместный истребитель-биплан для Королевского флота, 38 модифицированных самолетов Gladiator II. Оснащен стопорными крюками . Серийные номера: N2265 – N2302.
- Морской гладиатор
- Одноместный истребитель-биплан для Королевского флота, построено 60 штук. Оснащен стопорными крюками и приспособлениями для хранения лодки . Серийные номера: N5500 – N5549 и N5565 – N5574.

Операторы
[ редактировать ]

- В Люфтваффе было небольшое количество солдат, в том числе несколько бывших латвийских и литовских гладиаторов. [ 107 ] [ 108 ]
- Латвийские ВВС имели 26 единиц.
- Литовские ВВС имели 14 единиц. [ 108 ]
- Советские ВВС взяли на себя бывших латвийских и литовских гладиаторов после оккупации стран Балтии.
Выживший самолет
[ редактировать ]

- Мальта
- N5520 Faith — фюзеляж Sea Gladiator на статической экспозиции в Национальном военном музее в Валлетте . [ 109 ] Это единственный выживший гладиатор из отряда истребителей . [ 110 ] Исследования планера показали, что он включает в себя части как минимум еще одного «Гладиатора». [ 111 ]
- Норвегия
- N5641 — Gladiator II на статической экспозиции в Норвежском музее авиации в Будё, Нурланд . Он принадлежал 263-й эскадрилье и был брошен у озера Лесяског во время отступления эскадрильи. [ 112 ] Самолет был куплен местным фермером, который хранил его до 1960-х годов, когда его привезли в музей для реставрации. [ 113 ]
- Швеция
- 278 - J 8 на статической экспозиции в Музее ВВС Швеции недалеко от Линчёпинга, Эстергётланд . [ 114 ]
- Великобритания
- K8042 - Гладиатор I на статической выставке в Музее Королевских ВВС Косфорд в Косфорде, Шропшир . [ 115 ] [ 116 ]
- L8032 — «Гладиатор I» готов к полетам из коллекции Шаттлворта в Олд-Уордене, Бедфордшир . [ 117 ]
- N5628 - Передняя часть фюзеляжа Gladiator II на статической экспозиции в Лондонском музее Королевских ВВС в Лондоне . Он отображается без восстановления. [ 118 ] [ 119 ]
- N5903 - Gladiator II готов к полетам в коллекции Fighter Collection в Даксфорде, Кембриджшир . [ 120 ]
- N5914 — Gladiator II на реставрации в Музее реактивного века в Глостере, Глостершир . [ 121 ] [ 122 ] [ 123 ]
- N5719 - Реставрация Gladiator II в Retro Track And Air (UK) Ltd
- N5518 - Реставрация Gladiator II в Музее авиации флота
Технические характеристики (Gloster Gladiator Mk I)
[ редактировать ]

Данные Gloster Aircraft с 1917 года, [ 124 ] Глостерский гладиатор, [ 125 ] [ 126 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 27 футов 5 дюймов (8,36 м)
- Размах крыльев: 32 фута 3 дюйма (9,83 м)
- Высота: 11 футов 9 дюймов (3,58 м)
- Площадь крыла: 323 кв. фута (30,0 м 2 )
- Профиль : РАФ 28 [ 127 ]
- Пустой вес: 3217 фунтов (1459 кг)
- Полная масса: 4594 фунтов (2084 кг)
- Силовая установка: 1 × Bristol Mercury IX 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 830 л.с. (620 кВт)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 253 миль в час (407 км/ч, 220 узлов) на высоте 14 500 футов (4420 м).
- Крейсерская скорость: 210 миль в час (340 км/ч, 180 узлов)
- Скорость сваливания: 53 миль в час (85 км/ч, 46 узлов)
- Выносливость: 2 часа
- Практический потолок: 32 800 футов (10 000 м)
- Скорость набора высоты: 2300 футов/мин (12 м/с).
- Время набора высоты: 10 000 футов (3048 м) за 4 минуты 45 секунд.
Вооружение
- Оружие:
- Первоначально : два синхронных пулемета .303 калибра Vickers в бортах фюзеляжа, два пулемета .303 калибра Lewis ; по одному под каждым нижним крылом.
- Более поздние самолеты : четыре Browning .303 Mark II , два синхронных пулемета по бокам фюзеляжа и по одному под каждым нижним крылом. пулемета
- По крайней мере, в некоторых «Морских гладиаторах» существовала возможность установки пары «Браунингов» под верхними крыльями, в результате чего общее количество достигло шести. Официальные эксплуатационные испытания не были завершены до того, как Sea Gladiators были заменены более поздними типами, но некоторые Браунинги с верхним крылом могли быть установлены в полевых условиях, в частности, на Мальте. [ 128 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Авиации флота
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Томас 2002, с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с Мейсон 1966, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1966, с. 3.
- ^ Мейсон 1966, стр. 3-4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мейсон 1966, с. 4.
- ↑ К 1934 году Hawker была материнской компанией Gloster.
- ^ Ламсден 1992, стр.10.
- ^ Джеймс 1971, с. 206.
- ^ Джеймс 1971, стр. 206–207.
- ^ Ламсден 1992, с. 12.
- ^ Джеймс 1971, с. 207.
- ^ «Глостер Гладиатор» .
- ^ Перейти обратно: а б Барбер 2008, с. 6
- ^ Матрикарди, Паоло. Военная авиация: истребители и разведчики . Милан: Мондадори Электа, 2006.
- ^ Мейсон 1964, с. 128.
- ^ Спенсер 2003, стр. 10, 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мейсон 1966, с. 5.
- ^ Мейсон 1966, стр. 5-6.
- ^ Хокан и Слонго 2012.
- ^ Томас, А. Глостер Gladiator Aces 2002, стр. 9-10 ISBN 184176289X
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мейсон 1966, с. 6.
- ^ Томас 2006, стр. 73–75.
- ^ Перейти обратно: а б Томас 2002, с. 11.
- ^ Томас 2006, с. 73.
- ^ Томас 2002, с. 13.
- ^ Томас 2002, с. 12.
- ^ Густавссон, Хокан. «Китайские асы-истребители-бипланы - 'Баффало' Вонг Сун-Шуй» Страница Håkans Aviation , 2 июля 2007 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Перттула, Пентти. «Самолет ВВС Финляндии: Глостер Гладиатор». [ мертвая ссылка ] Взлетно-посадочная полоса в глуши - самолеты ВВС Финляндии , 2007 г. Дата обращения 12 апреля 2009 г.
- ^ Стенман и де Йонг 2013, с. 52
- ^ Хенрикссон, Ларс. «J 8 - Глостер Гладиатор (1937–1947)». Архивировано 12 ноября 2007 года на сайте Wayback Machine Avrosys.nu , 2 января 2008 года. Проверено 12 апреля 2009 года.
- ^ Мейсон 1966, стр. 6-7.
- ^ Перейти обратно: а б Мейсон 1966, с. 7.
- ^ Томас 2002, стр. 14–15.
- ^ Томас 2002, с. 15.
- ^ Кроуфорд, Алекс. «Норвежские гладиаторы Глостер». webachive.org. Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ Томас 2002, с. 25.
- ^ Краглунд, Ивар . «Гладиатор, Глостер» (на норвежском языке). Норвежская военная энциклопедия 1940–45 . Осло: Каппелен, 1995, с. 136. ISBN 82-02-14138-9 .
- ^ Густавссон, Хокан. «Глостер Гладиатор в воздушной службе норвежской армии (Hærens Flygeväpen)». Страница Håkan's Aviation , 25 мая 2004 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Мейсон 1966, стр. 7-8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мейсон 1966, с. 8.
- ↑ История Королевских ВВС: История 263-й эскадрильи». Архивировано 18 апреля 2009 года в Wayback Machine Royal Air Force, 22 января 2009 года. Проверено 12 апреля 2009 года.
- ^ Роулингс 1969. [ нужна страница ]
- ^ «Новозеландцы с Королевскими ВВС (Том I), Глава 3 – Встреча с атакой Германии». Новозеландский центр электронных текстов, Университет Виктории, 2008 г. Дата обращения 12 апреля 2009 г.
- ^ Кроуфорд 2002, стр. 70–74.
- ^ Спенсер 2003, стр. 31–32.
- ^ Томас 2002, стр. 18, 94.
- ^ Уил 2012, с. 49.
- ^ Римелл 1990, с. 27.
- ^ Лайман 2006, с. 27.
- ^ Кетли 1999, с. 32
- ^ Министерство информации 1944, с. 8.
- ^ Кроуфорд 2002, стр. 120–121.
- ^ Хейлс, Джон. «Гладиатор». aeroflight.co , 17 апреля 2004 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ «Судьба Глостерского гладиатора «Фейт»». Архивировано 1 августа 2015 года в Wayback Machine Мальтийском музее авиации , 2009. Проверено 12 апреля 2009 года. Архивировано 1 августа 2015 года.
- ^ Сандерсон, Майкл. «Вера, Надежда и Милосердие». Архивировано 11 сентября 2007 года на сайте Wayback Machine killifish.f9.co . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Кроуфорд, Алекс. «Gloster Gladiators и Fiat CR.42 над Мальтой, 1940–42». geocities.com. Дата обращения: 23 октября 2010 г.
- ^ Густавссон, Хокан. «Капитан группы Джордж Бёрджес, ОБЕ, номер Королевских ВВС 33225». Страница авиации Хокана , 30 марта 2009 г. Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Густавссон, Хокан. «Лейтенант Уильям Джозеф «Тимбер» Вудс, DFC, номер RAF 39605». Страница авиации Håkans , 29 апреля 2010 г. Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Маркон 1997, стр. 11–15.
- ^ Кроуфорд 2002, стр. 59–66.
- ^ ВЫЗОВ 2002 с. 32
- ^ или 31 июля, по словам историка Хокана Густавссона.
- ^ Шорс и др. 1987, с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б «Подводные поиски Глостер Гладиатора «Благотворительность».» Архивировано 9 мая 2012 года в Мальтийском музее авиации Wayback Machine . Новости и события , 20 мая 2009 года. Проверено 10 декабря 2009 года. Архивировано 9 мая 2012 года.
- ^ Уильямс и Гастин 2003, с. 106.
- ^ Джексон 1989, с. 94.
- ^ Густавссон, Хокан. «Асы-бипланы: Италия, золотая медаль капитана Франко Луккини за военную доблесть». Страница авиации Håkans , 30 марта 2009 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Массимелло, Джузеппе Пеше с Джованни. Адриано Висконти «Военный ас» . Парма: Edizioni Albertelli Speciali srl, 1997.
- ^ Томас 2002. [ нужна страница ]
- ^ Хокан и Слонго 2010, с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с Густавссон, Хокан. «Лейтенант Мармадьюк Томас Сент-Джон Пэттл, DFC (39029), 80-я эскадрилья». surfcity.kund.dalnet.se . Проверено 26 августа 2010 г.
- ^ Густавссон и Слонго, с. 70
- ^ Густавссон и Слонго, с. 78
- ^ Густавссон, Хокан. «Асы-бипланы, Италия, капитан Марио Визинтини». Страница авиации Хокана: Асы-истребители-бипланы времен Второй мировой войны , 20 февраля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейсон 1966, с. 9.
- ^ Скарлатто 2005
- ^ Эмилиани и др. 1979, с. 63.
- ^ Патри, Сальваторе. Последний перепелятник Итальянской империи. АОИ 1940–1941 гг . Рим: издательство IBN, 2006.
- ^ Густавссон, Хокан. «Асы-бипланы-истребители Второй мировой войны». Страница авиации Håkans , 21 марта 2009 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б де Марки 1994 г.
- ^ Густавссон, Хокан. «Асы-истребители-бипланы: командир эскадрильи Уильям Джозеф «Билл» Хики DFC, номер RAF 32035». Страница Håkans Aviation , 23 октября 2006 г. Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Томас 2002, стр. 61–69.
- ^ Лайман 2006, с. 25.
- ^ Лайман 2006, с. 26.
- ^ Лайман 2006, с. 44.
- ^ Лайман 2006, с. 84.
- ^ Лайман 2006, стр. 16, 22.
- ^ Лайман 2006, с. 40.
- ^ Лайман 2006, с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Лайман 2006, с. 68.
- ^ Томас 2002, с. 80.
- ^ Лайман 2006, с. 64.
- ^ Томас 2002, с. 81.
- ^ Мейсон 1966, стр. 9-10.
- ^ Мейсон 1966, с. 12.
- ^ Кетли 1999, стр. 31–32, 36.
- ^ Калл 2004, с. 12
- ^ Кеннеди 2008, с. 180.
- ^ Кроуфорд, Алекс. «Гладиаторы ирландского воздушного корпуса». geocities.com . Проверено 12 апреля 2009 г.
- ^ Фодор 1982, с. 134.
- ^ Густавссон, Хокан. «Использование Люфтваффе Gloster Gladiator во время Второй мировой войны». Страница Håkans Aviation . Проверено 22 мая 2012 г.
- ^ Густавссон, Хокан. «Глостер Гладиатор в службе метеорологического полета». Страница авиации Хокана . Проверено 11 апреля 2009 г.
- ^ Мейсон 1966, с. 11.
- ^ Томас 2002, с. 82.
- ^ Томас 2002, с. 83.
- ^ Томас 2002, стр. 12-14.
- ^ Кетли и Рольф 1996, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Гладиатор . Глостер Стальные крылья (на литовском языке). Литовский самолет No. 4 1989 года 1989 год . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ «Форт Сен-Эльмо – Национальный военный музей» . Наследие Мальты . Архивировано из оригинала 23 июля 2019 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «ОПЕРАЦИИ КОРОЛЕВСКИХ ВВС НА МАЛЬТЕ, ГИБРАЛТАРЕ И СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ, 1940-1945» . Имперские военные музеи . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Кроуфорд 2002, стр. 122–123.
- ^ «Глостер Гладиатор II» . Норский Люфтфартсмузей . Архивировано из оригинала 25 ноября 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Хант, Лесли (7 декабря 1967 г.). «Восстановление норвежских гладиаторов» . Рейс Интернешнл . Публикации транспорта Илиффа . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Дж 8» . Флюгвапенмузей . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Глостер Гладиатор 1» . Музей Королевских ВВС . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2017). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [K8042]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «ГЛОСТЕР ГЛАДИАТОР» . Шаттлворт . Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Передняя часть фюзеляжа Gloster Gladiator Mk II (только уцелевшие остатки)» . Музей Королевских ВВС . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2015). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [N5628]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Глостер Гладиатор Г-ГЛАД» . Коллекция Истребитель . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Глостер Гладиатор N5914» . Музей реактивной эпохи . 13 июля 2018 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Гладиатор» . Исторический журнал . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ «Досье на планер — Gloster Gladiator II, серийный номер N5914 RAF, серийный номер неизвестен» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 24 ноября 2018 г.
- ^ Джеймс 1971, с. 226.
- ^ Мейсон 1966, с. 16.
- ^ Тетфорд 1957, с. 227.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Мейсон 1964, стр. 82, 117.
Библиография
[ редактировать ]- Министерство информации. Воздушная битва за Мальту, Официальный отчет британских ВВС на Мальте, июнь 1940 г. - ноябрь 1942 г. Лондон: Канцелярия Его Величества, 1944 год.
- Барбер, Марк. Авиация британского флота во Второй мировой войне . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2008. ISBN 978-1-84603-283-7 .
- Белцарц, Бартломей и Роберт Пенчковски. Gloster Gladiator, Monografie Lotnicze 24 (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1996. ISBN 83-86208-34-1 .
- Бирман, Джон и Колин Смит. Битва при Аламейне: поворотный момент Второй мировой войны . Нью-Йорк: Викинг, 2002. ISBN 0-670-03040-6 .
- Кони, Кристоф (сентябрь 1998 г.). «Египетские Глостерские Гладиаторы» [Египетские Глостерские Гладиаторы]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (66): 39–40. ISSN 1243-8650 .
- Кони, Кристоф (декабрь 1998 г.). «Глостер Гладиатор в Латвии, СССР и Германии». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (69): 21–23. ISSN 1243-8650 .
- Кроуфорд, Алекс. Глостер Гладиатор . Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2002. ISBN 83-916327-0-9 .
- Калл, Брайан и Пол Сортехауг. Ураганы над Сингапуром – истребители RAF, RNZAF и NEI в бою против японцев над островом и Нидерландской Ост-Индией, 1942 год . Лондон: Груб-стрит, 2004. ISBN 1-904010-80-6 .
- Эмилиани, Анджело, Джузеппе Ф. Герго и Ахилле Винья. Regia Aeronautica: Африканские фронты (на итальянском языке). Парма: издатель Ermanno Albertelli, 1979.
- Фодор, Денис Дж. Нейтралы (сериал Time-Life о Второй мировой войне). Де-Мойн, Айова: Книги Time-Life, 1982. ISBN 0-8094-3431-8 .
- Гулдинг, Джеймс и Роберт Джонс. «Гладиатор, Рукавица, Ярость, Демон». Камуфляж и маркировка: истребительное командование ВВС Северной Европы, 1936–1945 гг . Лондон: Ducimus Books, 1971.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны: истребители RAF, Часть 1 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1978. ISBN 0-354-01090-5 .
- Густавссон, Хокан и Людовико Слонго. Прелюдия в пустыне: ранние столкновения, июнь – ноябрь 1940 г. Хэмпшир, Великобритания: MMP/Stratus White Star № 9107, 2010 г. ISBN 978-83-89450-52-4 .
- Густавссон, Хокан и Людовико Слонго. Гладиатор против CR.42 Falco 1940-41 гг . Midland House, West Way, Ботли, Оксфорд / Нью-Йорк, Osprey Publishing, 2012. ISBN 978-1-84908-708-7 .
- Харрисон, Вашингтон Гладиатор Глостера в действии . Кэрроллтон, Техас: Сигнал эскадрильи, 2003 г. ISBN 0-89747-450-3 .
- Джексон, Роберт. Забытые асы: история невоспетых героев Второй мировой войны . Лондон: Книги Сферы, 1989. ISBN 978-0-7474-0310-4 .
- Джеймс, Дерек Н. Глостер Самолеты с 1917 года . Лондон: Патнэм, 1971. ISBN 0-370-00084-6 .
- Кеннеди, Майкл. На страже нейтральной Ирландии . Дублин: Four Courts Press, 2008. ISBN 978-1-84682-097-7 .
- Кескинен, Калеви и Кари Стенман. Hurricane & Gladiator (История ВВС Финляндии 25) (двуязычный финский/английский). Эспоо, Финляндия: Кари Стенман, 2005. ISBN 952-99432-0-2 .
- Кетли, Барри и Марк Рольф. Птенцы Люфтваффе 1935–1945: Учебные подразделения Люфтваффе и их самолеты. Олдершот, Великобритания: Hikoki Publications, 1996. ISBN 978-0-951989-920 .
- Кетли, Барри. Французские асы Второй мировой войны. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1999. ISBN 978-1-85532-898-3 .
- Леньеле, Жиль (ноябрь 1998 г.). «Письма читателей». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (80): 3. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (март 1999 г.). «Норвежские гладиаторы Глостер». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (72): 25–28. ISSN 1243-8650 .
- Леде, Мишель (апрель 1999 г.). «Португальские Глостерские Гладиаторы» [Португальские Глостерские Гладиаторы]. Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (73): 38–41. ISSN 1243-8650 .
- Лопес, Марио Канонига (август – ноябрь 1990 г.). «Борцы Креста Христова». Энтузиаст авиации (13): 13–25. ISSN 0143-5450 .
- Ламсден, Алек. «На серебряных крыльях. Часть 19». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 20, № 4, выпуск 228, апрель 1992 г., стр. 8–14. ISSN 0143-7240 .
- Лайман, Роберт. Ирак, 1941 год: битвы за Басру, Хаббнию, Фаллуджу и Багдад . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-991-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британские истребители Второй мировой войны, Том первый . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hilton Lacy Publishers Ltd., 1969. ISBN 0-85064-012-1 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Глостерский гладиатор . Лондон: Макдональд, 1964.
- Мейсон, Фрэнсис К. Глостерский гладиатор . Лезерхед, Великобритания: Профильные публикации, 1966.
- Матрикарди, Паоло. Военные самолеты: истребители и разведчики (на итальянском языке). Милан: Мондадори Электа, 2006.
- Нойлен, Ганс Вернер. В небе Европы . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press, 2000. ISBN 1-86126-799-1 .
- Патри, Сальваторе. Последний перепелятник Итальянской империи: AOI 1940–1941 (на итальянском языке). Рим: издательство IBN, 2006 г.
- Пакко, Джон. "Gloster Gladiator Mk I" Бельгийская армия: Het Militair Vliegwezen/l'Aeronautique Militare 1930–1940 (двуязычный французский/голландский). Артселаар, Бельгия: JP Publications, 2003, стр. 56–59. ISBN 90-801136-6-2 .
- Пулман, Кеннет. Вера, надежда и милосердие: три биплана против ВВС . Лондон: William Kimber and Co. Ltd., 1954. (Первое карманное издание 1958 года.)
- Роулингс, Джон Д.Р. Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's, 1969. (Второе издание, 1976 г.). ISBN 0-354-01028-X .
- Римелл, Рэй. Битва за Британию Самолеты . Хемел Хемпстед, Хартфордшир, Великобритания: Argus Books, 1990. ISBN 1-85486-014-3 .
- Грубо, Нико. Fiat CR.42 (на итальянском языке). Парма: Дельта Эдитрис, 2005.
- Шорс, Кристофер и Брайан Калл с Николой Малицией. Мальта: годы ураганов . Лондон: Груб-стрит, 1987. ISBN 0-948817-06-2
- Спенсер, Том. Глостер Гладиатор (серия Warpaint №37). Лутон, Великобритания: Warpaint Books, 2003. OCLC 78987788 .
- Стенман, Кари (июль – август 2001 г.). «От Великобритании до Финляндии: припасы для Зимней войны». Любитель воздуха . № 94. С. 56–59. ISSN 0143-5450 .
- Стенман, Кари и де Йонг, Питер. Fokker D.XXI Асы Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2013. ISBN 978-1-78096-062-3 .
- Стулас, Саулиус (январь 1998 г.). «Истребитель-биплан Глостер Гладиатор, или Конец эпохи (Литовские гладиаторы)». Самолеты: Вся воздухоплавание и ее история (на французском языке) (58): 41–43. ISSN 1243-8650 .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС 1918–57 . Лондон: Патнэм, 1957.
- Тетфорд, Оуэн. «На серебряных крыльях. Часть 20». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 20 № 5. Выпуск 229, май 1992 г., стр. 8–15. ISSN 0143-7240 .
- Томас, Эндрю. Глостер Гладиатор Эйс . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-289-X .
- Томас, Эндрю. «Восточные гладиаторы: боевой дебют биплана Глостер». Air Enthusiast № 121, январь/февраль 2006 г., стр. 73–75.
- Уил, Джон. Он 111 Kampfgeschwader на западе . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2012. ISBN 978-1-84908-670-7 .
- Уильямс, Энтони Г. и доктор Эммануэль Гастин. Летающие пушки: Вторая мировая война . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press, 2003. ISBN 978-1-84037-227-4 .
- Збигневский, Андре Р. 112-я эскадрилья «Акулья эскадрилья», 1939–1941 (двуязычный польско-английский текст). Люблин, Польша: Oficyna Wydawnicza Kagero, 2003. ISBN 83-89088-55-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Музей РАФ
- BoB net
- Ресурсная группа Warbirds
- Архив авиации флота
- полет
- Мальтийский музей авиации
- Вера, Надежда и Милосердие
- Камуфляж и маркировка гладиатора. Архивировано 14 января 2015 г. в Wayback Machine.
- Страница авиации Хокана Асы-истребители-бипланы
- Страница авиации Хокана Biplane Fighter Aces
- Страница авиации Хокана Biplane Fighter Aces