Цезарь Халл
Цезарь Халл | |
---|---|
Имя при рождении | Цезарь Барранд Халл |
Рожденный | Рядом с Шангани , Южная Родезия. | 26 февраля 1914 г.
Умер | 7 сентября 1940 г. Перли, Суррей , Англия | (26 лет)
Похороненный | |
Верность | Великобритания |
Услуга/ | Королевские ВВС |
Лет службы | 1935–1940 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | 37285 [ 1 ] |
Единица | № 263-я эскадрилья |
Команды | 43-я эскадрилья (сентябрь 1940 г.) |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Заслуженный летный крест |
Другая работа | Член сборной ЮАР по боксу на Имперских играх 1934 года. |
Цезарь Барранд Халл , DFC (26 февраля 1914 - 7 сентября 1940) был Королевских ВВС (RAF) летным асом во время Второй мировой войны, особенно известным своим участием в боях за Нарвик во время Норвежской кампании в 1940 году, а также тем, что он был один из « Немногих » — пилотов союзников в битве за Британию , в которой он был сбит и убит. Ранние годы Халла из фермерской семьи прошли в Южной Родезии , Южной Африке и Свазиленде . Он боксировал за Южную Африку на Имперских играх 1934 года . отказали ему После того, как ВВС ЮАР , потому что он не говорил на африкаанс , он присоединился к Королевским ВВС и, став офицером-пилотом в августе 1936 года, был призван в 43-ю эскадрилью Королевских ВВС в Тангмере в Сассексе .
Искусный пилот, Халл посвятил большую часть своей довоенной службы высшему пилотажу , управляя самолетами Hawker Audaxes , Furies и Hurricanes . Он с энтузиазмом отреагировал на начало войны и в конце января 1940 года одержал первую победу в конфликте 43-й эскадрильи. В мае 1940 года его переназначили в Норвегию, чтобы командовать звеном бипланов Gloster Gladiator, принадлежавших 263-й эскадрилье , и он сбил четыре немецких самолета. самолет за час над районом Будё к юго-западу от Нарвика 26 мая, за этот подвиг он был награжден крестом за выдающиеся летные заслуги . На следующий день он был сбит и отправлен инвалидом обратно в Англию. Халл вернулся в строй в конце августа, когда его назначили командиром 43-й эскадрильи в звании командира эскадрильи . Неделю спустя он погиб в воздушном бою над южным Лондоном.
Одержав восемь подтвержденных воздушных побед во время войны, в том числе пять над Норвегией, Халл стал первым асом британских ВВС «Гладиатор» и самым успешным пилотом Королевских ВВС в Норвежской кампании. Он был похоронен среди коллег-летчиков-истребителей в Тангмере, а памятник его памяти был установлен недалеко от места его рождения в Южной Родезии. Так сохранялось до 2004 года, когда мемориальная доска была перевезена в Англию и передана в дар Музею военной авиации Тангмера . Другие памятники Халлу были построены в Будё в 1977 году и в Перли , где разбился его самолёт, в 2013 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Цезарь Барранд Халл родился 26 февраля 1914 года на ферме Личдейл, поместье недалеко от Шангани в Южной Родезии . Его детские годы были разделены между Родезией и Южной Африкой , а в раннем подростковом возрасте семья переехала в Свазиленд . Он получил домашнее образование до 1926 года, когда начал учиться в колледже Св. Иоанна в Йоханнесбурге . Чемпион по боксу, он представлял Южную Африку в легком весе на Эмпайрских играх 1934 года в Лондоне. [ 2 ] [ 3 ]
Халл попытался вступить в ВВС ЮАР в 1935 году, но ему отказали, поскольку он не говорил на африкаанс . [ 2 ] Вместо этого он присоединился к Королевским военно-воздушным силам (RAF), записавшись в Англию в сентябре 1935 года. [ 1 ] Завершив курс пилота 3 августа 1936 года в звании пилота-офицера , пять дней спустя он присоединился 43-й эскадрилье к Королевских ВВС Тангмер в Сассексе . [ 4 ]
Большая часть ранней карьеры Халла в ВВС была посвящена высшему пилотажу . Он и Питер «Проссер» Хэнкс усовершенствовали программу, в которой они менялись местами в двухместном самолете Hawker Audax в воздухе. Вместе с Питером Таунсендом (который присоединился к эскадрилье одновременно с Халлом) и сержантом Фрэнком Реджинальдом Кэри они сформировали пилотажную группу, выполнявшую такие трюки, как петли, бочки и повороты сваливания . Пилотируя Hawker Fury , Халл выполнил индивидуальный пилотаж на авиашоу в Хендоне в 1937 году в честь коронации короля Георга VI . [ 2 ] [ 4 ]
Халл получил звание летного офицера . 16 апреля 1938 года [ 5 ] Когда надвигалась война, в конце 1938 года эскадрилья начала готовиться к бою, а в декабре того же года была перевооружена на самолеты Hawker Hurricane Mk Is. [ 6 ] Халл отреагировал на начало Второй мировой войны в сентябре 1939 года с большим волнением; По словам Гектора Болито , офицера разведки 43-й эскадрильи, родезийец прыгал с ноги на ногу в офицерской столовой, повторяя слова «волшебник, волшебник». [ 7 ]
Воздушная война в Европе
[ редактировать ]Ранняя война
[ редактировать ]В ноябре 1939 года 43-я эскадрилья перебралась в Королевские ВВС Эклингтон , недалеко от Ньюкасл-апон-Тайн , на самолетах Hawker Hurricane Mk Is. [ 8 ] [ 9 ] В суровых погодных условиях Халл одержал первую победу эскадрильи в войне 30 января 1940 года, сбив 111 бомбардировщик Люфтваффе Heinkel He недалеко от острова Коке . [ 10 ] 26 февраля эскадрилья была переведена в RAF Wick на севере Шотландии для защиты флота метрополии в Скапа-Флоу . [ 11 ] Халл, Кэри и трое других вместе сбили еще один He 111 28 марта 1940 года. [ 12 ] 10 апреля 1940 года Халл принял участие в уничтожении разведывательного He 111. Самолет был отправлен перед крупным рейдом He 111 из Kampfgeschwader 26 и Kampfgruppe 100 с целью прикрытия немецкого вторжения в Норвегию . [ 13 ]
43-я эскадрилья вернулась на свою базу в Тангмере, некоторые из ее ведущих пилотов были переведены в другие подразделения: среди них был Таунсенд, который был назначен 85-й эскадрильи Королевских ВВС командиром Когда в мае 1940 года , и Халл, который был отправлен в -ю эскадрилью для командования звеном бипланов Gloster Gladiator 263 во время второго участия подразделения в Норвежской кампании . [ 14 ]
Норвегия
[ редактировать ]263-я эскадрилья была развернута в районе Нарвика , стратегически важного портового города на севере Норвегии, который тогда находился под контролем Германии, но с которым яростно оспаривались норвежцы и союзники. Пересекая Норвежское море на борту авианосца HMS Furious , пилоты вылетели 21 мая, находясь в море, группами по три человека во главе с « Фейри-меч-рыбой» , ВВС флота и столкнулись с густым туманом вокруг острова Сенья ; «Рыба-меч» и два «Гладиатора» из одной из групп врезались в гору. Халл провёл первые четыре самолёта и благополучно приземлился на аэродроме Бардуфосс , примерно в 80 километрах (50 миль) к северо-востоку от Нарвика, в 04:20. Еще 12 гладиаторов последовали через четыре часа. Четырнадцать «Гладиаторов» находились в боевой готовности и 22 мая начали патрулирование из Бардуфосса, совершив в первый день 30 боевых вылетов. Халл и два других пилота вместе сбили He 111 над Салангеном 24 мая 1940 года, в результате чего погибли двое из пяти немецких экипажей; остальные трое были захвачены норвежскими войсками после вынужденной посадки в Фьордботнейдет . [ 15 ] [ 16 ] В целом за две недели операций в северной Норвегии 263-я эскадрилья зафиксировала 26 подтвержденных побед и девять вероятных побед в 70 воздушных боях . [ 17 ]
Халл и два других пилота, южноафриканский пилот-офицер Джек Фальксон и лейтенант ВМФ Тони Лидеккер, 26 мая 1940 года вызвались отправиться на импровизированную взлетно-посадочную полосу в Будё , порту примерно в 100 километрах (62 мили) к юго-западу от Нарвика, для прикрытия. Войска союзников, отступавшие на север для эвакуации в рамках операции «Алфавит» . Прибыв на аэродром и обнаружив, что аэродром очень грязный, пилотам было очень трудно переместить свой самолет на более сухую местность для дозаправки из жестяных канистр емкостью четыре галлона (18 л). Во время полета над головой был замечен He 111, что побудило трех пилотов подняться в воздух, лишь частично дозаправившись. Самолет Фальксона разбился из-за того, что на его колеса налипла грязь, и хотя Лидеккер успешно взлетел, у него было так мало топлива, что Халл почти сразу же приказал ему приземлиться, чтобы долить еще. [ 17 ] [ 18 ]
Родезийцы преследовали He 111 над главной долиной муниципалитета Салтдал и тремя атаками с кормы подожгли бомбардировщик, в результате чего он разбился. Затем Халл сбил транспортный самолет Junkers Ju 52 и, безуспешно преследуя еще один He 111, уничтожил еще два Ju 52. Транспорты шли на помощь находящимся в тяжелом положении немецким войскам, сражавшимся под Нарвиком; один был загружен припасами, а два других перевозили парашютистов Fallschirmjäger . Один из последних самолетов успешно приземлился на территории, удерживаемой немцами, прежде чем сгорел, позволив экипажу и находящимся на борту десантникам безопасно покинуть самолет, но второй вышел из-под контроля и разбился, в результате чего погибли восемь немецких десантников. Затем Халл атаковал еще один He 111, который вскоре отступил, испуская дым. Израсходовав все свои боеприпасы, Халл вернулся в Будё. Примерно за час на технически устаревшем самолете и без посторонней помощи он уничтожил четыре немецких самолета и повредил пятый. [ 2 ] [ 18 ]
Халл, Фальксон и Лидеккер провели ночь с 26 на 27 мая 1940 года, патрулируя территорию вокруг Рогнана , примерно в 20 километрах (12 милях) вглубь страны от Будё. [ н 1 ] Отогнав немецкие бомбардировщики от британских и норвежских войск, сражавшихся у Потуса к югу от Рогнана, «Гладиаторы» обстреляли немецкие сухопутные войска. Около 08:00 27 мая Будё был атакован 11 Ju 87 "Stuka" пикирующими бомбардировщиками из I./ Sturzkampfgeschwader 1 (StG 1 - крыло пикирующих бомбардировщиков 1) и тремя истребителями Messerschmitt Bf 110, приданными I./ Zerstörergeschwader 76 (ZG). 76 – Крыло Разрушителей 76). [ 20 ] Лидеккер забрал один из «Штук», но в конечном итоге был вынужден хромать на север, к Бардуфоссу, чтобы приземлиться, его «Гладиатор» был сильно поврежден. [ 19 ] [ 21 ] Первоначально оказавшись на земле в результате немецкой атаки, Халл поднял свой истребитель в воздух во время паузы в налете. После боя с немецким самолетом и сбития « Штуки» фельдфебеля Курта Зубе, упавшей в море, Халл был опередлен одним из Bf 110, пилотируемым оберлейтенантом Гельмутом Лентом , и был вынужден разбиться возле аэродрома Будё. [ 21 ] [ 22 ] Ранен в голову и колено, [ 23 ] Первоначально он лечился в больнице Будё, а затем был эвакуирован обратно в Великобританию для дальнейшего лечения на летающей лодке «Сандерленд» через Харстад . [ 24 ] Убийства Халла во время Норвежской кампании сделали его первым асом Gloster Gladiator Королевских ВВС , а также самым успешным пилотом-истребителем Королевских ВВС в этой кампании. [ 25 ] 17 июня, выздоравливая, он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками за свои действия в Норвегии. [ 26 ]
Битва за Британию
[ редактировать ]Халл был признан годным к возвращению в строй после двухмесячного отдыха и восстановления сил в Гилфорде . [ 23 ] а 31 августа 1940 года он был назначен командиром своего бывшего подразделения, 43-й эскадрильи, заменив командира эскадрильи Джона «Табби» Бэджера, который был сбит и тяжело ранен накануне. Подразделение все еще базировалось в Тангмере, летало на «Харрикейнах» и к тому времени участвовало в битве за Британию , участников которой позже назовут « Немногие ». Одновременно назначенный командиром эскадрильи , Халл выразил недоверие по поводу его внезапного возвышения и, «как бы подчеркивая свое удивление», как пишет Энди Сондерс, добавил к своему первому описанию себя на бумаге как «командир 43-й эскадрильи» четырьмя восклицательными знаками. [ 27 ]
В первом бою командования Халла 2 сентября были сбиты три «Харрикейна» эскадрильи в обмен на два Мессершмитта Bf 109 . [ н 2 ] 4 сентября Халл возглавил группу «Харрикейнов» в решающей воздушной победе над прибрежным Сассексом против большой группы Bf 110 из ZG 2 и 76. Лейтенант полета Томас Далтон-Морган уничтожил Bf 110 к северу от Уортинга и преследовал другой, пока он не разбился. недалеко от Шорхэм-бай-Си , в то время как сержант Джеффрис сбил еще один Bf 110 в поле. Пилот-офицер А.Е.А. ван ден Хове д'Эртсенрейк из Бельгии преследовал четвертый самолет, который вернулся в море, и отправил его в Ла-Манш , но сам получил удар и был вынужден совершить вынужденную посадку на авиабазе RAF Ford. Халл и пилот-офицер Гамильтон Аптон вместе серьезно повредили еще два Bf 110. [ 29 ]
Около 16:00 7 сентября 1940 года девять «Харрикейнов» из 43-й эскадрильи поднялись в воздух, чтобы перехватить большую группу немецких самолетов над Кентом , направлявшихся в Лондон. Халл повел шесть самолетов навстречу немецким бомбардировщикам, а лейтенант Джон «Килли» Килмартин из Ирландии возглавил секцию из трех человек, которым было поручено противостоять истребительному эскорту. [ 30 ] Халл поднял свой самолет над бомбардировщиками, затем спикировал к ним, приказав своим пилотам «разбить их». [ 2 ] Последовал очень быстрый бой, в котором Халл был убит, ныряя на помощь лейтенанту дику Рейнеллу, австралийскому пилоту, подвергшемуся сильной атаке. В последний раз Халла видели стреляющим по Dornier Do 17 . [ 30 ] и был сбит Bf 109. [ н 3 ] Рейнелл тоже был убит. [ 30 ] Тело родезийского аса было обнаружено практически обгоревшим внутри корпуса его «Харрикейна», который разбился на территории средней школы для мальчиков Перли в Перли , графство Суррей . [ 32 ] Ему было 26 лет. [ 30 ]
Потеря Халла и Рейнелла, двух самых популярных пилотов эскадрильи, глубоко повлияла на моральный дух. Килмартин, вернувшись в Тангмер вечером 7 сентября, просто пробормотал: «Боже мой, Боже мой». [ 30 ] Далтон-Морган принял командование эскадрильей. [ 30 ] Останки Халла были обнаружены и возвращены в Тангмер, где он был похоронен среди других летчиков-истребителей в церкви Святого Андрея . [ 2 ] Его последний подтвержденный рекорд за войну: четыре немецких самолета уничтожены, два повреждены и четыре уничтожены совместно (засчитывается по половине победы каждый); Также отмечено, что один неподтвержденный уничтожен, два вероятно уничтожены и один общий вероятный. [ 33 ]
Мемориалы
[ редактировать ]После смерти Халла жители Шангани организовали строительство мемориала в его честь - гранитного постамента, к которому была прикреплена латунная мемориальная доска в память о службе и храбрости пилота. Этот памятник был завершен до конца войны и установлен вдоль главной дороги между Булавайо и Гвело , недалеко от моста через реку Шангани . [ 2 ] Мемориал действиям Халла, Джека Фальксона и Лидеккера в Будё был построен в аэропорту города три десятилетия спустя и открыт 17 июня 1977 года в присутствии министра обороны Норвегии Рольфа Артура Хансена . [ 2 ]
После преобразования Родезии в Зимбабве в 1980 году правительство Роберта Мугабе отреклось от многих старых памятников, посвященных павшим в мировых войнах, включая мемориал Халла в Шангани. В 2003 году семья Халл решила снять мемориальную доску и подарить ее Музею военной авиации Тангмера , и музей приветствовал эту идею. Мемориальная доска была снята, бесплатно доставлена в Англию авиакомпанией MK Airlines — грузовым перевозчиком, принадлежащим бывшему пилоту ВВС Родезии Майку Крюгеру — и торжественно доставлена куратору музея Тангмера 17 апреля 2004 года сестрой Халла, Венди Брайан. [ 2 ]
Новый памятник Халлу был установлен в колледже шестого класса Колсдона , который сегодня занимает территорию средней школы Перли, в 2013 году. Изображая переплетающиеся самолет и голубя, он был официально открыт 11 ноября того же года, в День памяти , в присутствии Брайана. [ 34 ]
Характер и репутация
[ редактировать ]Он был лучшим парнем, которого я когда-либо встречал: чрезвычайно умелый пилот и живой характер.
— Товарищ, 263-й эскадрильи Том Роуленд. командир [ 35 ]
Товарищи запомнили Халла как исключительного пилота, приветливого и веселого человека. Джимми Бидл в своей истории 43-й эскадрильи 1966 года назвал Халла одним из величайших персонажей ее всех времен, назвав его основным фактором «высокого уровня полетов и ... выдающегося духа эскадрильи». [ 4 ] Джон Симпсон, который присоединился к отряду в качестве пилота-офицера через два месяца после Халла, вспоминал, что во время полетов с Цезарем он обнаружил «уверенность, которой в противном случае совершенно не хватало». [ 4 ] «Я никогда не видел никого, кто мог бы с такой уверенностью бросать истребитель, как старый Цезарь», — сказал другой пилот, которого цитирует Бидл. «Никто не давал мне такой уверенности, никто не давал мне столько радости и веселья. Следуя за Цезарем, вы обнаруживали, что получаете от своей машины больше, чем вы когда-либо могли себе представить, делая вещи, которые, если бы вы сделали самостоятельно, сделали бы у тебя волосы встают дыбом». [ 4 ]
«О Цезаре уже написаны все превосходные степени», — писал Бидл. «Цезарь Барранд Халл, с вьющимися волосами и хриплым голосом, смеющийся воин, чье представление о жаворонке заключалось в том, чтобы пересаживаться в воздухе... который боялся червей или слизней, который заглядывал под кровать «на всякий случай». есть какие-то фейки», затем встаньте на колени рядом с ним и помолитесь». [ 4 ] Болито придерживался аналогичной линии в своей книге « Боевой отчет» 1943 года , свидетельствуя о «кипучей, неугасимой веселости» Халла. По словам Болито, Халл «обладал волшебной силой создавать счастье в других, заставлять их умалять свои заботы, вселять в них уверенность не только в себе, но и в себе. Наполнять их своей безудержной любовью к жизни. Где Цезарь был, смех был». [ 36 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ↑ У них было два «Гладиатора», поскольку Фолксон не мог летать после предыдущей аварии. [ 19 ]
- ↑ Пилот-офицер Тони Вудс-Скавен слишком низко спрыгнул с парашютом из своего пылающего урагана и погиб. Два других пилота Королевских ВВС, новозеландский летный офицер Малкольм «Крекерс» Карсвелл и бельгийский пилот-офицер Д. А. Р. Г. ле Рой дю Вивье, выжили. [ 28 ]
- ↑ Невозможно узнать, из какого немецкого подразделения прибыл рассматриваемый Bf 109, поскольку семь Jagdgeschwader (истребительных авиаполков). в рейде действовало [ 31 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Соль 2001 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Масгрейв 2004 .
- ^ «2. Игры Британской Империи – Лондон, Англия – 4–11 августа 1934 г.» (PDF) . любительский бокс.strefa.pl . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бидл 2011 , с. 61.
- ^ «№34509» . Лондонская газета . 10 мая 1938 г., стр. 3025–3025.
- ^ Бидл 2011 , стр. 64–66.
- ^ Бидл 2011 , с. 67.
- ^ Сондерс 2003 , с. 12.
- ^ Бидл 2011 , стр. 69–70.
- ^ Сондерс 2003 , с. 17.
- ^ Бидл 2011 , с. 73.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 187.
- ^ Холмс 1998 , стр. 22–24.
- ^ Бидл 2011 , с. 74.
- ^ Хаарр 2010 , стр. 197–262.
- ^ Хафстен и др. 2005 , стр. 108–112.
- ^ Jump up to: а б Хаарр 2010 , стр. 261.
- ^ Jump up to: а б Хафстен и др. 2005 , стр. 112–113.
- ^ Jump up to: а б Хаарр 2010 , стр. 290–292.
- ^ Шорс, Форман и Эренгардт 1992 , стр. 332.
- ^ Jump up to: а б Уил 1997 , с. 38.
- ^ Госс 2011 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Бэрримейн 1958 , с. 38.
- ^ Хаарр 2010 , с. 292.
- ^ Томас 2002 , стр. 29, 32.
- ^ «№34878» . Лондонская газета . 21 июня 1940 г., стр. 3783–3784.
- ^ Сондерс 2003 , стр. 42–43.
- ^ Сондерс 2003 , стр. 43–45.
- ^ Сондерс 2003 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сондерс 2003 , стр. 46–47.
- ^ Мейсон 1969 , стр. 359, 361, 365.
- ^ Де ла Бедуайер 2000 , стр. 13–14.
- ^ Сондерс 2003 , с. 122.
- ^ Бэйнс 2013 .
- ^ Томас 2002 , стр. 26, 29.
- ^ Бидл 2011 , с. 61, цитируя Болито 1943 .
Газетные и журнальные статьи
- Бэйнс, Крис (12 ноября 2013 г.). «Пилот-истребитель, сбитый над школой Колсдон, отмечен мемориалом» . Ваш местный опекун . Вейбридж, Суррей: Newsquest . Проверено 16 января 2014 г.
- Масгрейв, Билл (2004). «Командир эскадрильи Цезарь Б. Халл, DFC» (PDF) . Вспоминая битву за Британию . Фэрлайт, Восточный Суссекс: Историческое общество битвы за Британию . Проверено 16 января 2014 г.
Библиография
- Бэрримейн, Норман (1958). История Питера Таунсенда . Нью-Йорк: Э. П. Даттон. ОСЛК 1343117 .
- Бидл, Джимми (2011) [1966]. Боевые петухи: 43-я (истребительная) эскадрилья (третье место = изд. Барнсли). Книги «Перо и меч». ISBN 978-1-84884-385-1 .
- Болито, Гектор (1943). Боевой отчет: история летчика-истребителя . Лондон: Б. Т. Бэтсфорд. ОСЛК 1232515 .
- Де ла Бедуайер, Ги (2000). Бои над Британией: археология воздушной войны . Лондон: Медиа-группа NPI. ISBN 978-0-7524-1485-0 .
- Госс, Крис (2011) [2000]. Истребители и бомбардировщики Люфтваффе: Битва за Британию . Механиксбург, Пенсильвания: Stackpole Books. ISBN 978-0-8117-0749-7 .
- Хаарр, Гейрр Х (2010). Битва за Норвегию — апрель–июнь 1940 г. Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Хафстен, Бьёрн; Ларсстуволд, Ульф; Олсен, Бьёрн; Стенерсен, Стен (2005). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939–1945 (на норвежском языке) (второе, исправленное издание). Осло: Сем и Стенерсен А.С. ISBN 82-7046-074-5 .
- Холмс, Тони (1998). Ураган Эйс 1939–40 . Оспри Самолет асов. Том. 18 (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-597-7 .
- Мейсон, Фрэнсис (1969). Битва за Британию . Лондон: Близнецы МакВиртер. ISBN 978-0-901928-00-9 .
- Соль, Берилл (2001). Гордость орлов: полная история ВВС Родезии, 1920–1980 гг . Вельтевреденпарк, Южная Африка: Книги Дня Ковоса. ISBN 978-0-620-23759-8 .
- Сондерс, Энди (2003). 43-я эскадрилья «Боевые петухи» . Авиационные элитные подразделения. Том. 9 (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-439-9 .
- Шорс, Кристофер; Форман, Джон; Эренгардт, Крис (1992). Молодые орлы (Первое изд.). Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-0-948817-42-7 .
- Томас, Эндрю (2002). Глостер Гладиатор Эйс . Оспри Самолет асов. Том. 44 (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-289-Х .
- Уил, Джон (1997). Юнкерс Ju 87 Штукагешвадер 1937–41 . Боевой самолет Оспри. Том. 1 (Первое изд.). Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-439-9 .
- 1914 рождений
- 1940 смертей
- Пилоты-пилоты
- Авиаторы погибли в результате сбития
- Боксеры на Играх Британской империи 1934 года.
- Участники Игр Содружества от Южной Африки
- Легкие боксеры
- Южноафриканские боксеры-мужчины.
- Спортсмены из провинции Северный Матабелеленд
- Лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетом (Великобритания)
- Родезийские боксеры-мужчины
- Руководители эскадрилий Королевских ВВС
- Пилоты Королевских ВВС времен Второй мировой войны
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Летающие асы Южной Родезии времен Второй мировой войны
- Несколько
- Белые родезийцы
- Выпускники колледжа Святого Иоанна (Йоханнесбург)
- Военнослужащие Южной Родезии погибли во время Второй мировой войны