Jump to content

Глостер Джавелин

Копье
Роль Всепогодный истребитель-перехватчик
Производитель Авиационная компания Глостер
Первый полет 26 ноября 1951 г.
Введение 29 февраля 1956 г.
Ушедший на пенсию апрель 1968 г.
Основной пользователь Королевские ВВС
Количество построенных 436
Варианты Глостер П.370

Gloster Javelin — двухмоторный всепогодный самолет-перехватчик Великобритании , который служил в Королевских ВВС с середины 1950-х до конца 1960-х годов. Это был с Т-образным самолет с треугольным крылом хвостовым оперением , предназначенный для ночных и всепогодных полетов, и он был последней конструкцией самолета, носившей имя Gloster . Представленный в 1956 году после длительного периода разработки, самолет в ходе производства получил несколько модернизаций двигателей, радара и вооружения, включая поддержку De Havilland Firestreak ракеты класса «воздух-воздух» .

На смену Javelin в роли перехватчика пришел английский Electric Lightning , сверхзвуковой самолет, способный летать со скоростью, более чем вдвое превышающей максимальную скорость Javelin, который был принят на вооружение ВВС Великобритании всего несколько лет спустя. Большую часть своей жизни «Джавелин» прослужил вместе с «Лайтнингом»; последние Javelin были выведены из эксплуатации в 1968 году после появления на свет более эффективных версий Lightning.

Разработка

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Великобритания осознала угрозу, исходящую от реактивных стратегических бомбардировщиков и атомного оружия , и поэтому уделяла большое внимание развитию превосходства в воздухе посредством продолжения совершенствования своих истребительных технологий даже после окончания конфликта. Первоначальное планирование основывалось на предпосылке, что до новой войны осталось не менее десяти лет, а разработка ограничивалась в основном бумажными проектами. Несколько событий конца 1940-х годов привели к тому, что этот график был сдвинут вверх. [ 1 ]

В 1947 году Министерство авиации выдало требование на высокопроизводительный ночной истребитель по спецификации F.44/46 . Он предусматривал создание двухместной конструкции, которая могла бы перехватывать самолеты противника на высоте не менее 40 000 футов. Он также должен был бы достичь максимальной скорости 525 узлов (973 км/ч, 605 миль в час) на этой высоте, иметь возможность совершать быстрые подъемы и достигать высоты 45 000 футов за десять минут после запуска двигателя. [ 2 ]

Дополнительные критерии, приведенные в требовании, включали минимальную продолжительность полета в два часа, взлетную дистанцию ​​в 1500 ярдов, прочность конструкции, позволяющую выдерживать маневры до 4g на высокой скорости, а также наличие у самолета радара перехвата самолетов , многоканальной УКВ-радиосвязи и различных навигационные средства. Самолет также должен быть экономичным в производстве, из расчета десять самолетов в месяц, что в общей сложности составит 150 самолетов. [ 3 ]

Глостер дизайны

[ редактировать ]

Компания Gloster Aircraft разработала и произвела единственный британский реактивный самолет, действовавший во время войны, — Gloster Meteor . В послевоенный период они выпустили серию обновленных версий «Метеора», в том числе с треугольной компоновкой всех или внешней части крыльев. В дальнейшем они были доработаны путем перемещения двигателей в фюзеляж и использования полной треугольной компоновки крыла, что привело к созданию второй серии проектов, которые продолжались параллельно.

Р.228, разработанный в 1946 году, по сути представлял собой двухместный «Метеор» со слегка стреловидным крылом. Похожая конструкция также предлагалась Королевскому флоту под названием P.231. [ 4 ] [ нужна страница ] Выпущенные позже P.234 и P.238 в начале 1947 года переняли многие особенности, которые были характерны для Javelin, в том числе большое треугольное крыло и хвостовое оперение, и были основаны на двигателе Rolls-Royce AJ65 (более известном как Эйвон). [ 5 ] Эти двое различались прежде всего ролью; P.234 представлял собой одноместный дневной истребитель с V-образным оперением , а P.238 — двухместный ночной истребитель с среднерасположенным треугольным оперением. [ 4 ] [ нужна страница ]

Развитие обеих концепций продолжалось. P.240 от апреля 1947 года по форме напоминал «Метеор», но двигатели были перенесены с крыльев на фюзеляж, а также добавлена ​​небольшая стреловидность передней кромки крыла, что привело к созданию треугольной формы крыла . P.240 также заменил двигатели Rolls-Royce Derwent на Metrovick F.9 , который позже переместил компании и стал Armstrong Siddeley Sapphire . Треугольная компоновка P.238 также была обновлена ​​​​до P.241, в котором использовался горизонтальный стабилизатор с Т-образным хвостовым оперением. P.241 очень похож на окончательную версию Javelin. [ 6 ]

Министерство авиации опубликовало более подробные спецификации 17 июня 1949 года под номером F.4/48. Глостер ответил еще двумя обновленными моделями: P.300, который, по сути, представлял собой быстрое обновление Meteor с двумя сиденьями и более новыми двигателями Derwent, и P.316/P.317, еще одно обновление дельта-компоновки с двигателями Sapphire. P.316 и 317 различались в первую очередь по назначению: 316 представлял собой одноместную конструкцию без радара и с установкой до четырех 1000-фунтовых (450 кг) бомб в контейнерах под фюзеляжем, а 317 представлял собой двухместную конструкцию с радаром и некоторыми форма тяжелого вооружения подлежит определению. [ 7 ]

Требования Королевских ВВС претерпели некоторые изменения, в основном в отношении радиолокационного оборудования и вооружения; Глостер также инициировал некоторые изменения, поскольку проводились дальнейшие исследования аэродинамических свойств нового стреловидного и треугольного крыла, а также использования нового турбореактивного двигателя Armstrong Siddeley Sapphire . [ 8 ]

Прототипы

[ редактировать ]
Gloster Javelin, вероятно, самолет для летных испытаний, в Фарнборо.

13 апреля 1949 года Министерство снабжения дало указание двум производителям самолетов, Gloster и de Havilland , построить по четыре годных к полетам прототипа своих конкурирующих конструкций, чтобы удовлетворить требования, а также по одному планеру для структурных испытаний. Этими прототипами самолетов были Gloster GA.5 , разработанный Ричардом Уокером , и de Havilland DH.110 , последний из которых имел то преимущество, что также рассматривался для Королевского флота . [ 9 ] Разработка была значительно задержана из-за политических мер по сокращению расходов: количество прототипов было сокращено до неприемлемого уровня - два каждый, прежде чем решение было полностью отменено; это привело к необычной ситуации, когда первое производство Javelin было завершено до того, как был выполнен заказ на прототип. [ 10 ]

Первый прототип был построен в 1951 году. Необычной особенностью прототипов был непрозрачный фонарь над задней кабиной. Считалось, что видимость за пределами кабины не нужна и мешает наблюдателю; Единственный доступный внешний вид был через два небольших « иллюминатора ». После месяца наземных испытаний, 26 ноября 1951 года, первый прототип совершил свой первый полет на аэродроме Мортон Валенс . [ 11 ] [ 12 ] Билл Уотертон , главный летчик-испытатель Gloster, позже охарактеризовал Javelin как «такой же легкий в управлении, как и Anson ». [ 13 ] хотя также выражает обеспокоенность по поводу недостаточного контроля мощности. Во время одного из испытательных полетов едва не произошла катастрофа, когда из-за аэродинамического флуктуации рули высоты оторвались в середине полета; Несмотря на отсутствие рулей, Билл Уотертон смог посадить самолет, используя триммирование хвостового оперения и тягу двигателя для управления тангажем. Он был награжден Георгиевской медалью за действия по извлечению полетных данных из горящего самолета. [ 14 ]

Второй прототип (WD808) получил модифицированное крыло в 1953 году. После первоначальных испытаний Уотертоном он был передан другому летчику-испытателю Gloster, Питеру Лоуренсу. [ № 1 ] за его мнение. 11 июня 1953 года самолет разбился во время испытаний. Лоуренс катапультировался из самолета, но слишком поздно (около 400 футов (120 м)) и погиб. У Javelin произошел « глубокий срыв »; крыло, действовавшее как воздушный тормоз, остановило движение вперед и в то же время ухудшило поток воздуха над рулями высоты, сделав их бесполезными. Без управления лифтом Лоуренс не смог восстановить управление, и самолет упал с неба. [ 15 ] [ 16 ] Позже для Javelin было разработано и внедрено устройство предупреждения о сваливании. [ 17 ]

Третий прототип ( WT827 ) и первый, оснащенный действующим оборудованием, включая радар, совершил первый полет 7 марта 1953 года. [ 16 ] Четвертый прототип ( WT830) был передан в Экспериментальный институт самолетов и вооружения (A&AEE) для испытаний, а пятый прототип, WT836 , совершил свой первый полет в июле 1954 года. [ 18 ] 4 июля 1954 года прототип Javelin случайно достиг сверхзвуковой скорости во время испытательного полета, пилот был отвлечен из-за отказа подачи кислорода. [ 19 ]

Производство и дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Официальный заказ на производство Javelin был выдан в середине 1953 года; поскольку Gloster Meteor все еще активно производился Gloster, значительные элементы Javelin были переданы по субподряду другим авиационным компаниям, принадлежащим Hawker Siddeley Group , таким как Armstrong Whitworth . [ 20 ] Несмотря на некоторые задержки, статус Javelin как «суперприоритетного» производства помог минимизировать время, затрачиваемое на производство каждого самолета. 22 июля 1954 года XA544, первый серийный самолет, поднялся в воздух в Хакклекоте . Производству способствовал крупный заказ, размещенный ВВС США на закупку самолетов для ВВС Великобритании в рамках Программы взаимной оборонной помощи по цене 36,8 миллионов фунтов стерлингов. [ 20 ]

21 октября 1954 года пилот, прикрепленный к Глостеру из RAE Farnborough, погиб во время полета на Javelin XA546 , войдя в преднамеренное вращение. [ 20 ] 8 декабря 1955 года служебный летчик-испытатель С/Л Дик. [ 21 ] тестировал XA561 для A&AEE, когда самолет вошел в плоское вращение на высоте 40 000 футов (12 000 м) во время маневров, проверяющих границу удара, которую противовращающий парашют не мог остановить, и он решил катапультироваться на высоте 8 000 футов (2 400 м). После этого для Javelin было разработано устройство предупреждения о сваливании. [ 22 ]

К концу 1956 года у Javelin был вариант FAW 7 , который первым отвечал спецификациям первоначального требования Министерства авиации и должен был стать окончательной версией самолета (большая часть которого позже была изменена на стандарт FAW 9 ). Javelin развивался настолько быстро, что поставки FAW 8 начались еще до окончания производства FAW 7. В результате последние 80 самолетов FAW 7 отправились прямо с завода на хранение и в конечном итоге полетели после переоборудования в FAW 9. Всего было выпущено 427 Javelin во всех вариантах плюс семь прототипов. Несмотря на значительный интерес со стороны нескольких НАТО , экспортных заказов на Javelin не поступало. ВВС [ 23 ]

Два офицера Корпуса морской пехоты США высаживаются из Javelin FAW.7 на авиабазе Королевских ВВС Даксфорд, 1959 год.

Javelin был первым всепогодным самолетом-перехватчиком, построенным специально для ВВС Великобритании. [ 24 ] Аэродинамические особенности этого типа включали использование нового треугольного крыла и большого хвостового оперения. Топливо и вооружение размещались в треугольном крыле, а двигатели и экипаж — в фюзеляже. [ 25 ] Комбинация треугольного крыла и хвостового оперения была сочтена Глостером необходимой для эффективной маневренности на высокой скорости и для обеспечения управляемости самолета на низких посадочных скоростях. [ 26 ] В одном случае во время испытаний, когда оба руля высоты были оторваны флаттером руля высоты, Javelin оставался управляемым, используя как возможность триммирования большого хвостового оперения, так и изменения тяги для управления шагом. [ 27 ] [ 28 ] Изменения по сравнению с прототипами включали изменения в задней части фюзеляжа и центральном обтекателе с «перьевым наконечником», выходящим за пределы сопел двигателя, чтобы устранить удары руля направления выхлопными струями и увеличить стреловидность передней кромки крыла для улучшения управляемости на высоких скоростях. [ 29 ]

Сообщается, что на Javelin было легко летать даже на одном двигателе. [ 30 ] Органы управления полетом были полностью механическими, а серийные самолеты использовали гидравлическую систему «чувства» пилота. [ 31 ] Javelin имел бесступенчатый воздушный тормоз; воздушный тормоз оказался чрезвычайно отзывчивым и эффективным, позволяя пилотам выполнять быстрые снижения и резкие маневры торможения, а также выполнять столь же быстрые посадки. [ 32 ] Время между вылетами было значительно короче, чем у предыдущего Gloster Meteor, благодаря улучшенному доступу к земле и последовательности зажигания двигателей. [ 33 ] В отличие от Meteor, Javelin при поступлении на вооружение этого типа был оснащен катапультируемыми сиденьями. [ 34 ] Ни один другой действующий истребитель Запада даже до наших дней не имел большего по площади крыла, чем «Джавелин», а в СССР только Ту-128 большее (около 10м2) крыло имел .

Несмотря на нестандартные аэродинамические характеристики самолета, Javelin имел довольно традиционную конструкцию и материалы, состоящие в основном из алюминиевого сплава с некоторым использованием стальной окантовки. [ 35 ] [ 36 ] Фюзеляж состоял из четырех секций: носовой части (с обтекателем радиолокационной станции), передней части фюзеляжа, центральной части фюзеляжа и задней части фюзеляжа; Носовая и задняя часть фюзеляжа были съемными для обслуживания и легкой замены. Двигатели располагались по обе стороны от центральной части фюзеляжа, внутреннее пространство в центре содержало служебный отсек, в котором размещалась большая часть электрических, гидравлических и авиотических подсистем самолета. [ 35 ] Воздухозаборники двигателей были размещены в носовой части фюзеляжа и проходили прямо из-под кабины назад в треугольное крыло. [ 35 ] Электричество обеспечивалось парой 24-вольтовых генераторов мощностью 6000 Вт, приводимых в движение вспомогательным редуктором; инверторы обеспечивали питание переменного тока для такого оборудования, как некоторые летные приборы и радар. [ 37 ]

Варианты

[ редактировать ]

Всего фирмами Gloster (302 построено) и Armstrong-Whitworth (133 построено) было построено 435 самолетов; обе компании в то время входили в группу Hawker Siddeley . Некоторые из них были конвертированы в разные марки (иногда неоднократно).

Глостер GA.5
Пять прототипов GA.5 были построены компанией Gloster, первый заказ на четыре самолета по спецификации F.4/48 был размещен Министерством авиации 17 июня 1949 года. Впоследствии два самолета были отменены, но в 1951 году были заказаны дополнительные прототипы самолетов:
  • WD804 - первый невооруженный прототип с двигателями Sapphire Sa.3, впервые поднялся в воздух с авиабазы ​​Мортон Вэланс 26 ноября 1951 года.
  • WD808 — второй невооруженный прототип, первый полет которого состоялся 21 августа 1952 года.
  • WT827 - первый полет состоялся 7 марта 1953 года. Это был первый вооруженный самолет и первый самолет, оснащенный радаром.
  • WT830 - первый самолет с электроприводом управления, первый полет состоялся 14 января 1954 года. Использовался для аэродинамических и стрессовых испытаний.
  • WT836 — серийный стандартный самолет с улучшенным фонарем. первый полет 20 июля 1954 г.
ФАВ 1
Первоначальная версия с двигателями Armstrong Siddeley Sapphire Sa.6 с тягой 8000 фунтов силы (35,6 кН) каждый, британским AI.17 радаром , четырьмя 30-мм пушками ADEN в крыльях и хвостовым оперением с электроприводом; [ 38 ] Обозначение FAW 1, иногда пишется FAW.1. [ 39 ] или F(AW) Мк 1, [ 40 ] расшифровывалось как «Истребитель всепогодный Марк 1». [ 39 ] Первый полет состоялся 25 июля 1954 года, в Хакклекоте было построено сорок самолетов, которые в основном использовались для испытаний, и это были первые самолеты, которые были доставлены в 46-ю эскадрилью Королевских ВВС в Одихаме.
ФАВ 2
Радар AI.17 заменен на американского производства Westinghouse AN/APQ-43 радар (известный в ВВС Великобритании как AI.22), хвостовое оперение с гидравлическим приводом; Произведено 30. [ 38 ] [ 41 ]
Т 3
версия с двойным управлением Учебно- тренировочная , без радара, выпуклый фонарь для улучшения обзора инструктора. Цельноповоротное хвостовое оперение , удлиненный фюзеляж для компенсации измененного центра тяжести и добавление дополнительного внутреннего топлива. Сохранено четыре пушки; 22 серийных самолета и один прототип. [ 42 ]
ФАВ 4
Аналогичен FAW 1, с добавлением вихревых генераторов на крыльях для улучшения характеристик сваливания , а также цельноповоротного хвостового оперения. Оснащен оригинальным радаром AI.17 от FAW.1. Произведено 50. [ 43 ] [ 44 ]
ФАВ 5
На основе FAW 4, с измененной конструкцией крыла, включающей дополнительные топливные баки и возможность установки ракетных пилонов (никогда не устанавливались); Произведено 64. [ 38 ]
ФАВ 6
Объединенный американский радар FAW 2 с доработанным крылом FAW.5. Произведено 33. Курносый, с установленной РЛС АИ.22. [ 38 ]
ФАВ 7
Представлены новые двигатели Sa.7 с тягой 11 000 фунтов силы (48,9 кН) каждый, рулевое управление с электроприводом , удлиненная задняя часть фюзеляжа. Вооружен двумя 30-мм ракетами ADEN и четырьмя Firestreak ракетами класса «воздух-воздух» . FAW 7, оснащенные двумя эскадрильями, были вооружены только четырьмя пушками ADEN; Произведено 142 экземпляра. Установлена ​​РЛС АИ.17.
ФАВ 8
Модернизированные двигатели Sa.7R с прогревом , повышающие тягу до 12 300 фунтов силы (54,7 кН) на высоте более 20 000 футов (6 100 м); на меньших высотах ограничение работы топливного насоса приводило к потере холодной тяги . [ 45 ] Новая «опущенная» передняя кромка крыла и автостабилизатор для лучшей управляемости. Курносый, с установленной РЛС АИ.22.
ФАВ 9
Всего было переоборудовано 118 самолетов FAW 7 с измененным крылом и двигателями с подогревом от Mk 8. 44 из них были оснащены дозаправочными зондами как FAW 9F/R. Установлена ​​РЛС АИ.17.
ФАВ 9Р
R означает «Диапазон». В общей сложности 40 из 44 FAW 9F/R были переоборудованы для установки подкрыльевых топливных баков.

Непроизведенные варианты

[ редактировать ]

Было предложено и исследовано несколько вариантов, но так и не произведено, в том числе для воздушной разведки версии , версия истребителя-бомбардировщика с подкрыльевыми корзинами для бомб и сверхзвуковой вариант с фюзеляжем с изменяемой площадью , более тонкими крыльями и новым хвостовым оперением . «Джавелин» с тонким крылом мог развивать скорость около 1,6 Маха, а потолок был выше , чем у современных американских моделей. Первоначальные работы начались с установки крыла более тонкого сечения на фюзеляж Javelin, но по мере развития проекта изменения стали настолько значительными, что фактически это был бы другой самолет, хотя и имеющий внешнее сходство с Javelin. От Gloster P.370 до F.153D, обозначающего «Всепогодный истребитель Gloster с тонким крылом», обновление первоначальной спецификации F.118 было заказано в 1954 году; прототип XG336 вместе с двумя предсерийными самолетами. [ 46 ] Последним воплощением Gloster с тонким крылом (P.376) незадолго до отмены был большой самолет, несущий две Red Dean всеракурсные ракеты в качестве возможного претендента на соответствие эксплуатационным требованиям F.155 . Строившийся тогда самолет и ракета были списаны в 1957 году.

Операторы

[ редактировать ]
Шесть Gloster Javelin FAW.7 из 64-й эскадрильи, 1959 г.
Сохранившееся копье в Имперском военном музее , Даксфорд , 2011 г.
 Великобритания

Самолет на выставке

[ редактировать ]
XH892 в Музее авиации Норфолка и Саффолка Фликстон
  • Javelin FAW9 XH768 как XH707 в Сербайоле.

Великобритания

[ редактировать ]

Технические характеристики (Gloster Javelin FAW Mk 9)

[ редактировать ]
Чертежи Gloster Javelin, 3 вида
Внешние видео
значок видео Документальный фильм об операциях Королевских ВВС с Gloster Javelin

Данные Gloster Javelin: номер профиля 179. [ 58 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 56 футов 9 дюймов (17,30 м)
  • Размах крыльев: 52 фута (16 м)
  • Высота: 16 футов (4,9 м)
  • Площадь крыла: 927 кв. футов (86,1 м 2 )
  • Профиль : корень: RAE 101 (10%); совет: RAE 101 (8,9%) [ 59 ]
  • Пустой вес: 24 000 фунтов (10 886 кг)
  • Полная масса: 31 580 фунтов (14 324 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 43 165 фунтов (19 579 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя Armstrong Siddeley Sapphire 7R турбореактивных с форсажной камерой , тяга 11 000 фунтов силы (49 кН) каждый всухую, 12 300 фунтов силы (55 кН) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 710 миль в час (1140 км/ч, 620 узлов) на высоте 40 000 футов (12 000 м).
  • Максимальная скорость: 0,93 Маха.
  • Диапазон: 954 миль (1535 км, 829 миль)
  • Практический потолок: 52 800 футов (16 100 м)
  • Скорость набора высоты: 5400 футов/мин (27 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 34 фунта/кв. футов (170 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,79

Вооружение

Авионика

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Питер Г. Лоуренс MBE был летчиком-испытателем в Blackburn Aviation и пилотом-гонщиком.
  1. ^ Гоф 1993 , стр. 22–23, 35.
  2. ^ Олворд 1983 , с. 6
  3. ^ Олворд 1983 , с. 8
  4. ^ Jump up to: а б Дерек Джеймс, «Gloster Aircraft Company» , Fonthill Media, 2014 г.
  5. ^ Allward 1983 , стр. 8–9.
  6. ^ Олворд 1983 , с. 4
  7. ^ Олворд 1983 , с. 8
  8. ^ Allward 1983 , стр. 9–11.
  9. ^ Олворд 1983 , с. 11
  10. ^ Allward 1983 , стр. 11–12.
  11. ^ Олворд 1983 , с. 12.
  12. ^ Wixley Aircraft Illustrated , август 1984 г. , стр. 370
  13. ^ Allward 1983 , стр. 12, 14.
  14. ^ «Со всех сторон: медаль Джорджа Биллу Уотертону» . Полет . Том. LXII, нет. 2271. 1 августа 1952. с. 116. Архивировано из оригинала 26 августа 2017 года.
  15. ^ Гамильтон-Патерсон 2010 , с. 140
  16. ^ Jump up to: а б Патридж 1967 , с. 5
  17. ^ Патридж 1967 , с. 6
  18. ^ Allward 1983 , с. 19
  19. ^ Патридж 1967 , стр. 6–7.
  20. ^ Jump up to: а б с Патридж 1967 , с. 10
  21. ^ «Некролог Алана Дэвида Дика» . 207-я эскадрилья Ассоциации ВВС Великобритании . Проверено 1 августа 2021 г.
  22. ^ «Эскадрон-лейтенант А. Дэвид Дик» . История изгнания . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 23 октября 2021 г.
  23. ^ Олворд 1983 , с. 26
  24. ^ Олворд 1983 , с. 27
  25. ^ Патридж 1967 , с. 3
  26. ^ Патридж 1967 , стр. 3–4.
  27. ^ Уотертон 1956 , с. 204
  28. ^ Патридж 1967 , с. 4
  29. ^ Патридж 1967 , стр. 4–5.
  30. ^ Allward 1983 , стр. 26–27.
  31. ^ Патридж 1967 , стр. 8–9.
  32. ^ Allward 1983 , стр. 27–28.
  33. ^ Allward 1983 , стр. 28–29.
  34. ^ Олворд 1983 , с. 31
  35. ^ Jump up to: а б с Патридж 1967 , с. 7
  36. ^ Олворд 1983 , с. 34
  37. ^ Патридж 1967 , с. 9
  38. ^ Jump up to: а б с д Патридж 1967, с. 11.
  39. ^ Jump up to: а б «Глостер Джавелин» . Округ Бомбер . Проверено 26 сентября 2015 г.
  40. ^ Allward 1983 , с. 111
  41. ^ Джеймс 1971 , с. 327
  42. ^ Wixley Aircraft Illustrated , сентябрь 1984 г. , стр. 420
  43. ^ Джеймс 1971 , с. 316
  44. ^ Джеймс 1971 , стр. 331–332.
  45. ^ "Джавелин Глостер - История". гром-и-молнии.co. Проверено: 14 марта 2011 г.
  46. ^ Баттлер 2017 , стр. 94, 98–100.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Баттлер 2004 , с. 172
  48. ^ Галлей 1971 , с. 50
  49. ^ Эллис 2008 , с. 177
  50. ^ «DSA/MST2/2014/07176: Продажа 1 самолета Gloster Javelin FAW 4 (бортовой номер XA634 - без двигателей), находящегося на авиабазе RAF Leeming» (PDF) . 15 сентября 2016 года . Проверено 1 августа 2021 г.
  51. ^ «Новости BBC - Музей реактивной эпохи в Глостершире покупает Gloster Javelin» . Би-би-си онлайн . 29 декабря 2014 года . Проверено 4 января 2015 г.
  52. ^ Эллис 2008 , с. 219
  53. ^ Эллис 2008 , с. 267
  54. ^ Эллис 2008 , с. 200
  55. ^ Эллис 2008 , с. 20
  56. ^ Эллис 2008 , с. 60
  57. ^ Эллис 2008 , с. 171
  58. ^ Патридж 1967 , с. 8
  59. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Олворд, Морис (1983). Послевоенный военный самолет: Gloster Javelin . Ян Аллан. ISBN  0711013233 .
  • Баттлер, Тони (2004). «Анализ типа: копье Глостер «Летающее плоское железо» ». Международный обзор авиации . Том. 14. Норуолк, Коннектикут: Издательство AirTime. стр. 156–173. ISBN  1-880588-85-4 . ISSN   1473-9917 .
  • Баттлер, Тони (2017). Реактивные истребители с 1950 года . Британские секретные проекты 1 (2-е изд.). Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN  978-1-910-80905-1 .
  • Конбой, Кен (2003). «Копассус» – внутри индонезийского спецназа . Джакарта: Издательство Equinox. ISBN  979-95898-8-6 .
  • Эллис, Кен (2008). Затонувшие корабли и реликвии (21-е изд.). Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN  978-0-85979-134-2 .
  • Гоф, Джек (1993). Наблюдение за небом: история наземных радаров ПВО Соединенного Королевства Королевских ВВС с 1946 по 1975 год . ХМСО. ISBN  978-0-11-772723-6 .
  • Гамильтон-Патерсон, Джеймс (2010). Империя облаков: когда британские самолеты правили миром . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-24794-3 .
  • Халли, Джеймс Дж. (1971). Знаменитые истребительные эскадрильи Королевских ВВС: Том 1 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: ISBN Hylton Lacey Publishers Ltd.  0-85064-100-4 .
  • Джеймс, Дерек Н. (1971). Gloster Aircraft с 1917 года . Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-00084-6 .
  • Патридж, Дж. (1967). Копье Глостер 1–6: номер 179 . Профильные публикации.
  • Винчестер, Джим (2006). «Глостер Джавелин». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Рочестер, Кент, Великобритания: The Grange plc. ISBN  1-84013-929-3 .
  • Уотертон, Вашингтон (1956). Быстрый и Мертвый . Фредерик Мюллер, ООО
  • Уиксли, Кеннет Э. (август 1984 г.). «Gloster Javelin: история производства, Часть 1». Иллюстрированные самолеты . Том. 17, нет. 8. С. 370–372. ISSN   0002-2675 .
  • Уиксли, Кеннет Э. (сентябрь 1984 г.). «Gloster Javelin: история производства, часть 2». Иллюстрированные самолеты . Том. 17, нет. 9. С. 420–422. ISSN   0002-2675 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3c712c90a42a9f7fe2239c3f01e5219__1721444760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/19/c3c712c90a42a9f7fe2239c3f01e5219.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gloster Javelin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)