БАК Страйкмастер
BAC 167 Страйкмастер | |
---|---|
BAC 167 Strikemaster Mk 82A в цветовой гамме ВВС Султана Омана на авиашоу в Шорхэме в 2013 году. | |
Роль | Штурмовик , Реактивный учебно-тренировочный самолет |
Производитель | Британская авиастроительная корпорация |
Первый полет | 26 октября 1967 г. [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1993 [ 2 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевские ВВС Саудовской Аравии Эквадорские ВВС Кенийские ВВС Королевские ВВС Новой Зеландии |
Произведено | 1967–1983 [ 3 ] |
Количество построенных | 146 |
Разработано на основе | BAC Джет Провост |
BAC 167 Strikemaster — реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, разработанный и производимый Британской авиастроительной корпорацией . Это было развитие учебно-тренировочного самолета Hunting Jet Provost , который сам по себе является версией Percival Provost с реактивным двигателем , который первоначально летал в 1950 году с радиальным двигателем .
Strikemaster по сути является вооруженной версией Jet Provost T Mk 5. В самолет были внесены различные улучшения и изменения, в том числе модернизированный двигатель Armstrong Siddeley Viper турбореактивный , узлы подвески крыла, способные нести широкий спектр боеприпасов, пара пулеметов. под воздухозаборниками, модернизированная закрылков система с двумя домкратами, увеличенные домкраты воздушного тормоза , новое оборудование связи и навигации, другая электрическая система, прерыватели фонаря на катапультируемых сиденьях , а также переработанная топливная система, включая наконечники баков на законцовках крыла.
Совершивший первый полет в 1967 году, самолет обычно позиционировался как легкий штурмовик или самолет для борьбы с повстанцами , однако большинство клиентов представляли собой военно-воздушные силы, которым требовался продвинутый учебно-тренировочный самолет. Strikemaster неоднократно участвовал в боевых действиях на службе в Эквадоре , Омане и Йемене . Всего до окончания производства в 1983 году было произведено 146 самолетов. Этот тип продолжает летать до 2020-х годов, хотя и с возрастающими трудностями из-за сокращения поставок запасных частей с течением времени.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1950-х годах Hunting Jet Provost поступил на вооружение Королевских ВВС (RAF), став первым учебно-тренировочным реактивным самолетом, стандартизированным любой воздушной службой в мире. [ 4 ] [ 5 ] В 1960-х годах Британская авиастроительная корпорация , которая приобрела Хантинга Персиваля и, следовательно, Jet Provost, приступила к разработке производной модели для борьбы с повстанцами и легкой атакой этого типа, которую она обозначила как BAC 167. К этому моменту Стало очевидно, что в нескольких соревнованиях, в которых участвовал Jet Provost, этот тип был отклонен из-за предполагаемого отсутствия у него потенциальной огневой мощи. [ 6 ]
Он был оснащен одним Armstrong Siddeley Viper турбореактивным двигателем , похожим на Jet Provost; однако этот двигатель был модернизирован до тяги до 3140 фунтов (14,0 кН). [ 1 ] Топливная система также была переработана: в нее были включены конформные топливные баки на законцовках крыла, а также возможность установки до четырех подвесных баков емкостью 75 галлонов под крылом , что при необходимости увеличивает выносливость самолета и эффективный боевой радиус. [ 7 ] Кроме того, ключевые области планера, такие как крылья, были подвергнуты нагрузке, чтобы выдерживать дополнительный вес, возникающий из-за перевозки различных боеприпасов. [ 8 ]
Strikemaster мог перевозить до 3000 фунтов (1400 кг) грузов на четырех точках подвески под его крыльями. [ 9 ] Подкрыльевые боеприпасы могли включать до четырех 500-фунтовых бомб, 24 ракеты SURA R80, восемь 25-фунтовых учебных бомб, восемь 20-фунтовых осколочных бомб, четыре 18-трубные 68-мм ракетные блоки СНЭБ , пару 0,5-дюймовых мини -пушек . [ 10 ] пара 7,62-мм пулеметов Fraser-Nash Кроме того, в нижних воздухозаборниках располагалась пушечная камера , а в носовом обтекателе могла быть установлена различные прицелы . G90. Для одного или обоих членов экипажа могли быть предусмотрены [ 10 ]
«Страйкмастер» был оснащен двойными катапультируемыми сиденьями , подходящими даже для эвакуации с малой высоты. Ключевым преимуществом этого типа была его способность выполнять двойную роль: он подходил как для учебной, так и для наземной атаки. Более того, «Страйкмастер» был способен действовать с относительно суровых взлетно-посадочных полос; Эти характеристики привели к тому, что этот тип широко использовался во многих зарубежных странах как относительно доступный боевой самолет. [ 11 ]
26 октября 1967 года первый прототип совершил свой первый полет с аэродрома Уортон ; Всего для испытаний компании было изготовлено два прототипа. [ 10 ] В результате внутреннего конкурса самолету было присвоено название Strikemaster, которое получило официальное одобрение в октябре 1968 года. [ 1 ] Первоначально производство этого типа было сосредоточено в Уортоне; однако в конце 1970-х окончательная сборка была перенесена в аэропорт Херн . В начале 1980-х годов продажи этого типа замедлились, что привело к прекращению производства. [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]В мае 1966 года Саудовская Аравия стала первой страной, разместившей заказ на Skymaster, выбрав первоначальную партию из 25 самолетов Strikemaster Mk 80 в рамках более широкого заказа на противовоздушную оборону. [ 13 ] 26 августа 1968 года ВВС Саудовской Аравии получили свои первые образцы; поставки продолжались до мая 1978 года. На вооружении Саудовской Аравии Strikemaster использовался как в учебных, так и в легких штурмовых целях. [ 14 ]
Еще одним ключевым заказчиком Strikemaster был Оман , который заказал этот тип в 1967 году и получил поставку летом 1969 года. [ 15 ] Несколько раз во время Дофарского восстания Королевские ВВС Омана проводили боевые вылеты с этим типом, причем первые такие удары, как сообщается, были проведены в октябре 1969 года. [ 16 ] Особенно заметное сражение произошло в июле 1972 года, которое с тех пор называют битвой при Мирбате ; в общей сложности четыре оманских ударных мастера оказывали непосредственную воздушную поддержку значительно превосходящим по численности сухопутным войскам, которые подверглись атаке примерно 300 повстанцев. [ 3 ] В ходе конфликта были сбиты три «Страйкмастера», в том числе один, предположительно сбитый SA-7 . ракетой класса «земля-воздух» [ нужна ссылка ]
В начале 1970-х годов ВВС Кении представили Strikemaster как часть более широкой программы модернизации. [ 17 ] Кенийский флот часто действовал в тесном взаимодействии со своим первым боевым реактивным истребителем Hawker Hunter . [ 18 ]
После создания авиакрыла Сил обороны Ботсваны в апреле 1977 года на фоне эскалации региональной напряженности служба приобрела девять отремонтированных самолетов Strikemasters, ранее летавших в Кении и Кувейте. [ 19 ] В конце 1990-х этот тип был снят с производства после замены подержанными самолетами Canadair CF-5 ; большая часть уцелевших самолетов была продана частному сектору. [ 20 ]
Эквадорские ВВС использовали Strikemaster во время короткой войны за Сенепу в 1995 году , совершая наземные вылеты против перуанских позиций. Эквадорский Strikemaster разбился во время тренировочной миссии в районе Северной границы, недалеко от Колумбии, 25 марта 2009 года. Оба пилота катапультировались; один позже скончался от травм, полученных во время попытки спасения. [ 21 ]
Strikemaster также эксплуатировался несколькими частными предприятиями, такими как Blue Air Training и Global Aviation; такие предприятия обычно использовали их для проведения обучающих мероприятий. [ 22 ]
Эксплуатация этого типа была ограничена большинством военных пользователей после того, как Королевские ВВС Новой Зеландии обнаружили усталостные трещины в крыльях своих самолетов. К концу 2010-х годов возникла нехватка нескольких ключевых компонентов, таких как тормоза и стартер-генераторы, из-за чего поддерживать Strikemaster в летной годности становилось все труднее. [ 23 ] Многие самолеты, списанные Ботсваной , Новой Зеландией , Саудовской Аравией и Сингапуром, находятся в музеях и частных коллекциях.
Варианты
[ редактировать ]- Strikemaster Mk 80 : экспортная версия для Саудовской Аравии , 25 самолетов.
- Strikemaster Mk 80A : 22 самолета были проданы Саудовской Аравии в рамках последующего заказа.
- Strikemaster Mk 81 : экспортная версия для Южного Йемена , четыре самолета.
- Strikemaster Mk 82 : экспортная версия для Омана , 12 самолетов.
- Strikemaster Mk 82A : 13 самолетов были проданы Оману в качестве второго заказа.
- Strikemaster Mk 83 : экспортная версия для Кувейта , 12 самолетов.
- Strikemaster Mk 84 : экспортная версия для Сингапура , 16 самолетов.
- Strikemaster Mk 87 : экспортная версия для Кении , шесть самолетов.
- Strikemaster Mk 88 : экспортная версия для Новой Зеландии , 16 самолетов.
- Strikemaster Mk 89 : экспортная версия для Эквадора , 22 самолета.
- Strikemaster Mk 89A :6 были проданы Эквадору в качестве второго заказа.
- Strikemaster Mk 90 : экспортная версия для Судана , 4 самолета.
Производство
[ редактировать ]- Страйкмастер 80: 136
- Страйкмастер 90:10
Операторы
[ редактировать ]- Воздушное крыло Сил обороны Ботсваны в течение короткого времени эксплуатировало в общей сложности девять подержанных кувейтских Mk 83 и кенийских Mk 87, два самолета позже были проданы Кот-д'Ивуару.
- Эквадорские ВВС получили 22 самолета Strikemaster Mk 89 и 6 самолетов Mk 89A.
- ВВС Котд'Ивуара приобрели двух бывших ботсванских ударных мастеров. Один из них был разрушен во время французско-ивуарийских столкновений в 2004 году . [ 24 ]
- ВВС Кении получили 6 самолетов Strikemaster Mk 87.
- ВВС Кувейта получили 12 самолетов Strikemaster Mk 83.
- Королевские ВВС Новой Зеландии
- 14-я эскадрилья RNZAF получила 16 самолетов BAC Strikemaster Mk 88.
- Strikemaster Ltd управляет тремя бывшими самолетами RNZAF Strikemaster Mk 88.
- Королевские ВВС Омана получили 12 самолетов Strikemaster Mk 82 и 13 самолетов Mk 82A.
- Королевские ВВС Саудовской Аравии получили 25 самолетов Strikemaster Mk 80 и 22 самолета Mk 80A.
- ВВС Республики Сингапур получили 16 самолетов Strikemaster Mk 84. Все вышли на пенсию в 1984 году.
- В 1970 году ВВС Народно-Демократической Республики Йемен получили 4 самолета Strikemaster Mk 81. [ 25 ]
- В 1983 году Суданские ВВС получили 4 самолета Strikemaster Mk 90. [ 26 ]
Технические характеристики (Strikemaster Mk 88)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Два
- Длина: 33 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма (10,274 м)
- Размах крыльев: 36 футов 10 дюймов (11,23 м)
- Высота: 10 футов 11 + 1 ⁄ 2 дюйма (3,340 м)
- Площадь крыла: 213,7 кв. футов (19,85 м ). 2 )
- Профиль крыла : NACA 23015 (модифицированный) в корне, NACA 4412 (модифицированный) на кончике.
- Пустой вес: 6195 фунтов (2810 кг)
- Полная масса: 9303 фунтов (4220 кг), обучение пилотов.
- Максимальный взлетный вес: 11 500 фунтов (5 216 кг)
- Запас топлива: всего 366 имп галлонов (440 галлонов США; 1660 л), включая наконечники баков.
- Силовая установка: 1 Rolls-Royce Viper Mk.535 турбореактивный двигатель , тяга 3140 фунтов силы (14,0 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 481 миль в час (774 км/ч, 418 узлов) на высоте 18 000 футов (5 500 м)
- Скорость сваливания: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов), закрылки опущены.
- Никогда не превышайте скорость : 518 миль в час (834 км/ч, 450 узлов).
- Диапазон: 1382 миль (2224 км, 1201 миль)
- Боевая дальность: 145 миль (233 км, 126 морских миль) Боевой радиус: с вооружением массой 3000 фунтов (1400 кг), профиль ло-ло-ло
- Практический потолок: 40 000 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 5250 футов/мин (26,7 м/с).
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета калибра 7,62 мм боекомплектом по 550 патронов каждый.
- Узлы подвески: четыре (по два на крыло) с бомбами грузоподъемностью 3000 фунтов (1400 кг), пулеметные блоки, ракетные блоки класса «воздух-земля», топливные баки и баки с напалмом.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэрмакки МБ 326
- Aero L-39 Albatros (особенно Z-версии)
- Цессна А-37 Стрекоза
- Canadair CL-41G Оса
- HAL HJT-16 Киран
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс 2023, с. 10.
- ^ Изображения, Скайтамер. «Британский двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет BAC Jet Provost T.Mk.5A» . www.skytamer.com .
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 2023, с. 11.
- ↑ Flight International , 13 июня 1958 г., с. 795.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 8-9.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 10, 27, 28.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 12, 138.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11, 138.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11.
- ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс 2023, с. 138.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11, 140.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 138-139.
- ^ Уоткинс 2023, с. 147.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 138, 147.
- ^ Уоткинс 2023, с. 154.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 154-155.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 143-145.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 145-146.
- ^ Уоткинс 2023, с. 141.
- ^ Уоткинс 2023, с. 143.
- ^ «Катапультируемый пилот выжил в катастрофе и погиб во время спасательной операции». Архивировано 28 марта 2009 г. на сайте Wayback Machine foxnews.com , 26 марта 2009 г. Проверено: 26 апреля 2012 г.
- ^ Уоткинс 2023, стр. 99-101, 143.
- ^ Уоткинс 2023, с. 100.
- ^ Купер, Том; Младенов, Александр (5 августа 2004 г.). «Кот-д'Ивуар, с 2002 года» . acig.org . АКИГ. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года.
- ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 32. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- ^ Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. п. 156. ИСБН 978-0-9825539-8-5 .
- ^ Тейлор 1976, стр. 172–173.
Библиография
[ редактировать ]- Матос, Хосе (2017). «Нет, спасибо!: Флирт Португалии с проректором охотничьих самолетов и ударным мастером BAC». Историк авиации . Нет. 20. стр. 84–88. ISSN 2051-1930 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Охота на реактивного провоста и BAC 167». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк, США: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон, Великобритания: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Уоткинс, Дэвид (2023). Ребята из Jet Provost: Правдивые истории операторов Jet Provost и Strikemaster . Издательство Груб Стрит. ISBN 9781911714538 .