Jump to content

БАК Страйкмастер

BAC 167 Страйкмастер
BAC 167 Strikemaster Mk 82A в цветовой гамме ВВС Султана Омана на авиашоу в Шорхэме в 2013 году.
Роль Штурмовик , Реактивный учебно-тренировочный самолет
Производитель Британская авиастроительная корпорация
Первый полет 26 октября 1967 г. [ 1 ]
Ушедший на пенсию 1993 [ 2 ]
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевские ВВС Саудовской Аравии
Эквадорские ВВС
Кенийские ВВС
Королевские ВВС Новой Зеландии
Произведено 1967–1983 [ 3 ]
Количество построенных 146
Разработано на основе BAC Джет Провост

BAC 167 Strikemaster — реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, разработанный и производимый Британской авиастроительной корпорацией . Это было развитие учебно-тренировочного самолета Hunting Jet Provost , который сам по себе является версией Percival Provost с реактивным двигателем , который первоначально летал в 1950 году с радиальным двигателем .

Strikemaster по сути является вооруженной версией Jet Provost T Mk 5. В самолет были внесены различные улучшения и изменения, в том числе модернизированный двигатель Armstrong Siddeley Viper турбореактивный , узлы подвески крыла, способные нести широкий спектр боеприпасов, пара пулеметов. под воздухозаборниками, модернизированная закрылков система с двумя домкратами, увеличенные домкраты воздушного тормоза , новое оборудование связи и навигации, другая электрическая система, прерыватели фонаря на катапультируемых сиденьях , а также переработанная топливная система, включая наконечники баков на законцовках крыла.

Совершивший первый полет в 1967 году, самолет обычно позиционировался как легкий штурмовик или самолет для борьбы с повстанцами , однако большинство клиентов представляли собой военно-воздушные силы, которым требовался продвинутый учебно-тренировочный самолет. Strikemaster неоднократно участвовал в боевых действиях на службе в Эквадоре , Омане и Йемене . Всего до окончания производства в 1983 году было произведено 146 самолетов. Этот тип продолжает летать до 2020-х годов, хотя и с возрастающими трудностями из-за сокращения поставок запасных частей с течением времени.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1950-х годах Hunting Jet Provost поступил на вооружение Королевских ВВС (RAF), став первым учебно-тренировочным реактивным самолетом, стандартизированным любой воздушной службой в мире. [ 4 ] [ 5 ] В 1960-х годах Британская авиастроительная корпорация , которая приобрела Хантинга Персиваля и, следовательно, Jet Provost, приступила к разработке производной модели для борьбы с повстанцами и легкой атакой этого типа, которую она обозначила как BAC 167. К этому моменту Стало очевидно, что в нескольких соревнованиях, в которых участвовал Jet Provost, этот тип был отклонен из-за предполагаемого отсутствия у него потенциальной огневой мощи. [ 6 ]

Он был оснащен одним Armstrong Siddeley Viper турбореактивным двигателем , похожим на Jet Provost; однако этот двигатель был модернизирован до тяги до 3140 фунтов (14,0 кН). [ 1 ] Топливная система также была переработана: в нее были включены конформные топливные баки на законцовках крыла, а также возможность установки до четырех подвесных баков емкостью 75 галлонов под крылом , что при необходимости увеличивает выносливость самолета и эффективный боевой радиус. [ 7 ] Кроме того, ключевые области планера, такие как крылья, были подвергнуты нагрузке, чтобы выдерживать дополнительный вес, возникающий из-за перевозки различных боеприпасов. [ 8 ]

Strikemaster мог перевозить до 3000 фунтов (1400 кг) грузов на четырех точках подвески под его крыльями. [ 9 ] Подкрыльевые боеприпасы могли включать до четырех 500-фунтовых бомб, 24 ракеты SURA R80, восемь 25-фунтовых учебных бомб, восемь 20-фунтовых осколочных бомб, четыре 18-трубные 68-мм ракетные блоки СНЭБ , пару 0,5-дюймовых мини -пушек . [ 10 ] пара 7,62-мм пулеметов Fraser-Nash Кроме того, в нижних воздухозаборниках располагалась ​​пушечная камера , а в носовом обтекателе могла быть установлена различные прицелы . G90. Для одного или обоих членов экипажа могли быть предусмотрены [ 10 ]

«Страйкмастер» был оснащен двойными катапультируемыми сиденьями , подходящими даже для эвакуации с малой высоты. Ключевым преимуществом этого типа была его способность выполнять двойную роль: он подходил как для учебной, так и для наземной атаки. Более того, «Страйкмастер» был способен действовать с относительно суровых взлетно-посадочных полос; Эти характеристики привели к тому, что этот тип широко использовался во многих зарубежных странах как относительно доступный боевой самолет. [ 11 ]

26 октября 1967 года первый прототип совершил свой первый полет с аэродрома Уортон ; Всего для испытаний компании было изготовлено два прототипа. [ 10 ] В результате внутреннего конкурса самолету было присвоено название Strikemaster, которое получило официальное одобрение в октябре 1968 года. [ 1 ] Первоначально производство этого типа было сосредоточено в Уортоне; однако в конце 1970-х окончательная сборка была перенесена в аэропорт Херн . В начале 1980-х годов продажи этого типа замедлились, что привело к прекращению производства. [ 12 ]

Операционная история

[ редактировать ]

В мае 1966 года Саудовская Аравия стала первой страной, разместившей заказ на Skymaster, выбрав первоначальную партию из 25 самолетов Strikemaster Mk 80 в рамках более широкого заказа на противовоздушную оборону. [ 13 ] 26 августа 1968 года ВВС Саудовской Аравии получили свои первые образцы; поставки продолжались до мая 1978 года. На вооружении Саудовской Аравии Strikemaster использовался как в учебных, так и в легких штурмовых целях. [ 14 ]

Еще одним ключевым заказчиком Strikemaster был Оман , который заказал этот тип в 1967 году и получил поставку летом 1969 года. [ 15 ] Несколько раз во время Дофарского восстания Королевские ВВС Омана проводили боевые вылеты с этим типом, причем первые такие удары, как сообщается, были проведены в октябре 1969 года. [ 16 ] Особенно заметное сражение произошло в июле 1972 года, которое с тех пор называют битвой при Мирбате ; в общей сложности четыре оманских ударных мастера оказывали непосредственную воздушную поддержку значительно превосходящим по численности сухопутным войскам, которые подверглись атаке примерно 300 повстанцев. [ 3 ] В ходе конфликта были сбиты три «Страйкмастера», в том числе один, предположительно сбитый SA-7 . ракетой класса «земля-воздух» [ нужна ссылка ]

В начале 1970-х годов ВВС Кении представили Strikemaster как часть более широкой программы модернизации. [ 17 ] Кенийский флот часто действовал в тесном взаимодействии со своим первым боевым реактивным истребителем Hawker Hunter . [ 18 ]

После создания авиакрыла Сил обороны Ботсваны в апреле 1977 года на фоне эскалации региональной напряженности служба приобрела девять отремонтированных самолетов Strikemasters, ранее летавших в Кении и Кувейте. [ 19 ] В конце 1990-х этот тип был снят с производства после замены подержанными самолетами Canadair CF-5 ; большая часть уцелевших самолетов была продана частному сектору. [ 20 ]

Эквадорские ВВС использовали Strikemaster во время короткой войны за Сенепу в 1995 году , совершая наземные вылеты против перуанских позиций. Эквадорский Strikemaster разбился во время тренировочной миссии в районе Северной границы, недалеко от Колумбии, 25 марта 2009 года. Оба пилота катапультировались; один позже скончался от травм, полученных во время попытки спасения. [ 21 ]

Strikemaster также эксплуатировался несколькими частными предприятиями, такими как Blue Air Training и Global Aviation; такие предприятия обычно использовали их для проведения обучающих мероприятий. [ 22 ]

Эксплуатация этого типа была ограничена большинством военных пользователей после того, как Королевские ВВС Новой Зеландии обнаружили усталостные трещины в крыльях своих самолетов. К концу 2010-х годов возникла нехватка нескольких ключевых компонентов, таких как тормоза и стартер-генераторы, из-за чего поддерживать Strikemaster в летной годности становилось все труднее. [ 23 ] Многие самолеты, списанные Ботсваной , Новой Зеландией , Саудовской Аравией и Сингапуром, находятся в музеях и частных коллекциях.

Варианты

[ редактировать ]
Сфотографированный через 14 лет после вывода из эксплуатации, этот BAC Strikemaster до сих пор носит цвета 14-й эскадрильи RNZAF .
Четыре самолета BAC Strikemasters из британской команды по высшему пилотажу Team Viper в аэропорту Котсуолд , Глостершир , Англия.
Один из забастовщиков Ботсваны
Страйкмастеры РНЗАФ в 1984 году
  • Strikemaster Mk 80 : экспортная версия для Саудовской Аравии , 25 самолетов.
  • Strikemaster Mk 80A : 22 самолета были проданы Саудовской Аравии в рамках последующего заказа.
  • Strikemaster Mk 81 : экспортная версия для Южного Йемена , четыре самолета.
  • Strikemaster Mk 82 : экспортная версия для Омана , 12 самолетов.
  • Strikemaster Mk 82A : 13 самолетов были проданы Оману в качестве второго заказа.
  • Strikemaster Mk 83 : экспортная версия для Кувейта , 12 самолетов.
  • Strikemaster Mk 84 : экспортная версия для Сингапура , 16 самолетов.
  • Strikemaster Mk 87 : экспортная версия для Кении , шесть самолетов.
  • Strikemaster Mk 88 : экспортная версия для Новой Зеландии , 16 самолетов.
  • Strikemaster Mk 89 : экспортная версия для Эквадора , 22 самолета.
  • Strikemaster Mk 89A :6 были проданы Эквадору в качестве второго заказа.
  • Strikemaster Mk 90 : экспортная версия для Судана , 4 самолета.

Производство

[ редактировать ]
  • Страйкмастер 80: 136
  • Страйкмастер 90:10

Операторы

[ редактировать ]
 Ботсвана
  • Воздушное крыло Сил обороны Ботсваны в течение короткого времени эксплуатировало в общей сложности девять подержанных кувейтских Mk 83 и кенийских Mk 87, два самолета позже были проданы Кот-д'Ивуару.
 Эквадор
 Кот-д'Ивуар
 Кения
 Кувейт
 Новая Зеландия
 Мой собственный
 Саудовская Аравия
 Сингапур
 Южный Йемен
 Судан

Технические характеристики (Strikemaster Mk 88)

[ редактировать ]
BAC Strikemaster, авиашоу в Шорхэме, 2014 г.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976–77 гг. [ 27 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Два
  • Длина: 33 фута 8 + 1 2 дюйма (10,274 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 10 дюймов (11,23 м)
  • Высота: 10 футов 11 + 1 2 дюйма (3,340 м)
  • Площадь крыла: 213,7 кв. футов (19,85 м ). 2 )
  • Профиль крыла : NACA 23015 (модифицированный) в корне, NACA 4412 (модифицированный) на кончике.
  • Пустой вес: 6195 фунтов (2810 кг)
  • Полная масса: 9303 фунтов (4220 кг), обучение пилотов.
  • Максимальный взлетный вес: 11 500 фунтов (5 216 кг)
  • Запас топлива: всего 366 имп галлонов (440 галлонов США; 1660 л), включая наконечники баков.
  • Силовая установка: 1 Rolls-Royce Viper Mk.535 турбореактивный двигатель , тяга 3140 фунтов силы (14,0 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 481 миль в час (774 км/ч, 418 узлов) на высоте 18 000 футов (5 500 м)
  • Скорость сваливания: 98 миль в час (158 км/ч, 85 узлов), закрылки опущены.
  • Никогда не превышайте скорость : 518 миль в час (834 км/ч, 450 узлов).
  • Диапазон: 1382 миль (2224 км, 1201 миль)
  • Боевая дальность: 145 миль (233 км, 126 морских миль) Боевой радиус: с вооружением массой 3000 фунтов (1400 кг), профиль ло-ло-ло
  • Практический потолок: 40 000 футов (12 000 м)
  • Скорость набора высоты: 5250 футов/мин (26,7 м/с).

Вооружение

  • Орудия: 2 пулемета калибра 7,62 мм боекомплектом по 550 патронов каждый.
  • Узлы подвески: четыре (по два на крыло) с бомбами грузоподъемностью 3000 фунтов (1400 кг), пулеметные блоки, ракетные блоки класса «воздух-земля», топливные баки и баки с напалмом.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс 2023, с. 10.
  2. ^ Изображения, Скайтамер. «Британский двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет BAC Jet Provost T.Mk.5A» . www.skytamer.com .
  3. ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 2023, с. 11.
  4. Flight International , 13 июня 1958 г., с. 795.
  5. ^ Уоткинс 2023, стр. 8-9.
  6. ^ Уоткинс 2023, стр. 10, 27, 28.
  7. ^ Уоткинс 2023, стр. 12, 138.
  8. ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11, 138.
  9. ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Уоткинс 2023, с. 138.
  11. ^ Уоткинс 2023, стр. 10-11, 140.
  12. ^ Уоткинс 2023, стр. 138-139.
  13. ^ Уоткинс 2023, с. 147.
  14. ^ Уоткинс 2023, стр. 138, 147.
  15. ^ Уоткинс 2023, с. 154.
  16. ^ Уоткинс 2023, стр. 154-155.
  17. ^ Уоткинс 2023, стр. 143-145.
  18. ^ Уоткинс 2023, стр. 145-146.
  19. ^ Уоткинс 2023, с. 141.
  20. ^ Уоткинс 2023, с. 143.
  21. ^ «Катапультируемый пилот выжил в катастрофе и погиб во время спасательной операции». Архивировано 28 марта 2009 г. на сайте Wayback Machine foxnews.com , 26 марта 2009 г. Проверено: 26 апреля 2012 г.
  22. ^ Уоткинс 2023, стр. 99-101, 143.
  23. ^ Уоткинс 2023, с. 100.
  24. ^ Купер, Том; Младенов, Александр (5 августа 2004 г.). «Кот-д'Ивуар, с 2002 года» . acig.org . АКИГ. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года.
  25. ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 32. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  26. ^ Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. п. 156. ИСБН  978-0-9825539-8-5 .
  27. ^ Тейлор 1976, стр. 172–173.

Библиография

[ редактировать ]
  • Матос, Хосе (2017). «Нет, спасибо!: Флирт Португалии с проректором охотничьих самолетов и ударным мастером BAC». Историк авиации . Нет. 20. стр. 84–88. ISSN   2051-1930 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Охота на реактивного провоста и BAC 167». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк, США: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон, Великобритания: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
  • Уоткинс, Дэвид (2023). Ребята из Jet Provost: Правдивые истории операторов Jet Provost и Strikemaster . Издательство Груб Стрит. ISBN  9781911714538 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f0e394d69a7acd07d6a9c6b82eccc424__1713654780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/24/f0e394d69a7acd07d6a9c6b82eccc424.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
BAC Strikemaster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)