Jump to content

Британская авиастроительная корпорация

Британская авиастроительная корпорация
Основан 1960 год ; 64 года назад ( 1960 )
Несуществующий 29 апреля 1977 г .; 47 лет назад ( 1977-04-29 )
Судьба Слияние с Hawker Siddeley и Scottish Aviation.
Преемник Британская Аэрокосмическая Компания
Штаб-квартира ,

Британская авиастроительная корпорация ( BAC ) была британским производителем самолетов, образованным в результате слияния компаний English Electric Aviation Ltd. , Vickers-Armstrongs (Aircraft) , Bristol Airplane Company и Hunting Aircraft в 1960 году. Bristol, English Electric и Vickers стали «родители» БАК с долей участия 20%, 40% и 40% соответственно. BAC, в свою очередь, несколько месяцев спустя приобрела акционерный капитал своей авиационной компании и 70% Hunting Aircraft. [1]

Формирование

[ редактировать ]
BAC 1-11 Пассажирский авиалайнер

Истоки BAC можно проследить до заявления британского правительства о том, что оно ожидает консолидации и слияния друг с другом различных компаний, занимающихся авиастроением, управляемым вооружением и двигателями. [2] Более того, правительство также пообещало стимулы для мотивации такой реструктуризации; сохранение государственных расходов на исследования и разработки и гарантия помощи в запуске «многообещающих новых типов гражданских самолетов». Одним из особенно громких стимулов стал контракт на новый большой сверхзвуковой ударный самолет, которым стал BAC TSR-2 . [2]

находящаяся в совместном владении Соответственно, в 1960 году BAC была создана как корпорация, компаний Vickers, English Electric и Bristol. Внутри компании было два подразделения — авиационное подразделение под руководством сэра Джорджа Эдвардса и подразделение управляемого вооружения под руководством виконта Калдекота . Авиационные операции трех материнских компаний теперь стали дочерними компаниями BAC; «Bristol Aircraft Ltd», «English Electric Aviation Ltd» (с виконтом Калдекотом в качестве генерального директора) и «Vickers-Armstrongs (Aircraft) Ltd» (под руководством сэра Джорджа Эдвардса). BAC также владела контрольным пакетом акций Hunting Aircraft. У родителей по-прежнему были значительные интересы в авиации за пределами BAC. У English Electric были авиационные двигатели Napier & Son, у Bristol было 50% двигателей Bristol Aerojet и Bristol Siddeley , а также меньшие инвестиции в Westland и Short Brothers & Harland. [3]

При создании BAC компания Bristol Airplane Company (автомобильное подразделение) не была включена в консолидацию. [4] Вместо этого его вырезал сэр Джордж Уайт, чья семья в 1910 году основала Британскую и колониальную авиастроительную компанию (позже Бристольскую авиастроительную компанию ). [5]

Головной офис BAC располагался на верхних этажах здания 100 Pall Mall в Вестминстерском Сити в Лондоне. [6] [7]

Ранние начинания

[ редактировать ]
BAC Aérospatiale Concorde G-BOAB находится на хранении в лондонском аэропорту Хитроу после приземления Конкорда в 2000 году. Этот самолет налетал 22 296 часов с момента своего первого полета в 1976 году до приземления.

Большинство проектов самолетов BAC было унаследовано от отдельных компаний, которые ее сформировали. BAC не применил свою новую идентичность ретроспективно, поэтому VC10 остался Vickers VC10 . Вместо этого компания использовала свое название для маркетинговых инициатив, реклама VC10 носила название «Vickers-Armstrongs (Aircraft) Limited, компания-член Британской авиастроительной корпорации». Первой моделью, носившей название BAC, был BAC One-Eleven (BAC 1–11), разработанный для охотничьих самолетов, выпущенный в 1961 году. Учитывая многочисленные расторжения государственных контрактов в 1960-х годах, BAC 1–11, который был выпущен как частное предприятие, вероятно, спасло компанию. [8]

До слияния Bristol избегала рынка дозвуковых авиалайнеров в пользу работы над Bristol 223 сверхзвуковым транспортным самолетом . [9] Эти усилия продолжались в рамках BAC и в конечном итоге были объединены с аналогичными усилиями французской авиастроительной компании Sud Aviation , что привело к созданию англо-французского Concorde . Описанный Flight International как «икона авиации» и «один из самых амбициозных, но коммерчески неудачных проектов в аэрокосмической отрасли», [10] [11] продажи этого типа были невысокими по сравнению с обычными дозвуковыми авиалайнерами, в первую очередь из-за появления широкофюзеляжных самолетов , таких как Boeing 747 , которые сделали дозвуковые авиалайнеры значительно более эффективными. [12] Хотя к марту 1969 года консорциум имел договоренности на 74 варианта от 16 авиакомпаний. [13] только две авиакомпании, Air France и British Overseas Airways Corporation , приступят к выполнению своих заказов. Регулярные рейсы начались 21 января 1976 года на маршрутах Лондон – Бахрейн и Париж – Рио-де-Жанейро . [14]

Прототип BAC TSR-2 на заводе Warton в 1966 году.

В 1963 году BAC приобрела ранее автономные подразделения управляемого вооружения компаний English Electric и Bristol, чтобы сформировать новую дочернюю компанию British Aircraft Corporation (Guided Weapons). Компания добилась определенных успехов, включая разработку ракет Rapier , Sea Skua и Sea Wolf . В конечном итоге BAC расширила это подразделение, включив в него электронику и космические системы, и в 1966 году начала плодотворное сотрудничество с Hughes Aircraft . Хьюз заключил с BAC крупные контракты, включая подсистемы для спутников Intelsat . [15]

В результате своего создания BAC унаследовала аэрокосмическую деятельность нескольких компаний, и в новом предприятии продолжились исследования различных предприятий, связанных с космосом. [16] Одна из исследовательских групп BAC, возглавляемая инженером Томом Смитом , руководителем аэрокосмического отдела BAC, [17] которая первоначально исследовала проблемы сверхзвуковых и гиперзвуковых полетов, заинтересовалась применением такого транспортного средства для космической деятельности, что привело к созданию BAC Mustard , многоразовой пусковой системы , состоящей из нескольких почти идентичных крылатых аппаратов. [16] В наиболее детальном проекте Mustard до запуска должен был весить около 420 тонн и быть способен доставить трехтонную полезную нагрузку на геостационарную околоземную орбиту (GEO). По словам автора Найджела Хенбеста, Великобритания, вероятно, не смогла продолжить разработку Mustard в одиночку, но предложила организовать многонациональное европейское предприятие, подобное обычным ракетам-носителям Europa и Ariane . [16] Знания и опыт, полученные в ходе этого проекта, впоследствии были использованы в последующих проектах, в первую очередь в проекте многоразового космического самолета HOTOL 1980-х годов. [18] [16]

Разработка ТСР-2 стала одним из самых громких проектов компании. Однако по мере реализации программы расходы постоянно росли. [19] в то время как соперничество между службами часто приводило к оспариванию его необходимости. [20] В апреле 1965 года британское правительство объявило, что решило отозвать заказ на TSR-2, оставив его без постоянного заказчика. К этому моменту программа уже находилась на стадии прототипа, и самолет уже совершил полет, но политическое давление вынудило прекратить опытно-конструкторские работы, что привело к уничтожению оставшихся планеров, большей части вспомогательного оборудования и документации. [21] [22] Прекращение производства TSR-2 в последнюю минуту было воспринято многими как серьезный удар не только по BAC, но и по всей британской авиационной промышленности. [23] [24]

Новые предприятия

[ редактировать ]

17 мая 1965 года правительства Великобритании и Франции объявили о подписании пары соглашений, охватывающих два совместных проекта; один основан на предложении французской авиастроительной компании Breguet Aviation Br.121 ECAT («Тренажер тактической боевой поддержки»); это эволюционировало в SEPECAT Jaguar . Другим был BAC/Dassault AFVG (англо-французский самолет с изменяемой геометрией), более крупный истребитель с изменяемой геометрией , способный перевозить авианосцы для ВМС Франции ( Aéronavale ), а также выполняющий функции перехватчика, тактического удара и разведки для Королевских ВВС. [25] [26] AFVG должен был быть разработан совместно BAC и Dassault Aviation , а предлагаемый двигатель M45G турбовентиляторный для привода самолета также должен был быть совместно разработан SNECMA и Bristol Siddeley. [26] Однако в июне 1967 года французское правительство объявило о выходе из проекта AFVG якобы по соображениям стоимости. [Н 1] [28]

СПЕЦИАЛЬНЫЙ Ягуар

В мае 1966 года BAC и Breguet официально создали SEPECAT , совместное предприятие для разработки, продвижения на рынок и производства англо-французского ударного истребителя Jaguar. Программа Jaguar в конечном итоге заменила несколько предыдущих проектов, включая AFVG. Первый из восьми прототипов Jaguar поднялся в воздух 8 сентября 1968 года. [29] [30] В 1973 году компания поступила на службу в ВВС Франции, к этому времени Breguet стала частью Dassault Aviation . [31] SEPECAT получила различные экспортные заказы на Jaguar. Среди зарубежных стран, летавших на этом автомобиле, были Индия , Эквадор , Нигерия и Оман . [32] [33] Dassault в меньшей степени поддерживала SEPECAT, предпочитая продвигать собственные самолеты; несколько потенциальных клиентов Jaguar были убеждены вместо этого заказать серию Mirage от Dassault . [32]

В 1964 году как BAC, так и ее главный внутренний конкурент Hawker Siddeley провели детальные исследования перспектив производства удлиненных версий существующих авиалайнеров VC10 и Hawker Siddeley Trident . [34] В первой половине следующего года BAC представила свои предложения по производству двух отдельных двухэтажных версий VC10, которые обычно назывались Super VC10 ; однако быстро было признано, что для успеха этой инициативы британскому правительству потребуется существенная поддержка, включающая «несколько десятков миллионов фунтов ». [35] По мнению авиационного автора Дерека Вуда, увеличенный двухэтажный самолет, который должен был быть оснащен предложенным двигателем Rolls-Royce RB178 турбовентиляторным , имел хорошие коммерческие перспективы, однако финансирование программы не последовало, и British Overseas Airways Corporation (British Overseas Airways Corporation) имела хорошие коммерческие перспективы . BOAC) в конечном итоге предпочла вместо этого закупить конкурирующего Boeing 747. [36]

В 1967 году правительства Великобритании, Франции и Германии договорились начать разработку 300-местного Airbus A300 . [36] BAC выступила против этого предложения в пользу своего проекта BAC Three-Eleven , задуманного как большой широкофюзеляжный авиалайнер, такой как Airbus A300, Douglas DC-10 и Lockheed TriStar . Как и One-Eleven, он должен был иметь два турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce, установленных рядом с хвостовой частью, но мог вместить до 245 пассажиров, сидящих в конфигурации восемь в ряд с шагом 34 дюйма (или до 300 пассажиров). с шагом 30 дюймов). [37] Британская национальная авиакомпания British European Airways (BEA) публично заинтересовалась этим типом; В августе 1970 года председатель BEA сэр Энтони Милворд заявил о своем личном оптимизме в отношении Three-Eleven. [37] Однако потенциальные партнеры Великобритании по Общему рынку предупредили, что, поскольку Three-Eleven будет напрямую конкурировать с европейским Airbus, вокруг которого они в значительной степени объединились, проект фактически подорвал лояльность Великобритании к ЕЭС, в чем на тот момент было заинтересовано британское правительство. в присоединении. [37] 2 декабря 1970 года Фредерик Корфилд , министр авиационного снабжения, объявил в Палате общин , что программа Three-Eleven не получит официальной поддержки со стороны правительства. [37]

Саудовская Аравия

[ редактировать ]
Частный BAC Strikemaster
Английская электрическая молния

В начале 1960-х годов правительство Саудовской Аравии объявило о своем намерении начать масштабную программу оборонных закупок, включающую замену истребительной авиации страны и создание современной сети противовоздушной обороны и связи. Американские компании, казалось, гарантированно выиграют большую часть этой работы, однако Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) в конечном итоге будет поставлено большое количество самолетов и оборудования британского производства для удовлетворения их потребностей.

К 1964 году BAC провела демонстрационные полеты своих Lightning в Эр-Рияде , а в 1965 году Саудовская Аравия подписала письмо о намерениях закупить самолеты Lightning и Strikemaster, а также Thunderbird ракеты класса «земля-воздух» . Основной контракт был подписан в 1966 году на сорок «Лайтнингов» и двадцать пять (в конечном итоге сорок) «Страйкмастеров». В 1973 году правительство Саудовской Аравии подписало соглашение с британским правительством, в котором BAC была указана в качестве подрядчика для всех частей системы обороны ( ранее с AEI был заключен контракт на поставку радиолокационного оборудования, а Airwork Services обеспечивала обслуживание и обучение). Общие расходы RSAF составили более 1 миллиарда фунтов стерлингов. [38]

BAC с контрактом Lightning/Strikemaster; British Aerospace с контрактами Al Yamamah ; а совсем недавно компания BAE Systems , заказавшая «Тайфун» , получила выгоду от крупных контрактов на поставку оружия с Саудовской Аравией. многоцелевые истребители [39] [40] [41]

Самолет RAF Panavia Tornado F3 (также известный как Tornado ADV ) выруливает на взлет.

В июне 1967 года AFVG была расформирована из-за отказа от участия Франции. Затем Великобритания обратилась к национальному проекту UK Variable Geometry (UKVG), для которого компания BAC Warton получила контракт на проектирование от Министерства технологий . Эти исследования в конечном итоге стали известны как программа BAC Advanced Combat Aircraft. В 1968 году Британию пригласили присоединиться к Канаде и Консорциуму F-104 (группа из Германии, Италии, Бельгии и Нидерландов), все из которых хотели заменить свои нынешние самолеты общей конструкцией, впоследствии описанной как многоцелевой боевой самолет. Самолеты (MRCA).

26 марта 1969 года компания Panavia Aircraft GmbH была образована компаниями BAC, MBB , Fiat и Fokker . В мае началась «фаза определения проекта», завершившаяся в начале 1970 года. В результате были созданы два самолета: одноместный Panavia 100 и двухместный Panavia 200. ВВС Великобритании отдали предпочтение 200, как и Германия после своего первоначального энтузиазма по поводу 100.

В сентябре 1971 года правительства Великобритании, Италии и Германии подписали «Намерение продолжить работу» (ITP) с Panavia Tornado . 30 октября 1974 года первый британский прототип (второй совершивший полет) взлетел с аэродрома BAC в Уортоне. Правительства трех стран подписали контракт на первую партию самолетов 29 июля 1976 года. Компания BAC, а затем и British Aerospace поставит 228 самолетов Tornado GR1 и 152 самолета Tornado F3 ВВС Великобритании .

Спекуляции о слияниях и национализации

[ редактировать ]

На протяжении большей части своей истории BAC была предметом слухов и предположений о слиянии с Hawker Siddeley Aviation (HSA). 21 ноября 1966 года Фред Малли , министр авиации , объявил в Палате общин , что:

...правительство пришло к выводу, что национальным интересам лучше всего будет отвечать слияние компаний BAC и Hawker Siddeley, занимающихся производством планеров, в единую компанию. [42]

Правительство планировало приобрести капитал BAC и объединить его с Hawker Siddeley. Таким образом, владение BAC даст правительству миноритарную долю в новой компании. Хотя материнские компании BAC были готовы продать свои акции по разумной цене, предложение правительства, по их мнению, недооценило группу. К августу 1967 года успех BAC 1–11 и продажи оборонной продукции Саудовской Аравии сделали перспективу продажи материнскими компаниями своих акций менее вероятной. В декабре 1967 года Тони Бенн , министр технологий, подтвердив свое желание объединить BAC и HSA, признал, что это невозможно. [43]

Подобно BAC, группа Hawker Siddeley была расширена в результате слияния, а разработка и производство двигателей были сосредоточены в Rolls-Royce и недавно созданной компании Bristol-Siddeley Engines . Разработка вертолетов была передана компании Westland Helicopters .

В 1966 году Rolls-Royce приобрела Bristol Airplane у BAC, интегрировав фирму в свой бизнес по производству авиационных двигателей Bristol Siddeley, но заявила, что не заинтересована в пакете акций BAC. Несмотря на это, Rolls-Royce все еще не избавилась от своей доли в BAC, когда в 1971 году бизнес был объявлен банкротом. 20 % акций в конечном итоге были приобретены в результате конкурсного производства компаниями Vickers и GEC , которые приобрели English Electric в 1968 году.

29 апреля 1977 года BAC, Hawker Siddeley Group и Scottish Aviation были национализированы и объединены в соответствии с положениями Закона о авиационной и судостроительной промышленности 1977 года . Эта новая группа была создана как уставная корпорация British Aerospace (BAe).

Продукты

[ редактировать ]

Продукты, обычно известные под названием BAC, включают:

  • AFVG предложила и отменила многоцелевой военный самолет
  • BAC One-Eleven Авиалайнер
  • BAC Two-Eleven и Three-Eleven - предложенные и отмененные лайнеры
  • BAC 221 - концепция реактивного истребителя, модифицированная Fairey Delta 2 для опытно-конструкторских работ Concorde
  • BAC Jet Provost Учебно-тренировочный самолет
  • BAC Strikemaster Военный штурмовик
  • BAC/Aérospatiale Concorde – сверхзвуковой реактивный лайнер
  • BAC TSR-2 Тактический ударно-разведывательный реактивный истребитель
  • BAC/ Bristol 188 - экспериментальный реактивный самолет
  • BAC / Bristol Britannia - Турбовинтовой авиалайнер
  • BAC/ English Electric Canberra - реактивный бомбардировщик
  • BAC/ English Electric Lightning — сверхзвуковой реактивный истребитель.
  • BAC/ Hunting H.126 - экспериментальный самолет
  • BAC / Hunting Jet Provost - учебно-тренировочный самолет
  • BAC / Vickers Supermarine Scimitar - морской реактивный ударный истребитель
  • BAC/ Vickers VC10 – реактивный лайнер
  • BAC / Vickers Viscount - Турбовинтовой авиалайнер
  • BAC / Vickers Vanguard - Турбовинтовой авиалайнер
  • Panavia Tornado / Panavia Tornado ADV – многоцелевой штурмовик; многонациональный проект
  • SEPECAT Jaguar - Реактивный штурмовик; Англо-французский проект

Кроме того, BAC продолжила выпуск Bristol Bloodhound и English Electric Thunderbird ракет класса «земля-воздух» .

Космический корабль

[ редактировать ]

BAC занималась созданием беспилотных космических кораблей, в основном спутников.

Ключевые люди

[ редактировать ]

Авиаконструкторы и инженеры

[ редактировать ]

Летчики-испытатели

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ По данным авиационного издания Flight International , Dassault получила ценные данные о конфигурациях с изменяемой геометрией из программы AFVG и, возможно, использовала оправдание проблем с затратами, чтобы перенаправить средства и данные на свои собственные проекты VG. [27]
  1. ^ Чарльз Гарднер, Британская авиастроительная корпорация. История Чарльза Гарднера , BT Batsford Ltd, 1981 г. ( ISBN   0-7134-3815-0 ), с. 38.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гарднер 1981, с. 37.
  3. ^ «Перегруппировка отрасли». Полет , 2 сентября 1960 г., с. 368.
  4. ^ Force V: История британских средств воздушного сдерживания, Эндрю Брукс. Джейн Паблишинг Ко Лтд; Первое издание, 1 января 1982 г., ISBN   0710602383 , стр. 116-117.
  5. ^ «Бристольский клуб владельцев: история бристольской марки» . Архивировано из оригинала 7 октября 2006 года.
  6. ^ Гарднер, Чарльз (1981). Британская авиастроительная корпорация: история . Бэтсфорд: Бэтсфорд. п. 40. ИСБН  9780713438154 . Лондонская штаб-квартира, выбранная для проведения конференции, располагалась по адресу Пэлл-Мэлл, 100 – на верхних этажах новой бетонной коробки, выросшей на месте старого исторического (и разбомбленного) клуба «Карлтон». Так считали в небольшой лондонской штаб-квартире[...]
  7. ^ « Карты, заархивированные 5 сентября 2011 года в Wayback Machine ». Город Вестминстер. Проверено 28 августа 2009 г.
  8. ^ Гарднер 1981, с. 67.
  9. ^ Конвей 2005 , с. 69.
  10. ^ «Конкорд – 2003–2360 – Архив полетов» . Рейс Интернешнл . Деловая информация Рида.
  11. ^ «Concorde Special — ошибочная иконка» . Полет Глобал . Деловая информация Рида. 21 октября 2003 г.
  12. ^ Росс 1978 , стр. 47–49.
  13. ^ «Приказы и опционы Согласия» . наследие-согласие .
  14. ^ Стрэнг, Вашингтон ; Р. МакКинли (1978). «Конкорд на службе». Авиастроение и аэрокосмические технологии . 50 (12): 2–10. дои : 10.1108/eb035500 . ISSN   0002-2667 .
  15. ^ Гарднер 1981, с. 189.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Хенбест, Найджел. «Как Британия упустила ГОРЧИЦУ». [ мертвая ссылка ] Новый учёный , Vol. 110, № 1509. ISSN 0262-4079. 22 мая 1986 г., с. 60.
  17. ^ «Экономичный космический транспорт». Flight International , 24 марта 1966 г., с. 473.
  18. ^ Шарп 2016, [ нужна страница ] .
  19. ^ Берк 2010, с. 274.
  20. ^ Берк 2010, стр. 263–274.
  21. ^ Берк 2010, стр. 109, 276.
  22. ^ "Сэр Фредерик Пейдж". The Daily Telegraph , 7 мая 2005 г. Дата обращения: 4 февраля 2010 г.
  23. ^ Дорелл, Дэвид, изд. «Короткий путь к самоубийству». Air Pictorial , Том 27, вып. 2, февраль 1965 г., стр. Обложка, 35–36.
  24. ^ Винчестер, Концептуальный самолет: прототипы, X-самолеты и экспериментальные самолеты , 2005, с. 173.
  25. ^ «Англо-французские проекты продолжаются… AFVG и ее двойная роль». Рейс через сайт Flightglobal.com, 26 января 1967 года.
  26. ^ Перейти обратно: а б Вуд 1975, с. 202.
  27. ^ «Военные и исследования». Рейс через Flightglobal.com, 1 июня 1967 г. Дата обращения: 29 января 2011 г.
  28. ^ Вуд 1975, стр. 203–204.
  29. ^ Рейс 12 сентября 1968 г., с. 391.
  30. ^ Тейлор 1971, с. 107.
  31. ^ Боуман 2007, с. 26.
  32. ^ Перейти обратно: а б Иден 2004, с. 399.
  33. ^ Air International , октябрь 1988 г., стр. 177–181.
  34. ^ Вуд 1975, с. 233.
  35. ^ Вуд 1975, стр. 233-234.
  36. ^ Перейти обратно: а б Вуд 1975, с. 234.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 1975, с. 236.
  38. ^ Гарднер 1981, стр. 244–249.
  39. ^ Донн, Майкл (12 августа 1987 г.). «BAe передает первую часть заказа на самолеты Саудовской Аравии» . Файнэншл Таймс . Файнэншл Таймс Лимитед. п. 6.
  40. ^ Филдс, Ник (19 августа 2006 г.). «BAE подтверждает продажу самолетов Eurofighter стоимостью 5 миллиардов фунтов стерлингов Саудовской Аравии» . Таймс . Лондон . Проверено 19 августа 2006 г.
  41. ^ Штайнер, Руперт (10 сентября 2006 г.). «BAE заключила новую сделку Tornado на сумму 2,5 миллиарда фунтов стерлингов с саудовцами» . Бизнес . Проверено 12 сентября 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  42. ^ «Авиация» . Парламентские дебаты (Хансард) . 21 ноября 1966 г. c967.
  43. ^ Гарднер 1981, стр. 156–160.
  44. ^ "Прикладные спутники" , полет 16 июля 1970 г., с. 1308

Библиография

[ редактировать ]
  • Берк, Дэмиен. TSR2: Пропавший британский бомбардировщик . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2010. ISBN   978-1-84797-211-8 .
  • Боуман, Мартин В. СЕПЕКАТ Jaguar. Лондон: Книги о пере и мече, 2007. ISBN   1-84415-545-5 .
  • Конвей, Эрик (2005). Высокоскоростные мечты: НАСА и технополитика сверхзвукового транспорта, 1945–1999 гг . Джу Пресс. ISBN  978-0-8018-8067-4 . .
  • Иден, Пол. Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  • Росс, Дуглас (март 1978 г.). Компромисс «Конкорд»: политика принятия решений . Бюллетень ученых-атомщиков. .
  • Хилл, штат Коннектикут «Вертикальная империя: история ракетно-космической программы Великобритании, 1950–1971». Всемирный научный , 2001. ISBN   1-78326-145-5 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1971–72 . Лондон: Sampson Low Marston & Co, 1971. ISBN   0-354-00094-2 .
  • Шарп, Дэн. Британские секретные проекты 5: Британский космический шаттл. Креси, 2016. ISBN   1-9108-0902-0 .
  • «Десятилетие Шамшера: Часть первая». Эйр Интернэшнл , Vol. 35, № 4, октябрь 1988 г., стр. 175–183. ISSN 0306-5634.
  • Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN   0-356-08109-5 .
  • «Мировые новости: первый полет Jaguar». Flight International через Flightglobal.com, 12 сентября 1968 г., стр. 391.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 21335d7fc8eb8cd059054f7c5422f3d5__1717341840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/d5/21335d7fc8eb8cd059054f7c5422f3d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
British Aircraft Corporation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)