БАК/Дассо АФВГ
АФВГ | |
---|---|
![]() | |
Концепция художника | |
Роль | Самолеты-перехватчики , тактические ударные самолеты, самолеты-разведчики |
Национальное происхождение | Великобритания/Франция |
Производитель | Британская авиастроительная корпорация / Dassault Aviation |
Статус | Отменено |
Количество построенных | Никто |
BAC/Dassault AFVG (англо-французское название Variable Geometry ) — проект сверхзвукового многоцелевого боевого самолета с крылом изменяемой стреловидности , разработанный в 1960-х годах. [ № 1 ] Разработан совместно британской авиастроительной корпорацией British Aircraft Corporation и Dassault Aviation французской компанией .
Проект был основан на амбициях по созданию жизнеспособного боевого самолета с крылом изменяемой стреловидности, а также на содействии более широкому сотрудничеству между Францией и Соединенным Королевством. Однако ни Dassault , ни ВВС Франции не особо интересовались AFVG; На проект также повлияли неоднократные изменения спецификаций и нерешительность в отношении того, какие роли будут поручены AFVG со стороны Великобритании. В середине 1967 года британские требования остановились на принятии на вооружение AFVG Королевских ВВС (RAF) для ударной роли вместо снятого с вооружения ударного бомбардировщика BAC TSR-2 .
Проект был отменен в июне 1967 года, когда правительство Франции отказалось от участия. BAC изменила спецификацию, чтобы удовлетворить исключительно потребности британских ВВС, изменив конструкцию на UKVG и найдя новых партнеров для закупки самолета. В конечном итоге это появилось как финансируемый англо-германско-итальянским консорциумом «Многоцелевой боевой самолет» (MRCA) ( Panavia Tornado ), истребитель-ударный самолет с изменяемой геометрией крыла.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Начиная с 1945 года, Великобритания провела ряд исследований свойств и использования крыльев изменяемой геометрии . [ 1 ] Известный британский инженер и изобретатель сэр Барнс Уоллис начал изучать эту концепцию во время Второй мировой войны и стал одним из пионеров и сторонников крыла с изменяемой геометрией, задумав создать самолет, в котором отсутствовали традиционные функции, такие как вертикальный стабилизатор и руль направления , вместо этого использовался Крылья изменяемой геометрии для обеспечения основной управляемости на своем месте. В 1946 году Уоллис опубликовал статью об этом исследовании, которая была быстро провозглашена крупным научным прорывом в авиационной промышленности. [ 1 ] Уоллис начал выступать за производство самолета, военного или гражданского, в котором использовалось бы крыло с изменяемой геометрией. [ 2 ] Министерство снабжения и Министерство обороны организовали серию испытаний, чтобы продемонстрировать применение технологии к снарядам как в исследовательских целях, так и в качестве потенциальной формы противовоздушной обороны ; Пока Уоллис работал над этой исследовательской программой, он продолжал продвигать концепцию пилотируемого самолета с изменяемой геометрией. [ 3 ]
В 1951 году Министерство снабжения выпустило Спецификацию ER.110T , в которой искался пилотируемый самолет с изменяемой геометрией, пригодный для исследовательских полетов; однако ER.110T будет отменен без заказа из-за острой потребности в более обычных трансзвуковых боевых самолетах. [ 4 ] В какой-то момент Уоллис рассмотрел перспективы создания заявки с изменяемой геометрией для спецификации OR.330 , которая требовала сверхзвукового самолета-разведчика / стратегического бомбардировщика . Он задумал большой самолет, оснащенный подвижным треугольным крылом , который он назвал «Ласточкой» ; однако в середине испытаний масштабной модели в свободном полете финансирование исследований Уоллиса было прекращено министерством в июне 1957 года. [ 5 ] В 1958 году исследовательские усилия были возобновлены в сотрудничестве с Программой взаимного развития вооружений НАТО , в рамках которой все исследования Уоллиса с изменяемой геометрией были переданы американцам. [ 5 ]
В середине 1950-х годов несколько британских производителей самолетов заинтересовались использованием крыльев с изменяемой геометрией в своих предлагаемых конструкциях. Среди этих проектных исследований была сверхзвуковая модификация Folland Gnat и проект Vickers по разработке большого ударного самолета с изменяемой геометрией в соответствии со Спецификацией GOR.339 для сверхзвукового бомбардировщика с ядерным вооружением . [ 6 ] В 1964 году недавно созданная Британская авиастроительная корпорация (BAC) решила использовать более ранние разработки Виккера с изменяемой геометрией для нового исследования конструкции, получившего обозначение BAC P.45. Концептуальный BAC P.45 разрабатывался как «легкий ударный» двухместный учебно-тренировочный самолет. [ 7 ] [ 9 ] BAC решительно выступал за правительственный заказ на этот тип для оснащения Королевских ВВС (RAF), что было одним из ряда предложенных проектов. [ Н 2 ] которые были произведены несколькими конкурирующими производителями в соответствии со спецификацией AST.362 . [ 11 ] По словам авиационного автора Дерека Вуда, несмотря на то, что конструкция P.45 была «очевидным выбором», министр обороны Денис Хили отклонил ее в пользу перспективного соглашения о сотрудничестве с Францией для совместного проекта на основе Br. 121 ECAT («Тренажер тактической боевой поддержки») от Breguet Aviation . [ 12 ]
Англо-французское сотрудничество
[ редактировать ]Начиная с 1964 года, между правительствами Франции и Великобритании состоялась серия углубленных обсуждений перспективных совместных программ военной авиации; они включали переговоры между Генделем Дэвисом, сопредседателем англо-французского комитета, и его французским коллегой, генерал-инженером Лекамю, в рамках переговоров о запуске двух новых боевых самолетов. Согласно этим переговорам, французы возьмут на себя ведущую роль в разработке нового легкого штурмовика/учебно-тренировочного самолета, а британцы должны будут взять на себя руководство проектом многоцелевого истребителя. [ 13 ] Этот многоцелевой самолет должен был оснащаться крылом изменяемой геометрии и предназначался для выполнения ударных , разведывательных и перехватывающих ролей. [ 14 ]
17 мая 1965 года, после отмены сверхзвукового тактического и ударного бомбардировщика BAC TSR-2 , правительства Великобритании и Франции объявили о подписании пары соглашений, охватывающих два совместных проекта; один основан на предложении Breguet Aviation Br.121 ECAT («Тренажер тактической боевой поддержки»); Позже, после отмены AFVG, он превратился в SEPECAT Jaguar . Другим был AFVG, более крупный истребитель с изменяемой геометрией , способный перевозить авианосцы для ВМС Франции ( Aéronavale ), а также выполнявший функции перехватчика, тактического удара и разведки для Королевских ВВС. [ 15 ] [ 14 ] AFVG должен был быть разработан совместно BAC и Dassault Aviation , предлагаемый двигатель M45G турбовентиляторный для привода самолета также должен был быть совместно разработан SNECMA и Bristol Siddeley . [ 14 ]
Технические характеристики конструкции
[ редактировать ]
13 июля 1965 года было выпущено техническое задание на технико-экономическое обоснование AFVG; по словам Вуда, спецификация очень напоминала ту, которая была ранее выпущена для отмененного TSR-2. [ 16 ] AFVG должна была иметь максимальную скорость 800 узлов на уровне моря и 2,5 Маха на высоте. Он должен был обладать минимальным боевым радиусом 500 морских миль, перегоночной дальностью 3500 морских миль, а носовая РЛС перехвата самолетов должна была иметь минимальную дальность действия 60 морских миль. [ 17 ] Вооружение должно было включать пару 30-мм пушек и тактическую ядерную бомбу массой 2500 фунтов . Однако спецификация неоднократно пересматривалась, выпуск окончательной спецификации Уайтхоллом был отложен до апреля 1966 года. [ 17 ]
Вуд заметил, что требования спецификации носили многоцелевой характер, сродни Hawker Siddeley P.1154 и General Dynamics F-111K с изменяемой геометрией . [ 17 ] На вооружении британских ВВС AFVG изначально предназначался для использования в качестве истребителя, заменив английский Electric Lightning в задачах перехватчика. [ 18 ] Однако после решения о закупке вместо этого McDonnell Douglas F-4 Phantom II американского производства , ожидаемая роль AFVG была изменена в 1966 году и стала дополнением к F-111K. [ Н 3 ] ударный самолет на замену английским Electric Canberra и V. бомбардировщикам [ 19 ]
AFVG должен был оснащаться парой турбовентиляторных двигателей SNECMA/Bristol Siddeley M45G , питание которых должно было осуществляться через полуамортизаторные конусные воздухозаборники типа Mirage. [ 20 ] Контракт на программу разработки двигателей должен был быть выдан французским правительством совместному предприятию SNECMA/Bristol Siddeley, зарегистрированному во Франции. [ 19 ]
Отмена
[ редактировать ]Для Марселя Дассо, основателя фирмы, носившей его имя, отказ от руководства крупным проектом и, по сути, принятие подчиненной позиции по отношению к BAC в AFVG поставили под угрозу долгосрочную цель его компании - стать ведущим генеральным подрядчиком по боевым самолетам. [ 21 ] Менее чем через год Dassault начала активно подрывать проект AFVG, работая над двумя конкурирующими «внутренними» проектами: Mirage G с изменяемой геометрией и Mirage F1 . [ 22 ] По словам Вуда, ни Dassault, ни французские ВВС с самого начала не проявляли энтузиазма по поводу проекта: последние хотели создать собственный самолет, оснащенный крыльями изменяемой геометрии, в то время как первые определили, что AFVG не подтвердила ни один из них. планы на будущее оборудование. [ 14 ] В то время как Великобритания стремилась закупить боеспособный ударный самолет, Франция хотела самолет-перехватчик; эти требования к дизайну для этих разных ролей были относительно исключающими друг друга. [ 17 ]
Собственный набор требований Великобритании к AFVG был осложнен попыткой уместить требования как RAF, так и Королевского флота в один планер. [ 17 ] Соответственно, в качестве меры для достижения разумных характеристик были предложены две разные версии AFVG: одна представляла собой многоцелевой истребитель, оснащенный импульсно-доплеровским радаром и ракетами класса «воздух-воздух», а другая должна была быть ударным самолетом с ограниченными возможностями. в качестве перехватчика. [ 17 ]
В июне 1967 года французское правительство объявило о выходе из проекта AFVG якобы по соображениям стоимости. [ Н 4 ] [ 24 ] Крах программы AFVG серьезно обеспокоил позицию Великобритании, которая решила полагаться на англо-французское сотрудничество и боевые самолеты американской разработки для удовлетворения своих потребностей. [ 25 ]
Одностороннее решение Франции привело к дебатам порицания в Палате общин. [ 26 ] [ 24 ] К 1967 году, когда французы решили выйти из программы AFVG, министерство авиации столкнулось с дилеммой, связанной с неизбежной перспективой отмены F-111K - решение, которое было принято в ноябре 1967 года и должно было быть официально оформлено 20 марта 1968 года. . [ 27 ] До этого момента Великобритания потратила 2,5 миллиона фунтов стерлингов на AFVG, практически не получив никакой выгоды. [ 25 ] Чтобы оправдать отсутствие какого-либо нового ударного самолета после провала нескольких проектов по его разработке или закупке, Хили решил полностью отказаться от требования о его наличии. Так, в 1968 году премьер-министр Гарольд Вильсон вместе с Хили объявил, что британские войска будут выведены в 1971 году с крупных военных баз в Юго-Восточной Азии, Персидском заливе и на Мальдивах , известных под общим названием « К востоку от Суэца ». [ 28 ] [ 29 ] [ 25 ]
Редизайн
[ редактировать ]Учитывая перспективу отсутствия действующего самолета для выполнения ударной роли Королевских ВВС, BAC решила модернизировать конструкцию AFVG, исключив возможности авианосца, которые больше не были необходимы, в более крупный и более ориентированный на удар самолет с изменяемой геометрией. С BAC были заключены холдинговые контракты для поддержки проекта, который был переименован в самолет с изменяемой геометрией Соединенного Королевства (UKVG). [ 27 ] [ 25 ] В ноябре 1967 года BAC выпустил брошюру по предложению UKVG; Будут выпущены различные предложения, касающиеся использования нескольких различных двигателей. быстрый выпуск самолета-демонстратора, оснащенного парой двигателей Rolls-Royce/MAN Turbo RB153 . турбовентиляторных Обсуждался также [ 25 ]
Хотя финансирование UKVG в Соединенном Королевстве было серьезно ограничено, британское правительство стремилось найти партнеров в лице членов НАТО. [ Н 5 ] продвижение концепции создания и закупок общего ударного самолета НАТО. В июле 1968 года был подписан меморандум о взаимопонимании между Великобританией, Западной Германией , Италией , Нидерландами , Бельгией и Канадой . [ 30 ] Этот меморандум в конечном итоге привел к запуску многонационального проекта многоцелевого боевого самолета (MRCA), который, в свою очередь, продолжил производство самолета с изменяемой геометрией для выполнения ударных, разведывательных и перехватывающих задач в форме Panavia Tornado. [ 13 ] [ 31 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные отмененного проекта: катастрофа британских заброшенных авиационных проектов [ 32 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 17,43 м (57 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 12,98 м (42 фута 7 дюймов) (размах крыльев)
- Высота: 5,39 м (17 футов 8 дюймов)
- Полная масса: 13 608–22 680 кг (30 001–50 001 фунт)
- Силовая установка: 2 SNECMA/Bristol Siddeley M45G с форсажным двигателем. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 3017 км/ч (1875 миль в час, 1629 узлов)
- Максимальная скорость: 2,5 Маха.
- Дальность действия: 6486 км (4030 миль, 3502 морских миль)
- Практический потолок: 18 290 м (60 010 футов)
Вооружение
- Орудия: 2 30-миллиметровые (1,2 дюйма) автопушки.
- Бомбы: тактическое ядерное оружие массой 1134 кг (2500 фунтов).
Авионика
Наземный картографический радар + СКР
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ В то время использовался термин «переменная геометрия».
- ^ BAC P.45/P.61 присоединился к Folland Fo.147, Hawker Siddeley P.1173, Hunting H.155 и Vickers 593 в качестве претендентов на соответствие требованиям усовершенствованного истребителя/тренировочного самолета AST.362. [ 10 ]
- ^ Еще одна конструкция с изменяемой геометрией (VG) из США, заменяющая отмененный TSR-2.
- ^ По данным авиационного издания Flight International , Dassault получила ценные данные о конфигурациях с изменяемой геометрией из программы AFVG и, возможно, использовала оправдание проблем с затратами, чтобы перенаправить средства и данные на свои собственные проекты VG. [ 23 ]
- ^ Обращались к Бельгии, Канаде, Италии, Нидерландам и Западной Германии. [ 13 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 182.
- ^ Вуд 1975, стр. 182, 184.
- ^ Вуд 1975, стр. 184–185.
- ^ Вуд 1975, с. 189.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, стр. 189, 191.
- ^ Вуд 1975, стр. 192, 195, 197–198.
- ^ Вуд 1975, стр. 199, 200.
- ^ Уиллокс 2002, с. 35.
- ^ BAC прекратила работу над P.45 и его последующим проектом P.61 в 1965 году. [ 8 ]
- ^ Гастингс, Дэвид. «SEPECAT Jaguar: Истоки». Архивировано 19 июня 2016 года в Wayback Machine Target Lock , 2010. Дата обращения: 13 февраля 2011 года.
- ^ Боуман 2007, с. 13.
- ^ Вуд 1975, стр. 200, 202.
- ^ Jump up to: а б с «Некролог: Гендель Дэвис». The Guardian, 24 мая 2003 г. Дата обращения: 29 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вуд 1975, с. 202.
- ^ «Англо-французские проекты продолжаются... 2. AFVG и ее двойная роль» . Рейс Интернешнл . 26 января 1967 г. с. 112. Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года . .
- ^ Вуд 1975, стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вуд 1975, с. 203.
- ^ Гарднер 1981, с. 137.
- ^ Jump up to: а б «Подробности программы AFVG: вопросы и некоторые ответы из дебатов палаты общин по вопросам обороны». Рейс через Flightglobal.com, 9 марта 1967 г. Дата обращения: 29 января 2011 г.
- ^ Моррис 1994, с. 137.
- ^ Гарднер 2006. стр. 214–215.
- ^ ДеВор, Марк. «Налаживание сотрудничества: исследование неоптимальных характеристик и совместных боевых самолетов». allacademic.com. Дата обращения: 2 февраля 2011 г.
- ^ «Военные и исследования». Рейс через Flightglobal.com, 1 июня 1967 г. Дата обращения: 29 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, стр. 203–204.
- ^ Jump up to: а б с д и Вуд 1975, с. 204.
- ^ «Мистер Хили под огнем: дебаты о порицании AFVG». Рейс через Flightglobal.com, 20 июля 1967 г. Дата обращения: 29 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Херон 2002, с. 11.
- ^ "Что теперь с Британией?" Оценка разведки Государственного департамента «особых отношений», 7 февраля 1968 г., Джонатан Колман.
- ^ Фам, Польша (2010). Конец «к востоку от Суэца»: решение Великобритании уйти из Малайзии и Сингапура в 1964–1968 гг . ОУП Оксфорд. п. 22. ISBN 978-0-19-161043-1 .
- ^ Вуд 1975, стр. 204, 206.
- ^ Вуд 1975, с. 206.
- ^ Вуд 1986, с. 185.
Библиография
[ редактировать ]- Боуман, Мартин В. СЕПЕКАТ Jaguar. Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen and Sword Books, 2007. ISBN 1-84415-545-5 .
- Гарднер, Чарльз. Британская авиастроительная корпорация: история . Лондон: BT Batsford Limited, 1981. ISBN 0-7134-3815-0 .
- Гарднер, Роберт. От прыгающих бомб до Конкорда: авторизованная биография пионера авиации сэра Джорджа Эдвардса OM. Страуд, Глостершир, Великобритания: Sutton Publishing, 2006. ISBN 0-7509-4389-0 .
- Херон, капитан группы Джок. «Разрушение требований». Рождение Торнадо. Лондон: Историческое общество Королевских ВВС, 2002. ISBN 0-9530345-0-X .
- Моррис, Питер В.Г. Управление проектами. Рестон, Вирджиния: Американское общество инженеров-строителей, 1994. ISBN 978-0-7277-1693-4 .
- Уоллес, Уильям. «Британские внешние отношения и Европейское сообщество: меняющийся контекст внешней политики». JCMS: Журнал исследований общего рынка, том 12, выпуск 1, сентябрь 1973 г., стр. 28–52.
- Уиллокс, Джерри. «Торнадо/MRCA: Установление партнерских отношений | Партнерские отношения и технология планеров». Рождение Торнадо. Лондон: Историческое общество Королевских ВВС, 2002. ISBN 0-9530345-0-X .
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5 .
- Вуд, Дерек. Проект отменен: катастрофа британских заброшенных авиационных проектов . Лондон: Jane's , 2-е издание, 1986. ISBN 0-7106-0441-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Англо-французские проекты продолжаются... AFVG и ее двойная роль». Полет , 26 января 1967 г.
- «Англо-французские проекты продолжаются... Включает концептуальный рисунок художника вариантов RAF и французского флота, выполненный иллюстратором полетов Фрэнком Мангером», Flight, 26 января 1967 г.
- Самолет Британской авиастроительной корпорации
- Отмененные проекты военных самолетов Франции
- Отмененные проекты военных самолетов Соединенного Королевства
- Самолет группы Дассо
- Высокоплановый самолет
- Твинджеты
- Панавиа Торнадо
- Самолет с изменяемой геометрией крыла
- Военные отношения Франции и Великобритании