Входной конус
Впускные конусы (иногда называемые ударными конусами или впускными центральными корпусами). [ 1 ] ) являются компонентом некоторых сверхзвуковых самолетов и ракет. Они в основном используются на прямоточных воздушно-реактивных двигателях , таких как D-21 Tagboard и Lockheed X-7 . Некоторые турбореактивные самолеты, включая Су-7 , МиГ-21 , English Electric Lightning и SR-71, также используют входной конус.
Цель
[ редактировать ]Входной конус, как часть воздухозаборника типа Осватича, используемого на сверхзвуковых самолетах или ракетах, представляет собой трехмерную поверхность, на которой происходит сверхзвуковое прямоточное сжатие газотурбинного двигателя или прямоточной камеры сгорания посредством косых ударных волн. Замедление воздуха до низких сверхзвуковых скоростей с помощью конуса сводит к минимуму потерю общего давления (увеличивает восстановление давления). Кроме того, конус вместе с кромкой впускного кожуха определяют область, регулирующую поток, поступающий во впускное отверстие. Если поток превышает требуемый двигателем, может возникнуть нестабильность положения амортизатора (гул). Если давление меньше требуемого, то восстановление давления будет ниже, что уменьшит тягу двигателя. [ 2 ]
Впускное отверстие с конусом может использоваться для подачи воздуха под высоким давлением в прямоточное воздушно-реактивное оборудование, которое обычно приводится в движение от вала газотурбинного двигателя, например, для привода турбонасосов для топливного насоса на прямоточном воздушно-реактивном воздушно-реактивном двигателе Bristol Thor и гидравлической энергии на ракете Bristol Bloodhound .
Форма
[ редактировать ]Угол конуса выбирается таким, чтобы при расчетных условиях воздухозаборника (1,7 Маха для English Electric Lightning ) воздухозаборника [ 3 ] ), ударная волна, образующаяся на его вершине, совпадает с кромкой капота. Входное отверстие пропускает максимальный поток воздуха и обеспечивает максимальное восстановление давления. [ 4 ] Более высокая расчетная скорость может потребовать двух косых ударов, сосредоточенных на кромке, для поддержания приемлемого восстановления давления и пропускания максимального потока воздуха. В этом случае необходим биконический конус с двумя углами (у прямоточного воздушно-реактивного двигателя Bristol Thor углы составляют 24 и 31 градус при расчетной скорости 2,5 Маха). [ 5 ] Для более высоких скоростей можно использовать более плавный переход между углами конуса в так называемом изэнтропическом шипе ( ПВРД Marquardt RJ43 ). [ 6 ]
Конический корпус может представлять собой центральный корпус с полным конусом в круглом воздухозаборнике ( МиГ-21 ), полуконус в боковом воздухозаборнике фюзеляжа ( Lockheed F-104 Starfighter ) или четверть конуса в боковом воздухозаборнике/подкрыле ( General Dynamics). Ф-111 Муравьед ).
Задняя часть конуса, превышающая его максимальный диаметр, обращенная назад и невидимая внутри воздуховода, имеет форму по той же причине, что и выступающая передняя часть. Видимый конус представляет собой сверхзвуковой диффузор с требованием малых потерь полного давления, а задняя, обтекаемая часть, вместе с профилем внутренней поверхности воздуховода образует дозвуковой диффузор, также с требованием малых потерь полного давления, т.к. воздух замедляется до числа Маха на входе в компрессор.
Для чисел Маха ниже 2,2 все ударное сжатие осуществляется снаружи. При более высоких числах Маха часть сверхзвуковой диффузии должна происходить внутри воздуховода, что называется внешним/внутренним или смешанным сжатием. В этом случае задняя часть обращенной вперед конической поверхности вместе с профилем внутренней поверхности канала продолжает сверхзвуковую диффузию с отраженными косыми скачками до окончательного нормального скачка. В случае Lockheed SR-71 Blackbird , у которого часть сверхзвукового сжатия происходила внутри воздуховода, шип и внутренние поверхности капота были изогнуты для постепенного изэнтропического сжатия. [ 7 ] Входной конус также имеет различные осевые положения, позволяющие контролировать изменение площади захвата в зависимости от площади внутреннего горла воздуховода. Для наилучшей работы впуска это требуемое соотношение площадей увеличивается с увеличением числа Маха полета, отсюда и большое перемещение впускного конуса на SR-71 , который должен был хорошо работать от низких скоростей до 3,2 Маха. На SR-71 конус движется назад с более высокой скоростью. [ 8 ]
Операция
[ редактировать ]На дозвуковых скоростях полета конический воздухозаборник работает так же, как воздухозаборник Пито или дозвуковой диффузор. Однако, когда транспортное средство переходит на сверхзвуковую скорость, возникает коническая ударная волна. появляется, исходящая из вершины конуса. Площадь потока через ударную волну уменьшается и воздух сжимается. По мере увеличения числа Маха полета коническая ударная волна становится более наклонной и в конечном итоге сталкивается с впускной кромкой.
Для более высоких скоростей полета становится необходимым движущийся конус, позволяющий более эффективно осуществлять сверхзвуковое сжатие в более широком диапазоне скоростей. При увеличении скорости полета в типичном сверхзвуковом воздухозаборнике осватичского типа - конус перемещается вперед (МиГ-21), а если конусный воздухозаборник неосватичского типа (СР-71) - перемещается назад, или во впуск. В обоих случаях из-за формы поверхности конуса и внутренней поверхности воздуховода площадь внутреннего потока становится меньше, чем необходимо для продолжения сверхзвукового сжатия воздуха. Сжатие, происходящее на этом пути, называется «внутренним сжатием» (в отличие от «внешнего сжатия» на конусе). В минимальной площади потока, или горловине, возникает нормальный или плоский скачок уплотнения. Затем площадь потока увеличивается для дозвукового сжатия или диффузии вплоть до лицевой поверхности двигателя.
Положение конуса внутри воздухозаборника обычно контролируется автоматически, чтобы плоская ударная волна была правильно расположена сразу за горловиной. Определенные обстоятельства могут привести к выбросу ударной волны из воздухозаборника. Это известно как unstart .
Альтернативные формы
[ редактировать ]Некоторые воздухозаборники имеют биконический центральный корпус ( МИГ-21 ), образующий две конические ударные волны, обе сфокусированные на кромке воздухозаборника. Это улучшает восстановление давления. Некоторые самолеты ( BAC TSR-2 , F-104 , Mirage III ) используют полуконический центральный корпус. F -111 имеет четверть конуса, который перемещается в осевом направлении, за которым следует расширяющаяся конусная секция.
Конкорд , Ту-144 , F-15 Eagle , МиГ-25 Foxbat и A-5 Vigilante используют так называемые 2D воздухозаборники, где гондола имеет прямоугольную форму, а плоская впускная рампа заменяет двойные конусы. Пандусы на впуске позволяют использовать стреловидные обтекатели воздухозаборников ( F-22 Raptor , F-35 Lightning II ), чтобы избежать толчков.
Некоторые другие сверхзвуковые самолеты ( Eurofighter Typhoon ) используют регулируемую нижнюю кромку капота. [ 9 ] для работы под большим углом атаки и системой слива (пористая стенка), встроенной в впускную рампу для облегчения стабилизации ударной системы при сверхзвуковых числах Маха. Для улучшения потока на впуске (уменьшения искажений) воздух сбрасывается через выпускной патрубок на стороне рампы после впуска. Рампа, отделенная от фюзеляжа отклоняющим устройством, создает косой удар для замедления потока. Передняя кромка разделительной пластины, разделяющей два воздухозаборника, расположена за этим косым скачком скачка. [ 10 ]
Многие сверхзвуковые самолеты ( F-16 Fighting Falcon ) обходятся без конического центрального корпуса и используют простой воздухозаборник Пито . Прямо перед входным отверстием на сверхзвуковых скоростях полета возникает отрывной сильный нормальный скачок уплотнения, что приводит к плохому восстановлению давления.
НАСА протестировало альтернативу воздухозаборнику внешнего/внутреннего сжатия или воздухозаборнику смешанного сжатия, необходимому для скоростей выше примерно 2,2 Маха (ниже этой скорости используются воздухозаборники с полностью внешним сжатием). Впускное отверстие смешанного сжатия подвержено пуску или выбросу внутреннего удара в переднюю часть впускного отверстия. Входное отверстие НАСА, которое они называют параметрическим входным отверстием, выполняет все сверхзвуковое сжатие снаружи, поэтому внутри воздуховода в потенциально нестабильном месте не возникает ударов. [1]
Различные типы входного конуса
[ редактировать ]-
Молния фиксированный конус
-
F-111C с фиксированным четвертьконусом
-
Су-22 Переводящий конус
-
Mirage III переводящий полуконус
-
SR-71 перевод положения конуса
-
ПВРД Marquardt RJ43 с изэнтропическим шипом, прикрепленным к ракетам Bomarc
-
П-500 «Базальт» Противокорабельная ракета
См. также
[ редактировать ]- Указатель авиационных статей
- Аэроспайк двигатель
- Аэроспайк, снижающий сопротивление
- Конструкция носового конуса
- Разделительная пластина
Ссылки
[ редактировать ]- ^ НАСА Драйден [ постоянная мертвая ссылка ] Центральный воздухозаборник для F-15
- ^ "Силовая установка самолета", PJMcMahon 1971, ISBN 0 273 42324 X , стр. 216 262.
- ^ "Годы испытаний", Роланд Бимонт, 1980, ISBN 0 7110 1072 2 , стр. 105
- ^ «Реактивное движение для аэрокосмических применений», второе издание, Гессен и Мамфорд, 1964 г., Номер карточки в каталоге Библиотеки Конгресса: 64-18757, раздел 5.7 «Режимы работы сверхзвукового диффузора»
- ^ «Заборы ПВРД», Т.Кейн, Gas Dynamics Ltd., 2 Clockhouse Road, Фарнборо, GU147QY, Хэмпшир, Великобритания, RTO-EN-AVT-185, стр.5-10
- ^ «Реактивное движение для аэрокосмических применений», второе издание, Гессен и Мамфорд, 1964 г., Номер карточки в каталоге Библиотеки Конгресса: 64-18757, стр.383
- ^ «Сверхзвуковой воздухозаборник для реактивных двигателей» Дэвид Х. Кэмпбелл, Lockheed Aircraft Corporation, Патентное ведомство США 3 477 455
- ^ «Сверхзвуковой воздухозаборник для реактивных двигателей», Дэвид Х. Кэмпбелл, Lockheed Aircraft Corporation, Патентное ведомство США, 3 477 455
- ^ http://data3.primeportal.net/hangar/luc_colin3/eurofighter_typhoon_ehlw/images/eurofighter_typhoon_ehlw_58_of_59.jpg [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ ADPO11111 НАЗВАНИЕ: Векторизация тяги для перспективных истребителей - Исследования приема атаки под большим углом
- Основы газовой динамики; Клаус ОСВАТИЧ. Спрингер, 1976.
- Бенсон, Т. (2004). Индекс аэродинамики высокой скорости . Проверено 19 ноября 2004 г.
- Иден П. и Моенг С. (2002). Анатомия современных военных самолетов . Аэроспейс Паблишинг Лтд. ISBN 1-58663-684-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с впускными конусами, на Викискладе?