Lockheed D-21
D-21 | |
---|---|
![]() D-21, демонстрирующий в Национальном музее ВВС США | |
Общая информация | |
Тип | Высокий и высокоскоростный разведывательный беспилотник |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Lockheed |
Основные пользователи | Центральное разведывательное агентство |
Номер построен | 38 |
История | |
Дата введения | 1969 |
Первый полет | 22 декабря 1964 года |
Ушедший на пенсию | 1971 |
Lockheed D-21 -это американский сверхзвуковой разведывающий беспилотник . D-21 был первоначально разработан для запуска с задней части самолета M-21 , варианта самолета Lockheed A-12 . Дрон имел максимальную скорость, превышающую MACH 3,3 (2200 миль в час; 3600 километров в час) на эксплуатационной высоте 90 000 футов (27 000 метров). Разработка началась в октябре 1962 года. Первоначально известный под обозначением Lockheed Q-12, беспилотник был предназначен для разведки глубоко в воздушном пространстве врага.
D-21 был разработан для того, чтобы переносить одну фотографическую камеру с высоким разрешением по предварительно запрограммированной дорожке, а затем выпустить модуль камеры в воздух для поиска, после чего беспилотник будет самоуничтоживать. [ 1 ] После смертельной аварии при запуске с M-21 D-21 был модифицирован для запуска от стратофортриса B-52 Boeing . Было проведено несколько успешных испытательных рейсов, за которыми последовали по меньшей мере четыре неудачных операционных рейса D-21 по Китаю, прежде чем программа была отменена в 1971 году.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]В 1960-х годах секретные работы Lockheed's Secret Skunk Works разработали самолет Mach 3 A-12 разведывания для Центрального разведывательного управления (CIA). После того, как в 1960 году была сбила съемка U -2, пилотируемой Гэри Пауэрсом , в качестве альтернативы были предложены несколько различных концепций. Келли Джонсон , лидер Skunk Works, разработал концепцию долгосрочного беспилотника, который использовал большую часть технологии A-12. В октябре 1962 года ЦРУ и ВВС США (ВВС ВВС) поручили Lockheed изучить высокоскоростную концепцию высокогорного беспилотника. Джонсон указал скорости Маха 3,3–3,5, операционную высоту 87 000–95 000 футов (27 000–29 000 м) и диапазон 3000 морских миль (3500 миль; 5600 км). Он был предназначен для поездки в одну сторону, выбросит полезную нагрузку камеры в конце миссии для восстановления, а затем самоуничтожению. [ 2 ] У него было двойное дельта-крыло, похожее на дизайн крыла A-12. Q-12 должен был быть запущен в воздухе от задней части A-12 и использовал ключевую технологию из проекта A-12, включая строительство титана и радара . функции сокращения [ 3 ]

Джонсон хотел привлечь Q-12 с помощью двигателя Ramjet , построенного корпорацией Marquardt для Boeing Cim-10 Bomarc Bomarc Long-Drange Surface-Air ракет . Марквардт и Локхид уже сотрудничали в нескольких программах и имели тесные рабочие отношения. Двигатель, RJ43-MA-11 , требовал модификации, поскольку он был предназначен только для сжигания, если ракета была необходима для достижения цели, в то время как двигатель Q-12 должен был работать при высоких температурах не менее часа и половина на больших высотах. Модифицированный двигатель был обозначен RJ43-MA20S-4 . [ 2 ]
Полномасштабный макет Q-12 был готов к 7 декабря 1962 года и уже прошел предварительные тесты для измерения его поперечного сечения радара. Marquardt также успешно проверил модифицированный RJ-43 в его ветряной туннеле . [ 4 ] ЦРУ не было в восторге от Q-12, в основном потому, что в то время агентство было чрезмерно пережитовано с миссиями U-2, что привело к скорости A-12 и с скрытыми операциями в Юго-Восточной Азии. ВВС США заинтересовался Q-12 как платформой разведывания и круизной ракету , и ЦРУ наконец решило поработать с ВВС США для разработки нового беспилотника. Lockheed был заключен контракт в марте 1963 года на полномасштабное развитие Q-12. [ 3 ]
Камера и ее кино журнала с инерционной навигационной системой беспилотника были перенесены в тесном «Q-Bay» под воздухом . Эти компоненты были встроены в модуль, который вписывается в залив и был известен как «люк». Хэтч будет выброшен в конце миссии, а затем вытащится из воздуха JC-130 Hercules , техника, которая была разработана ВВС США для восстановления пленки из воздушных шаров и спутников. Если C-130 пропустил, люк был оснащен флотационными устройствами, чтобы его можно было восстановить на корабле, если он выпущен на воде. Honeywell построил системы авионики ; Новые методы строительства и материалы должны были быть разработаны для систем, чтобы выдерживать высокие температуры, экстремальные вибрации и отсутствие места в D-21. [ 5 ]

В конце 1963 года проект был назван Tagboard ; Q-12 был переизведен D-21, в то время как пусковая установка версии A-12 стала M-21 (D- для «дочери» и M- для «Матери»). Два из первоначальных самолетов A-12 были обозначены как M-21 с серийными номерами 60-6940 и 60-6941. M-21 представлял собой двухместную версию A-12 с пилоном на центральной линии фюзеляжа между вертикальными стабилизаторами, чтобы нести беспилотник в носовом отношении. [ 6 ]
Тестирование и изменение носителя
[ редактировать ]D-21, установленный на M-21, начал тестирование полета в неволе 22 декабря 1964 года. Аэродинамические крышки были первоначально размещены на потребление D-21 и выхлопные газа, чтобы уменьшить сопротивление , но должны были быть удалены после первых нескольких тестов, так как нет. Способ отказаться от них на Мах 3 без повреждения беспилотника или самолета -носителя может быть разработан. [ 7 ]
D-21 был впервые запущен с M-21 5 марта 1966 года. [ 8 ] Дрон был выпущен, но в течение нескольких секунд оставался рядом с спиной M-21, что казалось «двумя часами» для команды M-21. [ 9 ] Второй запуск состоялся 27 апреля 1966 года; D-21 достиг своей эксплуатационной высоты 90 000 футов (27 000 м) и скорости более 3,3 (2200 миль в час; 3600 км/ч), но был потерян из-за сбоя гидравлического насоса после полета более 1200 нм (12400 миль. ;; Интерес ВВС США к программе продолжался, и после второго запуска было заказано больше D-21. [ 8 ] Третий рейс состоялся 16 июня, когда D-21 пролетел 1550 нми (1800 миль; 2900 км) через полный профиль полета; Его камера не был выпущен из -за сбоя электроники. [ 10 ]
Четвертый и последний запуск M-21 30 июля закончился катастрофой. В отличие от трех предыдущих запусков, этот был выполнен прямой и ровной, а не в внешнем цикле , чтобы помочь в отделении беспилотника от самолета. D-21 пострадал от непревзойденного двигателя [ 11 ] и поразил хвост М-21 после разделения, что привело к разрушению обоих самолетов. Два экипажа выбросили и приземлились в море. Пилот, Билл Парк, выжил, но сотрудник по контролю за запуском, Рэй Торрик, утонул. [ 10 ] [ 12 ]

После аварии Джонсон предложил запустить D-21 из бомбардировщика B-52 Stratofortress Boeing B-52 и добавить твердый ракетный усилитель , чтобы повысить его. [ 13 ] Дрон был модифицирован путем добавления точек прикрепления на позвоночнике, чтобы спариваться с переносным пилоном на B-52, и его точки прикрепления живота были адаптированы для размещения ракетного усилителя, необходимого для увеличения его скорости и разрешения его рамке. Его вертикальный стабилизатор был увеличен в размере примерно на 20%. Модифицированная версия дронов была обозначена D-21B (не было D-21A ). Два B-52HS были модифицированы, чтобы переносить два беспилотника с помощью двух больших пилонов под перекрытием, которые заменили более мелкие пилоны, используемые для круизных ракет AGM-28-го собак . Станции офицера « Хвостовой стрелки » и «Электронная война» были заменены двумя станциями управления запуска. Были добавлены командные и телеметрические системы, и были установлены высокоскоростные камеры для отслеживания дронов, когда они отделялись от пилонов. Сотрудник по контролю за запуском на B-52H может общаться с D-21B и может сделать его самоуничтожением. [ 14 ]

Твердоподпеллянт ракетный усилитель был большим и тяжелее беспилотника; Это было 44 фута 4 дюйма (14 м) длиной и весило 13 286 фунтов (6000 кг). У него был складной хвостовой плавник внизу, чтобы стабилизировать его, когда ракета стреляла. Убийство имело время сжигания 87 секунд и тяга 27 300 фунтов стерлингов (121 кН). [ 15 ] Во время наземного обращения с каждым в пределах 25 футов (7,6 м) требовалось ношение антистатических ремней, чтобы предотвратить любые сбросы статического электричества , которое могло бы зажечь усилитель. [ 16 ]
Первая попытка запустить D-21B была 28 сентября 1967 года, но беспилотник упал с пилона запуска B-52 из-за разряженной гайки на пилоне до того, как самолет достиг предполагаемой точки запуска. Джонсон признал, что инцидент был «очень смущающим». Еще три запуска были выполнены с ноября 1967 года по январь 1968 года. Ни один из них не был полностью успешным, поэтому Джонсон приказал своей команде провести тщательный обзор перед возобновлением попыток запуска. [ 17 ] Следующий запуск был 10 апреля 1968 года. Он также не удался, поскольку двигатель не зажигал. 16 июня D-21B наконец-то совершил совершенно успешный рейс; Он вылетел на указанной высоте и курсе для полного диапазона, и люк был извлечен. [ 18 ] Следующие два запуска были сбоями, за которым последовал еще один успешный рейс в декабре. Испытание в феврале 1969 года для проверки инерционной навигационной системы с использованием фактического профиля миссии был неудачей. Следующие два рейса в мае и июле преуспели. [ 19 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
По меньшей мере четыре операционные миссии с D-21B состоялись под кодовым названием Senior Bowl . Они были проведены по сравнению с Китаем с 9 ноября 1969 года по 20 марта 1971 года, чтобы шпионить за лаком или ядерными испытаниями LOP . 4200 -я эскадрилья ВВС США, базирующаяся на базе ВВС Била , штат Калифорния, выполнила миссии, обычно с базы ВВС Андерсена в Гуаме . [ 20 ]
Правительство Китая никогда не сообщало, что обнаруживает D-21B в полете. Первый не смог повернуться и продолжил прямо, рухнув в Советском Союзе. [ 21 ] Еще один испытательный рейс был проведен 20 февраля 1970 года в успешной попытке исправить любые проблемы. Вторая оперативная миссия была 16 декабря 1970 года. D-21B достиг LOP NOR и вернулся к точке восстановления, но люк имел частичный сбой парашюта и был потерян в море с его фотографиями. [ 18 ]
Во время третьей оперативной миссии 4 марта 1971 года D-21B вылетел в LOP NOR и не вернулся, и выпустил люк, который развернул его парашют, но восстановление в воздухе потерпела неудачу, и люк упал в воду. Разрушитель , который попытался забрать люк , запустил его, и он упал. Четвертый и последний рейс старшего чаша был 20 марта 1971 года. Он был потерян из -за Китая в финальном сегменте маршрута над Китайской провинцией Юньнань ; [ 22 ] Обломки были найдены местными властями. В 2010 году, после того, как в течение многих лет находился на свалке Китайского авиационного музея , обломки были перенесены в выставочную зону. [ 23 ]
По словам писателя Ллойда Спбергера, могли быть проведены по крайней мере два дополнительных операционных рейсов D-21B. Spanberger ссылается на интервью с подполковником Альфредом Крэном, который работал с классифицированными спутниками и беспилотниками Spy во время холодной войны , в которой Крейн описал обработку двух капсул пленки D-21B, оба из рейсов через Китай. В обоих случаях люк был успешно восстановлен (будь то в воздухе, используя JC-130 или в море, неизвестен), но только один дал любые удобные фотографии. Использование неправильного оборудования для обработки пленки привело к тому, что эмульсия на пленке первого беспилотника отделялась от ее базы, что сделало фотографии непригодными. По словам Спбергера, в другой миссии процесс разработки фильма был завершен без дальнейших препятствий. [ 24 ]
23 июля 1971 года программа D-21B была отменена из-за плохого уровня успеха, внедрения нового поколения спутников разведывания фото и президента Ричарда Никсона с Китаем. сближения [ 25 ] В общей сложности было построено 38 беспилотников D-21 и D-21B, 21 из которых было потрачено на запуски. Оставшиеся 17 были первоначально хранились на базе ВВС Нортон , штат Калифорния, затем переехали на базу ВВС Дэвис -Мон «Бониард» недалеко от Тусона, штат Аризона, [ 26 ] В 1976 и 1977 годах. С открытой для публики база беспилотники D-21 были быстро замечены и сфотографированы. Военно-воздушные силы назвали их GTD-21BS с GT, стоящим для обучения на земле. [ 27 ]
Судьба D-21, которая исчезла на первом оперативном полете, была выявлена в феврале 1986 года, когда чиновник из ЦРУ вернул группу Бена Рича , что он был дан советским агентом КГБ . Дрон самоуничтожился над Сибири, и Советы восстановили обломки. [ 28 ] Бюро Tupolev дизайна обратно инженерировало крушение и разработало планы советской копии под названием Voron (Raven), но он никогда не был построен. [ 29 ]
В конце 1990-х годов НАСА рассмотрело использование D-21 для тестирования гибридного ракетного двигателя комбинированного цикла, который работает как Ramjet или Rocket, в зависимости от его режима полета. В конечном итоге НАСА использовало производную гиперзвукового испытательного средства агентства для экспериментов. [ 30 ]
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]



- D-21B #510- Музей полета , Сиэтл , Вашингтон (установлен на оставшемся M-21 #60-6940) [ 31 ]
- D-21B #522- Музей воздуха Тихоокеанского побережья , округ Сонома, Калифорния [ 32 ]
- D-21B #524- Национальный музей ВВС США , база ВВС-Паттерсон , Огайо, Огайо [ 33 ]
- D-21B #525-Airpark Blackbird, Палмдейл, Калифорния [ 34 ]
- D-21B #527- Китайский авиационный музей , Пекин, Китай , обломки подразделения, потерянного над Китаем, 20 марта 1971 года. [ 35 ]
- D-21B #528- Музей воздуха Grissom возле Перу, штат Индиана [ 36 ]
- D-21B #530- Группа аэрокосмического обслуживания и регенерации (AMARG) на базе ВВС Дэвис-Мон , Тусон, Аризона . [ 34 ] )
- D-21B #533- Музей Pima Air & Space (рядом с Дэвис-Монтан АФБ), Тусон, Аризона [ 37 ]
- D-21B #534- Музей Evergreen Aviation , Макминнвилл, Орегон [ 38 ]
- D-21B #537- Музей воздушного воздуха в марте , база March Air , Риверсайд, Калифорния [ 39 ]
- D-21B #538- Южный музей полета , Бирмингем, Алабама [ 40 ]
- D-21B #539- Beale Air Base Base , недалеко от Мерисвилла, Калифорния [ 41 ]
Технические характеристики (Lockheed D-21)
[ редактировать ]Данные от темпа, [ 42 ] Лэндис и Дженкинс, [ 43 ] Дональд [ 44 ]
Общие характеристики
- Длина: 42 фута 10 в (13,06 м)
- Размах крыльев: 19 футов 0,25 дюйма (5,7976 м)
- Высота: 7 футов 0,25 дюйма (2,1400 м)
- Валовой вес: 11 000 фунтов (4990 кг)
- Силовая установка: 1 × Марквардт RJ43-MA-20S4 RAMJET , 1500 фунтов (6,7 кН)
Производительность
- Максимальная скорость: Маха 3,35
- Скорость круиза: 2524 миль в час (4062 км/ч, 2193 кН) (Маха 3,32) [ 45 ]
- Диапазон: 3500 миль (5,600 км, 3000 нм)
- Потолок обслуживания: 95 000 футов (29 000 м)
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дональд 2003, с. 154–56.
- ^ Jump up to: а беременный Goodall and Goodall 2002, p. 106
- ^ Jump up to: а беременный Пейс 2004, с. 55
- ^ Goodall and Goodall 2002, с. 106–107.
- ^ Goodall and Goodall 2002, с. 112–114.
- ^ Гудолл и Гудолл 2002, с. 107
- ^ Гудолл и Гудолл 2002, с. 109
- ^ Jump up to: а беременный Дональд 2003, с. 155
- ^ Peebles 1999, p. 125
- ^ Jump up to: а беременный Goodall and Goodall 2002, p. 108
- ^ Мерлин, 2009
- ^ Landis and Jenkins 2005, с. 24–25.
- ^ Landis and Jenkins 2005, с. 25–26.
- ^ Goodall and Goodall 2002, стр. 109, 113, 117.
- ^ Peebles 1999, p. 127
- ^ Goodall and Goodall 2002, с. 115–116.
- ^ Peebles 1999, p. 129
- ^ Jump up to: а беременный Goodall and Goodall 2002, p. 118
- ^ Миллер 1995, с. 141.
- ^ Goodall and Goodall 2002, с. 112, 118.
- ^ «Интервью с Джеймсом А. Каннингемом -младшим (директор по отделу проектов развития)» . ЦРУ 4 октября 1983 года. Архивировано с оригинала 23 января 2017 года.
- ^ Peebles 1999, p. 131.
- ^ "Lockheed D-21b № 527 Сейчас в Китайском музее авиации" . Airforceworld.com. Архивировано с оригинала 18 апреля 2019 года. Получено 29 августа 2011 года.
- ^ Spanberger, Lloyd (2014). Наша миссия раскрыта . Блумингтон: Xlibris Corporation. ISBN 978-1-49901-113-5 .
- ^ Peebles 1999, pp. 133–34.
- ^ Landis and Jenkins 2005, p. 28
- ^ Peebles 1999, p. 132.
- ^ Peebles 1999, p. 134.
- ^ Gordon and Digamant 2005, стр. 325-27.
- ^ Landis and Jenkins 2005, с. 28–29.
- ^ "Lockheed D-21b Drone" . Музей полета . Получено 5 апреля 2011 года .
- ^ "D-21 Drone" . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ «Информационный бюллетень ВВС США Lockheed D-21B» . Национальный музей ВВС США . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный Пейс 2004, с. 64
- ^ "Lockheed D-21 № 527 SR-71 Drone" . flickr.com , 5 августа 2010 года.
- ^ "GTD-21 Tagboard Drone" . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ "Lockheed D-21b" . Музей Air & Space Pima. Архивировано из оригинала 5 мая 2018 года . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ «Поддержка самолета» . Вечнозеленый авиационный музей . Получено 15 марта 2011 года .
- ^ "Lockheed D-21b (#537) Drone" . Музей мартовского полета . Получено 4 мая 2018 года .
- ^ «История нашего D21: статья»#538? » ( PDF) . Южный музей полета . Получено 16 августа 2021 года .
- ^ «Дрон холодной войны называет Била домой» . База ВВС Била. 29 марта 2013 года . Получено 18 ноября 2017 года .
- ^ Пейс 2004, с. 63.
- ^ Landis and Jenkins 2005, с. 23–25.
- ^ Дональд 2003, с. 154–55.
- ^ Кантрелл младший; Кэссиди, кр; MD (1 августа 1967 г.). «Операционные ограничения и характеристики во время спасания и запуска» (PDF) . Получено 29 марта 2022 года .
{{cite web}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Библиография
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид, изд. (2003). «Черные птицы Lockheed: A-12, YF-12 и SR-71». Черные самолеты . Norwalk, Connecticut: Airtime Publishing. ISBN 1-880588-67-6 .
- Гудолл, Джеймс С. и Нора Д. (2002). «Старшая чаша-локковая D-21». International Air Power Review . 3 Norwalk, Connecticut: Airtime Publishing: 106–119. ISSN 1473-9917 .
- Гордон, Ефим; Ригамант, Владимир (2005). OKB Tupolev: История дизайнерского бюро и его самолета . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4 Полем OCLC 475344733 .
- Лэндис, Тони Р.; Деннис Р. Дженкинс (2005). Lockheed Blackbirds . Warbird Tech. Тол. 10 (пересмотренный изд.). Северная филиал, Миннесота: Специальная пресса. ISBN 1-58007-086-8 .
- Мерлин, Питер (5 января 2009 г.). «Дизайн и разработка Blackbird: проблемы и извлеченные уроки» . Сервер технических отчетов НАСА (NTRS) . НАСА . Получено 24 января 2024 года .
- Миллер, Джей (1995). Lockheed Martin's Skunk Works (пересмотренный изд.). Лестер, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-037-0 .
- Пейс, Стив (2004). Lockheed SR-71 Blackbird . Суиндон: Кроуд Пресс . ISBN 1-86126-697-9 .
- Пиблс, Кертисс (1999). Темные Орлы: История самолетных американских авиационных программ (пересмотренное изд.). Новато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-696-х .
- Рич, Бен; Янос, Лео (1996). Скунс работает . Бостон: Литтл, Браун и Компания. ISBN 0-316-74300-3 .
- Spanberger, Lloyd (2014). Наша миссия раскрыта . Блумингтон: Xlibris Corporation. ISBN 978-1-49901-113-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Потеря M-21 и D-21, включая видео успешных запусков и столкновения в воздухе
- Справочник американских военных ракет и ракет
- Оружие точного разрушения
- Фотографии Lockheed D-21B № 527 в Китайском музее авиации, Пекин