Jump to content

Локхид ТриСтар (РАФ)

ТриСтар
TriStar K1 ZD948 приземляется на авиабазе RAF Брайз Нортон , Оксфордшир, 2013 г.
Роль Стратегический танкер/транспорт
Производитель Корпорация Локхид
Первый полет 16 ноября 1970 г. (L-1011)
Введение 24 марта 1986 г.
Ушедший на пенсию 24 марта 2014 г.
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Королевские ВВС
Произведено 1979–1984
Количество построенных 9 конверсий
Разработано на основе Локхид L-1011 ТриСтар
L-1011-500 TriStar G-BFCB , июнь 1983 г. Этот самолет в ноябре был переоборудован в стандарт TriStar K1, став ZD949 .

Lockheed TriStar — списанный самолет-заправщик и транспортный самолет класса «воздух-воздух», ранее находившийся на вооружении Королевских ВВС (RAF). Все они являются переоборудованными гражданскими Lockheed L-1011-500 TriStar авиалайнерами , ранее эксплуатировавшимися компаниями British Airways и Pan American World Airways , и поступили на вооружение ВВС Великобритании в 1984 году.

Переоборудованные самолеты были приобретены после Фолклендской войны ​​потребность в дополнительных операциях по дозаправке в воздухе , после того как была выявлена (AAR). Из девяти находящихся в эксплуатации два были танкерами (К1) с пассажирским салоном, а также с ограниченным пространством для груза, загруженного в кормовой части главной палубы; три были исключительно транспортными самолетами (C2); а оставшиеся четыре (KC1) можно использовать для любой из двух ролей. TriStars составляли парк дозаправщиков в воздухе Королевских ВВС, пока не были заменены Airbus A330 MRTT в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA). Он был выведен из эксплуатации в 2014 году.

Флот TriStar находился в ведении 216-й эскадрильи Королевских ВВС Брайз Нортон в Оксфордшире . 216-я эскадрилья была официально расформирована 20 марта 2014 года и совершила свои последние боевые вылеты на TriStar 24 марта 2014 года. [ 1 ] Три самолета были списаны в 2014 году на запчасти вскоре после выхода на пенсию. Остальные шесть самолетов находились на аэродроме Брантингторп и были приобретены корпорацией AGD Systems Corp в ожидании последующей продажи. Компания GJD Systems поддерживала самолеты до полного летного состояния, однако с тех пор они были списаны.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Две точки дозаправки под хвостовой частью фюзеляжа для наглядности окрашены красными полосами.

Королевские ВВС эксплуатировали девять L-1011-500 TriStars, шесть бывших British Airways и три бывших Pan Am . [ 2 ] TriStars были куплены сразу после Фолклендской войны , чтобы повысить возможности дальнего действия Королевских ВВС в качестве транспортных средств и танкеров, поскольку необходимость дозаправки сил поддержки Геркулеса, дислоцированных на Фолклендских островах, быстро израсходовала усталостный ресурс Королевских ВВС. Танкеры Хэндли Пейдж Виктор . ​​потребность в наличии не менее четырех широкофюзеляжных Была составлена танкеров/транспортов. В то же время British Airways хотела избавиться от своих самолетов Lockheed L-1011-500 и поэтому подала совместную заявку с Marshall Aerospace на поставку шести самолетов TriStar. [ 3 ] Первоначальный заказ на самолеты TriStars бывшей British Airways был размещен 14 декабря 1982 года; три самолета бывшей компании Pan Am были приобретены в 1984 году. [ 4 ] Все самолеты служили в 216-й эскадрилье , базирующейся на авиабазе RAF Brize Norton .

Marshall Aerospace выполнила переоборудование TriStars. [ 2 ] Два самолета были пассажирскими/заправщиками, получившими обозначение TriStar K1 s. Еще четыре самолета могут работать либо как заправщики, либо как пассажирско-грузовые самолеты - это КС1. Три были чисто пассажирскими самолетами; два TriStar C2 и одиночный TriStar C2A . C2A отличался от C2 наличием военной авионики и новым интерьером. [ 2 ]

TriStars ВВС Великобритании подвергались постепенному обновлению, включая установку брони кабины экипажа и меры направленного инфракрасного противодействия для защиты от наземного огня при полете в Ирак. Самолет должен был быть оснащен обновленной кабиной, но от этого отказались из-за приближающегося вывода из эксплуатации. [ 5 ]

Ожидалось, что TriStar останется на вооружении ВВС Великобритании до конца 2010-х годов, когда его планировалось заменить на Airbus A330 MRTT в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA). Однако эта дата была перенесена на 2014 год в соответствии с Обзором стратегической обороны и безопасности 2010 года . Консорциум Airtanker, возглавляемый EADS , выиграл контракт FSTA в январе 2004 года. Во время сомнений по поводу программы FSTA Marshall Aerospace предложила купить и переоборудовать часть большого количества излишков коммерческих TriStars в танкеры, но это предложение было отклонено. [ 6 ]

Операционная история

[ редактировать ]
TriStar K1 ZD951 с маркировкой Op GRANBY на выставке International Air Tattoo , июль 1991 года.

Первым самолетом British Airways TriStar, купленным ВВС Великобритании, был G-BFCB 2 ноября 1982 года, однако 29 марта 1983 года он был сдан обратно в аренду British Airways до ноября, а в конечном итоге подвергся конверсии в 1986 году. [ 7 ] Первоначальным переоборудованным L-1011-500, который должен был быть поставлен Королевским ВВС, был TriStar KC1 ZD953 ( G-BFCF ) 24 марта 1986 года, когда он был передан в аэропорту Кембриджа сэром Артуром Маршаллом . [ 8 ] Самолет был принят главным маршалом авиации сэром Джозефом Гилбертом , а ZD953 стал первым TriStar 216-й эскадрильи, который был повторно задействован 1 ноября 1984 года. [ 9 ] [ 10 ]

TriStar участвовал во многих конфликтах, первым из которых была война в Персидском заливе 1991 года в рамках операции «Грэнби» . [ 11 ] 6 января 1991 года единственный TriStar K1 с двумя экипажами был отправлен в международный аэропорт имени короля Халида недалеко от Эр-Рияда в Саудовской Аравии в качестве танкера. [ 12 ] [ 13 ] Два TriStar K1 ( ZD949 и ZD951 ) во время развертывания были окрашены в розоватый пустынный камуфляж, за что получили прозвища «Пинки» и «Веселый» . [ 14 ] [ 15 ] К концу развертывания в марте TriStar K1 налетали более 430 часов, совершив более 90 вылетов AAR и перебросив 3 100 000 килограммов топлива. [ 16 ] Остальная часть флота использовалась для перевозок между Персидским заливом и Соединенным Королевством. [ 12 ]

После начала боснийской войны в апреле 1992 года Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 781 9 октября , запрещающую военные полеты над Боснией и Герцеговиной . Следующая резолюция ( 816 ) была принята 31 марта 1993 года, запрещающая все несанкционированные полеты. 12 апреля НАТО начала операцию «Запретить полет» для обеспечения соблюдения Резолюции 816, согласно которой два самолета TriStar из 216-й эскадрильи были переброшены в Италию для обеспечения AAR истребителей, осуществляющих охрану воздушного пространства. [ 13 ] [ 16 ] После обострения ситуации во время войны в Косово в 1999 году три самолета TriStar были снова переброшены в Италию в рамках операции «Энгадин» для поддержки самолетов НАТО. [ 10 ] В ходе операции ENGADINE пять самолетов TriStar работали на театре военных действий, доставив 13,5 миллионов фунтов топлива 1580 самолетам в ходе 230 миссий. [ 16 ]

TriStars присоединились к Vickers VC10 для дозаправки в воздухе в ходе операции Veritas ( Афганистан ), в ходе которой они обеспечивали дозаправку в воздухе самолетов ВМС США .

TriStar K1 ZD951 дозаправляет самолеты USN F/A-18C над Афганистаном, октябрь 2008 г.

В 2003 году ВВС Великобритании направили TriStars в Бахрейн в рамках операции «Телик» . [ 13 ]

В октябре 2006 года компания Marshall Aerospace получила контракт на модернизацию TriStar стоимостью 22 миллиона фунтов стерлингов под названием «Минимальные военные требования» (MMR). [ 17 ] В начале 2007 года TriStar K1 ZD949 прибыл в аэропорт Кембриджа для прохождения многочисленных модернизаций, включая стеклянную кабину . Однако из-за обзора стратегической обороны и безопасности 2010 года эти модернизации были остановлены, а ZD949 был оставлен в аэропорту Кембриджа для использования в качестве запасных частей. [ 18 ] [ 7 ]

Самолеты-дозаправщики TriStar поддерживали британские авиаудары по Ливии 19–20 марта 2011 года в рамках коалиционных операций по обеспечению выполнения резолюции ООН 1973 . [ 19 ]

В августе 2013 года TriStar из 216-й эскадрильи был выделен для обеспечения поддержки AAR в рамках полета № 1312 на авиабазе RAF Mount Pleasant в связи с предстоящим выводом из эксплуатации Vickers VC10. [ 20 ] TriStar был заменен в этой роли в феврале 2014 года Airbus Voyager KC3 . [ 21 ] 216-я эскадрилья была расформирована на авиабазе RAF Brize Norton 20 марта. [ 22 ] Последний боевой вылет RAF TriStar был выполнен 24 марта самолетами ZD948 и ZD950, которые дозаправили четыре истребителя Eurofighter Typhoon и один Panavia Tornado GR4 , ZD950 вернулся на базу, а ZD948 совершил облет Кембриджа и Дерби, прежде чем в последний раз вернуться в RAF Brize Norton. . [ 18 ]

После вывода из эксплуатации шесть самолетов TriStar совершили свои последние полеты на аэродром Брантингторп в Лестершире, а остальные три были списаны. ZD949 был первым, который был списан 27 мая 2014 года в аэропорту Кембриджа, последний раз он летал в ноябре 2010 года после отказа от модернизации MMR. [ 7 ] [ 18 ] За ним в июне последовал ZE706 , который также находился в аэропорту Кембриджа в качестве запасного корпуса самолета. [ 7 ] ZD952 был списан в аэропорту Котсуолда 9 сентября 2014 года и прибыл туда в феврале. [ 18 ] [ 23 ] [ 24 ]

В 2017 году аэрокосмическая компания Tempus Applied Solutions, базирующаяся в США, приобрела шесть оставшихся самолетов TriStar, бывших в составе ВВС Великобритании, для дальнейшего использования. Четыре из закупленных планеров представляли собой модификации AAR, а два других представляли собой чисто грузовые версии. Намерение компании состояло в том, чтобы восстановить три танкера AAR для использования в этой роли, предоставив дополнительные возможности дозаправки в воздухе для зондов и тормозов ВМС США и странам НАТО, которые используют этот конкретный метод. Остальные три планера должны были использоваться в качестве запасных частей. [ 25 ] В августе 2020 года стало известно, что сделка сорвалась. [ 26 ]

Варианты

[ редактировать ]
TriStar N405CS ( ZD950 ) на аэродроме Брантингторп в 2015 году после продажи AGD Systems Corp.
ТриСтар К1
Переоборудование бывших самолетов British Airways TriStar 500 для использования в качестве танкера/транспорта/груза (без грузовой двери), два самолета. Дополнительные топливные баки емкостью 100 000 фунтов установлены в носовом и кормовом багажных отсеках. Основная каюта уложена на поддоны и быстро конфигурируется в смешанном пассажирско-грузовом режиме, вмещая до 187 пассажиров с багажом, хранящимся в носовой части главной палубы. Два шланговых барабана для дозаправки топлива Mk 17T в нижней части задней части фюзеляжа.
ТриСтар КС1
Переоборудование бывших самолетов British Airways TriStar 500 для использования в качестве заправщиков/грузов/транспортеров, четыре самолета.
ТриСтар C1
Бывшие самолеты TriStar 500 компании British Airways до переоборудования в танкеры эксплуатировались как пассажирские самолеты.
ТриСтар С2
Бывшие Pan Am TriStar 500 эксплуатировались как пассажирские самолеты с возможностью перевозки грузов, а также два самолета Aeromed.
ТриСтар C2A
Один бывший Pan Am TriStar 500 эксплуатировался как пассажирский самолет, авионика которого отличалась от двух C2.

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Технические характеристики (ТриСтар К1)

[ редактировать ]
TriStar K1 ZD949 на выставке Royal International Air Tattoo , Фэрфорд, июль 2005 г.
TriStar KC1 ZD952 на Дне Кембл Эйр, июнь 2008 г.

Данные Международного справочника военных самолетов, [ 2 ] Страница РАФ ТриСтар [ 27 ] Airliners.net [ 28 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 человека (1 капитан, 1 второй пилот, 1 авиаинженер, 1 мастер по загрузке)
  • Вместимость: 187 пассажиров (250 в варианте C). [ 29 ]
  • Длина: 164 фута 3 дюйма (50,06 м)
  • Размах крыльев: 164 фута 4 дюйма (50,09 м)
  • Высота: 55 футов 4 дюйма (16,87 м)
  • Площадь крыла: 3540 кв. футов (329 м ). 2 )
  • Пустой вес: 242 684 фунта (110 080 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 540 000 фунтов (244 940 кг)
  • Запас топлива: максимальная загрузка топлива 300 000 фунтов (136 078 кг).
  • Силовая установка: 3 двигателя Rolls-Royce RB.211-524B турбовентиляторных с тягой 50 000 фунтов силы (220 кН) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 0,9 Маха.
  • Крейсерская скорость: 483 узла (556 миль в час, 895 км/ч) / M0,83
  • Дальность: 4200 миль (4800 миль, 7800 км) с максимальной пассажирской нагрузкой.
  • Практический потолок: 43 000 футов (13 000 м)
  • Скорость набора высоты: 2820 футов/мин (14,3 м/с).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания
  1. ^ Хойл, Крейг (24 марта 2014 г.). «RAF TriStars совершит последний вылет» . Рейс Интернешнл . Проверено 25 марта 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 44. ИСБН  1-875671-55-2 .
  3. ^ Prothero Air International , март 1991 г., стр. 129–130.
  4. ^ Air International , декабрь 1985 г., стр.271.
  5. ^ Ежемесячник ВВС, январь 2013 г., стр.9.
  6. ^ Winchester Air International , январь 2009 г., стр.53.
  7. ^ Jump up to: а б с д «Отображение серийных номеров в диапазоне ZD» . ukserials.com . Проверено 1 апреля 2019 г.
  8. ^ Таннер, Ричард (2006). История дозаправки в воздухе . Барнсли: Авиация пером и мечом. п. 89. ИСБН  1844152723 .
  9. ^ Таннер, Ричард (2006). История дозаправки в воздухе . Барнсли: Авиация пером и мечом. п. 90. ИСБН  1844152723 .
  10. ^ Jump up to: а б «216-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  11. ^ «Британские войска участвуют в операции Грэнби» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  12. ^ Jump up to: а б «ДОПОЛНЕНИЕ К ЛОНДОНСКОЙ ГАЗЕТЕ, 29 ИЮНЯ 1991 ГОДА» (PDF) . Лондонская газета . Лондон. 29 июня 1991 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  13. ^ Jump up to: а б с «216 SQN - ИСТОРИЯ TRISTAR, ПОЛУЧЕННАЯ ИЗ F540 (Журнал операций)» (PDF) . Ассоциация 216-й эскадрильи . Проверено 1 апреля 2019 г.
  14. ^ Лирмаунт, Дэвид (20 апреля 2012 г.). «В ФОКУСЕ: Наследие TriStar спустя 40 лет» . FlightGlobal . Проверено 1 апреля 2019 г.
  15. ^ Цихарт, Якуб. «Локхид ТриСтар KC.Mk 1/K.Mk 1/C.Mk 2» . «Буря в пустыне» глазами авиамоделиста . Проверено 1 апреля 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б с «История эскадрильи» . Ассоциация 216-й эскадрильи . Проверено 1 апреля 2019 г.
  17. ^ «Marshall Aerospace завершила 100-часовые испытательные полеты модернизации TriStar MMR» . Кембриджская сеть . 7 декабря 2007 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Бакл, Майк (24 марта 2014 г.). «Отставка RAF TriStar» . АэроРесурс . Проверено 1 апреля 2019 г.
  19. ^ Новости военных действий (20 марта 2011 г.). «Обновлено: Вооруженные силы Великобритании нанесли удар по ливийским системам ПВО» . Министерство обороны (Великобритания) . Проверено 20 марта 2011 г.
  20. ^ «Конец эпохи: последний в истории полет VC10» . Ежемесячник ВВС . 27 сентября 2013 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  21. ^ Напье, Майкл (2018). Королевские ВВС: столетие операций . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 321. ИСБН  978-1472825407 .
  22. ^ «Вчера на базе британских ВВС Брайз-Нортон в Оксфордшире состоялся парад расформирования 216-й эскадрильи» . Королевские ВВС (Facebook) . 21 марта 2014 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  23. ^ «Отображение серийных номеров в диапазоне ZE» . ukserials.com . Проверено 1 апреля 2019 г.
  24. ^ «Прощание RAF Брайза Нортона с наследием TriStar» . Оксфордская почта . Оксфорд. 24 февраля 2014 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
  25. ^ «Tempus Applied Solutions приобретает самолет L-1011 бывших Королевских ВВС» . airforce-technology.com . 18 августа 2017 г. Проверено 22 августа 2017 г.
  26. ^ «Kepler Aerospace стремится снова заставить бывший самолет RAF VC10 летать» . ukaviation.news . 24 августа 2020 г. Проверено 27 марта 2024 г. GJD не новичок в том, что бывшие самолеты Королевских ВВС участвовали в сделке по передаче бывших самолетов Королевских ВВС Tristars в США, хотя в конечном итоге сделка [sic] сорвалась.
  27. ^ «Страница РАФ ТриСтар» . Raf.mod.uk. 25 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
  28. ^ Страница Lockheed L-1011-500 , авиалайнеры.net.
  29. ^ «ТриСтар» . РАФ. 25 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
Библиография
  • Протеро, Р.М. «TriStar: Ответ на оперативные требования». Air International , март 1991 г., том 40, № 3. стр. 128–134.
  • «Танкеры TriStar... RAF идут широкофюзеляжно». Air International , декабрь 1985 г., том 29, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 271–277, 309.
  • Винчестер, Джим. «Самолеты ВВС Великобритании - Часть 9 TriStar». Эйр Интернешнл . Январь 2009 г., Том 76, № 1. С. 50–53.
  • Йенн, Билл, Локхид . Книги Полумесяца, 1987.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8efc440f463fb7dab244b92198b22aa3__1720527300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/a3/8efc440f463fb7dab244b92198b22aa3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lockheed TriStar (RAF) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)