Локхид ТриСтар (РАФ)
ТриСтар | |
---|---|
![]() | |
TriStar K1 ZD948 приземляется на авиабазе RAF Брайз Нортон , Оксфордшир, 2013 г. | |
Роль | Стратегический танкер/транспорт |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 16 ноября 1970 г. (L-1011) |
Введение | 24 марта 1986 г. |
Ушедший на пенсию | 24 марта 2014 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Произведено | 1979–1984 |
Количество построенных | 9 конверсий |
Разработано на основе | Локхид L-1011 ТриСтар |

Lockheed TriStar — списанный самолет-заправщик и транспортный самолет класса «воздух-воздух», ранее находившийся на вооружении Королевских ВВС (RAF). Все они являются переоборудованными гражданскими Lockheed L-1011-500 TriStar авиалайнерами , ранее эксплуатировавшимися компаниями British Airways и Pan American World Airways , и поступили на вооружение ВВС Великобритании в 1984 году.
Переоборудованные самолеты были приобретены после Фолклендской войны потребность в дополнительных операциях по дозаправке в воздухе , после того как была выявлена (AAR). Из девяти находящихся в эксплуатации два были танкерами (К1) с пассажирским салоном, а также с ограниченным пространством для груза, загруженного в кормовой части главной палубы; три были исключительно транспортными самолетами (C2); а оставшиеся четыре (KC1) можно использовать для любой из двух ролей. TriStars составляли парк дозаправщиков в воздухе Королевских ВВС, пока не были заменены Airbus A330 MRTT в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA). Он был выведен из эксплуатации в 2014 году.
Флот TriStar находился в ведении 216-й эскадрильи Королевских ВВС Брайз Нортон в Оксфордшире . 216-я эскадрилья была официально расформирована 20 марта 2014 года и совершила свои последние боевые вылеты на TriStar 24 марта 2014 года. [ 1 ] Три самолета были списаны в 2014 году на запчасти вскоре после выхода на пенсию. Остальные шесть самолетов находились на аэродроме Брантингторп и были приобретены корпорацией AGD Systems Corp в ожидании последующей продажи. Компания GJD Systems поддерживала самолеты до полного летного состояния, однако с тех пор они были списаны.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Королевские ВВС эксплуатировали девять L-1011-500 TriStars, шесть бывших British Airways и три бывших Pan Am . [ 2 ] TriStars были куплены сразу после Фолклендской войны , чтобы повысить возможности дальнего действия Королевских ВВС в качестве транспортных средств и танкеров, поскольку необходимость дозаправки сил поддержки Геркулеса, дислоцированных на Фолклендских островах, быстро израсходовала усталостный ресурс Королевских ВВС. Танкеры Хэндли Пейдж Виктор . потребность в наличии не менее четырех широкофюзеляжных Была составлена танкеров/транспортов. В то же время British Airways хотела избавиться от своих самолетов Lockheed L-1011-500 и поэтому подала совместную заявку с Marshall Aerospace на поставку шести самолетов TriStar. [ 3 ] Первоначальный заказ на самолеты TriStars бывшей British Airways был размещен 14 декабря 1982 года; три самолета бывшей компании Pan Am были приобретены в 1984 году. [ 4 ] Все самолеты служили в 216-й эскадрилье , базирующейся на авиабазе RAF Brize Norton .
Marshall Aerospace выполнила переоборудование TriStars. [ 2 ] Два самолета были пассажирскими/заправщиками, получившими обозначение TriStar K1 s. Еще четыре самолета могут работать либо как заправщики, либо как пассажирско-грузовые самолеты - это КС1. Три были чисто пассажирскими самолетами; два TriStar C2 и одиночный TriStar C2A . C2A отличался от C2 наличием военной авионики и новым интерьером. [ 2 ]
TriStars ВВС Великобритании подвергались постепенному обновлению, включая установку брони кабины экипажа и меры направленного инфракрасного противодействия для защиты от наземного огня при полете в Ирак. Самолет должен был быть оснащен обновленной кабиной, но от этого отказались из-за приближающегося вывода из эксплуатации. [ 5 ]
Ожидалось, что TriStar останется на вооружении ВВС Великобритании до конца 2010-х годов, когда его планировалось заменить на Airbus A330 MRTT в рамках программы Future Strategic Tanker Aircraft (FSTA). Однако эта дата была перенесена на 2014 год в соответствии с Обзором стратегической обороны и безопасности 2010 года . Консорциум Airtanker, возглавляемый EADS , выиграл контракт FSTA в январе 2004 года. Во время сомнений по поводу программы FSTA Marshall Aerospace предложила купить и переоборудовать часть большого количества излишков коммерческих TriStars в танкеры, но это предложение было отклонено. [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Первым самолетом British Airways TriStar, купленным ВВС Великобритании, был G-BFCB 2 ноября 1982 года, однако 29 марта 1983 года он был сдан обратно в аренду British Airways до ноября, а в конечном итоге подвергся конверсии в 1986 году. [ 7 ] Первоначальным переоборудованным L-1011-500, который должен был быть поставлен Королевским ВВС, был TriStar KC1 ZD953 ( G-BFCF ) 24 марта 1986 года, когда он был передан в аэропорту Кембриджа сэром Артуром Маршаллом . [ 8 ] Самолет был принят главным маршалом авиации сэром Джозефом Гилбертом , а ZD953 стал первым TriStar 216-й эскадрильи, который был повторно задействован 1 ноября 1984 года. [ 9 ] [ 10 ]
TriStar участвовал во многих конфликтах, первым из которых была война в Персидском заливе 1991 года в рамках операции «Грэнби» . [ 11 ] 6 января 1991 года единственный TriStar K1 с двумя экипажами был отправлен в международный аэропорт имени короля Халида недалеко от Эр-Рияда в Саудовской Аравии в качестве танкера. [ 12 ] [ 13 ] Два TriStar K1 ( ZD949 и ZD951 ) во время развертывания были окрашены в розоватый пустынный камуфляж, за что получили прозвища «Пинки» и «Веселый» . [ 14 ] [ 15 ] К концу развертывания в марте TriStar K1 налетали более 430 часов, совершив более 90 вылетов AAR и перебросив 3 100 000 килограммов топлива. [ 16 ] Остальная часть флота использовалась для перевозок между Персидским заливом и Соединенным Королевством. [ 12 ]
После начала боснийской войны в апреле 1992 года Организация Объединенных Наций приняла резолюцию 781 9 октября , запрещающую военные полеты над Боснией и Герцеговиной . Следующая резолюция ( 816 ) была принята 31 марта 1993 года, запрещающая все несанкционированные полеты. 12 апреля НАТО начала операцию «Запретить полет» для обеспечения соблюдения Резолюции 816, согласно которой два самолета TriStar из 216-й эскадрильи были переброшены в Италию для обеспечения AAR истребителей, осуществляющих охрану воздушного пространства. [ 13 ] [ 16 ] После обострения ситуации во время войны в Косово в 1999 году три самолета TriStar были снова переброшены в Италию в рамках операции «Энгадин» для поддержки самолетов НАТО. [ 10 ] В ходе операции ENGADINE пять самолетов TriStar работали на театре военных действий, доставив 13,5 миллионов фунтов топлива 1580 самолетам в ходе 230 миссий. [ 16 ]
TriStars присоединились к Vickers VC10 для дозаправки в воздухе в ходе операции Veritas ( Афганистан ), в ходе которой они обеспечивали дозаправку в воздухе самолетов ВМС США .

В 2003 году ВВС Великобритании направили TriStars в Бахрейн в рамках операции «Телик» . [ 13 ]
В октябре 2006 года компания Marshall Aerospace получила контракт на модернизацию TriStar стоимостью 22 миллиона фунтов стерлингов под названием «Минимальные военные требования» (MMR). [ 17 ] В начале 2007 года TriStar K1 ZD949 прибыл в аэропорт Кембриджа для прохождения многочисленных модернизаций, включая стеклянную кабину . Однако из-за обзора стратегической обороны и безопасности 2010 года эти модернизации были остановлены, а ZD949 был оставлен в аэропорту Кембриджа для использования в качестве запасных частей. [ 18 ] [ 7 ]
Самолеты-дозаправщики TriStar поддерживали британские авиаудары по Ливии 19–20 марта 2011 года в рамках коалиционных операций по обеспечению выполнения резолюции ООН 1973 . [ 19 ]
В августе 2013 года TriStar из 216-й эскадрильи был выделен для обеспечения поддержки AAR в рамках полета № 1312 на авиабазе RAF Mount Pleasant в связи с предстоящим выводом из эксплуатации Vickers VC10. [ 20 ] TriStar был заменен в этой роли в феврале 2014 года Airbus Voyager KC3 . [ 21 ] 216-я эскадрилья была расформирована на авиабазе RAF Brize Norton 20 марта. [ 22 ] Последний боевой вылет RAF TriStar был выполнен 24 марта самолетами ZD948 и ZD950, которые дозаправили четыре истребителя Eurofighter Typhoon и один Panavia Tornado GR4 , ZD950 вернулся на базу, а ZD948 совершил облет Кембриджа и Дерби, прежде чем в последний раз вернуться в RAF Brize Norton. . [ 18 ]
После вывода из эксплуатации шесть самолетов TriStar совершили свои последние полеты на аэродром Брантингторп в Лестершире, а остальные три были списаны. ZD949 был первым, который был списан 27 мая 2014 года в аэропорту Кембриджа, последний раз он летал в ноябре 2010 года после отказа от модернизации MMR. [ 7 ] [ 18 ] За ним в июне последовал ZE706 , который также находился в аэропорту Кембриджа в качестве запасного корпуса самолета. [ 7 ] ZD952 был списан в аэропорту Котсуолда 9 сентября 2014 года и прибыл туда в феврале. [ 18 ] [ 23 ] [ 24 ]
В 2017 году аэрокосмическая компания Tempus Applied Solutions, базирующаяся в США, приобрела шесть оставшихся самолетов TriStar, бывших в составе ВВС Великобритании, для дальнейшего использования. Четыре из закупленных планеров представляли собой модификации AAR, а два других представляли собой чисто грузовые версии. Намерение компании состояло в том, чтобы восстановить три танкера AAR для использования в этой роли, предоставив дополнительные возможности дозаправки в воздухе для зондов и тормозов ВМС США и странам НАТО, которые используют этот конкретный метод. Остальные три планера должны были использоваться в качестве запасных частей. [ 25 ] В августе 2020 года стало известно, что сделка сорвалась. [ 26 ]
Варианты
[ редактировать ]
- ТриСтар К1
- Переоборудование бывших самолетов British Airways TriStar 500 для использования в качестве танкера/транспорта/груза (без грузовой двери), два самолета. Дополнительные топливные баки емкостью 100 000 фунтов установлены в носовом и кормовом багажных отсеках. Основная каюта уложена на поддоны и быстро конфигурируется в смешанном пассажирско-грузовом режиме, вмещая до 187 пассажиров с багажом, хранящимся в носовой части главной палубы. Два шланговых барабана для дозаправки топлива Mk 17T в нижней части задней части фюзеляжа.
- ТриСтар КС1
- Переоборудование бывших самолетов British Airways TriStar 500 для использования в качестве заправщиков/грузов/транспортеров, четыре самолета.
- ТриСтар C1
- Бывшие самолеты TriStar 500 компании British Airways до переоборудования в танкеры эксплуатировались как пассажирские самолеты.
- ТриСтар С2
- Бывшие Pan Am TriStar 500 эксплуатировались как пассажирские самолеты с возможностью перевозки грузов, а также два самолета Aeromed.
- ТриСтар C2A
- Один бывший Pan Am TriStar 500 эксплуатировался как пассажирский самолет, авионика которого отличалась от двух C2.
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- RAF Брайз Нортон , Оксфордшир , Англия
- 216-я эскадрилья (1984–2014).
- Королевские ВВС Маунт-Плезант , Восточный Фолкленд , Фолклендские острова
- Рейс № 1312 (2013–2014 гг.)
- RAF Брайз Нортон , Оксфордшир , Англия
Технические характеристики (ТриСтар К1)
[ редактировать ]

Данные Международного справочника военных самолетов, [ 2 ] Страница РАФ ТриСтар [ 27 ] Airliners.net [ 28 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (1 капитан, 1 второй пилот, 1 авиаинженер, 1 мастер по загрузке)
- Вместимость: 187 пассажиров (250 в варианте C). [ 29 ]
- Длина: 164 фута 3 дюйма (50,06 м)
- Размах крыльев: 164 фута 4 дюйма (50,09 м)
- Высота: 55 футов 4 дюйма (16,87 м)
- Площадь крыла: 3540 кв. футов (329 м ). 2 )
- Пустой вес: 242 684 фунта (110 080 кг)
- Максимальный взлетный вес: 540 000 фунтов (244 940 кг)
- Запас топлива: максимальная загрузка топлива 300 000 фунтов (136 078 кг).
- Силовая установка: 3 двигателя Rolls-Royce RB.211-524B турбовентиляторных с тягой 50 000 фунтов силы (220 кН) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 0,9 Маха.
- Крейсерская скорость: 483 узла (556 миль в час, 895 км/ч) / M0,83
- Дальность: 4200 миль (4800 миль, 7800 км) с максимальной пассажирской нагрузкой.
- Практический потолок: 43 000 футов (13 000 м)
- Скорость набора высоты: 2820 футов/мин (14,3 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэробус А330 МРТТ
- Боинг КС-767
- EADS/Нортроп Грумман KC-45
- Удлинитель McDonnell Douglas KC-10
- Викерс VC10
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Хойл, Крейг (24 марта 2014 г.). «RAF TriStars совершит последний вылет» . Рейс Интернешнл . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 44. ИСБН 1-875671-55-2 .
- ^ Prothero Air International , март 1991 г., стр. 129–130.
- ^ Air International , декабрь 1985 г., стр.271.
- ^ Ежемесячник ВВС, январь 2013 г., стр.9.
- ^ Winchester Air International , январь 2009 г., стр.53.
- ^ Jump up to: а б с д «Отображение серийных номеров в диапазоне ZD» . ukserials.com . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Таннер, Ричард (2006). История дозаправки в воздухе . Барнсли: Авиация пером и мечом. п. 89. ИСБН 1844152723 .
- ^ Таннер, Ричард (2006). История дозаправки в воздухе . Барнсли: Авиация пером и мечом. п. 90. ИСБН 1844152723 .
- ^ Jump up to: а б «216-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 8 февраля 2017 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Британские войска участвуют в операции Грэнби» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «ДОПОЛНЕНИЕ К ЛОНДОНСКОЙ ГАЗЕТЕ, 29 ИЮНЯ 1991 ГОДА» (PDF) . Лондонская газета . Лондон. 29 июня 1991 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «216 SQN - ИСТОРИЯ TRISTAR, ПОЛУЧЕННАЯ ИЗ F540 (Журнал операций)» (PDF) . Ассоциация 216-й эскадрильи . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Лирмаунт, Дэвид (20 апреля 2012 г.). «В ФОКУСЕ: Наследие TriStar спустя 40 лет» . FlightGlobal . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Цихарт, Якуб. «Локхид ТриСтар KC.Mk 1/K.Mk 1/C.Mk 2» . «Буря в пустыне» глазами авиамоделиста . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «История эскадрильи» . Ассоциация 216-й эскадрильи . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Marshall Aerospace завершила 100-часовые испытательные полеты модернизации TriStar MMR» . Кембриджская сеть . 7 декабря 2007 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бакл, Майк (24 марта 2014 г.). «Отставка RAF TriStar» . АэроРесурс . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Новости военных действий (20 марта 2011 г.). «Обновлено: Вооруженные силы Великобритании нанесли удар по ливийским системам ПВО» . Министерство обороны (Великобритания) . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ «Конец эпохи: последний в истории полет VC10» . Ежемесячник ВВС . 27 сентября 2013 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Напье, Майкл (2018). Королевские ВВС: столетие операций . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 321. ИСБН 978-1472825407 .
- ^ «Вчера на базе британских ВВС Брайз-Нортон в Оксфордшире состоялся парад расформирования 216-й эскадрильи» . Королевские ВВС (Facebook) . 21 марта 2014 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Отображение серийных номеров в диапазоне ZE» . ukserials.com . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Прощание RAF Брайза Нортона с наследием TriStar» . Оксфордская почта . Оксфорд. 24 февраля 2014 года . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ «Tempus Applied Solutions приобретает самолет L-1011 бывших Королевских ВВС» . airforce-technology.com . 18 августа 2017 г. Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ «Kepler Aerospace стремится снова заставить бывший самолет RAF VC10 летать» . ukaviation.news . 24 августа 2020 г. Проверено 27 марта 2024 г.
GJD не новичок в том, что бывшие самолеты Королевских ВВС участвовали в сделке по передаче бывших самолетов Королевских ВВС Tristars в США, хотя в конечном итоге сделка [sic] сорвалась.
- ^ «Страница РАФ ТриСтар» . Raf.mod.uk. 25 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
- ^ Страница Lockheed L-1011-500 , авиалайнеры.net.
- ^ «ТриСтар» . РАФ. 25 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года . Проверено 23 сентября 2012 г.
- Библиография
- Протеро, Р.М. «TriStar: Ответ на оперативные требования». Air International , март 1991 г., том 40, № 3. стр. 128–134.
- «Танкеры TriStar... RAF идут широкофюзеляжно». Air International , декабрь 1985 г., том 29, № 6. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. стр. 271–277, 309.
- Винчестер, Джим. «Самолеты ВВС Великобритании - Часть 9 TriStar». Эйр Интернешнл . Январь 2009 г., Том 76, № 1. С. 50–53.
- Йенн, Билл, Локхид . Книги Полумесяца, 1987.
Внешние ссылки
[ редактировать ]