Локхид Вентура
| |
---|---|
Локхид ПВ-1 Вентура | |
Роль | Патрульный бомбардировщик |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Корпорация Локхид |
Первый полет | 31 июля 1941 г. |
Основные пользователи | ВМС США |
Количество построенных | 3,028 [ 1 ] |
Разработано на основе | Локхид Модель 18 Лодестар |
Lockheed Ventura — двухмоторный средний бомбардировщик и патрульный бомбардировщик времен Второй мировой войны.
Ventura впервые вступил в бой в Европе в качестве бомбардировщика ВВС Великобритании в конце 1942 года. Получив обозначение PV-1 ВМС США (ВМС США), он вступил в бой в 1943 году на Тихом океане. Бомбардировщик также использовался ВВС США (USAAF), которые обозначили его как Lockheed B-34 ( «Лексингтон» ) и B-37 в качестве учебно-тренировочного. Силы Британского Содружества также использовали его в нескольких вариантах, включая противокорабельный и противолодочный поиск и нападение.
Ventura был разработан на базе транспортного самолета Lockheed Model 18 Lodestar в качестве замены бомбардировщиков Lockheed Hudson, стоявших тогда на вооружении Королевских ВВС . Использовавшиеся в дневных атаках на оккупированную Европу, они оказались слабыми и были сняты с бомбардировочной службы, а некоторые использовались для патрулирования Береговым командованием .
После того, как монополия USAAF на бомбардировщики наземного базирования была отменена, ВМС США заказали пересмотренную конструкцию, которая поступила на вооружение как PV-2 Harpoon для противолодочных работ.
Разработка
[ редактировать ]Локхид Вентура/Б-34 Лексингтон
[ редактировать ]В начале войны компания Lockheed предложила переоборудовать Lodestar для ВВС Великобритании в качестве замены самолета-разведчика Hudson и бомбардировщика Bristol Blenheim . Первый британский заказ был размещен в феврале 1940 года на 25 бомбардировщиков Model 32. За этим последовал заказ на 300 самолетов Model 37 с двигателями Double Wasp, а затем еще на 375 самолетов позже, в 1940 году. Lockheed требовалось больше производственных мощностей, и близлежащая авиастроительная корпорация Vega заключила контракт на строительство Ventura.
Ventura была очень похожа на своего предшественника Lockheed Hudson . Основное различие заключалось не в планировке; скорее, Ventura была больше, тяжелее и использовала более мощные двигатели, чем Hudson. В феврале 1940 года ВВС заказали 188 самолетов Ventura, которые были поставлены с середины 1942 года. Первоначально Venturas использовались для дневных налетов на оккупированную Европу, но, как и некоторые другие бомбардировщики британских ВВС, они оказались слишком уязвимыми без истребительного сопровождения, которое было трудно обеспечить для дальних миссий. На смену Вентурасу пришел более быстрый De Havilland Mosquito . «Вентурас» были переведены на патрулирование вместе с Береговым командованием , поскольку «Москито» заменили их в эскадрильях бомбардировщиков; 30 из них поступили в Королевские ВВС Канады (RCAF), а некоторые - в ВВС Южной Африки (SAAF). ВВС Великобритании разместили заказ на 487 самолетов Ventura Mark II , но многие из них были переданы ВВС США, которые разместили собственный заказ на 200 самолетов Ventura Mark IIA под названием B-34 Lexington , позже переименованных в RB-34 .
Локхид Б-37
[ редактировать ]были размещены крупные заказы на Venturas В августе 1941 года на деньги , предусмотренные Законом о ленд-лизе, . Среди заказов было 550 вооруженных разведывательных версий Ventura. Этот самолет изначально планировалось построить под обозначением О-56 . Основные различия между Ventura и O-56 заключались в двигателях: вместо радиальных двигателей Pratt & Whitney R-2800 мощностью 2000 л.с. (1491 кВт) от Ventura, в O-56 использовался двигатель Wright R- мощностью 1700 л.с. (1270 кВт). 2600 -13 радиалов.
Еще до завершения строительства первого О-56 ВВС США отказались от категории «О-», используемой для обозначения «наблюдательных» (разведывательных) самолетов. О-56 был переименован в РБ-34Б (буква R обозначала «ограниченный», то есть его нельзя было использовать в бою). Перед полетом первого из них конструкция была снова переименована в B-37 с более мощной версией R-2600, позже она также получила обозначение RB-37 .
В то время как 550 самолетов были заказаны ВВС армии, приобретение ВВС США прекратилось после того, как было принято только 18 Ventura, когда ВВС армии согласились передать исключительное использование Ventura ВМС США .
ПВ-1 Вентура
[ редактировать ]PV -1 Ventura , построенный подразделением Vega Aircraft Company компании Lockheed (отсюда буква производителя ВМС «V», которая позже заменила букву «O» для Lockheed), был версией Ventura, построенной для ВМС США (см. Venturas в Служба ВМС США ниже). Основными различиями между ПВ-1 и Б-34 было наличие в ПВ-1 специального оборудования, адаптировавшего его к роли патрульного бомбардировщика. Максимальный запас топлива PV-1 был увеличен с 1345 галлонов (5081 л) до 1607 галлонов (6082 л) для увеличения дальности полета; По этой же причине было сокращено и переднее оборонительное вооружение. Самым важным дополнением стала поисковая РЛС АСД-1.
Ранние серийные PV-1 все еще имели пост бомбардира за носовым обтекателем, с четырьмя боковыми окнами и плоской панелью прицеливания бомб под носом. В ПВ-1 позднего производства отказались от этой позиции бомбардира и заменили ее ранцем с тремя пулеметами калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) под носом. Эти самолеты также могли нести восемь 5-дюймовых (127-мм) ракет HVAR на пусковых установках под крыльями.
ПВ-1 начали поставляться в декабре 1942 года и поступили на вооружение в феврале 1943 года. Первой боевой эскадрильей была ВП-135, дислоцированная на Алеутских островах в апреле 1943 года. На этом ТВД их эксплуатировали еще три эскадрильи. С Алеутских островов они наносили удары по базам на Парамуширо и Симусю , японских островах в Курильской гряде . Часто ПВ-1 возглавляли соединения бомбардировщиков B-24, поскольку они были оснащены радаром. В конце 1943 года несколько PV-1 были переброшены на Соломоновы острова в качестве ночных истребителей VMF(N)-531 , истребительной эскадрильи морской пехоты .
ПВ-2 Гарпун
[ редактировать ]PV -2 Harpoon представлял собой серьезную модернизацию Ventura с увеличенной площадью крыла с 551 фута. 2 (51,2 м 2 ) до 686 футов 2 (63,7 м 2 ), дающий увеличенную грузоподъемность, и который впервые поднялся в воздух 3 декабря 1943 года. Поводом для модернизации были недостатки PV-1, который показал проблемы при взлете с полной загрузкой топлива. На ПВ-2 вооружение было стандартизировано и составило пять пулеметов, стреляющих вперед. Многие ранние ПВ-1 имели должность бомбардира, которая была удалена в ПВ-2. Некоторые другие важные разработки включали увеличение бомбовой нагрузки на 30% до 4000 фунтов (1800 кг) и возможность нести восемь 5-дюймовых (127-мм) ракет HVAR под крыльями.
Хотя ожидалось, что PV-2 будет иметь увеличенную дальность полета и лучший взлет, ожидаемая статистика скорости прогнозировалась ниже, чем у PV-1, из-за использования тех же двигателей, но увеличения веса. Военно-морской флот заказал 500 экземпляров, обозначив их популярным названием Harpoon .
Ранние испытания показали склонность крыльев к опасному сморщиванию. Поскольку эту проблему нельзя было решить путем уменьшения размаха крыла на 6 футов (1,8 м) (что делало крыло более гибким), потребовалась полная переработка конструкции крыла. Это препятствие задержало поступление ПВ-2 на вооружение. Уже поставленные ПВ-2 использовались в учебных целях под обозначением ПВ-2С. К концу 1944 года было поставлено всего 69 ПВ-2. Наконец, они возобновились, когда редизайн был завершен. Первым поставленным самолетом был ПВ-2Д, имевший восемь пулеметов, стреляющих вперед, и использовавшийся для наземных атак. Когда Вторая мировая война закончилась, все заказы были отменены.
После устранения проблем с крылом PV-2 оказался надежным и в конечном итоге популярным. Впервые он был использован на Алеутских островах ВП-139, одной из эскадрилий, первоначально использовавших ПВ-1. После окончания войны он использовался рядом стран, но США прекратили заказы на новые ПВ-2, и все они вскоре были сняты с вооружения.
Гражданские преобразования
[ редактировать ]Бывшие военные PV-1 Venturas из Канады и Южной Африки были переоборудованы компанией Howard Aero в Сан-Антонио, штат Техас , в 1950-х и 1960-х годах в высокоскоростные представительские транспортные средства. Самые ранние модификации, получившие название Super Venturas , включали удлинение фюзеляжа на 48 дюймов (122 см), дополнительный топливный бак, большие панорамные окна, роскошный интерьер и отсеки для оружия, превращенные в багажные отделения. Шасси заменили на более тяжелые агрегаты от ПВ-2. Более поздние преобразования, восемнадцать из которых были завершены в 1960-х годах, [ 2 ] назывались Howard 350 s. [ 3 ]
По меньшей мере девятнадцать PV-1 были дополнительно модифицированы, включая герметизацию кабины под обозначением Howard 500 . [ 4 ] Последней модификацией PV-1 Говарда стал Eldorado 700 с более длинными крыльями, заостренным носом и обтекаемыми капотами двигателя.
Заметная авария гражданской версии произошла 17 декабря 1954 года, в результате чего погибли четыре человека, в том числе Фред Миллер , президент Miller Brewing Company и внук основателя Фредерика Миллера . Самолет компании направлялся в Виннипег , Манитоба , но имел проблемы с обоими двигателями и разбился вскоре после взлета с аэродрома Митчелл Филд в Милуоки , Висконсин . [ 5 ] [ 6 ] Также погибли его старший сын, 20-летний Фред-младший, и два пилота роты, Джозеф и Пол Лэрды. [ 7 ] [ 8 ]
Oakland Airmotive (позже Bay Aviation Services, базирующаяся в Окленде, Калифорния) также предлагала модернизацию представительского самолета PV-2, получившего название Centaurus, начиная с 1958 года. [ 9 ] Стоимость переоборудования составила 155 000 долларов, не считая планера. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]Португальские ВВС
[ редактировать ]В 1953 году ВВС Португалии получили 42 гарпуна Lockheed PV-2C, которые заменили Curtiss SB2C-5 Helldiver в качестве противолодочного самолета. «Гарпунами» были оснащены 61-я и 62-я эскадрильи на авиабазе Монтихо . В 1960 году «Гарпуны» в качестве морских патрульных и противолодочных самолетов были заменены на Lockheed P2V-5 Neptunes . Оставшиеся «Гарпуны» были отправлены в Анголу и Мозамбик , где они сформировали 91-ю эскадрилью, действующую с авиабазы Луанда, и 101-ю эскадрилью с авиабазы Бейра. Гарпуны использовались в операциях на ангольском и мозамбикском театрах военных действий во время португальской заморской войны (1961–1974). В основном они служили легкими бомбардировщиками и штурмовиками, время от времени совершая разведывательные, транспортные и морские патрульные вылеты. Последние португальские гарпуны были сняты с вооружения в 1975 году. [ 11 ] В Museu do Ar (Португальский музей авиации) хранится, как полагают, единственный оставшийся в Европе гарпун Lockheed PV-2C.
Королевские ВВС
[ редактировать ]Первые Ventura Mark Is были приняты на вооружение Королевских ВВС (RAF) в сентябре 1941 года, а в Великобританию самолеты поставлялись с апреля 1942 года. [ 12 ] [ 13 ] К концу августа прибыло достаточное количество Venturas для оснащения 21-й эскадрильи RAF , 487-й эскадрильи RNZAF и 464-й эскадрильи RAAF . [ 14 ] Свой первый боевой вылет Ventura для Королевских ВВС совершил 3 ноября 1942 года, когда три Ventura из 21-й эскадрильи атаковали железнодорожные цели возле Хенгело в Нидерландах . [ 15 ] [ 16 ] 6 декабря 1942 года 47 Venturas из 21-й, 464-й (RAAF) и 487-й (RNZAF) эскадрилий участвовали в операции «Устрица» — крупном дневном рейде 2-й группы против Philips заводов радиотехники и электронных ламп в Эйндховене . В рейде также приняли участие 36 самолетов «Бостон» и 10 самолетов «Де Хэвилленд Москитос» . [ 17 ]
Имея зажигательные вещества, они были помещены в третью волну самолетов и понесли самые высокие потери. Девять из 47 Venturas были сбиты, а многие другие получили повреждения от зенитных орудий или ударов птиц. Войска также потеряли четыре «Бостона» и один «Москито». [ 18 ] Шесть месяцев спустя, 3 мая 1943 года, Вентурасы из 487-й эскадрильи RNZAF были отправлены на операцию Ramrod 16 — нападение на электростанцию в Амстердаме . Эскадрилье сказали, что цель настолько важна для морального духа голландцев, что атаку следует продолжать, несмотря на сопротивление. Серьезные проблемы возникли со сближением с истребителями сопровождения, в результате чего все 10 пересекших побережье «Вентур» были потеряны от немецких истребителей. Командир эскадрильи Леонард Трент (позже последний из Великих беглецов ) получил Крест Виктории за руководство в этом рейде.
Ventura никогда не пользовалась особой популярностью среди экипажей Королевских ВВС. Хотя он был на 50 миль в час (80 км/ч) быстрее и нес более чем в два раза большую бомбовую нагрузку, чем его предшественник, Hudson , он оказался неудовлетворительным в качестве бомбардировщика. К лету 1943 года Ventura была заменена на De Havilland Mosquito. Последний рейд на Вентуру совершила 21-я эскадрилья 9 сентября 1943 года. Некоторые Ventura были модифицированы для использования Береговым командованием в качестве Ventura GRI , а 387 PV-1 использовались ВВС Великобритании в качестве Ventura GRV в Средиземном море и Береговым командованием. Некоторые самолеты Королевских ВВС были модифицированы в транспортные самолеты Ventura CV . Небольшое количество Venturas также использовалось в других ВВС, включая RCAF, RNZAF и SAAF.
Королевские ВВС Австралии
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве была сформирована 464-я эскадрилья RAAF (смесь личного состава Содружества) в сентябре 1942 года в ВВС Великобритании в Фелтвелле для управления Ventura в составе 2-й группы бомбардировочного командования; в сентябре 1943 года он был преобразован в de Havilland Mosquito. В Средиземноморье 459-я эскадрилья RAAF была оснащена Ventura V в период с декабря 1943 по июль 1944 года, выполняя в основном противолодочные и противокорабельные патрули.
В Австралии 55 PV-1 были поставлены RAAF для использования в юго-западной части Тихого океана . 13-я эскадрилья RAAF была единственной действующей эскадрильей в Австралии, оснащенной Ventura. Он действовал в основном на северо-востоке Квинсленда , а затем на Северной территории , а позже участвовал в кампании на Борнео в 1945 году . После войны эскадрилья использовала свою авиацию для перевозки освобожденных военнопленных .
Королевские ВВС Канады
[ редактировать ]Всего 157 Ventura GR Mk. V использовались в оперативном порядке RCAF с 16 июня 1942 года по 18 апреля 1947 года в качестве прибрежного патруля обороны страны как в Восточном, так и в Западном авиационном командовании. На них летали 8-я, 113-я, 115-я, 145-я и 149-я эскадрильи. Еще 21 Ventura Mk. Есть и 108 Ventura Mk. II использовались в учебных целях в 1-й Центральной летной школе в Трентоне, Онтарио, и на станции RCAF Пеннфилд-Ридж, Нью-Брансуик (отдел оперативной подготовки RAF № 34) как часть BCATP . Всего 21 Мк. Есть, 108 Мк. II и 157 GR Mk. Всего за этот период на вооружении ВС находилось 286 самолетов.
Южноафриканские ВВС
[ редактировать ]SAAF также получила около 135 PV-1, которые использовались для защиты судов вокруг мыса Доброй Надежды и для бомбардировок итальянских судов в Средиземноморье. В декабре 1942 года четыре самолета Venturas SAAF доставили припасы выжившим после кораблекрушения Dunedin Star на в Юго-Западной Африке Берегу Скелетов . Вентурас служил в ВВС ЮАР до 1960 года.
Советские ВВС
[ редактировать ]Несколько самолетов PV-1 ВМС США совершили вынужденную посадку в Советском Союзе после атаки японских целей на Курильских островах и были конфискованы. Некоторые из них были отремонтированы и приняты на вооружение советскими ВВС, где этот тип стал известен как B-34. К декабрю 1944 года на аэродромах Камчатки находилось восемь самолетов: четыре находились в полной летной годности, три находились в ремонте и один находился на списании.
К 1945 году в Советском Союзе находилось семь ПВ-1 (из них пять годных к полетам), один самолет был личным самолетом связи подполковника М.А. Ерёмина. Самолеты использовались во время советско-японской кампании в августе 1945 года. После окончания войны в строю остался только один самолет. [ нужна ссылка ]
Королевские ВВС Новой Зеландии
[ редактировать ]С августа 1942 года этим типом была оснащена 487-я эскадрилья RNZAF (действовавшая в Европе в составе RAF), хотя потери (в том числе 3 мая 1943 года потеря всех 11 самолетов, атакующих Амстердам) привели к их замене на de Хэвиллендский комар в июне.
Королевские ВВС Новой Зеландии в Тихом океане с июня 1943 года получили 139 самолетов Venturas и несколько Harpoon для замены Lockheed Hudsons в качестве морских патрульных бомбардировщиков и средних бомбардировщиков. Первоначально Вентурас был непопулярен среди RNZAF из-за слухов о плохой работе одного двигателя, судьбы командира эскадрильи Леонарда Трента VC из 487-й эскадрильи (вверху), а также неспособности США предоставить Новой Зеландии обещанные B-24 Liberators . Несмотря на это, RNZAF Venturas стал одним из наиболее широко используемых среди всех стран, участвуя в серьезных боевых действиях до Дня VJ над островами в юго-западной части Тихого океана.
У первых 19 РБ-34, прибывших морем из США в июне, большая часть оборудования либо отсутствовала, либо была повреждена. Шесть годных к полетам машин были спешно изготовлены путем разборки и отправлены в бой в составе 3-й эскадрильи RNZAF на Фиджи . 26 июня первые PV-1 были переброшены в Венуапай , и 1-я эскадрилья RNZAF смогла преобразовать их в 18 к 1 августа, а затем заменила смешанную 3-ю эскадрилью, действовавшую на Хендерсон-Филд , Гуадалканал , в конце октября.
К этому времени 2-я эскадрилья RNZAF в Охакеа и 9-я эскадрилья RNZAF также использовали этот тип. В следующем году 4-я эскадрилья RNZAF и 8-я эскадрилья RNZAF также получили Venturas. Некоторые эскадрильи оставались на гарнизонной службе, в то время как другие следовали за наступлением союзников к Эмирау , Грин-Айленду и Новой Британии . RNZAF Venturas было поручено регулярное патрулирование, удары по кораблям, минные постановки, бомбардировки и обстрелы, спасательное патрулирование в воздухе и на море, а также миссии по фоторазведке.
Машины RNZAF часто вступали в столкновения с японскими истребителями, особенно во время воздушно-морского спасательного патрулирования в канун Рождества 1943 года. NZ4509 был атакован девятью японскими одномоторными истребителями над проливом Святого Георгия. Он сбил три самолета, что позже подтвердилось, и назвал вероятными еще два самолета, хотя в бою он получил серьезные повреждения. Пилот летный офицер Д. Эйсон и штурман уорент-офицер В. Уильямс были награждены наградой DFC. Наводчик задней башни сержант Г. Ханна был награжден орденом DFM.
К концу 1944 года Ventura начали постепенно выводить из боевых действий, поскольку RNZAF отказались от концепции патрульных бомбардировщиков, а заказы на гарпуны PV-2 были отменены после того, как было поставлено несколько самолетов. В День Победы только 30 самолетов PV-1 оставались на передовой в составе 3-й эскадрильи в заливе Жакино .
Плановое перевооружение на De Havilland Mosquitos состоялось только после прекращения боевых действий. Последним подразделением Ventura была 2-я эскадрилья, которая продолжала эксплуатировать самолеты PV-1 и PV-2 на метеорологическом дежурстве до 1948 года. Восстановленный RNZAF RB-34 (NZ4600) принадлежит Музею транспорта и технологий в Окленде .
Военно-воздушные силы армии США
[ редактировать ]Около 264 самолетов Ventura Mark II, заказанных ВВС Великобритании, были переданы ВВС США. [ 19 ] Хотя некоторые из них использовались в качестве противолодочных патрульных бомбардировщиков под обозначением B-34 Lexington , большинство из них использовались для тренировок с различными подразделениями США. Двадцать семь из них также использовались ВМС США для противолодочного патрулирования; они получили обозначения PV-1 Ventura и PV-2 Harpoon.
ВМС США
[ редактировать ]В первые месяцы 1942 года основную ответственность за противолодочную войну в США несли армейские ВВС. Это раздражало ВМФ, поскольку он считал этот район боевых действий своей обузой. Для решения такой задачи ВМФ преследовал дальний патрульно-разведывательный самолет наземного базирования со значительной бомбовой нагрузкой. Этой цели всегда сопротивлялись армейские ВВС, которые тщательно защищали свою монополию на бомбардировки наземных баз. Это вынудило военно-морской флот использовать для этих целей гидросамолеты дальнего действия. Военно-морской флот не мог перейти на более совершенные самолеты до тех пор, пока ВВС армии не потребовался завод ВМФ в Рентоне, штат Вашингтон, для производства Boeing B-29 Superfortress . В обмен на использование завода в Рентоне ВВС армии откажутся от своих возражений против бомбардировщиков наземного базирования ВМФ и предоставят самолеты ВМФ. В одном из пунктов этого соглашения говорилось, что производство B-34 и B-37 компанией Lockheed прекратится, а вместо этого эти ресурсы будут направлены на создание морской версии, ПВ-1 Вентура .
ПВ-1 начали поставляться в декабре 1942 года и поступили на вооружение в феврале 1943 года. Первой боевой эскадрильей была ВП-135, дислоцированная на Алеутских островах в апреле 1943 года. На этом ТВД их эксплуатировали еще три эскадрильи. С Алеутских островов они нанесли удары по японскому острову Парамусиро. Часто ПВ-1 возглавляли соединения бомбардировщиков B-24, поскольку они были оснащены радаром. В конце 1943 года PV-1 были переброшены на Соломоновы острова и на недавно захваченное месторождение в Тараве на островах Гилберта . После войны ВМС США сочли многие PV-1 устаревшими, и самолеты были отправлены на военно-морскую авиабазу Клинтон , штат Оклахома, для демилитаризации и сдачи на металлолом.
Другие операторы
[ редактировать ]- Бразилия (15 Вентура, 5 Гарпунов)
- Италия (22 гарпуна)
- Япония (17 гарпунов)
- Нидерланды (18 гарпунов)
- Перу (6 гарпунов)
Варианты
[ редактировать ]- Б-34
- Обозначение США для модели 137 (с двигателями R-2800-31 мощностью 2000 л.с.), закупленной для Королевских ВВС, 200 штук построено получило обозначение Ventura IIA и британцами . [ 20 ]
- Б-34А
- Бывший Королевских ВВС Вентурас вернулся в USAAF по обратному ленд-лизу. [ 20 ]
- Б-34Б
- B-34A переоборудованы в учебно-тренировочные штурманы. [ 20 ]
- Б-37
- Lockheed Model 437 для ВВС США (с двигателями R-2600-13 мощностью 1700 л.с.), всего 18 из заказанных 550 самолетов, построенных для вооруженного наблюдения. Первоначально обозначенный как О-56 , позже он получил обозначение РБ-37. [ 20 ]
- ПВ-1
- Версия B-34 ВМС США; построено 1600 штук. Всего 388 самолетов были поставлены Королевским ВВС под обозначением Ventura GR.V, остальные - RAAF, RNZAF и SAAF. [ 20 ]
- ПВ-1П
- Обозначение ПВ-1 с камерной установкой. [ 20 ]
- ПВ-2 Гарпун
- Обновленная модель с увеличенной площадью киля и крыла; построено 470 штук. [ 20 ]
- ПВ-2С
- Модифицированная версия ПВ-2, используемая для тренировок; 30 построено. [ 20 ]
- ПВ-2Д
- То же, что ПВ-2, но с восемью носовыми пушками диаметром 0,5 дюйма; построено 35. [ 20 ]
- ПВ-2Т
- Обозначение ПВ-2, используемого для обучения экипажей. [ 20 ]
- ПВ-3
- Двадцать семь бывших самолетов RAF Ventura II, реквизированных ВМС США. [ 20 ]
- Вентура I
- Вариант с двигателем Р-2800-С1А4-Г для Королевских ВВС; Было построено 188 самолетов, 30 для RCAF и некоторые для SAAF, позже переименованных в Ventura GR.I. [ 20 ]
- Скоро II
- Вариант с двигателем Р-2800-31 для ВВС Великобритании, построено 487 штук, некоторые переданы USAAC и USN. [ 20 ]
- Вентура IIА
- Британское обозначение B-34. [ 20 ]
- Ventura V
- Британское обозначение PV-1, позже получившее обозначение Ventura GR.V. [ 20 ]
Операторы
[ редактировать ]- Самолет 75 Королевских ВВС Австралии , 1943–1946 гг.
- ВВС Бразилии 20 самолетов 1944–1956 гг.
- 1-я группа средних бомбардировщиков
- Королевские ВВС Канады (RCAF) 286 самолетов 1943–1957 гг.
- Оперативные эскадрильи Управления внутренней войны (HWE):
- ВМС Франции - Аэронавале 1944–1961 гг.
- Флотилия 6F (только ПВ-1, с 1944 по 1947 год)
- Эскадрилья 11S (ПВ-1 с 1947 по 1953 год и шесть ПВ-2 с 1953 по 1960 год) только для перевозки.
- Итальянские ВВС эксплуатировали 22 Lockheed PV-2 Harpoon с 1953 по 1959 год. [ 21 ]
- 17 самолетов Морских сил самообороны Японии с 1955 по 1960 год.
- Голландская военно-морская авиационная служба 18 самолетов с 1951 по 1955 год.
- 143 самолета Королевских ВВС Новой Зеландии с 1943 по 1948 год.
- 1-я эскадрилья РНЗАФ
- 2-я эскадрилья РНЗАФ
- № 3-я эскадрилья РНЗАФ
- 4-я эскадрилья РНЗАФ
- 8-я эскадрилья РНЗАФ
- № 9-я эскадрилья РНЗАФ
- № 487-й эскадрильи РНЗАФ
- Нет. 1 (Б) ОДИН
- № 14 Сервисный блок
- 42 самолета ВВС Португалии с 1954 по 1975 год.
- 61-я эскадрилья, авиабаза Монтихо (1954–1960)
- 62-я эскадрилья, авиабаза Монтихо (1954–1960)
- 91-я эскадрилья, авиабаза Луанда, Ангола (1961–1971)
- 103-я эскадрилья, авиабаза Бейра, Мозамбик (1962 г.)
- 101-я эскадрилья, авиабаза Бейра, Мозамбик (1962–1975)
- 401-я эскадрилья, авиабаза Энрике де Карвальо, Ангола (1971–1975)
- Южная Африка до 1960 г.
- № 13-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 21-я эскадрилья RAF
- № 299-й эскадрильи RAF
- № 500-я эскадрилья RAF
- № 519-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 521-я эскадрилья RAF (Береговое командование)
- № 624-й эскадрильи RAF
- № 34 OTU, RAF, работает из Пеннфилд-Ридж, Нью-Брансуик.
- Полет связи штаба авиации Ирака [ 22 ]
- Самолет Royal Navy 1 только для оценки
- ВБ / ВПБ-125 - (ПВ-1) сентябрь 1942 г. - июнь 1945 г. [ 23 ]
- ВБ / ВПБ-126 - (ПВ-1) март 1943 г. - июнь 1945 г. [ 24 ]
- ВБ / ВПБ-127 - (ПВ-1) март 1943 г. - июль 1945 г. [ 25 ]
- ВБ / ВПБ-128, ВП-МЛ-1 - (ПВ-1) февраль 1943 г. - ноябрь 1946 г., (ПВ-2) ноябрь 1946 г. - сентябрь 1947 г. [ 26 ]
- ВБ / ВПБ-129 - (ПВ-1) апрель 1943 г. - июнь 1945 г. [ 27 ]
- ВБ / ВПБ-130, ВП-МЛ-2 - (ПВ-1) март 1943 г. - май 1945 г., (ПВ-2) август 1945 г. - март 1947 г. [ 28 ]
- ВБ/ВПБ-131 — (ПВ-1) март 1943 г. — август 1945 г., (ПВ-2) сентябрь 1945 г. — апрель 1946 г. [ 29 ]
- ВБ / ВПБ-132 - (ПВ-1) март 1943 г. - май 1945 г. [ 30 ]
- ВБ/ВПБ-133 — (ПВ-1) март 1943–1946 гг., (ПВ-2) 1946 г. [ 31 ]
- ВПБ-134 ВБ / ВПБ-134 - (ПВ-1) апрель 1943 г. - апрель 1945 г. [ 32 ]
- ВБ / ВПБ-135, ВП-МЛ-5 - (ПВ-1) февраль 1943 г. - июнь 1945 г., (ПВ-2) июнь 1945 г. - июнь 1948 г. [ 33 ]
- ВБ/ВПБ-136 - (ПВ-1) июнь 1943 г. - март 1945 г., (ПВ-2) май 1945 г. - 1946 г. [ 34 ]
- ВБ / ВПБ-137 - (ПВ-1) март 1943 г. - июль 1945 г. [ 35 ]
- ВБ/ВПБ-138 - (ПВ-1) март 1943 г. - ноябрь 1944 г. [ 36 ]
- ВБ / ВПБ-139 - (ПВ-1) май 1943 г. - июнь 1944 г., (ПВ-2) август 1944 г. - сентябрь 1945 г. [ 37 ]
- ВБ / ВПБ-140 - (ПВ-1) апрель 1943 г. - май 1944 г. [ 38 ]
- ВБ / ВПБ-141 - (ПВ-1) июль 1943 г. - апрель 1945 г., (ПВ-2) апрель 1945 г. - июнь 1945 г. [ 39 ]
- ВБ / ВПБ-142 - (ПВ-1) июнь 1943 г. - январь 1945 г., (ПВ-2) январь 1945 г. - май 1946 г. [ 40 ]
- ВБ/ВПБ-143 — (ПВ-1) июнь 1943 — 1945 гг. [ 41 ]
- ВБ / ВПБ-144 - (ПВ-1) июль 1943 г. - сентябрь 1944 г., (ПВ-2) ноябрь 1944 г. - май 1946 г. [ 42 ]
- ВБ / ВПБ-145 - (ПВ-1) июль 1943 г. - июнь 1945 г. [ 43 ]
- ВБ / ВПБ / ВП-146, ВП-МЛ-6 - (ПВ-1) июль 1943 г. - февраль 1945 г., (ПВ-2) апрель 1945 г. - февраль 1948 г. [ 44 ]
- ВБ / ВПБ-147 - (ПВ-1) август 1943 г. - май 1945 г., (ПВ-2) апрель 1945 г. - июль 1945 г. [ 45 ]
- ВБ / ВПБ-148 - (ПВ-1) октябрь 1943 г. - апрель 1945 г., (ПВ-2) июнь 1945 г. - июнь 1946 г. [ 46 ]
- ВБ/ВПБ-149 - (ПВ-1) сентябрь 1943 г. - сентябрь 1945 г. [ 47 ]
- ВБ / ВПБ-150 - (ПВ-1) ноябрь 1943 г. - март 1945 г., (ПВ-2) май 1945 г. - июль 1945 г. [ 48 ]
- ВБ / ВПБ-151 - (ПВ-1) январь 1944 г. - июнь 1945 г. [ 49 ]
- ВБ / ВПБ-152 - (ПВ-1) апрель 1944 г. - июнь 1946 г. [ 50 ]
- ВБ / ВПБ-153 - (ПВ-1) апрель 1944 г. - октябрь 1945 г., (ПВ-2) ноябрь 1945 г. - июнь 1946 г. [ 51 ]
- ВБ/ВПБ-200
- генеральный директор-2
Выживший самолет
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- На реставрации
- ПВ-1?? - бывший самолет A59-73 RAAF, принадлежащий Историческому обществу Восточного Арнемленда и находящийся на реставрации в Дарвине для возможной демонстрации в Гоуве , Северная территория . [ 52 ]
- PV-1 49555 - на реставрации Квинслендским музеем авиации в Калундре , Квинсленд , окрашен в серийный номер A59-96 Королевских ВВС Австралии. [ 53 ]
- Хранится
- PV-1 33369 - хранится в Музее Королевских ВВС Австралии в ожидании восстановления до стандарта статического отображения; ранее эксплуатировался историческим рейсом RAAF в 1988–96 годах как VH-SFF (бывший N159U), окрашенный как A59-67. [ 54 ]
Бразилия
[ редактировать ]- На дисплее
- PV-1 48654, c/n 237–58906, бывший N165H – Museu Aeroespacial в Рио-де-Жанейро . [ 55 ]
Канада
[ редактировать ]- На реставрации
Италия
[ редактировать ]- На дисплее
Гарпун Lokheed PV-1 Ventura mm80074 – Музей Пьяна делле Орме – Латина – Италия
Новая Зеландия
[ редактировать ]- На дисплее
- RB-34 41-38117 (NZ4600) — Музей транспорта и технологий в Окленде . [ 57 ]
ЮАР
[ редактировать ]- На дисплее
- PV-1 34759 — состав Dickie Fritz Shell Hole MOTH в Йоханнесбурге . [ 58 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- PV-1 34670 — частная компания в Игане, Миннесота . [ 59 ]
- PV-2 37107 — частная собственность в Ориндже, Калифорния . [ 60 ]
- PV-2 37129 — Фонд воздушного наследия размаха крыльев в Месе, Аризона . [ 61 ]
- PV-2 37211 — Музей авиации Палм-Спрингс в Палм-Спрингс, Калифорния . [ 62 ] [ 63 ]
- PV-2 37270 – Фонд воздушного наследия размаха крыльев в Месе, Аризона . [ 64 ]
- PV-2 37276 — частная компания в Юджине, штат Орегон . [ 65 ]
- PV-2 37254 — частная компания в Фейракресе, Нью-Мексико . [ 66 ]
- PV-2 37396 — Фонд американского военного наследия в Индианаполисе, Индиана . [ 67 ] [ 68 ]
- PV-2 37466 — частная собственность в Ориндже, Калифорния . [ 69 ]
- PV-2 37507 — частная собственность в Месе, Аризона . [ 70 ]
- PV-2 37535 — Коллекция самолетов Эриксона в Мадрасе, штат Орегон . [ 71 ] [ 72 ]
- PV-2 37633 – Фонд воздушного наследия размаха крыльев в Месе, Аризона . [ 73 ]
- PV-2 84062 — Стоктонский музей полевой авиации в Стоктоне, Калифорния . [ 74 ] [ 75 ]
- На дисплее
- B-34 41-38032 — Международный аэропорт Орландо Сэнфорд (бывшая военно-морская авиабаза Сэнфорд ), Сэнфорд, Флорида . Самолет предоставлен в аренду Национальному музею морской авиации . Восстановлен Мемориальным комитетом военно-морской авиабазы Сэнфорд . [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ]
- PV-2 37230 — Национальный музей морской авиации на авиабазе ВМС Пенсакола в Пенсаколе, Флорида . [ 79 ]
- PV-2 37257 — Музей авиации Пима , расположенный рядом с базой ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона . [ 80 ]
- PV-2 37492 - окрашен (желтый) и имеет маркировку «Air Tropic Island Charters» в Mayday Golf в Норт-Миртл-Бич, Южная Каролина . [ 81 ]
- На реставрации или на хранении
- PV-1 33327 — Части хвостового оперения, пропеллеров, крыльев и средств управления полетом были сохранены, когда самолет был случайно уничтожен в ожидании будущей демонстрации в Большом парке округа Ориндж (бывшая авиабаза морской пехоты Эль-Торо ) в Ирвине, Калифорния . [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
- PV-2 37202 — на хранении в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 85 ]
- PV-2 84060 — на хранении в Летном музее Кавано в Аддисоне, штат Техас . [ 86 ] [ 87 ] Будет перенесен в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисон, штат Техас . [ 88 ]
- RB-34 AJ311 — на хранении в Национальном музее ВВС США на базе ВВС Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 89 ]
Технические характеристики (Б-34 Лексингтон)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6 человек
- Длина: 51 фут 5 дюймов (15,7 м)
- Размах крыльев: 65 футов 6 дюймов (20 м)
- Высота: 11 футов 10 дюймов (3,6 м)
- Площадь крыла: 551 кв. фут (51,2 м 2 )
- Пустой вес: 20 197 фунтов (9 161 кг)
- Полная масса: 31 000 фунтов (14 061 кг)
- Максимальный взлетный вес: 34 000 фунтов (15 422 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-2800 радиальных двигателя мощностью 2000 л.с. (1500 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 322 миль в час (518 км/ч, 280 узлов)
- Крейсерская скорость: 230 миль в час (370 км/ч, 200 узлов)
- Диапазон: 1660 миль (2670 км, 1440 миль)
- Перегоночная дальность: 2600 миль (4200 км, 2300 морских миль)
- Практический потолок: 26 300 футов (8 020 м)
- Скорость набора высоты: 2035 футов/мин (15,4 м/с).
- Нагрузка на крыло: 56,4 фунта/кв. футов (275 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,13 л.с./фунт (0,21 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие:
- 4 × .50 пулемета BMG (12,7 мм) Browning M2
- 2 × 0,30 кал. (7,62-мм) пулеметы Браунинг М1919
- Бомбы:
- 3000 фунтов (1400 кг) боеприпасов общего назначения или
- по 325 фунтов (147 кг) 6 глубинных бомб или
- 1 × торпеда
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Юнкерс Ю 88
- Кюсю Q1W Токай
Связанные списки
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список бомбардировщиков
- Список самолетов Локхид
- Список самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Локхид Вентура» . История войны . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Марсон, 2001, с. 27
- ^ Тейлор 1965, стр.244.
- ^ Марсон, 2001, с. 26
- ^ «Фред Миллер, сын погиб в огненной авиакатастрофе» . Милуоки Сентинел . 18 декабря 1954 г. с. 1.
- ^ «Фред Миллер, сын погиб в авиакатастрофе» . Милуоки Джорнал . 18 декабря 1954 г. с. 1.
- ^ «Летчики похоронены рядом» . Милуоки Джорнал . 20 декабря 1954 г. с. 2.
- ^ «Выводы CAB по катастрофе Миллера» . Милуоки Сентинел . 18 марта 1955 г. с. 1, часть 2.
- ^ «Брифинги…» . Летающий . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. Август 1958 г. с. 90 . Проверено 10 января 2020 г. .
- ^ «Личные и деловые самолеты» . Летающий . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Зифф-Дэвис. Октябрь 1960 г. с. 22 . Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ КАРДОЗО, Аделино, Португальские военные самолеты в 20 веке , Лиссабон: Essencial, 2000.
- ^ Франсильон 1982, с. 198.
- ^ Бойер 1974, с. 254.
- ^ Бойер 1974, стр. 254–256.
- ^ Бойер 1974, с. 261.
- ^ Кэри 2002, с. 12.
- ^ Бойер 1974, стр. 263, 266, 273.
- ^ Бойер 1974, стр. 280, 282.
- ^ Андраде 1979, с. 247
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Андраде 1979, стр. 52–53, 207–208, 247.
- ^ «Типы самолетов ВВС Италии» . www.aeroflight.co.uk .
- ^ Лейк, Алан 1999 с. 18.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 548–549.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, с. 553.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 555–556.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 18–19, 23.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 557–559.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 26–27.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 373–375.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 561–562.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 377–379.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 563–564.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 42, 45–46.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 29–33.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 565–566.
- ^ Робертс 2000, стр. 625, 627.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 567–568.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 370–371.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 570–561.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 382–383.
- ^ Робертс 2000, стр. 629–630.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 34–35.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 572–573.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 53–54, 57.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 574–575.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 383–384.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 576–577.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 578–580.
- ^ Робертс 2000, Глава 4, стр. 581–582.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 385–386.
- ^ Робертс 2000, Глава 3, стр. 387–388.
- ^ «Сериалы АДФ — Вентура» .
- ^ "PV-1 Вентура/49555." Архивировано 18 марта 2012 г. в Музее авиации Wayback Machine Квинсленда. Дата обращения: 2 апреля 2012 г.
- ^ «Музей RAAF: Самолеты на хранении: Lockheed Ventura» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
- ^ "Lockheed PV-1/Bu. 48654" Musea Aeroespacial - на испанском языке . Дата обращения: 29 августа 2014 г.
- ^ "PV-1 Вентура/33315." Реестр боевых птиц. Дата обращения: 1 июня 2011 г.
- ^ "RB-34 Вентура/41-38117." Ресурсная группа Warbirds. Проверено: 20 апреля 2011 г.
- ^ "PV-1 Вентура/34759." Ресурсная группа Warbirds. Проверено: 20 апреля 2011 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N500LN». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N7261C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N7268C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N7273C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37211." Музей авиации Палм-Спрингс. Проверено: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N7257C» FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N7272C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N2PV». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N7256C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37396." Фонд американского военного наследия. Проверено: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N6855C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N86492». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N83L». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37535." Коллекция самолетов Эриксона. Проверено: 21 августа 2014 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N7454C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N6657D». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 84062." Стоктонский музей полевой авиации. Проверено: 23 февраля 2014 г.
- ^ "B-34 Вентура/41-38032." Архивировано 13 февраля 2012 г. в Мемориале Wayback Machine NAS Sanford. Проверено: 20 апреля 2011 г.
- ^ [1] Дата обращения: 30 июня 2022 г.
- ^ [2] Аэропорт Сэнфорд-Орландо, PV-1 Ventura переехал в новое место. Дата обращения: 30 июня 2022 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37230." Национальный музей морской авиации. Проверено: 10 апреля 2012 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37257." Музей авиации Пима. Проверено: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 37492." Мэйдэй Гольф. Проверено: 21 августа 2012 г.
- ↑ Lockheed PV-1 Ventura города Ирвин warbirdsnews.com Проверено 18 октября 2023 г.
- ^ Эстес, Адам (28 ноября 2023 г.). «Город Ирвин пренебрегает и уничтожает PV-1 Ventura» . Старинные новости авиации . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Канг, Ханна (11 декабря 2023 г.). «Почему Ирвин незаметно сдал на слом старинный бомбардировщик PV-1 Ventura времен Второй мировой войны» . Реестр округа Ориндж . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N7483C». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N86493». FAA.gov Дата обращения: 19 июля 2021 г.
- ^ "Гарпун ПВ-2/Бу. 84060." Музей полетов Кавано. Проверено: 19 июля 2021 г.
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Досье на планер — Lockheed RB-34 Lexington, серийный номер AJ311 FABr, c/n 237-4449» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 16 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Хершам, Суррей, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф. 2 Группа RAF: Полная история, 1936–1945 . Лондон: Фабер и Фабер, 1974. ISBN 0-571-09491-0 .
- Кэри, Алан К. П.В. Вентура / Гарпунные части Второй мировой войны (боевой самолет Osprey 34) . Ботли, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-383-7 .
- Франсильон, Рене Дж. Локхид Самолеты с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30329-6 .
- Марсон, Питер Дж., Близнецы Локхид . Air-Britain (Historians) Ltd, Тонбридж, Кент, 2001 г. ISBN 0-85130-284-X .
- Робертс, Майкл Д., капитан, MSC, USNR (в отставке). Словарь эскадрилий американской военно-морской авиации, том 2: История эскадрилий VP, VPB, VP (H) и VP (AM). Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории морской авиации, 2000.
- Скривнер, Чарльз Л. и У. Э. Скарборо, капитан USN (в отставке). Lockheed PV-1 Ventura в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1981. ISBN 0-89747-118-0 .
- Стэнэуэй, Джон К. Вега Вентура: Операционная история Lucky Star Lockheed . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2000. ISBN 0-7643-0087-3 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, 1965.
- Лейк, Алан. ЛЕТАЮЩИЕ ЧАСТИ Королевских ВВС – история возникновения, формирования и расформирования всех летающих частей с 1912 года . Англия: Алан Лейк, 1999, ISBN 1-84037-086-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Самолет в озере Вашингтон.
- Информационный бюллетень о музее ВВС США B-34
- Информационный бюллетень о музее ВВС США B-37
- «Универсальная Вентура» , июнь 1945 г. Научно-популярный журнал - примечание: редкие фотографии заряжания различных оружейных партий.
- «Бомбардировщик ВМФ 2000 года», «Популярная механика» , ноябрь 1945 г., стр. 10.
- Раллс Клотфелтер, 2003 г., «PV-1 Ventura в Тихом океане - забытая боевая птица Lockheed» (копия оригинала на сайте archive.org по состоянию на 3 апреля 2007 г.)
- Энциклопедия американских самолетов
- Патрульные эскадрильи ВМС США
- Программа PBS Nova о «Бомбардировщике 31»
- Веб-сайт об использовании RNZAF
- Летная ассоциация Мемориала Вентуры (VMFA)
- Музей авиации Альберты
- Фонд американского военного наследия (AMHF)
- Сайт Lockheed Twins - переоборудование гражданской Ventura
- Руководство 1946 года АН 01-55ЭД-1 Справочник пилота самолетов ВМФ модели ПВ-2 ПВ-2С ПВ-2Д [ постоянная мертвая ссылка ]
- Реестр выживших Lockheed PV-1 Ventura