М. В. Данидин Стар
![]() Крушение в 1998 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Данидин Стар |
Тезка | Данидин , Новая Зеландия |
Владелец | ООО «Юнион Холодный Склад» |
Оператор | Блю Стар Лайн |
Порт приписки | ![]() |
Строитель | Кэммелл Лэрд , Биркенхед |
Номер двора | 1009 |
Запущен | 29 октября 1935 г. |
Завершенный | февраль 1936 г. |
Идентификация |
|
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Рефрижераторный грузовой корабль |
Тоннаж | |
Длина |
|
Луч | 70,4 футов (21 м) |
Черновик | 43 фута 4 дюйма (13,2 м) |
Глубина | 32,3 фута (10 м) |
Установленная мощность | 2516 НХП |
Движение |
|
Емкость | груз + 21 пассажир |
Экипаж | 85 |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение | ДЭМС |
Послужной список | |
Операции: | Операция «Алебарда» , 1941 год. |
MV Dunedin Star — британский грузовой рефрижераторный лайнер . Он был построен компанией Cammell Laird and Co в 1935–36 годах как один из Blue Star Line компании кораблей класса Imperial Star , предназначенных для перевозки замороженного мяса из Австралии и Новой Зеландии в Великобританию. Корабль участвовал во Второй мировой войне и известен своей ролью в операции «Алебарда» по снятию осады Мальты в сентябре 1941 года.
Dunedin Star погибла в конце ноября 1942 года, когда она села на мель в районе Клана Альпайн Шоал в Южной Атлантике на Берегу Скелетов в Намибии , тогдашней Юго-Западной Африке . В ходе сложной морской, воздушной и наземной операции удалось преодолеть множество неудач и спасти всех пассажиров, экипаж и артиллеристов. При спасательных операциях погибли самолет, буксир и двое членов экипажа буксира. Последнему члену команды «Данедин Стар » потребовался месяц , чтобы добраться до Кейптауна , и более двух месяцев, чтобы вернулся последний из спасателей.
Здание
[ редактировать ]Компания Cammell Laird and Co в Биркенхеде , Англия, построила Dunedin Star , спустив ее на воду 29 октября 1935 года и завершив ее в феврале 1936 года. [ 1 ] Судно принадлежало Union Cold Storage, компании, контролируемой Blue Star Line. [ 2 ]
Класс «Имперская звезда» представлял собой теплоходы . Dunedin Star имела пару 9-цилиндровых двухтактных развивающих одностороннего действия Sulzer Bros, судовых дизельных двигателей в общей сложности 2516 л.с. и приводящих в движение два винта . Ее навигационное оборудование включало беспроводную пеленгацию , эхолот и гирокомпас . [ 2 ]
Служба времен Второй мировой войны
[ редактировать ]После того, как Соединенное Королевство вступило во Вторую мировую войну в сентябре 1939 года, «Дунедин Стар» первоначально продолжала осуществлять грузовые перевозки между Великобританией и Австралией. Поскольку это было быстрое торговое судно, оно плавало без сопровождения до ноября 1940 года. [ 3 ]
10 октября 1939 года корабль вышел из Ливерпуля в Брисбен . она зашла в Лас-Пальмас , Кейптаун , Порт-Элизабет , Восточный Лондон , Дурбан , Лоренсу-Маркес , Сидней и Рокгемптон и прибыла в Брисбен 26 ноября. Три дня спустя корабль начал обратный рейс и зашел в Ньюкасл, Новый Южный Уэльс , Сидней , Мельбурн и Аделаиду . Рождество 1939 года она провела в плавании на запад через Индийский океан , а Новый год 1940 года — в Кейптауне, а затем зашла в Лас-Пальмас. 18 января она достигла Лондона . [ 3 ]
31 января 1940 года Данидин Стар снова уехал из Лондона в Брисбен. Она зашла в Лас-Пальмас и Гладстон, Квинсленд , и прибыла в Брисбен 10 марта. Через шесть дней она отправилась в обратный путь и зашла в Олбани , Западная Австралия; Фримантл ; Кейптаун и Лас-Пальмас прибудут в Лондон 3 мая. [ 3 ]
2 июня 1940 года Данидин Стар снова уехал из Лондона в Квинсленд . Она зашла в Лиссабон , Сан-Висенте, Кабо-Верде , Мельбурн, Сидней, Брисбен и Кэрнс и 18 июля прибыла в Таунсвилл на северо-востоке Квинсленда. 22 июня Франция капитулировала перед Германией , которая лишила мощный французский флот защиты кораблей союзников, передала все французские порты и военно-морские базы в Атлантике Кригсмарине , а наиболее стратегические аэродромы — Люфтваффе . Поэтому, когда «Данедин Стар» 21 июля отправилась домой из Таунсвилля, она зашла в Рокгемптон и Сидней, но затем повернула на восток через Тихий океан в Панаму . Она достигла Бальбоа, Панама , 23 августа, прошла через Панамский канал и зашла в Кристобаль, Колон через два дня . Корабль зашел в Кюрасао на Нидерландских Антильских островах , а затем пересек Северную Атлантику и достиг Эйвонмута на Бристольском проливе . 10 сентября [ 3 ]
Данидин Стар пробыл в Эйвонмуте месяц, уехал 10 октября и через два дня прибыл в Ливерпуль. 1 ноября она покинула Ливерпуль на конвое WS 4, который разделился на быстрый (WS 4F) и медленный (WS 4S) участки. Данидин Стар отправился на WS 4F во Фритаун . [ 4 ] Сьерра-Леоне , а затем продолжила путь через Дурбан в Суэц , куда прибыла 22 декабря. Кажется, она провела Рождество 1940 года и Новый 1941 год в Суэце. [ 3 ] 12 января она уехала в Коломбо на Цейлоне , куда прибыла 22 января. она совершила по Красному морю этап своего путешествия из Суэца в Аден на конвое SW 4B, [ 5 ] затем отделился и без сопровождения пересек Индийский океан. [ 3 ]
Операция Алебарда
[ редактировать ]
К августу 1941 года Данидин Стар вернулся в Великобританию. 9 августа она покинула Ферт-оф-Клайд с конвоем WS 8C в Скапа-Флоу . [ 6 ] возвращение в Клайд 17 августа. Затем вместе с родственным кораблем Blue Star, Imperial Star , она приняла участие в операции «Алебарда» по снятию осады Мальты . 17 сентября они покинули Клайд на Convoy WS 011D, который в море стал Convoy WS 11X. [ 7 ] Конвой направлялся в Бомбей, но корабли операции «Алебарда» отделились в Северной Атлантике и достигли Гибралтара 24 сентября . Там восемь торговых судов сформировали Конвой GM 2, который в тот же день под сильным эскортом Королевского флота отправился на Мальту.
27 сентября 1941 года средиземноморский итальянский самолет Regia Aeronautica атаковал конвой, но был отбит военно-морским эскортом и прикрытием с воздуха. В тот вечер итальянский бомбардировщик-торпедоносец поразил «Империал Стар» . Ни один экипаж не погиб, корабль не затонул, но был выведен из строя, поэтому его затопили и бросили. Остальная часть конвоя благополучно достигла Гранд-Харбора в Валлетте на следующий день . Данидин Стар пробыл на Мальте четыре недели, уехав без сопровождения 22 октября и зайдя в Гибралтар через три дня. [ 3 ]
Передвижение Dunedin Star в течение следующих пяти месяцев не фиксируется. Затем, 22 марта 1942 года, она покинула «Клайд» с конвоем WS 17 во Фритаун. [ 8 ] Она продолжила путь через Кейптаун в Индийский океан, достигнув Бомбея 16 мая и покинув Коломбо 13 июля во Фримантл. Там она присоединилась к конвою ZK 12, который 27 июля отправился в Сидней. [ 9 ] Dunedin Star отделился по пути и достиг Мельбурна 3 августа. И снова она вернулась из Австралии в Великобританию через Панаму, куда зашла 17 сентября, а затем пересекла Северную Атлантику и прибыла в Ливерпуль 1 ноября. [ 3 ]
Потеря
[ редактировать ]9 ноября 1942 года «Данедин Стар» покинул Ливерпуль и направился в Египет через залив Салданья , Кейптаун и Аден . [ 1 ] Ее грузом были боеприпасы и припасы для 8-й британской армии на Ближнем Востоке , на борту находились 85 членов экипажа и 21 пассажир, плативший за проезд. [ 10 ]
Данидин Стар покинул Ливерпуль на конвое ON 145, направлявшемся в Нью-Йорк . [ 11 ] В Северной Атлантике Dunedin Star оторвалась и взяла курс на Южную Африку . Однако 29 ноября в 22:30 у Берега Скелетов в Юго-Западной Африке она наткнулась на подводное препятствие. [ 10 ] последующий Южноафриканский следственный суд предположил , что это плохо нанесенный на карту клановый альпийский мелководье. [ нужна ссылка ] Ее радист послал сигнал бедствия , который был принят на берегу в Уолфиш-Бей .
Данидин Стар начала быстро набирать воду, и ее насосы не справлялись. Ее капитан , капитан Р.Б. Ли, решил вывести корабль на берег ради безопасности пассажиров, команды и ценного груза. В сильном волнении он приземлился в 550 ярдах (500 м) от берега, примерно в 50 милях (80 км) к югу от устья реки Кунене , которая образовывала границу с португальской Анголой . [ нужна ссылка ]
Капитан Ли боялся, что сильное волнение может разбить корабль. Поэтому он приказал команде спустить ее моторную лодку и начать высаживать людей на берег. Лодка совершила два рейса, высадив на берег в общей сложности 63 человека, в том числе восемь женщин, трех младенцев и несколько пожилых мужчин. Затем бурное море вывело лодку из строя, и она застряла на пляже. Они остались без крова, и им хватало только воды и продуктов питания из лодки. Еще 42 человека, включая капитана Ли, остались на борту выброшенного на берег корабля. [ 10 ]
Буксир Южноафриканских железных дорог и гаваней , покинул Уолфиш-Бей и направился на север , , 328 GRT Sir Charles Elliot чтобы добраться до места крушения. водоизмещением 197 GRT Тральщик HMSAS Nerine , переоборудованное гражданское судно, покинул Уолфиш-Бей в 14:00 30 ноября, нагруженный аварийными припасами, упакованными в поплавки Carley , чтобы доставить их на берег выжившим на пляже. Норвежское водоизмещением 6 465 брт и грузовое судно Temeraire грузовой водоизмещением 6 048 брт пароход Manchester Division также направились на помощь. Тем временем из Виндхука конвой наземных спасателей во главе с капитаном полиции ЮАР Дж. У. Б. Смитом отправился к тем выжившим, которые оказались на берегу. [ 10 ]
Корабли достигли Данидин-Стар 1 или 2 декабря. Нерин спустила несколько своих поплавков «Карли», нагруженных припасами, чтобы добраться до берега, но сильное течение унесло их. Она подошла ближе к берегу, спустила на воду оставшиеся поплавки и вернулась в Уолфиш-Бей. Темерайр спустила на воду свою моторную лодку и увела 10 человек с острова Данидин Стар , но в лодку попало много воды, из-за чего ее мотор остановился. Затем норвежские лодочники полтора часа гребли до Манчестерского дивизиона , который взял на борт 10 выживших. Норвежцы были настолько измотаны, что Темереру пришлось взять их и их лодку обратно на борт. На следующий день прибыл сэр Чарльз Эллиот . Темерер снова спустила на воду свою моторную лодку, которая за четыре рейса спасла оставшихся 32 человека с «Дунедин Стар» и передала их всех сэру Чарльзу Эллиоту . В сильном волнении буксир затем изо всех сил пытался подобраться к Манчестерскому дивизиону , чтобы перевезти всех спасенных людей, кроме капитана Ли, его главного и второго инженеров , которые были взяты на борт Нерин . [ 10 ]
3 декабря сэр Чарльз Эллиот улетел, чтобы вернуться в Уолфиш-Бей, но около 06:00 следующего утра он приземлился к северу от Роки-Пойнт. Большинству членов ее команды удалось доплыть до берега через сильное течение, но первый офицер Ангус Макинтайр и матиас Корабсеб не выжили. [ 10 ]

3 декабря в 14:00 ВВС ЮАР, из Кейптауна был отправлен береговой патрульный самолет Lockheed Ventura чтобы доставить на пляж припасы для выживших. Примерно в 16:20 пилот капитан Имминс Науде нашел пляж. Его команда сбросила припасы, но большая часть из них была уничтожена при ударе. Науд приземлился на близлежащем плоском участке земли с намерением спасти некоторых из оставшихся в живых на пляже. К сожалению, земля представляла собой соляную котловину , скрытую песком пустыни. На следующий день было обнаружено, что шасси «Вентуры» провалилось в корку соли, повредив самолет и оставив его застрявшим в песке. [ 10 ]
Три других самолета Venturas SAAF выполнили миссии по доставке воды, еды и других предметов первой необходимости. Они часто летали по несколько рейсов в день к выжившим на пляже. Время от времени они также доставляли припасы сухопутному конвою капитана Смита по пути из Виндхука на пляж. 8 декабря сухопутный конвой капитана Смита достиг Роки-Пойнт и выживших сэра Чарльза Эллиота и доставил их на импровизированную взлетно-посадочную полосу. Там подполковник П.С. Жубер посадил «Вентуру» и подобрал уцелевшую команду буксира. [ 10 ]
В Уолфиш-Бей «Нерин» дозаправилась и погрузила новые припасы и 7 декабря снова направилась на север. два дня спустя она достигла Данидин-Стар и спустила на воду свою спасательную шлюпку , которая безуспешно пыталась запустить ракету на берег. Вместо этого Нерин радист Денис Скалли выплыл на берег с веревкой, обвязанной вокруг его талии. В тот день 14 членов экипажа, две женщины и двое детей были сняты с пляжа и переправлены на Нерине . 10 декабря еще восемь выживших с пляжа были переведены на тральщик. [ 10 ]
Затем конвой капитана Смита достиг пляжа и спас тех выживших, которые не были доставлены на спасательной шлюпке на Нерин . 11 грузовиков Смита вернулись в Виндхук 23 декабря, где остались выжившие, а затем продолжили путь по суше на поезде. Они достигли Кейптауна 28 декабря. [ 10 ]
17 января 1943 года капитан Науд покинул Виндхук, возглавив сухопутный конвой, чтобы вернуть Вентуру. После ремонта на месте и четырехдневных раскопок ему наконец удалось поднять самолет в воздух 29 января. Однако всего через 43 минуты полета у самолета возникла неисправность двигателя, и он рухнул в море примерно в 200 ярдах от берега недалеко от Роки-Пойнт. Науде и двое его товарищей по экипажу пережили катастрофу и сумели доплыть до берега. Возвращающийся сухопутный конвой спас их 1 февраля. [ 10 ] [ 12 ]
Все пассажиры, экипаж и стрелки DEMS Dunedin Star выжили благодаря мужеству и находчивости многих спасателей на море, в воздухе и на суше. Но это была дорогая цена: погиб один самолет «Вентура», буксир «Сэр Чарльз Эллиот» и двое членов экипажа буксира. [ 10 ]
Следственный суд признал капитана Ли виновным в гибели своего корабля. Blue Star Line уволила его, и он стал мытарем в Англии. В 1943 или 1944 году Blue Star повторно наняла его в качестве капитана одного из торговых судов для одной из высадок союзников в Европе. После этого контракта Blue Star не предложила ему еще один корабль. Позже он эмигрировал в Индию, где умер вскоре после прибытия. [ 10 ]
Шесть членов экипажа «Данедин Стар » , включая помощника инженера, продолжили службу на «Мельбурн Стар» и погибли, когда она затонула в Северной Атлантике 2 апреля 1943 года. Главный электрик «Данедин Стар » продолжил службу на десантном корабле «Империя Джавелин». и погиб, когда затонул в Ла-Манше 28 декабря 1944 года. [ 10 ]
Часть груза Dunedin Star была спасена в 1951 году. [ 1 ] Некоторые останки и по сей день видны на пляже, в том числе часть настила на носу или корме. [ нужна ссылка ]
Корабль-преемник
[ редактировать ]
После войны компания Blue Star Line купила грузовое судно, которое строилось компанией «Александр Стивен и сыновья» в Линтхаусе на реке Клайд . Он был заложен для Lancashire Shipping Ltd как Bolton Castle для торговли с Китаем. Однако в 1949 году коммунистическая революция в Китае сократила эту торговлю, поэтому Lancashire Shipping продала ее на акции компании Blue Star. [ 13 ]
Новый корабль был спущен на воду 18 апреля 1950 года как второй «Звезда Данидина» и завершен в сентябре того же года. это был турбинный пароход , его водоизмещение 7322 брт было значительно меньше, чем у его предшественника. Что необычно для корабля «Голубая звезда», у нее была охлаждена лишь часть трюмов. Тем не менее, она провела 25 лет на службе в группе «Голубая звезда». [ 13 ]
В 1968 году корабль был передан дочерней компании Blue Star Lamport and Holt , которая переименовала его в Roland 2 . Большую часть следующих семи лет она провела в регулярном маршруте между Рио-де-ла-Плата , Бразилия и Великобритания. В 1975 году она была продана кипрской компании Pallas Maritime , которая переименовала ее в Джессику . После еще двух смен владельца в 1978 году был сдан на слом на судоразделочном заводе Гадани в Пакистане . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Эдуард Болен — немецкий грузопассажирский корабль, потерпевший крушение на Берегу Скелетов в 1909 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Клип Blue Star "Danedin Star" 1" . Голубая звезда в сети. 8 сентября 2013 года . Проверено 15 августа 2014 г. включает множество фотографий запуска Dunedin Star и некоторых из них в море.
- ^ Jump up to: а б Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1941 год . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хейга, Арнольд. «Звезда Данидина» . Движение кораблей . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.4» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой SW.4B» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.8C» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.11X» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой WS.17» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ЗК.12» . Короткая серия «Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «МВ Данидин Стар» . МВ Мельбурн Стар . Джон Уайт. Архивировано из оригинала 10 марта 2023 года . Проверено 15 августа 2014 г. включает фотографии
- ^ Хейга, Арнольд. «Конвой ПО.145» . Серия «ОН Конвой» . Дон Кинделл, ConvoyWeb . Проверено 15 августа 2014 г.
- ^ Taffrail 1973 , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Клип Blue Star "Danedin Star" 2" . Голубая звезда в сети. 25 ноября 2012 года . Проверено 15 августа 2014 г.
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доусон, Джефф (2005). Мертвая расплата: Звездная катастрофа Данидина . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-7538-2044-7 .
- Марш, Джон Х. (1944). Берег Скелетов (1-е изд.). Лондон: Ходдер и Стоутон .
- Марш, Джон Х; Энсон, Лайман (1958) [1944]. Берег Скелетов (2-е изд.). Лондон: Ходдер и Стоутон.
- Шуман, Эми (2003). Берег Скелетов . Кейптаун, Джоннесбург: Буш . ISBN 1-86872-891-9 .
- «Гофрейл» (Генри Тапрелл Дорлинг) (1973). Голубая звездная линия в войне, 1939–45 . Лондон: W. Foulsham & Co. стр. 78, 80, 84, 87, 118–131. ISBN 0-572-00849-Х .
- Винчестер, С. (2010). Атлантика: великие морские сражения, героические открытия, титанические штормы и огромный океан из миллиона историй . Нью-Йорк: Харпер. ISBN 978-0-06-170258-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мирс, Рэй (2003). «Экстремальное выживание» . 3 . телевизионный документальный фильм, включая интервью с выжившими и пилотом СААФ капитаном Имминсом Науде
- корабли 1935 года
- 1942 год в Юго-Западной Африке.
- Грузовые лайнеры
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Торговые суда Соединенного Королевства
- Корабли, построенные на реке Мерси
- Корабли Blue Star Line
- Кораблекрушения Намибии
- Торговые корабли Соединенного Королевства времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Атлантическом океане
- Корабли линии Лэмпорт и Холт