Японская подводная лодка И-15
![]() И-15 во время первых ходовых испытаний .
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Подводная лодка № 37 |
Строитель | Военно-морской арсенал Куре , Куре , Япония |
Заложен | 25 января 1938 г. |
Переименован | И-15 |
Запущен | 7 марта 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 сентября 1940 г. |
Судьба | Потоплен 10 ноября 1942 г. |
пораженный | 24 декабря 1942 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Подводная лодка типа Б1 |
Смещение |
|
Длина | 108,7 м (357 футов) |
Луч | 9,3 м (31 фут) |
Черновик | 5,14 м (16,9 футов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 14 000 морских миль (26 000 км) при скорости 16 узлов (30 км/ч) |
Глубина испытания | 100 м (328 футов) |
Дополнить | 94 |
Вооружение | |
Самолет перевезен | 1 Yokosuka E14Y гидросамолет |
И-15 — подводная лодка Императорского флота Японии типа B1, введенная в строй в 1940 году и служившая во время Второй мировой войны . Она поддержала нападение японцев на Перл-Харбор , действовала у западного побережья США и приняла участие в операции К-1 , кампании на Алеутских островах и кампании на Гуадалканале , включая битву на Восточных Соломоновых островах и битву при Санта-Крус. Islands , прежде чем он был потоплен в ноябре 1942 года во время своего четвертого военного патрулирования.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]И-15 была заложена 25 января 1938 года Военно -морским арсеналом Куре в Куре , Япония , под названием Подводная лодка № 37 . [ 2 ] он был переименован в И-15 . К моменту спуска на воду 7 марта 1939 года [ 2 ] Он был завершен и введен в эксплуатацию 30 сентября 1940 года. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Сентябрь 1940 г. – декабрь 1941 г.
[ редактировать ]После ввода в строй И-15 был придан военно-морскому округу Йокосука . [ 2 ] 15 ноября 1940 года она и подводная лодка И-16 были приписаны к 1-му дивизиону подводных лодок подводных лодок 1-й эскадрильи флота 6-го . [ 2 ]
Когда Императорский флот Японии начал развертывание для предстоящего конфликта в Тихом океане , 1-я эскадрилья подводных лодок была приписана к передовым силам, а I-15 покинула Йокосука , Япония, 21 ноября 1941 года вместе с подводными лодками I-9 , I- 17 и I-25 , направлявшиеся в воды Гавайских островов для участия в операции Z — нападении Японии на Перл-Харбор , которое привело Японию и США к вступлению во Вторую мировую войну . [ 2 ] [ 3 ] сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» ( по-японски : Niitakayama nobore 1208 ) они получили от Объединенного флота Пока подводные лодки находились в пути, 2 декабря 1941 года , в котором указывалось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года по японскому времени , что было 7 декабря 1941 года по другую сторону международной линии перемены дат на Гавайях . [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор, I-15 патрулировал к северу от Оаху с приказом провести разведку гавайских вод и атаковать любые американские корабли, выходящие из Перл-Харбора . [ 2 ] 10 декабря подводная лодка I-6 ВМС США, сообщила о том, что заметила оперативную группу включающую «Лексингтон» класса авианосец и два крейсера, идущую на северо-восток от острова Оаху, а также I-9 , I-15 , I-17 , I-25 и подводные лодки И-19 , И-21 и И-23 получили приказ перехватить и потопить авианосец и на полном ходу отправились в его погоню. [ 2 ] Их поиски не увенчались успехом. [ 2 ]
13 декабря 1941 года японский императорский генеральный штаб приказал подводным лодкам 6-го флота бомбардировать западное побережье США . [ 3 ] Командующий 6-м флотом вице-адмирал Мицуми Симидзу в свою очередь заказал И-9 , И-15 , И-17 , И-19 , И-21 , И-23 , И-25 , а также подводные лодки И-10 и Каждый И-26 должен был произвести по 30 выстрелов по целям на западном побережье США вечером 25 декабря 1941 года под командиром 1-й эскадрильи подводных лодок контр-адмиралом Цутому Сато на борту своего флагманского корабля И-9 . общим командованием бомбардировки [ 2 ] [ 3 ] I-15 получила этот приказ 14 декабря 1941 года и направилась в назначенный ей район патрулирования к западу от Фараллонских островов . [ 2 ] Она всплыла у «Фараллона» около полуночи в ночь с 17 на 18 декабря 1941 года, чтобы перезарядить свои батареи , и ее командир разрешил ее команде выйти на палубу, чтобы увидеть огни Сан-Франциско , Калифорния , которые были видны на юге. [ 2 ]
22 декабря 1941 года главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Исороку Ямамото отложил бомбардировку до 27 декабря. [ 2 ] 27 декабря 1941 года, когда большинству подводных лодок было поручено провести бомбардировку с низким уровнем топлива, и на фоне опасений Генерального штаба ВМФ по поводу того, что бомбардировка густонаселенных районов, таких как Сан-Франциско и Лос-Анджелес , Калифорния, приведет к значительным жертвам среди гражданского населения и приведет к значительным жертвам среди гражданского населения. В ответ США Симидзу отменил бомбардировку. [ 2 ] I-15 направилась в Кваджалейн на Маршалловых островах , завершив свое патрулирование прибытием туда 11 января 1942 года, очевидно, замеченным подводной лодкой ВМС США USS Tautog (SS-199) , которая сообщила, что видела в тот день три японские подводные лодки, прибывшие в Кваджалейн. [ 2 ]
Операция К-1
[ редактировать ]1 февраля 1942 года самолеты авианосца ВМС США USS Enterprise (CV-6) совершили налет на Кваджалейн, и I-9 , I-15 , I-17 , I-19 и I-25 погрузились на дно гавани. глубина 150 футов (46 м), чтобы избежать нападения. [ 2 ] Через два часа после окончания авианалета штаб 6-го флота приказал создать 1-ю эскадру подводных лодок, включавшую И-9 , И-15 , И-17 , И-19 , И-23 , И-25 , И-26 и подводные лодки Ро- 61 и Ro-62 , чтобы выйти в море, чтобы найти и атаковать «Энтерпрайз» . [ 2 ]
После неудачных поисков «Энтерпрайза» И -15 , И-19 , И-23 и И-26 были отозваны в Кваджалейн 3 февраля 1942 года для участия в операции К-1 — нападении на Перл-Харбор, в котором участвовали два Императорских ВМС Японии. Kawanishi H8K (учетное название союзников «Эмили») Летающие лодки должны были совершить перелет от атолла Вотье на Маршалловых островах до французского фрегата Шоалс на северо-западе Гавайских островов , дозаправиться там от I-15 , I-19 и I-26 и затем летите, чтобы атаковать Перл-Харбор в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к востоку-юго-востоку. [ 3 ] I-23 должен был патрулировать юг Гавайских островов, чтобы предоставлять сводки погоды и обеспечивать спасательные операции в воздухе и на море, если одна или обе летающие лодки будут сбиты. [ 3 ] в то время как I-9 , который оставался в море, не вернувшись в Кваджалейн, должен был действовать в районе на полпути между атоллом Вотье и французским фрегатом Шолс, чтобы передавать сигнал радиомаяка, чтобы помочь летающим лодкам ориентироваться на первом этапе их полета. [ 3 ] 5 февраля 1942 года И-15 прибыла в Кваджалейн, где она, И-19 и И-26 высадились из своих Yokosuka E14Y ( сообщаемое союзниками название «Глен») гидросамолетов , чтобы освободить место для шести топливных баков каждый в своих ангарах для хранения. авиационного бензина для заправки летающих лодок. [ 3 ]
I-15 стартовал из Кваджалейна 20 февраля 1942 года для перехвата 11-й оперативной группы ВМС США , сосредоточенной вокруг авианосца USS Lexington (CV-2) , которая прервала запланированный налет на японскую базу в Рабауле после ее обнаружения японской разведкой. самолет. [ 2 ] I-15 не нашла оперативную группу 11 и 2 марта 1942 года прекратила поиски и направилась к французскому фрегату Шолс для поддержки операции К-1. [ 2 ] Она и I-19 прибыли на французский фрегат Шолс 4 марта и, пока I-26 ждал в море в качестве резерва, дозаправили летающие лодки H8K, когда они прибыли после захода солнца. [ 2 ] Два самолета вскоре снова взлетели и в предрассветные часы 5 марта 1942 года сбросили восемь 250-килограммовых (551 фунтов) бомб на Гонолулу , причинив небольшой ущерб и не понеся жертв из-за пасмурной погоды, прежде чем вылететь обратно на Маршалловы острова. [ 2 ] [ 3 ] И-15 , И-19 и И-26 впоследствии вернулись в Японию и прибыли в Йокосука 21 марта 1942 года, чтобы начать капитальный ремонт. [ 2 ]
Март – май 1942 г.
[ редактировать ]Пока И-15 , И-19 , И-25 и И-26 находились в сухом доке в Йокосуке, 16 ВВС США B-25 Mitchell средних бомбардировщиков , запущенных с авианосца USS Hornet (CV-8), нанесли удары по целям в Япония, 18 апреля 1942 года, рейд Дулитла . [ 2 ] Один B-25 разбомбил и повредил легкий авианосец «Рюхо» , который находился на переоборудовании из тендера подводных лодок «Тайгей» в ближайшем сухом доке. [ 2 ] И-15 в ходе налета повреждений и потерь не понес.
Второй военный патруль
[ редактировать ]После завершения капитального ремонта I-15 отправился в путь из Йокосуки 15 мая 1942 года, чтобы начать свое второе военное патрулирование. [ 2 ] Он достиг Оминато на севере Хонсю 17 мая, затем отправился в компании с I-9 , I-17 и I-19 , чтобы проследовать к Алеутским островам . [ 2 ] 20 мая она была переведена в Северные силы и 25 мая провела разведку острова Адак . [ 2 ] 26 мая он был направлен для оказания поддержки авианосцам «Рюдзё» и «Дзюнъё» , когда они дислоцировались в районе Алеутских островов, а затем вернулся в район своего патрулирования к югу от Алеутских островов. [ 2 ]
27 мая 1942 года японцы начали предварительные этапы операции АЛ — вторжение на Алеутские острова, и в этот день И-15 провела перископическую разведку Кадьяка на острове Кадьяк . [ 2 ] Кампания на Алеутских островах началась с нападения на Датч-Харбор на острове Амакнак самолетов из Рюдзё и Дзюнъё 3–4 июня 1942 года, а 5 июня японские войска без сопротивления оккупировали Атту на западе Алеутских островов. [ 2 ] Рано утром 7 июня I-15 провела рекогносцировку Киски , а позже в тот же день японские войска оккупировали и этот остров, также без сопротивления. [ 2 ] Тем временем I-9 , I-15 , I-17 и I-19 сформировали патрульную линию к западу от Киски для поиска группы крейсеров ВМС США, предположительно находящихся в этом районе, двигаясь с юга на север в поисках, но не обнаружив ни Американские корабли. [ 2 ]
19 июня 1942 года И-15 провел перископическую разведку Датч-Харбора. [ 2 ] Переведенный во 2-ю дивизию подводных лодок 1-й эскадрильи подводных лодок, а также в передовые силы 30 июня, он направился обратно в Японию и прибыл в Йокосука 7 июля 1942 года. [ 2 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]Кампания на Гуадалканале началась 7 августа 1942 года с высадки морской пехоты США на Гуадалканале на юго-востоке Соломоновых островов . [ 2 ] 2-й дивизион подводных лодок, состоящий из И-15 , И-17 и И-19 , получил приказ проследовать в воды к востоку от Соломоновых островов, и И-15 соответственно стартовала из Йокосуки 15 августа 1942 года, чтобы начать свое третье военное патрулирование. . [ 2 ] Прибыв в назначенный район к востоку от островов Санта-Крус 23 августа 1942 года, подводные лодки 2-й дивизии подводных лодок сформировали патрульную линию для прикрытия высадки японских войск на Гуадалканале в рамках операции «КА». [ 2 ]
Битва за Восточные Соломоновы острова началась 24 августа 1942 года, а 25 августа в 01:45 по местному времени I-15 заметила оперативную группу ВМС США, которую она определила как состоящую из авианосца « Энтерпрайз» и линкора USS North Carolina (BB- 55) , два крейсера и пять эсминцев . [ 2 ] Надеясь провести скоординированную атаку с I-17 , I-15 попытался связаться с I-17 с помощью гидролокаторов с использованием азбуки Морзе , но безуспешно. [ 2 ] Два эсминца США обнаружили И-17 и атаковали ее глубинными бомбами . [ 2 ] После того, как атака глубинными бомбами на И-17 закончилась, И-15 всплыл на поверхность и поддерживал связь с оперативной группой США до 03:00. [ 2 ] Затем И-15 и И-17 получили приказ преследовать оперативную группу. [ 2 ]
Битва за Восточные Соломоновы острова завершилась 25 августа 1942 года. 26 августа Передовой отряд заказал И-15 , И-17 , И-19 , И-26 , а также подводные лодки И-11 , И-33 , И-174. и I-175 для развертывания с юга на восток от Сан-Кристобаль на юго-востоке Соломоновых островов, чтобы перехватить американские поставки и подкрепление для Гуадалканала. [ 2 ] Около полуночи 28 августа I-15 находилась к востоку от Сан-Кристобаля, когда заметила то, что она определила как американский авианосец, идущий на юг. [ 2 ] И-15 , И-17 и И-33 получили приказ преследовать его, но дальнейших контактов с кораблями США не вступали. [ 2 ]
И-9 , И-15 , И-17 , И-19 , И-21 , И-26 , И-33 и подводная лодка И-24 заняли патрульные посты между Ндени на островах Санта-Крус и Сан-Кристобаль 10 числа. Сентябрь 1942 года. [ 2 ] 13 сентября летающая лодка H8K сообщила об оперативной группе союзников в 345 морских милях (639 км; 397 миль) к юго-юго-востоку от Тулаги , а также I-9 , I-15 , I-17 , I-21 , I-24 , И-26 , И-33 и подводная лодка И-31 получили приказ сформировать патрульную линию для ее перехвата. [ 2 ] 15 сентября в 11:45 И-19 выпустила шесть торпед по авианосцу USS Wasp (CV-7) , две из которых попали в него и нанесли смертельные повреждения. [ 2 ] Три торпеды, не попавшие в «Осу», продолжили движение почти до предела своей дальности; один из них попал в линкор «Северная Каролина» , один — в эсминец USS O’Brien (DD-415) , а один едва не попал в авианосец « Хорнет» . [ 2 ] Несколько отчетов об акции [ 4 ] приписывают И-15 торпедирование Северной Каролины , но И-19 выпустил все торпеды. Однако I-15 находился поблизости и смог подтвердить, что I-19 потопил Wasp. [ 2 ]
20 сентября 1942 года И-15 , И-17 , И-19 , И-26 , И-33 , И-174 и И-175 покинули район патрулирования. [ 2 ] И-15 завершила свое патрулирование прибытием в Трук 25 сентября 1942 года. [ 2 ]
Четвертый военный патруль
[ редактировать ]Переназначенная во 2-й разведывательный отряд, а затем непосредственно в 1-ю эскадрилью подводных лодок, И-15 покинула Трук 5 октября 1942 года, чтобы начать свое четвертое боевое патрулирование. [ 2 ] Он прибыл в пролив Незаменимый на Соломоновых островах 12 октября и в тот же день дозаправил гидросамолет Императорского флота Японии Aichi E13A 1 (союзное имя «Джейк») ВВС зоны «R», базировавшийся на острове Шортленд и в заливе Реката ; [ 2 ] самолет заметил оперативную группу ВМС США, сосредоточенную вокруг авианосца «Хорнет» к востоку от Малаиты . Утром 13 октября [ 2 ] 14 октября она дозаправила самолет E13A1, базировавшийся на гидросамолёте « Читосэ » . [ 2 ] 16 октября она снова заправила E13A1 топливом, и самолет продолжил наблюдение за Hornet , что позволило японцам приказать I-26 пройти в район, который дал бы ей шанс перехватить Hornet . [ 2 ] 18 октября 1942 года И-15 покинул пролив Незаменимый. [ 2 ]
19 октября 1942 года 1-я эскадрилья подводных лодок получила приказ патрулировать западнее Эспириту-Санто . [ 2 ] 22 октября I-15 , I-17 и I-26 получили задание патрулировать западнее Сан-Кристобаля, чтобы не допустить попадания американских поставок и подкреплений на Гуадалканал. [ 2 ]
Битва у островов Санта-Крус началась 26 октября 1942 года. [ 2 ] Проходя в 200 морских милях (370 км; 230 миль) к западу от Эспириту-Санто, в 03:50 27 октября I-15 заметил большую оперативную группу США, направлявшуюся на юг от островов Санта-Крус. [ 2 ] Когда оперативная группа предприняла действия по уклонению, чтобы избежать контакта с подводной лодкой (вероятно, это было обнаружение I-15) , линкор USS South Dakota (BB-57) и эсминец USS Mahan (DD-364) получили серьезные повреждения при столкновении друг с другом в 04:14. [ 2 ] Позже, 27 октября, I-15 перешел в новый район патрулирования к юго-западу от Сан-Кристобаля. [ 2 ] откуда она передала обычный отчет о ситуации в 17:01 3 ноября 1942 года. [ 2 ] Японцы больше никогда о ней не слышали. [ 2 ]
Потеря
[ редактировать ]Во время рейса из Эспириту-Санто на Гуадалканал с грузом припасов быстрый тральщик ВМС США USS Southard (DMS-10) заметил I-15 на поверхности, заряжающую батареи у мыса Решерш на острове Сан-Кристобаль, в 02:30 10 ноября 1942 года. . [ 2 ] Саутард закрыл дистанцию и в 02:31 открыл 4,5-дюймовую (114-мм) артиллерийскую стрельбу по И-15 , который совершил аварийное пикирование. [ 2 ] И-15 выпустил по Саутарду две торпеды , обе промахнулись. [ 2 ] Саутард установил гидролокационный контакт с I-15 в 02:42 и в течение следующих нескольких часов совершил шесть атак глубинными бомбами. [ 2 ] Экипаж японской подводной лодки I-171 патрулировал окрестности и услышал взрыв глубинных бомб. [ 2 ] Повреждения от атак глубинными бомбами вынудили I-15 всплыть на южной оконечности пролива Незаменимый в 10:03, и Саутард открыл по ней огонь на расстоянии 2000 ярдов (1830 м). [ 2 ] Она быстро задела И-15 , боевую рубку и И-15 затонул носовой частью у 10 ° 13' ю.ш., 161 ° 09' в.д. / 10,217 ° ю.ш., 161,150 ° в.д. с потерей всего экипажа из 91 человека. [ 2 ]
5 декабря 1942 года Императорский флот Японии объявил I-15 предположительно полностью потерянным в районе Гуадалканала. [ 2 ] 24 декабря 1942 года японцы исключили его из списков ВМФ. [ 2 ]
Саутарду иногда приписывают потопление подводной лодки I-172, а не I-15 10 ноября 1942 года, но это, похоже, ошибочно. [ 2 ] 14 декабря 1942 года, почти через пять недель после того, как Саутард потопил I-15 , подводная лодка ВМС США USS Wahoo (SS-238) заявила о потоплении японской подводной лодки, которую она ошибочно приняла за I-15 . [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кэмпбелл, Джон Военно-морское оружие Второй мировой войны ISBN 0-87021-459-4 стр.191
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 октября 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-15: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (1 августа 2016 г.). «Подводная лодка IJN I-9: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ См., например, Морисон.
- ^ О'Кейн 1987 , стр. 96–98.
Источники
[ редактировать ]- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер. Подводная лодка IJN I-15: табличный отчет о движении. http://www.combinedfleet.com/I-15.htm . Проверено 15 марта 2009 г.
- Миланович, Катрин (2021). «Подводные лодки IJN класса I 15». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2021 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 29–43. ISBN 978-1-4728-4779-9 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот. Борьба за Гуадалканал , стр. 131–34, 233. Том 5 « Истории военно-морских операций США во Второй мировой войне» (1949). Эдисон, Нью-Джерси: Castle Books, 2001.
- О'Кейн, Ричард Х. (1987), Ваху: Патрули самой известной подводной лодки Америки времен Второй мировой войны , Presidio Press, ISBN 978-0-89141-301-1 .
- Подводные лодки типа Б1
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1939 года
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Подводные лодки, потопленные военными кораблями США
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане