Японская подводная лодка И-72
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | И-72 |
Строитель | Mitsubishi Kobe Yard, Кобе , Япония |
Заложен | 16 декабря 1933 г. |
Запущен | 6 апреля 1935 г. |
Завершенный | 7 января 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 января 1937 г. |
Переименован | И-172 , 20 мая 1942 г. |
пораженный | 15 декабря 1942 г. |
Судьба | Потоплен в октябре – ноябре 1942 г. (см. текст). |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тип КД6, Кадай подводная лодка типа |
Смещение |
|
Длина | 322 фута 10 дюймов (98,4 м) |
Луч | 26 футов 11 дюймов (8,2 м) |
Черновик | 15 футов 0 дюймов (4,6 м) |
Движение | Двухвальный Кампон мощностью 9000 л.с. (6711 кВт) / двухтактные дизели |
Скорость | |
Диапазон | 14 000 миль (26 000 км; 16 000 миль) [ 1 ] |
Глубина испытания | 230 футов (70 м) |
Дополнить | 60–84 офицера и рядового |
Вооружение |
|
I-72 , позже I-172 — класса «Кайдай» крейсерская подводная лодка KD6, подкласса построенная для Императорского флота Японии (IJN) в 1930-х годах. Он служил в первые месяцы Второй мировой войны , поддерживая нападение на Перл-Харбор , патрулируя гавайские воды в начале 1942 года и принимая участие в кампании на Гуадалканале, прежде чем он был потоплен в ноябре 1942 года.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный компанией Mitsubishi в Кобе , Япония , I-72 был заложен 16 декабря 1933 года и спущен на воду 6 апреля 1935 года. [ 2 ] Он был достроен и принят на службу Императорского флота Японии 7 января 1937 года. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Второй мировой войны
[ редактировать ]После ввода в строй И-72 был приписан к 20-й дивизии подводных лодок Куренского военно-морского округа . 5 мая 1938 года, действуя в надводном положении в условиях ограниченной видимости, он около 10:00 столкнулся с японским 60 регистровых тонн теплоходом водоизмещением Hachiyo Maru во Внутреннем море Сето к западу от Курахаси-дзимы , Япония . [ 2 ] I-72 получил лишь незначительные повреждения, но Хатиё Мару затонул примерно через две минуты после столкновения. [ 2 ]
Когда Императорский флот Японии начал развертывание в рамках подготовки к надвигающемуся конфликту в Тихом океане , I-72 покинул Сиаки , Япония, вместе с подводными лодками I-68 , I-69 , I-70 , I-71 и I-73. . [ 2 ] Она прибыла на атолл Кваджалейн 20 ноября 1941 года. [ 2 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]23 ноября 1941 года I-72 покинула Кваджалейн, чтобы начать свой первый военный патруль. [ 2 ] 2 декабря 1941 года она получила сообщение «Поднимитесь на гору Ниитака 1208» ( японский : Niitakayama nobore 1208 ) от Объединенного флота , в котором указывалось, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года по японскому времени (7 декабря 1941 года на Гавайях ). [ 2 ] Она прибыла на Гавайские острова 5 декабря 1941 года и провела разведку канала Калохи между Ланаи и Молокаи . [ 2 ] Затем она исследовала Лахайна-Роудс у острова Мауи , чтобы определить, стоит ли там на якоре американский флот, и 6 декабря 1941 года она сообщила по рации японским авианосным ударным силам , что на Лахайна-Роудс нет военных кораблей США. [ 2 ]
7 декабря 1941 года I-72 заняла станцию у Перл-Харбора между I-70 и I-73 . [ 2 ] нападение Японии на Перл-Харбор В то утро произошло , в результате чего Япония и США вступили во Вторую мировую войну . Вечером 16 декабря 1941 года он всплыл у залива Хило и обстрелял Хило , Гавайи, из своей 4,7-дюймовой (119-мм) палубной пушки. [ 2 ] 19 декабря 1941 года он торпедировал американский грузовой пароход «Пруса » водоизмещением 5113 брутто в 150 морских милях (278 км; 173 миль) к югу от острова Оаху . [ 2 ] Prusa , который следовал из Гонолулу , Гавайи, в Балтимор , штат Мэриленд , затонул. 16 ° 45' с.ш., 156 ° 00' з.д. / 16,750 ° с.ш., 156 000 ° з.д. девять минут спустя. [ 2 ] I-72 всплыла, чтобы опознать Прусу , осветила Прусы спасательные шлюпки своим прожектором , затем погрузилась под воду и продолжила патрулирование. [ 2 ] Она вернулась в Кваджалейн 28 декабря 1941 года. [ 2 ]
Второй военный патруль
[ редактировать ]12 января 1942 года I-72 покинула Кваджалейн вместе с I-71 и I-73 для своего второго военного патруля. [ 2 ] Этот патруль также находился в гавайских водах, где И-71 , И-72 и И-73 подводные лодки И-18 , И-22 и И-24 . сменяли стоявшие в пикете [ 2 ] И-72 прибыла в район своего патрулирования 21 января 1942 года. [ 2 ]
23 января I-72 водоизмещением 7383 тонны ВМС США столкнулся с нефтяным танкером USS Neches (AO-5) , который следовал без сопровождения к месту встречи с оперативной группой 11. [ 2 ] И-72 Первая торпеда , выпущенная в 03:10, попала в Нечес в миделе корабля, но не взорвалась. [ 2 ] Ее вторая торпеда попала в Нечес по правому борту в кормовой части, разрушив машинное отделение . [ 2 ] И-72 Третья торпеда поразила Нечес с левого борта. [ 2 ] Когда И-72 всплыла, чтобы добить Нечеса своей палубной пушкой, Нечес открыла огонь из 3-дюймовых (76,2-мм) и 5-дюймовых (127-мм) орудий и заставила подводную лодку снова погрузиться. [ 2 ] Затем «Нечес» накренился на правый борт и затонул на носу корабля . 21°01′N 160°06′W / 21.017°N 160.100°W . [ 2 ] Потеря Нечеса помешала оперативной группе 11, сосредоточенной вокруг авианосца USS Lexington (CV-2), дозаправиться, что вынудило ее отменить запланированный воздушный удар по японским войскам на острове Уэйк и вернуться в Перл-Харбор. [ 2 ]
16 февраля 1942 года I-72 вернулся в Кваджалейн. [ 2 ]
Третий военный патруль
[ редактировать ]I-72 покинул Кваджалейн 18 февраля 1942 года вместе с I-71 для патрулирования в защиту Рабаула , к которому приближалась 11-я оперативная группа ВМС США с намерением совершить воздушные налеты на японские силы и базы там. [ 2 ] Однако после того, как оперативная группа 11 утратила элемент внезапности, она отошла, и две подводные лодки были направлены на патрулирование районов к востоку от острова Уэйк. [ 2 ] После патрулирования без происшествий I-72 проследовала в Японию, куда прибыла 5 марта 1942 года для ремонта в Куре . [ 2 ]
Март – сентябрь 1942 г.
[ редактировать ]Пока И-72 находилась в Куре, 20 марта 1942 года 20-я дивизия подводных лодок была расформирована и в тот же день переведена в 12-ю дивизию подводных лодок. [ 2 ] Он покинул Куре 15 апреля 1942 года, посетил Йокосуку с 3 по 10 мая 1942 года и вернулся в Куре 12 мая 1942 года для дополнительного ремонта. [ 2 ] Пока она была там, она была переименована в I-172 . 20 мая 1942 года [ 2 ] Завершив ремонт, он покинул Куре 22 августа 1942 года и направился в Трук , куда прибыл 28 августа 1942 года. [ 2 ]
И-172 вылетел из Трука 30 августа 1942 года. [ 2 ] Гуадалканалская кампания началась 7 августа 1942 года, и ее основной задачей было выполнение разведывательной миссии в районе Гуадалканала . [ 2 ] Она вернулась в Трук 30 сентября 1942 года. [ 2 ]
Четвертый военный патруль
[ редактировать ]С командиром 12-й дивизии подводных лодок I-172 покинула Трук 12 октября 1942 года для своего четвертого боевого патрулирования. [ 2 ] Ее приказ предусматривал поддержку атаки типа А сверхмалых подводных лодок на Гуадалканале на корабли союзников у мыса Лунга . [ 2 ] Однако 14 октября ей было приказано вместо этого присоединиться к подводной лодке I-26 к югу от Сан-Кристобаль , чтобы перезарядить батареи сверхмалых подводных лодок типа А, находившихся на борту тендерного гидросамолета « Чиода » . [ 2 ] Ее приказ снова изменился 15 октября 1942 года, когда ей было приказано присоединиться к подводным лодкам И-1 , И-2 , И-3 , И-4 , И-5 , И-7 , И-17 , И-22 и I-31 — под общим обозначением «Группа А» — формирует линию пикета к юго-востоку от Гуадалканала. [ 2 ] Она оставалась на этом посту до конца битвы у островов Санта-Крус 25–27 октября 1942 года. [ 2 ] Группа А была распущена 28 октября 1942 г. [ 2 ] и I-172 затем был переброшен в воды к юго-западу от Сан-Кристобаль с приказом атаковать корабли союзников, снабжающие американские войска на Гуадалканале. [ 2 ]
Потеря
[ редактировать ]Источники сходятся во мнении, что I-172 был затоплен во время полета к юго-западу от Сан-Кристобаля, но не согласны с датой и причиной.
В документе Командования военно-морской истории и наследия , озаглавленном «Приложение 3: Подводные лодки, потопленные патрульными эскадрильями во время Второй мировой войны», отмечается, что эсминцу-тральщику ВМС США USS Southard (DMS-10) официально приписывают потопление I-172 в южной части острова. Незаменимый пролив в 10 ° 13' ю.ш., 161 ° 09' в.д. / 10,217 ° ю.ш., 161,150 ° в.д. 10 ноября 1942 года, но добавляет, что японские записи указывают на то, что Саутард действительно потопил японскую подводную лодку I-15 . В документе утверждается, что Императорский флот Японии объявил I-172 пропавшим без вести после 28 октября 1942 года, и приписывает затопление I-172 ВМС США PBY-5 Catalina летающей лодке из 11-й патрульной эскадрильи (VP-11) , которая заметила японскую подводную лодку. 29 октября 1942 года в 13 ° 15'ю.ш., 162 ° 45' в.д. / 13,250 ° ю.ш., 162,750 ° в.д. по 650 фунтов (295 кг) и сбросил на него две глубинные бомбы после того, как он совершил аварийное пикирование. На поверхности появилось большое количество нефти, которая была видна и на следующий день. [ 3 ]
По сообщению The Imperial Japan Navy Page (combinedfleet.com) , 3 ноября 1942 года I-172 заметил конвой американских транспортов к юго-западу от Сан-Кристобаля, направлявшийся в мыс Лунга на Гуадалканале. [ 2 ] Своё последнее сообщение — отчет о наблюдении семи транспортов, идущих со скоростью 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) по курсу 300 градусов — в 04:10. [ 2 ] Один из эскортов конвоя, лёгкий крейсер ВМС США USS Helena (CL-50) , обнаружил надводную цель по радиолокационному пеленгу 046 на дальности 16 000 ярдов (14 600 м), а эсминец USS McCalla (DD-488) покинул конвой в 05:20 для расследования. [ 2 ] МакКалла заметил почти неподвижную подводную лодку с истинным курсом 090 на расстоянии 2000 ярдов (1830 м) и ускорился, намереваясь протаранить подводную лодку. [ 2 ] Подводная лодка погрузилась в воду в 05:32 и резко повернулась в сторону МакКаллы , которая заметила перископ с левого носа на расстоянии от 100 до 200 ярдов (от 91 до 180 м). [ 2 ] МакКалла начал атаку глубинными бомбами в 05:37, сбросив шесть глубинных бомб по 600 фунтов (272 кг) и пять глубинных бомб по 300 фунтов (136 кг), которые должны были взорваться на глубине от 50 до 100 футов (от 15 до 30 м). [ 2 ] Через тридцать секунд после взрыва последней глубинной бомбы экипаж МакКаллы услышал еще один подводный взрыв, затем второй взрыв через 30 секунд после этого и, наконец, третий взрыв еще через три минуты. [ 2 ] После третьего взрыва МакКалла потеряла гидроакустический контакт с подводной лодкой, а ее экипаж заметил вблизи сильный запах нефти. 10 ° 53'ю.ш., 161 ° 50' в.д. / 10,883 ° ю.ш., 161,833 ° в.д. . [ 2 ]
В «Словаре боевых кораблей американского флота» отмечается, что МакКалла провел атаку глубинными бомбами 2 ноября 1942 года, но не упоминается о том, что МакКалла потопил подводную лодку 2 или 3 ноября 1942 года. [ 4 ] В нем утверждается, что рано утром 10 ноября 1942 года, проходя между Сан-Кристобалем и Гуадалканалом по пути в залив Аола на Гуадалканале, Саутард столкнулся с I-172, работавшим на поверхности. Саутард немедленно снизил скорость до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) и открыл огонь. I-172 затонул, и Саутард начала свою первую атаку глубинными бомбами. Саутард потерял связь с I-172 и восстановил ее только в 06:07, почти три с половиной часа спустя. В течение следующих трех часов Саутард совершил еще пять заходов глубинных бомб. После последнего обстрела она заметила нефть на поверхности. Она переехала, чтобы провести расследование. Достигнув нефтяного пятна, Саутарда команда не смогла обнаружить никаких дальнейших повреждений, и она продолжила свой путь сквозь пятно. Когда она достигла точки примерно в 2000 ярдов (1830 м) на другой стороне пятна, подводная лодка всплыла почти вертикально, обнажив всю свою боевую рубку , корпус перед башней и часть киля . Затем нос опустился примерно на 10 градусов, и субмарина быстро затонула за кормой. Хотя абсолютного подтверждения гибели так и не было получено, все доказательства убедительно указывали на то, что подводная лодка действительно затонула. [ 5 ] Сайт Combinedfleet.com утверждает, что «хотя авианосцу USS Southard (DMS-10) часто приписывают затопление I-172 , его целью, скорее всего, был I-15 . [ 2 ]
27 ноября 1942 года Императорский флот Японии заявил, что I-172 предположительно погиб у берегов Гуадалканала вместе со всем 91 человеком на борту. [ 2 ] Исключен из Списка ВМФ 15 декабря 1942 года. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Йентшура п. 172
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-172: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ https://www.history.navy.mil/content/dam/nhhc/research/histories/naval-aviation/dictionary-of-american-naval-aviation-squadrons-volume-2/pdfs/Appen3.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Командный словарь военно-морской истории и наследия американских боевых кораблей McCalla II (DD-488)
- ^ Командный словарь военно-морской истории и наследия американских боевых кораблей Саутард (эсминец № 207)
Ссылки
[ редактировать ]- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2013). «Подводная лодка IJN I-153: Табличная запись движения» . Комбинированный флот.com . Проверено 6 ноября 2015 г.
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- корабли 1935 года
- Корабли постройки Mitsubishi Heavy Industries
- Подводные лодки Японии времен Второй мировой войны.
- Подводные лодки класса Кайдай
- Морские инциденты 1938 года
- Морские инциденты в ноябре 1942 г.
- Нападение на Перл-Харбор
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Японские подводные лодки, потерянные во время Второй мировой войны
- Пропавшие подводные лодки Второй мировой войны
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Подводные лодки потеряны со всеми руками