Японский авианосец Тиёда
Тиёда в 1944 году после переоборудования в авианосец.
| |
История | |
---|---|
Япония | |
Имя | Йод |
Тезка | Тиёда, Токио |
Заказал | 1934 |
Строитель | Удаленный военно-морской арсенал |
Заложен | 14 декабря 1936 г. как гидроавианосец. |
Запущен | 19 ноября 1937 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 декабря 1938 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 21 декабря 1943 г. |
реклассифицирован | 15 декабря 1943 г. как легкий авианосец. |
Ремонт | 1942 по 1944 год |
Судьба | Затоплен во время боя в заливе Лейте , 25 октября 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Титосэ класса Авианосец |
Смещение |
|
Длина | 192,5 м (631 футов 7 дюймов) |
Луч | 20,8 м (68 футов 3 дюйма) |
Черновик | 7,5 м (24 фута 7 дюймов) |
Установленная мощность | 56000 л.с. (42000 кВт) |
Движение |
|
Скорость | 28,9 узлов (53,5 км/ч; 33,3 миль в час) |
Дополнить | 800 |
Вооружение |
|
Самолет перевезен |
|
Авиационные объекты |
|
Тиёда ( 千代田 , «Поле тысячи поколений» ) — лёгкий авианосец Императорского флота Японии во время Второй мировой войны . Первоначально построенный как второе судно в Титосэ класса тендерах на гидросамолеты в 1934 году, он продолжал действовать в этом качестве во время Второй китайско-японской войны и на ранних этапах Тихоокеанской войны , пока не был преобразован в легкий авианосец после битвы при Мидуэй . Он был потоплен во время битвы в заливе Лейте в результате сочетания морских бомбардировщиков, артиллерийского огня крейсера и торпед, выпущенных эсминцем. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Тендеры на гидросамолеты класса Титосэ были закуплены Императорским флотом Японии в рамках 2-й программы дополнения военно-морского вооружения 1934 года как специально построенные корабли, тогда как все их предшественники представляли собой переоборудование торговых или вспомогательных кораблей. В 1930-е годы Императорский флот Японии все чаще использовал военно-морскую авиацию в качестве разведчиков своих эскадрилий крейсеров и эсминцев. Из-за ограничений, налагаемых Вашингтонским военно-морским договором и Лондонским военно-морским договором , количество авианосцев строго регламентировалось; однако ограничений на тендеры на гидросамолеты не было.
Дизайн
[ редактировать ]Chiyoda с самого начала проектировалась исходя из того, что конструкцию от ватерлинии вверх можно изменить для выполнения различных задач. Конструкция корпуса и двигателя была основана на высокоскоростной масленке с максимальной скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час), но корабль был построен как тендер для гидросамолетов с четырьмя авиационными катапультами для запуска гидросамолетов и кранами. за подъем приземлившегося самолета на кормовую палубу. Согласно проекту, Chiyoda нес на вооружении Kawanishi E7K Type 94 «Alf» и Nakajima E8N Type 95 «Dave» гидросамолеты . Ее вооружение состояло из четырех 12,7-см/40 корабельных орудий Тип 89 и двенадцати 25-мм зенитных орудий Тип 96 .
Силовая установка состояла из четырех котлов, которые приводили в действие две паровые турбины с редуктором мощностью 56 800 лошадиных сил (42 400 кВт) и два гребных винта. С двумя дополнительными дизельными двигателями Chiyoda могла развивать скорость 28,5 узлов (52,8 км/ч; 32,8 миль в час).
После потери четырех крупных авианосцев в битве за Мидуэй Императорский флот Японии в качестве частичной компенсации запустил проект по преобразованию класса Титосэ в легкие авианосцы. Была установлена деревянная кабина экипажа размером 180 на 23 метра (591 х 75 футов) с двумя лифтами. Мостик был перенесен в переднюю часть новой ангарной палубы, а выхлопные газы котла выводились по трубам на правый борт под кабину экипажа, а дизельные двигатели также имели отдельные дымовые трубы меньшего размера на правом борту. В переоборудованном состоянии корабль мог нести 30 самолетов.
Операционная история
[ редактировать ]Как тендер на гидросамолет
[ редактировать ]«Чиода» был заложен 14 декабря 1936 года, спущен на воду 19 ноября 1937 года в военно-морском арсенале Куре и вступил в строй 15 декабря 1938 года. По завершении он был направлен непосредственно в Объединенный флот под командованием капитана Томео Каку и отправлен на фронт. линии во Второй китайско-японской войне в паре с тендером-гидросамолетом Kamoi . Она продолжала участвовать в боевых действиях в Китае до мая 1940 года. [ 2 ] По возвращении в Военно-морской арсенал Куре 23 мая 1940 года «Чиода» претерпела свою первую серьезную модификацию: вместимость ее самолетов была уменьшена с 24 до 12 самолетов, а пространство использовалось для хранения 12 подводных лодок типа А класса «Ко-хётэки» . Эта реконструкция была завершена 23 июня, и в сентябре Тиёда был направлен в 4-й флот, базирующийся в Труке . Капитан Каку Харада был назначен капитаном в августе. Чиёда вернулся, чтобы принять участие в военно-морском смотре, состоявшемся 11 октября в Иокогаме в честь 2600-летия основания Японской империи. После этого он был переведен обратно в Объединенный флот и до сентября начал тренировочные операции по использованию своих сверхмалых подводных лодок, отрабатывая тактику нападения на другие суда (используя Титосэ в качестве цели) и проникновения на военно-морские базы противника. Во время нападения на Перл-Харбор « Чиода» стояла в доке Куре и продолжала тренировочные операции до 20 марта 1942 года, когда она была направлена в -адмирала Терухиса Комацу вице 6-й флот вместе с тендером подводных лодок. Ниссин и Айкоку Мару . [ 2 ]
Во время битвы за Мидуэй Тиёда входил в состав главных сил японского флота. Для этой операции она имела на борту восемь подводных лодок типа А класса «Ко-хётэки», которые предназначались для размещения на атолле Куре , который должен был быть захвачен в качестве базы гидросамолетов для операций против атолла Мидуэй . Операция была отменена из-за потери японских авианосцев во время битвы за Мидуэй, и 14 июня Чиёда вернулась в Хашираджиму со своими подводными лодками, не участвуя в боях. [ 2 ]
В июне «Чиода» был переоборудован для действий в северных водах и 28 июня покинул военно-морской округ Йокосука и 5 июля прибыл в оккупированную японцами Киску на Алеутских островах со строительной бригадой для строительства базы гидросамолетов. В тот же день она подверглась нападению самолетов США армии 11-й воздушной , не получив повреждений, и 19 июля вернулась в Хашираджиму. [ 2 ]
25 сентября «Чиода» был переведен в район Гуадалканала на Соломоновых островах восемь подводных лодок типа А «Ко-хётэки» доставил на остров Шортленд и 14 октября . Он был атакован авиацией союзников 29 и 31 октября, но не получил никаких повреждений, а 6 ноября, после возвращения в Трук, он был атакован подводной лодкой USS Grayling , которая выпустила по Тиёде три торпеды , но все промахнулись. Тиёда вернулся в Йокосука 8 января 1943 года и был преобразован из тендера на гидросамолет в легкий авианосец в Военно-морском арсенале Йокосука начиная с 16 января, а работы завершились 21 декабря 1943 года. [ 2 ]
Конверсия
[ редактировать ]После преобразования «Чиода» был направлен в 3-й флот и 1 марта покинул Йокосуку и направился на Сайпан , Гуам и Палау , Баликпапан и Давао в составе экстренного подкрепления после падения Кваджалейна перед США, вернувшись в Куре 10 апреля. 11 мая она вылетела в Тавитави в составе 653-й авиагруппы в рамках операции A-Go для защиты Марианских островов . Ее сопровождали авианосцы Титосэ , Дзуйхо , Дзюнъё , Хийо , Рюхо и линкор Мусаси . Во время битвы в Филиппинском море 19 июня он входил в состав Ван Форса с авианосцами Титосэ , Дзуйхо , линкорами Ямато , Мусаси , Конго , Харуна и крейсерами Атаго , Такао , Майя и Тёкай . 20 июня в ее кормовую кабину экипажа попала бомба, в результате чего 20 членов экипажа погибли, еще 30 были ранены и уничтожены два самолета. 22 июня ее вывели на ремонт. Она оставалась в Куре до конца июля. [ 3 ]
Финальная битва
[ редактировать ]20 октября 1944 года Тиёда покинул Оиту в составе отряда-приманки адмирала Джисабуро Одзавы, целью которого было отвлечь американский флот от мест высадки на Филиппинах в битве при заливе Лейте . В состав этих сил входили Дзуйкаку , Дзуйхо , Титосэ и Тиёда , а также гибридные линкоры «Хюга» и «Исэ» , хотя с шести авианосцев было снято все самолеты, кроме 108, в сопровождении крейсеров «Оёдо» , «Тама» , «Исузу» . Якобы авианосная группа Одзавы столкнулась с силами, включавшими десять авианосцев ВМС США, насчитывавших 600–1000 самолетов. [ 4 ] 25 октября и Тиёда , и Титосэ были потоплены сочетанием морских бомбардировщиков, артиллерийского огня крейсера и торпед, выпущенных эсминцами во время битвы у мыса Энганьо . [ 3 ]
Чиёда была искалечена четырьмя бомбами, сброшенными самолетами с авианосцев USS Franklin и USS Lexington, в результате чего она осталась мертвой в воде. Переоборудованный гибридный линкор «Хюга» попытался взять его на буксир, но ему помешала третья атака. Крейсеру Исузу» было приказано вывести экипаж Чиёды « , но это также было сорвано из-за сохраняющейся опасности со стороны воздушного и надводного нападения. После трех попыток «Исузу» был вынужден отступить, оставив в поле зрения надводные силы США, а «Чиода» оказался под огнем морской артиллерии. [ 3 ] Ее добили огнем четырех крейсеров: USS Santa Fe , Mobile , Wichita и New Orleans . [ 5 ] вместе с девятью эсминцами, все под командованием контр-адмирала Лоуренса Дюбоза. [ 3 ] [ 6 ] Никому из выживших не разрешили спастись. [ 7 ] и капитан Джо Эйитиро и весь экипаж из 1470 офицеров и солдат затонул вместе с кораблем на позиции. 19 ° 20' с.ш., 126 ° 20' в.д. / 19,333 ° с.ш., 126,333 ° в.д. . Тиёда был исключен из списка ВМФ 20 декабря 1944 года. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Йентшура, Хансгеорг; Янг, Дитер; Микель, Питер (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Издательство Военно-морского института . п. 57. ИСБН 0-87021-893-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и Гидросамолет / сверхмалый подводный авианосец IJN CHIYODA: табличный отчет о движении
- ^ Jump up to: а б с д и IJN Chiyoda: Табличный отчет о движении
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот (2004) [1956]. Лейте, июнь 1944 г. - январь 1945 г., вып. 12 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса; Репринтное издание. ISBN 0-252-07063-1 .
- ^ «Операция Лейте» . Архивировано из оригинала 24 июля 2012 г. Проверено 18 января 2013 г.
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот (2007). Война двух океанов: краткая история ВМС США во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института, с. 465. ISBN 1-59114-524-4
- ^ Уиллмонт, Пол (2005). Битва при заливе Лейте: последнее действие флота . Университет Индианы Пресс. ISBN 0253003512 . стр. 200
Ссылки
[ редактировать ]- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Енцура, Хансгеорг (1976). Боевые корабли Императорского флота Японии, 1869-1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (2023). Авианосцы Императорского флота и армии Японии: техническая и эксплуатационная история . Том. II. Катовице, Польша: Модельное хобби. ISBN 978-83-60041-71-0 .
- Ленгерер, Ганс (2021). « Титосэ и Тиёда ». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2021 . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. стр. 165–179. ISBN 978-1-4728-4779-9 .
- Паршалл, Джон; Боб Хэкетт; Сандер Кингсепп; Эллин Невитт. «IJN CHITOSE: Табличный отчет о движении (Combinedfleet.com)» . Проверено 14 июня 2006 г.
18 ° 37'0 ″ с.ш. 126 ° 45'0 ″ в.д. / 18,61667 ° с.ш. 126,75000 ° в.д.
- Авианосцы типа Титосэ
- Корабли постройки Военно-морского арсенала Куре
- корабли 1937 года
- Тендеры на гидросамолеты Императорского флота Японии
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Кампания Корабли Алеутских островов
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в октябре 1944 г.