Военный корабль США Санта-Фе (CL-60)
Санта-Фе в январе 1943 года.
| |
История | |
---|---|
Соединенные Штаты | |
Имя | Санта Фе |
Тезка | Город Санта-Фе, Нью-Мексико |
Строитель | Нью-Йоркская судостроительная корпорация |
Заложен | 7 июня 1941 г. |
Запущен | 10 июня 1942 г. |
Введен в эксплуатацию | 24 ноября 1942 г. |
Выведен из эксплуатации | 29 октября 1946 г. |
пораженный | 1 марта 1959 г. |
Судьба | Продан на металлолом 9 ноября 1959 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Кливленд» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | 610 футов 1 дюйм (185,95 м) |
Луч | 66 футов 4 дюйма (20,22 м) |
Черновик | 24 фута 6 дюймов (7,47 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час) |
Диапазон | 11 000 миль (20 000 км; 13 000 миль) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 1285 офицеров и рядовых |
Вооружение |
|
Броня |
|
Самолет перевезен | 4 × гидросамолета |
Авиационные объекты | 2 × звездные катапульты |
USS Santa Fe — «Кливленд» типа лёгкий крейсер ВМС США , построенный во время Второй мировой войны . Этот класс был разработан как развитие более ранних Brooklyn крейсеров типа , размер которых был ограничен Первым Лондонским военно-морским договором . Начало войны привело к распаду системы договоров, но острая потребность в новых судах не позволила разработать новую конструкцию, поэтому « Кливленды » использовали тот же корпус , что и их предшественники, но были значительно тяжелее. «Кливленды » несли главную батарею из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий в четырех трехорудийных башнях , а также дополнительное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127-мм) орудий двойного назначения . Их максимальная скорость составляла 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час).
Дизайн
[ редактировать ]Легкие «Кливленд» типа крейсеры возникли в результате проектных работ, выполненных в конце 1930-х годов; в то время водоизмещение легкого крейсера было ограничено до 8000 длинных тонн (8100 т) Вторым Лондонским военно-морским договором . После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года Великобритания объявила, что приостановит действие договора на время конфликта, и ВМС США быстро последовали этому решению. Хотя Соединенные Штаты по-прежнему оставались нейтральными, они осознавали вероятность войны, а острая необходимость в дополнительных кораблях исключала совершенно новую конструкцию, поэтому « Кливленды » представляли собой близкое развитие более ранних «Бруклин» крейсеров класса , главным отличием которых была замена Двухорудийная 5-дюймовая (127-мм) артиллерийская установка двойного назначения для одной из главного 6-дюймовых (152-мм) орудийных башен калибра . [ 1 ]
Санта-Фе 610 футов 1 дюйм (186 м) имел общую длину , ширину 66 футов 4 дюйма (20,22 м) и осадку 24 фута 6 дюймов (7,47 м). Ее стандартное водоизмещение составляло 11 744 длинных тонны (11 932 т) и увеличивалось до 14 131 длинной тонны (14 358 т) при полной загрузке . Корабль был оснащен четырьмя паровыми турбинами General Electric , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый четырьмя нефтяными котлами Babcock & Wilcox . 100 000 Турбины мощностью на валу лошадиных сил (75 000 кВт ) должны были обеспечивать максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). Ее экипаж насчитывал 1285 офицеров и рядовых. [ 2 ]
Корабль был вооружен главной батареей из двенадцати орудий Mark 16 калибра 6 дюймов/47 мм. [ а ] в четырех 3-орудийных башнях по центральной линии. Двое были выдвинуты вперед в суперстрелковой паре ; две другие башни были размещены в кормовой части надстройки в еще одной суперстрелковой паре. ПМК состоял из двенадцати калибра 5 дюймов (127 мм)/38, орудий двойного назначения установленных в спаренных башнях. Два из них были размещены по центральной линии: один непосредственно за передними главными башнями, а другой - сразу за кормовыми башнями. Еще два размещались рядом с боевой рубкой , а еще пара - по обе стороны от кормовой надстройки. Противовоздушная оборона состояла из двадцати четырех 40-мм (1,6 дюйма) орудий Bofors в четырех счетверенных и четырех сдвоенных установках и двадцати одного 20-мм (0,79 дюйма) орудия Oerlikon в одиночных установках. [ 2 ]
корабля Толщина поясной брони составляла от 3,5 до 5 дюймов (от 89 до 127 мм), причем более толстая часть находилась в миделе корабля , где она защищала магазины с боеприпасами и машинные отделения. Ее палубная броня имела толщину 2 дюйма (51 мм). Башни главного калибра были защищены гранями толщиной 6,5 дюйма (170 мм) и бортами и верхом толщиной 3 дюйма (76 мм) и поддерживались барбетами толщиной 6 дюймов. Боевая рубка Санта-Фе имела 5-дюймовые борта. [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Santa Fe был заложен на верфи New York Shipbuilding Co. в Камдене, штат Нью-Джерси , 7 июня 1941 года. Он был спущен на воду 10 июня 1942 года и после завершения достройки был введен в эксплуатацию 24 ноября. Капитан Рассел С. Берки был первым командиром корабля. После этого она провела свой круиз и первоначальную подготовку у восточного побережья Соединенных Штатов до начала 1943 года, а затем отплыла в Тихий океан , где присоединилась к силам, участвовавшим на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны . Она прибыла в Перл-Харбор , Гавайи, 22 марта и направилась оттуда к Алеутским островам . Он прибыл в воды Аляски 20 апреля, а шесть дней спустя принял участие в бомбардировке удерживаемого японцами острова Атту . Она участвовала в патрулировании у Алеутских островов в течение следующих четырех месяцев во время кампании на Алеутских островах и обстреляла Киску 6 и 22 июля, прежде чем на острове высадились в следующем месяце американские войска. Она оказала огневую поддержку силам, высадившимся там на берег 15 августа. Десять дней спустя, Санта-Фе покинул этот район и вернулся в Перл-Харбор 1 сентября. [ 3 ]
Кампания Гилберта и Маршалловых Островов
[ редактировать ]Затем корабль присоединился к 13-й крейсерской дивизии, которая была прикреплена для поддержки оперативной группы быстрых авианосцев . флота Она присоединилась к набегу авианосцев на Тараву 18–19 сентября, а затем к атаке на остров Уэйк 5–6 октября. Санта-Фе также обстрелял Уэйк и вывел из строя японские батареи береговой артиллерии. 21 октября он отправился в путь вместе с оперативной группой Fast Carrier, но по пути Санта-Фе был выделен для прикрытия военных кораблей, направлявшихся на Бугенвиль . Они прибыли туда 7 ноября; Санта-Фе остался там, чтобы охранять транспорты, пока они разгружали груз. Она помогала защищать суда во время сильных японских воздушных атак в течение следующих двух дней, прежде чем отправиться на Эспириту-Санто . 14 ноября он совершил вылет в составе эскорта флота вторжения для кампании Гилберта и Маршалловых островов . Санта-Фе обстреливал Тараву с 20 по 22 ноября во время битвы при Тараве . Она уехала 26 ноября, чтобы воссоединиться с оперативной группой Fast Carrier, которая начала следующий этап кампании с воздушных ударов по Кваджалейн , 4 декабря. Флот вернулся в Перл-Харбор 9 декабря. [ 3 ]
В конце 1943 года Санта-Фе вернулся в Соединенные Штаты, чтобы начать подготовку к участию в кампании Гилберта и Маршалловых островов. Она приняла участие в учениях по высадке десанта у Сан-Педро, Калифорния , в январе 1944 года, а 13 января двинулась в путь вместе с флотом вторжения. «Санта-Фе» и несколько других судов отправились впереди флота, чтобы обстрелять атолл Вотье 30 января , чтобы подготовиться к вторжению в Кваджалейн , которое должно было состояться на следующий день. Затем корабль вернулся во флот вторжения, чтобы поддержать морскую пехоту, когда они сошли на берег Кваджалейна. Корабль оставался в море до 1 февраля, бомбардируя японские силы, пока американцы пробивались через остров, а затем отправился в Маджуро и прибыл туда 7 февраля. [ 3 ]
12 февраля Санта-Фе совершил вылет в составе эскорта оперативной группы Fast Carrier, которая совершила набег на Трук 16–17 февраля, а затем на Сайпан 22 февраля. Затем корабли прошли обратно через Маджуро в Эспириту-Санто, где пополнились запасы для следующей крупной операции. Она снова вылетела 15 марта, сопровождая авианосцы «Энтерпрайз» и «Белло Вуд» , чтобы поддержать высадку на Эмирау , которая произошла без сопротивления пять дней спустя. 30 марта и 1 апреля она прикрывала авианосцы, пока они наносили удары по японским позициям на Палау , Япе и Волеаи . К 13 апреля она была переведена в оперативную группу на авианосце «Хорнет» , которая была отправлена в западную часть Новой Гвинеи для поддержки там наземных операций союзников , включая битву за Голландию . 21 апреля группа совершила набег на Вакде и Савар , включая бомбардировку Санта-Фе и других элементов авианосной завесы. 28 апреля оперативная группа была отправлена на север для рейда на Трук, Сатаван и Понпеи с 29 апреля по 1 мая. Три дня спустя они вернулись в Кваджалейн. [ 3 ]
Кампания на Марианских островах и Палау
[ редактировать ]Затем Санта-Фе присоединился к оперативной группе во главе с авианосцем «Банкер Хилл» , которая в июне вышла в боевой вылет, чтобы начать кампанию на Марианских островах и островах Палау . Они начались с серии воздушных ударов по Сайпану, Тиниану и Гуаму с 11 по 16 июня во время первой операции — вторжения на Сайпан . Американское наступление вызвало серьезный ответ японского флота, который привел к битве в Филиппинском море . Японская авианосная авиация нанесла удар первым утром 19 июня, и Санта-Фе применила свой зенитный огонь, чтобы отогнать нападавших. Американские корабли и авиация нанесли серьезные потери японской авианосной авиации, а на следующий день поздно вечером американские авианосные самолеты нанесли удар по отступающему японскому флоту. Чтобы направлять возвращающиеся самолеты в темноте, Санта-Фе использовала свои прожекторы , несмотря на риск осветить себя японскими подводными лодками , которые могли находиться в этом районе. Банкер-Хилл присоединился к воздушным ударам по острову Паган 24 июня, после чего через три дня оперативная группа вернулась в Эниветок для перевооружения и дозаправки. [ 3 ]
30 июня «Санта-Фе» снова отправился в путь, на этот раз снова сопровождая «Хорнет» . Авианосцы нанесли удар по Иводзиме , а 4 июля Санта-Фе и другие военные корабли подвергли бомбардировке остров. Затем корабли повернули обратно на юг, чтобы возобновить атаки на Марианских островах, и с 6 по 21 июля они атаковали японские аэродромы между Гуамом и Ротой , чтобы не дать им помешать запланированному вторжению на Гуам . Затем авианосцы нанесли удар по островам Яп и Улити, а затем вернулись на Сайпан, который с тех пор был захвачен американскими войсками. Позже в тот же день оперативная группа снова вылетела для новой атаки на Иводзиму. Двумя днями позже «Санта-Фе» и другие суда столкнулись с японским конвоем, сопровождаемым эсминцем «Мацу» ; они потопили Мацу и несколько транспортов конвоя. На следующий день корабли снова обстреляли Иводзиму. Затем они отплыли в Эниветок и прибыли туда 11 июля. Там «Санта-Фе» перешел в оперативную группу, сосредоточенную на авианосце « Эссекс» . Затем они предприняли вылазку для нанесения ударов по Пелелиу с 6 по 8 сентября, готовясь к вторжение в Пелелиу запланировано на следующую неделю. Затем 9 и 10 сентября авианосцы переместились к целям на Минданао на юге Филиппин, чтобы не допустить вмешательства в операцию Пелелиу. Санта-Фе и другие крейсеры 9 сентября перехватили еще один японский конвой и потопили несколько судов. Авианосцы совершили набег на японские позиции в этом районе с 12 по 14 сентября и еще раз с 21 по 24 сентября, а затем отошли на Коссолские дороги на островах Палау для пополнения запасов. [ 3 ]
Кампания на Филиппинах
[ редактировать ]Когда американский флот начал подготовку к кампании на Филиппинах , оперативная группа Fast Carrier с 10 по 13 октября нанесла серию ударов по японским аэродромам на Окинаве и Формозе . Во время воздушного боя на Формозе 13 октября «Санта-Фе» и ее однотипные корабли «Бирмингем» и «Мобайл» были отправлены для прикрытия отхода своего сестры «Хьюстон» и тяжелого крейсера «Канберра» , которые были сильно повреждены в результате японских воздушных атак. Четыре дня спустя Санта-Фе вернулся с авианосцами, чтобы прикрыть их во время вторжения в Лейте . [ 3 ]
Затем 21 октября оперативная группа Санта-Фе перешла к нанесению воздушных ударов по японским аэродромам на Висайских островах . На следующий день они отошли для дозаправки перед поиском японских военно-морских сил, которые, как сообщается, находились в этом районе 23 и 24 октября. Позже, 24-го числа, японская авиация нанесла крупный удар по флоту, который потерпел поражение, и в тот же вечер были обнаружены японские авианосцы Северных сил . Американский флот повернул на север, чтобы перехватить их, и рано утром следующего дня отряд из шести быстроходных линкоров и семи крейсеров, включая « Санта-Фе », был отправлен в преследование японских авианосцев, чтобы попытаться поймать их в надводном бою. Американские авианосцы также нанесли воздушные удары по Северным силам, но позже в тот же день сообщения об атаке линкоров и крейсеров Центральных сил на флот вторжения побудили американцев выделить большую часть своих надводных сил, чтобы попытаться заблокировать японские линкоры. Санта-Фе и три других крейсера остались в составе оперативной группы Fast Carrier для потопления поврежденных судов Северных сил, в состав которых входил авианосец. Тиёда и эсминец Хацузуки . На следующий день авианосные оперативные группы переформировались и направились в Улити, прибыв туда 30 октября. [ 3 ]
Оперативная группа Санта-Фе отплыла 1 ноября и направилась в Манус , где корабли должны были пройти техническое обслуживание. Корабли были быстро отозваны после сообщений о японских военных кораблях у Лейте, хотя это оказалось ложью. Однако американский флот и силы на берегу подверглись сильной воздушной атаке, поэтому оперативная группа осталась в этом районе, чтобы помочь защитить американские подразделения. Авианосцы оперативной группы нанесли ответные авиаудары по Маниле , столице Филиппин, 5 и 6 ноября, после чего последовал еще один раунд ударов по другим целям с 11 по 14 ноября. Через три дня корабли вернулись в Улити для пополнения запасов. 20 ноября японские сверхмалые подводные лодки вошли на якорную стоянку и потопили нефтяной танкер «Миссисинева» . Санта-Фе отправила свои гидросамолеты, чтобы подобрать выживших после затопления. [ 3 ]
22 ноября оперативная группа снова вылетела для атаки на японские позиции на Филиппинах, которая началась три дня спустя. Они продолжали действовать у берегов Филиппин до 1 декабря, а затем отправились на очередной период отдыха и пополнения запасов в Улити. К середине месяца они присоединились к силам, поддерживающим высадку на Миндоро . 18 и 19 декабря тайфун «Кобра» обрушился на флот, потопив три эсминца. Санта-Фе и другие суда искали выживших, прежде чем вернуться в Улити 24 декабря. Они оставались там до 30 декабря, когда оперативная группа приступила к совершению рейда на японские аэродромы на Окинаве и Формозе 3 и 4 января 1945 года. 6 января они повернули на юг, чтобы нанести удар по целям на Лусоне на Филиппинах в рамках подготовки к запланированное вторжение в залив Лингаен . Атаки на японские аэродромы в регионе продолжались до 9 января, после чего оперативная группа авианосцев отправилась на юг, чтобы начать рейд в Южно-Китайском море . 21 января возобновились удары по Формозе, а на следующий день последовали новые нападения на Окинаву. 26 января флот вернулся в Улити для пополнения. [ 3 ]
Кампании на Иводзиме и Окинаве
[ редактировать ]Санта-Фе и остальная часть ее оперативной группы 10 февраля отправились атаковать аэродромы в районе Токио , чтобы нейтрализовать самолеты, которые могли помешать надвигающемуся вторжению в Иводзиму . Авианосцы начали свои рейды 16 и 17 февраля, а на следующий день, после отплытия на юг, к Иводзиме, «Санта-Фе» был отправлен для бомбардировки японских позиций на острове. С 19 по 21 февраля она обстреливала японскую оборону, включая батареи береговой артиллерии на горе Сурибати ; она также стреляла звездчатыми снарядами для освещения целей в ночное время. К 25 февраля она вернулась в свою оперативную группу, чтобы прикрывать авианосцы для новой атаки на район Токио. После этого корабли вернулись в Улити для пополнения запасов. [ 3 ]
корабль был передан оперативной группе на авианосце «Хэнкок» 14 марта ; четыре дня спустя корабли покинули территорию Японии для еще одного раунда ударов по объектам на Кюсю , на этот раз включая военно-морские базы в Куре и Кобе , где авианосная авиация атаковала некоторые из оставшихся элементов японского флота 19 марта. В тот день, когда авианосцы запускали свои ударные самолеты, японский бомбардировщик поразил авианосец «Франклин» парой бомб, вызвав серьезные пожары. На кабине экипажа скопилось несколько загруженных самолетов, которые также быстро загорелись и способствовали взрывам, серьезно повредившим авианосец. Санта-Фе прибыл рядом, чтобы помочь со спасательными работами и помочь потушить пожары. Примерно через три часа пожары удалось взять под контроль, и из Франклина было эвакуировано около 833 человек . Санта-Фе также был поврежден во время оказания помощи Франклину , и оба корабля отошли к Улити; авианосец пришлось брать на буксир тяжелым крейсером Питтсбург . Затем Санта-Фе и Франклин покинули Улити 27 марта и направились в Перл-Харбор. Санта-Фе получила благодарность подразделения ВМФ за усилия своей команды по спасению Франклина . [ 3 ] Командир корабля капитан Гарольд Фитц был награжден Военно-морским крестом . [ 4 ] а три члена экипажа были награждены Серебряными звездами за то, что рисковали собственной жизнью, спасая людей от Франклина , находившихся в воде. [ 5 ]
Санта-Фе проследовала в Сан-Педро, Калифорния , где прошла капитальный ремонт, который длился с 10 апреля по 14 июля. После этого она отправилась воссоединиться с флотом и прибыла в Перл-Харбор 1 августа. Она присоединилась к авиаперевозчику «Антитам» и «Бирмингем» ; кораблям было приказано атаковать остров Уэйк , но приказ был отменен после того, как Япония объявила о своей капитуляции 15 августа. Вместо этого корабли направились в Эниветок, а затем продолжили путь к Окинаве и прибыли в залив Бакнер 26 августа. Санта-Фе отплыла в Сасебо , Япония, 20 сентября, а с 17 октября по 10 ноября принимала участие в оккупации Хоккайдо и северного Хонсю . С 10 ноября она была назначена на операцию «Ковер-самолет» — операцию по репатриации американских солдат, моряков и морских пехотинцев. Санта-Фе за два рейса доставил домой людей с Сайпана, Гуама и Трука. корабль получил тринадцать боевых звезд . За военную службу [ 3 ]
После этого Санта-Фе отплыл в Бремертон, штат Вашингтон , 25 января 1946 года. Там он был выведен из эксплуатации 19 октября и направлен в Бремертонскую группу Тихоокеанского резервного флота , где оставался в течение следующих тринадцати лет. он был исключен из Регистра военно-морских судов В конечном итоге 1 марта 1959 года продан на металлолом и 9 ноября компании Zidell Explorations, Inc. , где он был разбит на части . [ 3 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1980). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 86–166. ISBN 978-0-87021-913-9 .
- Фридман, Норман (1984). Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-739-5 .
- Джексон, Стив (2003). Счастливая леди: Героизм военного корабля США Санта-Фе и Франклин во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. ISBN 0-7867-1061-6 .
- «Получатели Военно-морского креста» (PDF) . All Hands: Информационный бюллетень Бюро военно-морского персонала . № 345. Декабрь 1945. С. 60–61. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2019 года . Проверено 4 мая 2019 г.
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- «Санта Фе (CL-60)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . 27 апреля 2020 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотогалерея военного корабля США Санта-Фе (CL-60) на сайте NavSource Naval History