Jump to content

Военный корабль США Санта-Фе (CL-60)

Санта-Фе в январе 1943 года.
История
Соединенные Штаты
Имя Санта Фе
Тезка Город Санта-Фе, Нью-Мексико
Строитель Нью-Йоркская судостроительная корпорация
Заложен 7 июня 1941 г.
Запущен 10 июня 1942 г.
Введен в эксплуатацию 24 ноября 1942 г.
Выведен из эксплуатации 29 октября 1946 г.
пораженный 1 марта 1959 г.
Судьба Продан на металлолом 9 ноября 1959 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Кливленд» типа Легкий крейсер
Смещение
Длина 610 футов 1 дюйм (185,95 м)
Луч 66 футов 4 дюйма (20,22 м)
Черновик 24 фута 6 дюймов (7,47 м)
Установленная мощность
Движение
Скорость 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час)
Диапазон 11 000 миль (20 000 км; 13 000 миль) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час)
Дополнить 1285 офицеров и рядовых
Вооружение
Броня
Самолет перевезен 4 × гидросамолета
Авиационные объекты 2 × звездные катапульты

USS Santa Fe «Кливленд» типа лёгкий крейсер ВМС США , построенный во время Второй мировой войны . Этот класс был разработан как развитие более ранних Brooklyn крейсеров типа , размер которых был ограничен Первым Лондонским военно-морским договором . Начало войны привело к распаду системы договоров, но острая потребность в новых судах не позволила разработать новую конструкцию, поэтому « Кливленды » использовали тот же корпус , что и их предшественники, но были значительно тяжелее. «Кливленды » несли главную батарею из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий в четырех трехорудийных башнях , а также дополнительное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127-мм) орудий двойного назначения . Их максимальная скорость составляла 32,5 узла (60,2 км/ч; 37,4 миль в час).

Изображение класса Кливленда с указанием плана и профиля.

Легкие «Кливленд» типа крейсеры возникли в результате проектных работ, выполненных в конце 1930-х годов; в то время водоизмещение легкого крейсера было ограничено до 8000 длинных тонн (8100 т) Вторым Лондонским военно-морским договором . После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года Великобритания объявила, что приостановит действие договора на время конфликта, и ВМС США быстро последовали этому решению. Хотя Соединенные Штаты по-прежнему оставались нейтральными, они осознавали вероятность войны, а острая необходимость в дополнительных кораблях исключала совершенно новую конструкцию, поэтому « Кливленды » представляли собой близкое развитие более ранних «Бруклин» крейсеров класса , главным отличием которых была замена Двухорудийная 5-дюймовая (127-мм) артиллерийская установка двойного назначения для одной из главного 6-дюймовых (152-мм) орудийных башен калибра . [ 1 ]

Санта-Фе 610 футов 1 дюйм (186 м) имел общую длину , ширину 66 футов 4 дюйма (20,22 м) и осадку 24 фута 6 дюймов (7,47 м). Ее стандартное водоизмещение составляло 11 744 длинных тонны (11 932 т) и увеличивалось до 14 131 длинной тонны (14 358 т) при полной загрузке . Корабль был оснащен четырьмя паровыми турбинами General Electric , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый четырьмя нефтяными котлами Babcock & Wilcox . 100 000 Турбины мощностью на валу лошадиных сил (75 000 кВт ) должны были обеспечивать максимальную скорость 32,5 узла (60,2 км / ч; 37,4 миль в час). Ее экипаж насчитывал 1285 офицеров и рядовых. [ 2 ]

Корабль был вооружен главной батареей из двенадцати орудий Mark 16 калибра 6 дюймов/47 мм. [ а ] в четырех 3-орудийных башнях по центральной линии. Двое были выдвинуты вперед в суперстрелковой паре ; две другие башни были размещены в кормовой части надстройки в еще одной суперстрелковой паре. ПМК состоял из двенадцати калибра 5 дюймов (127 мм)/38, орудий двойного назначения установленных в спаренных башнях. Два из них были размещены по центральной линии: один непосредственно за передними главными башнями, а другой - сразу за кормовыми башнями. Еще два размещались рядом с боевой рубкой , а еще пара - по обе стороны от кормовой надстройки. Противовоздушная оборона состояла из двадцати четырех 40-мм (1,6 дюйма) орудий Bofors в четырех счетверенных и четырех сдвоенных установках и двадцати одного 20-мм (0,79 дюйма) орудия Oerlikon в одиночных установках. [ 2 ]

корабля Толщина поясной брони составляла от 3,5 до 5 дюймов (от 89 до 127 мм), причем более толстая часть находилась в миделе корабля , где она защищала магазины с боеприпасами и машинные отделения. Ее палубная броня имела толщину 2 дюйма (51 мм). Башни главного калибра были защищены гранями толщиной 6,5 дюйма (170 мм) и бортами и верхом толщиной 3 дюйма (76 мм) и поддерживались барбетами толщиной 6 дюймов. Боевая рубка Санта-Фе имела 5-дюймовые борта. [ 2 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Санта-Фе (крайний слева) и три других крейсера бомбардируют Киску

Santa Fe был заложен на верфи New York Shipbuilding Co. в Камдене, штат Нью-Джерси , 7 июня 1941 года. Он был спущен на воду 10 июня 1942 года и после завершения достройки был введен в эксплуатацию 24 ноября. Капитан Рассел С. Берки был первым командиром корабля. После этого она провела свой круиз и первоначальную подготовку у восточного побережья Соединенных Штатов до начала 1943 года, а затем отплыла в Тихий океан , где присоединилась к силам, участвовавшим на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны . Она прибыла в Перл-Харбор , Гавайи, 22 марта и направилась оттуда к Алеутским островам . Он прибыл в воды Аляски 20 апреля, а шесть дней спустя принял участие в бомбардировке удерживаемого японцами острова Атту . Она участвовала в патрулировании у Алеутских островов в течение следующих четырех месяцев во время кампании на Алеутских островах и обстреляла Киску 6 и 22 июля, прежде чем на острове высадились в следующем месяце американские войска. Она оказала огневую поддержку силам, высадившимся там на берег 15 августа. Десять дней спустя, Санта-Фе покинул этот район и вернулся в Перл-Харбор 1 сентября. [ 3 ]

Кампания Гилберта и Маршалловых Островов

[ редактировать ]
Санта-Фе в январе 1944 года, прежде чем присоединиться к кампании Гилберта и Маршалловых островов.

Затем корабль присоединился к 13-й крейсерской дивизии, которая была прикреплена для поддержки оперативной группы быстрых авианосцев . флота Она присоединилась к набегу авианосцев на Тараву 18–19 сентября, а затем к атаке на остров Уэйк 5–6 октября. Санта-Фе также обстрелял Уэйк и вывел из строя японские батареи береговой артиллерии. 21 октября он отправился в путь вместе с оперативной группой Fast Carrier, но по пути Санта-Фе был выделен для прикрытия военных кораблей, направлявшихся на Бугенвиль . Они прибыли туда 7 ноября; Санта-Фе остался там, чтобы охранять транспорты, пока они разгружали груз. Она помогала защищать суда во время сильных японских воздушных атак в течение следующих двух дней, прежде чем отправиться на Эспириту-Санто . 14 ноября он совершил вылет в составе эскорта флота вторжения для кампании Гилберта и Маршалловых островов . Санта-Фе обстреливал Тараву с 20 по 22 ноября во время битвы при Тараве . Она уехала 26 ноября, чтобы воссоединиться с оперативной группой Fast Carrier, которая начала следующий этап кампании с воздушных ударов по Кваджалейн , 4 декабря. Флот вернулся в Перл-Харбор 9 декабря. [ 3 ]

В конце 1943 года Санта-Фе вернулся в Соединенные Штаты, чтобы начать подготовку к участию в кампании Гилберта и Маршалловых островов. Она приняла участие в учениях по высадке десанта у Сан-Педро, Калифорния , в январе 1944 года, а 13 января двинулась в путь вместе с флотом вторжения. «Санта-Фе» и несколько других судов отправились впереди флота, чтобы обстрелять атолл Вотье 30 января , чтобы подготовиться к вторжению в Кваджалейн , которое должно было состояться на следующий день. Затем корабль вернулся во флот вторжения, чтобы поддержать морскую пехоту, когда они сошли на берег Кваджалейна. Корабль оставался в море до 1 февраля, бомбардируя японские силы, пока американцы пробивались через остров, а затем отправился в Маджуро и прибыл туда 7 февраля. [ 3 ]

12 февраля Санта-Фе совершил вылет в составе эскорта оперативной группы Fast Carrier, которая совершила набег на Трук 16–17 февраля, а затем на Сайпан 22 февраля. Затем корабли прошли обратно через Маджуро в Эспириту-Санто, где пополнились запасы для следующей крупной операции. Она снова вылетела 15 марта, сопровождая авианосцы «Энтерпрайз» и «Белло Вуд» , чтобы поддержать высадку на Эмирау , которая произошла без сопротивления пять дней спустя. 30 марта и 1 апреля она прикрывала авианосцы, пока они наносили удары по японским позициям на Палау , Япе и Волеаи . К 13 апреля она была переведена в оперативную группу на авианосце «Хорнет» , которая была отправлена ​​в западную часть Новой Гвинеи для поддержки там наземных операций союзников , включая битву за Голландию . 21 апреля группа совершила набег на Вакде и Савар , включая бомбардировку Санта-Фе и других элементов авианосной завесы. 28 апреля оперативная группа была отправлена ​​на север для рейда на Трук, Сатаван и Понпеи с 29 апреля по 1 мая. Три дня спустя они вернулись в Кваджалейн. [ 3 ]

Кампания на Марианских островах и Палау

[ редактировать ]

Затем Санта-Фе присоединился к оперативной группе во главе с авианосцем «Банкер Хилл» , которая в июне вышла в боевой вылет, чтобы начать кампанию на Марианских островах и островах Палау . Они начались с серии воздушных ударов по Сайпану, Тиниану и Гуаму с 11 по 16 июня во время первой операции — вторжения на Сайпан . Американское наступление вызвало серьезный ответ японского флота, который привел к битве в Филиппинском море . Японская авианосная авиация нанесла удар первым утром 19 июня, и Санта-Фе применила свой зенитный огонь, чтобы отогнать нападавших. Американские корабли и авиация нанесли серьезные потери японской авианосной авиации, а на следующий день поздно вечером американские авианосные самолеты нанесли удар по отступающему японскому флоту. Чтобы направлять возвращающиеся самолеты в темноте, Санта-Фе использовала свои прожекторы , несмотря на риск осветить себя японскими подводными лодками , которые могли находиться в этом районе. Банкер-Хилл присоединился к воздушным ударам по острову Паган 24 июня, после чего через три дня оперативная группа вернулась в Эниветок для перевооружения и дозаправки. [ 3 ]

30 июня «Санта-Фе» снова отправился в путь, на этот раз снова сопровождая «Хорнет» . Авианосцы нанесли удар по Иводзиме , а 4 июля Санта-Фе и другие военные корабли подвергли бомбардировке остров. Затем корабли повернули обратно на юг, чтобы возобновить атаки на Марианских островах, и с 6 по 21 июля они атаковали японские аэродромы между Гуамом и Ротой , чтобы не дать им помешать запланированному вторжению на Гуам . Затем авианосцы нанесли удар по островам Яп и Улити, а затем вернулись на Сайпан, который с тех пор был захвачен американскими войсками. Позже в тот же день оперативная группа снова вылетела для новой атаки на Иводзиму. Двумя днями позже «Санта-Фе» и другие суда столкнулись с японским конвоем, сопровождаемым эсминцем «Мацу» ; они потопили Мацу и несколько транспортов конвоя. На следующий день корабли снова обстреляли Иводзиму. Затем они отплыли в Эниветок и прибыли туда 11 июля. Там «Санта-Фе» перешел в оперативную группу, сосредоточенную на авианосце « Эссекс» . Затем они предприняли вылазку для нанесения ударов по Пелелиу с 6 по 8 сентября, готовясь к вторжение в Пелелиу запланировано на следующую неделю. Затем 9 и 10 сентября авианосцы переместились к целям на Минданао на юге Филиппин, чтобы не допустить вмешательства в операцию Пелелиу. Санта-Фе и другие крейсеры 9 сентября перехватили еще один японский конвой и потопили несколько судов. Авианосцы совершили набег на японские позиции в этом районе с 12 по 14 сентября и еще раз с 21 по 24 сентября, а затем отошли на Коссолские дороги на островах Палау для пополнения запасов. [ 3 ]

Кампания на Филиппинах

[ редактировать ]
Военный корабль США Санта-Фе (CL-60), кампания на Филиппинах , 12 декабря 1944 г.

Когда американский флот начал подготовку к кампании на Филиппинах , оперативная группа Fast Carrier с 10 по 13 октября нанесла серию ударов по японским аэродромам на Окинаве и Формозе . Во время воздушного боя на Формозе 13 октября «Санта-Фе» и ее однотипные корабли «Бирмингем» и «Мобайл» были отправлены для прикрытия отхода своего сестры «Хьюстон» и тяжелого крейсера «Канберра» , которые были сильно повреждены в результате японских воздушных атак. Четыре дня спустя Санта-Фе вернулся с авианосцами, чтобы прикрыть их во время вторжения в Лейте . [ 3 ]

Затем 21 октября оперативная группа Санта-Фе перешла к нанесению воздушных ударов по японским аэродромам на Висайских островах . На следующий день они отошли для дозаправки перед поиском японских военно-морских сил, которые, как сообщается, находились в этом районе 23 и 24 октября. Позже, 24-го числа, японская авиация нанесла крупный удар по флоту, который потерпел поражение, и в тот же вечер были обнаружены японские авианосцы Северных сил . Американский флот повернул на север, чтобы перехватить их, и рано утром следующего дня отряд из шести быстроходных линкоров и семи крейсеров, включая « Санта-Фе », был отправлен в преследование японских авианосцев, чтобы попытаться поймать их в надводном бою. Американские авианосцы также нанесли воздушные удары по Северным силам, но позже в тот же день сообщения об атаке линкоров и крейсеров Центральных сил на флот вторжения побудили американцев выделить большую часть своих надводных сил, чтобы попытаться заблокировать японские линкоры. Санта-Фе и три других крейсера остались в составе оперативной группы Fast Carrier для потопления поврежденных судов Северных сил, в состав которых входил авианосец. Тиёда и эсминец Хацузуки . На следующий день авианосные оперативные группы переформировались и направились в Улити, прибыв туда 30 октября. [ 3 ]

Санта-Фе во время тайфуна «Кобра» , декабрь 1944 года.

Оперативная группа Санта-Фе отплыла 1 ноября и направилась в Манус , где корабли должны были пройти техническое обслуживание. Корабли были быстро отозваны после сообщений о японских военных кораблях у Лейте, хотя это оказалось ложью. Однако американский флот и силы на берегу подверглись сильной воздушной атаке, поэтому оперативная группа осталась в этом районе, чтобы помочь защитить американские подразделения. Авианосцы оперативной группы нанесли ответные авиаудары по Маниле , столице Филиппин, 5 и 6 ноября, после чего последовал еще один раунд ударов по другим целям с 11 по 14 ноября. Через три дня корабли вернулись в Улити для пополнения запасов. 20 ноября японские сверхмалые подводные лодки вошли на якорную стоянку и потопили нефтяной танкер «Миссисинева» . Санта-Фе отправила свои гидросамолеты, чтобы подобрать выживших после затопления. [ 3 ]

22 ноября оперативная группа снова вылетела для атаки на японские позиции на Филиппинах, которая началась три дня спустя. Они продолжали действовать у берегов Филиппин до 1 декабря, а затем отправились на очередной период отдыха и пополнения запасов в Улити. К середине месяца они присоединились к силам, поддерживающим высадку на Миндоро . 18 и 19 декабря тайфун «Кобра» обрушился на флот, потопив три эсминца. Санта-Фе и другие суда искали выживших, прежде чем вернуться в Улити 24 декабря. Они оставались там до 30 декабря, когда оперативная группа приступила к совершению рейда на японские аэродромы на Окинаве и Формозе 3 и 4 января 1945 года. 6 января они повернули на юг, чтобы нанести удар по целям на Лусоне на Филиппинах в рамках подготовки к запланированное вторжение в залив Лингаен . Атаки на японские аэродромы в регионе продолжались до 9 января, после чего оперативная группа авианосцев отправилась на юг, чтобы начать рейд в Южно-Китайском море . 21 января возобновились удары по Формозе, а на следующий день последовали новые нападения на Окинаву. 26 января флот вернулся в Улити для пополнения. [ 3 ]

Кампании на Иводзиме и Окинаве

[ редактировать ]

Санта-Фе и остальная часть ее оперативной группы 10 февраля отправились атаковать аэродромы в районе Токио , чтобы нейтрализовать самолеты, которые могли помешать надвигающемуся вторжению в Иводзиму . Авианосцы начали свои рейды 16 и 17 февраля, а на следующий день, после отплытия на юг, к Иводзиме, «Санта-Фе» был отправлен для бомбардировки японских позиций на острове. С 19 по 21 февраля она обстреливала японскую оборону, включая батареи береговой артиллерии на горе Сурибати ; она также стреляла звездчатыми снарядами для освещения целей в ночное время. К 25 февраля она вернулась в свою оперативную группу, чтобы прикрывать авианосцы для новой атаки на район Токио. После этого корабли вернулись в Улити для пополнения запасов. [ 3 ]

Санта-Фе рядом с горящим авианосцем Франклин , помогая тушить пожары

корабль был передан оперативной группе на авианосце «Хэнкок» 14 марта ; четыре дня спустя корабли покинули территорию Японии для еще одного раунда ударов по объектам на Кюсю , на этот раз включая военно-морские базы в Куре и Кобе , где авианосная авиация атаковала некоторые из оставшихся элементов японского флота 19 марта. В тот день, когда авианосцы запускали свои ударные самолеты, японский бомбардировщик поразил авианосец «Франклин» парой бомб, вызвав серьезные пожары. На кабине экипажа скопилось несколько загруженных самолетов, которые также быстро загорелись и способствовали взрывам, серьезно повредившим авианосец. Санта-Фе прибыл рядом, чтобы помочь со спасательными работами и помочь потушить пожары. Примерно через три часа пожары удалось взять под контроль, и из Франклина было эвакуировано около 833 человек . Санта-Фе также был поврежден во время оказания помощи Франклину , и оба корабля отошли к Улити; авианосец пришлось брать на буксир тяжелым крейсером Питтсбург . Затем Санта-Фе и Франклин покинули Улити 27 марта и направились в Перл-Харбор. Санта-Фе получила благодарность подразделения ВМФ за усилия своей команды по спасению Франклина . [ 3 ] Командир корабля капитан Гарольд Фитц был награжден Военно-морским крестом . [ 4 ] а три члена экипажа были награждены Серебряными звездами за то, что рисковали собственной жизнью, спасая людей от Франклина , находившихся в воде. [ 5 ]

Санта-Фе проследовала в Сан-Педро, Калифорния , где прошла капитальный ремонт, который длился с 10 апреля по 14 июля. После этого она отправилась воссоединиться с флотом и прибыла в Перл-Харбор 1 августа. Она присоединилась к авиаперевозчику «Антитам» и «Бирмингем» ; кораблям было приказано атаковать остров Уэйк , но приказ был отменен после того, как Япония объявила о своей капитуляции 15 августа. Вместо этого корабли направились в Эниветок, а затем продолжили путь к Окинаве и прибыли в залив Бакнер 26 августа. Санта-Фе отплыла в Сасебо , Япония, 20 сентября, а с 17 октября по 10 ноября принимала участие в оккупации Хоккайдо и северного Хонсю . С 10 ноября она была назначена на операцию «Ковер-самолет» — операцию по репатриации американских солдат, моряков и морских пехотинцев. Санта-Фе за два рейса доставил домой людей с Сайпана, Гуама и Трука. корабль получил тринадцать боевых звезд . За военную службу [ 3 ]

После этого Санта-Фе отплыл в Бремертон, штат Вашингтон , 25 января 1946 года. Там он был выведен из эксплуатации 19 октября и направлен в Бремертонскую группу Тихоокеанского резервного флота , где оставался в течение следующих тринадцати лет. он был исключен из Регистра военно-морских судов В конечном итоге 1 марта 1959 года продан на металлолом и 9 ноября компании Zidell Explorations, Inc. , где он был разбит на части . [ 3 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ /47 относится к длине ружья в единицах калибров . Длина ружья /47 в 47 раз больше диаметра канала ствола.
  • Фридман, Норман (1980). "Соединенные Штаты Америки". В Гардинер, Роберт и Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 86–166. ISBN  978-0-87021-913-9 .
  • Фридман, Норман (1984). Крейсеры США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-739-5 .
  • Джексон, Стив (2003). Счастливая леди: Героизм военного корабля США Санта-Фе и Франклин во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Кэрролл и Граф. ISBN  0-7867-1061-6 .
  • «Получатели Военно-морского креста» (PDF) . All Hands: Информационный бюллетень Бюро военно-морского персонала . № 345. Декабрь 1945. С. 60–61. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2019 года . Проверено 4 мая 2019 г.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-119-8 .
  • «Санта Фе (CL-60)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . 27 апреля 2020 г. Проверено 12 февраля 2023 г.
[ редактировать ]
  • Фотогалерея военного корабля США Санта-Фе (CL-60) на сайте NavSource Naval History
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12a17fb97a9a19b5f18873f19de99623__1716796380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/23/12a17fb97a9a19b5f18873f19de99623.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Santa Fe (CL-60) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)