Тайфун Кобра
![]() Структура глаза, снятая на радаре | |
Метеорологическая история | |
---|---|
Сформированный | 14 декабря 1944 г. |
Рассеянный | 19 декабря 1944 г. |
Супертайфун, эквивалентный категории 5 | |
1 минута продолжительного действия ( SSHWS / JTWC ) | |
Самые сильные ветры | 260 км/ч (160 миль/ч) |
Самое низкое давление | 924 гПа ( мбар ); 27,29 дюймов рт.ст. |
Общие эффекты | |
Погибшие | 790 США, нигде неизвестен |
Затронутые районы | Филиппинское море |
[ 1 ] [ 2 ] | |
Часть сезона тихоокеанских тайфунов 1944 года. |
Тайфун «Кобра» , также известный как « Тайфун 1944 года» или «Тайфун Хэлси» (названный в честь адмирала Уильяма Хэлси-младшего ), — обозначение ВМС США мощного тропического циклона , обрушившегося на Тихоокеанский флот США в декабре 1944 года, во время Второй мировой войны . Шторм потопил три эсминца, убил 790 моряков, повредил еще 9 военных кораблей и смыл за борт авианосцев десятки самолетов.
Оперативная группа 38 (TF 38) действовала примерно в 300 милях (260 морских миль ; 480 км ) к востоку от Лусона в Филиппинском море , совершая воздушные налеты на японские аэродромы на Филиппинах и пытаясь дозаправить свои корабли. Информация, предоставленная Хэлси о тайфуне, была неверной, и, несмотря на предупреждающие признаки ухудшения условий, корабли оставались на стоянке до 17 декабря, когда Хэлси приказал Третьему флоту войти в центр тайфуна.
По имеющимся на данный момент данным, [ 3 ] это был 23-й и последний известный тропический циклон в западной части Тихого океана , образовавшийся в сезоне 1944 года .
Метеорологическая история
[ редактировать ]
17 декабря 1944 года тайфун впервые был замечен во время Третьего флота США . дозаправки [ 4 ] [ 5 ] ВВС США Центр прогнозирования на Сайпане отправил разведывательный полет и обнаружил, что шторм движется в сторону флота, с расчетной скоростью ветра 140 узлов (160 миль в час; 72 м / с; 260 км / ч). [ 4 ] [ 5 ] Когда он направлялся к флоту, о низком атмосферном давлении в 27,3 дюйма рт. ст. (924 мбар сообщил военный корабль США «Дьюи» ) . [ 2 ] 19 декабря буря утихла.
Повреждения оперативной группы 38
[ редактировать ]TF 38 состояла из 7 авианосцев , 6 лёгких авианосцев , 8 линкоров , 15 крейсеров и около 50 эсминцев . Авианосцы совершали налеты на японские аэродромы на Филиппинах, осуществлялась дозаправка кораблей, особенно многих эсминцев, у которых заканчивалось топливо. Когда разразился шторм, процедуру пришлось прервать.
Повреждения флота были серьезными. Некоторые корабли кренились более чем на 70 градусов. Три эсминца, «Спенс» , «Хикокс» и «Мэддокс» , имели почти пустые запасы топлива (10–15% вместимости) и поэтому не имели стабилизирующего эффекта дополнительного веса, что делало их относительно нестабильными. Кроме того, несколько других эсминцев, в том числе «Халл» и «Монаган» , относились к более старому «Фаррагут» классу и были переоборудованы с дополнительным оборудованием и вооружением водоизмещением более 500 длинных тонн (510 т), что делало их очень тяжелыми.
Спенс , Халл и Монаган либо перевернулись, либо затонули после того, как вода залила их дымовые трубы и вывела из строя двигатели. Без энергии они не могли контролировать свой курс и находились во власти ветра и моря. Хикокс и Мэддокс закачали морскую воду в свои пустые топливные баки, добавив достаточно устойчивости, чтобы пережить шторм с относительно небольшими повреждениями.
Многие другие корабли TF 38 получили повреждения различной степени тяжести, особенно радиолокационное и радиооборудование, что нарушило связь внутри флота. На нескольких авианосцах возникли пожары в ангарах, а 146 самолетов потерпели крушение или были сброшены за борт. Девять кораблей, в том числе один легкий крейсер , три легких авианосца и два эскортных авианосца , получили достаточно повреждений, чтобы их отправили на ремонт.
Авианосец «Монтерей» чуть не сгорел от ударов собственных самолетов, которые врезались в переборки и взорвались во время сильных качек. Одним из тех, кто тушил пожар на борту «Монтеррея», был лейтенант Джеральд Форд , впоследствии президент Соединенных Штатов . Позже Форд вспоминал, что чуть не вылетел за борт, когда крен на 20° и больше заставил самолеты под палубой накрениться друг на друга, что привело к возгоранию. Форду, исполнявшему обязанности палубного офицера главного штаба, было приказано спуститься вниз, чтобы оценить бушующий огонь. Он сделал это благополучно и доложил о своих выводах командиру корабля капитану Стюарту Ингерсоллу . Экипажу корабля удалось локализовать пожар, и корабль снова двинулся в путь. [ 6 ]
Самолеты дрейфовали, столкнулись и загорелись. Монтерей загорелся в 09:11 (18 декабря) и через несколько минут потерял рулевое управление. В 09:45 пожар был взят под контроль, и командир капитан Стюарт Х. Ингерсолл решил оставить свой корабль мертвым в воде, пока не будет произведен временный ремонт. Она потеряла 18 самолетов, сгоревших на палубе ангара или унесенных за борт, и 16 серьезно поврежденных, включая три 20-мм орудия, а также серьезное повреждение системы вентиляции. Коупенс потерял за бортом семь самолетов и загорелся на одном, который вырвался на свободу в 10:51, но пожар был быстро взят под контроль; Лэнгли перевернулся на 70 градусов; Сан-Хасинто сообщил о дрейфующем на палубе ангара истребителе, который разбил еще семь самолетов. Она также пострадала от соленой воды, проникшей через проколы в вентиляционных каналах. Авианосцы сопровождения пополнения капитана [Джаспера Т.] Акаффа показали себя неплохо. Пламя вспыхнуло на летной палубе мыса Эсперанс в 12.28, но было потушено; Кваджалейн сделал максимальный крен на 39 градусов влево при зависании с ветром на траверзе. Ее левый трап зачерпнул зеленую воду, но она потеряла только три самолета, выброшенных за борт; чтобы переправить их за борт, потребовался один час. Три других авианосца сопровождения потеряли всего 86 самолетов, но прошли без особого материального ущерба». [ 7 ]
По словам адмирала Честера Нимица , удар тайфуна «...представил более сокрушительный удар по Третьему флоту, чем можно было ожидать от чего-либо, кроме крупного сражения». События, связанные с тайфуном «Кобра», были похожи на те, с которыми столкнулся японский флот девятью годами ранее в ходе того, что они назвали « инцидентом Четвертого флота ».
Корабли потеряны или повреждены
[ редактировать ]

- USS Hull : перевернулся и затонул, 202 человека утонули (62 выжили), на борту осталось 70% топлива. [ 2 ]
- Военный корабль США «Монаган» : перевернулся и затонул, утонуло 256 человек (6 выживших). [ 2 ]
- Военный корабль США «Спенс» : руль направления сильно заклинило по правому борту, перевернулся и затонул, при этом 317 человек утонули (23 выживших) после того, как шланги разорвались при попытке дозаправки из Нью-Джерси, поскольку они также не подчинились приказу непосредственно адмирала Хэлси о сбросе балласта. [ 2 ] Чтобы принять необходимое топливо, топливные баки пришлось дебалластировать (освободить от морской воды). На корабле не хватило топлива, чтобы выдержать шторм. Это была общая проблема эсминцев и эскортных эсминцев.
- Военный корабль США « Альтамаха» : палубный кран ангара и самолет вырвались на свободу и повредили пожарную магистраль [ 2 ]
- USS Anzio : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- Военный корабль США «Эйлвин» : требуется капитальный ремонт. Двое мужчин утонули, когда их выбросило за борт. [ 2 ]
- Военный корабль США « Балтимор» : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- USS Benham : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- Военный корабль США «Бьюкенен» : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- Военный корабль США «Кабот» : поврежден [ 8 ]
- USS Cape Esperance : пожар на кабине экипажа требует капитального ремонта [ 2 ]
- Военный корабль США «Каупенс» : дверь ангара разорвана, радар, спонсон 20-мм пушки, вельбот, джипы, тракторы, кран Керри и восемь самолетов потеряны за бортом. Один моряк (офицер авиации Роберт Прайс) погиб. [ 2 ]
- Военный корабль США «Дьюи» : потеряно рулевое управление, радар, передняя стойка и вся мощность, когда соленая вода закоротила главный электрический распределительный щит. [ 2 ]
- Военный корабль США «Дональдсон» : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- USS Dyson : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- USS Hickox : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- USS Iowa : карданный вал погнулся и потерял гидросамолет
- Военный корабль США «Хикарилла» : поврежден [ 8 ]
- Военный корабль США «Кваджалейн» : потерял управление рулевым управлением [ 2 ]
- Военный корабль США «Лэнгли» : поврежден [ 2 ]
- Военный корабль США «Мэддокс» : поврежден [ 8 ]
- Военный корабль США Мелвин Р. Науман : требуется капитальный ремонт. [ 2 ]
- USS Miami : требуется капитальный ремонт [ 2 ]
- Военный корабль США « Монтерей» : в результате пожара на палубе ангара погибли три человека, а котельные были эвакуированы, требуя ремонта. [ 2 ] [ 9 ]
- Военный корабль США «Нантахала» : поврежден [ 8 ]
- Военный корабль США Нехента Бэй : поврежден [ 8 ]
- Военный корабль США « Сан-Хасинто» : самолеты на палубе ангара вырвались на свободу и разрушили воздухозаборники, вентиляционные каналы и оросительную систему, вызвав широкомасштабное наводнение. [ 2 ] Повреждения устранены военным кораблем USS Hector [ 10 ]
- Военный корабль США Шаста : поврежден - «одна палуба обрушилась, авиационные двигатели повреждены, глубинные бомбы оторвались, повреждены»
- USS Tabberer : потеряна фок-мачта [ 11 ]
- Военный корабль США «Уотерман» : поврежден [ 8 ]
Спасательные работы
[ редактировать ]Флот был рассеян штормом. Один корабль, эскортный эсминец «Табберер» , встретил и спас выжившего с « Халла» в разгар тайфуна. Это был первый выживший из перевернувшихся эсминцев, которого удалось подобрать. Вскоре после этого было задержано еще больше выживших, группами или изолированно. Табберера . Капитан , лейтенант-коммандер Генри Ли Плэдж , приказал кораблю, несмотря на его тяжелое состояние, начать обыски в поисках выживших Табберер спас 55 выживших в ходе 51-часового поиска, несмотря на неоднократные приказы Хэлси вернуть все корабли в порт Улити . Она забрала 41 человека из Халла и 14 из Спенса , прежде чем, наконец, вернуться в Улити после того, как ее сразу же освободили от поисков два эсминца сопровождения.
После перегруппировки флота (без Табберера ) корабли и авиация провели поисково-спасательные операции. Эсминец «Браун» спас единственных выживших с Монагана , всего шестерых. Она дополнительно спасла 13 моряков из Халла . Восемнадцать других выживших из Халла и Спенса были спасены в течение трех дней после тайфуна «Кобра» другими кораблями 3-го флота. Эсминец USS The Sullivans (DD-537) вышел из шторма неповрежденным и начал поиск выживших, прежде чем вернуться в Улити в канун Рождества. [ 12 ] В общей сложности были спасены 93 человека из более чем 800 человек, предположительно пропавших без вести на трех кораблях, а также еще двое, унесенные за борт эскортного авианосца «Анцио» .
наградил Пляжа Орденом Почетного легиона Несмотря на неподчинение приказам флота, Хэлси Табберера , а экипаж был награжден почетными лентами военно-морского подразделения (первая награда в истории).
Последствия
[ редактировать ]Проводя операции по дозаправке у Филиппин, Третий флот оставался на месте, а не распадался и искал убежища от шторма. Это привело к серьёзным потерям людей, кораблей и самолётов. был Следственный суд созван на борту военного корабля США «Каскад» на военно-морской базе в Улити, адмирал Нимиц, CINCPAC . на заседании присутствовал [ 13 ] Капитан Герберт К. Гейтс был судьей-защитником в суде. [ 14 ] Суд установил, что, хотя Хэлси допустил «ошибку суждения», направляя Третий флот в самое сердце тайфуна, он не смог однозначно рекомендовать санкции. В январе 1945 года Хэлси передал командование Третьим флотом адмиралу Рэймонду А. Спруэнсу .
Этот тайфун побудил ВМС США создать инфраструктуру мониторинга погоды, которая в конечном итоге стала Объединенным центром предупреждения о тайфунах . [ 15 ] [ 16 ]

Тайфун играет центральную роль в Германа Вука произведении «Мятеж на Кейне» .
См. также
[ редактировать ]- Список сезонов тихоокеанских тайфунов
- Тайфун Конни (1945 г.) , обрушившийся на тот же флот в июне 1945 г., привел к немедленному формированию Центра предупреждения флота на Гуаме .
- Тайфун Луиза (1945 г.) , обрушившийся на флот США у Окинавы в октябре 1945 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Карта Министерства торговли США (1944 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Болдуин (1955)
- ^ «IBTrACS — Международный архив лучших треков по управлению климатом» . www.atms.unca.edu .
- ^ Jump up to: а б Брайсон, Рид А. (2000). «Прогноз тайфунов 1944 года, или Становление циника» . Бюллетень Американского метеорологического общества . 81 (10): 2393–2397. Бибкод : 2000BAMS...81.2393B . дои : 10.1175/1520-0477-81.10.2393 .
- ^ Jump up to: а б Адамсон, Ганс Кристиан; Коско, Джордж Ф. (1967). Тайфуны Хэлси . Нью-Йорк: Издательство Crown. п. 206.
- ^ Морисон, Сэмюэл Элиот, История военно-морских операций США во Второй мировой войне, Том XIII: Освобождение Филиппин - Лусон, Минданао, Висайские острова, 1944–1945 , Little, Brown and Company, Бостон, 1959, 1989, Библиотека Конгресса. карточка № 47-1571, стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крессман (2000), с. 282
- ^ Друри, Роберт; Клавин, Том (28 декабря 2006 г.). «Как лейтенант Форд спас свой корабль» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 февраля 2020 г.
- ^ Павловский (1971) стр.233
- ^ Браун (1990) стр.134
- ^ Военный корабль США Салливаны (DD-537)
- ^ Мелтон младший (2007)
- ^ Друри (2007)
- ^ Дела, Эта история была написана лейтенантом Кристофером Мачадо, Общественный центр предупреждения о тайфунах. «Объединенный центр предупреждения о тайфунах: обеспечение безопасности флота» . www.navy.mil . Проверено 5 сентября 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ "art00388_JTWC-60аннив" . www.public.navy.mil . Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 г. Проверено 5 сентября 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамсон, Ганс Кристиан , Джордж Фрэнсис Коско . Тайфуны Хэлси: рассказ из первых рук о том, как два тайфуна, более мощные, чем японские, нанесли смерть и разрушения третьему флоту адмирала Хэлси ; Нью-Йорк: Издательство Crown Publishers; 1967 год
- Болдуин, Хэнсон В. Морские бои и кораблекрушения ; Ганноверский дом; 1955 год
- Браун, Дэвид. Потери военных кораблей во Второй мировой войне ; Издательство Военно-морского института; 1990 год; ISBN 1-55750-914-X
- Калхун, К. Рэймонд. Тайфун, другой враг: Третий флот и тихоокеанский шторм в декабре 1944 года ; Издательство Военно-морского института; сентябрь 1981 г.; ISBN 978-0870215100
- Крессман, Роберт Дж. Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне ; Издательство Военно-морского института; 2000 г.; ISBN 1-55750-149-1
- Друри, Боб и Том Клавин. «Как лейтенант Форд спас свой корабль» , The New York Times , 28 декабря 2006 г.
- Друри, Боб и Том Клавин. Тайфун Хэлси: правдивая история боевого адмирала, эпического шторма и нерассказанного спасения ; Гроув/Атлантик, Инк.; 2007 г.; ISBN 0-87113-948-0 ; ISBN 978-0-87113-948-1
- Хендерсон, Брюс. Вниз к морю: эпическая история морской катастрофы и героизма во Второй мировой войне ; Коллинз; 2007 г.; ISBN 0-06-117316-9
- Мелтон, Бакнер Ф.-младший « Морская кобра», оперативная группа адмирала Хэлси и Великий тихоокеанский тайфун ; Лайонс Пресс; 2007 г.; ISBN 1592289789
- Павловский, Гарет Л. Плоские вершины и птенцы ; Gazelle Book Services Ltd, 20 марта 1972 г.; ISBN 978-0498076411
- Министерство торговли США. « Указатель синоптической карты погоды Северного полушария » за 1944 год.
- США Исторический фонд ВМС . « Лейтенант Джеральд Форд и Тайфун Кобра. Архивировано 6 ноября 2017 г. в Wayback Machine », 7 февраля 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]