Jump to content

Рейд в Южно-Китайском море

Рейд в Южно-Китайском море
Часть Тихоокеанского театра . Второй мировой войны
Черно-белая фотография реки с постройками на левом берегу с воздуха. Большой столб дыма поднимается над берегом реки.
Дым поднимается над Сайгоном после того, как объекты и корабли в городе были атакованы самолетами ВМС США 12 января 1945 года.
Дата 10–20 января 1945 г.
Расположение
Южно-Китайское море
Статус победа США
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Япония
Командиры и лидеры
Уильям Хэлси мл.
Джон С. Маккейн-старший
Хисаичи Тераучи
Жертвы и потери

Потери самолетов с 3 по 25 января:

  • 98 самолетов, 136 лет экипажа (боевые)
  • 103 самолета, 31 экипаж (в рабочем состоянии) [ 1 ]

Убытки с 3 по 25 января:

  • 300 000 тонн отгрузки
  • 615 самолетов [ 1 ]
Сотни мирных жителей убиты и ранены

Рейд в Южно-Китайском море (названный «Операция Благодарность ») — операция, проводившаяся Третьим флотом США с 10 по 20 января 1945 года во время Тихоокеанской войны во Второй мировой войне . Рейд был предпринят для поддержки освобождения Лусона на Филиппинах и был нацелен на японские военные корабли, конвои снабжения и самолеты в этом регионе.

После атаки аэродромов и кораблей на Формозе и Лусоне Третий флот вошел в Южно-Китайское море в ночь с 9 на 10 января. Самолеты, летевшие с авианосцев, атаковали японские корабли у французского Индокитая 12 января , потопив 44 судна. Затем флот двинулся на север и 15 января снова атаковал Формозу. были проведены дальнейшие рейды против Гонконга , Кантона и Хайнаня На следующий день . Третий флот покинул Южно-Китайское море 20 января и, после дальнейших атак на Формозу и острова Рюкю , вернулся на свою базу 25 января.

Действия Третьего флота в Южно-Китайском море были весьма успешными. Он уничтожил множество японских кораблей и самолетов, потеряв при этом сравнительно немного собственных самолетов. Историки считают, что уничтожение грузовых судов и нефтяных танкеров было самым важным результатом рейда, поскольку эти потери способствовали закрытию маршрута снабжения, который был жизненно важен для японских военных действий. Последующие атаки авиации и военных кораблей союзников вынудили японцев прекратить отправку кораблей в Южно-Китайское море после марта 1945 года.

Карта западной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии с указанием территории, контролируемой союзниками и японцами по состоянию на январь 1945 года.
Стратегическая ситуация на Тихом океане в январе 1945 года. Заштрихованная красным территория контролировалась союзниками, а остальная часть контролировалась Японией.

В 1941 году и в первые месяцы 1942 года Япония завоевала или установила фактическое господство почти над всем регионом Южно-Китайского моря. Контроль над морем был жизненно важен для японской экономики и военных действий, поскольку это был канал, по которому проходили необходимые поставки нефти и других природных ресурсов из оккупированной Малайи , Борнео и Голландской Ост-Индии . [ 2 ] Особенно сложной была ситуация во Французском Индокитае . После непродолжительной военной конфронтации в сентябре 1940 года колониальное правительство, лояльное французскому коллаборационистскому режиму Виши , разрешило японцам использовать порты и аэродромы в северном Индокитае. В июле 1941 года японцы оккупировали южный Индокитай и создали аэродромы, а также важную военно-морскую базу в заливе Камрань . Французские власти оставались марионеточным правительством . [ 3 ] После освобождения Франции в 1944 году колониальное правительство стремилось установить контакт с новым правительством Свободной Франции в Париже и начало подготовку к восстанию против японцев. [ 4 ] В 1944 году японцы также разработали планы насильственного разоружения французских войск и формального захвата Индокитая, а их разведывательные службы быстро узнали о намерениях французских властей. [ 5 ] [ 4 ]

Когда война развернулась против Японии, конвои кораблей, проходившие через Южно-Китайское море, часто подвергались атакам подводных лодок союзников, а к концу 1944 года — самолетов. [ 2 ] Эти атаки основывались на информации, полученной от радиоразведки и воздушного патрулирования дальнего действия, дополненной отчетами береговых наблюдателей вдоль китайского побережья и других наблюдателей в азиатских портах. [ 6 ] [ 7 ] ( ВВС США USAAF) Четырнадцатая воздушная армия , дислоцированная в Китае, регулярно атаковала японские корабли в районе Южно-Китайского моря. Командование также периодически совершало нападения на удерживаемые японцами порты на юге Китая и военные объекты в Индокитае. [ 8 ] [ 9 ] До второго квартала 1945 года секретные службы союзников мало что предпринимали в Индокитае. [ 10 ] [ 11 ]

В то время как потери нефтяных танкеров и грузовых судов становились все более тяжелыми, японское правительство продолжало отдавать приказ кораблям совершать рейсы через Южно-Китайское море. Стремясь ограничить потери, конвои и отдельные корабли шли по маршрутам далеко от установленных морских путей или шли близко к берегу и действовали только в ночное время. [ 2 ]

Соединенные Штаты начали освобождение Филиппин 25 октября 1944 года с высадки на острове Лейте в центральной части Филиппин. После создания базы в Лейте американские войска высадились на острове Миндоро 13 декабря . Эта операция проводилась для обеспечения безопасности аэродромов, которые можно было использовать для нападения на японские корабли в Южно-Китайском море, а также для поддержки крупнейшего элемента освобождения Филиппин - высадки в заливе Лингаен на северо-западе Лусона, запланированной на 9 января 1945 года. [ 12 ] Императорский флот Японии (IJN) понес тяжелые потери при попытке атаковать флот союзников во время битвы в заливе Лейте в октябре 1944 года, что, в сочетании с потерями во время битвы в Филиппинском море в июне 1944 года, лишило его возможности вести боевые действия. дальнейшие крупные сражения. Однако он по-прежнему был способен совершать набеги на позиции союзников. [ 13 ]

В конце 1944 года адмирал Уильям Хэлси-младший , командующий Третьим флотом США , пытался совершить рейд в Южно-Китайское море и руководил разработкой планов такой операции. [ 14 ] 21 ноября он обратился к адмиралу Честеру В. Нимицу , главнокомандующему Тихоокеанским флотом США , за разрешением начать атаку, но получил отказ. [ 14 ]

Препараты

[ редактировать ]
Черно-белая фотография шести авианосцев и других кораблей, пришвартованных рядами.
Несколько авианосцев и других военных кораблей Третьего флота в Улити в начале декабря 1944 года.

В декабре 1944 года высшее командование ВМС США стало обеспокоено тем, что IJN попытается перерезать линию снабжения к запланированному плацдарму в заливе Лингаен. [ 15 ] 26 декабря японские военно-морские силы, действовавшие из залива Камрань, обстреляли плацдарм союзников на Миндоро, но не причинили никакого ущерба. Один из японских эсминцев, участвовавших в этой операции, был потоплен, а все оставшиеся корабли были повреждены воздушными и морскими атаками союзников, прежде чем вернуться в залив Камрань. [ 16 ]

Поскольку ожидались дальнейшие японские рейды, старшие офицеры ВМС США считали необходимым уничтожить оставшиеся мобильные силы IJN, которые, как предполагалось, были разделены между заливом Камрань и Внутренним морем в Японии. [ 17 ] В это время Внутреннее море находилось за пределами досягаемости тяжелых бомбардировщиков ВВС США, а это означало, что атака в Южно-Китайское море была единственным возможным вариантом нанесения удара по IJN. Разведывательная служба ВМС США полагала, что японские силы, базирующиеся в заливе Камрань, были построены на основе двух «Исэ» линкоров класса . [ 18 ] Хэлси и Нимиц обсудили предлагаемый рейд в Южно-Китайском море во время встречи, состоявшейся около Рождества 1944 года на якорной стоянке ВМС США, расположенной на атолле Улити на Каролинских островах . 28 декабря Нимиц дал Хэлси разрешение начать атаку, как только его флот больше не понадобится для непосредственной поддержки высадки в заливе Лингаен и «если в этом районе будут замечены крупные подразделения японского флота». [ 14 ] [ 19 ] В тот же день Хэлси передал своим подчиненным заранее подготовленные планы операции. [ 14 ] Его целью было нападение на японский флот и судоходство. Кроме того, американцы считали, что присутствие мощных сил в Южно-Китайском море будет препятствовать любым дальнейшим операциям IJN в этом районе. [ 13 ] Хотя Четырнадцатой воздушной армии было поручено атаковать японские корабли и аэродромы в Гонконге в поддержку вторжения на Лусон, она не была проинформирована о планах входа Третьего флота в Южно-Китайское море. Четырнадцатая воздушная армия также не была проинформирована о действиях флота во время рейда в Южно-Китайском море, и не было предпринято никаких попыток координировать действия двух сил в этот период. [ 8 ] [ 20 ]

В планах рейда указывалось, что Третий флот войдет в Южно-Китайское море через Лусонский пролив, а затем направится на юго-запад. Авианосцы флота должны были атаковать японские позиции на Формозе и обеспечить поддержку высадки десанта в заливе Лингаен 9 января. Три подводные лодки Седьмого флота должны были занять базу в Южно-Китайском море, чтобы спасти экипажи американских самолетов, которые были вынуждены бросить воду. [ 14 ] Этот план потребовал бы, чтобы Третий флот действовал вблизи многих японских аэродромов, с которых можно было бы наносить удары по кораблям. По оценкам разведки союзников, на Формозе обычно размещалось около 300 самолетов; около 500 находились в южном Китае и северном Индокитае, еще 170 - в южном Индокитае, Бирме и Таиланде и 280 - в Голландской Ост-Индии. Хотя большинство из них были самолетами ВВС Императорской армии Японии (IJAAF), которые были менее эффективны против военных кораблей, чем самолеты IJN, существовал риск камикадзе применения тактики . Кроме того, ожидалось, что погодные условия будут опасными, поскольку Южно-Китайское море часто подвергается воздействию тайфунов . в январе [ 21 ]

Черно-белое фото трех военных кораблей в море
Корабли Третьего флота на пути на Филиппины в январе 1945 года.

По состоянию на январь 1945 года Третий флот был построен на базе Оперативной группы Fast Carrier , которая была основной ударной силой ВМС США в Тихом океане. Управление этими силами через регулярные промежутки времени поочередно осуществлялось между Третьим и Пятым флотами (под командованием Хэлси и адмирала Рэймонда А. Спруэнса соответственно), при этом ее обозначение также менялось с оперативной группы 38 на оперативную группу 58. [ 22 ] В качестве оперативной группы 38 ею командовал вице-адмирал Джон С. Маккейн-старший. В январе 1945 года оперативная группа 38 была разделена на три оперативные группы быстрых авианосцев и группу ночных авианосцев. Группы быстрых авианосцев представляли собой оперативную группу 38.1 с четырьмя авианосцами, двумя линкорами , шестью крейсерами и 25 эсминцами; Оперативная группа 38.2 в составе четырех авианосцев, трех линкоров, пяти крейсеров и 24 эсминцев; и оперативная группа 38.3, в которую входили четыре авианосца, три линкора, пять крейсеров и 17 эсминцев. Ночная авианосная группа, оперативная группа 38.5, имела два авианосца и шесть эсминцев и действовала вместе с оперативной группой 38.2 в течение дня. [ 23 ] [ 24 ] Всего эти авианосные группы погрузили на борт около 900 самолетов. [ 25 ] Другим важным элементом флота были силы материально-технического снабжения, обозначенные как Оперативная группа 30.8, которые включали в себя различное количество танкеров и кораблей с боеприпасами, несколько эскортных авианосцев, перевозивших запасные самолеты для оперативной группы 38, и множество эсминцев сопровождения. [ 26 ] Кроме того, флоту были выделены противолодочные силы охотников-убийц, получившие обозначение Оперативная группа 30.7, которая включала эскортный авианосец и три эскортных эсминца и обычно действовала при поддержке Оперативной группы 30.8. [ 27 ]

Несмотря на опасения американцев, IJN не собирался атаковать линии снабжения союзников, а залив Камрань не был крупной базой флота. По состоянию на 1 января 1945 года как линкоры класса «Исэ» , так и небольшое количество других японских военных кораблей в регионе дислоцировались в Сингапуре или вблизи него , а из залива Камрань действовали только корабли сопровождения. [ 28 ] Хотя в январе 1945 года на контролируемых Японией территориях, граничащих с Южно-Китайским морем, располагалось большое количество самолетов, для их управления имелось относительно мало обученных пилотов. [ 2 ] В это время Имперский генеральный штаб рассматривал возможность крупного наступления на линию снабжения в залив Лингаен, но 20 января 1945 года он решил сосредоточить оборонительные усилия Японии на территории вокруг родных островов и проводить только сдерживающие действия в других местах. [ 29 ] В результате японские силы в районе Южно-Китайского моря во время рейда были сосредоточены на подготовке к сопротивлению будущим атакам союзников. Японцы полагали, что американские войска потенциально могут высадиться в Индокитае после завершения освобождения Филиппин, а также были обеспокоены возможными атаками на этот район со стороны командования Юго-Восточной Азии под руководством Великобритании . [ 30 ] В целях лучшей координации японских сил в регионе Юго-Восточной Азии в январе 1945 года все подразделения Императорской японской армии и флота были переданы под общий контроль Южной экспедиционной группы армий . Это командование возглавил Генсуи граф Хисаити Тераучи из своего штаб-квартира в Сингапуре. [ 31 ] [ 32 ]

Несмотря на эти приготовления, японцы по-прежнему не могли противостоять мощным атакам на судоходство в Южно-Китайском море. Хотя в 1944 году силы сопровождения конвоев ВМФ были расширены, они оставались недостаточными. [ 33 ] Самый распространенный тип эскортного судна, « Кайбокан» , был уязвим для атак с воздуха из-за своей низкой скорости и слабого зенитного вооружения. [ 34 ] IJN также выделил несколько истребителей для защиты конвоев в Южно-Китайском море и из-за соперничества между службами , которое серьезно препятствовало военным усилиям Японии, отклонил предложение армии предоставить для этой цели дополнительные истребители непосредственно перед атакой Третьего флота на Японию. Французский Индокитай. [ 35 ]

Вход в Южно-Китайское море.

[ редактировать ]
Карта региона Южно-Китайского моря с указанием маршрута Третьего флота и расположением городов и других мест, упомянутых в статье.
Примерный маршрут Третьего флота с 9 по 21 января 1945 г. [ 23 ] [ 36 ]

Третий флот вышел из Улити 30 декабря 1944 года. 3 и 4 января его авианосцы нанесли удары по японским аэродромам на Формозе, Окинаве и близлежащих островах, пытаясь не допустить их использования для нападения на силы союзников в заливе Лингаен. Кроме того, ее ударная авиация атаковала японские корабли у Формозы, потопив по меньшей мере три торговых судна и повредив четыре фрегата . [ 37 ] По просьбе генерала Дугласа Макартура , командующего юго-западной частью Тихого океана , 6 и 7 января флот нанес удары по аэродромам на Лусоне. Примерно в это же время вице-адмирал Томас К. Кинкейд , командующий Седьмым флотом , который отвечал за высадку в заливе Лингаен, попросил Хэлси действовать к западу от Лусона, чтобы обеспечить прикрытие с воздуха в начальный период вторжения. Хэлси считал, что его войскам было бы неуместно действовать в такой пассивной роли, и вместо этого приказал нанести дальнейшие удары по японским аэродромам на юге Формозы, которые представляли наибольшую угрозу для командования Кинкейда. Это произошло 9 января. [ 38 ] Утром 9 января Нимиц освободил Третий флот от непосредственного прикрытия района залива Лингаен и разрешил ему войти в Южно-Китайское море. [ 39 ] После того, как в тот же день все ударные самолеты приземлились, Хэлси отдал приказ осуществить запланированную атаку в Южно-Китайском море. [ 13 ] За время действий флота с 3 по 9 января он уничтожил более 150 японских самолетов, но потерял 86 собственных, в том числе 46 в авариях. [ 40 ]

В ночь с 9 на 10 января основные силы Третьего флота, включая оперативную группу 30.7, прошли через пролив Баши в северной части пролива Лусон. Оперативная группа 30.8 была сокращена до шести быстроходных танкеров, двух авианосцев сопровождения и военных кораблей сопровождения и достигла Южно-Китайского моря через канал Балинтанг у северного побережья Лусона. [ 13 ] Ни одна из сил японцами не была обнаружена, хотя ночные истребители, действовавшие с легкого авианосца USS Independent, сбили три транспортных самолета, летевших на Формозу с Лусона. [ 13 ] [ 41 ] Флот также получил сообщение о том, что большой японский конвой численностью около 100 кораблей шел вдоль южного побережья Китая в сторону Формозы в ночь с 9 на 10 января, но Хэлси решил не атаковать его, поскольку это могло бы раскрыть, что его силы были атакованы. в Южно-Китайском море и, возможно, побудит IJN вывести свои линкоры из этого района. [ 39 ]

Хотя 10 января планировалось дозаправить эсминцы флота, этому помешала плохая погода. Вместо этого эсминцы были дозаправлены 11 января, когда флот двинулся на юго-запад. После дозаправки эсминцев Третий флот был реорганизован для боя. Два тяжелых крейсера и пять эсминцев были переведены из оперативной группы 38.1 в рабочую группу 38.2. Последняя оперативная группа под командованием контр-адмирала Джеральда Ф. Богана должна была нанести воздушные удары по заливу Камрань с трех крупных авианосцев и одного легкого авианосца утром 12 января. Два линкора оперативной группы в сопровождении эсминцев и крейсеров затем обстреляют этот район и добьют корабли, поврежденные в результате воздушных атак. [ 42 ] Выбор целей основывался на разведывательных данных, переданных союзникам двумя сетями агентов в Индокитае. [ 43 ] Третий флот оставался незамеченным японскими войсками 10 и 11 января. [ 42 ]

Удары по южному Индокитаю

[ редактировать ]
Черно-белая аэрофотоснимок двух кораблей у береговой линии. Один из кораблей горит.
Два судна подверглись нападению у берегов Индокитая 12 января. Танкер Императорского флота Японии «Аяюки Мару» горит и тонет.

Оперативная группа 38.2 начала подход к заливу Камрань в 14:00 11 января. За ней последовали оперативные группы 38.1 и 38.3, которые запустили истребители для боевого воздушного патрулирования флота. Оперативная группа 30.8 осталась в центральной части Южно-Китайского моря. [ 42 ] Перед рассветом 12 января оперативная группа 38.5 запустила самолеты для поиска японских кораблей в районе залива Камрань. Экипажи этих самолетов передали по рации местонахождение японских кораблей и провели интенсивный поиск двух линкоров класса «Исэ» и других крупных кораблей . Когда ни один из них не был обнаружен, считалось, что военные корабли были скрыты от глаз камуфляжем; ВМС США потребовалось несколько месяцев, чтобы понять, что они не были в этом районе. [ 44 ] К 6 часам утра 12 января оперативная группа 38.2 находилась в пределах 50 миль (80 км) от залива Камрань. Она и две другие оперативные группы начали свои первые за день удары в 07:31, примерно за полчаса до восхода солнца. [ 45 ] Японцы все еще не заметили приближения Третьего флота и не были готовы к атаке. [ 13 ]

Американские летчики добились значительных успехов в борьбе с японскими конвоями. Две волны самолетов оперативной группы 38.3 атаковали конвой из 10 кораблей в сопровождении семи военных кораблей 101-й флотилии недалеко от Куинёна в центральном Индокитае и потопили четыре полностью загруженных нефтяных танкера, три грузовых судна, легкий крейсер «Кашии» и три небольших эскортных судна. [ 46 ] [ 47 ] Другой конвой был обнаружен и нанесен удар возле мыса Падаран на юге Индокитая, в результате чего были потеряны танкер, два эсминца эскорта и патрульный катер . Конвой из семи судов также подвергся нападению возле мыса Сен-Жак на юге Индокитая, в результате чего два грузовых судна, три танкера, три эскортных эсминца и десантный корабль были потоплены или вынуждены выйти на берег. [ 46 ]

Американские самолеты также нанесли удары по японским судам в районе Сайгона . Два грузовых судна и танкер были потоплены в Сайгоне, а еще один танкер был уничтожен у побережья. Разоруженный французский крейсер «Ламот-Пике» был по ошибке атакован и потоплен в Сайгоне, несмотря на то, что ходил под французским флагом. В районе Сайгона было повреждено множество других кораблей, в том числе пять грузовых судов, два танкера, три десантных корабля, два-четыре эскортных эсминца, тральщик и патрульный катер. Некоторые из этих кораблей были выброшены на берег и уничтожены штормом позже в том же месяце. [ 48 ] Другие самолеты Третьего флота использовались для боевого воздушного патрулирования района между Тураном в центральном Индокитае и Сайгоном, а также для нанесения ударов по аэродромам, докам и нефтехранилищам. [ 48 ] Также были повреждены железнодорожный вокзал в Нячанге и мост на линии Сайгон — Бьенхоа . [ 43 ] Надводная ударная группа, отделившаяся от оперативной группы 38.2 в 6:40 утра и состоявшая из двух линкоров, двух тяжелых крейсеров, трех легких крейсеров и двенадцати эсминцев, не обнаружила ни одного японского корабля. [ 49 ] [ 50 ]

Атаки 12 января оказались весьма успешными. Всего было потоплено 46 японских кораблей, в том числе 33 торговых судна общим тоннажем 142 285 тонн. Двенадцать из этих купцов были танкистами. Среди потопленных 13 боевых кораблей — лёгкий крейсер «Кашии» , два эсминца, семь кораблей береговой обороны ( CD-17 , CD-19 , CD-23 , CD-35 , CD-43 , CD-51 , «Чибури» ), один сторожевой катер ( № .103 ), один тральщик ( «Отова Мару» ) и военный транспорт ( «Т-140 »). [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] Хотя в бою действовало лишь несколько японских самолетов, американские летчики сбили 15 самолетов и уничтожили 20 гидросамолетов в заливе Камрань и еще 77 самолетов на различных аэродромах. Третий флот потерял 23 самолета. [ 51 ] Французское колониальное правительство отказалось передать японским военным сбитых американских летчиков, захваченных его силами, и обеспечило их сопровождение до китайской границы. [ 54 ] Гражданские лица также спасли американских летчиков и помогли им бежать. В результате почти весь экипаж ВМС США со сбитых над Индокитаем самолетов в итоге вернулся в США через Китай. [ 51 ]

Дальнейшие удары по Формозе

[ редактировать ]
Черно-белое фото большого взрыва на водоеме
Японский транспортный корабль T.14 взорвался после нападения на город Такао 15 января.

12 января в 19:31 Третий флот изменил курс и направился на северо-восток, чтобы встретиться с оперативной группой 30.8. Этот курс был сохранен и на следующий день, чтобы избежать тайфуна и японских поисковых самолетов. Сильное волнение затруднило заправку, хотя 13 января все эсминцы были дозаправлены. [ 55 ] В тот день адмирал флота Эрнест Кинг , командующий военно-морскими операциями , приказал Третьему флоту оставаться «на стратегической позиции для перехвата сил противника, приближающихся к району залива Лингаен с севера или юга». Передавая этот приказ Хэлси, Нимиц разрешил ему атаковать район Гонконга, если не удастся обнаружить более достойные цели. [ 56 ]

14 января американские военные корабли продолжили дозаправку, несмотря на плохую погоду. В конечном итоге все основные военные корабли были заправлены как минимум до 60 процентов своего запаса топлива. Это поглотило большую часть запасов оперативной группы 30.8, и позже она отделилась от флота, чтобы встретиться с танкерами с гуманитарной помощью возле Миндоро. [ 56 ] После завершения заправки Третий флот направился на север, чтобы атаковать Формозу. Погодные условия продолжали оставаться плохими, и в 3 часа ночи 15 января Маккейн рекомендовал Хэлси отменить удары и отправиться флотом на юг. Несмотря на это, Хэлси решил продолжить путь на север и провести атаку. Кроме того, он приказал запустить в течение 15 января самолеты для разведки Сямэнь , острова Хайнань , Гонконга, Пескадорских островов и Сватоу в поисках линкоров класса «Исэ» . [ 56 ] Недавно назначенный ночной авианосец USS Enterprise вылетел из поискового самолета в 4:00 утра того дня. [ 56 ]

Удары были нанесены с авианосцев начиная с 7:30 утра 15 января; в это время Третий флот находился примерно в 255 милях (410 км) к востоку-юго-востоку от Гонконга и в 170 милях (270 км) к юго-западу от Формозы. [ 57 ] Десять истребителей были отправлены на Формозу, а еще шесть - на аэродромы на побережье материкового Китая. Кроме того, было совершено восемь рейдов против судоходства в регионах Такао и Тосиен на Формозе. Хотя было обнаружено большое количество кораблей, эти удары в значительной степени были сорваны плохой погодой и сильным зенитным огнем. Эсминец Hatakaze и десантный корабль класса № 1 T.14 были потоплены в городе Такао , а танкер был поврежден и сел на мель. Несколько ударов были перенаправлены на Мако на Пескадорских островах, где погодные условия были лучше, и эти самолеты потопили эсминец «Цуга» . Метеостанция и радиостанции на острове Пратас также подверглись нападению самолетов, летевших с «Энтерпрайза» . Американские пилоты утверждали, что за день сбили 16 японских самолетов и уничтожили еще 18 на земле; В боях и авариях было потеряно 12 самолетов ВМС США. В 16:44 авианосцы изменили курс, чтобы достичь позиции, с которой на следующий день должны были быть атакованы Гонконг и другие места на юге Китая. [ 58 ]

Нападение на Гонконг и южный Китай

[ редактировать ]
Аэрофотоснимок острова с городской застройкой вдоль берега и крутой горой в центре. Многие корабли находятся в воде рядом с островом, а возле некоторых из них извергаются шлейфы воды.
Японские суда в Гонконге подверглись нападению 16 января

Британская колония Гонконг была захвачена японскими войсками в декабре 1941 года и стала важной военно-морской и логистической базой. [ 59 ] Подразделения USAAF, базирующиеся в Китае, атаковали район Гонконга с октября 1942 года. В большинстве этих рейдов участвовало небольшое количество самолетов и, как правило, они были нацелены на японские грузовые корабли, о которых сообщили китайские партизаны. [ 60 ] К январю 1945 года город регулярно подвергался набегам ВВС США. [ 61 ]

Первые рейды Третьего флота 16 января начались в 7:32 утра. [ 58 ] Операции дня были сосредоточены на Гонконге, по которому утром было нанесено удары 138 самолетов, а днем ​​- еще 158. [ 62 ] Рейдеры потопили пять крупных танкеров и нефтяник IJN, а также повредили несколько других кораблей. [ 52 ] [ 63 ] Танкеры входили в состав конвоя Hi 87, который был отклонён от пути на юг, пытаясь избежать встречи с Третьим флотом. [ 61 ] Кроме того, был сильно поврежден аэропорт Кай Так , а все самолеты, находившиеся там в то время на земле, были уничтожены. Широкомасштабный ущерб был также нанесен докам Коулуна и Тайку . [ 63 ] Несколько менее важных целей, включая верфь в Абердине и поезда на железной дороге Коулун-Кантон , были поражены пилотами, которым было разрешено поражать возможные цели. [ 8 ] Деревня Хунг Хом , расположенная недалеко от доков Коулуна, подверглась сильной бомбардировке, сотни мирных жителей были убиты или ранены. [ 63 ] В лагерь для интернированных Стэнли также взорвалась бомба, в результате которой погибли 14 заключенных там мирных жителей союзников. [ 64 ] 14-й воздушной армии 118-я тактическая разведывательная эскадрилья 16 января совершила атаку на суда в Гонконге, которая не была скоординирована с рейдами ВМС США. [ 61 ] Это были крупнейшие воздушные атаки на Гонконг во время Второй мировой войны. [ 65 ]

Японский гарнизон Гонконга оказал решительное сопротивление налету, применив особенно эффективную тактику противовоздушной обороны, с которой американцы ранее не сталкивались. В отчете ВМС США обстрел, с которым столкнулся самолет, был описан как «интенсивный и невероятный». [ 62 ] [ 63 ] [ 66 ] Торпедоносцы TBF Avenger, отправленные против Гонконга, понесли особенно тяжелые потери, поскольку их атакующие заходы на малых высотах были уязвимы для зенитного огня. Поскольку торпеды «Мстителей» были настроены на слишком глубокое попадание, эти атаки мало что дали. [ 66 ]

португальская колония Макао Пострадала и . Хотя Португалия сохраняла нейтралитет , правительство колонии было вынуждено смириться с присутствием японских «советников» с 1943 года и обменивало оружие на поставки продовольствия. Основной целью рейда были запасы авиационного топлива в Центре военно-морской авиации Макао, которые, как узнали союзники от местных агентов, должны были быть проданы японцам. Форт Дона Мария II также подвергся нападению, возможно, с целью уничтожить радиостанцию, расположенную внутри него или рядом с ним, при этом некоторый ущерб был нанесен гражданским районам и городской гавани. [ 67 ] [ 68 ] Погибли два солдата и несколько мирных жителей. [ 69 ] Макао Гарнизон не имел эффективных зенитных средств и не вел огня по американским самолетам. [ 70 ] В 2016 году историк Джеффри Ганн заявил, что неясно, почему Макао подверглось нападению, учитывая, что политика правительства США заключалась в уважении нейтралитета Макао, а выгоды от уничтожения запасов топлива более чем перевешивались вероятными дипломатическими последствиями. Он пришел к выводу, что военно-морская разведка США не знала о политике в отношении колонии. [ 71 ]

Другие нападения были совершены на населенные пункты на юге Китая в течение 16 января. Удары были нанесены по городу Кантон , а также были проведены два рейда и две истребительные зачистки населенных пунктов на острове Хайнань. [ 58 ] [ 62 ] Кроме того, истребительная авиация атаковала аэродромы вдоль китайского побережья от полуострова Лэйчжоу на западе до Сватоу на востоке, но встретила небольшое количество японских самолетов. [ 58 ]

Потери американцев 16 января составили 22 самолета, сбитых в бою и 27 потерянных в результате аварий. [ 58 ] Японцы утверждали, что только над Гонконгом сбили 10 самолетов. [ 63 ] Пилоты ВМС США сообщили об уничтожении 13 японских самолетов. [ 58 ] По меньшей мере четыре американских летчика были взяты в плен после того, как их самолеты были сбиты недалеко от Гонконга, а еще семеро избежали плена и в конечном итоге достигли контролируемых союзниками регионов Китая. [ 8 ] Один из американских заключенных позже был убит смертельной инъекцией в Офуна в Японии. лагере для военнопленных [ 72 ]

Выход из Южно-Китайского моря

[ редактировать ]

Завершив удары 16 января, Третий флот повернул на юг для дозаправки. Поскольку на следующий день погодные условия были особенно плохими, заправка не была завершена. 18 января погода ухудшилась, что сделало заправку невозможной. [ 66 ] В этот период японские пропагандистские радиопередачи утверждали, что флот «заперт» и будет уничтожен при попытке покинуть Южно-Китайское море. [ 62 ] Поскольку его метеорологи ожидали, что плохая погода сохранится и 19 января, Хэлси решил покинуть Южно-Китайское море через пролив Суригао в центральной части Филиппин, а не плыть на север вокруг Лусона. [ 66 ] Но когда Нимиц узнал об этом, он потребовал, чтобы Третий флот использовал Лусонский пролив, хотя Хэлси было предоставлено право по своему усмотрению принять окончательное решение о маршруте своих войск. Аргументация Нимица заключалась в том, что, если флот пройдет через центральную часть Филиппин, о его уходе сообщат японские войска на обойденных островах, что, возможно, приведет к попытке IJN совершить рейд на линии снабжения союзников. [ 73 ] Кроме того, северный проход дал бы Третьему флоту больше возможностей для выполнения следующих задач, которые включали повторное нападение на Формозу и разведку островов Рюкю . [ 62 ]

Хэлси решил последовать просьбе Нимица. Его флот завершил заправку 19 января и двинулся на север, к проливу Балинтанг; Однако оперативная группа 30.8 отделилась от основного корпуса и впоследствии прошла через пролив Суригао. [ 74 ] 20 января флот двинулся на восток через пролив Балинтанг, при этом дивизия эсминцев патрулировала далеко впереди авианосных оперативных групп. За этот период многие японские самолеты были обнаружены радаром, а 15, эвакуировавших персонал IJAAF с Лусона, были сбиты. Никакого нападения на американские войска предпринято не было. Третий флот вышел из пролива Балинтанг той ночью в 22:00. [ 75 ]

Последствия

[ редактировать ]
Черно-белое фото двух авианосцев, идущих плотным строем, вид с кабины другого авианосца.
Военный корабль США «Хорнет» (слева) и военный корабль США «Индепенденс» , 26 января 1945 года.

После выхода из Южно-Китайского моря Третий флот приступил к выполнению следующих задач. 21 января он снова атаковал аэродромы и гавани Формозы, при этом в Такао было потоплено десять торговых судов. [ 76 ] Но японский самолет поразил легкий авианосец USS Langley двумя небольшими бомбами, а авианосец Ticonderoga был серьезно поврежден двумя камикадзе. Эсминец «Мэддокс» также пострадал от камикадзе, но получил незначительные повреждения. [ 77 ] Кроме того, флагман Маккейна «Хэнкок» получил значительные повреждения, когда бомба упала с только что приземлившегося TBF Avenger и взорвалась на его кабине экипажа. Хэнкок и Тикондерога были отделены от флота и направились в Улити для ремонта. [ 78 ] 22 января оставшиеся авианосцы нанесли удар по островам Рюкю. Основной целью этой операции было фотографическое освещение Окинавы, чтобы помочь спланировать вторжение на остров ; атакам также подверглись аэродромы и суда. Как только эта задача была выполнена, вечером 22 января флот повернул на юг, в сторону Улити, и прибыл туда 25 января. На следующий день Хэлси передал командование Спруэнсу, и он стал Пятым флотом. [ 79 ]

Рейд в Южно-Китайском море был признан успешным. [ 23 ] Во время своих операций в Южно-Китайском море с 10 по 20 января Третий флот прошел 3800 миль (6100 км), не понеся тяжелых потерь или серьезных происшествий. Позже Нимиц заявил, что «вылазка в Южно-Китайское море была хорошо задумана и блестяще осуществлена», и похвалил планирование материально-технического обеспечения флота. Он выразил сожаление по поводу того, что японские крупные корабли не были обнаружены и атакованы. [ 80 ] В 1995 году историк Джон Прадос писал, что японские «потери конвоев у Французского Индокитая были наиболее значительным результатом операции «Благодарность». [ 81 ] Точно так же Марк П. Парилло в 1993 году пришел к выводу, что уничтожение 25 нефтяных танкеров во время рейда «означает гибель для любого долгосрочного японского сопротивления». [ 52 ]

Японское командование считало, что рейд проводился в рамках подготовки к вторжению в Южный Китай. В ответ пять дополнительных пехотных дивизий на оборону этого участка были выделены . Три из этих дивизий были освобождены для других операций в марте 1945 года после того, как американское вторжение на Иводзиму было истолковано как свидетельство того, что район Гонконг-Кантон будет скорее обойден, чем атакован. [ 82 ]

Рейд в Южно-Китайском море также способствовал захвату Индокитая японцами. Командующий силами Императорской японской армии в Индокитае генерал-лейтенант Юицу Цучихаси считал, что этот рейд был предвестником вторжения союзников в этот район. На самом деле президент Франклин Д. Рузвельт решил, что США не будут участвовать в освобождении Индокитая, и планов такой операции не было. [ 83 ] В рамках усилий по подготовке к вторжению союзников и предотвращению французского восстания 26 февраля японское правительство разрешило военному командованию в Индокитае осуществить планы захвата после завершения подготовки. [ 84 ] Это произошло 9 марта, когда японские войска атаковали и быстро разгромили большую часть французских гарнизонов. [ 85 ] Впоследствии японцы поставили императора Бао Дая править марионеточной империей Вьетнама , Королевством Камбоджа и Королевством Лаос . [ 86 ]

Правительство Португалии подало протест по поводу нарушения ВМС США нейтралитета Макао вскоре после рейда 16 января, а правительство США принесло извинения за инцидент 20 января. [ 69 ] Был проведен официальный следственный суд. [ 39 ] [ 87 ] а в 1950 году Соединенные Штаты предоставили Португалии компенсацию в размере 20,3 миллиона долларов за ущерб, нанесенный гавани Макао 16 января и другими случайными набегами 11 и 25 июня 1945 года. [ 88 ]

Воздушные и военно-морские атаки союзников против японских кораблей в Южно-Китайском море были расширены в начале 1945 года, когда дополнительные подразделения ВВС США перебазировались на базы на Филиппинах. [ 89 ] С февраля над морем из освобожденных районов Филиппин и Голландской Ост-Индии действовали патрульные самолеты наземного базирования и средние бомбардировщики. Хотя подводные лодки и эти самолеты союзников не смогли предотвратить бегство линкоров класса «Исэ» , когда они направлялись из Сингапура в Японию во время операции «Кита» в середине февраля, к концу месяца средние бомбардировщики потопили большое количество японских торговых судов. [ 90 ] Средние и тяжелые бомбардировщики также совершали налеты на удерживаемые японцами порты в районе Южно-Китайского моря. [ 91 ] В результате атак с воздуха и подводных лодок в апреле 1945 года японцы прекратили отправку кораблей через Южно-Китайское море. [ 92 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Браун 2009 , с. 278.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Королевский флот 1995 , с. 133.
  3. ^ Спектор 1985 , стр. 17–18.
  4. ^ Перейти обратно: а б Спектор 1985 , с. 29.
  5. ^ Решение 2001 г. , стр. 75.
  6. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 491–492.
  7. ^ Парилло 1993 , стр. 89–90.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Бэйли 2017 , с. 113.
  9. ^ Решение 2001 г. , стр. 62–63.
  10. ^ Спектор 1982 , с. 29.
  11. ^ Смит 2008 , с. 40.
  12. ^ Королевский флот 1995 , с. 123.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Королевский флот 1995 , с. 134.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и Морисон 2002 , с. 161.
  15. ^ Морисон 2002 , с. 157.
  16. ^ Морисон 2002 , стр. 41–42.
  17. ^ Морисон 2002 , стр. 157–158.
  18. ^ Морисон 2002 , с. 158.
  19. ^ Поттер 1985 , стр. 323, 327.
  20. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 404–405.
  21. ^ Королевский флот 1995 , стр. 133–134.
  22. ^ Хорнфишер 2016 , с. 102.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Фолкнер 2012 , с. 257.
  24. ^ Рейнольдс 1968 , с. 298.
  25. ^ Королевский флот 1995 , с. 138.
  26. ^ Морисон 2002 , стр. 318–319.
  27. ^ Королевский флот 1995 , стр. 134, 265.
  28. ^ Морисон 2002 , стр. 158–159.
  29. ^ Морисон 2002 , стр. 159–160.
  30. ^ Смит 2008 , с. 43.
  31. ^ Японский исследовательский отдел, штаб-квартира Дальневосточного командования, 1980 , с. 21.
  32. ^ Аксельрод и Кингстон 2007 , с. 807.
  33. ^ Прадос 1995 , с. 703.
  34. ^ Стилле 2017 , стр. 36.
  35. ^ Парилло 1993 , стр. 21.
  36. ^ Морисон 2002 , с. 166.
  37. ^ Королевский флот 1995 , стр. 131–132.
  38. ^ Королевский флот 1995 , с. 132.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Рейнольдс 1968 , с. 297.
  40. ^ Рейнольдс 1968 , с. 296.
  41. ^ Морисон 2002 , стр. 164–165.
  42. ^ Перейти обратно: а б с Морисон 2002 , с. 165.
  43. ^ Перейти обратно: а б Решение 2001 г. , стр. 63.
  44. ^ Морисон 2002 , стр. 165–166.
  45. ^ Морисон 2002 , стр. 166–167.
  46. ^ Перейти обратно: а б Морисон 2002 , с. 168.
  47. ^ Парилло 1993 , с. 71.
  48. ^ Перейти обратно: а б Морисон 2002 , стр. 168–169.
  49. ^ Хэлси и Брайан 1947 , с. 245.
  50. ^ Морисон 2002 , стр. 166, 168.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Морисон 2002 , с. 169.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Парилло 1993 , с. 143.
  53. ^ «Глава VII: 1945 год» . Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . 2006 год . Проверено 25 апреля 2020 г.
  54. ^ Решение 2001 г. , с. 69.
  55. ^ Морисон 2002 , стр. 169–170.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Морисон 2002 , с. 170.
  57. ^ Морисон 2002 , стр. 170–171.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Морисон 2002 , с. 171.
  59. ^ Чи Ман и Ю Лунь, 2014 , с. 224.
  60. ^ Чи Ман и Ю Лунь, 2014 , с. 227.
  61. ^ Перейти обратно: а б с Бэйли 2017 , с. 112.
  62. ^ Перейти обратно: а б с д и Королевский флот 1995 , с. 136.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и Чи Ман и Ю Лунь, 2014 , с. 228.
  64. ^ Эмерсон 2008 , стр. 118–119.
  65. ^ Лю, Юйцзин (1 февраля 2018 г.). «Почему в Гонконге так много закопанных бомб военного времени?» . Южно-Китайское море Morning Post . Архивировано из оригинала 1 января 2019 года . Проверено 1 января 2019 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д Морисон 2002 , с. 172.
  67. ^ Гарретт 2010 , стр. 96, 116.
  68. ^ Бэйли 2007 , с. 33.
  69. ^ Перейти обратно: а б Ганн 2016 , с. 166.
  70. ^ Бэйли 2007 , с. 34.
  71. ^ Ганн 2016 , с. 169.
  72. ^ Хивер, Стюарт (10 января 2015 г.). «Останки американских летчиков, погибших в авиакатастрофе 1945 года, «все еще могут находиться на склоне холма в Гонконге» » . Южно-Китайское море Morning Post . Архивировано из оригинала 31 декабря 2016 года . Проверено 30 декабря 2016 г.
  73. ^ Морисон 2002 , стр. 172–173.
  74. ^ Морисон 2002 , с. 173.
  75. ^ Морисон 2002 , стр. 173–174.
  76. ^ Морисон 2002 , с. 179.
  77. ^ Королевский флот 1995 , с. 137.
  78. ^ Морисон 2002 , с. 182.
  79. ^ Морисон 2002 , стр. 182–183.
  80. ^ Морисон 2002 , с. 174.
  81. ^ Прадос 1995 , с. 702.
  82. ^ Чи Ман и Ю Лунь, 2014 , с. 229.
  83. ^ Решение 2001 г. , с. 76.
  84. ^ Смит 2008 , стр. 44–45.
  85. ^ Спектор 1985 , с. 30.
  86. ^ Спектор 1985 , с. 55.
  87. ^ Ганн 2016 , с. 168.
  88. ^ Гарретт 2010 , с. 116.
  89. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 489.
  90. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 492–496.
  91. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , стр. 499–500.
  92. ^ Крэйвен и Кейт 1953 , с. 500.

Консультации по работам

[ редактировать ]
  • Аксельрод, Алан; Кингстон, Джек А. (2007). Энциклопедия Второй мировой войны, Том 1 . Нью-Йорк: HW Фаулер. ISBN  978-0816060221 .
  • Бейли, Стивен К. (2007). Прогулка по Макао: Путеводитель по Макао, Тайпе и Колоану . Сан-Франциско: ThingsAsian Press. ISBN  978-0971594098 .
  • Бейли, Стивен К. (2017). «Бомбежка бунгало C: дружественный огонь по лагерю для интернированных гражданских лиц Стэнли». Журнал Гонконгского отделения Королевского азиатского общества . 57 : 108–126. JSTOR   90013953 .
  • Браун, доктор медицинских наук (2009). Хоббс, Дэвид (ред.). Авианосные операции во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1591141082 .
  • Женщина, Клятва; Ю Лунь, Цой (2014). Восточная крепость: военная история Гонконга, 1840–1970 гг . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN  978-9888208715 .
  • Крэйвен, Уэсли; Кейт, Джеймс, ред. (1953). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки . Армейская авиация во Второй мировой войне. Том V. Чикаго: Издательство Чикагского университета. OCLC   256469807 .
  • Доммен, Артур Дж. (2001). Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN  0253338549 .
  • Эмерсон, Джеффри Чарльз (2008). Интернирование в Гонконге, 1942–1945: Жизнь в японском гражданском лагере в Стэнли . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN  978-9622098800 .
  • Фолкнер, Маркус (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1591145608 .
  • Гарретт, Ричард Дж. (2010). Оборона Макао: форты, корабли и оружие за 450 лет . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN  978-9888028498 .
  • Ганн, Джеффри К. (2016). «Эпилог». В Ганне, Джеффри К. (ред.). Макао во время войны: под японской тенью . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. стр. 166–177. ISBN  978-9888390519 .
  • Хэлси, Уильям Ф.; Брайан, Дж (1947). История адмирала Хэлси . Лондон: Дом Уиттлси. OCLC   234257675 .
  • Хорнфишер, Джеймс Д. (2016). Флот во время прилива: Америка в тотальной войне на Тихом океане, 1944–1945 гг . Нью-Йорк: Издательская группа Random House. ISBN  978-0345548719 .
  • Японский исследовательский отдел штаба Дальневосточного командования (1980) [1952]. «Отчет об операциях Франции в Индокитае [японская монография № 25]». Война в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Том 6 Южный район (Часть I) . Нью-Йорк: Гирлянда. ISBN  082403290X .
  • Морисон, Сэмюэл Элиот (2002) [1959]. Освобождение Филиппин: Лусон, Минданао, Висайские острова, 1944–1945 гг . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN  025207064X .
  • Парилло, Марк П. (1993). Японский торговый флот во Второй мировой войне . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1557506779 .
  • Поттер, Э.Б. (1985). Булл Хэлси . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0870211463 .
  • Прадос, Джон (1995). Расшифровка объединенного флота: секретная история американской разведки и японского флота во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0679437010 .
  • Рейнольдс, Кларк Г. (1968). Быстрые авианосцы: создание воздушного флота . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ОСЛК   24906505 .
  • Королевский флот (1995). Война с Японией: Том VI. Наступление на Японию . Лондон: HMSO. ISBN  0117728217 .
  • Смит, РБ (2008). Коммунистический Индокитай . Лондон: Рутледж. ISBN  978-0415468046 .
  • Спектор, Рональд (февраль 1982 г.). «Разведка союзников и Индокитай, 1943–1945». Тихоокеанский исторический обзор . 51 (1): 23–50. дои : 10.2307/3639819 . JSTOR   3639819 .
  • Спектор, Рональд Х. (1985). Советы и поддержка: первые годы (PDF) . Армия США во Вьетнаме. Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории. OCLC   220653520 .
  • Стилле, Марк (2017). Противолодочный эскорт Императорского флота Японии 1941–45 . Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1472818164 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75f34acafba2660333f513643a264cd0__1705527900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/d0/75f34acafba2660333f513643a264cd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
South China Sea raid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)