Конвой Хай-71
Конвой Хай-71 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война. | |||||||
![]() Вид на борт корабля USS Spadefish в мае 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Задействованные подразделения | |||||||
2 волчьих стаи |
6-я группа сопровождения 931-я авиагруппа | ||||||
Сила | |||||||
9 подводных лодок |
1 эскорт-перевозчик 3 эсминца 9 никто 13 торговых судов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
60 убитых 1 подводная лодка затоплена |
~8000 убитых 7 торговых судов потоплены 1 эскортный авианосец потоплен 2 эсминца потоплены 3 кайбокан затонули |
Конвой Hi-71 ( ヒ-71 ) — один из времен Второй мировой войны конвоев быстрых танкеров и военных транспортов из Японии в Сингапур . Хорошо защищенный конвой был специально загружен подкреплениями для защиты Филиппин и столкнулся с волчьей стаей подводных ВМС США лодок в Южно-Китайском море после того, как был рассеян тайфуном в августе 1944 года . Потери личного состава были высокими, поскольку сильное волнение не позволило спасти членов экипажа затонувших кораблей.
Фон
[ редактировать ]Японские суда через Южно-Китайское море перевозили большую часть продовольствия, обеспечивающего жизнь японского населения, нефть, которой питались японские самолеты и военные корабли, а также сырье для Второй мировой войны. Японские самолеты и военные корабли патрулировали судоходные пути в Южно-Китайском море с баз на Филиппинах; и потеря этих баз поставит под угрозу приток ресурсов, необходимых для защиты Японской Империи .
Когда силы союзников сошлись, чтобы выполнить Дугласом Макартуром обещанное возвращение, Япония провела операцию «Сё» по защите Филиппин. Конвой Hi-71 перевозил войска, вооружение и припасы Императорской японской армии с родных островов Японии для подкрепления Филиппин. Конвой покинул Модзи 8 августа 1944 года в сопровождении 6-й группы сопровождения из двух эсминцев и пяти кайбокан с эскортным авианосцем, на борту которого находился отряд 931-й авиагруппы из дюжины Накадзима B5N штурмовиков конвой покинул военно-морскую базу Мако в Пескадорах «Кейт». Когда 17 августа , он был усилен еще одним эсминцем и четырьмя кайбоканами для противодействия подводным лодкам США, действующим в проливе Лусон . [ нужна ссылка ]
На пути конвоя ждали две волчьи стаи подводных лодок. USS Spadefish и Redfish действовали как «Donc's Devils» под командованием Глинна Р. Донахо , командира USS Picuda . Другими тремя подводными лодками были Rasher , Bluefish и Raton . [ 1 ]
Битва 18 и 19 августа
[ редактировать ]Редфиш обнаружил конвой вечером 17 августа и занял позицию, чтобы запустить четыре торпеды по большому кораблю и пятую торпеду по авианосцу сопровождения. [ 1 ] Эйё Мару был поражен торпедой в 05:24 18 августа. Асакадзе и Юнаги были отправлены для сопровождения поврежденного корабля обратно в Такао , когда с юго-востока разразился тайфун с ветром силой 12 баллов . [ нужна ссылка ] Пикуда и Спейдфиш не смогли обнаружить конвой из-за ухудшающейся видимости, а сильное волнение ослабило пластины надстройки Редфиша . [ 1 ] В плохую погоду и темноту колонна стала рассеянной и дезорганизованной. [ нужна ссылка ]
Рашер наблюдал девять последовательных контактов самолетов на севере во второй половине дня 18 августа и пришел к выводу, что это было воздушное патрулирование важного конвоя. В ту темную дождливую ночь радар Рашера засек тринадцать кораблей конвоя Hi-71, следовавших со скоростью 13 узлов (24 км/ч) под защитой шести эскортов. [ 2 ] После надводного захода на высоту 2800 ярдов (2600 м) по Тейё Мару были выпущены две кормовые торпеды. [ 3 ] в 21:22. [ 2 ] Обе торпеды попали; и танкер, груженный бензином, взорвался столбом пламени высотой 1000 футов (300 м), при этом части корабля были отнесены на расстояние 500 ярдов (460 м) от пылающего корпуса. Эскорт вел беспорядочный огонь и заложил глубинные бомбы за кормой Рашера . [ 2 ] Во втором надводном заходе на высоту 3300 ярдов (3000 м) Рашер выпустил шесть носовых торпед в 23:10. Три торпеды попали и потопили транспорт «Тейя Мару» , в результате чего погибло 2665 японских солдат. [ 3 ] и был слышен взрыв четвертой торпеды на расстоянии 3900 ярдов. [ 2 ] Рашер резко повернул влево и выпустил четыре кормовые торпеды в 22:14. Три торпеды попали и потопили эскортный авианосец «Тайё» . [ 3 ] и на более отдаленном корабле был слышен взрыв четвертой торпеды. [ 2 ]
Рашер отошел, чтобы перезарядить торпедные аппараты, и конвой разделился на две группы. [ 2 ] Рашер последовал за тремя большими кораблями с одним кайбоканом, двигавшимися на северо-запад, в то время как Bluefish перехватил оставшиеся корабли, продолжавшие двигаться на юго-запад, и выпустил торпеды по двум танкерам. [ 2 ] По крайней мере, одна торпеда попала в Ава Мару , а Хаясуи загорелся и затонул кормой первым после попадания двух или трёх торпед в 03:20. [ нужна ссылка ]
Рашер выпустил четыре носовые торпеды вскоре после полуночи на дальность 2200 ярдов (2000 м) и трижды попал в грузовой транспорт «Эйшин Мару». [ 3 ] вызвал детонацию боеприпасов, а волна давления прокатилась по мостику подводной лодки. На более отдаленном корабле был слышен взрыв четвертой торпеды. Затем Рашер резко повернул вправо, чтобы запустить две кормовые торпеды. [ 2 ] Обе торпеды попали в 00:33. [ нужна ссылка ] и Носиро Мару [ 3 ] замедлился до 5 узлов (9,3 км/ч) обратным курсом [ 2 ] и кратко выстрелил по Итурупу, полагая, что это атакующая подводная лодка. [ нужна ссылка ]
Другие части рассеянного конвоя подверглись нападению Redfish и Spadefish . Японские источники указывают, что Тамацу Мару просто исчез. [ нужна ссылка ] Остается неопределенность относительно того, какие подводные лодки выпустили торпеды по кораблям конвоя Hi-71; но JANAC считает, что Spadefish потопил Тамацу Мару, бежавшего на север в 03:33. [ 1 ] Садо , Мацува и Хибури пытались сдержать американские подводные лодки, в то время как Носиро Мару и Ава Мару высадились на берег в Порт -Курримао, чтобы избежать затопления, а неповрежденные корабли укрылись в Сан-Фернандо, Ла-Унион . [ нужна ссылка ]
Манила
[ редактировать ]После реформирования конвоя Hi-71 в Сан-Фернандо он прибыл в Манилу 21 августа. Ава Мару был отбуксирован в Манилу в тот же день, а Носиро Мару достиг Манилы 24 августа. Садо , Мацува и Хибури были перехвачены авианосцами «Хардер» и «Хаддо», когда они пытались воссоединиться со своим конвоем в Маниле. Мацува и Хибури были торпедированы Хардером в 04:56, а Садо был торпедирован Хаддо в 05:24 при попытке помочь пострадавшей сестре Кайбокан . потребовались дополнительные торпеды Чтобы потопить три кайбокана, . Хаддо потопил Садо залпом из трех торпед в 07:20, а Хардер потопил Мацуву в 06:49 и Хибури в 07:55. [ нужна ссылка ]
Асакадзе и Юнаги покинули Такао 21 августа, чтобы присоединиться к конвою в Маниле с новыми танкерами Hakko Maru No. 2 и Niyo Maru, направлявшимися в Сингапур . Спейдфиш поразил Хакко Мару № 2 двумя торпедами у маяка на мысе Бохеадор в 14:55 22 августа. Поврежденный танкер был выброшен на берег в заливе Пасаленг, пока Юнаги стоял рядом. Спейдфиш выпустил еще четыре торпеды по выброшенному на берег танкеру, пока Юнаги не прогнал подводную лодку глубинной бомбой. Юнаги был освобожден от ответственности за Хакко Мару № 2 25 августа и через час был потоплен Пикудой . [ нужна ссылка ] «Хакко Мару № 2» оставался на берегу до тех пор, пока не был разрушен сильным прибоем 18 сентября. [ 4 ]
Асакадзе сопровождал Ниё Мару в сторону Манилы. Хаддо поразил Асакадзе своей последней торпедой в 08:00 23 августа. Когда USS Hake и Harder приблизились, чтобы добить поврежденный эсминец (который уже затонул), они были перехвачены в 06:30 24 августа компакт-диском № 22 и захваченным эсминцем США Патрульный катер № 102 . Хардер произвел залп торпед по CD № 22 и был замечен японским самолетом, который отметил это место. Хардер был потоплен в 15 ° 50' с.ш., 119 ° 43' в.д. / 15,833 ° с.ш., 119,717 ° в.д. [ 3 ] патрульным катером № 102 в атаке, начавшейся в 08:28. [ нужна ссылка ]
Реформированный конвой Hi-71 без уцелевших филиппинских подкреплений покинул Манилу 26 августа в сопровождении Фудзинами , Хирато , Курахиси и Микуры и 1 сентября достиг Сингапура. [ нужна ссылка ] Неотремонтированный «Ноширо Мару» оставался в Манильском заливе до тех пор, пока не был уничтожен 21 сентября самолетами оперативной группы 38 .
Японские корабли в конвое Hi-71
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Блэр, Клэй (1975). Тихая Победа . Нью-Йорк: Компания JB Lippincott. ISBN 9780397007530 .
- Крессман, Роберт Дж. (2000). Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне . Вашингтон, округ Колумбия : Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-149-1 .
- Морисон, Сэмюэл Э. (2002). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: Лейте, июнь 1944 г. - январь 1945 г. Том. XII. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-07063-1 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1967). Японские военные корабли Второй мировой войны . Нью-Йорк: Даблдей и компания.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Блер, стр. 676–680.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руэ, WJ (сентябрь 1983 г.). « Пятый Рашер ». Труды Военно-морского института США . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США: 78–81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Крессман, стр. 248 и 249.
- ^ Jump up to: а б Крессман, стр. 249 и 256.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и «IJN TEIYO MARU: Табличный отчет о движении» . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Уоттс, стр.339
- ^ Jump up to: а б "Конвой Hi-71" (PDF) . Проверено 17 ноября 2011 г. .
- ^ Jump up to: а б Уоттс, стр.318
- ^ Jump up to: а б Уоттс, стр.52
- ^ «Список пострадавших – японцы» . Сайт крушения . Проверено 9 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Уоттс, стр.148.
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс, стр.122
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уоттс, стр.227
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс, стр.229
- ^ Jump up to: а б с д Уоттс, стр.231
- ^ Jump up to: а б Уоттс, стр.233
- ^ «IJN Садо (+1944)» . Место крушения . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «IJN Мацува (+1944)» . Место крушения . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «IJN Хибури (+1944)» . Место крушения . Проверено 9 октября 2016 г.