Конвой Хай-81
Битва за Конвой Хай-81 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война. | |||||||
Вид на борт корабля USS Spadefish в мае 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Япония | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Гордон В. Андервуд Юджин Б. Флаки |
Цутому Сато Шизуэ Исии | ||||||
Сила | |||||||
Море: 6 подводных лодок Воздух: 1 бомбардировщик Б-29 |
Море: 2 авианосца сопровождения 1 тендер на гидросамолет 1 эсминец 7 кораблей сопровождения 1 охотник за подводными лодками 3 десантных корабля 5 нефтяников Воздух: 27 торпедоносцев Б5Н | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
никто |
~6600 убитых 2 эскортных авианосца потоплены 1 охотник за подводными лодками затонул 1 десантный корабль затонул |
Конвой Hi-81 ( ヒ-81 ) — обозначение группы транспортов японских , перевозивших солдат в Сингапур и на Филиппины во время Второй мировой войны . Транспорты сопровождались крупными силами надводных бойцов, в том числе авианосцами «Синё» и «Акицу Мару» , которые были потоплены в Желтом море американскими эскортными подводными лодками . В ходе четырехдневного боя конвоев в ноябре 1944 года около 7000 японцев были убиты, а американцы потерь не понесли. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Конвой Hi-81 находился под командованием контр-адмирала Цутому Сато Восьмого эскортного флота на эскортном корабле «Итурофу» . Синё командовал капитан Шизуэ Исии , а «Акицу Мару» фактически служил авиационным паромом в конвое. Другими японскими судами, которые, как известно, принимали участие в миссии, были тендер-гидросамолет «Кийокава Мару» , эсминец «Каши» , эскортные корабли «Цусима» , «Дайто» , «Кумэ» , «Сёнан» , CD № 9 и CD № 61 . Был также охотник за подводными лодками № 156 , пять нефтяников « «Арита Мару» , Тоа Мару» , «Хисидате Мару» , «Марии Мару» , «Отовасан Мару» и три -базы десантных кораблей корабля «Синшу Мару» , «Кибицу Мару» и «Маясан Мару» . Корабли депо десантных кораблей перевозили сотни людей и припасы Императорской японской армии 23-й дивизии из Маньчжурии и были направлены на отделение от основного конвоя в Мако и усиление японской армии, участвовавшей в Филиппинской кампании . Остальная часть конвоя затем отправится в Сингапур. [ 2 ]
Битва за Конвой Хай-81
[ редактировать ]Конвой Hi-81 покинул залив Имари , Япония, 14 ноября 1944 года. Контр-адмирал Сато повел свой флот на юго-запад, в Желтое море , чтобы двигаться на юг вдоль оккупированного побережья Китая , а затем побережья оккупированного Французского Индокитая . Остановившись на ночь в проливе Укисима , у островов Гото , Hi-81 двинулся дальше, но вскоре подвергся нападению. ВМС США Взломщики кодов проинформировали вице-адмирала Чарльза А. Локвуда (командующего подводной лодкой Тихоокеанского флота) о конвое всего за несколько дней до 14 ноября, и он отправил две подводные лодки «волчьи стаи» в Желтое море. Один находился под командованием командира Гордона У. Андервуда , а другой - под командованием командира Чарльза Э. Лафлина . В рюкзак Андервуда входили его лодки: USS Spadefish , Peto и Sunfish . Тремя другими подводными лодками были «Куинфиш» Лафлина , «Пикуда» и «Барб» .
Стая командира Лафлина первой вступила в контакт с японцами. Около 11:50 15 ноября « Куинфиш» был построен для торпедной атаки на авианосец «Акицу Мару» , а через шесть минут авианосец был поражен двумя торпедами. [ 3 ] Торпеды попали в корму и в мидель корабля по левому борту, взорвав магазин, в результате чего судно перевернулось и через три минуты затонуло на позиции. 33 ° 17' с.ш., 32 ° 00' в.д. / 33,283 ° с.ш., 32 000 ° в.д. . В результате нападения погибло 2046 человек. оснащенных глубинными бомбами, Nakajima B5N, В ответ капитан Исии запустил несколько из своих двадцати семи торпедоносцев на поиски Queenfish , но она ускользнула. USS Barb под командованием лейтенант-коммандера Юджина Б. Флаки приписывают неудачную атаку на Джуньо в тот же день , хотя он не входил в состав конвоя Hi-81 и находился в компании с тремя другими кораблями, один из которых был крейсером . Из-за этого некоторые американские источники называют Джуньо потопленным. [ 4 ]
После затопления «Акицу Мару» 16 ноября контр-адмирал Цутому направился к острову Страндж у побережья Кореи, чтобы укрыться там на день. Тем временем в Модзи конвой Ми-27 ( ミ-27 ) покинул порт с приказом догнать конвой Hi-81 и все время оставаться рядом с ним. В состав Ми-27 входили пять эскортных и восемь транспортников во главе с CD 134 . Ни одно из этих судов не смогло вовремя добраться до района боя. В 8:00 утра 17 ноября Hi-81 проследовал к Шушанским островам недалеко от Шанхая . [ 5 ]
В 12:15 один американский Boeing B-29 Superfortress. на позиции был замечен 34 ° 08' с.ш., 125 ° 39' в.д. / 34,133 ° с.ш., 125,650 ° в.д. . Он сбросил бомбу на конвой, но промахнулся, и самолет был отогнан торпедоносцами с « Синё» . B-29 сообщил командованию о местоположении конвоя, что помогло координировать атаки подводных лодок. Несколько часов спустя, в 16:15, десантный корабль «Маясан Мару» взорвался прямо перед « Синьо» , когда капитан Исии высаживал свой последний за день воздушный патруль. В него попала как минимум одна торпеда с авианосца Пикуда . Маясан затонул, потеряв убитыми 3437 человек, большинство из которых были солдатами. Почти двенадцать часов спустя в 200 километрах от Сайсю острова Спейдфиш всплыл на поверхность и атаковал « Синьо» шестью торпедами. В 23:03 четверо попали в авианосец по правому борту, и он загорелся. Вместе со своим кораблем затонуло не менее 1130 японских моряков; выжило только около семидесяти, включая Исии. Каши немедленно сбросил несколько глубинных бомб там, где лопата предположительно находилась . Нефтяное пятно и другие обломки в конечном итоге заставили японцев поверить в то, что они затонули. Спейдфиш, поэтому Каши разорвал бой, но Спейдфиш ускользнул, по-видимому, без серьезных повреждений. на подводной лодке появились лишь незначительные трещины Сообщается, что после предполагаемого «затопления» Каши . [ 1 ]
Через час командир Андервуд всплыл для новой атаки, и как только его корабль вышел из воды, был замечен охотник за подводными лодками № 156 . Спейдфиш выпустил четыре торпеды; трое из них попали в маленький преследователь, и он был полностью разрушен после первого взрыва всеми руками. Затем командир Андервуд снова погрузился в воду. [ 6 ] Японцы не знали, что «Синё» затонул и что люди находились в воде, примерно до 2:20 ночи 18 ноября, когда командир конвоя Ми-27 приказал CD 61 найти «Синё» и оказать ему помощь . « Цусима » также находилась неподалеку, и в 4:26 ее командир доложил, что потопил вражескую подводную лодку пятнадцатью глубинными бомбами из-за обнаружения нефтяного пятна. Позже выяснилось, что это был безрезультатный контакт. Всего американцы потопили около 40 000 тонн. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Из-за затопления четырех кораблей и потери тысяч людей адмирал Сато остановил конвой на якорной стоянке на острове Раффл недалеко от Шанхая, чтобы дождаться, пока его эскорт завершит спасательные операции. Лишь 21 ноября колонна направилась в Мако, куда добралась через два дня. Затем японский флот разделился на две части: одна половина направилась в Сингапур, а другая — на Лусон . Большая часть, отправленная на Филиппины, прибыла в Манилу 2 декабря, а остальная часть прибыла в Сингапур 4 декабря. [ 3 ] [ 7 ]
Другой конвой, Ми-27, также подвергся нападению к западу от острова Чеджу со стороны «Санфиш» и «Пето» в ночь с 17 на 18 ноября. Санфиш потопил два военных корабля: «Эдогава Мару» с 2113 убитыми и «Сейсё Мару» с 448 убитыми. Пето потопил Осакасан Мару (142 убитых) и Чинкай Мару (39 убитых). [ 8 ]
Список японских кораблей и судьба
[ редактировать ]Эскорт-перевозчик
- Синё , затонул – 1130 убитых
- Акицу Мару , затонул — 2046 убитых.
Тендер на гидросамолет
Разрушитель
Корабли сопровождения
Охотник за подводными лодками
- № 156 , затонул – в живых нет.
Ойлерз
Десантные корабли
- Шиншу Мару
- Кибицу Мару
- Маясан Мару , затонул - 3437 убитых.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тендеры японских вспомогательных гидросамолетов
- ^ Морисон, стр. 409
- ^ Jump up to: а б Корабль-база десантных кораблей японской армии и флота
- ^ АВИАЦИОННЫЙ ТЕНДЕР СИНЁ 1935-1944 гг.
- ^ «Императорские плоские вершины» . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г. Проверено 11 июля 2011 г.
- ^ Крушение истребителя подводных лодок HIJMS № 156.
- ^ Jump up to: а б Японские Ойлерз
- ^ «Эдогава Мару (+1944)» . Место крушения . Проверено 11 октября 2016 г.
- Морисон, Сэмюэл Э. (2002). История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том. 12: Лейте, июнь 1944 г. — январь 1945 г. Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-07063-1 .