Jump to content

Конвой Хай-81

Битва за Конвой Хай-81
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война.

Вид на борт корабля USS Spadefish в мае 1944 года.
Дата 15–18 ноября 1944 г.
Расположение
Результат победа США
Воюющие стороны
 Соединенные Штаты  Япония
Командиры и лидеры
Гордон В. Андервуд
Юджин Б. Флаки
Японская империя Цутому Сато
Японская империя Шизуэ Исии
Сила
Море:
6 подводных лодок
Воздух:
1 бомбардировщик Б-29
Море:
2 авианосца сопровождения
1 тендер на гидросамолет
1 эсминец
7 кораблей сопровождения
1 охотник за подводными лодками
3 десантных корабля
5 нефтяников
Воздух:
27 торпедоносцев Б5Н
Жертвы и потери
никто ~6600 убитых
2 эскортных авианосца потоплены
1 охотник за подводными лодками затонул
1 десантный корабль затонул

Конвой Hi-81 ( ヒ-81 ) — обозначение группы транспортов японских , перевозивших солдат в Сингапур и на Филиппины во время Второй мировой войны . Транспорты сопровождались крупными силами надводных бойцов, в том числе авианосцами «Синё» и «Акицу Мару» , которые были потоплены в Желтом море американскими эскортными подводными лодками . В ходе четырехдневного боя конвоев в ноябре 1944 года около 7000 японцев были убиты, а американцы потерь не понесли. [ 1 ]

Конвой Hi-81 находился под командованием контр-адмирала Цутому Сато Восьмого эскортного флота на эскортном корабле «Итурофу» . Синё командовал капитан Шизуэ Исии , а «Акицу Мару» фактически служил авиационным паромом в конвое. Другими японскими судами, которые, как известно, принимали участие в миссии, были тендер-гидросамолет «Кийокава Мару» , эсминец «Каши» , эскортные корабли «Цусима» , «Дайто» , «Кумэ» , «Сёнан» , CD № 9 и CD № 61 . Был также охотник за подводными лодками № 156 , пять нефтяников « «Арита Мару» , Тоа Мару» , «Хисидате Мару» , «Марии Мару» , «Отовасан Мару» и три -базы десантных кораблей корабля «Синшу Мару» , «Кибицу Мару» и «Маясан Мару» . Корабли депо десантных кораблей перевозили сотни людей и припасы Императорской японской армии 23-й дивизии из Маньчжурии и были направлены на отделение от основного конвоя в Мако и усиление японской армии, участвовавшей в Филиппинской кампании . Остальная часть конвоя затем отправится в Сингапур. [ 2 ]

Битва за Конвой Хай-81

[ редактировать ]
Кабина экипажа Акицу Мару, 1944 год.

Конвой Hi-81 покинул залив Имари , Япония, 14 ноября 1944 года. Контр-адмирал Сато повел свой флот на юго-запад, в Желтое море , чтобы двигаться на юг вдоль оккупированного побережья Китая , а затем побережья оккупированного Французского Индокитая . Остановившись на ночь в проливе Укисима , у островов Гото , Hi-81 двинулся дальше, но вскоре подвергся нападению. ВМС США Взломщики кодов проинформировали вице-адмирала Чарльза А. Локвуда (командующего подводной лодкой Тихоокеанского флота) о конвое всего за несколько дней до 14 ноября, и он отправил две подводные лодки «волчьи стаи» в Желтое море. Один находился под командованием командира Гордона У. Андервуда , а другой - под командованием командира Чарльза Э. Лафлина . В рюкзак Андервуда входили его лодки: USS Spadefish , Peto и Sunfish . Тремя другими подводными лодками были «Куинфиш» Лафлина , «Пикуда» и «Барб» .

Стая командира Лафлина первой вступила в контакт с японцами. Около 11:50 15 ноября « Куинфиш» был построен для торпедной атаки на авианосец «Акицу Мару» , а через шесть минут авианосец был поражен двумя торпедами. [ 3 ] Торпеды попали в корму и в мидель корабля по левому борту, взорвав магазин, в результате чего судно перевернулось и через три минуты затонуло на позиции. 33 ° 17' с.ш., 32 ° 00' в.д.  /  33,283 ° с.ш., 32 000 ° в.д.  / 33,283; 32.000 . В результате нападения погибло 2046 человек. оснащенных глубинными бомбами, Nakajima B5N, В ответ капитан Исии запустил несколько из своих двадцати семи торпедоносцев на поиски Queenfish , но она ускользнула. USS Barb под командованием лейтенант-коммандера Юджина Б. Флаки приписывают неудачную атаку на Джуньо в тот же день , хотя он не входил в состав конвоя Hi-81 и находился в компании с тремя другими кораблями, один из которых был крейсером . Из-за этого некоторые американские источники называют Джуньо потопленным. [ 4 ]

После затопления «Акицу Мару» 16 ноября контр-адмирал Цутому направился к острову Страндж у побережья Кореи, чтобы укрыться там на день. Тем временем в Модзи конвой Ми-27 ( ミ-27 ) покинул порт с приказом догнать конвой Hi-81 и все время оставаться рядом с ним. В состав Ми-27 входили пять эскортных и восемь транспортников во главе с CD 134 . Ни одно из этих судов не смогло вовремя добраться до района боя. В 8:00 утра 17 ноября Hi-81 проследовал к Шушанским островам недалеко от Шанхая . [ 5 ]

USS Spadefish . Боевой флаг

В 12:15 один американский Boeing B-29 Superfortress. на позиции был замечен 34 ° 08' с.ш., 125 ° 39' в.д.  /  34,133 ° с.ш., 125,650 ° в.д.  / 34,133; 125,650 . Он сбросил бомбу на конвой, но промахнулся, и самолет был отогнан торпедоносцами с « Синё» . B-29 сообщил командованию о местоположении конвоя, что помогло координировать атаки подводных лодок. Несколько часов спустя, в 16:15, десантный корабль «Маясан Мару» взорвался прямо перед « Синьо» , когда капитан Исии высаживал свой последний за день воздушный патруль. В него попала как минимум одна торпеда с авианосца Пикуда . Маясан затонул, потеряв убитыми 3437 человек, большинство из которых были солдатами. Почти двенадцать часов спустя в 200 километрах от Сайсю острова Спейдфиш всплыл на поверхность и атаковал « Синьо» шестью торпедами. В 23:03 четверо попали в авианосец по правому борту, и он загорелся. Вместе со своим кораблем затонуло не менее 1130 японских моряков; выжило только около семидесяти, включая Исии. Каши немедленно сбросил несколько глубинных бомб там, где лопата предположительно находилась . Нефтяное пятно и другие обломки в конечном итоге заставили японцев поверить в то, что они затонули. Спейдфиш, поэтому Каши разорвал бой, но Спейдфиш ускользнул, по-видимому, без серьезных повреждений. на подводной лодке появились лишь незначительные трещины Сообщается, что после предполагаемого «затопления» Каши . [ 1 ]

Через час командир Андервуд всплыл для новой атаки, и как только его корабль вышел из воды, был замечен охотник за подводными лодками № 156 . Спейдфиш выпустил четыре торпеды; трое из них попали в маленький преследователь, и он был полностью разрушен после первого взрыва всеми руками. Затем командир Андервуд снова погрузился в воду. [ 6 ] Японцы не знали, что «Синё» затонул и что люди находились в воде, примерно до 2:20 ночи 18 ноября, когда командир конвоя Ми-27 приказал CD 61 найти «Синё» и оказать ему помощь . « Цусима » также находилась неподалеку, и в 4:26 ее командир доложил, что потопил вражескую подводную лодку пятнадцатью глубинными бомбами из-за обнаружения нефтяного пятна. Позже выяснилось, что это был безрезультатный контакт. Всего американцы потопили около 40 000 тонн. [ 7 ]

Последствия

[ редактировать ]
Синё в ноябре 1943 года.

Из-за затопления четырех кораблей и потери тысяч людей адмирал Сато остановил конвой на якорной стоянке на острове Раффл недалеко от Шанхая, чтобы дождаться, пока его эскорт завершит спасательные операции. Лишь 21 ноября колонна направилась в Мако, куда добралась через два дня. Затем японский флот разделился на две части: одна половина направилась в Сингапур, а другая — на Лусон . Большая часть, отправленная на Филиппины, прибыла в Манилу 2 декабря, а остальная часть прибыла в Сингапур 4 декабря. [ 3 ] [ 7 ]

Другой конвой, Ми-27, также подвергся нападению к западу от острова Чеджу со стороны «Санфиш» и «Пето» в ночь с 17 на 18 ноября. Санфиш потопил два военных корабля: «Эдогава Мару» с 2113 убитыми и «Сейсё Мару» с 448 убитыми. Пето потопил Осакасан Мару (142 убитых) и Чинкай Мару (39 убитых). [ 8 ]

Список японских кораблей и судьба

[ редактировать ]

Эскорт-перевозчик

Тендер на гидросамолет

Разрушитель

Корабли сопровождения

Охотник за подводными лодками

  • № 156 , затонул – в живых нет.

Ойлерз

Десантные корабли

  1. ^ Jump up to: а б Тендеры японских вспомогательных гидросамолетов
  2. ^ Морисон, стр. 409
  3. ^ Jump up to: а б Корабль-база десантных кораблей японской армии и флота
  4. ^ АВИАЦИОННЫЙ ТЕНДЕР СИНЁ 1935-1944 гг.
  5. ^ «Императорские плоские вершины» . Архивировано из оригинала 12 августа 2011 г. Проверено 11 июля 2011 г.
  6. ^ Крушение истребителя подводных лодок HIJMS № 156.
  7. ^ Jump up to: а б Японские Ойлерз
  8. ^ «Эдогава Мару (+1944)» . Место крушения . Проверено 11 октября 2016 г.
  • Морисон, Сэмюэл Э. (2002). История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том. 12: Лейте, июнь 1944 г. — январь 1945 г. Издательство Университета Иллинойса. ISBN  0-252-07063-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 232a8de38dc6af4df0cfbc3598e33d0e__1705398780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/0e/232a8de38dc6af4df0cfbc3598e33d0e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Convoy Hi-81 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)