Jump to content

Накадзима B5N

Б5Н
Накадзима B5N2 «Кейт» в полете
Роль Авианосный бомбардировщик-торпедоносец / бомбардировщик высокого уровня
Национальное происхождение Япония
Производитель Авиационная компания Накадзима
Первый полет Январь 1937 г.
Ушедший на пенсию 1945
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Воздушная служба Императорского флота Японии
Количество построенных 1,149 [ 1 ]

Nakajima B5N ( яп . 中島 B5N , союзное имя « Кейт ») был стандартным - палубным бомбардировщиком торпедоносцем Императорского флота Японии (IJN) на протяжении большей части Второй мировой войны . Он также служил бомбардировщиком высокого уровня .

Хотя B5N был значительно быстрее и боеспособнее, чем его аналоги союзников, американский моноплан Douglas TBD Devastator (первый цельнометаллический палубный моноплан ВМС США любого типа с убирающимся шасси), а также британские Fairey Swordfish и Fairey Albacore. торпеды бипланы, к 1941 году он был близок к моральному устареванию. Тем не менее, B5N эксплуатировался на протяжении всей войны из-за задержки разработки его преемника, B6N .

В начале Тихоокеанской войны , управляемые хорошо обученными экипажами IJN и в рамках хорошо скоординированных атак, B5N добились особых успехов в сражениях при Перл-Харборе , Коралловом море , Мидуэе и островах Санта-Крус . [ 2 ] [ 3 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

B5N был разработан командой под руководством Кацудзи Накамура в ответ на спецификацию ВМС 1935 года на бомбардировщик-торпедоносец для замены Yokosuka B4Y . Получив внутреннее обозначение Type K Nakajima , он успешно конкурировал с Mitsubishi B5M за контракт на производство. Первый прототип поднялся в воздух в январе 1937 года и вскоре после этого был заказан в производство под полным обозначением Type 97 Carrier Attack Bomber. [ 4 ] (Авианосец Тип 97) ( кю-нана-шики кандзё когеки-ки или для краткости канко ). [ 5 ]

Боевой опыт во время Второй китайско-японской войны выявил ряд недостатков исходной серийной модели B5N1 . В основном они были связаны с отсутствием защиты, которую конструкция обеспечивала экипажу и топливным бакам . Стремясь сохранить высокие характеристики этого типа, ВМС не хотели увеличивать вес в виде брони и вместо этого стремились получить более быструю версию самолета в надежде обогнать истребители противника . B5N2 , получил гораздо более мощный двигатель - 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель Sakae Model 11 собственной разработки Nakajima истребителя который использовался в первоначальных моделях Mitsubishi A6M , - и для его оптимизации были внесены различные модификации. Хотя его характеристики были лишь незначительно лучше, а недостатки остались неустраненными, эта версия заменила B5N1 в производстве и эксплуатации с 1939 года.

Оборудование

[ редактировать ]
Бомбовой прицел Тип 88, рычаг сброса торпеды и ручной сброс бомбы от Nakajima B5N2 "Kate" в Музее авиации Перл-Харбора.

Позиция штурмана Тип 90, который представлял собой длинную вертикальную трубку , / бомбардира / наблюдателя была оборудована бомбовым прицелом расположенную в передней левой части сиденья. Также имелся с рефлектором компас типа 3 для точной навигации, который был установлен на верхней части рамы кабины . Позиция радиста - . наводчика была оборудована одной из штатных радиостанций трехместных самолетов ВМФ (раньше Тип 96 Мк3 и позже Тип 2 Мк3), которая устанавливалась перед сиденьем радиста-наводчика и позади него сиденье штурмана/бомбардира/наблюдателя. [ 6 ] [ 7 ]

Радист-наводчик также управлял одним гибким 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 92 в задней части кабины. Одна торпеда Тип 91 могла устанавливаться на стойках , эксцентрично закреплявшихся справа в нижней части фюзеляжа. В качестве альтернативы стойки можно было заменить для перевозки либо одной 800-кг бомбы (например, бомбы Тип 99 № 80 бронебойной ), либо двух 250-кг бомб (например, наземной бомбы Тип 98 № 25), либо шести бомб по 60 кг (например, Тип 2). Сухопутная бомба № 6). Замена стоек и замена торпеды и бомбы были процессом нетривиальным и могли занимать более двух часов. [ 8 ]

Первоначально большинство бомбардировщиков B5N были окрашены в серебристый цвет, который использовался на ранних этапах Второй китайско-японской войны. Цвет в конечном итоге изменился на темно-зеленый перед началом войны на Тихом океане . [ 9 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Накадзима B5N2 «Кейт»
Разбившийся Накадзима B5N2 «Кейт» (маркировка хвоста «EI-306») из Сёкаку .
B5N1 «Кейт» припаркован перед ангаром.

B5N в основном использовался как палубный самолет, а иногда и как бомбардировщик наземного базирования . Экипаж самолета составлял три человека: пилот , штурман/бомбардир/наблюдатель и радист/наводчик. [ 10 ] Как и в случае с другими многоместными самолетами IJN, отдельным бомбардировщиком командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом. [ 11 ]

Первоначальная модель B5N1 впервые участвовала в боевых действиях во Второй китайско-японской войне в 1938 году. Обновленный B5N2 сыграл важную роль в нападении на Перл-Харбор . На одном из B5N2 находился Мицуо Фучида , командующий атакой, и один бомбардировщик высокого уровня с авианосца «Хирю», которому приписывают потопление американского линкора « Аризона» . Торпедоносцы B5N2 также потопили линкоры «Западная Вирджиния» , «Калифорния» , «Оклахома» и «Юта» . В первой волне было сбито пять торпедоносцев. Помимо этого рейда, наибольшими успехами B5N2 стали ключевые роли, которые он сыграл в потоплении ВМС США авианосца «Лексингтон» в битве в Коралловом море и авианосца « Хорнет» в битве у островов Санта-Крус , а также выведении из строя авианосца «Йорктаун» в битве за Мидуэй , позже потопленного японской подводной лодкой I-168 . [ 2 ] [ 3 ]

Торпедоносцы B5N2 обычно осуществляли скоординированную атаку по авианосцам противника с пикирующими бомбардировщиками Aichi D3A . корабля В идеале пикирующие бомбардировщики помогали бы подавлять зенитный огонь , что повышало шансы на успех тихолетящих торпедоносцев. [ 11 ] Во время битвы за Восточные Соломоновы острова IJN пытался минимизировать потери торпедоносцев и первоначально отправлял только пикирующие бомбардировщики для атаки и нанесения вреда американским авианосцам для последующего торпедного удара, но это оказалось безуспешным, поскольку торпедоносцы не запускались до боя. было закончено. [ 12 ]

B5N послужил основой для последующей конструкции B6N , которая в конечном итоге заменила его на передовой службе. B5N продолжал выполнять второстепенные функции, такие как обучение , буксировка целей и противолодочная борьба . Некоторые из самолетов, используемых для этой последней цели, были оснащены ранними радарами и детекторами магнитных аномалий . B5N также использовались в качестве бомбардировщиков во время неудачной обороны Филиппин в октябре 1944 года, понеся серьезные потери. Позже во время войны их использовали для камикадзе атак .

Варианты

[ редактировать ]
  • Тип К : Прототип.
  • B5N1 : Первая серийная модель.
  • B5N1-K : многие B5N1 были переоборудованы в самолеты повышения квалификации.
  • B5N2 : Улучшенная версия.

Операторы

[ редактировать ]
 Япония

Выживший самолет

[ редактировать ]
Реконструкция Накадзимы B5N2 «Кейт» в Музее авиации Перл-Харбора в 2019 году. Оригинальный Хиномару все еще виден на нижней стороне правого крыла.

Ни один из 1150 серийных B5N не пережил Вторую мировую войну в целости и сохранности. Известно, что существуют только два частично восстановленных B5N, ни один из них не годен к полетам.

Реплики B5N2 были изготовлены с использованием удлиненных фюзеляжей американского канадского автомобильно-литейного завода «Гарвард» - варианта североамериканских учебно-тренировочных самолетов T-6 Texan , которые были модифицированы для представления японских самолетов из фильма «Тора»! Тора! Тора! и с тех пор использовались в ряде фильмов и авиашоу для изображения самолетов.

Один обнаруженный B5N2 находится в Музее «Крылья» в Балкомбе, Западный Суссекс, Великобритания. [ 13 ] Эта большая часть была найдена на Курильских островах британским частным коллекционером в 2003 году. [ нужна ссылка ]

B5N был представлен в Тихоокеанском музее авиации в Гонолулу, Гавайи , 18 апреля 2016 года. [ 14 ]

Технические характеристики (Накадзима B5N2)

[ редактировать ]
Накадзима B5N1

Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 15 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 10,3 м (33 фута 10 дюймов)
  • Размах крыла: 15,518 м (50 футов 11 дюймов)
  • Высота: 3,7 м (12 футов 2 дюйма)
  • Площадь крыла: 37,7 м 2 (406 кв. футов)
  • Профиль : корень: мод. НН-5 (16%); Совет: мод НН-5 (8%) [ 16 ]
  • Вес пустого: 2279 кг (5024 фунта)
  • Полная масса: 3800 кг (8378 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 4100 кг (9039 фунтов)
  • Силовая установка: 1 × Nakajima Sakae 11 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 750 кВт (1000 л.с.) на взлете.
720 кВт (970 л.с.) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт с постоянной скоростью вращения.

Производительность

  • Максимальная скорость: 378 км/ч (235 миль в час, 204 узла) на высоте 3600 м (11 800 футов).
  • Крейсерская скорость: 259 км/ч (161 миль в час, 140 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
  • Дальность: 978 км (608 миль, 528 миль)
  • Перегоночная дальность: 1991 км (1237 миль, 1075 морских миль)
  • Практический потолок: 8260 м (27100 футов)
  • Скорость набора высоты: 6,5 м/с (1280 футов/мин)
  • Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 7 минут 40 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 100,8 кг/м 2 (20,6 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,196 кВт/кг (0,119 л.с./фунт)

Вооружение

  • Орудия: 1 × 7,7-мм пулемет Тип 92 «Ру» (Льюис) в заднем спинном положении, питание из заряжаемых вручную барабанных магазинов на 97 патронов. Некоторое количество Б5Н1 было оснащено двумя пулеметами Тип 97 по 7,7 мм в крыльях.
  • Бомбы: по 800 кг (1760 фунтов) 1 торпеда Тип 91 или 1 бомба по 800 кг (1760 фунтов) или 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) или 6 бомб по 60 кг (132 фунта) [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Анджелуччи, Энцо (1988). Боевой самолет Второй мировой войны . п. 18. ISBN  0-517-64179-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Лундстрем 2005а .
  3. ^ Перейти обратно: а б Лундстрем 2005б .
  4. ^ Франсильон 1970 , стр. 412–413
  5. ^ Паршалл и Талли 2007 , с. 80
  6. ^ Микеш 2004 .
  7. ^ В 2003 году .
  8. ^ Чемберс 2017 , с. 43.
  9. ^ Чемберс 2017 , с. 11.
  10. ^ Чемберс 2017 , с. 8.
  11. ^ Перейти обратно: а б Переходим в 2011 год .
  12. ^ Чемберс 2017 , с. 67.
  13. ^ «Призраки тундры» . Музей Крыльев . 28 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
  14. ^ «Накадзима B5N2 'Кейт' представлена ​​в Тихоокеанском музее авиации Перл-Харбор» . Новости боевых птиц . 21 апреля 2016 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
  15. ^ Франсильон 1970 , с. 416
  16. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  17. ^ Величко, Лешек (на польском языке). Накадзима B5N (Кейт) . «Авиация» №1. 5/2018(199), стр. 87.

Библиография

[ редактировать ]
  • Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN   0-562-00096-8 .
  • Чемберс, Марк А. (2017). Подразделения Накадзимы B5N «Кейт» и B6N «Джилл» . Том. Боевой самолет №119. Издательство Оспри. ISBN  978-1472818744 .
  • Франсильон, Рене Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN  0-370-30251-6 .
  • Франсильон, Рене Дж. Японские бомбардировщики Второй мировой войны, Том первый . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers Ltd., 1969. ISBN   0-85064-022-9 .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-471-Х .
  • Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-472-8 .
  • Микеш, Роберт С. (2004). Японская авиационная техника: 1940-1945 гг . Издательство Шиффер. ISBN  0764320971 . .
  • Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Potomac Books Inc. Вашингтон, округ Колумбия: ISBN  978-1-57488-924-6 .
  • Тагая, Осаму (2003). Императорский японский военно-морской авиатор 1937-45 гг . Издательство Оспри. ISBN  1841763853 .
  • Тагая, Осаму (2011). Аити 99 Канбаку «Вал» Войска мировой войны Ботли, Великобритания: Публикации Osprey. ISBN  978-1-84176-912-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6928d974ba7dfd2b272afd324d79b6c3__1721002560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/c3/6928d974ba7dfd2b272afd324d79b6c3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakajima B5N - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)