Накадзима B5N
Б5Н | |
---|---|
![]() | |
Накадзима B5N2 «Кейт» в полете | |
Роль | Авианосный бомбардировщик-торпедоносец / бомбардировщик высокого уровня |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Накадзима |
Первый полет | Январь 1937 г. |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 1,149 [ 1 ] |
Nakajima B5N ( яп . 中島 B5N , союзное имя « Кейт ») был стандартным - палубным бомбардировщиком торпедоносцем Императорского флота Японии (IJN) на протяжении большей части Второй мировой войны . Он также служил бомбардировщиком высокого уровня .
Хотя B5N был значительно быстрее и боеспособнее, чем его аналоги союзников, американский моноплан Douglas TBD Devastator (первый цельнометаллический палубный моноплан ВМС США любого типа с убирающимся шасси), а также британские Fairey Swordfish и Fairey Albacore. торпеды бипланы, к 1941 году он был близок к моральному устареванию. Тем не менее, B5N эксплуатировался на протяжении всей войны из-за задержки разработки его преемника, B6N .
В начале Тихоокеанской войны , управляемые хорошо обученными экипажами IJN и в рамках хорошо скоординированных атак, B5N добились особых успехов в сражениях при Перл-Харборе , Коралловом море , Мидуэе и островах Санта-Крус . [ 2 ] [ 3 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]B5N был разработан командой под руководством Кацудзи Накамура в ответ на спецификацию ВМС 1935 года на бомбардировщик-торпедоносец для замены Yokosuka B4Y . Получив внутреннее обозначение Type K Nakajima , он успешно конкурировал с Mitsubishi B5M за контракт на производство. Первый прототип поднялся в воздух в январе 1937 года и вскоре после этого был заказан в производство под полным обозначением Type 97 Carrier Attack Bomber. [ 4 ] (Авианосец Тип 97) ( кю-нана-шики кандзё когеки-ки или для краткости канко ). [ 5 ]
Боевой опыт во время Второй китайско-японской войны выявил ряд недостатков исходной серийной модели B5N1 . В основном они были связаны с отсутствием защиты, которую конструкция обеспечивала экипажу и топливным бакам . Стремясь сохранить высокие характеристики этого типа, ВМС не хотели увеличивать вес в виде брони и вместо этого стремились получить более быструю версию самолета в надежде обогнать истребители противника . B5N2 , получил гораздо более мощный двигатель - 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель Sakae Model 11 собственной разработки Nakajima истребителя который использовался в первоначальных моделях Mitsubishi A6M , - и для его оптимизации были внесены различные модификации. Хотя его характеристики были лишь незначительно лучше, а недостатки остались неустраненными, эта версия заменила B5N1 в производстве и эксплуатации с 1939 года.
Оборудование
[ редактировать ]
Позиция штурмана Тип 90, который представлял собой длинную вертикальную трубку , / бомбардира / наблюдателя была оборудована бомбовым прицелом расположенную в передней левой части сиденья. Также имелся с рефлектором компас типа 3 для точной навигации, который был установлен на верхней части рамы кабины . Позиция радиста - . наводчика была оборудована одной из штатных радиостанций трехместных самолетов ВМФ (раньше Тип 96 Мк3 и позже Тип 2 Мк3), которая устанавливалась перед сиденьем радиста-наводчика и позади него сиденье штурмана/бомбардира/наблюдателя. [ 6 ] [ 7 ]
Радист-наводчик также управлял одним гибким 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 92 в задней части кабины. Одна торпеда Тип 91 могла устанавливаться на стойках , эксцентрично закреплявшихся справа в нижней части фюзеляжа. В качестве альтернативы стойки можно было заменить для перевозки либо одной 800-кг бомбы (например, бомбы Тип 99 № 80 бронебойной ), либо двух 250-кг бомб (например, наземной бомбы Тип 98 № 25), либо шести бомб по 60 кг (например, Тип 2). Сухопутная бомба № 6). Замена стоек и замена торпеды и бомбы были процессом нетривиальным и могли занимать более двух часов. [ 8 ]
Первоначально большинство бомбардировщиков B5N были окрашены в серебристый цвет, который использовался на ранних этапах Второй китайско-японской войны. Цвет в конечном итоге изменился на темно-зеленый перед началом войны на Тихом океане . [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]


B5N в основном использовался как палубный самолет, а иногда и как бомбардировщик наземного базирования . Экипаж самолета составлял три человека: пилот , штурман/бомбардир/наблюдатель и радист/наводчик. [ 10 ] Как и в случае с другими многоместными самолетами IJN, отдельным бомбардировщиком командовал старший член экипажа на борту, который мог быть наблюдателем, а не пилотом. [ 11 ]
Первоначальная модель B5N1 впервые участвовала в боевых действиях во Второй китайско-японской войне в 1938 году. Обновленный B5N2 сыграл важную роль в нападении на Перл-Харбор . На одном из B5N2 находился Мицуо Фучида , командующий атакой, и один бомбардировщик высокого уровня с авианосца «Хирю», которому приписывают потопление американского линкора « Аризона» . Торпедоносцы B5N2 также потопили линкоры «Западная Вирджиния» , «Калифорния» , «Оклахома» и «Юта» . В первой волне было сбито пять торпедоносцев. Помимо этого рейда, наибольшими успехами B5N2 стали ключевые роли, которые он сыграл в потоплении ВМС США авианосца «Лексингтон» в битве в Коралловом море и авианосца « Хорнет» в битве у островов Санта-Крус , а также выведении из строя авианосца «Йорктаун» в битве за Мидуэй , позже потопленного японской подводной лодкой I-168 . [ 2 ] [ 3 ]
Торпедоносцы B5N2 обычно осуществляли скоординированную атаку по авианосцам противника с пикирующими бомбардировщиками Aichi D3A . корабля В идеале пикирующие бомбардировщики помогали бы подавлять зенитный огонь , что повышало шансы на успех тихолетящих торпедоносцев. [ 11 ] Во время битвы за Восточные Соломоновы острова IJN пытался минимизировать потери торпедоносцев и первоначально отправлял только пикирующие бомбардировщики для атаки и нанесения вреда американским авианосцам для последующего торпедного удара, но это оказалось безуспешным, поскольку торпедоносцы не запускались до боя. было закончено. [ 12 ]
B5N послужил основой для последующей конструкции B6N , которая в конечном итоге заменила его на передовой службе. B5N продолжал выполнять второстепенные функции, такие как обучение , буксировка целей и противолодочная борьба . Некоторые из самолетов, используемых для этой последней цели, были оснащены ранними радарами и детекторами магнитных аномалий . B5N также использовались в качестве бомбардировщиков во время неудачной обороны Филиппин в октябре 1944 года, понеся серьезные потери. Позже во время войны их использовали для камикадзе атак .
Варианты
[ редактировать ]- Тип К : Прототип.
- B5N1 : Первая серийная модель.
- B5N1-K : многие B5N1 были переоборудованы в самолеты повышения квалификации.
- B5N2 : Улучшенная версия.
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]
Ни один из 1150 серийных B5N не пережил Вторую мировую войну в целости и сохранности. Известно, что существуют только два частично восстановленных B5N, ни один из них не годен к полетам.
Реплики B5N2 были изготовлены с использованием удлиненных фюзеляжей американского канадского автомобильно-литейного завода «Гарвард» - варианта североамериканских учебно-тренировочных самолетов T-6 Texan , которые были модифицированы для представления японских самолетов из фильма «Тора»! Тора! Тора! и с тех пор использовались в ряде фильмов и авиашоу для изображения самолетов.
Один обнаруженный B5N2 находится в Музее «Крылья» в Балкомбе, Западный Суссекс, Великобритания. [ 13 ] Эта большая часть была найдена на Курильских островах британским частным коллекционером в 2003 году. [ нужна ссылка ]
B5N был представлен в Тихоокеанском музее авиации в Гонолулу, Гавайи , 18 апреля 2016 года. [ 14 ]
Технические характеристики (Накадзима B5N2)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 15 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 10,3 м (33 фута 10 дюймов)
- Размах крыла: 15,518 м (50 футов 11 дюймов)
- Высота: 3,7 м (12 футов 2 дюйма)
- Площадь крыла: 37,7 м 2 (406 кв. футов)
- Профиль : корень: мод. НН-5 (16%); Совет: мод НН-5 (8%) [ 16 ]
- Вес пустого: 2279 кг (5024 фунта)
- Полная масса: 3800 кг (8378 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 4100 кг (9039 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Nakajima Sakae 11 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 750 кВт (1000 л.с.) на взлете.
- 720 кВт (970 л.с.) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 378 км/ч (235 миль в час, 204 узла) на высоте 3600 м (11 800 футов).
- Крейсерская скорость: 259 км/ч (161 миль в час, 140 узлов) на высоте 3000 м (9800 футов)
- Дальность: 978 км (608 миль, 528 миль)
- Перегоночная дальность: 1991 км (1237 миль, 1075 морских миль)
- Практический потолок: 8260 м (27100 футов)
- Скорость набора высоты: 6,5 м/с (1280 футов/мин)
- Время набора высоты: 3000 м (9800 футов) за 7 минут 40 секунд.
- Нагрузка на крыло: 100,8 кг/м 2 (20,6 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,196 кВт/кг (0,119 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 1 × 7,7-мм пулемет Тип 92 «Ру» (Льюис) в заднем спинном положении, питание из заряжаемых вручную барабанных магазинов на 97 патронов. Некоторое количество Б5Н1 было оснащено двумя пулеметами Тип 97 по 7,7 мм в крыльях.
- Бомбы: по 800 кг (1760 фунтов) 1 торпеда Тип 91 или 1 бомба по 800 кг (1760 фунтов) или 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов) или 6 бомб по 60 кг (132 фунта) [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Анджелуччи, Энцо (1988). Боевой самолет Второй мировой войны . п. 18. ISBN 0-517-64179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Лундстрем 2005а .
- ^ Перейти обратно: а б Лундстрем 2005б .
- ^ Франсильон 1970 , стр. 412–413
- ^ Паршалл и Талли 2007 , с. 80
- ^ Микеш 2004 .
- ^ В 2003 году .
- ^ Чемберс 2017 , с. 43.
- ^ Чемберс 2017 , с. 11.
- ^ Чемберс 2017 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Переходим в 2011 год .
- ^ Чемберс 2017 , с. 67.
- ^ «Призраки тундры» . Музей Крыльев . 28 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2022 г.
- ^ «Накадзима B5N2 'Кейт' представлена в Тихоокеанском музее авиации Перл-Харбор» . Новости боевых птиц . 21 апреля 2016 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ Франсильон 1970 , с. 416
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Величко, Лешек (на польском языке). Накадзима B5N (Кейт) . «Авиация» №1. 5/2018(199), стр. 87.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Паоло Матрикарди. Мировые самолеты: Вторая мировая война, Том II (Sampson Low Guides). Мейденхед, Великобритания: Сэмпсон Лоу, 1978. ISBN 0-562-00096-8 .
- Чемберс, Марк А. (2017). Подразделения Накадзимы B5N «Кейт» и B6N «Джилл» . Том. Боевой самолет №119. Издательство Оспри. ISBN 978-1472818744 .
- Франсильон, Рене Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam & Company Ltd. Лондон: ISBN 0-370-30251-6 .
- Франсильон, Рене Дж. Японские бомбардировщики Второй мировой войны, Том первый . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Hylton Lacy Publishers Ltd., 1969. ISBN 0-85064-022-9 .
- Лундстрем, Джон Б. (2005a). Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-471-Х .
- Лундстрем, Джон Б. (2005b). Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 г. (новое издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-472-8 .
- Микеш, Роберт С. (2004). Японская авиационная техника: 1940-1945 гг . Издательство Шиффер. ISBN 0764320971 . .
- Паршалл, Джонатан; Талли, Энтони (2007). Расколотый меч: Нерассказанная история битвы за Мидуэй . Potomac Books Inc. Вашингтон, округ Колумбия: ISBN 978-1-57488-924-6 .
- Тагая, Осаму (2003). Императорский японский военно-морской авиатор 1937-45 гг . Издательство Оспри. ISBN 1841763853 .
- Тагая, Осаму (2011). Аити 99 Канбаку «Вал» Войска мировой войны Ботли, Великобритания: Публикации Osprey. ISBN 978-1-84176-912-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]