Митсубиси Ки-67
Ки-67 Хирю | |
---|---|
![]() | |
Mitsubishi Ki-67 из 170-й бомбардировочной группы на аэродроме Кенгун , Япония, 1945 год. | |
Роль | Средний бомбардировщик [ а ] |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Мицубиси |
Первый полет | 27 декабря 1942 г. |
Введение | Октябрь 1944 г. |
Ушедший на пенсию | август 1945 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Воздушная служба Императорской армии Японии Воздушная служба Императорского флота Японии |
Количество построенных | 767 |
Варианты | Митсубиси К2М |
Mitsubishi Ki-67 Hiryū (飛龍, «Летающий дракон»; сообщаемое союзниками имя « Пегги ») — двухмоторный бомбардировщик, производимый компанией Mitsubishi Aircraft Company и использовавшийся Воздушной службой Императорской армии Японии и Воздушной службой Императорского флота Японии во время мировой войны. II . Хотя его первоначальное официальное обозначение было « Армейский тяжелый бомбардировщик типа 4 » ( 四式重爆撃機 , Yon-shiki jū bakugeki-ki ) , по всем своим ключевым параметрам Ки-67 был похож на современные средние бомбардировщики других стран. . [ б ] Варианты ВМС Японии включали P2M и Q2M . [ нужна ссылка ]
Дизайн
[ редактировать ]Ki-67 стал результатом разработки японской армией в 1941 году спецификации преемника Ki-49 Nakajima «Грозовой дракон». Этот новый самолет должен был стать скоростным двухмоторным тяжелым бомбардировщиком, пригодным для возможных конфликтов с Советским Союзом на границе Маньчжурия — Сибирь , и в отличие от многих японских боевых самолетов должен был иметь хорошее оборонительное вооружение и способность выдерживать тяжелые удары. Боевой урон. Он также должен был обладать высокой маневренностью, позволяющей выполнять бомбардировки с пикирования и уходить на малой высоте. [ 1 ] [ 2 ]
Ki-67 был разработан командой под руководством Кюнодзё Одзавы, главного инженера Mitsubishi, и представлял собой среднеплан цельнометаллической конструкции с убирающимся хвостовым колесом . Он был оснащен самоуплотняющимися топливными баками и броней . [ 2 ] [ 3 ] особенности, общие для американских истребителей и бомбардировщиков, но часто отсутствующие в японских самолетах. воздушного охлаждения мощностью 1417 кВт (1900 л.с.) Благодаря этим характеристикам и двум 18-цилиндровым радиальным двигателям Ki-67 был, пожалуй, одним из самых крепких и устойчивых к повреждениям японских самолетов Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]
Бомбовая нагрузка Ki-67 в 1070 кг (2360 фунтов), размещенная во внутреннем бомбовом отсеке, классифицировала бы его как средний бомбардировщик для США. North American B-25 Mitchell мог нести до 2722 кг (6000 фунтов), Martin B-26 Marauder - до 1814 кг (4000 фунтов), а Douglas A-20 Havoc - до 907 кг (2000 фунтов). например, но они редко несли максимальную нагрузку; когда они это сделали, их дальность значительно сократилась. Японские самолеты почти всегда имели большую дальность полета при номинальной максимальной нагрузке; это дало им стратегические возможности в отличие от двухмоторных бомбардировщиков союзников, которые считались тактическими бомбардировщиками. [ нужна ссылка ] Характеристики Ки-67 были замечательными по сравнению со средними бомбардировщиками США; Ki-67 имел максимальную скорость в горизонтальном полете 537 км/ч (334 миль в час) - против 443 км/ч (275 миль в час) у B-25, 462 км/ч (287 миль в час) у B-26, и 538 км/ч (338 миль/ч) для А-20, хорошая маневренность в скоростном пикировании (до 644 км/ч/400 миль/ч), отличная устойчивая скороподъемность и выдающаяся маневренность (отличная скорость разворота, небольшой размер). радиус поворота и возможность поворачивать на малых скоростях [ нужна ссылка ] ). Маневренность Ки-67 была настолько хороша, что японцы использовали эту конструкцию в качестве основы для двухмоторного истребителя Мицубиси Ки-109, первоначально проектировавшегося как ночной истребитель , а позднее для использования в качестве дневного тяжелого истребителя . На последних этапах Второй мировой войны ВМС Японии также использовали эту конструкцию в качестве основы для Mitsubishi Q2M 1 « Taiyo » радаром , оборудованного противолодочного самолета . [ нужна ссылка ]
Вооружение Ки-67 включало спинную башню с 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Хо-5 , а также 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметами Хо-103 в хвостовом, носовом и лучевом положениях. Некоторые самолеты были оснащены 20-мм пушкой в хвостовой части, а ранние модели использовали 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы Тип 89 в лучевой позиции. [ нужна ссылка ]
Операции
[ редактировать ]
Ки-67 использовался для горизонтального и торпедного бомбометания (он мог нести одну торпеду , закрепленную под фюзеляжем). Ki-67 первоначально использовался японской армией и военно-морскими авиационными службами против Третьего флота США во время его ударов по Формозе и островам Рюкю . Позже он использовался на Окинаве , в материковом Китае , Французском Индокитае , Карафуто и против аэродромов B-29 на Сайпане и Тиниане . Одной из специальных версий наземного удара , использовавшихся в миссиях Гирецу , был Ki-67 I с тремя 20-мм пушками с дистанционным управлением, расположенными под углом 30 ° для стрельбы по земле, 20-мм пушкой в хвостовой части, 13,2-мм (0,51 дюйма) Пулеметы Тип 3 в боковом и верхнем положениях, а также больший запас топлива. Даже с большим количеством топлива миссии Гирецу были односторонними только из-за большой дальности полета. На последних этапах Второй мировой войны специальные ударные версии Ki-67 (модели I KAI и Sakura-dan) использовались в камикадзе миссиях . (Ссылки включают информацию от лейтенанта-сержанта Сейджи Мориямы, члена экипажа специального штурмового подразделения Фугаку , который был свидетелем превращения Ki-67 в Самолеты-смертники То-Го с двумя бомбами массой 800 кг/1760 фунтов во время операций на Окинаве.) [ нужна ссылка ]
К концу Второй мировой войны было выпущено 767 Ки-67. Другие источники сообщают, что было произведено 698 Ki-67, не считая модификаций KAI и Sakura-dan . [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |

- Ki-67-I : Прототипы. Разнообразные модели с различными видами оружия. 19 произведено.
- Армейский тяжелый бомбардировщик Ki-67-Ia «Хирю», модель 1, модель 1 : основная серийная модель. Большинство (420+) были модифицированы на заводе в торпедоносцы наземного базирования (заводской номер 160). Производство Mitsubishi: 587; Кавасаки: 91; 1° Армейский арсенал Тачикавы: 1.
- Ki-67-Ib : модель позднего производства. Усилена хвостовая артиллерийская башня (2×20 мм).
- Ki-67-I KAI : Экспериментальная модель с двигателями Mitsubishi Ha-104 Ru. 3 произведено.
- Ki-67-I AEW Вариант : Оборудование РЛС дальнего обнаружения «Taki 1 Model II». 1 произведено.
- Ki-67 «To-Gō» : армейский специальный штурмовик тип 4: улучшенная версия Ki-67 I для камикадзе , безоружный, без башен и с двумя 800-кг (1760 фунтов) бомбами в нижнем отсеке.
- Ki-67 «базовый корабль управляемых ракет» : экспериментальный тип для перевозки управляемых ракет. (Kawasaki Ki-147 I-Go Type 1-Ko, Mitsubishi Ki-148 I-Go Type 1-Otsu, I-Go Type 1-Hei, «Ке-Го» ИР, «Ко-Го», «Са-Го») 1 произведено.
- Вариант дальнего бомбардировщика Ki-67 : с расширенным крылом и без башни. Только проект.
- Штурмовой вариант Ki-67 : вариант, вооруженный тремя дистанционно управляемыми наземными 5 × 30° 20-мм пушками, 20-мм оборонительной пушкой в хвостовом положении, тремя 13,2-мм (0,51 дюйма) пулеметами в боковом и верхнем положениях, и больший запас топлива на большие расстояния. Специально разработан для наземных ударов по базам B-29 на Марианских островах. Только проект.
- Ки-67-II : Прототипы. Модифицированная версия Ki-67-I с двумя двигателями Mitsubishi Ha-214 мощностью 1581 кВт (2150 л.с.) каждый. 2 произведено.
- Буксир-планер Ki-67 : стандартный Ki67-I использовался для буксировки транспортного планера «Манадзуру» (Кран) на испытаниях.
- «Ясукуни» : вариант военно-морского бомбардировщика-торпедоносца Ki-67-I. Создан на базе Ки-67-Передан из IJAAF.
- Ki-69 : модель тяжеловооруженного истребителя сопровождения. Только проект.
- Ки-97 : Транспортная модель. Только проект.
- Ки-109 : прототипы ночных истребителей. Ки-67-I модифицирован для ночного боя для работы парами, Ки-109а с радаром /отражателем (аналогично британскому концепту Douglas Havoc II " Turbinlite ", только с использованием радиолучей, а не мощного прожектора) для передачи радиолокационных сигналов и обнаружения и Ki-109b, вооруженный спаренными 37-мм пушками Ho-203 , стреляющей вверх в фиксированной спинной установке в стиле Schrage Musik (как и одиночный Ho-203). автопушка в Митсубиси Ки-46 -III КАИ была) для поражения цели. Только проект.
- Ки-109 : прототипы дневных истребителей. Ки-67-И модифицирован для ведения боя в светлое время суток. Одна стационарная 75-мм тяжелая пушка Тип 88 в носовой части и один подвижный 12,7-мм (0,5 дюйма) пулемет Хо-103 Тип 1 в хвостовой части. Оснащается двигателями Mitsubishi Ha-104 мощностью 1417 кВт (1900 л.с.) каждый или Ха-104 Ру с турбонаддувом мощностью 1417 кВт (1900 л.с.) каждый. 2 произведено.
- Армейский тяжелый истребитель-перехватчик Ki-109 : первая непрототипная модель серии. Отсутствие артиллерийских позиций в верхнем и боковом положениях и без бомбовых отсеков. [ нужна ссылка ] . Исправлена 75-мм тяжелая пушка Тип 88 в носовой части, сохранившаяся от прототипа Day Fighter. Имел доработанную версию хвостового орудия. 22 построены Mitsubishi.
- Ки-112 : истребитель сопровождения бомбардировщика деревянной конструкции. Вооружен 8 х 12,7 мм и 1 х 20 мм. Только проект.
- Ки-167 «Сакура-дан» : версия « Специальной атаки » (камикадзе), оснащенная одной кумулятивной термитной бомбой массой 2900 кг (6400 фунтов) в фюзеляже за кабиной экипажа. Форма бомбы направила взрыв вперед, выбросив струю, способную достичь почти мили с максимальным радиусом взрыва 300 м (980 футов). Бомба предназначалась для прорыва огневых точек, а также для уничтожения скоплений бронетехники. 9 произведено. [ 4 ]
- Q2M1 Taiyo : военно-морской вариант Ki-67-I для противолодочной борьбы. Оснащен радиолокационной станцией (РЛС Type3 Model 1 MAD (KMX), РЛС Type 3 Ku-6 Model 4 и антенным оборудованием РЭМ). Имел два двигателя Mitsubishi Kasei 25 Otsu по 1380 кВт (1850 л.с.) каждый с шестилопастными воздушными винтами. Носили торпеды или глубинные бомбы . Только проект.
Операторы
[ редактировать ]военное время
[ редактировать ]- Воздушная служба Императорской армии Японии
- Инструктирующий летный дивизион Хамамацу
- 7-й Хико Сэнтай
- 14-й Хико Сэнтай
- 60-й Хико Сэнтай
- 61-й Хико Сэнтай
- 62-й Хико Сентай
- 74-й Хико Сэнтай
- 110-й Хико Сентай
- 170-я бомбардировочная группа (бывшие 60-я Хико Сэнтай и 110-я Хико Сэнтай)
- Воздушная служба Императорского флота Японии
- 11-я воздушная флотилия
Технические характеристики (Ки-67-Иб)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 5 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6–8 человек
- Длина: 18,7 м (61 фут 4 дюйма)
- Размах крыла: 22,5 м (73 фута 10 дюймов)
- Высота: 7,7 м (25 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 65,85 м 2 (708,8 кв. футов)
- Вес пустого: 8649 кг (19068 фунтов)
- Полная масса: 13 765 кг (30 347 фунтов)
- Силовая установка: 2 × Mitsubishi Ha104 («Армейский Тип 4, 1900 л.с. с радиальным воздушным охлаждением») 18-цилиндровые радиально-поршневые двигатели воздушного охлаждения мощностью 1400 кВт (1900 л.с.) каждый на взлете. [ с ]
- Гребные винты: 4-лопастные металлические гребные винты с постоянной скоростью вращения.
Производительность
- Максимальная скорость: 537 км/ч (334 миль в час, 290 узлов) на высоте 6090 м (19 980 футов).
- Крейсерская скорость: 400 км/ч (250 миль в час, 220 узлов) на высоте 8000 м (26000 футов).
- Дальность: 2800 км (1700 миль, 1500 миль)
- Перегоночная дальность: 3800 км (2400 миль, 2100 морских миль)
- Практический потолок: 9470 м (31070 футов)
- Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 14 минут 30 секунд.
- Нагрузка на крыло: 209 кг/м 2 (43 фунта/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,205 кВт/кг (0,125 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм (0,79 дюйма) пушка Хо-5 в спинной башне
- калибра 12,7 мм (0,50 дюйма) 5 пулеметов Хо-103 (Тип 1) , один в носовой части, один в хвостовом и по одному в каждой балке (поздние модели) [ д ]
- Бомбы: 800 кг (1764 фунта) бомб во внутреннем отсеке или одна торпеда. [ и ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Йокосука P1Y
- Дуглас А-26 Инвейдер
- Митсубиси Г4М
- Накадзима Ки-49
- Дуглас А-20 Хэвок
- Мартин Б-26 Мародер
- Petlyakov Pe-2
- Североамериканский B-25 Митчелл
- Викерс Веллингтон
- Tupolev Tu-2
- Юнкерс Ю 88
- Дорнье До 217
- Хейнкель Хе 111
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Хотя Ки-67 официально назывался «тяжелым бомбардировщиком», для японских военных этот термин подразумевал большую защиту экипажа и защитное вооружение, а не полезную нагрузку. По всем основным параметрам этот тип был очень похож на современные средние бомбардировщики других стран.
- ↑ В то время на японском военном языке обозначение «тяжелый бомбардировщик» означало превосходную защиту экипажа и защитное вооружение. [ нужна ссылка ] а не несущая бомбовую нагрузку (которая у Ki-67 была значительно легче, чем у настоящих тяжелых бомбардировщиков той же эпохи).
- ^ 1350 кВт (1810 л.с.) на высоте 2200 м (7200 футов), 1200 кВт (1610 л.с.) на высоте 6100 м (20 000 футов)
- ^ Ранние модели несли 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметы Тип 89 с магазинным питанием в лучевых положениях.
- ^ Версии камикадзе несли 2900 кг (6400 фунтов) бомб.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Франсильон 1970 , с. 186
- ^ Jump up to: а б Air International , июль 1983 г. , с. 28
- ^ Франсильон 1970 , с. 187
- ^ Хаяши 2005 , с. 100
- ^ Франсильон 1970 , с. 103
Библиография
[ редактировать ]- Бюшель, Ричард М. Mitsubishi Ki-67/Ki-109 Hiryu на службе ВВС Японии . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd., 1997. ISBN 0-7643-0350-3 .
- Франсильон, Рене Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Putnam and Company Ltd. Лондон: ISBN 0-370-00033-1 .
- Франсильон, Рене Ж. Японская авиация Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1995 (перепечатка).
- Грин, Уильям. Знаменитые бомбардировщики Второй мировой войны . Лондон: MacDonald & Jane's (Publishers) Ltd., 1975 (2-е издание). ISBN 0-356-08333-0 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (седьмое издание, 1973 г.). ISBN 0-356-01447-9 . (На версии истребителя Ки-109)
- «Шедевр пилотируемой ракеты... последний бомбардировщик Mitsubishi». Эйр Интернешнл . Том. 25, нет. 1. Июль 1983 г., стр. 25–33, 47. ISSN 0306-5634 .
- Хаяси, Эйдай (2005) Тяжелый бомбардировщик- смертник « Сакура-дан» ). ] (на японском языке: Осака, Япония: ISBN 978-488591955-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]