Накадзима Ки-43 Хаябуса
Ки-43 «Хаябуса». | |
---|---|
![]() | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Япония |
Производитель | Авиационная компания Накадзима |
Первый полет | Начало января 1939 г. [ 1 ] |
Введение | Октябрь 1941 г. [ 2 ] |
Ушедший на пенсию |
|
Основные пользователи | Воздушная служба Императорской армии Японии |
Произведено | 1939–1945 |
Количество построенных | 5,919 |
Накадзима Ки-43 Хаябуса ( 隼 , « Сапсан »), официальное японское обозначение «Армейский истребитель типа 1 » ( 一式戦闘機 , Ичи-сики сэнтоки ) — одномоторный тактический истребитель наземного базирования , используемый Воздушной службой Императорской армии Японии. во Второй мировой войне .
союзников Отчетное имя было « Оскар », но американские пилоты часто называли его «Армейским Зеро», поскольку он имел определенное сходство с Mitsubishi A6M Zero . [ 3 ] аналог Ki-43 Императорского флота Японии. Оба самолета имели в целом схожую компоновку и обводы, а также использовали по существу один и тот же Nakajima Sakae радиальный двигатель с одинаковыми круглыми капотами и купольными фонарями ( Оскар заметно меньше и имеет гораздо меньший набор, чем A6M). Хотя тренированному глазу относительно легко отличить его по «более тонким» линиям фюзеляжа Ки-43, особенно ближе к хвосту, и более конической форме крыла в плане; В пылу боя, учитывая краткие проблески и отвлечение внимания от боя, авиаторы союзников часто допускали ошибки в идентификации самолетов противника в разгар воздушного боя, как сообщается, сражаясь с «Зеро» в районах, где не было истребителей ВМФ.
Как и «Зеро», Ки-43 с радиальным двигателем был легким и простым в управлении и стал легендарным благодаря своим боевым характеристикам в Восточной Азии в первые годы войны. Он мог перехитрить любого противника, но изначально не имел брони и самоуплотняющихся топливных баков , а его вооружение было плохим до его окончательной версии, выпущенной еще в 1945 году. [ 4 ] [ 5 ] Пилоты союзников часто сообщали, что маневренные Ки-43 были трудными целями, но легко горели или разваливались на части после нескольких попаданий. [ 6 ]
Общий объем производства составил 5919 самолетов. [ 7 ] Многие из них использовались в последние месяцы войны для участия в операциях камикадзе против американского флота. [ 6 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Ki-43 был разработан Хидео Итокавой , который позже прославился как пионер японской ракетной техники. Прототип Ki-43 был создан в ответ на спецификацию от декабря 1937 года на истребитель-перехватчик/истребитель сопровождения, преемник популярного Nakajima Ki-27 «Nate» с фиксированным шасси. Спецификация предусматривала максимальную скорость 500 км/ч (310 миль в час), скорость набора высоты 5000 м (16 000 футов) за пять минут и запас хода 800 км (500 миль). Маневренность должна была быть как минимум не хуже, чем у Ки-27. [ 8 ]
При первом полете в начале января 1939 г. [ 9 ] Прототип Ки-43 разочаровал. Японские летчики-испытатели жаловались, что он менее маневренен, чем Ки-27, и ненамного быстрее. [ 10 ] Чтобы решить эти проблемы, Накадзима в 1939 и 1940 годах выпустил серию постепенно модифицированных прототипов. Эти изменения включали в себя серьезную программу снижения веса, более тонкий фюзеляж со сдвинутым назад хвостовым оперением и новый фонарь. Важно отметить, что 11-й прототип представил уникальную дифференциальную «бабочку» с маневрирующими закрылками Фаулера , которая значительно улучшила характеристики на крутых поворотах. 13-й прототип объединил в себе все эти изменения, и в результате испытаний этого самолета Накадзима получил указание запустить Ки-43 в производство, а установки Ки-27 были переданы на завод Мансю в Харбине в оккупированном японцами Маньчжоу-Го . [ 11 ]
Ki-43 («Оскар») первоначально производился в ноябре 1939 года и получил обозначение Ki-43-I . Поставки с завода Накадзимы в Оте начались в феврале 1941 года. Помимо выдающейся манёвренности, Ki-43-I обладал впечатляющей скороподъёмностью благодаря лёгкому весу. Мощность обеспечивалась двигателем Nakajima Ha-25, вращавшим двухлопастной двухпозиционный металлический винт изменяемого шага. [ 12 ] Максимальная скорость составила 495 км/ч (308 миль в час) на высоте 4000 м (13000 футов). [ 13 ] Ки-43 был оснащен двумя синхронными капотными пулеметами в различных конфигурациях: либо двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Тип 89 , одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Хо-103 и одним 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом. пушка или две 12,7-мм (0,50 дюйма) пушки Хо-103; самолету были присвоены различные подобозначения, отражающие эти различия. Конфигурация, которая, по-видимому, была наиболее распространена в начале войны, была первой конфигурацией с двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Тип 89 , в то время как по ходу войны более тяжелые комбинации приобретали популярность, и версия с самым тяжелым вооружением была иногда давали обозначение Ki-43-Ic. [ 14 ] Хо-103 часто заряжался взрывчатыми боеприпасами для усиления целевого воздействия; его проникающее действие против союзников более поздних самолетов брони , по-видимому, было незначительным. [ 14 ]

Опытные образцы Ки-43-II поднялись в воздух в феврале 1942 года. Двигатель Ха-25 был модернизирован двухступенчатым нагнетателем , став, таким образом, более мощным двигателем Накадзима Ха-115 , установленным в удлиненном капоте. В новом двигателе получился трехлопастной винт. Конструкция крыла, имевшая неисправности у Ки-43-I, была усилена и оснащена стойками для сброса баков или бомб. Ki-43-II также был оснащен бронеплитой толщиной 13 мм (0,51 дюйма) для головы и спины пилота, а топливные баки самолета были покрыты резиной, образуя грубый самоуплотняющийся бак. Позже он был заменен трехслойной резиновой камерой с сердечником толщиной 8 мм; с маслостойкой ламинацией толщиной 2 мм. Мочевой пузырь оказался очень устойчивым к пулям диаметром 7,7 мм (0,303 дюйма), но не был столь эффективным против пуль большего калибра. [ 15 ] Пилот также имел немного более высокий фонарь и рефлекторный прицел вместо прежнего телескопического прицела. [ 16 ] Компания Nakajima начала производство Ki-43-II на своем заводе в Оте в ноябре 1942 года. [ 17 ] Производство также было начато на предприятии Tachikawa Aircraft Company Ltd ( Тачикава Хикоки КК ) и 1-м армейском воздушном арсенале ( Тачикава Дай-Ичи Рикугун Кокусё ), также в Тачикаве . Хотя Тачикава Хикоки успешно сумел наладить крупносерийное производство Ки-43, 1-й армейский воздушный арсенал оказался менее успешным: из-за нехватки квалифицированных рабочих ему было приказано прекратить производство после того, как было построено 49 Ки-43. [ 18 ] В конце концов, в середине 1944 года компания Nakajima прекратила производство в пользу Ki-84 Hayate , но компания Tachikawa Hikoki продолжала производить Ki-43. [ 19 ]
Тачикава также производил Ki-43-III , в котором использовался более мощный армейский двигатель Nakajima Type 1 Ha-115-II. Максимальная скорость увеличилась до 576 км/ч (358 миль в час). [ 19 ] С апреля 1944 года до конца войны Тачикава произвела 2124 самолета Ki-43-II и -III. [ 20 ] Общий объем производства всех модификаций составил 5919 самолетов. [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Ки-43 был наиболее широко используемым армейским истребителем, им было оснащено 30 сэнтайских FR (летных полков). [ а ] и 12 Докурицу Дай Сидзюго Чутай («Истребительная эскадрилья прямого командования» - независимые эскадрильи, не входящие в состав сэнтай ) [ б ] . Первым подразделением, оснащенным Ki 43-I, был 59-й полк на Ханькоу аэродроме в июне – августе 1941 года, который начал боевые вылеты над Хэнъяном 29 октября 1941 года. [ 2 ] [ 21 ] [ нужна страница ] Вторым подразделением, перевооруженным на новый самолет, стал 64-й полк, проводившийся с августа по ноябрь 1941 года. [ 22 ]
Первый вариант Ки-43-I поступил на вооружение в 1941 г., Ки-43-II - в декабре 1942 г., Ки-43-II- Кай - в июне 1943 г., Ки-43-IIIa - летом 1944 г. Самолет воевали в Китае, Бирме, на Малайском полуострове , в Новой Гвинее , на Филиппинах, на островах южной части Тихого океана и на родных японских островах. [ 7 ]
Как и «Зеро», Ки-43 изначально пользовался превосходством в воздухе в небе Малайи , Голландской Ост-Индии , Бирмы и Новой Гвинеи. Отчасти это произошло из-за лучшего выступления на церемонии вручения Оскара. [ 23 ] и отчасти из-за относительно небольшого количества боеспособных истребителей союзников, в основном Curtiss P-36 Hawk , Curtiss P-40 , Brewster Buffalo , Hawker Hurricane и Curtiss-Wright CW-21 в Азии и на Тихом океане в первые месяцы войны. война. Однако по мере развития войны истребитель страдал от тех же недостатков, что и более медленный Ki-27 с фиксированным шасси, предшественник Оскара , и более совершенный военно-морской A6M Zero; легкая броня и малоэффективные самоуплотняющиеся топливные баки , что привело к большим потерям в бою. Его вооружение из двух пулеметов также оказалось недостаточным против более тяжелобронированных самолетов союзников. По мере появления новых самолетов союзников, таких как Republic P-47 Thunderbolt , Lockheed P-38 Lightning , North American P-51 Mustang , Vought F4U Corsair , Grumman F6F Hellcat , Яковлев Як-9 , Яковлев Як-3 У и поздние модели Supermarine Spitfire / Sefire , японцы были вынуждены вести оборонительную войну и большинство самолетов управлялись неопытными пилотами. Однако даже ближе к концу превосходная маневренность «Оскара» все же могла дать преимущество над опрометчивыми пилотами союзников.

С октября по декабрь 1944 г. в воздушных боях было сбито 17 Ки-43; их пилоты забрали семь C-47, пять Consolidated B-24 Liberator , два Spitfire, два Bristol Beaufighter , два de Havilland Mosquitoes , два F4U Corsair, два Boeing B-29 Superfortress , один F6F Hellcat, один P-38 и один North. Американский B-25 Mitchell . [ 24 ] Как и большинство японских боевых типов, многие Хаябуса в конце концов были израсходованы в результате ударов камикадзе .
Ki-43 также служил в качестве противовоздушной обороны Формозы , Окинавы и японских островов . поставлены прояпонским режимам Таиланда , Маньчжоу-Го и правительству Ван Цзинвэя Некоторые образцы были также . Тайские подразделения иногда воевали против ВВС США на юге Китая. [ 25 ]
«Хаябусы» пользовались большим успехом в JAAF из-за приятных летных характеристик и превосходной маневренности, и почти все истребители-асы JAAF одержали победы на «Хаябусе» на каком-то этапе своей карьеры. В конце войны большинство подразделений Хаябуса получили истребители Накадзима Ки-84 Хаяте «Франк» и Кавасаки Ки-100 , но некоторые подразделения летали на Хаябуса до конца войны. Лучшим пилотом Хаябусы стал сержант Сатоши Анабуки, одержавший 39 подтвержденных побед, почти все из которых были одержаны на Ki-43.
После войны некоторые захваченные экземпляры в ограниченном количестве служили во французских ВВС в Индокитае против повстанцев Вьетминя . [ 26 ]
Ки-43, брошенные в Нидерландской Ост-Индии, были переданы недавно провозглашенному индонезийскому правительству и приняты на вооружение во время борьбы с голландскими войсками .
Варианты
[ редактировать ]


- Ки-43
- 13 прототипов /предсерийных самолетов. [ 27 ]
- Ки-43-И «Ко» (Марк 1а)
- Вариант, вооруженный двумя пулеметами Тип 89 калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) . [ 28 ] [ 29 ]
- Ки-43-И «Оцу» (Марк 1б)
- Вариант, вооруженный одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Хо-103 и 1 × 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 89. [ 30 ] [ 29 ]
- Ки-43-И «Хэй» (Марк 1с)
- Вариант, вооруженный двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) Хо-103, а также возможностью установки 2х30-кг бомб под крыльями. [ 31 ] Все более ранние Ki-43-Ia «Ко» и Ki-43-Ib «Оцу» постепенно модернизировались до этой версии по мере появления новых Ho-103. [ нужна ссылка ]
- Ключ-43-II
- 5 прототипов, представил двигатель Ха-115 с двухступенчатым нагнетателем, более короткими и прочными крыльями, [ 32 ] [ нужна страница ] самоуплотняющиеся топливные баки, броня пилота толщиной 13 мм (0,51 дюйма), отражатель прицела, трехлопастной винт фиксированного шага и улучшенный фонарь. [ 31 ]
- Ки-43-II «Ко» (Марк 2а)
- Первая серийная модель Ки-43-II. В конструкцию добавлены улучшения 5 прототипов. Возможность нести до 500 кг (1100 фунтов) бомб. [ 33 ] [ 31 ]
- Ки-43-II «Ко» модернизированный
- Маслокольцевой радиатор заменен на сотовый, установлен под носом. Улучшенный посадочный свет. [ 32 ] [ нужна страница ]
- Ки-43-IIб «Оцу» (Марк 2б)
- На некоторых примерах добавлена система охлаждения топлива. Обе выхлопные трубы были наклонены назад для незначительного увеличения тяги. На более поздних экземплярах универсальные стойки для сбрасываемых баков устанавливались за пределами шасси. [ 32 ] [ нужна страница ] (более ранние модели иногда имели точки крепления немного позади шасси или по центральной линии)
- Ки-43-II-КАИ (Марк 2 улучшенный)
- Более поздние образцы могли нести бомбы на сбрасываемых баках. [ 32 ] [ нужна страница ] испытывался Этот вариант с лыжами для действий по снегу в Маньчжурии. [ 34 ] Оснащен эжекторными выхлопными трубами. [ 32 ] [ нужна страница ] (добавление примерно 30 л.с.) и дополнительный топливный бак емкостью 540 литров (140 галлонов США; 120 имп галлонов) в фюзеляже. [ нужна ссылка ]
- Ки-43-III
- Прототипы оснащены двигателем Nakajima Ha-115-II мощностью 920 кВт (1230 л.с.). Конфигурация выхлопной трубы немного изменена. Добавлен впрыск воды-метанола. [ 32 ] [ нужна страница ]
- Ки-43-III «Ко» (Марк 3а)
- Производится только заводом Тачикава. [ 35 ]
- Серийная модель, некоторые оснащены лыжами для работы по снегу. [ нужна ссылка ]
- Ки-43-III «Оцу» (Марк 3б)
- Вариант с звездообразным двигателем Mitsubishi Ha-112-II и вооружением спаренной 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Ho-5 . (Прототип - построено всего 2) [ 36 ]
- Проект Ки-62
- Усовершенствованная версия перехватчика Nakajima Ki-43 с более мощным двигателем и вооружением 30-мм (1,18 дюйма) или 40-мм (1,57 дюйма) пушками.
Производство
[ редактировать ]Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1941 | 3 | 9 | 23 | 5 | 20 | 20 | 5 | 29 | 43 | 157 | |||
1942 | 40 | 26 | 47 | 61 | 51 | 57 | 61 | 37 | 56 | 55 | 46 | 79 | 616 |
1943 | 88 | 77 | 90 | 96 | 102 | 105 | 105 | 120 | 120 | 138 | 140 | 147 | 1,347 |
1944 | 179 | 181 | 167 | 140 | 155 | 125 | 84 | 28 | 11 | 1,070 | |||
Общий | 3,190 |
Не включено:
- Предварительное производство Ки-43-I началось с трех прототипов, построенных в декабре 1938 года, а также в феврале и марте 1940 года. Еще десять самолетов для эксплуатационных испытаний были построены с ноября 1939 года по сентябрь 1940 года. [ 13 ]
- Предварительное производство Ki-43-II началось с пяти прототипов, построенных в период с февраля по май 1942 года. Еще три самолета для эксплуатационных испытаний были построены с июня по август 1942 года. [ 13 ]
- Предварительное производство Ki-43-III началось с десяти прототипов, построенных в период с мая 1944 по август 1945 года. [ 13 ]
Год | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ян. | фев. | Мар. | апрель | Может | Июнь | Июль | август | Сентябрь | Октябрь. | Ноябрь | декабрь. | Ежегодный | |
1943 | 5 | 7 | 10 | 15 | 20 | 30 | 45 | 67 | 199 | ||||
1944 | 10 | 115 | 100 | 140 | 125 | 147 | 148 | 157 | 210 | 75 | 275 | 180 | 1682 |
1945 | 105 | 90 | 155 | 70 | 120 | 93 | 80 | 35 | 748 | ||||
Общий | 2629 |
Еще 49 Ки-43-II были собраны с октября 1943 по ноябрь 1944 года на арсенальном заводе Тачикава Дай-Ичи Рикугун Кокусё . [ 13 ]
Согласно отчету USSBS | 5,819 [ 37 ] [ 38 ] | 5819 сборок Ki-43-I, Ki-43-II и Ki-43-IIIa. |
По мнению Франсильона | 5,919 [ 13 ] | 729 Ki-43-I, 5188 модификаций Ki-43-II и Ki-43-IIIa, 2 прототипа Ki-43-IIIb |
Фактически поставленное и принятое к августу 1945 г. количество Ki-43 составило 5751; 3185 из Накадзимы, 22 из Рикугуна и 2544 из Тачикавы. [ 39 ]
Операторы
[ редактировать ]военное время
[ редактировать ]- Королевские ВВС Таиланда эксплуатируют 24 самолета Ki-43 IIB.
Послевоенный
[ редактировать ]- Националистические китайские ВВС , 6-я группа, две эскадрильи эксплуатировали трофейные самолеты.
- Коммунистические ВВС Китая эксплуатировали пять самолетов, захваченных у националистов с 1946 по 1952 год.
- Истребительная эскадрилья ВВС Франции 1/7 [ 40 ] эксплуатировал трофейные самолеты в 1945–1946 гг. в Индокитае. [ 41 ]
- Индонезийские ВВС ремонтировали заброшенные самолеты для борьбы с голландским колониальным правлением. В 1947 году Ки-43, который сейчас находится в музее Диргантара Удара Джокьякарта недалеко от международного аэропорта Адисусипто, должен был бомбить голландские стратегические позиции, однако это помешали механические проблемы.
- ВВС Северной Кореи эксплуатировали отремонтированные заброшенные самолеты. После войны [ нужна ссылка ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- 750 — Ki-43-I выставлен в коллекции Flying Heritage Collection в Эверетте, штат Вашингтон . [ 42 ] Бывший ZK-OSC, восстановленный до летного состояния компанией Alpine Fighter Collection в 1990-х годах, в настоящее время не летает. [ 43 ]
- 5465 — Ки-43-II выставлен нереставрированным в Австралийском военном музее в Канберре, столичная территория Австралии . [ 44 ] Носовая и хвостовая части находятся в главном здании музея, а крылья и центроплан находятся на хранении. [ 45 ]
- 6430 — Ki-43-IIb на выставке в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 46 ] Этот самолет ранее выставлялся в Музее EAA AirVenture и Музее авиации, а также передан в аренду Национальному музею авиации и космонавтики . [ 47 ] [ 48 ]
- Репродукция — Ki-43-IIIa на выставке в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . Этот самолет содержит детали четырех разных затонувших кораблей. [ 49 ] Реставрацию начала Техасский авиастроительный завод, а завершила компания GossHawk Unlimited. [ 50 ]
- Репродукция — Ki-43-IIIa из коллекции самолетов Эриксона в Мадрасе, штат Орегон . [ 51 ] Этот самолет ранее находился в Музее авиации Тилламук в Тилламуке, штат Орегон . [ 52 ]
- Репродукция - Ки-43 первоначально находился на реставрации / восстановлении на Техасском авиационном заводе, Мичем Филд, Форт-Уэрт, Техас , из 4 обломков. [ 53 ] Сейчас находится в GossHawk Unlimited в Каса-Гранде, штат Аризона . [ 54 ]
- Репродукция - Ки-43 первоначально находился на реставрации / реконструкции на Техасском авиационном заводе, Мичем Филд, Форт-Уэрт, Техас. [ 53 ] Сейчас находится в GossHawk Unlimited в Каса-Гранде, штат Аризона. [ 54 ]
- Репродукция — Ки-43 на выставке возле Музея мира для пилотов-камикадзе в Чиране , Минамикюсю , Кагосима , Япония. [ 55 ] [ 56 ]
- Неизвестный MSN — Ki-43 ожидает реставрации в коллекции The Fighter Collection в Даксфорде , Великобритания. В настоящее время самолет находится на реставрации Нобуо Харада и после завершения будет выставлен в Моторном музее Кавагутико . [ 57 ]
- Неизвестный серийный номер — Ki-43 на выставке в музее Диргантара Мандала в Джокьякарте . [ 58 ]
- Неизвестный серийный номер — Ки-43 на реставрации в Моторном музее Кавагутико/Музее истребителей в Кавагутико, Яманаси . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Технические характеристики (Ки-43-IIб)
[ редактировать ]
Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 62 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 8,92 м (29 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 10,84 м (35 футов 7 дюймов)
- Высота: 3,27 м (10 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 21,4 м 2 (230 кв. футов)
- Профиль профиля : корень: НН-12 мод. (18%) ; Совет: НН-12 мод. (8%) [ 63 ]
- Вес пустого: 1910 кг (4211 фунтов)
- Полная масса: 2590 кг (5710 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2925 кг (6449 фунтов)
- Запас топлива: 550 л (120 имп галлонов) плюс 2 подвесных бака по 200 л (53 галлона США; 44 имп галлона) [ 39 ]
- Силовая установка: 1 × Nakajima Ha-115 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 970 кВт (1300 л.с.) на взлете.
- 890 кВт (1200 л.с.) на высоте 3000 м (9800 футов)
- 820 кВт (1100 л.с.) на высоте 6200 м (20300 футов)
- Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт постоянной скорости, диаметр 2,79 м (9 футов 2 дюйма).
Производительность
- Максимальная скорость: 530 км/ч (330 миль в час, 290 узлов) на высоте 4000 м (13 000 футов).
- Крейсерская скорость: 440 км/ч (270 миль в час, 240 узлов)
- Дальность действия: 1760 км (1090 миль, 950 миль)
- Перегоночная дальность: 3200 км (2000 миль, 1700 морских миль)
- Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
- Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут 49 секунд.
- Нагрузка на крыло: 121 кг/м 2 (25 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,33 кВт/кг (0,20 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 2 × 12,7-мм (0,500 дюйма) Ho-103 в носовой части фюзеляжа с боезапасом 270 выстрелов. [ с ]
- Бомбы: 2 бомбы по 30 кг (66 фунтов) или 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов). [ д ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блох MB.152
- Кёртисс P-36 Хок
- Кертисс-Райт CW-21
- Грумман F4F Уайлдкэт
- СНОВА 80
- Макки MC.200
- Митсубиси А6М Ноль
- Polikarpov I-180
- ПЗЛ.50
- Реджиан Ре.2000
- Вулти P-66 Авангард
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Связанные списки
- Список самолетов Японии во время Второй мировой войны
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов Японии
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Обычно около 40 самолетов, разделенных на три чутая и штабную секцию.
- ^ Каждый Чутай был сформирован из четырех звеньев по три самолета.
- ^ Ki-43-Ia: 2 × 7,7-мм (0,30 дюйма) пулемета Тип 89 , Ki-43-Ib: 1 × 7,7-мм (0,30 дюйма) пулемёт Type 89 и 1x 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемёта Ho-103 , Ki-43-Ic, IIa, IIb, II Kai и IIIa: 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) Ho-103 , Ki-43-IIIb: 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Ho-5
- ^ также на Ki-43-III, Ki-43-I: 2 бомбы по 15 кг (33 фунта).
- ^ Франсильон 1979 , с. 207.
- ^ Перейти обратно: а б Грин, с. 74
- ^ Стэнэуэй 1999 , с. 33
- ^ Этелл 1995 , стр. 98–99.
- ^ Грин, стр. 77, 78.
- ^ Перейти обратно: а б Этелл 1995 , с. 99
- ^ Перейти обратно: а б Гланси 2006 , с. 173
- ^ Франсильон 1979 , с. 206.
- ^ Франсильон 1979 , с. 166.
- ^ Air International , январь 1980 г. , с. 27
- ^ Air International , январь 1980 г. , стр. 27–28.
- ^ Air International , январь 1980 г. , с. 28
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Франсильон 1979 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б Данн, Ричард Л. «Вооружение Накадзима Ки-43-I: переоценка». warbirdforum.com . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «Ки-43 «Хаябуса» Томаса Буша» .
- ^ Air International , январь 1980 г. , с. 44
- ^ Франсильон 1979 , с. 210.
- ^ Франсильон 1979 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979 , с. 214, Air International , январь 1980 г. , с. 45
- ^ Air International , январь 1980 г. , с. 46
- ^ Икухико, Асы-истребители японской армии, 1931–45.
- ^ Идзава, 64-й Летающий Сэнтай, стр.2
- ^ Стэнэуэй 1999 , с. 9
- ^ Ичимура 2009, с. 50
- ^ j-aircraft.com/research «Самолеты Королевских ВВС Таиланда». j-aircraft.com . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ Дорр и Бишоп 1996 , с. 249
- ^ Виндроу и Франсильон 1965 , стр. 3–4.
- ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 4
- ^ Перейти обратно: а б Бюшель 1995 , с. 6
- ^ Виндроу и Франсильон 1965 , стр. 4–5.
- ^ Перейти обратно: а б с Виндроу и Франсильон, 1965 , с. 5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нохара, 2000 г.
- ^ Бюшель 1995 , с. 10
- ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 8
- ^ Бюшель 1995 , с. 11
- ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Накадзима Эйркрафт Компани, Лтд . Отчет корпорации II. Вашингтон, округ Колумбия, стр. Приложение M., стр. 40–42 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Тачикава Эйркрафт Компани, Лтд . Отчет корпорации X. Вашингтон, округ Колумбия, стр. Приложение J., стр. 29–30 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Виндроу и Франсильон, 1965 , с. 11.
- ^ Марш и Хиткотт 1997 , с. 75
- ^ "Французские самолеты для борьбы с повстанцами, 1946–1965". worldatwar.net . Проверено: 18 октября 2009 г.
- ^ «НАКАДЖИМА КИ-43 ХАЯБУСА (ОСКАР)» . Коллекция летающего наследия . Друзья летающего наследия. Архивировано из оригинала 14 февраля 2016 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Тайлан, Джастин. «Ки-43-I Оскар, заводской номер 750» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «Накадзима Ки-43-II Хаябуса 'Оскар': ВВС Императорской армии Японии» . Австралийский военный мемориал . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Тайлан, Джастин. «Ки-43-II Оскар, заводской номер 5465» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «ХАЯБУСА (ОСКАР)» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Плут, Дэйв. «Захваченный Оскар Голландии» . j-aircraft.com . Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ «Накадзима Ki-43-IIb Хаябуса (Сапсан) Оскар» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 31 декабря 2023 г.
- ^ "Я отключил Ki-43-IIIa Hayabusa "Оскар" Репродукция" . Музей авиации . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ «Накадзима Ки-43 II «Оскар» » . ГоссХок Безлимитный . ГоссХок Анлимитед, Инк . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ «Накакима Ки-43 Оскар» . Коллекция самолетов Эриксона . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Тайлан, Джастин. "Ki-43-IIIa Оскар, заводской номер 15344 (Реплика)" . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тайлан, Джастин. «Техасский авиазавод» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Накадзима Ки-43 II «Оскар» » . ГоссХок Безлимитный . ГоссХок Анлимитед, Инк . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ [1] kamikazeimages.net Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ «Чиранский музей мира для пилотов-камикадзе» . Изображения камикадзе . Проверено 13 февраля 2018 г.
- ^ Новости, Vintage Aviation (9 октября 2013 г.). «Нобуо Харада восстановит Накадзима Ки-43 Хаябуса» . Старинные новости авиации . Проверено 19 августа 2023 г.
{{cite web}}
:|last=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «H45 | Накадзима Ки-43-II Хаябуса | Индонезия — ВВС | Арджун Саруп » Получено 20 марта.
- ^ Японский коллекционер восстанавливает редкий самолет времен Второй мировой войны, 8 октября 2013 г., Japan Times, дата обращения 17 августа 2016 г.
- ^ «Нобуо Харада восстановит Накадзима Ки-43 Хаябуса » Warbirds Новости Новости боевых птиц. 9 октября 2013 года . Получено 25 февраля.
- ↑ Томпсон, Пол J-HangarSpace - Музеи авиации , дата обращения 8 сентября 2016 г.
- ^ Франсильон 1979 , стр. 213–214.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бюшель, Ричард М. Накадзима Ki-43 Hayabusa I-III в службе RTAF-CAF-IPSF ВВС Японии . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publications, 1970. ISBN 0-85045-022-5 .
- Бюшель, Ричард М. (1995). Накадзима Ки-43 Хаябуса I–III в ВВС Японии ⋅ RTAF ⋅ CAF ⋅ Служба IPSF Атглен, Пенсильвания: Книги Шиффера. ISBN 0-88740-804-4 . . переработанное издание книги 1970 года
- Дорр, Роберт Ф; Бишоп, Крис (1996). Обзор воздушной войны во Вьетнаме . Лондон: Аэрокосмическая промышленность. ISBN 1-874023-78-6 .
- Этел, Джеффри. (1995). Самолеты Второй мировой войны . Глазго: Издательство HarperCollins. ISBN 0-00-470849-0 .
- Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-30251-6 .
- Гланси, Джонатан (2006). Спитфайр: Иллюстрированная биография . Лондон: Atlantic Books. ISBN 978-1-84354-528-6 .
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Издательство), 1973 (седьмое издание), первое издание 1961 года. ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Суонборо, Гордон (nd). «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. ISSN 0143-5450 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны, Истребители японской армии, часть 2 . Лондон: Макдональд и Джейнс, 1977. ISBN 0-354-01068-9 .
- Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN 0143-5450 .
- Ичимура, Хироши. Ki-43 «Оскар» — асы Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Оспри, 2009. ISBN 978-1-84603-408-4 .
- Марч, Дэниел Дж.; Хиткотт, Джон, ред. (1997). Аэрокосмическая энциклопедия воздушной войны, том второй: с 1945 года по настоящее время . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN 1-874023-88-3 .
- «Тихоокеанский сапсан... Накадзима Ки.43 Хаябуса». Эйр Интернешнл . Том. 18, нет. 1. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. Январь 1980 г., стр. 27–31, 44–46. ISBN 0-903234-41-6 . ISSN 0306-5634 .
- Пайдош, Вальдемар, Марк Т. Влодарчик и Адам Ярски. Накадзима Ки 43 Хаябуса «Оскар» (на польском языке), Авиационные монографии 48 . Гданьск: АЙ-Пресс, 1998. ISBN 83-86208-97-Х .
- Скульский, Пшемыслав. Накадзима Ки 43 Хаябуса «Оскар», серия Pod Lupa № 11 (польский/английский). Вроцлав: Ace Publications, 1999. ISBN 83-86153-98-9 .
- Сумиль, Жан-Клод (сентябрь 1999 г.). «Японские самолеты во французских цветах». Авионс (на французском языке) (78): 6–17. ISSN 1243-8650 .
Нохара, Сигэру (2000). Накадзима ишишики сэнтоки хаябуса [ Накадзима ичишики сэнтоки хаябуса ], том 29 Aero Detail. Токио: Dai Nihon Kaiga . 4-499-22735-6 . OCLC 166435828 .
- Стэнэуэй, Джон (1999). Накадзима Ki.43 «Хаябауса»: кодовое название союзников «Оскар» . Герберт Канс (1-е изд.). Беннингтон, Вермонт: Merriam Press. ISBN 1-57638-141-2 . OCLC 44125994 .
- Виндроу, Мартин; Франсильон, Рене Дж (1965). Накадзима Ки-43 Хаябуса . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Профильные публикации.
Внешние ссылки
[ редактировать ]