Jump to content

Накадзима Ки-43 Хаябуса

Ки-43 «Хаябуса».
Роль Истребительная авиация
Национальное происхождение Япония
Производитель Авиационная компания Накадзима
Первый полет Начало января 1939 г. [ 1 ]
Введение Октябрь 1941 г. [ 2 ]
Ушедший на пенсию
  • 1945 (Япония)
  • 1952 (Китай)
Основные пользователи Воздушная служба Императорской армии Японии
Произведено 1939–1945
Количество построенных 5,919

Накадзима Ки-43 Хаябуса ( , « Сапсан »), официальное японское обозначение «Армейский истребитель типа 1 » ( 一式戦闘機 , Ичи-сики сэнтоки ) — одномоторный тактический истребитель наземного базирования , используемый Воздушной службой Императорской армии Японии. во Второй мировой войне .

союзников Отчетное имя было « Оскар », но американские пилоты часто называли его «Армейским Зеро», поскольку он имел определенное сходство с Mitsubishi A6M Zero . [ 3 ] аналог Ki-43 Императорского флота Японии. Оба самолета имели в целом схожую компоновку и обводы, а также использовали по существу один и тот же Nakajima Sakae радиальный двигатель с одинаковыми круглыми капотами и купольными фонарями ( Оскар заметно меньше и имеет гораздо меньший набор, чем A6M). Хотя тренированному глазу относительно легко отличить его по «более тонким» линиям фюзеляжа Ки-43, особенно ближе к хвосту, и более конической форме крыла в плане; В пылу боя, учитывая краткие проблески и отвлечение внимания от боя, авиаторы союзников часто допускали ошибки в идентификации самолетов противника в разгар воздушного боя, как сообщается, сражаясь с «Зеро» в районах, где не было истребителей ВМФ.

Как и «Зеро», Ки-43 с радиальным двигателем был легким и простым в управлении и стал легендарным благодаря своим боевым характеристикам в Восточной Азии в первые годы войны. Он мог перехитрить любого противника, но изначально не имел брони и самоуплотняющихся топливных баков , а его вооружение было плохим до его окончательной версии, выпущенной еще в 1945 году. [ 4 ] [ 5 ] Пилоты союзников часто сообщали, что маневренные Ки-43 были трудными целями, но легко горели или разваливались на части после нескольких попаданий. [ 6 ]

Общий объем производства составил 5919 самолетов. [ 7 ] Многие из них использовались в последние месяцы войны для участия в операциях камикадзе против американского флота. [ 6 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Ki-43 был разработан Хидео Итокавой , который позже прославился как пионер японской ракетной техники. Прототип Ki-43 был создан в ответ на спецификацию от декабря 1937 года на истребитель-перехватчик/истребитель сопровождения, преемник популярного Nakajima Ki-27 «Nate» с фиксированным шасси. Спецификация предусматривала максимальную скорость 500 км/ч (310 миль в час), скорость набора высоты 5000 м (16 000 футов) за пять минут и запас хода 800 км (500 миль). Маневренность должна была быть как минимум не хуже, чем у Ки-27. [ 8 ]

При первом полете в начале января 1939 г. [ 9 ] Прототип Ки-43 разочаровал. Японские летчики-испытатели жаловались, что он менее маневренен, чем Ки-27, и ненамного быстрее. [ 10 ] Чтобы решить эти проблемы, Накадзима в 1939 и 1940 годах выпустил серию постепенно модифицированных прототипов. Эти изменения включали в себя серьезную программу снижения веса, более тонкий фюзеляж со сдвинутым назад хвостовым оперением и новый фонарь. Важно отметить, что 11-й прототип представил уникальную дифференциальную «бабочку» с маневрирующими закрылками Фаулера , которая значительно улучшила характеристики на крутых поворотах. 13-й прототип объединил в себе все эти изменения, и в результате испытаний этого самолета Накадзима получил указание запустить Ки-43 в производство, а установки Ки-27 были переданы на завод Мансю в Харбине в оккупированном японцами Маньчжоу-Го . [ 11 ]

Ki-43 («Оскар») первоначально производился в ноябре 1939 года и получил обозначение Ki-43-I . Поставки с завода Накадзимы в Оте начались в феврале 1941 года. Помимо выдающейся манёвренности, Ki-43-I обладал впечатляющей скороподъёмностью благодаря лёгкому весу. Мощность обеспечивалась двигателем Nakajima Ha-25, вращавшим двухлопастной двухпозиционный металлический винт изменяемого шага. [ 12 ] Максимальная скорость составила 495 км/ч (308 миль в час) на высоте 4000 м (13000 футов). [ 13 ] Ки-43 был оснащен двумя синхронными капотными пулеметами в различных конфигурациях: либо двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Тип 89 , одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Хо-103 и одним 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом. пушка или две 12,7-мм (0,50 дюйма) пушки Хо-103; самолету были присвоены различные подобозначения, отражающие эти различия. Конфигурация, которая, по-видимому, была наиболее распространена в начале войны, была первой конфигурацией с двумя 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметами Тип 89 , в то время как по ходу войны более тяжелые комбинации приобретали популярность, и версия с самым тяжелым вооружением была иногда давали обозначение Ki-43-Ic. [ 14 ] Хо-103 часто заряжался взрывчатыми боеприпасами для усиления целевого воздействия; его проникающее действие против союзников более поздних самолетов брони , по-видимому, было незначительным. [ 14 ]

И Ки-43-II.

Опытные образцы Ки-43-II поднялись в воздух в феврале 1942 года. Двигатель Ха-25 был модернизирован двухступенчатым нагнетателем , став, таким образом, более мощным двигателем Накадзима Ха-115 , установленным в удлиненном капоте. В новом двигателе получился трехлопастной винт. Конструкция крыла, имевшая неисправности у Ки-43-I, была усилена и оснащена стойками для сброса баков или бомб. Ki-43-II также был оснащен бронеплитой толщиной 13 мм (0,51 дюйма) для головы и спины пилота, а топливные баки самолета были покрыты резиной, образуя грубый самоуплотняющийся бак. Позже он был заменен трехслойной резиновой камерой с сердечником толщиной 8 мм; с маслостойкой ламинацией толщиной 2 мм. Мочевой пузырь оказался очень устойчивым к пулям диаметром 7,7 мм (0,303 дюйма), но не был столь эффективным против пуль большего калибра. [ 15 ] Пилот также имел немного более высокий фонарь и рефлекторный прицел вместо прежнего телескопического прицела. [ 16 ] Компания Nakajima начала производство Ki-43-II на своем заводе в Оте в ноябре 1942 года. [ 17 ] Производство также было начато на предприятии Tachikawa Aircraft Company Ltd ( Тачикава Хикоки КК ) и 1-м армейском воздушном арсенале ( Тачикава Дай-Ичи Рикугун Кокусё ), также в Тачикаве . Хотя Тачикава Хикоки успешно сумел наладить крупносерийное производство Ки-43, 1-й армейский воздушный арсенал оказался менее успешным: из-за нехватки квалифицированных рабочих ему было приказано прекратить производство после того, как было построено 49 Ки-43. [ 18 ] В конце концов, в середине 1944 года компания Nakajima прекратила производство в пользу Ki-84 Hayate , но компания Tachikawa Hikoki продолжала производить Ki-43. [ 19 ]

Тачикава также производил Ki-43-III , в котором использовался более мощный армейский двигатель Nakajima Type 1 Ha-115-II. Максимальная скорость увеличилась до 576 км/ч (358 миль в час). [ 19 ] С апреля 1944 года до конца войны Тачикава произвела 2124 самолета Ki-43-II и -III. [ 20 ] Общий объем производства всех модификаций составил 5919 самолетов. [ 13 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Сбитый Ки-43 50-го Сентая.
Школьницы машут рукой Ki-43 IIIa, загруженному 250-килограммовой бомбой, во время миссии камикадзе , 12 апреля 1945 года.

Ки-43 был наиболее широко используемым армейским истребителем, им было оснащено 30 сэнтайских FR (летных полков). [ а ] и 12 Докурицу Дай Сидзюго Чутай («Истребительная эскадрилья прямого командования» - независимые эскадрильи, не входящие в состав сэнтай ) [ б ] . Первым подразделением, оснащенным Ki 43-I, был 59-й полк на Ханькоу аэродроме в июне – августе 1941 года, который начал боевые вылеты над Хэнъяном 29 октября 1941 года. [ 2 ] [ 21 ] [ нужна страница ] Вторым подразделением, перевооруженным на новый самолет, стал 64-й полк, проводившийся с августа по ноябрь 1941 года. [ 22 ]

Первый вариант Ки-43-I поступил на вооружение в 1941 г., Ки-43-II - в декабре 1942 г., Ки-43-II- Кай - в июне 1943 г., Ки-43-IIIa - летом 1944 г. Самолет воевали в Китае, Бирме, на Малайском полуострове , в Новой Гвинее , на Филиппинах, на островах южной части Тихого океана и на родных японских островах. [ 7 ]

Как и «Зеро», Ки-43 изначально пользовался превосходством в воздухе в небе Малайи , Голландской Ост-Индии , Бирмы и Новой Гвинеи. Отчасти это произошло из-за лучшего выступления на церемонии вручения Оскара. [ 23 ] и отчасти из-за относительно небольшого количества боеспособных истребителей союзников, в основном Curtiss P-36 Hawk , Curtiss P-40 , Brewster Buffalo , Hawker Hurricane и Curtiss-Wright CW-21 в Азии и на Тихом океане в первые месяцы войны. война. Однако по мере развития войны истребитель страдал от тех же недостатков, что и более медленный Ki-27 с фиксированным шасси, предшественник Оскара , и более совершенный военно-морской A6M Zero; легкая броня и малоэффективные самоуплотняющиеся топливные баки , что привело к большим потерям в бою. Его вооружение из двух пулеметов также оказалось недостаточным против более тяжелобронированных самолетов союзников. По мере появления новых самолетов союзников, таких как Republic P-47 Thunderbolt , Lockheed P-38 Lightning , North American P-51 Mustang , Vought F4U Corsair , Grumman F6F Hellcat , Яковлев Як-9 , Яковлев Як-3 У и поздние модели Supermarine Spitfire / Sefire , японцы были вынуждены вести оборонительную войну и большинство самолетов управлялись неопытными пилотами. Однако даже ближе к концу превосходная маневренность «Оскара» все же могла дать преимущество над опрометчивыми пилотами союзников.

Захваченный Ki-43-IIIa 48-го сентая, послевоенный.

С октября по декабрь 1944 г. в воздушных боях было сбито 17 Ки-43; их пилоты забрали семь C-47, пять Consolidated B-24 Liberator , два Spitfire, два Bristol Beaufighter , два de Havilland Mosquitoes , два F4U Corsair, два Boeing B-29 Superfortress , один F6F Hellcat, один P-38 и один North. Американский B-25 Mitchell . [ 24 ] Как и большинство японских боевых типов, многие Хаябуса в конце концов были израсходованы в результате ударов камикадзе .

Ki-43 также служил в качестве противовоздушной обороны Формозы , Окинавы и японских островов . поставлены прояпонским режимам Таиланда , Маньчжоу-Го и правительству Ван Цзинвэя Некоторые образцы были также . Тайские подразделения иногда воевали против ВВС США на юге Китая. [ 25 ]

«Хаябусы» пользовались большим успехом в JAAF из-за приятных летных характеристик и превосходной маневренности, и почти все истребители-асы JAAF одержали победы на «Хаябусе» на каком-то этапе своей карьеры. В конце войны большинство подразделений Хаябуса получили истребители Накадзима Ки-84 Хаяте «Франк» и Кавасаки Ки-100 , но некоторые подразделения летали на Хаябуса до конца войны. Лучшим пилотом Хаябусы стал сержант Сатоши Анабуки, одержавший 39 подтвержденных побед, почти все из которых были одержаны на Ki-43.

После войны некоторые захваченные экземпляры в ограниченном количестве служили во французских ВВС в Индокитае против повстанцев Вьетминя . [ 26 ]

Ки-43, брошенные в Нидерландской Ост-Индии, были переданы недавно провозглашенному индонезийскому правительству и приняты на вооружение во время борьбы с голландскими войсками .

Варианты

[ редактировать ]
Захваченный Ki-43-Ib в полете над Брисбеном , 1943 год.
Китайский оператор Ki-43-I
Ки-43 в Рабауле в 1945 году (позже восстановлен Коллекцией летного наследия )
Ки-43
13 прототипов /предсерийных самолетов. [ 27 ]
Ки-43-И «Ко» (Марк 1а)
Вариант, вооруженный двумя пулеметами Тип 89 калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) . [ 28 ] [ 29 ]
Ки-43-И «Оцу» (Марк 1б)
Вариант, вооруженный одним 12,7-мм (0,50 дюйма) пулеметом Хо-103 и 1 × 7,7-мм (0,303 дюйма) пулеметом Тип 89. [ 30 ] [ 29 ]
Ки-43-И «Хэй» (Марк 1с)
Вариант, вооруженный двумя 12,7-мм (0,50 дюйма) Хо-103, а также возможностью установки 2х30-кг бомб под крыльями. [ 31 ] Все более ранние Ki-43-Ia «Ко» и Ki-43-Ib «Оцу» постепенно модернизировались до этой версии по мере появления новых Ho-103. [ нужна ссылка ]
Ключ-43-II
5 прототипов, представил двигатель Ха-115 с двухступенчатым нагнетателем, более короткими и прочными крыльями, [ 32 ] [ нужна страница ] самоуплотняющиеся топливные баки, броня пилота толщиной 13 мм (0,51 дюйма), отражатель прицела, трехлопастной винт фиксированного шага и улучшенный фонарь. [ 31 ]
Ки-43-II «Ко» (Марк 2а)
Первая серийная модель Ки-43-II. В конструкцию добавлены улучшения 5 прототипов. Возможность нести до 500 кг (1100 фунтов) бомб. [ 33 ] [ 31 ]
Ки-43-II «Ко» модернизированный
Маслокольцевой радиатор заменен на сотовый, установлен под носом. Улучшенный посадочный свет. [ 32 ] [ нужна страница ]
Ки-43-IIб «Оцу» (Марк 2б)
На некоторых примерах добавлена ​​система охлаждения топлива. Обе выхлопные трубы были наклонены назад для незначительного увеличения тяги. На более поздних экземплярах универсальные стойки для сбрасываемых баков устанавливались за пределами шасси. [ 32 ] [ нужна страница ] (более ранние модели иногда имели точки крепления немного позади шасси или по центральной линии)
Ки-43-II-КАИ (Марк 2 улучшенный)
Более поздние образцы могли нести бомбы на сбрасываемых баках. [ 32 ] [ нужна страница ] испытывался Этот вариант с лыжами для действий по снегу в Маньчжурии. [ 34 ] Оснащен эжекторными выхлопными трубами. [ 32 ] [ нужна страница ] (добавление примерно 30 л.с.) и дополнительный топливный бак емкостью 540 литров (140 галлонов США; 120 имп галлонов) в фюзеляже. [ нужна ссылка ]
Ки-43-III
Прототипы оснащены двигателем Nakajima Ha-115-II мощностью 920 кВт (1230 л.с.). Конфигурация выхлопной трубы немного изменена. Добавлен впрыск воды-метанола. [ 32 ] [ нужна страница ]
Ки-43-III «Ко» (Марк 3а)
Производится только заводом Тачикава. [ 35 ]
Серийная модель, некоторые оснащены лыжами для работы по снегу. [ нужна ссылка ]
Ки-43-III «Оцу» (Марк 3б)
Вариант с звездообразным двигателем Mitsubishi Ha-112-II и вооружением спаренной 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Ho-5 . (Прототип - построено всего 2) [ 36 ]
Проект Ки-62
Усовершенствованная версия перехватчика Nakajima Ki-43 с более мощным двигателем и вооружением 30-мм (1,18 дюйма) или 40-мм (1,57 дюйма) пушками.

Производство

[ редактировать ]
Ки-43 Производство: Ота, Nakajima Aircraft Company. [ 37 ]
Год
Ян. фев. Мар. апрель Может Июнь Июль август Сентябрь Октябрь. Ноябрь декабрь. Ежегодный
1941 3 9 23 5 20 20 5 29 43 157
1942 40 26 47 61 51 57 61 37 56 55 46 79 616
1943 88 77 90 96 102 105 105 120 120 138 140 147 1,347
1944 179 181 167 140 155 125 84 28 11 1,070
Общий 3,190

Не включено:

  • Предварительное производство Ки-43-I началось с трех прототипов, построенных в декабре 1938 года, а также в феврале и марте 1940 года. Еще десять самолетов для эксплуатационных испытаний были построены с ноября 1939 года по сентябрь 1940 года. [ 13 ]
  • Предварительное производство Ki-43-II началось с пяти прототипов, построенных в период с февраля по май 1942 года. Еще три самолета для эксплуатационных испытаний были построены с июня по август 1942 года. [ 13 ]
  • Предварительное производство Ki-43-III началось с десяти прототипов, построенных в период с мая 1944 по август 1945 года. [ 13 ]
Ки-43 Производство: Тачикава, Tachikawa Aircraft Company Ltd. [ 38 ]
Год
Ян. фев. Мар. апрель Может Июнь Июль август Сентябрь Октябрь. Ноябрь декабрь. Ежегодный
1943 5 7 10 15 20 30 45 67 199
1944 10 115 100 140 125 147 148 157 210 75 275 180 1682
1945 105 90 155 70 120 93 80 35 748
Общий 2629

Еще 49 Ки-43-II были собраны с октября 1943 по ноябрь 1944 года на арсенальном заводе Тачикава Дай-Ичи Рикугун Кокусё . [ 13 ]

Общий объем производства:
Согласно отчету USSBS 5,819 [ 37 ] [ 38 ] 5819 сборок Ki-43-I, Ki-43-II и Ki-43-IIIa.
По мнению Франсильона 5,919  [ 13 ] 729 Ki-43-I, 5188 модификаций Ki-43-II и Ki-43-IIIa, 2 прототипа Ki-43-IIIb

Фактически поставленное и принятое к августу 1945 г. количество Ki-43 составило 5751; 3185 из Накадзимы, 22 из Рикугуна и 2544 из Тачикавы. [ 39 ]

Операторы

[ редактировать ]

военное время

[ редактировать ]
 Япония
 Маньчжоу-Го
 Таиланд

Послевоенный

[ редактировать ]
 Китай
 Китайская Народная Республика
 Франция
 Индонезия
  • Индонезийские ВВС ремонтировали заброшенные самолеты для борьбы с голландским колониальным правлением. В 1947 году Ки-43, который сейчас находится в музее Диргантара Удара Джокьякарта недалеко от международного аэропорта Адисусипто, должен был бомбить голландские стратегические позиции, однако это помешали механические проблемы.
 Северная Корея

Выживший самолет

[ редактировать ]
Выставка Ki-43 Hayabusa возле Музея мира для пилотов-камикадзе в Чиране, Минамикюсю, Кагосима, Япония
Индонезийский Ки-43-II
Ки-43 в Музее авиации и космонавтики Пима

Технические характеристики (Ки-43-IIб)

[ редактировать ]
Накадзима Ки 43-I

Данные японских самолетов Тихоокеанской войны [ 62 ]

Общие характеристики

890 кВт (1200 л.с.) на высоте 3000 м (9800 футов)
820 кВт (1100 л.с.) на высоте 6200 м (20300 футов)
  • Гребные винты: 3-лопастной металлический гребной винт постоянной скорости, диаметр 2,79 м (9 футов 2 дюйма).

Производительность

  • Максимальная скорость: 530 км/ч (330 миль в час, 290 узлов) на высоте 4000 м (13 000 футов).
  • Крейсерская скорость: 440 км/ч (270 миль в час, 240 узлов)
  • Дальность действия: 1760 км (1090 миль, 950 миль)
  • Перегоночная дальность: 3200 км (2000 миль, 1700 морских миль)
  • Практический потолок: 11 200 м (36 700 футов)
  • Время набора высоты: 5000 м (16 000 футов) за 5 минут 49 секунд.
  • Нагрузка на крыло: 121 кг/м 2 (25 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 0,33 кВт/кг (0,20 л.с./фунт)

Вооружение

  • Орудия: 2 × 12,7-мм (0,500 дюйма) Ho-103 в носовой части фюзеляжа с боезапасом 270 выстрелов. [ с ]
  • Бомбы: 2 бомбы по 30 кг (66 фунтов) или 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов). [ д ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Обычно около 40 самолетов, разделенных на три чутая и штабную секцию.
  2. ^ Каждый Чутай был сформирован из четырех звеньев по три самолета.
  3. ^ Ki-43-Ia: 2 × 7,7-мм (0,30 дюйма) пулемета Тип 89 , Ki-43-Ib: 1 × 7,7-мм (0,30 дюйма) пулемёт Type 89 и 1x 12,7-мм (0,50 дюйма) пулемёта Ho-103 , Ki-43-Ic, IIa, IIb, II Kai и IIIa: 2 × 12,7-мм (0,50 дюйма) Ho-103 , Ki-43-IIIb: 2 × 20-мм (0,79 дюйма) пушки Ho-5
  4. ^ также на Ki-43-III, Ki-43-I: 2 бомбы по 15 кг (33 фунта).
  1. ^ Франсильон 1979 , с. 207.
  2. ^ Перейти обратно: а б Грин, с. 74
  3. ^ Стэнэуэй 1999 , с. 33
  4. ^ Этелл 1995 , стр. 98–99.
  5. ^ Грин, стр. 77, 78.
  6. ^ Перейти обратно: а б Этелл 1995 , с. 99
  7. ^ Перейти обратно: а б Гланси 2006 , с. 173
  8. ^ Франсильон 1979 , с. 206.
  9. ^ Франсильон 1979 , с. 166.
  10. ^ Air International , январь 1980 г. , с. 27
  11. ^ Air International , январь 1980 г. , стр. 27–28.
  12. ^ Air International , январь 1980 г. , с. 28
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Франсильон 1979 , с. 214.
  14. ^ Перейти обратно: а б Данн, Ричард Л. «Вооружение Накадзима Ки-43-I: переоценка». warbirdforum.com . Проверено: 18 октября 2009 г.
  15. ^ «Ки-43 «Хаябуса» Томаса Буша» .
  16. ^ Air International , январь 1980 г. , с. 44
  17. ^ Франсильон 1979 , с. 210.
  18. ^ Франсильон 1979 , с. 211.
  19. ^ Перейти обратно: а б Франсильон 1979 , с. 214, Air International , январь 1980 г. , с. 45
  20. ^ Air International , январь 1980 г. , с. 46
  21. ^ Икухико, Асы-истребители японской армии, 1931–45.
  22. ^ Идзава, 64-й Летающий Сэнтай, стр.2
  23. ^ Стэнэуэй 1999 , с. 9
  24. ^ Ичимура 2009, с. 50
  25. ^ j-aircraft.com/research «Самолеты Королевских ВВС Таиланда». j-aircraft.com . Проверено: 18 октября 2009 г.
  26. ^ Дорр и Бишоп 1996 , с. 249
  27. ^ Виндроу и Франсильон 1965 , стр. 3–4.
  28. ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 4
  29. ^ Перейти обратно: а б Бюшель 1995 , с. 6
  30. ^ Виндроу и Франсильон 1965 , стр. 4–5.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Виндроу и Франсильон, 1965 , с. 5
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нохара, 2000 г.
  33. ^ Бюшель 1995 , с. 10
  34. ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 8
  35. ^ Бюшель 1995 , с. 11
  36. ^ Виндроу и Франсильон 1965 , с. 6
  37. ^ Перейти обратно: а б Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Накадзима Эйркрафт Компани, Лтд . Отчет корпорации II. Вашингтон, округ Колумбия, стр. Приложение M., стр. 40–42 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  38. ^ Перейти обратно: а б Обзор стратегических бомбардировок США (1947 г.). Тачикава Эйркрафт Компани, Лтд . Отчет корпорации X. Вашингтон, округ Колумбия, стр. Приложение J., стр. 29–30 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  39. ^ Перейти обратно: а б Виндроу и Франсильон, 1965 , с. 11.
  40. ^ Марш и Хиткотт 1997 , с. 75
  41. ^ "Французские самолеты для борьбы с повстанцами, 1946–1965". worldatwar.net . Проверено: 18 октября 2009 г.
  42. ^ «НАКАДЖИМА КИ-43 ХАЯБУСА (ОСКАР)» . Коллекция летающего наследия . Друзья летающего наследия. Архивировано из оригинала 14 февраля 2016 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
  43. ^ Тайлан, Джастин. «Ки-43-I Оскар, заводской номер 750» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
  44. ^ «Накадзима Ки-43-II Хаябуса 'Оскар': ВВС Императорской армии Японии» . Австралийский военный мемориал . Проверено 11 ноября 2018 г.
  45. ^ Тайлан, Джастин. «Ки-43-II Оскар, заводской номер 5465» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
  46. ^ «ХАЯБУСА (ОСКАР)» . Музей авиации и космонавтики Пима . Pimaair.org. Архивировано из оригинала 13 февраля 2016 года . Проверено 7 февраля 2016 г.
  47. ^ Плут, Дэйв. «Захваченный Оскар Голландии» . j-aircraft.com . Проверено 15 апреля 2015 г.
  48. ^ «Накадзима Ki-43-IIb Хаябуса (Сапсан) Оскар» . Смитсоновский национальный музей авиации и космонавтики . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 31 декабря 2023 г.
  49. ^ "Я отключил Ki-43-IIIa Hayabusa "Оскар" Репродукция" . Музей авиации . Проверено 7 февраля 2016 г.
  50. ^ «Накадзима Ки-43 II «Оскар» » . ГоссХок Безлимитный . ГоссХок Анлимитед, Инк . Проверено 25 февраля 2016 г. .
  51. ^ «Накакима Ки-43 Оскар» . Коллекция самолетов Эриксона . Проверено 7 февраля 2016 г.
  52. ^ Тайлан, Джастин. "Ki-43-IIIa Оскар, заводской номер 15344 (Реплика)" . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б Тайлан, Джастин. «Техасский авиазавод» . Тихоокеанские затонувшие корабли . Пасифик Рэкс Инкорпорейтед . Проверено 7 февраля 2016 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б «Накадзима Ки-43 II «Оскар» » . ГоссХок Безлимитный . ГоссХок Анлимитед, Инк . Проверено 25 февраля 2016 г. .
  55. ^ [1] kamikazeimages.net Проверено 13 февраля 2018 г.
  56. ^ «Чиранский музей мира для пилотов-камикадзе» . Изображения камикадзе . Проверено 13 февраля 2018 г.
  57. ^ Новости, Vintage Aviation (9 октября 2013 г.). «Нобуо Харада восстановит Накадзима Ки-43 Хаябуса» . Старинные новости авиации . Проверено 19 августа 2023 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  58. ^ «H45 | Накадзима Ки-43-II Хаябуса | Индонезия — ВВС | Арджун Саруп » Получено 20 марта.
  59. ^ Японский коллекционер восстанавливает редкий самолет времен Второй мировой войны, 8 октября 2013 г., Japan Times, дата обращения 17 августа 2016 г.
  60. ^ «Нобуо Харада восстановит Накадзима Ки-43 Хаябуса » Warbirds Новости Новости боевых птиц. 9 октября 2013 года . Получено 25 февраля.
  61. Томпсон, Пол J-HangarSpace - Музеи авиации , дата обращения 8 сентября 2016 г.
  62. ^ Франсильон 1979 , стр. 213–214.
  63. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бюшель, Ричард М. Накадзима Ki-43 Hayabusa I-III в службе RTAF-CAF-IPSF ВВС Японии . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publications, 1970. ISBN   0-85045-022-5 .
  • Бюшель, Ричард М. (1995). Накадзима Ки-43 Хаябуса I–III в ВВС Японии ⋅ RTAF ⋅ CAF ⋅ Служба IPSF Атглен, Пенсильвания: Книги Шиффера. ISBN  0-88740-804-4 . . переработанное издание книги 1970 года
  • Дорр, Роберт Ф; Бишоп, Крис (1996). Обзор воздушной войны во Вьетнаме . Лондон: Аэрокосмическая промышленность. ISBN  1-874023-78-6 .
  • Этел, Джеффри. (1995). Самолеты Второй мировой войны . Глазго: Издательство HarperCollins. ISBN  0-00-470849-0 .
  • Франсильон, Рене Дж. (1979). Японская авиация Тихоокеанской войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм и компания. ISBN  0-370-30251-6 .
  • Гланси, Джонатан (2006). Спитфайр: Иллюстрированная биография . Лондон: Atlantic Books. ISBN  978-1-84354-528-6 .
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Издательство), 1973 (седьмое издание), первое издание 1961 года. ISBN   0-356-01447-9 .
  • Грин, Уильям и Суонборо, Гордон (nd). «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. ISSN   0143-5450 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Факты о самолетах времен Второй мировой войны, Истребители японской армии, часть 2 . Лондон: Макдональд и Джейнс, 1977. ISBN   0-354-01068-9 .
  • Хаггинс, Марк (май – июнь 1999 г.). «Заходящее солнце: японская ПВО Филиппин 1944–1945». Энтузиаст авиации (81): 28–35. ISSN   0143-5450 .
  • Ичимура, Хироши. Ki-43 «Оскар» — асы Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Оспри, 2009. ISBN   978-1-84603-408-4 .
  • Марч, Дэниел Дж.; Хиткотт, Джон, ред. (1997). Аэрокосмическая энциклопедия воздушной войны, том второй: с 1945 года по настоящее время . Лондон: Издательство AIRtime. ISBN  1-874023-88-3 .
  • «Тихоокеанский сапсан... Накадзима Ки.43 Хаябуса». Эйр Интернешнл . Том. 18, нет. 1. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. Январь 1980 г., стр. 27–31, 44–46. ISBN  0-903234-41-6 . ISSN   0306-5634 .
  • Пайдош, Вальдемар, Марк Т. Влодарчик и Адам Ярски. Накадзима Ки 43 Хаябуса «Оскар» (на польском языке), Авиационные монографии 48 . Гданьск: АЙ-Пресс, 1998. ISBN   83-86208-97-Х .
  • Скульский, Пшемыслав. Накадзима Ки 43 Хаябуса «Оскар», серия Pod Lupa № 11 (польский/английский). Вроцлав: Ace Publications, 1999. ISBN   83-86153-98-9 .
  • Сумиль, Жан-Клод (сентябрь 1999 г.). «Японские самолеты во французских цветах». Авионс (на французском языке) (78): 6–17. ISSN   1243-8650 .

Нохара, Сигэру (2000). Накадзима ишишики сэнтоки хаябуса [ Накадзима ичишики сэнтоки хаябуса ], том 29 Aero Detail. Токио: Dai Nihon Kaiga .  4-499-22735-6 . OCLC   166435828 .

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e3fa0252c4d8e147d1f2c64460a2361__1721002620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/61/4e3fa0252c4d8e147d1f2c64460a2361.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nakajima Ki-43 Hayabusa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)