PZL.50 Ястшиб
PZL.50 Ястшиб | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Национальный авиационный завод |
Статус | Никогда не поступал на службу |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Количество построенных | 2 прототипа (+5 некомплектных серийных самолетов) |
История | |
Изготовлено | 1939 |
Первый полет | февраль 1939 г. |
Варианты | PZL.53 Ястшиб II PZL.56 Кания |
PZL.50 Jastrząb ( «Ястреб» ) — польский истребитель конца 1930-х годов , разработанный Всеволодом Якимюком в Panstwowe Zakłady Lotnicze . Одноместный низкоплан-моноплан должен был выполнять функции многоцелевого истребителя и эскорта, чтобы заменить все остальные истребители в Польской военной авиации . Разработанный после 1936 года, его прототип впервые поднялся в воздух в феврале 1939 года. К сентябрю производство первого серийного самолета было близилось к завершению, но дальнейшая разработка была прервана советско-фашистским вторжением в Польшу .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В начале 1930-х годов польские ВВС были оснащены современными на тот момент цельнометаллическими PZL P.11 монопланами с крылом «крыло чайки» , последним представителем семейства истребителей, разработанных Зигмунтом Пулавским . Однако к концу десятилетия они устарели, поскольку начали появляться новые истребители и бомбардировщики с более высокими характеристиками. не велась Разработка других истребителей, кроме PZL P.24 , который представлял собой улучшенный экспортный вариант конструкции Пулавского P.11, . К середине 1930-х годов командование ВВС Польши под руководством генерала Людомила Райского ожидало, что базовым польским истребителем общего назначения и лёгким бомбардировщиком будет двухмоторный тяжёлый истребитель - бомбардировщик PZL.38 Wilk , дополненный лёгким, дешевый низкоплан-моноплан PZL.39 /LWS-4. [ 1 ] Хотя PZL.38 потенциально был подходящей конструкцией, у него возникли проблемы с поиском подходящих двигателей, а расчетные характеристики PZL.39 были слишком низкими (максимальная скорость 400 км/ч (250 миль в час)), в результате чего обе программы были отменены. [ 2 ] Будущий военный опыт показал, что тяжелые истребители не могут противостоять быстрым одномоторным перехватчикам. Стало очевидным, что ВВС для защиты страны необходим современный самолет-перехватчик , и наконец, в октябре 1936 года Комитет по вооружению (КСУС) представил заявку на такой перехватчик. [ 1 ]
В конце 1936 года Райский приказал главному конструктору PZL Всеволоду Якимюку, ведущему конструктору P.11c, отказаться от работ над пассажирским авиалайнером PZL.44 Wicher и начать работы над современным одномоторным истребителем с убирающимся шасси. передаче и скорости около 500 км/ч (310 миль в час). В то же время Райский выбрал Bristol Mercury в качестве силовой установки проекта радиальный двигатель VIII (840 л.с./825 л.с.). Компания PZL уже производила двигатели Mercury V и сможет переоборудовать их для создания более поздней версии, поскольку двигатель польского производства был одним из основных факторов, учитываемых при проектировании. [ 3 ] Однако этот выбор ограничил возможности будущего истребителя, и, по мнению историков, вся программа началась как минимум на два года позже. [ 4 ]
Проект PZL.50 под названием Jastrząb ( «Ястреб ») стартовал в конце 1936 года. [ 1 ] В 1937 году проект был принят командованием ВВС и было заказано два прототипа. В июне 1938 года было заказано 300 двигателей PZL Merkury VIII, построенных по лицензии на заводе PZL WS-1, первый из которых должен был быть поставлен в июне 1939 года. Двигатель для прототипа был импортирован из Великобритании и установлен в сентябре 1938 года. был готов к октябрю, но его завершение задержалось из-за отсутствия убирающегося шасси, поставленного британской фирмой Dowty . [ 5 ] Из-за задержки польские авиационные власти упустили возможность начать летные испытания с некоторыми временными несъемными шасси, поскольку польская промышленность еще не производила подходящие убирающиеся шасси. [ 1 ] Для серийной серии были предусмотрены ходовые части производства «Авиа». [ 5 ]
Наконец, первый прототип PZL.50/I был построен и поднят в воздух в конце февраля 1939 года пилотом Ежи Видавским. Несмотря на то, что он официально засекречен, 27 февраля он был выставлен на статической выставке министру иностранных дел Италии графу Галеаццо Чиано . [ 3 ] Испытания проводились в основном Болеславом Орлинским и несколькими другими пилотами, которые отметили, что прототип после доработок хвостового оперения показал удовлетворительные характеристики управляемости и маневренности, хотя в качестве перехватчика он был недостаточно маневренным. [ 6 ] Наибольшее беспокойство вызывало то, что даже без радио и пулеметов он мог развивать скорость всего от 420 до 430 км/ч (от 260 до 270 миль в час). [ 7 ] У двигателя Mercury VIII были проблемы с выдачей полной мощности из-за неподходящего впуска карбюратора, и после доработок прототип смог развивать скорость 442 км/ч (275 миль в час). Летчики-испытатели продолжали жаловаться на слишком низкую выходную мощность. [ 1 ] хотя некоторые наблюдатели подсчитали, что с лучшим двигателем серийный образец мог бы развивать скорость до 470 км/ч (290 миль в час). [ 2 ]
Сначала планировалось заказать 300 PZL.50, [ 8 ] но в апреле 1939 года новый командующий ВВС генерал Калкус и инспектор ПВО генерал Юзеф Зайонц оценили, что текущая конструкция PZL.50 не соответствует заданным характеристикам, и приказали PZL продолжить ее разработку, построив самолет улучшенной модели с под заказ только ограниченная серия из 25-30 самолетов, получивших обозначение PZL.50A . [ 1 ] [ 9 ] Серийный самолет должен был иметь увеличенную площадь крыла с 15,8 м. 2 до 19 м 2 . [ 2 ] Общий запланированный заказ был уменьшен до 200, и Польша начала поиск истребителей за рубежом, заказав у Франции 160 истребителей Morane-Saulnier MS 406 . [ 9 ] В качестве временной меры было заказано 100 истребителей PZL P.11g Kobuz , оснащенных планером P.11c двигателями Mercury VIII. [ 2 ]
Второй прототип PZL.50/II должен был быть оснащен более мощным двигателем мощностью 1200–1400 л.с., но так и не был оснащен. Только в 1939 году PZL.50/II был переработан с двигателем Gnome-Rhône 14N21 мощностью 1100 л.с. для экспортного варианта PZL.50B (расчетная максимальная скорость 560 км/ч (350 миль в час). [ 1 ] ) или 1060 л.с. Bristol Taurus II или III для ВВС Польши (расчетная скорость от 530 до 560 км/ч (от 330 до 350 миль в час)). Двигатель Gnome-Rhone был поставлен только в августе 1939 года, тогда как новейший британский Taurus планировалось поставить в октябре или ноябре, но окончательным поставкам помешала война. Тем не менее, развитие Тельца оказалось непростым. [ 1 ] Другими возможными альтернативами двигателя были польский двигатель PZL Waran, который должен был быть готов весной 1940 года, Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1000 л.с. или Bristol Hercules мощностью 1375 л.с. [ 9 ] Еще в 1938 году Якимюк предложил вариант с рядным двигателем Hispano-Suiza 12Y мощностью 1100 л.с., получивший обозначение PZL.56 Kania, но он не был принят. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]К концу августа 1939 года появился первый невооруженный летающий прототип PZL.50/I, второй неполный и безмоторный прототип PZL.50/II, незаконченный предварительный PZL.50. и все, что было собрано, — это части четырех PZL.50A. Первый прототип имел короткий обтекатель за фонарем, все остальные отличались урезанной задней частью фюзеляжа для размещения «капюшона кругового обзора». [ 5 ] Серийная серия должна была включать другой фонарь и подфюзеляжный обтекатель. После немецкого вторжения и начала Второй мировой войны, 2–3 сентября 1939 года, два некомплектных самолета (модели PZL.50 и PZL.50/II) были перевезены с завода WP-1 в Окенце на завод Citroën на улице Черняковской. где они были захвачены немцами и, возможно, сданы на слом после 1940 года. [ 1 ]
Первый прототип был отправлен Яном Видавским на восток в сторону Львова 6 сентября, но совершил аварийную посадку возле Рава Руска . из-за того, что у него закончилось топливо, он [ 1 ]
Из-за секретности, окружающей самолет, на протяжении более 65 лет о его существовании было известно лишь частично по четырем фотографиям фрагментов первого прототипа, сделанным во время презентации Чиано, две из которых показаны в книге « Польские самолеты 1893-1939 гг.» . Ежи Цинка , который также содержит репрезентативные чертежи самолета. [ 10 ] Лишь в 2005 году на улице Черняковской была обнаружена пара фотографий, на которых были запечатлены два недостроенных самолета. [ 1 ] Фотографии, сделанные немецкими солдатами и польским фотографом-любителем, позволили достоверно реконструировать конструктивные особенности PZL.50. [ 1 ]
Версии
[ редактировать ]- ПЗЛ.50/И
- Первый прототип.
- ПЗЛ.50/II
- Второй прототип с изменениями фюзеляжа (удлиненный фюзеляж, длинный фонарь-обтекатель) и измененным капотом двигателя. [ 11 ]
- ПЗЛ.50А
- Планируемый первый серийный вариант на базе второго прототипа. [ 12 ] с двигателем PZL Merkury VIII (840 л.с.), вооруженным четырьмя пулеметами km wz.36 калибра 7,92 мм и 100 кг бомбами.
- ПЗЛ.50Б
- Планируется вторая серийная серия с двигателем Bristol Taurus II (1060 л.с.) или Gnome-Rhône 14N21 (1100 л.с.) и вооружением 4 x 7,92-мм пулеметами km wz.36 , 2 x 20-мм пушками nkm FK wz.38D и 300 кг. бомб.
Операторы (планируется)
[ редактировать ]Технические характеристики (ПЗЛ.50/И)
[ редактировать ]Данные из [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8 м (26 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 9,7 м (31 фут 10 дюймов)
- Высота: 2,7 м (8 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 15,8 м 2 (170 кв. футов)
- Вес пустого: 1900 кг (4189 фунтов)
- Полная масса: 2400 кг (5291 фунт)
- Силовая установка: 1 × PZL Merkury VIII 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 615 кВт (825 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 430 км/ч (270 миль в час, 230 узлов)
- Боевая дальность: 750 км (470 миль, 400 миль)
- Практический потолок: 7500 м (24600 футов)
- Скорость набора высоты: 12 м/с (2400 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: калибра 7,92 мм (0,312 дюйма). km wz.36 4 пулемета
- Бомбы: 100 кг (220 фунтов) бомб.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блох MB.150
- Брюстер F2A Баффало
- Кёртисс P-36 Хок
- Фиат Г.50
- Фоккер Д. XXI
- Грумман F4F Уайлдкэт
- СНОВА 80
- Макки C.200
- МАВАГ Шелл
- Накадзима Ки-43
- Polikarpov I-180
- Реджиан Ре.2000
- Северский П-35
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Цинк, Ежи Б. Ястшуб раскрыт (на польском языке) , стр. 55–60.
- ^ Jump up to: а б с д Грущинский, Ежи. У Ястшемба не было времени... (на польском языке) . стр. 46–53.
- ^ Jump up to: а б Цинк 1962, стр. 386.
- ^ Цинк, Ежи Б. «'PZL.50 Jastrząb в аутентичной форме')» (на польском языке) . Крылатая Польша , нет. 6/2005, стр. 59.
- ^ Jump up to: а б с Цинк 1962, стр. 387.
- ^ Цинк 1962, стр. 387–388.
- ^ Jump up to: а б Цинк 1962, стр. 388.
- ^ Стекло 2008, с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Грин 1961, с. 121.
- ^ Цинк 1971, стр. 259–265.
- ^ PZL.50 Jastrząb в его истинной форме. Архивировано 4 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Стекло 2008, с. 131.
- ^ Стекло 2008, с. 133.
- Библиография
- Цинк, Ежи Б. «Раскрытие Ястшуба» (на польском языке) . Крылатая Польша , нет. 11/2005, стр. 55–60.
- Цинк, Ежи Б. Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон, Великобритания: Патнэм и компания, 1971. ISBN 0-370-00085-4 .
- Цинк, Ежи Б. «PZLP50 Jastrząb (Они не совсем... № 16)». Air Pictorial , том 24, № 12, декабрь 1962 г.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Стекло, Анджей. Polskie Konstrukcje Lotnicze Vol.3 (на польском языке). Сандомир, Польша: Издательство Stratus, 2008.
- Грущинский, Ежи. «Ястшуб не успел...») (на польском языке) . Авиация , нет. 12/2005, стр. 46–53.
Внешние ссылки
[ редактировать ]