Jump to content

Северский П-35

П-35
P-35 ( 36-404 ) отмечен как P-35A в USAAC в Национальном музее ВВС США.
Роль боец
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Северский
Первый полет 15 августа 1935 г.
Введение 1937
Ушедший на пенсию Сентябрь 1952 г. ( ВВС Швеции ).
Основные пользователи Воздушный корпус армии США
Количество построенных 196
Разработано на основе Северский СЭВ-3 [ 1 ]
Варианты Северский А8В
Развитый в Республика П-43 Лансер

Северский Р-35 — американский истребитель, построенный Северским авиастроительным заводом в конце 1930-х годов. Современник Hawker Hurricane и Messerschmitt Bf 109 , P-35 был первым одноместным истребителем в авиакорпусе армии США, имевшим цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси и закрытую кабину .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Истоки Р-35 можно проследить до «Северский СЭВ-3» трехместной амфибии , спроектированной Александром Картвели , главным конструктором «Северского» и первого самолета «Северского». СЭВ-3 впервые поднялся в воздух в июне 1933 года и был преобразован в базовый учебно-тренировочный самолет «Северский» БТ-8, 30 из которых были заказаны Воздушным корпусом армии США (USAAC) в 1935 году. [ 2 ] Он оказался крайне недостаточно мощным и был быстро заменен североамериканским БТ-9 . [ 3 ]

Второй прототип SEV-3 был построен как вариант двухместного истребителя SEV-2XP. Он был оснащен радиальным двигателем Wright R-1820 мощностью 735 л.с. (548 кВт) и имел фиксированное шасси в аэродинамических гетрах. [ 4 ] [ 5 ] и был вооружен одним пулеметом калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) и одним пулеметом 0,30 дюйма (7,62 мм), стреляющим вперед, а также дополнительным орудием калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) для защиты тыла.

Когда в 1935 году USAAC объявил конкурс на новый одноместный истребитель, Северский прислал SEV-2XP, будучи уверенным, что он победит, несмотря на то, что он двухместный. Однако самолет был поврежден 18 июня 1935 года во время перехода к взлету на Райт-Филд . Чтобы конкурировать с Curtiss Model 75 , одноместным самолетом с убирающимся шасси, Северский переоборудовал самолет в одноместный SEV-1XP, заменив фиксированное шасси SEV-2XP на убирающееся шасси, в котором основные колеса убирались назад в крыло. и R-1820-G5 мощностью 850 л.с. (634 кВт), заменяющий -F3 SEV-2XP. SEV-1XP был доставлен в Райт Филд 15 августа для оценки, которая в целом прошла успешно, хотя Cyclone не смог обеспечить свою номинальную мощность, и SEV-1XP достиг скорости только 289 миль в час (465 км/ч), а не 300 миль в час ( 483 км/ч), предсказанный Северским. [ 6 ]

Протесты со стороны Curtiss привели к тому, что формальный взлет истребителей был отложен до апреля 1936 года. Задержка была использована как Северским, так и Curtiss для улучшения своих самолетов, одновременно позволяя использовать дополнительные истребители от Vought ( Vought V-141 ) и Consolidated с одним сидячий вариант ПБ-2 . SEV-1XP был снова модернизирован: двухрядный двигатель Pratt & Whitney R-1830 -9 "Twin Wasp" заменил Cyclone, а также был установлен модифицированный вертикальный стабилизатор , став SEV-7. [ 5 ] [ 7 ]

P&W также не смог обеспечить свою номинальную мощность, поскольку его мощность составляла всего 738 л.с. (550 кВт). [ нужна ссылка ] , а максимальная скорость снова оказалась значительно ниже 300 миль в час. Несмотря на то, что «Северский» был дороже, чем конструкции Кертисса и Воута, он стал явным победителем конкурса авиакорпуса: 16 июня 1936 года был размещен заказ на 77 истребителей Р-35 и запасные части, эквивалентные восьми самолетам, по цене 1 636 250 долларов. . [ 8 ] [ 9 ] Модификации SEV-1XP до серийного P-35 включали частичные вместо полных обтекатели основного колеса и семиградусный наклон внешних панелей крыла. [ 10 ]

Первый серийный P-35 был доставлен USAAC в мае 1937 года, ему предшествовал принадлежащий компании предсерийный самолет и демонстратор AP-1. [ 10 ] Всего было построено 76 P-35, поставка завершилась в августе 1938 года, а 77-й самолет был построен как прототип XP-41 . [ 11 ] Когда в 1937 году потребовались дополнительные истребители, авиакорпус, который был недоволен как медленной поставкой P-35, так и продажей двухместных самолетов 2PA ВМС Японии, заказал 210 самолетов Curtiss P-36 . [ 12 ]

Также в 1937 году Р-35 с военно-морским оборудованием был поставлен ВМС США для проведения конкурса проектов по замене истребителей-бипланов ВМФ цельнометаллическим монопланом . Вопреки обычной практике ВМФ, единственный испытательный самолет эксплуатировался под гражданской регистрацией как NX1254 , ему не был присвоен ни официальный серийный номер ВМФ, ни обозначение типа, а вместо этого он эксплуатировался как NF-1 , обозначение компании, обозначающее «Naval Fighter One». ". Прототип конкурировал с Brewster F2A и Grumman F4F , но был признан неудовлетворительным, и F2A был заказан в производство. [ 13 ] [ а ] По некоторым данным, типовое обозначение FN было присвоено «Северскому» в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года . [ 15 ] [ 16 ] [ б ] но другие утверждают, что это ошибка. [ 13 ]

Северский продолжал развивать конструкцию в надежде продать больше самолетов как авиакорпусу, так и гражданским и экспортным заказчикам. Он модифицировал прототип SEV-1XP как одноместный гоночный автомобиль, а S-1 включил его в гонку Bendix Trophy 1937 года , где он занял четвертое место. Конкурс выиграл S-2 ( регистрационный номер NR70Y), аналогичный самолет, построенный для Фрэнка Фуллера из компании Fuller Paint. [ 18 ] S-2 также выиграл Bendix Trophy в 1939 году. [ 19 ] и занял второе место в 1938 году. [ 20 ] Самолет использовался для изображения «Пули Дрейка» в фильме 1938 года « Летчик-испытатель» .

Еще одним гражданским самолетом был DS (или Doolittle Special), одноместный самолет Джеймса Дулитла , использовавшийся в то время в Shell Oil Company , а AP-7 был еще одним гоночным самолетом, оснащенным двигателем R-1200 л.с. (895 кВт). Двигатель 1830 года, на котором Жаклин Кокран выиграла гонку Bendix Trophy 1938 года и установила рекорд скорости полета среди женщин. [ 21 ] [ 22 ] Северский выставил два самолета на базе Р-35 на конкурс нового истребителя для авиакорпуса в 1938 году. Одним из них был XP-41 (имевший фирменное обозначение AP-4D, который представлял собой P-35 с двигателем R-1830-9 мощностью 1200 л.с. (895 кВт), оснащенным двухступенчатым нагнетателем ) и AP-4, который имел турбонагнетатель, установленный в нижней части более глубокого фюзеляжа. Авиационный корпус отдал предпочтение AP-4D, который был заказан в производство как P-43 Lancer . [ 11 ] [ 23 ] [ 24 ]

Стремясь увеличить продажи, Александр П. де Северский лично взял демонстратор в турне по Европе в начале 1939 года. В результате этой демонстрации Швеция заказала 29 июня 1939 года 15 истребителей ЭП-106. [ 25 ] развитие Р-35 с двигателем Р-1830-45 мощностью 1050 л.с. (783 кВт), который улучшил характеристики более чем на 25 миль в час (40 км / ч) и вооружен двумя пулеметами калибра 7,9 мм (0,311 дюйма). капот и два 13,2-мм (0,52 дюйма) пулемета в крыльях. [ 26 ] Второй заказ на 45 ЭП-106 был размещен 11 октября 1939 года. [ 25 ] с третьим заказом на 60 самолетов, размещенным 6 января 1940 года, хотя к этому времени Северский был исключен советом директоров из компании, носящей его имя, и компания переименовала себя в Republic Aviation . [ 27 ] Шведские ВВС обозначили их J 9. [ 28 ]

Двухместные версии

[ редактировать ]
Северский 2ПА/200 на испытаниях в RAF Martlesham в 1939 году.

Северский также построил двухместный самолет 2ПА . Разрабатываемый параллельно с Р-35, 2ПА представлял собой двухместный истребитель и истребитель-бомбардировщик с принципиально схожим планером и предлагался либо с шасси, аналогичным одноместному, как 2ПА-Л (Сухопутный), либо с шасси. плавающее шасси-амфибия 2ПА-А (Амфибия). Названный производителем «Истребителем Конвоя», 2PA оснащался девятицилиндровым звездообразным двигателем Wright R-1820-G2 или G3 Cyclone, первый имел взлетную мощность 1000 л.с., а второй — 875 л.с. Вооружение состояло из двух крыльевых 7,62-мм или 12,7-мм пушек «Браунинг», одной 7,62-мм «Браунинг» на гибкой установке в задней кабине, а также двух передних фюзеляжных 7,62-мм или 12,7-мм пушек «Браунинг». Предусматривалась бомбовая нагрузка до 227 кг (500 фунтов) на внутренних стойках крыла. Один 2ПА-А и один 2ПА-Л были закуплены Советским Союзом в марте 1938 года, один с обычным шасси и один с поплавками, вместе с лицензией на производство, но, похоже, Советский Союз так и не запустил их в производство. Этот шаг оказался непопулярным для Северского. 2PA-B3 были проданы ВМС Японии , которые некоторое время использовали их во время Второй китайско-японской войны в качестве двухместных истребителей типа S или A8V-1 (кодовое название союзников «Дик»). Японцев этот самолет не впечатлил, и в конечном итоге газета Asahi Shimbun назвала два из них «хакерами». Швеция заказала 52 2PA (шведское обозначение B 6 ), способных нести 1350 фунтов (612 кг) бомб, но получила только две до введения американского эмбарго против комбатантов. [ 26 ] Остальные 50 были присвоены USAAC, перевооружены пулеметами калибра 0,30 дюйма и 0,50 дюйма и использовались в качестве усовершенствованных учебно-тренировочных машин под названием AT-12 Guardsman .

Операционная история

[ редактировать ]
P-35 27-й эскадрильи преследования , 1-й PG, в полете.

Воздушный корпус армии США

[ редактировать ]

Первые Р-35 были доставлены в 1-ю группу преследования (27-й, 71-й и 94-й ПС), дислоцированную на полигоне Селфридж-Филд в Мичигане. Для снижения веса самолет использовал мокрое крыло , и наземный персонал быстро узнал о постоянных утечках топлива. Характеристики P-35 были плохими даже по современным меркам, и, хотя авиаторы USAAC оценили надежность самолета, к моменту завершения поставок в 1938 году он уже устарел. [ 29 ]

18 июня 1940 года Соединенные Штаты объявили эмбарго на экспорт оружия в любую страну, кроме Соединенного Королевства. С оптимизмом Республика продолжала производить EP-106, 60 которых по приказу от 24 октября 1940 года были переданы USAAC как P-35A . Самолет был перевооружен по американским стандартам парой пулеметов калибра 0,50 дюйма, стрелявших через винт, но сохранил шведскую спецификацию: по пулемету калибра 0,30 дюйма, установленному в каждом крыле. Летные приборы были метрическими, а их маркировка и руководства по летной эксплуатации были написаны на шведском языке. Из них три самолета остались в США в качестве учебных планеров для механиков. Шесть P-35A были доставлены в Эквадор для формирования первого боевого подразделения — Escuadrilla de Casa . [ 30 ]

Авиационный корпус филиппинской армии

[ редактировать ]
Истребители P-35 и B-18 USAAF на аэродроме Дель-Кармен, Филиппины, октябрь. бомбардировщики

Остальные были отправлены в Дальневосточные ВВС на Филиппинах начиная с февраля 1941 года. В конце концов все пилоты трех эскадрилий преследования на Лусоне перешли на P-35A с P-26 . Около 10 из них были потеряны в результате несчастных случаев. Все три эскадрильи P-35 использовались в основном в качестве учебно-стрелковых из-за критической нехватки боеприпасов калибра .50 в ВВС Дальнего Востока, что создавало нагрузку на двигатели всех самолетов, поскольку запасных двигателей не было. В октябре 1941 года P-35 были предназначены для передачи в авиакорпус филиппинской армии достаточное количество Curtiss P-40 Warhawk после того, как FEAF получило .

В ноябре 1941 года, после того как 3-я и 17-я ПС получили новые самолеты Р-40Е, большая часть их Р-35А была передана двум вновь прибывшим к группе эскадрильям, 21-й и 34-й ПС, причем последняя получила большую часть. 21-я ПС получила свои Р-40Е накануне войны и передала свои немногочисленные Р-35 в 34-ю эскадрилью преследования, которая тогда имела почти полную эскадрилью. [ 31 ] Затем он сражался вместе с ними при тщетной защите островов в декабре 1941 года, первоначально на аэродроме Дель-Кармен . Японские истребители безнадежно превзошли их. Отсутствие брони и самоуплотняющихся топливных баков сделали самолет чрезвычайно уязвимым (12 P-35A были уничтожены и шесть повреждены в результате обстрела японцами аэродрома Дель-Кармен 10 декабря). [ 32 ] ), и к 12 декабря 1941 года только восемь P-35A все еще находились в летном состоянии. [ 29 ] Однако также 10 декабря 1941 года P-35A 34-й эскадрильи преследования, пилотируемый 1-м лейтенантом Сэмюэлем Х. Марреттом, приписывают потопление японского тральщика W-10 во время японского вторжения в Виган на севере Лусона . Марретт совершил несколько обстрелов W-10 , пока корабль не взорвался. Взрыв был настолько мощным, что оторвало крыло P-35 Марретта, в результате чего он рухнул в море. [ 33 ]

Японские солдаты позируют с P-35A 34-й эскадрильи преследования.

В конце декабря 1941 года большая часть оставшейся численности армейских ВВС на Филиппинах была эвакуирована на аэродромы полуострова Батаан . [ 34 ] 2 января 1942 года пять уцелевших P-35A попытались перелететь с Пилар -Филд на аэродром Батаан , но два были поражены зенитным огнем: один разбился, а второй вернулся в Пилар, где разбился при приземлении. [ 35 ] 11 января два оставшихся P-35 были эвакуированы на аэродром Дель Монте на Минданао , взяв с собой в багажных отсеках несколько военнослужащих подразделения. [ 36 ] 4 апреля они ненадолго вернулись в Батаан, чтобы эвакуировать остальной персонал, и один из них погиб при аварийной посадке на Себу 10 апреля. Единственный уцелевший P-35 был передан капитану Рамону Зосе из PAAC 30 апреля и совершил свой последний вылет с аэродрома Дель-Монте, сопровождая P-40 во время обстрела японских десантов в заливе Макахалар 3 мая. 1942 год.

Svea Air Весной-летом 1940 года шведские ВВС получили 60 J 9. Самолеты эксплуатировались вместе с другими подразделениями, приписанными к авиакрылу Force Wing (F 8), защищавшему Стокгольм, заменяя устаревшие Gloster Gladiators . [ 37 ] Шведские J 9 служили в составе Flygvapnet в качестве истребителей до 1946 года. Позже 10 самолетов были оснащены фотокамерами, но сохранили обозначение истребителя J 9, кроме того, ряд других использовался для связи и общей летной подготовки. Последние семь самолетов J 9 оставались в строю до сентября 1952 года. [ 38 ]

Варианты

[ редактировать ]
Северский АП-7А с двигателем Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp , 1940 год.
Северский СЭВ-ДС, пилотируемый Джимми Дулиттлом.
АП-1
P-35 с двигателем Pratt & Whitney R1830.
АП-2
Из СЭВ-1-XP
АП-7
Гонщик для Жаклин Кокран
АП-9
Испытательный самолет разрабатывался параллельно с АП-7.
БТ-8
30 базовых тренеров по производству для USAAC
П-35
Первая серийная версия, Pratt & Whitney R-1830-9 двигатель мощностью 850 л.с. (634 кВт).
ЭП-1 — экспортная версия Р-35.
P-35A - обозначение AAF для присвоенного EP-106, первоначально заключенного по контракту со Швецией, Pratt & Whitney с радиально-поршневым двигателем R-1830-45 мощностью 1050 л.с. (783 кВт) и увеличенным вооружением.
EP-106 - вариант одноместного истребителя для Швеции.
J 9 — шведское обозначение EP-1/P-35A.
2ПА
Двухместный вариант с задним стрелком.
2ПА-202 - европейский демонстратор
2ПА-А – для СССР (Испания)
2ПА-Б – европейский демонстратор
2PA-BX – европейский демонстратор
2PA-B3 - 20 серийных самолетов для ВВС Императорского флота Японии под обозначением Seversky A8V1.
2ПА-Л – в СССР (Испания)
А8В1 «Дик» - двухместный 2ПА, используемый ВМС Японии.
B 6 – шведское обозначение 2PA.
АТ-12 Гвардеец - двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет.
НФ-1
Прототип одноместного истребителя для оценки ВМС США - обозначение компании, расшифровывающее как «Naval Fighter One». Некоторые источники ошибочно называют этот самолет FN-1 . [ 13 ]
СЭВ-1ХП
Прототип одноместного истребителя, он же СЭВ-С1.
СЭВ-2ХП
Прототип двухместного истребителя
СЭВ-ДС
для Shell Oil Company / Джеймс Дулиттл
ЛЮБОВЬ-X-BT
Двухместный базовый тренажер [ 39 ] [ 40 ]
СЭВ-7
Прототип одноместного истребителя, оснащенный радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-1830-9 Twin Wasp. Позднее самолет был переименован в АП-1 .

Операторы

[ редактировать ]
Северский J 9 ВВС Швеции
 Эквадор
 Филиппинское Содружество
 Швеция
 Соединенные Штаты

Выживший самолет

[ редактировать ]
Гвардеец АТ-12 в Музее авиации «Самолеты славы» в Чино, 2016 г.
АТ-12
Серийный номер USAAF 41-17529; (Строительный № 483-38) Один из тех, что не добрались до Швеции, восстановлен до летного состояния в Музее авиации «Самолеты славы» в аэропорту Чино , Калифорния (зарегистрирован как NX55539). [ 41 ]
П-35
USAAC Серийный номер 36-404 выставлен в Национальном музее ВВС США как P-35A «17» (4MP). [ 42 ]
Дж 9 (ЭП-1А)
Серийный номер 282-19, построенный в 1940 году, с маркировкой ВВС Швеции 2134/F8-33 выставлен в Flygvapenmuseum , Музее ВВС Швеции, в Мальмслетте , Швеция . [ 43 ]
Дж 9 (ЭП-1А)
Серийный номер 282-11 построен в 1940 году для ВВС Швеции. По состоянию на 2012 год его восстанавливали до летного состояния в музее Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 44 ]

Технические характеристики (П-35А)

[ редактировать ]

Данные The American Fighter. [ 45 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: Один
  • Длина: 26 футов 10 дюймов (8,18 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
  • Рост: 9 футов 9 дюймов (2,97 м)
  • Площадь крыла: 220 кв. футов (20 м 2 )
  • Пустой вес: 4575 фунтов (2075 кг)
  • Полная масса: 6118 фунтов (2775 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 6723 фунта (3050 кг)
  • Силовая установка: 1 Pratt & Whitney R-1830-45 Twin Wasp радиальный двигатель , мощностью 1050 л.с. (780 кВт).

Производительность

  • Максимальная скорость: 290 миль в час (470 км/ч, 252 узла) на высоте 12 000 футов (3700 м)
  • Крейсерская скорость: 260 миль в час (420 км/ч, 230 узлов)
  • Диапазон: 950 миль (1530 км, 830 миль)
  • Практический потолок: 31 400 футов (9 600 м)
  • Скорость набора высоты: 1920 футов/мин (9,8 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 27,8 фунтов/кв. футов (135,8 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,172 л.с./фунт (0,282 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. Оригинальный Grumman XF4F-1 был бипланом, как и предыдущие истребители Grumman, и проиграл соревнование, поскольку его прогнозируемые характеристики уступали монопланам. Грумман перепроектировал F4F в моноплан, и ВМС заказали его на случай непредвиденных обстоятельств; моноплан F4F превосходил F2A в эксплуатации и затмил его. [ 14 ]
  2. ^ Суонборо и Бауэрс отмечают, что обозначение типа FN ВМС США было противоречивым, поскольку оно было присвоено проекту истребителя военно-морского авиационного завода (NAF), который был отменен до того, как был построен прототип; Идентификационная буква производителя «N» номинально была присвоена самолету ВМС США. Хотя большинство идентификационных букв были присвоены нескольким производителям, авторы не указывают ни одной буквы, присвоенной Северскому. [ 17 ]
  1. ^ «Северский П-35» .
  2. ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 8–9.
  3. ^ Дэвис 1994, с. 4.
  4. ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 9–10.
  5. ^ Перейти обратно: а б Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 384.
  6. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 10.
  7. ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 10–11.
  8. Редакторы, «Контракт на самолеты преследования», Информационное письмо авиакорпуса , Информационный отдел, Авиационный корпус, Здание боеприпасов, Вашингтон, округ Колумбия, 1 июля 1936 г., Том XIX, номер 13, стр. 14.
  9. ^ «Новости ВВС ~ июль-декабрь 1936 г. — Военные — Авиация» . Скрибд .
  10. ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, с. 11.
  11. ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, стр. 15–16.
  12. ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 386.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Баугер, Джо (25 декабря 1999 г.). «Северский НФ-1» . joebaugher.com . Проверено 21 октября 2021 г.
  14. ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 205.
  15. ^ Андраде, Джон М. (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд. п. 191. ИСБН  0-904597-22-9 .
  16. ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 530.
  17. ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , стр. 11–13, 530.
  18. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 13.
  19. ^ "Бендикс Трофи". История воздушных гонок . Проверено: 16 июля 2011 г.
  20. Рейс 29 сентября 1938 г., с. 288.
  21. ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 14–15.
  22. ^ Дэвис 1994, с. 43.
  23. ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, стр. 387–388.
  24. ^ Дэвис 1994, с. 45.
  25. ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, с. 16.
  26. ^ Перейти обратно: а б Фицсиммонс 1981, с. 905.
  27. ^ Дэвис 1994, стр. 21–22.
  28. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 17.
  29. ^ Перейти обратно: а б Хакер 1984, с. 72.
  30. ^ "ВВС Эквадора". aeroflight.co.uk. Проверено: 10 октября 2010 г.
  31. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 47, 56.
  32. ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, с. 178.
  33. ^ Хакетт, Боб; Кундалл, Питер (2012). «IJN Minesweeper W-10: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 апреля 2014 г.
  34. ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 194–195.
  35. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 127
  36. ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 131
  37. ^ "J 9 - Республика Северский ЭП-1 (1939–1952)". Avrosys.nu. Проверено: 10 октября 2010 г.
  38. ^ Андерссон, Леннарт и Лейф Хеллстрем. За горизонтом: шведская воздушная разведка против Советского Союза 1946–1952 (на шведском языке). Стокгольм: Все о хобби, 2009. ISBN   978-91-7243-015-0 .
  39. ^ "Северский". Аэрофилы . Проверено: 10 июня 2012 г.
  40. ^ «Четыре в одном самолете». Популярная наука , май 1934 г.
  41. ^ «Северский АТ-12» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 28 июня 2016 г.
  42. ^ "Информационные бюллетени: Северский П-35" . Национальный музей ВВС США . Проверено 16 июля 2017 г.
  43. ^ «J 9 – Северская Республика ЭП-1 Модель 106» . www.flygvapenmuseum.se (на шведском языке) . Проверено 21 ноября 2018 г.
  44. ^ «Редкий самолет начинает сиять!!!» . Фантазия полета . 15 февраля 2012 года . Проверено 30 июня 2021 г.
  45. ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 387.
  46. ^ Грин и Суонборо 1979, с. 15.

Библиография

[ редактировать ]
  • Анджелуччи, Энцо и Питер М. Бауэрс . Американский истребитель . Спаркфорд, Йовил, Великобритания: Haynes Publishing, 1987. ISBN   0-85429-635-2 .
  • Купидон, Джо. «Ступенька к «кувшину»: редкий выживший из Северского - гвардеец АТ-12». Air Enthusiast № 84, ноябрь/декабрь 1999 г., стр. 2–3.
  • Дэвис, Ларри. P-35: Мини в действии (Мини номер 1). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1994. ISBN   0-89747-321-3 .
  • Фицсиммонс, Бернард. Иллюстрированный международный путеводитель по самолетам-истребителям Второй мировой войны, часть IX . Лондон: MacDonald Phoebus Ltd., 1981.
  • Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN   0-356-01448-7 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Конец начала...Северский П-35». Air Enthusiast , № 10, июль – сентябрь 1979 г., стр. 8–21. ISSN   0143-5450
  • Хакер, Роберт. «Северский: новатор и пророк». Air Classics, специальное издание, посвященное 20-летию, 1964–1984, 1984 г.
  • Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит, 1992. ISBN   0-948817-50-X .
  • Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит, 1993. ISBN   0-948817-67-4 .
  • Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
  • Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976), Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.), Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN  0-87021-968-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1937). Джейн «Все самолеты мира», 1937 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 323с.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 41d8054bcd152f040acb613ebb99aec1__1714681320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/c1/41d8054bcd152f040acb613ebb99aec1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Seversky P-35 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)