Северский П-35
П-35 | |
---|---|
![]() | |
P-35 ( 36-404 ) отмечен как P-35A в USAAC в Национальном музее ВВС США. | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Северский |
Первый полет | 15 августа 1935 г. |
Введение | 1937 |
Ушедший на пенсию | Сентябрь 1952 г. ( ВВС Швеции ). |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США |
Количество построенных | 196 |
Разработано на основе | Северский СЭВ-3 [ 1 ] |
Варианты | Северский А8В |
Развитый в | Республика П-43 Лансер |
Северский Р-35 — американский истребитель, построенный Северским авиастроительным заводом в конце 1930-х годов. Современник Hawker Hurricane и Messerschmitt Bf 109 , P-35 был первым одноместным истребителем в авиакорпусе армии США, имевшим цельнометаллическую конструкцию, убирающееся шасси и закрытую кабину .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Истоки Р-35 можно проследить до «Северский СЭВ-3» трехместной амфибии , спроектированной Александром Картвели , главным конструктором «Северского» и первого самолета «Северского». СЭВ-3 впервые поднялся в воздух в июне 1933 года и был преобразован в базовый учебно-тренировочный самолет «Северский» БТ-8, 30 из которых были заказаны Воздушным корпусом армии США (USAAC) в 1935 году. [ 2 ] Он оказался крайне недостаточно мощным и был быстро заменен североамериканским БТ-9 . [ 3 ]
Второй прототип SEV-3 был построен как вариант двухместного истребителя SEV-2XP. Он был оснащен радиальным двигателем Wright R-1820 мощностью 735 л.с. (548 кВт) и имел фиксированное шасси в аэродинамических гетрах. [ 4 ] [ 5 ] и был вооружен одним пулеметом калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) и одним пулеметом 0,30 дюйма (7,62 мм), стреляющим вперед, а также дополнительным орудием калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) для защиты тыла.
Когда в 1935 году USAAC объявил конкурс на новый одноместный истребитель, Северский прислал SEV-2XP, будучи уверенным, что он победит, несмотря на то, что он двухместный. Однако самолет был поврежден 18 июня 1935 года во время перехода к взлету на Райт-Филд . Чтобы конкурировать с Curtiss Model 75 , одноместным самолетом с убирающимся шасси, Северский переоборудовал самолет в одноместный SEV-1XP, заменив фиксированное шасси SEV-2XP на убирающееся шасси, в котором основные колеса убирались назад в крыло. и R-1820-G5 мощностью 850 л.с. (634 кВт), заменяющий -F3 SEV-2XP. SEV-1XP был доставлен в Райт Филд 15 августа для оценки, которая в целом прошла успешно, хотя Cyclone не смог обеспечить свою номинальную мощность, и SEV-1XP достиг скорости только 289 миль в час (465 км/ч), а не 300 миль в час ( 483 км/ч), предсказанный Северским. [ 6 ]
Протесты со стороны Curtiss привели к тому, что формальный взлет истребителей был отложен до апреля 1936 года. Задержка была использована как Северским, так и Curtiss для улучшения своих самолетов, одновременно позволяя использовать дополнительные истребители от Vought ( Vought V-141 ) и Consolidated с одним сидячий вариант ПБ-2 . SEV-1XP был снова модернизирован: двухрядный двигатель Pratt & Whitney R-1830 -9 "Twin Wasp" заменил Cyclone, а также был установлен модифицированный вертикальный стабилизатор , став SEV-7. [ 5 ] [ 7 ]
P&W также не смог обеспечить свою номинальную мощность, поскольку его мощность составляла всего 738 л.с. (550 кВт). [ нужна ссылка ] , а максимальная скорость снова оказалась значительно ниже 300 миль в час. Несмотря на то, что «Северский» был дороже, чем конструкции Кертисса и Воута, он стал явным победителем конкурса авиакорпуса: 16 июня 1936 года был размещен заказ на 77 истребителей Р-35 и запасные части, эквивалентные восьми самолетам, по цене 1 636 250 долларов. . [ 8 ] [ 9 ] Модификации SEV-1XP до серийного P-35 включали частичные вместо полных обтекатели основного колеса и семиградусный наклон внешних панелей крыла. [ 10 ]
Первый серийный P-35 был доставлен USAAC в мае 1937 года, ему предшествовал принадлежащий компании предсерийный самолет и демонстратор AP-1. [ 10 ] Всего было построено 76 P-35, поставка завершилась в августе 1938 года, а 77-й самолет был построен как прототип XP-41 . [ 11 ] Когда в 1937 году потребовались дополнительные истребители, авиакорпус, который был недоволен как медленной поставкой P-35, так и продажей двухместных самолетов 2PA ВМС Японии, заказал 210 самолетов Curtiss P-36 . [ 12 ]
Также в 1937 году Р-35 с военно-морским оборудованием был поставлен ВМС США для проведения конкурса проектов по замене истребителей-бипланов ВМФ цельнометаллическим монопланом . Вопреки обычной практике ВМФ, единственный испытательный самолет эксплуатировался под гражданской регистрацией как NX1254 , ему не был присвоен ни официальный серийный номер ВМФ, ни обозначение типа, а вместо этого он эксплуатировался как NF-1 , обозначение компании, обозначающее «Naval Fighter One». ". Прототип конкурировал с Brewster F2A и Grumman F4F , но был признан неудовлетворительным, и F2A был заказан в производство. [ 13 ] [ а ] По некоторым данным, типовое обозначение FN было присвоено «Северскому» в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года . [ 15 ] [ 16 ] [ б ] но другие утверждают, что это ошибка. [ 13 ]
Северский продолжал развивать конструкцию в надежде продать больше самолетов как авиакорпусу, так и гражданским и экспортным заказчикам. Он модифицировал прототип SEV-1XP как одноместный гоночный автомобиль, а S-1 включил его в гонку Bendix Trophy 1937 года , где он занял четвертое место. Конкурс выиграл S-2 ( регистрационный номер NR70Y), аналогичный самолет, построенный для Фрэнка Фуллера из компании Fuller Paint. [ 18 ] S-2 также выиграл Bendix Trophy в 1939 году. [ 19 ] и занял второе место в 1938 году. [ 20 ] Самолет использовался для изображения «Пули Дрейка» в фильме 1938 года « Летчик-испытатель» .
Еще одним гражданским самолетом был DS (или Doolittle Special), одноместный самолет Джеймса Дулитла , использовавшийся в то время в Shell Oil Company , а AP-7 был еще одним гоночным самолетом, оснащенным двигателем R-1200 л.с. (895 кВт). Двигатель 1830 года, на котором Жаклин Кокран выиграла гонку Bendix Trophy 1938 года и установила рекорд скорости полета среди женщин. [ 21 ] [ 22 ] Северский выставил два самолета на базе Р-35 на конкурс нового истребителя для авиакорпуса в 1938 году. Одним из них был XP-41 (имевший фирменное обозначение AP-4D, который представлял собой P-35 с двигателем R-1830-9 мощностью 1200 л.с. (895 кВт), оснащенным двухступенчатым нагнетателем ) и AP-4, который имел турбонагнетатель, установленный в нижней части более глубокого фюзеляжа. Авиационный корпус отдал предпочтение AP-4D, который был заказан в производство как P-43 Lancer . [ 11 ] [ 23 ] [ 24 ]
Стремясь увеличить продажи, Александр П. де Северский лично взял демонстратор в турне по Европе в начале 1939 года. В результате этой демонстрации Швеция заказала 29 июня 1939 года 15 истребителей ЭП-106. [ 25 ] развитие Р-35 с двигателем Р-1830-45 мощностью 1050 л.с. (783 кВт), который улучшил характеристики более чем на 25 миль в час (40 км / ч) и вооружен двумя пулеметами калибра 7,9 мм (0,311 дюйма). капот и два 13,2-мм (0,52 дюйма) пулемета в крыльях. [ 26 ] Второй заказ на 45 ЭП-106 был размещен 11 октября 1939 года. [ 25 ] с третьим заказом на 60 самолетов, размещенным 6 января 1940 года, хотя к этому времени Северский был исключен советом директоров из компании, носящей его имя, и компания переименовала себя в Republic Aviation . [ 27 ] Шведские ВВС обозначили их J 9. [ 28 ]
Двухместные версии
[ редактировать ]
Северский также построил двухместный самолет 2ПА . Разрабатываемый параллельно с Р-35, 2ПА представлял собой двухместный истребитель и истребитель-бомбардировщик с принципиально схожим планером и предлагался либо с шасси, аналогичным одноместному, как 2ПА-Л (Сухопутный), либо с шасси. плавающее шасси-амфибия 2ПА-А (Амфибия). Названный производителем «Истребителем Конвоя», 2PA оснащался девятицилиндровым звездообразным двигателем Wright R-1820-G2 или G3 Cyclone, первый имел взлетную мощность 1000 л.с., а второй — 875 л.с. Вооружение состояло из двух крыльевых 7,62-мм или 12,7-мм пушек «Браунинг», одной 7,62-мм «Браунинг» на гибкой установке в задней кабине, а также двух передних фюзеляжных 7,62-мм или 12,7-мм пушек «Браунинг». Предусматривалась бомбовая нагрузка до 227 кг (500 фунтов) на внутренних стойках крыла. Один 2ПА-А и один 2ПА-Л были закуплены Советским Союзом в марте 1938 года, один с обычным шасси и один с поплавками, вместе с лицензией на производство, но, похоже, Советский Союз так и не запустил их в производство. Этот шаг оказался непопулярным для Северского. 2PA-B3 были проданы ВМС Японии , которые некоторое время использовали их во время Второй китайско-японской войны в качестве двухместных истребителей типа S или A8V-1 (кодовое название союзников «Дик»). Японцев этот самолет не впечатлил, и в конечном итоге газета Asahi Shimbun назвала два из них «хакерами». Швеция заказала 52 2PA (шведское обозначение B 6 ), способных нести 1350 фунтов (612 кг) бомб, но получила только две до введения американского эмбарго против комбатантов. [ 26 ] Остальные 50 были присвоены USAAC, перевооружены пулеметами калибра 0,30 дюйма и 0,50 дюйма и использовались в качестве усовершенствованных учебно-тренировочных машин под названием AT-12 Guardsman .
Операционная история
[ редактировать ]
Воздушный корпус армии США
[ редактировать ]Первые Р-35 были доставлены в 1-ю группу преследования (27-й, 71-й и 94-й ПС), дислоцированную на полигоне Селфридж-Филд в Мичигане. Для снижения веса самолет использовал мокрое крыло , и наземный персонал быстро узнал о постоянных утечках топлива. Характеристики P-35 были плохими даже по современным меркам, и, хотя авиаторы USAAC оценили надежность самолета, к моменту завершения поставок в 1938 году он уже устарел. [ 29 ]
18 июня 1940 года Соединенные Штаты объявили эмбарго на экспорт оружия в любую страну, кроме Соединенного Королевства. С оптимизмом Республика продолжала производить EP-106, 60 которых по приказу от 24 октября 1940 года были переданы USAAC как P-35A . Самолет был перевооружен по американским стандартам парой пулеметов калибра 0,50 дюйма, стрелявших через винт, но сохранил шведскую спецификацию: по пулемету калибра 0,30 дюйма, установленному в каждом крыле. Летные приборы были метрическими, а их маркировка и руководства по летной эксплуатации были написаны на шведском языке. Из них три самолета остались в США в качестве учебных планеров для механиков. Шесть P-35A были доставлены в Эквадор для формирования первого боевого подразделения — Escuadrilla de Casa . [ 30 ]
Авиационный корпус филиппинской армии
[ редактировать ]
Остальные были отправлены в Дальневосточные ВВС на Филиппинах начиная с февраля 1941 года. В конце концов все пилоты трех эскадрилий преследования на Лусоне перешли на P-35A с P-26 . Около 10 из них были потеряны в результате несчастных случаев. Все три эскадрильи P-35 использовались в основном в качестве учебно-стрелковых из-за критической нехватки боеприпасов калибра .50 в ВВС Дальнего Востока, что создавало нагрузку на двигатели всех самолетов, поскольку запасных двигателей не было. В октябре 1941 года P-35 были предназначены для передачи в авиакорпус филиппинской армии достаточное количество Curtiss P-40 Warhawk после того, как FEAF получило .
В ноябре 1941 года, после того как 3-я и 17-я ПС получили новые самолеты Р-40Е, большая часть их Р-35А была передана двум вновь прибывшим к группе эскадрильям, 21-й и 34-й ПС, причем последняя получила большую часть. 21-я ПС получила свои Р-40Е накануне войны и передала свои немногочисленные Р-35 в 34-ю эскадрилью преследования, которая тогда имела почти полную эскадрилью. [ 31 ] Затем он сражался вместе с ними при тщетной защите островов в декабре 1941 года, первоначально на аэродроме Дель-Кармен . Японские истребители безнадежно превзошли их. Отсутствие брони и самоуплотняющихся топливных баков сделали самолет чрезвычайно уязвимым (12 P-35A были уничтожены и шесть повреждены в результате обстрела японцами аэродрома Дель-Кармен 10 декабря). [ 32 ] ), и к 12 декабря 1941 года только восемь P-35A все еще находились в летном состоянии. [ 29 ] Однако также 10 декабря 1941 года P-35A 34-й эскадрильи преследования, пилотируемый 1-м лейтенантом Сэмюэлем Х. Марреттом, приписывают потопление японского тральщика W-10 во время японского вторжения в Виган на севере Лусона . Марретт совершил несколько обстрелов W-10 , пока корабль не взорвался. Взрыв был настолько мощным, что оторвало крыло P-35 Марретта, в результате чего он рухнул в море. [ 33 ]

В конце декабря 1941 года большая часть оставшейся численности армейских ВВС на Филиппинах была эвакуирована на аэродромы полуострова Батаан . [ 34 ] 2 января 1942 года пять уцелевших P-35A попытались перелететь с Пилар -Филд на аэродром Батаан , но два были поражены зенитным огнем: один разбился, а второй вернулся в Пилар, где разбился при приземлении. [ 35 ] 11 января два оставшихся P-35 были эвакуированы на аэродром Дель Монте на Минданао , взяв с собой в багажных отсеках несколько военнослужащих подразделения. [ 36 ] 4 апреля они ненадолго вернулись в Батаан, чтобы эвакуировать остальной персонал, и один из них погиб при аварийной посадке на Себу 10 апреля. Единственный уцелевший P-35 был передан капитану Рамону Зосе из PAAC 30 апреля и совершил свой последний вылет с аэродрома Дель-Монте, сопровождая P-40 во время обстрела японских десантов в заливе Макахалар 3 мая. 1942 год.
Швеция
[ редактировать ]Svea Air Весной-летом 1940 года шведские ВВС получили 60 J 9. Самолеты эксплуатировались вместе с другими подразделениями, приписанными к авиакрылу Force Wing (F 8), защищавшему Стокгольм, заменяя устаревшие Gloster Gladiators . [ 37 ] Шведские J 9 служили в составе Flygvapnet в качестве истребителей до 1946 года. Позже 10 самолетов были оснащены фотокамерами, но сохранили обозначение истребителя J 9, кроме того, ряд других использовался для связи и общей летной подготовки. Последние семь самолетов J 9 оставались в строю до сентября 1952 года. [ 38 ]
Варианты
[ редактировать ]

- АП-1
- P-35 с двигателем Pratt & Whitney R1830.
- АП-2
- Из СЭВ-1-XP
- АП-7
- Гонщик для Жаклин Кокран
- АП-9
- Испытательный самолет разрабатывался параллельно с АП-7.
- БТ-8
- 30 базовых тренеров по производству для USAAC
- П-35
- Первая серийная версия, Pratt & Whitney R-1830-9 двигатель мощностью 850 л.с. (634 кВт).
- ЭП-1 — экспортная версия Р-35.
- P-35A - обозначение AAF для присвоенного EP-106, первоначально заключенного по контракту со Швецией, Pratt & Whitney с радиально-поршневым двигателем R-1830-45 мощностью 1050 л.с. (783 кВт) и увеличенным вооружением.
- EP-106 - вариант одноместного истребителя для Швеции.
- J 9 — шведское обозначение EP-1/P-35A.
- 2ПА
- Двухместный вариант с задним стрелком.
- 2ПА-202 - европейский демонстратор
- 2ПА-А – для СССР (Испания)
- 2ПА-Б – европейский демонстратор
- 2PA-BX – европейский демонстратор
- 2PA-B3 - 20 серийных самолетов для ВВС Императорского флота Японии под обозначением Seversky A8V1.
- 2ПА-Л – в СССР (Испания)
- А8В1 «Дик» - двухместный 2ПА, используемый ВМС Японии.
- B 6 – шведское обозначение 2PA.
- АТ-12 Гвардеец - двухместный усовершенствованный учебно-тренировочный самолет.
- НФ-1
- Прототип одноместного истребителя для оценки ВМС США - обозначение компании, расшифровывающее как «Naval Fighter One». Некоторые источники ошибочно называют этот самолет FN-1 . [ 13 ]
- СЭВ-1ХП
- Прототип одноместного истребителя, он же СЭВ-С1.
- СЭВ-2ХП
- Прототип двухместного истребителя
- СЭВ-ДС
- для Shell Oil Company / Джеймс Дулиттл
- ЛЮБОВЬ-X-BT
- Двухместный базовый тренажер [ 39 ] [ 40 ]
- СЭВ-7
- Прототип одноместного истребителя, оснащенный радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-1830-9 Twin Wasp. Позднее самолет был переименован в АП-1 .
Операторы
[ редактировать ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- АТ-12
- Серийный номер USAAF 41-17529; (Строительный № 483-38) Один из тех, что не добрались до Швеции, восстановлен до летного состояния в Музее авиации «Самолеты славы» в аэропорту Чино , Калифорния (зарегистрирован как NX55539). [ 41 ]
- П-35
- USAAC Серийный номер 36-404 выставлен в Национальном музее ВВС США как P-35A «17» (4MP). [ 42 ]
- Дж 9 (ЭП-1А)
- Серийный номер 282-19, построенный в 1940 году, с маркировкой ВВС Швеции 2134/F8-33 выставлен в Flygvapenmuseum , Музее ВВС Швеции, в Мальмслетте , Швеция . [ 43 ]
- Дж 9 (ЭП-1А)
- Серийный номер 282-11 построен в 1940 году для ВВС Швеции. По состоянию на 2012 год его восстанавливали до летного состояния в музее Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 44 ]
Технические характеристики (П-35А)
[ редактировать ]Данные The American Fighter. [ 45 ]
Общие характеристики
- Экипаж: Один
- Длина: 26 футов 10 дюймов (8,18 м)
- Размах крыльев: 36 футов 0 дюймов (10,97 м)
- Рост: 9 футов 9 дюймов (2,97 м)
- Площадь крыла: 220 кв. футов (20 м 2 )
- Пустой вес: 4575 фунтов (2075 кг)
- Полная масса: 6118 фунтов (2775 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6723 фунта (3050 кг)
- Силовая установка: 1 Pratt & Whitney R-1830-45 Twin Wasp радиальный двигатель , мощностью 1050 л.с. (780 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 290 миль в час (470 км/ч, 252 узла) на высоте 12 000 футов (3700 м)
- Крейсерская скорость: 260 миль в час (420 км/ч, 230 узлов)
- Диапазон: 950 миль (1530 км, 830 миль)
- Практический потолок: 31 400 футов (9 600 м)
- Скорость набора высоты: 1920 футов/мин (9,8 м/с).
- Нагрузка на крыло: 27,8 фунтов/кв. футов (135,8 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,172 л.с./фунт (0,282 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: калибра 0,30 дюйма (7,62 мм) 2 пулемета Браунинг M1919 ; калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) 2 пулемета Browning M2/AN
- Бомбы: до 350 фунтов (160 кг) бомб. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Кёртисс P-36 Хок
- Фоккер Д. XXI
- Хоукер Ураган
- Колховен FK58
- МАВАГ Шелл
- Polikarpov I-16
- PZL.50 Ястшиб
- Реджиан Ре.2000 Серия
- Вулти P-66 Авангард
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Оригинальный Grumman XF4F-1 был бипланом, как и предыдущие истребители Grumman, и проиграл соревнование, поскольку его прогнозируемые характеристики уступали монопланам. Грумман перепроектировал F4F в моноплан, и ВМС заказали его на случай непредвиденных обстоятельств; моноплан F4F превосходил F2A в эксплуатации и затмил его. [ 14 ]
- ^ Суонборо и Бауэрс отмечают, что обозначение типа FN ВМС США было противоречивым, поскольку оно было присвоено проекту истребителя военно-морского авиационного завода (NAF), который был отменен до того, как был построен прототип; Идентификационная буква производителя «N» номинально была присвоена самолету ВМС США. Хотя большинство идентификационных букв были присвоены нескольким производителям, авторы не указывают ни одной буквы, присвоенной Северскому. [ 17 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Северский П-35» .
- ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 8–9.
- ^ Дэвис 1994, с. 4.
- ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 384.
- ^ Грин и Суонборо 1979, с. 10.
- ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 10–11.
- ↑ Редакторы, «Контракт на самолеты преследования», Информационное письмо авиакорпуса , Информационный отдел, Авиационный корпус, Здание боеприпасов, Вашингтон, округ Колумбия, 1 июля 1936 г., Том XIX, номер 13, стр. 14.
- ^ «Новости ВВС ~ июль-декабрь 1936 г. — Военные — Авиация» . Скрибд .
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, стр. 15–16.
- ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б с Баугер, Джо (25 декабря 1999 г.). «Северский НФ-1» . joebaugher.com . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 205.
- ^ Андраде, Джон М. (1979). Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд. п. 191. ИСБН 0-904597-22-9 .
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 530.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , стр. 11–13, 530.
- ^ Грин и Суонборо 1979, с. 13.
- ^ "Бендикс Трофи". История воздушных гонок . Проверено: 16 июля 2011 г.
- ↑ Рейс 29 сентября 1938 г., с. 288.
- ^ Грин и Суонборо, 1979, стр. 14–15.
- ^ Дэвис 1994, с. 43.
- ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, стр. 387–388.
- ^ Дэвис 1994, с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Грин и Суонборо, 1979, с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Фицсиммонс 1981, с. 905.
- ^ Дэвис 1994, стр. 21–22.
- ^ Грин и Суонборо 1979, с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Хакер 1984, с. 72.
- ^ "ВВС Эквадора". aeroflight.co.uk. Проверено: 10 октября 2010 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, стр. 47, 56.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, с. 178.
- ^ Хакетт, Боб; Кундалл, Питер (2012). «IJN Minesweeper W-10: Табличный отчет о движении» . Комбинированный флот.com . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1992, стр. 194–195.
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 127
- ^ Шорс, Калл и Идзава 1993, с. 131
- ^ "J 9 - Республика Северский ЭП-1 (1939–1952)". Avrosys.nu. Проверено: 10 октября 2010 г.
- ^ Андерссон, Леннарт и Лейф Хеллстрем. За горизонтом: шведская воздушная разведка против Советского Союза 1946–1952 (на шведском языке). Стокгольм: Все о хобби, 2009. ISBN 978-91-7243-015-0 .
- ^ "Северский". Аэрофилы . Проверено: 10 июня 2012 г.
- ^ «Четыре в одном самолете». Популярная наука , май 1934 г.
- ^ «Северский АТ-12» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 28 июня 2016 г.
- ^ "Информационные бюллетени: Северский П-35" . Национальный музей ВВС США . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ «J 9 – Северская Республика ЭП-1 Модель 106» . www.flygvapenmuseum.se (на шведском языке) . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Редкий самолет начинает сиять!!!» . Фантазия полета . 15 февраля 2012 года . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Анджелуччи и Бауэрс 1987, с. 387.
- ^ Грин и Суонборо 1979, с. 15.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо и Питер М. Бауэрс . Американский истребитель . Спаркфорд, Йовил, Великобритания: Haynes Publishing, 1987. ISBN 0-85429-635-2 .
- Купидон, Джо. «Ступенька к «кувшину»: редкий выживший из Северского - гвардеец АТ-12». Air Enthusiast № 84, ноябрь/декабрь 1999 г., стр. 2–3.
- Дэвис, Ларри. P-35: Мини в действии (Мини номер 1). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1994. ISBN 0-89747-321-3 .
- Фицсиммонс, Бернард. Иллюстрированный международный путеводитель по самолетам-истребителям Второй мировой войны, часть IX . Лондон: MacDonald Phoebus Ltd., 1981.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том четвертый: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961 (Шестое издание, 1969 г.). ISBN 0-356-01448-7 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Конец начала...Северский П-35». Air Enthusiast , № 10, июль – сентябрь 1979 г., стр. 8–21. ISSN 0143-5450
- Хакер, Роберт. «Северский: новатор и пророк». Air Classics, специальное издание, посвященное 20-летию, 1964–1984, 1984 г.
- Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том первый: Переход к войне до падения Сингапура . Лондон: Груб-стрит, 1992. ISBN 0-948817-50-X .
- Шорс, Кристофер, Брайан Калл и Ясухо Идзава. Кровавые руины: Том второй: Защита Суматры до падения Бирмы . Лондон: Груб-стрит, 1993. ISBN 0-948817-67-4 .
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976), Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.), Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-968-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1937). Джейн «Все самолеты мира», 1937 год . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd. п. 323с.
Внешние ссылки
[ редактировать ]