Сааб 32 Лансен
Сааб 32 Лансен | |
---|---|
Saab J 32B на авиасалоне в Кристианстаде в 2006 году. | |
Роль | |
Производитель | Вы можете получить АБ |
Первый полет | 3 ноября 1952 г. |
Введение | 1956 |
Ушедший на пенсию | 1997 |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Произведено | 1954–1960 [ 1 ] |
Количество построенных | 450 [ 1 ] [ 2 ] |
Saab 32 Lancen (английский: Lance [ Кол-во 1 ] [ 3 ] — двухместный трансзвуковой военный самолёт , разработанный и выпускаемый шведской авиастроительной компанией Saab AB .
Разработка Lansen началась поздней осенью 1946 года как преемника штурмовика Saab B 18/S 18 , хотя первоначальный контракт на проектирование и макет предложенного Saab проекта P1150 не был выдан до декабря 1948 года. Планы использования местного двигателя STAL Dovern турбореактивного были отменены из-за технических трудностей в пользу построенной по лицензии вместо него силовой установки Rolls-Royce Avon, . 3 ноября 1952 года первый прототип совершил свой первый полет ; После летных испытаний и нескольких доработок в следующем году началось серийное производство этого типа.
Поставки Lansen в ВВС Швеции ( Flygvapnet ) осуществлялись в период с 1955 по 1960 год. Это был первый двухместный реактивный самолет службы, а также первый самолет, оснащенный встроенным поисковым радаром . Было произведено три основных варианта Lansen: для атак (A 32A), истребителей (J 32B) и разведки (S 32C). Позднее построенные самолеты были оснащены более мощной моделью двигателя Avon и более мощной электроникой. В течение своей продолжительной эксплуатации Lansen также выполнял второстепенные функции, в том числе в качестве платформы радиоэлектронной борьбы , буксира-мишени и исследовательского самолета. Большинство из них вышли на пенсию в 1990-е годы после окончания холодной войны .
Разработка
[ редактировать ]Осенью 1946 года компания Saab начала внутренние исследования, направленные на разработку замены самолета Saab B 18/S 18 в качестве стандартного шведского штурмовика. [ 4 ] В 1948 году шведское правительство официально обратилось к Saab с просьбой изучить разработку самолета с турбореактивным двигателем для ударного замены серии штурмовиков, разведчиков и ночных истребителей 1940-х годов, которые тогда находились в Flygvapnet : B 18/S. 18, J 21R/A 21R и J 30 ( де Хэвилленд Москито ). После нескольких различных проектных исследований, в том числе двухмоторного самолета, который должен был быть оснащен парой турбореактивных двигателей De Havilland Ghost , Saab остановился на одномоторной конструкции, которая первоначально получила обозначение P1150 . [ 5 ]
В его базовой конструкции также использовались различные материалы, полученные из Швейцарии, в том числе чертежи проектов Мессершмитта P.1101 , P.1110 , P.1111 и P.1112 . Руководитель проекта SAAB Фрид Венстрем доставил эти секретные документы из Швейцарии в Швецию в 1945 году. Документы принадлежали инженерам Мессершмитта, бежавшим в Швейцарию в конце Второй мировой войны. Среди них был инженер и специалист по аэродинамике Герман Бербом , который стал частью ядра Saab в команде, работавшей над Saab 29 Tunnan и будущими типами самолетов, такими как Saab 32 Lansen и Saab 35 Draken . [ нужна ссылка ]
20 декабря 1948 года был выдан контракт первой фазы на проектирование и макет предлагаемого самолета, официально начавший работы по разработке P1150 . [ 4 ] [ 6 ] Требования, выдвинутые ВВС Швеции к P1150, были жесткими: он должен был быть в состоянии атаковать любую точку береговой линии Швеции протяженностью 2000 км (1245 миль) в течение одного часа после запуска из центральной точки. Он должен был быть способен запускаться в любых погодных условиях, днем и ночью. [ 5 ] В ответ компания Saab решила разработать двухместный самолет с низкорасположенным крылом и оснащенный современной электроникой. [ 6 ] P1150 открыл новые горизонты для ВВС Швеции, став их первым двухместным реактивным самолетом и первым, оснащенным встроенным поисковым радаром. [ 7 ]
Изначально компания Saab планировала оснастить P1150 местного производства турбореактивным двигателем STAL Dovern . Однако как временные, так и технические трудности, возникшие при разработке Dovern, привели к тому, что шведское правительство решило заменить предполагаемый двигатель Dovern построенным по лицензии турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon Series 100, получившим обозначение RM.5. [ 4 ] [ 5 ] Единственный двигатель Avon обеспечил Saab A 32A соотношение тяги к весу около 0,3 и позволил самолету быть примерно на 10 000 фунтов тяжелее, чем двухмоторный Saab 18, который он заменил; Более поздний вариант перехватчика J 32B вместо этого получил модернизированный и значительно более мощный двигатель RM6A Avon. [ 8 ]
3 ноября 1952 года первый прототип P1150 совершил свой первый полет. [ 5 ] [ 9 ] В конструкции прототипов изначально использовались закрылки Фаулера и прорезь на передней кромке; этот слот был исключен за ненадобностью после испытаний прототипов и никогда не появлялся на последующих серийных самолетах. Треугольные ограждения были добавлены возле корней крыла во время летных испытаний, чтобы улучшить воздушный поток при движении самолета под большим углом атаки . [ 4 ] [ 10 ] Небольшая партия прототипов P1150 завершила проектные и оценочные испытания, и в 1953 году началось серийное производство нового Saab 32 Lansen. Было зарегистрировано, что работы по проекту заняли в общей сложности более 2 000 000 человеко-часов . [ 4 ]
В 1955 году первый серийный штурмовик A 32A Lansen был поставлен ВВС Швеции; поставки этого варианта продолжались до середины 1958 года, после чего производственная деятельность переключилась на два других варианта Lansen: J 32B и S 32C. Эти две модели существенно отличались от первой: J 32 B был оснащен новым двигателем для повышения летных характеристик, а также новыми системами навигации и управления огнем . [ 4 ] [ 11 ] 7 января 1957 года первый J 32 B Lansen совершил свой первый полет; 26 марта 1957 года первый S 32C Lansen совершил свой первый полет. Производство Lansen продолжалось до мая 1960 года. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]Saab 32 Lansen имел простую общую конструкцию и был одним из первых самолетов в мире, специально разработанных для выполнения ударных задач. [ 5 ] С самого начала он предназначался для эффективного размещения установки средств радиоэлектронной борьбы и различных систем вооружения. Самолет мог быть вооружен четырьмя 20-мм пушками, а также крыльевыми пилонами для ракет различного калибра и различных бомб. Вариант J 32 нес четыре 30-мм пушки ADEN , а A 32 («А» означает «атака») имел вооружение из четырех 20-мм пушек Bofors m/49, спрятанных под закрылками в носовой части. [ 1 ] J 32 существенно отличался от другого варианта: Saab охарактеризовал его как «по сути новый самолет», оснащенный более мощным двигателем, новым вооружением и другим радаром. [ 6 ]
В носовой части Lansen также находился Ericsson картографический и навигационный радар , передняя антенна которого размещалась в большом блистерном обтекателе под фюзеляжем, прямо перед основным шасси ; этот радар работал совместно с Rb 04 противокорабельной ракетой C, одной из первых крылатых ракет на вооружении Запада. Ударный вариант Lansen мог нести до двух ракет RB04, по одной под каждым крылом. [ 12 ] [ Кол. 2 ] На разведывательном варианте «Лансена» вместо четырех пушек может быть установлено до шести камер, [ Кол. 3 ] корпуса камер потребовали установки подбородочных волдырей на верхней части носовой части фюзеляжа; Lansen также мог нести до 12 световспышек M62 для ночной фотосъемки. [ 14 ]

Фюзеляж Lansen имел относительно хорошо обтекаемую форму , и это был первый самолет, для которого кривизна внешней обшивки и стыки между панелями обшивки были определены математическим расчетом с целью уменьшения лобового сопротивления, достигнутого за счет раннего применения компьютерных технологий. [ 15 ] Крыло имело 10-процентный ламинарный профиль и стреловидность 35°. с гидравлическим усилителем элероны и большие закрылки Фаулера на крыльях составляли основные поверхности управления полетом с гидроусилителем , как и рули высоты хвостового оперения с гидроусилителем; Всего четыре воздушных тормоза . по бокам хвостовой части фюзеляжа также имелось [ 10 ] Lansen имел трехколесную ходовую часть с одним колесом на все шасси . [ 16 ] Другие особенности крыла включают односекционные ограждения сваливания на внешних третях крыла, трубку Пито на правой законцовке крыла и три точки подвески под крылом . [ 16 ] Чтобы проверить конструкцию крыла Лансена со стреловидностью 35°, на Saab Safir , получившем обозначение Saab 202 Safir, было установлено крыло в половину размера. [ 17 ]
Lansen был оснащен одним с дожиганием двигателем Svenska Flygmotor RM5 турбореактивным , который представлял собой лицензионный двигатель Rolls-Royce Avon RA.3/Mk.109 производства Svenska Flygmotor . [ 18 ] Для облегчения доступа к двигателю вся хвостовая часть фюзеляжа была съемной. [ 10 ] Воздухозаборники двигателя располагались чуть впереди и над крылом. Экипаж из двух человек пилота и штурмана размещался в гермокабине, оборудованной цельным раскладывающимся фонарем; второе ветровое стекло разделяет кабину между пилотом и штурманом, чтобы защитить последнего в случае непреднамеренного сброса фонаря. [ 10 ] [ 16 ]
Операционная история
[ редактировать ]25 октября 1953 года самолет SAAB 32 Lansen Маха во время мелкого пикирования достиг числа не менее 1,12, превысив звуковой барьер . [ 10 ] В декабре 1955 года официально начались поставки ударного варианта A 32A, что позволило вскоре после этого быстро снять с вооружения Швеции последний бомбардировщик B 18 с поршневым двигателем. По словам Билла Ганстона и Питера Гилкриста, А 32А оказался чрезвычайно эффективным как с точки зрения удобства эксплуатации, так и с точки зрения точности вооружения. [ 1 ] Всего с 1958 по 1960 год было изготовлено 54 самолета-разведчика S32 C. [ 13 ] Последний построенный Lansen был доставлен Flygvapnet 2 мая 1960 года. [ 1 ]

Одним из предполагаемых вариантов использования A 32A была воздушная система доставки ядерного или химического оружия . В 1950-е и 1960-е годы Швеция осуществляла программу создания ядерного оружия , однако никогда не производила такое оружие. [ 19 ]
Аварии уничтожили треть всех Лансенов за 25 лет службы, в результате чего в Викбо погибло 100 членов экипажа и 7 мирных жителей. [ 20 ] Аварии произошли из-за сочетания технических неисправностей, неготовности самолета к эксплуатации и недостатков подготовки к полетам в ночное время и в плохую погоду. Во время крушения в Викбо в 1960 году у самолета A 32A пилота Уно Магнуссона отказал двигатель, и он катапультировался, прежде чем врезаться в фермерский дом, в результате чего погибли все семь гражданских лиц, находившихся в нем. [ 20 ] Авария произошла из-за известной неисправности, которая произошла при установке отводного бака; варианту истребителя J32 B было запрещено использовать сбрасываемый бак. [ 20 ] Запасные части для устранения неисправности имелись на базе, но еще не были установлены. Причины катастрофы были скрыты от общественности пресс-службой Flygvapnet; поскольку жертвами были гражданские лица, они не были включены в официальную статистику происшествий. [ 20 ]
A 32 Lansen был последним шведским штурмовиком. Замена A 32A официально началась в июне 1971 года, при этом более совершенный Saab 37 Viggen постепенно использовался для выполнения его задач по атаке. [ Кол. 4 ] Поскольку этот тип постепенно заменялся более современными типами, Saab 32 продолжал эксплуатироваться до конца 1990-х годов в качестве буксиров-мишеней и платформ радиоэлектронной борьбы, всего для этих целей было переоборудовано 20 J 32B. [ 1 ] [ 6 ] К 2010 году по крайней мере два Лансена все еще работали, единственной задачей которых было взятие проб воздуха на большой высоте для исследовательских целей в сотрудничестве со Шведским управлением радиационной безопасности ; один из них собрал образцы вулканического пепла в середине 2010 года. [ 22 ] По состоянию на апрель 2020 года все самолеты выведены из эксплуатации. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]
- А 32А
- Штурмовой и морской ударный вариант. 287 самолетов построено с 1955 по 1957 год, [ 23 ] Выведен в отставку в 1978 году. Вооружен четырьмя 20-мм пушками Bofors M/49 и может нести две ракеты SAAB RB 04 , неуправляемые ракетные блоки и множество различных бомб массой до 3х600 кг. Оборудован приемником радиолокационной сигнализации Radarvarnare F9/5 и дозатором соломы Box-3. [ 24 ]
- Дж 32Б
- Версия всепогодного истребителя изначально эксплуатировалась только в плохую погоду и в ночных условиях. Построено два прототипа и 118 серийных самолетов. [ 23 ] между 1958 и 1960 годами, выведен в отставку в 1973 году. Вооружен четырьмя 30-мм пушками ADEN, ракетами Rb 24 (лицензионная AIM-9 Sidewinder ) или 75-мм неуправляемыми ракетными блоками. J 32B оснащался более мощным двигателем Svenska Flygmotor RM6A (Rolls-Royce Avon Mk 47A).
- С 32С
- Специализированная морская и фоторазведывательная версия, разработанная на базе А 32А. построено 45 самолетов [ 23 ] между 1958 и 1959 годами, выведен в отставку в 1978 году. Оснащен радаром PS-432/A с увеличенной дальностью действия и шестью камерами - двумя SKa 23 (Fairchild K-47), одной SKa 15 (Williamson F49 Mk 2) и тремя SKa 16 (Vinten). Ф95).
- Дж 32Д
- Вариант целевого буксира. Шесть J 32B были модифицированы, [ 23 ] вышел на пенсию в 1997 году.
- Дж 32Э
- Версия ECM (электронная борьба и противодействие) также используется для обучения ECM. Было модифицировано четырнадцать J 32B, [ 23 ] Выведен из эксплуатации в 1997 году. Самолет был оснащен системой постановки помех G 24 в одном из трех вариантов (для диапазонов L, S или C), используемой для подавления наземных и морских радаров. Кроме того, капсулы «Адриан» (для диапазонов S и C) и «Петрус» (для диапазонов X) использовались для постановки помех воздушным радарам.
- Дж 32АД
- Проект версии дневного истребителя 1953 года как промежуточное решение между J 29 Tunnan и J 35 Draken , получившим обозначение J 32AD («D» означает Dag [день]). Самолет был легче, без радара и вооружен четырьмя 20-мм и одной 30-мм пушками в носовой части и различными ракетами. 120 истребителей Hawker Hunter . Ничего не построено, вместо этого куплено
- Дж 32У
- Проект версии истребителя 1954 года («U» означает utveckling [разработка]) с гораздо лучшими характеристиками, чем J 32B. Самолет оснащался более мощным двигателем Rolls-Royce RA 19R и имел улучшенную конструкцию крыла. Ни один не построен.
- Дж 32С/ДЖ16
- В 1969 году в Норрботтенском крыле (F 21) 4 самолета версии J32B были модифицированы и стали своего рода снегоочистителями, используя тепло двигателя для растапливания снега и льда. Крылья и хвостовое оперение были удалены, а сверху фюзеляжа была добавлена небольшая кабина. Там, где раньше было выпускное отверстие двигателя, теперь находилась квадратная труба, по которой воздух опускался на землю. Этот тип испытывался и оценивался на F 21 только до 1971 года, когда проект был отменен. Проект был отменен из-за низкой эффективности и очень высокого расхода топлива. Также возникла проблема со сваркой в трубе. Именование версии довольно простое: J32S (S означает Snö [Снег]) и J16 просто потому, что для создания J32S была удалена половина самолетов.
Выживший самолет
[ редактировать ]Один самолет восстановлен до летного состояния и принимает участие в авиашоу. Это модель J32D, которая раньше называлась 32606, но теперь официально зарегистрирована как SE-RME. Серийный номер 32543 летает под регистрационным номером SE-RMD с 2017 года, также для исторического рейса ВВС Швеции . [ 25 ]
Кроме того, ряд нелетающих планеров выставлен на статической экспозиции в различных музеях и (бывших) базах ВВС.
- #32070: Страж ворот в крыле Скараборг (F 7) в Сотенасе.
- #32085: В музее бывшего крыла Хельсинге (F 15) в Седерхамне.
- #32127: Выставлен на витрине у подъезда к гражданскому терминалу в Хальмстаде. Состоит из деталей 32127, 32094 и после капремонта в 2019 году задней части 32035. [ 26 ]
- #32151: В музее бывшего крыла Блекинге (F 17) в Каллинге.
- #32197: В Музее ВВС Швеции в Линчёпинге.
- #32259: Страж ворот в бывшем крыле Вестгёта (F 6) в Карлсборге.
- #32284: Экспонируется в музее Estrella Warbirds в Пасо-Роблесе , США.
- #32510: Экспонируется в Австрийском музее авиации в аэропорту Граца, Австрия. [ 27 ]
- #32512: В музее в бывшем крыле Гёта , сегодня Аэрозейум, Сэве, Гетеборг .
- #32543: Экспонируется в Музее аэронавтики и космонавтики (Мадрид) (F 3) в Куатро-Вьентос, Мадрид, Испания.
Операторы
[ редактировать ]
Технические характеристики (J 32B)
[ редактировать ]

Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Данные из Великой Книги Бойцов , [ 28 ] Боевой самолет с 1945 года. [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 14,94 м (49 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 13 м (42 фута 8 дюймов)
- Высота: 4,65 м (15 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 37,4 м 2 (403 кв. фута)
- Профиль крыла : NACA 64A010 [ 29 ]
- Вес пустого: 7500 кг (16535 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 13 500 кг (29 762 фунта)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Svenska Flygmotor RM6A с форсажной камерой, тяга 47 кН (11 000 фунтов силы) всухую, 65,3 кН (14 700 фунтов силы) с форсажной камерой
Производительность
- Максимальная скорость: 1200 км/ч (750 миль в час, 650 узлов)
- Дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 миль)
- Практический потолок: 15 000 м (49 000 футов)
- Скорость набора высоты: 100 м/с (20 000 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 4 × 30-мм пушки ADEN по 90 снарядов каждая.
- Ракеты: 4 ракетные установки класса «воздух-воздух» калибром 75 мм.
- Ракеты: 4 × Рб 24 ракеты «воздух-воздух».
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Названия шведских боевых самолетов, таких как Viggen или Draken, имеют определенную форму.
- ^ Ракета RB 04 будет использовать радар Лансена для захвата цели и первоначального программирования ракеты; после запуска он будет использовать собственное активное терминальное самонаведение, больше не полагаясь на радар самолета. [ 1 ]
- ^ Первоначальная конфигурация камеры включала две камеры SKa 17 с объективами 5,1 дюйма и две камеры SKa 18 с объективами 36,2 дюйма. В 1962 году конфигурация была обновлена до одной камеры SKa 15 с объективом 3,9 дюйма, трех камер SKa 16 с линзами 3,9 дюйма и двух камер Ska 23 с линзами 23,6 дюйма. [ 13 ]
- ↑ С начала 1960-х годов ВВС Швеции разрабатывали Viggen как преемника Lansen в роли штурмовика. [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ганстон и Гилкрист 1993, с. 136.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 2000, с. 122.
- ^ Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.). «JAS 39 Gripen – Вехи» . Проекты . Шведское управление оборонной техники. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 12 февраля 2014 г.
Шведское наименование самолетов
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поступает 30 декабря 1960 г. с. 1017.
- ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гилкрист 1993, с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д и «Сааб 32 Лансен». Архивировано 26 января 2016 г. в Wayback Machine Saab , 14 декабря 2015 г.
- ^ Вагнер 2009, с. 53.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 134–136.
- ^ "Сааб 700 миль в час." Flight International , 7 ноября 1952 г. с. 580.
- ^ Jump up to: а б с д и Ганстон и Гилкрист 1993, с. 135.
- ^ Авиационная неделя , вып. 66, МакГроу-Хилл, 1957, с. 73 .
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 135–36.
- ^ Jump up to: а б Вагнер 2009, с. 55.
- ^ Вагнер 2009, стр. 54–55.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, стр. 134–35.
- ^ Jump up to: а б с Вагнер 2009, с. 54.
- ^ Форд 1994 , с. 45
- ^ Вагнер 2009, стр. 53–54.
- ^ Агрелл, Вильгельм (2002), Шведское оружие массового уничтожения: развитие химического и ядерного оружия 1928–1970 (на шведском языке), Лунд, SE : Historiska Media, ISBN 91-89442-49-0 .
- ^ Jump up to: а б с д «Хавериет» (на шведском языке). СЭ : Фокус . Октябрь 2010 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Saab 37: новая шведская система пилотируемого вооружения». Полет , с. 1010. 27 декабря 1962 г.
- ^ Альпман, Мари. копьем» «Отбор проб золы производится шведским . NyTeknik, 6 мая 2010 г. Дата обращения: 2 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Форсгрен 2010, стр. 68–69.
- ^ Специальная инструкция для водителя A32A (PDF) (144-е изд.). КУНГЛ АВИАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. стр. 87, 88 . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Данные SE-RMD о самолете» . Данные аэропорта. 5 мая 2017 года . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Йонссон, Свен-Эрик (8 декабря 2019 г.). «Что происходит в ФМТС (старый Ф 14) с «Лансом»?» . Шведская ассоциация истории авиации . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ «Люфтфартмузей: добро пожаловать» . www.luftfahrtmuseum.at . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Сент-Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эрихс, Рольф и др. История Saab-Scania . Стокгольм: Штрайферт и компания, 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Форд, Дэниел (зима 1994 г.). «Несокрушимая жемчужина: давний тренер SAAB Safir». Любитель воздуха . № 56. С. 45–51. ISSN 0143-5450 .
- Форсгрен, Ян. «База данных: Saab 32 Lansen». Самолет , ноябрь 2010, том 38, вып. 11, выпуск 451. С. 64–74.
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Реактивные бомбардировщики: от Мессершмитта Me 262 до Стелса B-2 . Оспрей, 1993 год. ISBN 1-85532-258-7 .
- «Saab: усовершенствованный боевой самолет Швеции». Flight International , 30 декабря 1960 г., стр. 1017–20.
- Тейлор, Джон В.Р. «Saab 32 Lansen (Lance)». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Это происходит в ВВС Швеции (брошюра). Стокгольм: Информационный отдел штаба авиации, Flygstabens informationsavdelning, ВВС Швеции, 1983.
- Вагнер, Пол Дж. Самолет тактической разведки ВВС: тактический разведывательный самолет ВВС НАТО и неприсоединившихся стран Западной Европы времен холодной войны . Дорранс Паблишинг, 2009. ISBN 978-1-4349-9458-5 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Saab 32 Lancen – обзор
- На фото летающий Saab J32D Lansen в шведских цветах эксплуатируется историческим рейсом Flygvapnet (ВВС Швеции) – 2012 г.
- Экстранд О. «Шведские испытательные полеты». Полет , с. 704. 12 ноября 1954 г.