Фоккер Ф.VIII
Ф.VIII | |
---|---|
![]() | |
Fokker F.VIII авиакомпании KLM | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Фоккер |
Дизайнер | Райнхольд Платц |
Первый полет | 12 марта 1927 г |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | КЛМ Окрашенный |
Количество построенных | 11 |
Разработано на основе | Фоккер Ф.VII |
Fokker F.VIII (или F.8 ) — большой двухмоторный авиалайнер, разработанный и произведенный голландской авиастроительной компанией Fokker в 1920-х годах.
В целом он был похож на трехмоторный Fokker F.VII , но F.VIII не был трехмоторным, а имел два двигателя: по одному двигателю на каждом крыле. Он был немного больше и вмещал двенадцать человек, что в то время считалось роскошным расположением сидений.
В том же семействе самолетов был еще более крупный F.IX, или F-9, использовавший трехмоторную схему.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В 1926 году голландская авиакомпания KLM подала запрос на авиалайнер с большей пассажировместимостью, чем у вариантов F.VII , находившихся в то время в эксплуатации. конструктор Райнхольд Платц немедленно приступил к работе над F.VIII В ответ .
F.VIII [ 1 ] имел смешанную конструкцию: фюзеляж и хвостовая часть представляли собой сварной стальной каркас, покрытый фанерой (иногда называемой мультиплекс), брезентом и дюралюминием , а каркас крыла был полностью деревянным, покрытым фанерой. Это стало стандартной конструкцией Fokker, и результатом стал один из их характерных свободнонесущих монопланов с высоким крылом.


F.VIII . был первым двухмоторным авиалайнером Fokker, что отражало растущую мощность легких радиальных двигателей того времени Все их предыдущие конструкции имели двигатель в носовой части, и его отсутствие в F.VIII приводило к меньшему износу фюзеляжа из-за промывки винтов и гораздо более низкому уровню вибрации для пассажиров. На первом самолете использовались Bristol Jupiter радиальные двигатели мощностью 358 кВт (480 л.с.), построенные по лицензии Gnome-Rhone, установленные на стойках и необтекаемые под крыльями. Позже компания KLM модернизировала свои двигатели, установив радиальные двигатели Pratt и Whitney Wasp T1D1 мощностью 391 кВт (525 л.с.), с капотом из колец Тауненда и установленные дальше вперед, чем у Юпитеров. Один самолет, который часть своего срока службы летал как PH-OTO, использовался для изучения последствий установки двигателей внутри крыла, а не под ним. Были опасения, что такое расположение, ставшее стандартом для более поздних винтовых самолетов, серьезно нарушит поток воздуха над верхним крылом. Он использовал двигатели Wright Cyclone мощностью 589 кВт (790 л.с.).
Стандартный салон вмещал 15 пассажиров, сидящих по три в ряд, но KLM выбрала более роскошную 12-местную компоновку, хорошо принятую в то время.
Прототип совершил свой первый полет 12 марта 1927 года. Было построено 11 самолетов F.VIII, три из которых по лицензии Манфреда Вайса в Будапеште. Fokker спроектировал, но не построил версию гидросамолета, получившую обозначение F.VIII-W . Трехмоторная версия F.VIII/3m также предлагалась, но так и осталась проектом. Версия с двумя крыльевыми двигателями Pratt & Whitney Wasp была предложена как Модель 118 , но и это так и осталось проектом.
Операционная история
[ редактировать ]

KLM приняла поставку первого из семи самолетов 24 июня 1927 года. Они использовались исключительно на европейских маршрутах. Венгерская двигатели Gnome - компания Malert купила один самолет и построила еще три по лицензии на заводе Манфреда Вайса , причем все они использовали Rhône Jupiter 9A . Эти будапештские авиалайнеры летали по ближнемагистральным маршрутам Малерта; двое погибли в результате аварий.
В 1936 году два самолета KLM с двигателями Wasp были проданы компании British Airways для использования на маршрутах, пересекающих Ла-Манш. [ 2 ] компании KLM В 1937 году PH-AED был продан Венесуэле . В 2001 году обломки PH-AED были спасены командой из музея «Авиодром», останки которого до сих пор хранятся в Нидерландах. Накануне войны в 1939 году один из самолетов F.VIII компании KLM , PH-AEG , был передан ВВС Швеции через ABA . Таким образом, самолет сначала летал с гражданским идентификационным кодом SE-AEB, но позже получил обозначение ВВС Швеции — 916 . Этот тип Fokker на шведской службе назывался Tp 10 . Другой самолет бывшего KLM летал в Швецию под позывным SE-AHA (см. ниже).
Финский сервис
[ редактировать ]Единственным самолетом Fokker F.VIII финских ВВС с двигателем бывшего KLM Wasp был H-NAEI , заводской номер 5046. Вест-Индское подразделение KLM использовало его для регулярных пассажирских перевозок с регистрацией PH-AEI . В 1937 году он был продан компании British Airways Ltd , где был зарегистрирован как G-AEPU и использовался для перевозки пассажиров через Ла-Манш . Шведская компания GA Flygrender приобрела самолет в 1939 году, и он был переправлен в Швецию через Амстердам, Копенгаген и Торсланду 7 апреля 1939 года . В Швеции, зарегистрированный как SE-AHA, самолеты в основном летали в районе Гетеборга .
Во время Зимней войны шведская национал-социалистическая организация Nationella Samlingen организовала национальную кампанию по сбору средств для антибольшевистской войны Финляндии. На полученные деньги он приобрел вышеупомянутый F.VIII у GA Flygrederi за 73 500 шведских крон . Таким образом, шведский SE-AHA стал финским OH-FOA и 11 ноября 1940 года был переброшен в Финляндию. В ВВС Финляндии ему был присвоен код FE-1. Из-за плохого состояния крыльев его сначала пришлось провести капитальный ремонт. Лишь 4 августа 1941 года самолет был переведен в LeLv 46 . Там его в основном использовали для перевозки раненых солдат с острова Лункула . Было совершено десять полетов, прежде чем самолет был уничтожен 27 сентября 1941 года из-за отказа двигателя, вызванного воздухом в топливной системе. Экипаж не пострадал, несмотря на аварийную посадку в лесу; в тот момент они перевозили как минимум одного серьезно раненого пассажира.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 22 августа 1927 года H-NADU авиакомпании KLM разбился недалеко от Севеноукса , Кент , из-за потери хвостового плавника.
- 10 августа 1938 года самолет Malert F.VIII разбился при наборе высоты из аэропорта Дебрецена , в результате чего погибли все 12 пассажиров и экипаж на борту. [ 3 ]
- 27 декабря 1938 года 10-летний мальчик с острова Урк в Нидерландах погиб, когда его ударил хвостовым плавником самолет, доставивший почту во время зимних морозов.
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]

Военный
[ редактировать ]- Шведские ВВС - (Тп 10)
Технические характеристики (с двигателем Юпитер)
[ редактировать ]
Данные Льва стр. 64-7
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 15 пассажиров
- Длина: 16,8 м (55 футов 1 дюйм)
- Размах крыльев: 23 м (75 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,2 м (13 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 82 м 2 (880 кв. футов)
- Вес пустого: 3350 кг (7385 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 5800 кг (12787 фунтов)
- Силовая установка: 2 × Bristol Jupiter IV 9-цил. Радиально-поршневые двигатели с воздушным охлаждением мощностью 360 кВт (480 л.с.) каждый
- лицензионного производства 2 x Gnome-Rhone Jupiter
Производительность
- Максимальная скорость: 140 км/ч (87 миль в час, 76 узлов)
- Крейсерская скорость: 117 км/ч (73 миль в час, 63 узла)
- Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль)
- Практический потолок: 5500 м (18000 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ де Леу, стр. 6-7.
- ^ Джексон, стр. 371.
- ^ Описание происшествия для HA-FNC в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 июля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- де Леув, Коммерческий самолет Fokker (1994). Заводчик. Гаага, Haagste Drukkerij
- Эй Джей Джексон, Британские гражданские самолеты 1919–1972 (1973). Лондон: Патнэм Пресс ISBN 0-85177-813-5
Источники
[ редактировать ]
- Тимо Хейнонен: От Тулина до Хорнета — Публикации Центральнофинляндского музея авиации 3 , 1992. ISBN 951-95688-2-4
- Матти Хямяляйнен: 46-я бомбардировочная эскадрилья , Коала-Кустаннус, 2005 г. ISBN 952-5186-61-Х
- www.dutch-aviation.nl . Английская часть этой страницы содержит текст, но не характеристики от de Leeuw.