Фоккер Ф.XXII
Фоккер Ф.XXII | |
---|---|
![]() | |
КЛМ Фоккер F.XXII | |
Роль | 22-местный транспорт |
Производитель | Фоккер |
Первый полет | 1935 |
Введение | 1935 |
Ушедший на пенсию | 1947 |
Основные пользователи | КЛМ Королевские ВВС Шотландская авиация АБ Аэротранспорт |
Количество построенных | 4 |
Варианты | Фоккер Ф.36 |
Fokker F.XXII (также называемый Fokker F.22 ) — голландский четырёхмоторный 22-местный авиалайнер 1930-х годов, спроектированный и построенный компанией Fokker .
Разработка
[ редактировать ]F.XXII, разработанный как уменьшенная версия Fokker F.XXXVI, представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом и фиксированным хвостовым колесом шасси. Он был оснащен четырьмя радиально-поршневыми двигателями Pratt & Whitney Wasp, установленными в передней кромке крыла. Первый самолет с регистрацией PH-AJP совершил первый полет в 1935 году, за ним последовали два серийных самолета, все для KLM. Четвертый самолет был построен для шведской авиакомпании AB Aerotransport .
Версия с убирающимся шасси и двумя двигателями Gnome-Rhône 9KF мощностью по 650 л.с., F.XXIII (или F.23 ), была разработана в 1935 году. Увеличенная мощность двигателя позволила увеличить массу и увеличить скорость на 12 миль в час (19 км/ч), но это уменьшило запас хода с 1095 миль (1762 км) до 980 миль (1577 км). Более тяжелые двигатели не оправдали пересмотренных характеристик, поэтому F.XXIII так и не был построен.
Операционная история
[ редактировать ]Один самолет KLM разбился в июле 1935 года, а два других продолжали эксплуатироваться до августа 1939 года, когда они были проданы компаниям British American Air Services и Scottish Aviation в Соединенном Королевстве. Месяц спустя самолет British American Air Services был также приобретен компанией Scottish Aviation в качестве учебно-тренировочного штурмана. В октябре 1941 года оба они были приняты на вооружение Королевских ВВС и использовались в качестве транспортных средств и инструкторов экипажей. Один самолет пережил войну и был возвращен компании Scottish Aviation, которая использовала его для рейсов между Прествиком и Белфастом, пока он не был остановлен в конце 1947 года.
Шведский самолет, получивший название Lappland , выполнял регулярные рейсы Амстердам-Мальмё, пока не был уничтожен в результате аварии в июне 1936 года.
Компания Airspeed Ltd. в Великобритании получила лицензию на производство самолетов F.XXII для британского рынка под названием Airspeed AS.16 , но заказов получено не было. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]

Гражданские операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 14 июля 1935 года самолет KLM F.XXII (PH-AJQ, Kwikstaart ) разбился при наборе высоты из аэропорта Схипхол из-за отказа двух двигателей, в результате чего погибли шесть из 20 находившихся на борту самолетов. [ 2 ]
- 9 июня 1936 года самолет AB Aerotransport F.XXII (SE-ABA, Лапландия ) разбился в аэропорту Буллтофта при попытке аварийной посадки из-за тройного отказа двигателя, в результате чего погиб один из 13 находившихся на борту самолетов. [ 3 ]
- 3 июля 1943 года самолет RAF F.XXII HM159 бросил воду в Лох-Тарберте, Шотландия, из-за пожара в полете, в результате которого погибли все 20 пассажиров и экипаж на борту. [ 4 ]
Технические характеристики (вариант)
[ редактировать ]Данные из Иллюстрированной энциклопедии самолетов (частичная работа 1982–1985 гг.), 1985 г., Orbis Publishing, стр. 1895/6.
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: 22 пассажира
- Длина: 21,52 м (70 футов 7,25 дюйма)
- Размах крыльев: 30 м (98 футов 5 дюймов)
- Высота: 4,60 м (15 футов 1,25 дюйма)
- Вес пустого: 8100 кг (17857 фунтов)
- Полная масса: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Силовая установка: 4 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя Pratt & Whitney Wasp T1D1 мощностью по 373 кВт (500 л.с.) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 285 км/ч (177 миль в час, 154 узла)
- Дальность: 1350 км (839 миль, 729 миль)
- Практический потолок: 4900 м (16075 футов)
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Тейлор, HA. Скорость полета самолетов с 1931 года . Патнэм. 1970 год. Лондон. ISBN 0-370-00110-9
- ^ Описание аварии CCCP-M25 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Описание происшествия для SE-ABA в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Описание аварии HM159 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 июля 2014 г.
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа 1982–1985), 1985, Orbis Publishing, страница 1895/6.
- Эй Джей Джексон, Британские гражданские самолеты с 1919 года, том 2, 1974 год, Патнэм, Лондон, ISBN 0-370-10010-7 , стр. 373
- Тейлор, HA. Скорость полета самолетов с 1931 года . Патнэм. 1970 год. Лондон. ISBN 0-370-00110-9