Фоккер Супер Универсал
Супер Универсальный | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный Fokker Super Universal в Музее авиации Западной Канады в Виннипеге , Манитоба . | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Фоккер-Америка Канадский Викерс |
Первый полет | Март 1928 г. |
Количество построенных | что. 200 |
Разработано на основе | Фоккер Универсал |
Варианты | Накадзима Ки-6 |



Fokker Super Universal — авиалайнер, произведенный в США в конце 1920-х годов компанией Fokker America, увеличенная и улучшенная версия Fokker Universal , оснащенная свободнонесущими крыльями и закрытой кабиной . Ее также называли Моделью 8. Впоследствии она также производилась по лицензии в Канаде и Японии как Nakajima-Fokker Super Universal и для IJAAF как Nakajima Ki-6 , а позже в марионеточном государстве Маньчжоу-Го как Manshū Super. Универсальный. Он использовался в антарктической экспедиции Берда и был одной из самых производимых моделей Fokker America.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]с высоким расположением крыла Super Universal представлял собой обычный свободнонесущий моноплан , полностью закрытой кабиной и кабиной, а также фиксированным шасси. Усовершенствования по сравнению с его предшественником включали закрытую кабину и новое крыло, которое устранило необходимость в стойках, что привело его в соответствие с остальными конструкциями Fokker. Предыдущий Fokker Universal был построен с открытой кабиной, но многие из них были переоборудованы. [ 1 ]
Конструкция была стандартной для Fokker: крыло было почти полностью деревянным, с двумя основными лонжеронами и легкими нервюрами, покрытыми тонкими листами фанеры. Фюзеляж был построен из сварных стальных труб, в основном скрепленных проволокой. Обтекатели, пол и внутренняя переборка, отделяющая пилота от кабины, были деревянными. Дверь треугольной формы открывала доступ пилоту в кабину. Хвостовое оперение также было изготовлено из стальных труб, но без внутренних распорок. Основными элементами конструкции были трубы большего диаметра, а трубы меньшего размера придавали конструкции небольшой изгиб. Стандартная ходовая часть состояла из хвостового шасси с разделенными опорами основного шасси, подрессоренными эластичными тросами и прикрепленными к крыльям и фюзеляжу, но также могли быть установлены поплавки или лыжи. (см. также гидросамолет )
Его также называли Fokker Model 8. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый Fokker Model 8 Super Universal использовался в экспедиции Берда в Антарктику и назывался «Вирджиния». Он прибыл, но был уничтожен ужасным порывом ветра, который разнес его на милю/километр. Затонувший корабль был найден вмороженным во льду в 1988 году. [ 2 ]
Super Universal был с энтузиазмом принят на рынке, продавался лучше, чем любая другая разработка Fokker-America (около 80 самолетов), и потребовал от компании расширения производственных площадей для удовлетворения спроса. [ 1 ]
Еще 15 самолетов были построены канадской компанией Vickers , и около 100 были построены компанией Nakajima, причем некоторые из этих японских самолетов прошли военную службу под обозначением Ki-6 . ВМС США также оценивали Super Universal для военной службы под обозначением XJA-1 , но решили не приобретать этот тип (обозначение JA позже было повторно использовано для Noorduyn Norseman ). Fokker Universal был популярен как кустовой самолет , и многие из них попали на север Канады.
Первый серийный Super Universal был назван «Вирджиния» Ричардом Э. Бердом и доставлен в Антарктику в 1928 году. Этот самолет был поврежден после того, как его оторвало от швартовки и отбросило назад более чем на один километр при скорости ветра, оцениваемой не менее 150 миль в час, и был заброшен, хотя впоследствии Берд снова посетил его, чтобы спасти полезные части.
Историю эксплуатации версий, используемых Японией и Маньчжоу-Го, см. в статье Накадзима Ки-6 .
Fokker Super Universal, составлявший парк самолетов TWA , потерпел большой удар, когда другой проект Fokker, Fokker F-10 , разбился недалеко от Базара, штат Канзас, 31 марта 1931 года вместе с Кнутом Рокне , известным футбольным тренером Нотр-Дама, когда по пути для участия в съемках фильма «Дух Нотр-Дама». Оба пилота и все шесть пассажиров погибли. Длительное, тщательное и широко разрекламированное расследование пришло к выводу, что Fokker, эксплуатируемый компанией недавно созданного TWA, сломался из-за усталостных трещин в его знаменитом консольно-напряженном фанерном крыле в месте соединения одной из стоек крепления двигателя. Однако вопросы о катастрофе из-за точных погодных условий (она фактически развернулась в обратном направлении из-за погодных условий) и других аспектов привели к дискуссиям о том, что произошло. (см. также крушение Fokker F-10 Transcontinental & Western Air в 1931 году )
Парк Fokker Super Universal был проверен и заземлен после того, как подобные трещины были обнаружены на многих экземплярах, разрушивших американскую репутацию производителя (голландский дизайнер Энтони Фоккер тогда работал в Хасбрук-Хайтс, штат Нью-Джерси). Это привело к полному пересмотру стандартов для новых транспортных самолетов и использованию цельнометаллической конструкции в коммерческих самолетах, таких как Boeing 247 и Douglas DC-2.
Выживший самолет
[ редактировать ]
В 1998 году самолет Super Universal, первоначально использовавшийся для разведки полезных ископаемых на севере Канады, был восстановлен до летного состояния в Альберте и после нескольких лет полета был выставлен на обозрение в Королевском музее авиации Западной Канады в 2005 году. [ 3 ] Fokker Universal Берда был вновь открыт новозеландской экспедицией в 1987 году, и Общество охраны антарктической авиации намерено спасти и восстановить его.
Варианты
[ редактировать ]


- XJA-1
- Суперуниверсал, оцененный ВМС США.
- Накадзима Супер Универсал
- Гражданский транспорт
- Ки-6 (армейский учебный самолет Тип 95)
- Военный транспорт для ГЛАЗ
- Накадзима-Фоккер Супер Универсал
- Самолет скорой помощи Накадзима-Фоккер
- Самолет-разведчик Fokker ВМС Накадзимы
- Краткое обозначение C2N1 и C2N2
- C2N1 (самолет-разведчик наземного базирования ВМФ)
- Наземная разведка и военный транспорт для IJN
- C2N2 (гидросамолет-разведчик ВМФ)
- Наземная разведка и военный транспорт для IJN
- Мансю Супер Универсальный
- Гражданский и военный транспорт, построенный в Маньчжоу-Го ( Маньчжурия )
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- Канадские авиалинии
- Канадский Викерс
- Северная транспортная компания
- Старратт Эйрвэйз
- Западная Канада Эйрвэйз

- Прибрежные авиаперевозки
- Компания Goodyear Tire and Rubber Company
- Антарктическая экспедиция Берда
- Мидконтинент Эйр Экспресс
- Стандартные воздушные линии
- Национальные парки Эйрвэйз
- Универсальные авиалинии
Военный
[ редактировать ]- Реорганизованные ВВС Китайской Республики эксплуатировали один пример.
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные новаторского проекта канадского воздушного транспорта [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: шесть пассажиров или 1323 фунта/600 кг груза.
- Длина: 36 футов 11 дюймов (11,25 м)
- Размах крыльев: 50 футов 8 дюймов (15,44 м)
- Высота: 9 футов 1 дюйм (2,77 м)
- Площадь крыла: 370 кв. футов (34,3 м 2 )
- Пустой вес: 3250 фунтов (1474 кг)
- Полная масса: 5550 фунтов (2517 кг)
- Силовая установка: 1 радиально-поршневой двигатель Pratt & Whitney Wasp B с воздушным охлаждением, мощностью 450 л.с. (336 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 138 миль в час (222 км/ч, 120 узлов)
- Диапазон: 680 миль (1090 км, 590 миль)
- Практический потолок: 19 340 футов (5 900 м)
- Скорость набора высоты: 950 футов/мин (4,8 м/с).
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с Молсон 1974, с. 271.
- ^ Jump up to: а б «Фоккер Супер Юниверсал (США)» . www.dutch-aviation.nl . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ «Фоккер Супер Универсал, CF-AAM» . Королевский музей авиации Западной Канады . 7 июня 2013 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2019 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
- Библиография
- Дириккс, Марк. Фоккер: Трансатлантическая биография . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1997. ISBN 1-56098-735-9 .
- Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег, Манитоба, Канада: James Richardson & Sons, Ltd., 1974. ISBN 0-919212-39-5 .
- Невин, Дэвид. Следопыты (серия «Эпос полета») . Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1980. ISBN 0-8094-3256-0 .
- Постма, Тайс. Фоккер: авиастроители мира . Лондон: Джейн, 1979. ISBN 978-0-531-03708-9 .
- Сигрейв, Стерлинг. Пилоты Буша (серия «Эпос полета»). Александрия, Вирджиния: Книги Time-Life, 1983. ISBN 0-8094-3312-5 .
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна. Лондон: Studio Editions, 1989. с. 410.
- Файлы с информацией о мировых самолетах . Лондон: Издательство Bright Star, дело 894, лист 44.
Внешние ссылки
[ редактировать ]