Супермарин Странраер
Странраер | |
---|---|
![]() | |
Роль | Морская разведка |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Супермарин |
Дизайнер | Р. Дж. Митчелл |
Первый полет | 24 июля 1934 г. |
Введение | 1937 |
Ушедший на пенсию | 1943 г. (военное применение) 1958 г. (гражданское использование) |
Основные пользователи | Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Количество построенных | 57 |
Разработано на основе | Побег супермарина |
Supermarine Stranraer — летающая лодка , спроектированная и построенная британской компанией Supermarine Aviation Works в Вулстоне, Саутгемптон . Он был разработан в 1930-х годах по поручению своего основного эксплуатанта — Королевских ВВС (RAF). Это была последняя и самая быстрая летающая лодка-биплан Королевских ВВС.
Созданный на основе Supermarine Scapa , конструкция самолета во многом определялась Спецификацией R.24/31 , выпущенной в 1931 году. После первоначального отказа Министерства авиации Supermarine продолжила разработку как частное предприятие под обозначением Southampton V. В течение 1933 года был заключен контракт на один прототип; Примерно в это же время этот тип был назван в честь Странраера . Первый полет состоялся 24 июля 1934 года. В 1937 году Stranraer поступил на передовую службу в ВВС Великобритании; большинство экземпляров этого типа находились на вооружении к началу Второй мировой войны .
В первые годы конфликта странраеры обычно осуществляли противолодочное патрулирование и сопровождение конвоев. В марте 1941 года модель была выведена из боевой службы, но продолжала эксплуатироваться в учебных целях до октября 1942 года. Помимо самолетов британской постройки, Vickers канадская компания в Монреале , Квебек, также производила 40 самолетов Stranraer по лицензии для Королевские ВВС Канады (RCAF). Эти канадские «Странраеры» служили в противолодочной и береговой обороне как на атлантическом, так и на тихоокеанском побережье Канады и находились на регулярной службе до 1946 года. После вывода с военной службы многие бывшие «Странраеры» RCAF были проданы молодым региональным авиакомпаниям, которым они служили в различных коммерческих пассажирских и грузовых перевозках до 1950-х годов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]
Supermarine Stranraer, который был непосредственно создан на основе Supermarine Scapa , был последним самолетом в серии летающих лодок, разработанных Р. Дж. Митчеллом . [ 1 ] для Королевских ВВС (RAF). [ 2 ] Он производился компанией Supermarine в Вулстоне, Саутгемптон , на юге Англии, между 1925 и 1936 годами. [ 3 ] Разработка серии началась в начале 1930-х годов командой дизайнеров Supermarine, возглавляемой Митчеллом. [ 4 ]
Проект был реализован в ответ на Министерством авиации выпуск Спецификации R.24/31 , выпущенной в 1931 году. [ 5 ] который требовал создания летающей лодки прибрежной разведки общего назначения для ВВС Великобритании. [ 4 ] В этой спецификации перечислялись различные требования, в том числе грузоподъемность на 1000 фунтов (450 кг) больше, чем у Scapa, и способность поддерживать горизонтальный полет только на одном двигателе, ни одно из которых не было в пределах возможностей Scapa без расширения. Таким образом, Supermarine представила свой первоначальный ответ на спецификацию как более крупную модель Scapa; компания конкурировала с конкурирующей заявкой Saunders-Roe . [ 4 ]
Министерство авиации поддержало предложение Сондерса-Роу и отклонило проект Supermarine. [ 4 ] Несмотря на отказ, Supermarine решила продолжить разработку конструкции в качестве частного предприятия, которое сначала было известно как Supermarine Southampton V. [ 4 ]
Прототипы и производство
[ редактировать ]В 1933 году [ 6 ] Был заключен контракт на один прототип, оснащенный двумя двигателями Bristol Pegasus IIIM мощностью 820 лошадиных сил (610 кВт ), и этот тип получил название Stranraer. 27 июля 1934 года первый прототип K3973 совершил свой первый полет , пилотируемый Джозефом Саммерсом . [ 7 ] В последующие месяцы была проведена относительно интенсивная программа первоначальных летных испытаний. 24 октября 1934 года прототип Stranraer был доставлен в Экспериментальный центр морской авиации (MAEE) в Королевских ВВС Феликстоу для официальных испытаний. [ 8 ]
29 августа 1935 года, вскоре после завершения испытательных полетов, первоначальный заказ на 17 самолетов ( серийные номера от K7287 до K7303 Министерство авиации разместило ) для выполнения спецификации 17/35 ; [ 9 ] еще шесть самолетов ( от K9676 до K9681 ) были заказаны в мае 1936 года. [ 10 ] Первый серийный самолет совершил свой первый полет в декабре 1936 года и поступил на вооружение ВВС Великобритании 16 апреля 1937 года. [ 11 ] Последний Stranraer был доставлен 3 апреля 1939 года. Кроме того, в общей сложности 40 Stranraer были произведены по лицензии в Канаде компанией Canadian Vickers Limited , поскольку и Supermarine, и Canadian Vickers были дочерними компаниями Vickers-Armstrongs .
Описание
[ редактировать ]
«Странраер» представлял собой шестиместную двухмоторную биплан . летающую лодку- [ 1 ] [ 12 ] Его пустая масса составляла 11 250 фунтов (5 100 кг), максимальная взлетная масса - 19 000 фунтов (8 600 кг). [ 13 ] Цельнометаллический каркас был разработан таким образом, чтобы избежать намокания. [ 12 ] Корпус алюминия изготавливался из внутреннего слоя дюралюминия и наружных слоев из чистого , что обеспечивало стойкость к коррозии. [ 12 ] Увеличенный диаметр корпуса сделал его достаточно широким в поперечнике, чтобы увеличить внутреннее пространство двухуправляемой кабины. [ 12 ] [ 14 ]
По мере развития конструкции Stranraer он все больше отклонялся от Scapa, отдавая предпочтение альтернативному варианту тонкого крыла вокруг двухсекционной конструкции. [ 4 ] Вес «Странраера», а также площадь поверхности и размах его крыльев были на 12 процентов больше; руль высоты также был на 7 процентов больше, а рули направления имели триммеры, способные удерживать самолет прямо в одномоторном полете. Несмотря на некоторые соображения по поводу принятия на вооружение Rolls-Royce Kestrel с умеренным наддувом Bristol Pegasus IIIM , вместо него был выбран радиальный двигатель , поскольку он был с воздушным охлаждением и не нуждался в тяжелых радиаторах и трубах. [ 15 ] Хотя планер Stranraer во многом был похож на Scapa, он был чище с точки зрения аэродинамики . [ 7 ] Большая часть планера была сделана из альклада , а детали деталей были изготовлены из нержавеющей стали ; металлические предметы были анодированы в целях защиты от коррозии . [ 7 ] Для дополнительной прочности конструкции была введена пара межплоскостных стоек . [ 16 ] Корпус стал значительно больше, его поперечное сечение увеличилось на 18 процентов, но при этом сохранило практически идентичные гидродинамические характеристики . Передняя пушка была переработана и стала убирающейся, позиция среднего стрелка была опущена, а позиция хвостового стрелка была добавлена сразу за рулевыми поверхностями и дополнена закрытым лобовым стеклом. [ 16 ] В целом оборудование, которым должен был быть оснащен самолет, было результатом уроков, извлеченных из операций более раннего Саутгемптона. [ 7 ]
Серийная модель Stranraer в некоторых аспектах отличалась от первого прототипа, в основном установкой более мощного двигателя Pegasus X мощностью 920 лошадиных сил (690 кВт). [ 9 ] Двигатели размещались в гондолах под верхним крылом, и это положение имело то преимущество, что гребные винты были хорошо защищены от морских брызг. Два бензобака емкостью 250 британских галлонов (1100 л; 300 галлонов США) каждый были размещены в центральной части верхней плоскости; бензин подавался самотеком, но также были включены топливные насосы. [ 12 ]
Двухлопастные деревянные пропеллеры прототипа Фейри-Рида , которые были изготовлены из металла и имели три лопасти. при поступлении самолета в производство были заменены пропеллерами [ 13 ] Модернизированные крылья были обтянуты тканью. [ 1 ] Крылья были переработаны и теперь имеют два отсека; большее количество стоек и тросов, использованных для отсеков, что привело бы к увеличению лобового сопротивления, означало, что крылья должны были иметь более тонкий профиль. Крылья были отведены назад, чтобы исправить баланс. [ 14 ] [ 17 ]
«Странраер» был вооружен тремя 0,303-дюймовыми (7,7-мм) пушками Льюиса , расположенными в носовой, спинной и хвостовой части. [ 13 ] Самолет мог нести до 1000 фунтов (450 кг) бомб. [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]Военное использование до сентября 1939 г.
[ редактировать ]«Странраер» и его современник « Саро Лондон » были последними многомоторными летающими лодками-бипланами, поступившими на службу в ВВС Великобритании. [ 18 ] С 1937 года ВВС Великобритании эксплуатировали 17 самолетов «Странраер», хотя на момент поступления на вооружение они уже считались устаревшими. [ 6 ] [ примечание 1 ] До войны этот тип служил в основном в 228-й , 209-й и 240-й эскадрильях . [ 9 ] В целом самолет не был принят хорошо, многие пилоты считали его характеристики обычно неудовлетворительными. [ 19 ] Другие отметили, что он имел превосходящие мореходные качества по сравнению с несколькими широко используемыми самолетами, такими как Consolidated PBY Catalina . [ 20 ] Еще в 1938 году некоторые эскадрильи Странраера начали перевооружаться другими самолетами, такими как летающие лодки Short Sunderland и Short Singapore . [ 9 ]
В начале своей карьеры Stranraer выполнил несколько сложных полетов на дальние расстояния; один такой полет протяженностью 4000 миль (6400 км) был выполнен в ходе единственных учений в сентябре 1938 года. [ 9 ]
Серийный | Доставленный | Судьба | Примечания |
---|---|---|---|
К3973 | Октябрь 1934 г. | СОЦ (30 октября 1938 г.) | Прототип, устарел |
К7288 | сентябрь 1937 г. | Вышел в море на ночных учениях, загорелся и затонул (28 марта 1938 г.) | 6 убитых |
К7297 | сентябрь 1938 г. | Затерян над Северным морем (19 августа 1939 г.) | 6 убитых |
Действия во время Второй мировой войны
[ редактировать ]Ни один странраерс не видел боевых действий за пределами территориальных вод Великобритании во время Второй мировой войны. [ 6 ] Сразу после начала войны в сентябре 1939 года «Странраерс» патрулировал Северное море , перехватывая вражеские суда между Шотландией и Норвегией. Самолеты, предназначенные для таких задач, обычно были вооружены бомбами под одним крылом и одним перегрузочным топливным баком под другим. Использование Странраера для такого патрулирования прекратилось 17 марта 1941 года. [ 9 ] Странраерс служил в составе 240-й эскадрильи, а ограниченное количество было развернуто в 4-м (прибрежном) подразделении оперативной подготовки . [ 9 ] Последний полет Странраера на вооружении британских ВВС совершил K7303 в Феликстоу 30 октября 1942 года. [ 9 ]

Получив не очень благосклонный прием как летного, так и наземного экипажа, «Странраер» за время своей службы получил большое количество насмешливых прозвищ. Иногда его называли «свистящим туалетом», потому что унитаз выходил прямо в воздух, и когда сиденье поднималось, воздушный поток заставлял унитаз издавать свистящий звук. [ 22 ] «Странраер» также приобрел «Набор летающих конструкторов », « Мост Марпола », «Сеть Сеймура», «Ситечко», «Летающую центральную секцию моста Львиные Ворота », а также более благородный вариант своего обычного прозвища «Странраер». Свистящая птичья клетка». [ 22 ]
Странраеры Королевских ВВС Канады (RCAF) были точными эквивалентами своих собратьев из Королевских ВВС. На канадской службе они обычно использовались в прибрежном патрулировании против подводных лодок, выполняя аналогичную роль с британскими «Странраерами». Автор авиации Дирк Септер заявил, что Странраерс RCAF никогда не фиксировал никаких действий противника. [ 23 ] Однако экипаж 5-й эскадрильи «Странраер», которым пилотировал лейтенант Леонард Бирчалл , был ответственен за захват итальянского торгового судна « Капо Нола » в заливе Святого Лаврентия , спустя несколько часов после того, как Канада объявила войну Италии. 10 июня 1940 года. [ 24 ] [ примечание 2 ] Построенные в Канаде самолеты Stranraers, построенные компанией Vickers, служили в составе RCAF на протяжении всей войны, последний экземпляр был выведен из эксплуатации 20 января 1946 года. [ 25 ]
Серийный | Доставленный | Судьба | Примечания |
---|---|---|---|
К7287 | апрель 1937 г. | СОЦ (25 июня 1941 г.) | |
К7289 | декабрь 1937 г. | неизвестно после июня 1941 г. | |
К7290 | Январь 1938 г. | Затонул во время шторма (21 ноября 1940 г.) | |
К7291 | Июнь 1938 г. | Побит легкой лодкой и затонул (10 ноября 1940 г.) | |
К7292 | февраль 1938 г. | СОЦ (13 мая 1941 г.) | |
К7293 | Март 1938 г. | Затонул во время шторма (17 февраля 1941 г.) | |
К7294 | Май 1938 г. | Не подлежит ремонту после падения в воду (3 ноября 1939 г.) | |
К7295 | июль 1938 г. | Не подлежит ремонту после падения в воду (4 сентября 1942 г.) | |
К7296 | август 1938 г. | СОЦ (22 сентября 1939 г.) | |
К7298 | сентябрь 1938 г. | Разбился в море (12 июня 1941 г.) | 9 убитых |
К7299 | Октябрь 1938 г. | СОЦ (4 апреля 1941 г.) | |
К7300 | ноябрь 1938 г. | Затонул во время шторма (20 октября 1941 г.) | |
К7301 | декабрь 1938 г. | Затонул во время шторма (21 августа 1940 г.) | |
К7302 | Январь 1939 г. | Затонул во время шторма (20 октября 1941 г.) | |
К7303 | апрель 1939 г. | СОЦ (31 октября 1942 г.) |
Гражданское использование
[ редактировать ]С мая 1935 года Stranraer был преобразован для гражданского использования в Type 237. [ 6 ] Все Stranraers RCAF были сняты с вооружения в период с июня 1939 по январь 1946 года. Из 40 самолетов, приобретенных RCAF, половина уцелела, будучи уничтоженной или поврежденной во время войны. В ноябре 1944 года 20 самолетов, выведенных из боевой службы в феврале того же года, были приобретены для гражданского использования, а затем зарегистрированы в Канаде или США. [ 26 ]
После окончания Второй мировой войны 13 экземпляров были проданы через Crown Assets (правительство Канады) и переданы в гражданское пользование; некоторые из них служили в авиакомпании Queen Charlotte Airlines (QCA) в Британской Колумбии , работавшей до 1958 года. [ 27 ] проекта модернизации двигателей, осуществленного авиакомпанией, оригинальные двигатели Pegasus были заменены двигателями Wright GR-1820-G202GA мощностью 1200 лошадиных сил (890 кВт). В рамках [ 20 ]
Queen Charlotte Airlines в какой-то момент стала третьей по величине авиакомпанией Канады; он был широко известен как « Странная коллекция самолетов» . Из-за ограниченных денег он летал на разных типах, которые часто были заброшены другими эксплуатантами. При использовании QCA «Странраер» приобрел более подходящую репутацию и «очень понравился» своим экипажам. [ 28 ] В общей сложности восемь излишков Stranraer были также проданы компании Aero Transport Ltd. из Тампы, Флорида . [ 29 ]
Операторы
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]
- RCAF - Оперативные эскадрильи Управления внутренней войны (HWE) (базируются в Канаде)
- Восточное воздушное командование
- 5-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (38 ноября - 41 сентября) [ 30 ]
- 117-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (41 сентября - 41 октября) [ 31 ]
- Западное воздушное командование
- 4-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (39 июля - 43 сентября) [ 32 ]
- 6-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (41 ноября - 43 мая) [ 33 ]
- 7-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (43 февраля - 44 марта) [ 34 ]
- 9-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (41 декабря - 43 апреля) [ 35 ]
- 13-я (OT) эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (41 октября - 42 ноября) [ 36 ]
- 120-я эскадрилья RCAF использовала Supermarine Stranraer (41 ноября - 43 октября) [ 37 ]
- (ОТ)-Оперативная подготовка;
- Восточное воздушное командование

Гражданский
[ редактировать ]- ООО "Аэро Транспорт" [ 11 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Supermarine Aircraft с 1914 года , [ 41 ] База данных: Супермарина Странраер [ 42 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 6–7 человек
- Длина: 54 фута 9 дюймов (16,69 м)
- Размах крыльев: 85 футов 0 дюймов (25,91 м)
- Высота: 21 фут 9 дюймов (6,63 м)
- Площадь крыла: 1457 кв. футов (135,4 м ). 2 )
- Пустой вес: 11 250 фунтов (5 103 кг)
- Полная масса: 19 000 фунтов (8 618 кг)
- Силовая установка: 2 Bristol Pegasus X мощностью 920 л.с. (690 кВт) каждый. девятицилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастные изменяемого шага. металлические гребные винты
Производительность
- Максимальная скорость: 165 миль в час (266 км/ч, 143 узла) на высоте 6000 футов (1800 м)
- Скорость посадки: 58,5 миль в час (50,8 узлов; 94,1 км / ч)
- Крейсерская скорость: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
- Диапазон: 1000 миль (1600 км, 870 миль) при скорости 105 миль в час (91 узел; 169 км / ч) и 5000 футов (1500 м)
- Практический потолок: 18 500 футов (5600 м)
- Скорость набора высоты: 1350 футов/мин (6,9 м/с).
- Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 10 минут.
- Нагрузка на крыло: 13 фунтов/кв. футов (63 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,097 л.с./фунт (0,159 кВт/кг)
Вооружение
- Орудия: три 0,303 дюйма (7,70 мм) пистолета Льюиса
- Бомбы: 1000 фунтов (454 кг) бомб или глубинных бомб на внешних стойках под основными самолетами.
- Восемь бомб по 20 фунтов (9 кг) размещались во внутренних отсеках нижних основных самолетов.
Выживший самолет
[ редактировать ]
Одиночный Stranraer, 920/CF-BXO, сохранился в коллекции Музея Королевских ВВС в Лондоне . [ 43 ] [ 44 ] Этот самолет был построен в 1940 году и является одним из 40 самолетов канадской компании Vickers. На вооружении RCAF он летал в составе нескольких эскадрилий, участвовал в противолодочном патрулировании, в качестве учебного самолета и перевозил пассажиров. В 1944 году его утилизировали. До 1947 года на нем летала гражданская авиакомпания Canadian Pacific Airlines , затем компания Queen Charlotte Airlines, которая заменила оригинальные двигатели американскими двигателями Wright R-1820 Cyclone . Авиакомпания Queen Charlotte Airlines использовала этот самолет на пассажирских рейсах до 1952 года, летая из Ванкувера вдоль тихоокеанского побережья Британской Колумбии. Он летал вместе с несколькими другими частными владельцами, пока не был поврежден кораблем в 1966 году. В 1970 году его купил музей Королевских ВВС и перевезли в Великобританию. [ 40 ]
Части второго самолета Stranraer, 915/CF-BYJ, принадлежат Музею авиации Шируотер , Галифакс , Канада. Этот самолет также эксплуатировался авиакомпанией Queen Charlotte Airlines, пока не разбился в канун Рождества 1949 года в заливе Белиз , Британская Колумбия. Большая часть самолетов была восстановлена в 1980-х годах, за исключением носовой части фюзеляжа и кабины. [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Они были заказаны ВВС Великобритании в августе 1935 года, в месяце, когда название было изменено на Stranraers . [ 6 ] [ 13 ]
- ↑ Лейтенанту авиации Бирчаллу было поручено обнаружить все итальянские суда, все еще находящиеся в канадских водах, поскольку война стала неизбежной. 10 июня он обнаружил « Капо Нола» , который недавно отбыл из Квебека . Бирчалл был проинформирован об объявлении войны по радио и поэтому пролетел низко над грузовым судном, как будто совершая атаку. Это вызвало панику у капитана, и он посадил свое судно на мель у песчаной отмели. Затем Бирчалл приземлился неподалеку и подождал, пока к месту происшествия прибудут корабли Королевского военно-морского флота Канады. Экипаж « Капо Нола » был первым итальянским пленным, взятым в плен союзниками во время войны. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Тетфорд 1979 , стр. 479–480.
- ^ Морган 2001 , с. 53.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 4, 134.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрюс и Морган 1981 , с. 134.
- ^ Аэромилитария 1996 , с. 88, Spec R.24/31 для двухмоторного катера-гидросамолета общего назначения.
- ^ Jump up to: а б с д и Пеграм 2016 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д Эндрюс и Морган 1981 , с. 136.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Эндрюс и Морган 1981 , с. 137.
- ^ Робертсон 1967 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Петреску и Петреску 2013 , стр. 175.
- ^ Jump up to: а б с д и «Странраер » . Полет . 1 августа 1935 г., стр. 129–131. ISSN 0015-3710 .
- ^ Jump up to: а б с д и Март 2000 г. , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Пеграм 2016 , стр. 137–137.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981 , с. 135.
- ^ Оливер 2003 , с. 27.
- ^ Март 2000 г. , с. 191.
- ^ Морган 2001 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1981 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Морган 2001 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б Сентябрь 2001 г. , с. 60.
- ^ Сентябрь 2001 г. , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Пиготт 2003 , с. 61.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 137–139.
- ^ Морган 2001 , стр. 60–62.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 139–140.
- ^ Сентябрь 2001 г. , стр. 62–63.
- ^ Сентябрь 2001 г. , с. 62.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , стр. 25–26.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 50.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , стр. 24–25.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 27.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 28.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 31.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 36.
- ^ Костенюк и Гриффин 1977 , с. 55.
- ^ Бойер 1991 , с. 161.
- ^ Jump up to: а б Морган 2001 , с. 62.
- ^ Jump up to: а б с Симпсон, Эндрю (2007). «Индивидуальная история: Supermarine Stranraer 920/CF-BX)» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2011 года . Проверено 30 октября 2009 г.
- ^ Эндрюс и Морган 1981 , стр. 128–140.
- ^ Морган 2001 , стр. 54–56.
- ^ «Супермарин Странраер» . Музей Королевских ВВС . Проверено 23 ноября 2021 г.
- ^ Лондон 2003 , с. 176.
Источники
[ редактировать ]- Эндрюс, CF; Морган, Эрик Б. (1981). Супермарины с 1914 года . Лондон: Патнэм. ISBN 978-03701-0-018-0 .
- Бойер, Майкл Дж. Ф. (1991). Самолеты для немногих: истребители и бомбардировщики ВВС Великобритании в 1940 году . Патрика Стивенса Лтд. Спаркфорд, Великобритания: ISBN 978-1-85260-040-2 .
- Костенюк С.; Гриффин, Дж. (1977). Истории эскадрилий RCAF и самолеты: 1924–1968 гг . Торонто: Сэмюэл Стивенс, Hakkert & Company. ISBN 978-0-88866-577-5 .
- Лондон, Питер (2003). Британские летающие лодки . Страуд, Великобритания: Sutton Publishing. ISBN 978-0-7509-2695-9 .
- Марш, Дэниел Дж. (2000). Британские военные самолеты Второй мировой войны . Ху (Рочестер), Великобритания: ISBN Aerospace Publishing Ltd. 1-84013-391-0 .
- Морган, Эрик (2001). «База данных: Супермарин Странраер». Самолет . № 235. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing . стр. 53–65.
- Оливер, Дэвид (2003). Крылья над водой: хроника летающих лодок и амфибий ХХ века . Лондон: Квант. ISBN 978-08628-8-559-5 .
- «Эксплуатационные требования» (PDF) . Аэромилитария . № 4. Эйр Британия. 1996. стр. 87–106. ISSN 0262-8791 .
- Пеграм, Ральф (2016). За пределами «Спитфайра: Невиданные замыслы Р. Дж. Митчелла» . Челтнем, Великобритания: The History Press. ISBN 978-0-7509-6515-6 .
- Петреску, Релли Виктория; Петреску, Флориан Ион (2013). История авиации: Новые самолеты I — Цвет . Нордерштедт: GmbH. ISBN 978-38482-6-639-5 .
- Пиготт, Питер (2003). Укрощение неба: праздник канадского полета . Торонто; Оксфорд: Дандурн. ISBN 978-1-55002-469-2 .
- Робертсон, Брюс (1967). Серии британских военных самолетов 1912–1966 гг . Лондон: Ian Allan Ltd. ОСЛК 6400372 .
- Сентябрь, Дирк (апрель 2001 г.). «Канадские странраеры». Самолет . № 235. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing .
- Тетфорд, Оуэн (1979). Самолеты Королевских ВВС с 1918 года . Лондон: Патнэм. ISBN 978-03703-0-186-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кайтли, Джеймс; Уоллсгроув, Роджер (2004). Супермарин Морж и Странраер . Сандомир, Польша; Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов. ISBN 978-83-917178-9-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]