Боинг-Канада А-213 Тотем
А-213 Тотем | |
---|---|
![]() | |
Роль | Универсально-промысловый гидросамолет |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Боинг Самолеты Канады |
Дизайнер | Капитан Эдвард Фотергилл Элдертон |
Первый полет | июнь 1932 г. [1] |
Введение | 1932 |
Статус | Списан в 1942 году. |
Основные пользователи | Канадские авиалинии Боинг Самолеты Канады |
Количество построенных | 1 |

Boeing -Canada A-213 Totem — канадская одномоторная толкач -моноплан, летающая лодка- предназначенная для патрулирования лесного и рыболовного хозяйства, а также легкий грузовой транспорт для береговой линии Британской Колумбии , где мало ровных мест для взлетно-посадочных полос, а водных путей много. . Единственный пример: CF-ARF , CB10. [2] был спроектирован и построен канадской компанией Boeing Aircraft . Название относится к тотемным столбам, используемым коренными народами Британской Колумбии . [3]
Дизайн
[ редактировать ]
Главный инженер Эдвард Фотергилл Элдертон был британцем и ранее работал в Short Brothers. [4] и Сондерс-Роу перед приездом в Канаду для работы в канадской компании Vickers и канадской компании Boeing. [3]
Несмотря на то, что он был разработан во время Boeing 40 H-4 и C-204 строительства , конструкция Totem мало чем была обязана Boeing, за исключением аэродинамической части Boeing 103 и формы руля направления. [3] Действительно, предыдущие летающие лодки Boeing широко использовали древесину в корпусе, а в конструкции фюзеляжа модели 40H-4 использовались сварные стальные трубы. Вместо этого его кувыркающаяся конструкция и тяжелые внешние ребра корпуса свидетельствовали о сильном влиянии Сондерса-Роу, что неудивительно, учитывая опыт главного инженера. [3] Номер модели A-213 численно соответствует последовательности Boeing, но значение префикса «A» остается необъяснимым. [3] Возможно, это совпадение, что Сондерс-Роу в то время использовала букву А в качестве префикса для всех своих самолетов.
Днище корпуса выполнено в виде трехслойного сэндвича «Алклад» , приклепанного к шпангоутам внешними продольными стрингерами. Борта и верх корпуса использовали листовой металл с широко расположенными гофрами или ребрами. [4] Шесть водонепроницаемых отсеков разделяли пять переборок, а для ограничения коррозии широко использовались компоненты из нержавеющей стали. [4] Просторная четырехместная кабина располагалась перед лонжероном переднего крыла, доступ в нее осуществлялся через складной люк в крыше. [4] [3] Предлагалось двойное управление, а ручку можно было снять со стороны пассажира. [4] Основной топливный бак находился за кабиной и между лонжеронами крыла, а топливный бак меньшего размера в мотогондоле питался от топливного насоса. [4] Wasp Jr. Радиальный двигатель был установлен в качестве толкателя, что сделало выход пассажиров более безопасным и снизило шум в салоне. [4] Запуск осуществлялся ручным инерционным стартером. [4]
Крылья были построены на основе двух еловых лонжеронов, нервюры, а также передняя и задняя кромки были изготовлены точечной сваркой из хромомолибденовой стали (хром-молибденовой стали) , все покрыто тканью, герметизированной и затянутой авиационной смазкой . [4] Крылья подкреплялись стальными стойками, параллельными скулам корпуса, и снабжались металлическими поплавками на концах. Высоко расположенные рули высоты, киль и руль направления напоминали нервюры, изготовленные из хромомолибденовой стали, сваренные точечной сваркой, и обтянутые тканью. [4] Все органы управления приводились в действие с помощью тяговых тяг, без заклинивания тросов или шкивов. [4] Необычно для того времени то, что был установлен выдвижной водный руль, который поворачивался назад и вверх, если натыкался на препятствие. [4]
Операционная история
[ редактировать ]Единственный построенный Totem с серийным номером CB10 был зарегистрирован как CF-ARF. [2] Считается, что первый известный полет совершил 16 июня 1932 года Уильям Дж. Холланд . [3] В июле пилоты компании совершали испытательные полеты, а 25 сентября состоялся официальный испытательный полет с правительственными наблюдателями. [3] Один из тестовых полетов был на озеро Гарибальди , первый визит самолета к этому озеру на высоте 4869 футов (1484 м), где он не столкнулся с какими-либо трудностями.
У канадского Boeing возникли трудности с продажей своих летающих лодок, и Totem не стал исключением: он оставался в руках Boeing почти год, прежде чем был продан частному оператору. [5]

В мае 1933 года газета Victoria Daily Times сообщила, что Голландия взяла президента Объединенной авиастроительной и транспортной корпорации (совладельца Boeing и Boeing of Canada) для «неторопливого» полета вдоль побережья Британской Колумбии в Джуно, Аляска . [6] В июле 1933 года Холланд перенес Тотем на озеро Аметист в национальном парке Джаспер , на озеро Луиза в национальном парке Банф и на озеро Минневанка . [5] Он катал местных жителей по 5 долларов за рейс, а также время от времени выполнял местные чартеры, в том числе возил менеджера отеля Banff Springs на ледяное поле Колумбии и еще один более длинный рейс для группы рыбаков на озеро Марвел (к северу от пика Марвел) . [5] Однако «Тотем» не был первым самолетом, посетившим Банф, поскольку ему предшествовала летающая лодка Нормана Томпсона NT2B, эксплуатировавшаяся авиационной транспортной компанией Rocky Mountain в период с 1921 по 1924 год. [5] В августе Холланд был уведомлен о том, что «Тотем» продан и что ему следует срочно вернуться в Ванкувер, чтобы передать самолет новому владельцу. [5]
Новый владелец владел им всего пару лет, а затем продал его компании Canadian Airways в мае 1935 года. [7] И это несмотря на то, что во время официальных испытаний и эксплуатации он продемонстрировал отличные характеристики управляемости на воде и в полете. [3] Он оставался на вооружении до января 1938 года, в основном осуществляя рыболовное патрулирование. [3] пока в 1938 году его не продали другому частному оператору. [7] Его регистрация была отменена в феврале 1942 года и, предположительно, отменена. [7] [3]
Большую часть своей карьеры Totem прослужил в Британской Колумбии, однако он так и остался единственным в своем роде, поскольку к тому времени чисто летающие лодки были вытеснены гидросамолетами. [3]
Операторы
[ редактировать ]- Boeing Aircraft of Canada - эксплуатировался один год, пока не был продан частному оператору в августе 1933 года.
- Canadian Airways - выполнялась с мая 1935 по январь 1938 года для патрулирования рыболовства, хотя выполнялись и чартерные рейсы. [3]
- Частные операторы - штурм и легкий транспорт с августа 1933 по май 1935 года В. Спенсера и с января 1938 года по конец 1941 или начала 1942 года У. Дж. Дайсона.
Технические характеристики (Боинг А-213 Тотем)
[ редактировать ]
Данные Рейса, 1932, стр.890-892.
Общие характеристики
- Экипаж: один (но с двойным управлением)
- Вместимость: три
- Длина: 32 фута 9 дюймов (9,98 м)
- Размах крыльев: 46 футов 0 дюймов (14,02 м)
- Хорда крыла: 90 дюймов (2,29 м)
- Двугранник крыла: 1° 30'
- Высота: 11 футов 3 дюйма (3,43 м)
- Площадь крыла: 310 кв. футов (29 м 2 )
- Профиль : Боинг 103. [3]
- Пустой вес: 2700 фунтов (1225 кг)
- Полная масса: 4000 фунтов (1814 кг)
- Максимальная нагрузка: 1300 фунтов (590 кг)
- Силовая установка: 1 × Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior воздушного охлаждения 9-цилиндровый звездообразный двигатель , установленный в виде толкача , мощностью 300 л.с. (220 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной металлический винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов)
- Крейсерская скорость: 99,5 миль в час (160,1 км/ч, 86,5 узлов)
- Посадочная скорость: 55 миль в час (48 узлов; 89 км/ч)
- Дальность: 400 миль (640 км, 350 миль)
- Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
- Абсолютный потолок: 18 500 футов (5600 м).
- Скорость набора высоты: начальная скорость набора высоты 834 фута/мин (4,24 м/с).
- Нагрузка на крыло: 12,9 фунтов/кв. футов (63 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,075 л.с./фунт (0,123 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
[ редактировать ]Связанные списки
[ редактировать ]- Список гражданских самолетов
- Список экспериментальных самолетов
- Список самолетов-толкачей по комплектации
- Список летающих лодок и гидросамолетов
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Милберри, 1997, стр.90.
- ^ Jump up to: а б Пентленд, 2010, стр.2.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Висчедейк, 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Спунер, 23 сентября 1932 г., стр. 890-892.
- ^ Jump up to: а б с д и Стокалько, 2019 г.
- ↑ Victoria Daily Times, 19 мая 1933 г., стр.24.
- ^ Jump up to: а б с История авиации Канады, 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- История авиации Канады (2020). «Исторический регистр» . www.aviationhistorycanada.ca . Компания TLC Aviation Consulting . Проверено 25 марта 2020 г.
- Маклафлин, Джордж Ф., изд. (март 1931 г.). «Разработка нового самолета Боинг». Аэро дайджест . Том. 18, нет. 3. Нью-Йорк: Издательство Aeronautical Digest Publishing Corp., с. 114.
- Милберри, Ларри (1997). Воздушный транспорт в Канаде . Канавские книги. стр. 90. ИСБН 978-0921022091 .
- Пентленд, Эндрю (26 июня 2010 г.). «Золотые годы авиации — Регистр гражданских самолетов — Канада (CF-)» . www.airhistory.org.uk . п. 2 . Проверено 24 марта 2020 г.
- Спунер, Стэнли, изд. (23 сентября 1932 г.). «Тотем Боинга» . Полет . Том. 24, нет. 39/1239. Королевский аэроклуб Великобритании. стр. 890–892.
- Стокалко, Линдси (22 ноября 2019 г.). «Набег гидросамолета «Тотем» на национальный парк Банф» . www.whyte.org . Проверено 25 марта 2020 г.
- Висчедейк, Йохан (31 мая 2011 г.). «КОЛЛЕКЦИЯ РОССА МЭХОНА № 4043. Boeing Canada A-213 Totem (CF-ARF c/n 10)» . 1000 фотографий самолетов .
- «Авиационные заметки» . Виктория Дейли Таймс . Том. 82, нет. 119. Виктория, Британская Колумбия. 19 мая 1933 г. с. 24 . Проверено 24 марта 2020 г.