Jump to content

Canadair CT-114 Репетитор

CT-114/CL-41 Учебник
CT-114 из состава 2CFFTS , RCAF
Роль Тренажер , Штурмовики
Национальное происхождение Канада
Производитель Канадэйр
Первый полет 13 января 1960 г.
Ушедший на пенсию 2000 г. - тренер ( ВС Канады ).
Статус Небольшое количество в настоящее время находится в летном состоянии для испытаний и демонстрации пилотажа.
Основные пользователи Канадские вооруженные силы
Королевские ВВС Канады
Королевские ВВС Малайзии
Произведено 1963–1966
Количество построенных 212

Canadair CT-114 Tutor (фирменная модель CL-41 ) — реактивный учебно-тренировочный самолет , разработанный и произведенный канадской авиастроительной компанией Canadair . В период с начала 1960-х по 2000 год он служил стандартным учебно-тренировочным реактивным самолетом Королевских ВВС Канады (RCAF), а затем и Вооруженных сил Канады .

Разработка началась как частное предприятие компании. 13 января 1960 года прототип совершил свой первый полет ; полтора года спустя правительство Канады разместило крупный заказ на этот тип. RCAF будет доминирующим пользователем этого типа, но ограниченное количество также было экспортировано. В частности, модель CL-41G, поставлявшаяся в Королевские ВВС Малайзии (RMAF), вплоть до вывода из вооружения служила в качестве штурмовика.

Tutor служил основным учебно-тренировочным реактивным самолетом канадских вооруженных сил с 1960-х по 2000 год, после чего он был окончательно уволен с этой роли, заменив его комбинацией нового CT-155 Hawk американского производства британского производства и CT . -156 Гарвард II . Хотя большинство наставников ушли на пенсию, небольшое количество все еще используется пилотажной группой Snowbirds RCAF .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки создания CL-41 Tutor можно найти в решении канадского производителя самолетов Canadair разработать собственный учебно-тренировочный самолет в качестве частного предприятия. Проект был разработан собственным отделом предварительного проектирования компании. [ 1 ] [ 2 ] К августу 1957 года была завершена базовая конфигурация конструкции, которая представляла собой низкоплан с турбореактивным двигателем, трехопорным шасси и расположенной рядом кабиной. [ 3 ] С самого начала разработки самолет задумывался как специальный учебно-тренировочный самолет для проведения начальной летной подготовки, а также дополнительной подготовки до продвинутого уровня.

Вначале, несмотря на отсутствие официальной поддержки этого проекта со стороны правительства Канады, Комитет по связям с инструкторами реактивных самолетов Управления подготовки Королевских ВВС Канады (RCAF) тесно сотрудничал с Canadair; Сообщается, что его участие в проекте оказало значительное влияние на окончательную конструкцию самолета. [ 3 ] И правительство Канады, и Canadair выделили финансирование на производство пары летных прототипов, а также нескольких статических планеров. Эта ранняя производственная деятельность осуществлялась секретно на заводе № 4 компании, где располагалось подразделение ракет и систем Canadair. [ 3 ]

Летные испытания

[ редактировать ]

13 января 1960 года прототип совершил свой первый полет под управлением пилота проекта Яна МакТавиша. Первоначально первый полет планировалось провести в начале 1959 года, но он был отложен из-за проблем, связанных с разработкой двигателя. [ 3 ] Хотя прототип был оснащен одним турбореактивным двигателем Pratt & Whitney JT12A-5 он был заменен силовой установкой General Electric J85 . , на последующих серийных самолетах [ 4 ] Это изменение двигателя не потребовало перепроектирования, поскольку фюзеляж был разработан для установки широкого спектра двигателей без необходимости конструктивных изменений; Помимо JT12A-5 и J85, Armstrong-Siddeley Viper ASV11 , Continental Gabizo , Rolls-Royce RB.108 и Fairchild J83-R-1 . на ранних этапах проектных работ изучались [ 3 ]

В марте 1960 года исследовательская группа RCAF провела серию предварительных летных оценок прототипа CL-41 в течение одной недели; До этого команда также оценивала различных тренеров из Франции, США и Великобритании. [ 3 ] По словам историка авиации Билла Аптона, те, кто летал на прототипе, повсеместно хвалили самолет за его хорошую управляемость и летные характеристики. Прототипы подверглись обширному режиму испытаний, некоторые из которых выходили за рамки традиционных рамок такой деятельности. [ 3 ]

СТ-114 «Тьютор» — одномоторный учебно-тренировочный самолет с турбореактивным двигателем . Он был специально разработан для учебных целей и обладает множеством преимуществ, в том числе высоким уровнем надежности и благоприятной эксплуатационной экономичностью. [ 5 ] Он способен работать в широком диапазоне характеристик, имея максимальную скорость на высоте 795 км/ч (429 уз) и скорость пикирования 885 км/ч (478 уз) при относительно низкой скорости сваливания 71 уз. [ 5 ] Tutor оснащен ручным управлением полетом с пружинными вкладками . Он намеренно аэродинамически стабилен в полете - фактор, который традиционно помогал в обучении новых пилотов, незнакомых с требованиями полета. [ 2 ]

Tutor имеет расположенную рядом кабину. Во время стандартных операций инструктор-наблюдатель сидел с правой стороны, а пилот-студент - с левой; обычно только левая сторона имела полное управление полетом. [ 5 ] Однако после опыта работы с демонстрационной командой Snowbirds некоторые самолеты были переконфигурированы с дополнительными органами управления, чтобы на них можно было летать из любого положения. [ 5 ] В кабине, оснащенной задним навесным фонарем над обоими членами экипажа, для комфорта пилота может создаваться перепад давления в 3 фунта на квадратный дюйм (20 кПа ), что эквивалентно высоте около 2000 м. [ нужна ссылка ]

Для демонстрации с воздуха Tutor можно было легко оснастить дымогенератором, включая пару подфюзеляжных отсеков для хранения дизельного топлива используемого под давлением; использование красного красителя в дыме было довольно быстро прекращено, поскольку было обнаружено, что он обладает высокой коррозионной активностью . [ 5 ] Также будут внесены различные другие модификации для отображения самолетов; их можно было бы регулярно устанавливать и снимать, поскольку планеры будут регулярно заменяться между демонстрационными и тренировочными полетами. [ 5 ]

Операционная история

[ редактировать ]
CT-114 Инструктор 2 летной школы канадских вооруженных сил в CFB Moose Jaw в начале 1982 года.
Преподаватели CT-114, принадлежащие 2 школам летной подготовки канадских вооруженных сил, припаркованные на рампе CFB Moose Jaw, 1982 год.

В сентябре 1961 года канадское правительство, впечатленное характеристиками прототипа и стремящееся поддержать местную промышленность, разместило крупный заказ на 190 экземпляров серийного варианта, получившего обозначение CL-41A , от имени Королевского правительства. Канадские ВВС (RCAF). После принятия на вооружение самолет получил канадское унифицированное обозначение CT-114 Tutor . Большая часть этого типа дислоцировалась в CFB Moose Jaw , Саскачеван, в Западной Канаде; Центральная летная школа при CFB Виннипег , Манитоба, также активно использовала Tutor. [ 2 ] [ 6 ]

Tutor использовался в качестве основной тренерской платформы более тридцати лет. В 1976 году канадские вооруженные силы решили оснастить 113 оставшихся самолетов модернизированной авионикой и приспособлениями для пары установленных на брюхе внешних топливных баков емкостью 41 галлон США (155 л) . [ нужна ссылка ] К 1998 году сообщалось, что около 120 экземпляров этого типа все еще находились на регулярной службе в вооруженных силах Канады. [ 2 ] В 2000 году большинство Tutor были отправлены в отставку, и на смену этому типу в качестве основного учебного самолета RCAF пришла комбинация новейшего CT-155 Hawk американского производства британского производства и CT-156 Harvard II . [ 6 ] С тех пор он продолжал использоваться в ограниченном количестве службой как для экспериментальных целей ( Испытательным центром аэрокосмической техники (AETE) в CFB Cold Lake , Альберта), так и для целей демонстрации с воздуха. К 2019 году на вооружении RCAF было зарегистрировано 24 экземпляра. [ 6 ]

Высший пилотаж

[ редактировать ]
Снежные птицы на авиашоу

В 1967 году партия из десяти Tutors была модифицирована для использования в качестве группового пилотажа демонстрационной группой RCAF (а позже и объединенных канадских вооруженных сил ) Golden Centennaires в честь столетия Канады. В конце сезона 1967 года демонстрационная группа была расформирована, и ее самолеты вернулись к обычным тренировочным обязанностям. В 1971 году в 2CFFTS (Две школы летной подготовки канадских вооруженных сил) в CFB Moose Jaw была сформирована новая группа формирования, которая снова приняла этот тип. название « Снежные птицы В следующем году команде было выбрано »; В течение 1978 года команда получила статус эскадрильи как 431-я авиационная демонстрационная эскадрилья . [ 7 ]

С момента своего создания команда Snowbirds регулярно выступала на авиашоу и специальных мероприятиях, включая ежегодный пролет в День Канады над столицей Оттавой. [ 8 ] По словам журналиста Гая Норриса, определяющей чертой их высшего пилотажа являются выполнение физически сложных полетов строем, а также разработанные на местах маневры, такие как «Большой гусь». В отличие от большинства демонстрационных групп, у Snowbirds нет самолетов поддержки; все запасные части и полезные материалы могли перевозиться на самом самолете в складских помещениях, расположенных в носовой части или корневой части крыла . [ 4 ]

Те наставники, которые используют Snowbirds, имеют несколько модификаций, отличающих их от стандартных примеров; К ним относятся система генерации дыма , хорошо узнаваемая схема окраски, уникальная для демонстрационной команды, а также тщательно настроенный двигатель для большей отзывчивости во время полета на малых высотах. [ 6 ] Сообщается, что пилоты-демонстраторы намеренно управляли своим самолетом, используя уровень балансировки носа вниз выше среднего, чтобы нажатие ручки управления вниз стало ненужным. [ 2 ] Самолеты Snowbirds будут регулярно использоваться со стандартными тренировочными самолетами, что позволит команде эксплуатировать планеры со сравнительно небольшим налетом. [ 5 ]

За рубежом и предлагаемое использование

[ редактировать ]

Canadair также разработала учебно-тренировочный и легкий штурмовой вариант, получивший обозначение CL-41G . Эта модель была оснащена форсированным двигателем и оснащена подкрыльевыми узлами подвески , последние из которых позволяли перевозить различные внешние запасы, в том числе до 4000 фунтов (1814 кг) оружия и подвесных баков. В марте 1966 года Королевские ВВС Малайзии (RMAF) заказали партию из двадцати (серийные номера от M-22-01 до M22-11 ) самолетов CL-41G-5 Tebuan (что означает «Оса на малайском языке » ) для борьбы с повстанцами. (МОНЕТА) самолет. В 1967 году «Тебуан» поступил на вооружение в Малайзии . RMAF эксплуатировал этот тип более двадцати лет, последний Tebuan был выведен из эксплуатации в июне 1986 года и заменен итальянским Aermacchi MB-339 A. [ нужна ссылка ] После вывода из эксплуатации большая часть парка была сохранена и помещена на местное хранение более чем на десять лет. [ 2 ]

CL-41R с RCAF CF-104

Был разработан еще один экспериментальный вариант, получивший обозначение CL-41R , оснащенный носовой частью истребителя F-104 , в качестве предлагаемого тренажера электронных систем для будущих пилотов CF-104 RCAF. единственный планер ( CF-LTX-X ), однако модель R не получила никаких заказов и поэтому так и не пошла в производство. Для демонстрации концепции был построен [ нужна ссылка ] По состоянию на август 2019 года планер ожидал реставрации в музее Рейнольдса-Альберты . [ нужна ссылка ]

Варианты

[ редактировать ]
CL-41
Два прототипа, CF-LTW-X и CF-LTX-X, используются для программы проектирования и испытаний компании.
CL-41A
Всего для RCAF и CF было произведено 190 учебно-тренировочных самолетов, которые используются как CT-114. Некоторые из них были модифицированы системами дымообразования и другими модификациями для Snowbirds. пилотажной группы
CL-41G
Уникальная версия для Королевских ВВС Малайзии (RMAF). Всего на вооружении RMAF находится 20 штурмовиков, известных как «Тебуан».
CL-41R
Одна модификация CF-LTX-X с привитой носовой частью CF-104 для демонстрации использования CF-104/ F-104G радара и авионики ; серийных образцов построено не было.

Операторы

[ редактировать ]
 Канада
 Малайзия
  • Королевские ВВС Малайзии (CL-41G Wasp)
    • 6-я эскадрилья 1967–1985 гг.
    • 9-я эскадрилья 1967–1985 гг.
    • Учебное подразделение FTC 1966 или 1967 - выведено из эксплуатации и заменено на А-4 ПТМ Skyhawks.

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Прототип Tutor на выставке в Southport Aerospace , Манитоба , в Golden Centennaires ливрее

Выживший самолет

[ редактировать ]
Испытательное учреждение аэрокосмической техники Canadair Tutor
Кабина СТ-114

Хотя CL-41 Tutor был отстранен от активной подготовки, 26 Tutor продолжают летать в составе Snowbirds канадских вооруженных сил и Испытательного центра аэрокосмической техники в CFB Cold Lake или находятся на кратковременном хранении. [ 28 ]

значилось три CL-41G и один CT-114 По состоянию на август 2011 года в реестре актов гражданского состояния США , в то время как ни один из них не был зарегистрирован в Канаде. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

подарил CL-41G Авиационному университету Эмбри-Риддла в Дейтона-Бич, Флорида В 2001 году актер Джон Траволта . [ 32 ]

Технические характеристики (CL-41A – CT-114)

[ редактировать ]

Данные из Macdonald Aircraft Handbook , [ 33 ] Королевские ВВС Канады [ 6 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 32 фута 0 дюймов (9,75 м)
  • Размах крыльев: 36 футов 4 дюйма (11,07 м)
  • Высота: 9 футов 4 + 1 2 дюйма (2,858 м)
  • Площадь крыла: 220 кв. футов (20 м 2 )
  • Пустой вес: 4840 фунтов (2195 кг)
  • Полная масса: 7348 фунтов (3333 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 11000 фунтов (4990 кг)
  • Силовая установка: 1 Orenda J85-CAN-40 турбореактивный двигатель , тяга 2650 фунтов силы (11,8 кН).

Производительность

  • Максимальная скорость: 486 миль в час (782 км/ч, 422 узла)
  • Диапазон: 944 миль (1519 км, 820 миль)
  • Практический потолок: 44 500 футов (13 600 м)
  • Скорость набора высоты: 4220 футов/мин (21,4 м/с).

Вооружение

  • Точки подвески: 2

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Dishlevoy 2005, pp. 8–10.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Норрис 1998, с. 22.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Аптон, Билл. «Прототип CL-41». Канадское историческое общество авиации , дата обращения: 31 мая 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Норрис 1998, стр. 22–23.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Норрис 1998, с. 23.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «Наставник CT-114». airforce.forces.gc.ca , дата обращения: 31 мая 2019 г.
  7. ^ «431-я авиационная демонстрационная эскадрилья» . Правительство Канады . Проверено 18 мая 2020 г.
  8. ^ Брэдшоу, Стейси. «Снежные птицы пролетят над Канадским музеем авиации» . Крылья . Проверено 18 мая 2020 г.
  9. ^ https://static1.squarespace.com/static/5ce2eac378733900016331b2/t/5ecc62f6ab61810adc2259c0/1590452987995/CT-114+Tutor+Serials_Complete_2020.pdf
  10. ^ «Канадский наставник CT-114» . www.canadianflight.org .
  11. ^ «Canadair CL-114 Tutor RCAF № 114004 - Королевский музей авиации Западной Канады» . royalaviationmuseum.com . 24 июня 2022 г. Проверено 26 января 2024 г.
  12. ^ Руссо, Жан-Филип (1 августа 2009 г.). «Новый самолет для курсантов» . Le Journal de Québec (на французском языке). Квебекор . Проверено 24 марта 2024 г.
  13. ^ «Баговилль, Квебек, Канада» . Евродембель . Проверено 24 марта 2024 г.
  14. ^ «Тьютор – Национальный музей ВВС Канады» . Проверено 26 января 2024 г.
  15. ^ «Канадские военные самолеты 6: Учебник Canadair CT-114» . www.silverhawkauthor.com . Проверено 26 января 2024 г.
  16. ^ «Канадские военные самолеты (3) Саскачеван, CFB Moose Jaw» . www.silverhawkauthor.com . Проверено 26 января 2024 г.
  17. ^ «Детали самолета» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 26 января 2024 г.
  18. ^ «Музей авиации Шируотера — Рууд Леу» . www.ruudleeuw.com . Проверено 26 января 2024 г.
  19. ^ Уэлч, Дэйв. «Canadair CT-114 Tutor, 114076/1076, Музей Рейнольдса, Альберта» . abpic.co.uk . Проверено 26 января 2024 г.
  20. ^ «Самолет-наставник» . Туризм Муз-Джо . Проверено 26 января 2024 г.
  21. ^ «Канадские военные самолеты 6: Учебник Canadair CT-114» . www.silverhawkauthor.com . Проверено 26 января 2024 г.
  22. ^ «Canadair CT-114 Tutor — Канадский музей авиации и космонавтики» . 3 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 3 июля 2016 года . Проверено 26 января 2024 г.
  23. ^ «Музей ВВС — Музеи Колд-Лейк» . www.coldlakemuseums.org . 2 августа 2020 г. Проверено 26 января 2024 г.
  24. ^ «Canadair CT-114 Tutor – Информационный центр для посетителей Comox» . опытcomoxvalley.ca . Проверено 23 сентября 2022 г.
  25. ^ https://static1.squarespace.com/static/5ce2eac378733900016331b2/t/5ecc62f6ab61810adc2259c0/1590452987995/CT-114+Tutor+Serials_Complete_2020.pdf
  26. ^ «Канадский наставник CT-114» . Музей бомбардировочного командования Канады . 5 апреля 2019 года . Проверено 26 января 2024 г.
  27. ^ Йейтс, Келси (27 июля 2022 г.). «Снежные птицы пролетают над Крестоном в честь командира эскадрильи Golden Centennaires» . Крестон Вэлли Адванс . Архивировано из оригинала 29 июля 2022 года . Проверено 29 июля 2022 г.
  28. ^ Вооруженные силы Канады (29 июля 2019 г.). «ЦТ-114 Воспитатель» . rcaf-arc.forces.gc.ca . Проверено 23 мая 2020 г.
  29. ^ «Результаты запроса на марку / модель CL41». Федеральное управление гражданской авиации , август 2011 г. Дата обращения: 15 августа 2011 г.
  30. ^ «Результаты запроса на марку / модель CT-114». Федеральное управление гражданской авиации , август 2011 г. Дата обращения: 15 августа 2011 г.
  31. ^ «Канадский реестр гражданских самолетов: Canadair CT-114». Transport Canada , август 2011 г. Дата обращения: 15 августа 2011 г.
  32. ^ Росс, Боб. «Джон Траволта жертвует самолет Эмбри-Риддлу». Архивировано 5 января 2008 года в Wayback Machine Авиационном университете Эмбри-Риддла , ноябрь 2001 года. Дата обращения: 6 сентября 2009 года.
  33. ^ Грин 1964, с. 470.

Библиография

[ редактировать ]
  • Дишлевой, Рой В. «Вылупление снежных птиц: наставник Canadair CL-41 / CT-114, воспоминания о его ранней истории». Журнал CAHS, Том 45, № 1, весна 2007 г.
  • Грин, Уильям. Справочник Макдональда по самолетам . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1964.
  • Молсон, Кен М. и Гарольд А. Тейлор. Канадские самолеты с 1909 года . Ститтсвилл, Онтарио: Canada's Wings, Inc., 1982. ISBN   0-920002-11-0 .
  • Норрис, Гай. «Высокая гора Роки Маунтин». '' Flight International '', 6 января 1998 г., стр. 22–23.
  • Пиклер, Рон и Ларри Милберри. Canadair: первые 50 лет . Торонто: Canav Books, 1995. ISBN   0-921022-07-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d7eca2b4d3db5b5f83b64505a2dde190__1723468260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/90/d7eca2b4d3db5b5f83b64505a2dde190.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canadair CT-114 Tutor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)