Канадаэр CL-89
CL-89 | |
---|---|
![]() Немецкая армия CL-289 | |
Общая информация | |
Тип | Дрон наблюдения |
Национальное происхождение | Канада |
Производитель | Канадэйр |
История | |
Первый полет | Март 1964 г. |
Canadair CL-89 — дрон-разведчик ( БПЛА ), производимый совместно Канадой, Великобританией и Западной Германией в 1960-х годах. Позже была представлена более крупная и улучшенная модель с большей грузоподъемностью — CL-289 .
История
[ редактировать ]CL-89
[ редактировать ]
В июне 1963 года при спонсорской поддержке Канады и Великобритании. [ 1 ] [ 2 ] согласилась поручить Canadair разработать, оценить и испытать дрон CL-89. Эта концепция была разработана в Canadair на основе CL-85, исследования по перевозке отправлений. Позже к группе присоединилась Западная Германия. [ 3 ] и хотя Соединенным Штатам было предложено присоединиться, они отказались. [ нужна ссылка ]
Первый, не совсем успешный полет был совершен в Юме , штат Аризона, в марте 1964 года. Британцы хотели, чтобы изменения в системе (состоящей из дрона, пусковой установки, аварийно-спасательного оборудования и поддержки) были «доказательными для солдат». Они направили в Canadair армейского офицера и с его помощью создали консультативную группу по техническому обслуживанию, которая добилась отличных результатов. CL-89 прошел сложную разработку и от него практически отказались. [ нужна ссылка ]
Первая полная система CL-89 была поставлена западным немцам в 1969 году. В 1970-х годах Франция и Италия присоединились к Великобритании и Западной Германии в эксплуатации CL-89. НАТО присвоило всей системе обозначение AN/USD-501 (Беспилотный наблюдательный дрон ВМС типа 501); на вооружении Великобритании он был известен как Midge (Оборудование для военной разведки и сбора данных). Система была разработана для сбора информации на уровне подразделений.
В Королевской артиллерийской службе Мидж находился в составе дивизионной локационной батареи. В этом отряде были две пусковые установки, все средства для обработки и анализа изображений, а также для ремонта и обслуживания самолетов. Отряд состоял из двух офицеров и около 70 солдат. Задачи выполнялись через ячейку артиллерийской разведки в штабе дивизии, и в основном они использовались для подтверждения предполагаемого местоположения противника, особенно вражеской артиллерии. На вооружении Великобритании Midge заменил Northrop Radioplane SD-1 , известный на вооружении как «Observer», а его, в свою очередь, заменил Phoenix . Midge оперативно использовался в Кувейте в 1991 году, с некоторым эффектом, особенно в сочетании с артиллерийскими налетами.
На вооружении немецкой армии CL-89 эксплуатировался в дивизионном наблюдательном батальоне. Организация была похожа на британскую, но имела шесть офицеров и около 120 солдат.
Логистическая поддержка CL-89 оказывалась странам-пользователям через NAMSA.
CL-289
[ редактировать ]
В ноябре 1987 года было подписано соглашение между Канадой, ФРГ и Францией о производстве системы CL-289. Его проектирование началось в 1974 году. Это был более крупный дрон с большей дальностью полета и полезной нагрузкой, чем CL-89. Он был предназначен для получения разведывательных данных на уровне корпуса для армий НАТО. Хотя внешне он был похож на CL-89, в конструкцию пришлось внести множество изменений. CL-289 поступил на вооружение в ноябре 1990 года, вся система получила обозначение AN/USD-502 . По меньшей мере девять CL-289 были сбиты Югославской национальной армией во время интервенции НАТО против геноцида Косово в 1999 году.
Описание
[ редактировать ]Цилиндрический корпус имел четыре укороченных крыла в задней части фюзеляжа, а аэродинамическую отделку обеспечивали меньшие носовые части «утка» .
Хотя дрон выглядел и летал как ракета и запускался с рельсов, установленных на грузовике, он летал на реактивной тяге . Взлет осуществлялся с помощью ракеты-носителя , которая сбрасывалась при достижении скорости полета. Затем небольшой турбореактивный двигатель взял на себя управление до конца полета.
Схема полета была запрограммирована и предусматривала полет к целевым районам, разбег под запись камер или датчиков и возвращение к месту восстановления. По прибытии на расчетную позицию двигатель отключился и был раскрыт тормозной парашют. Это достаточно замедлило дрон, чтобы изменить его положение и позволить парашют выпустить из нижней части дрона, заставив его перевернуться. Прежде чем достичь земли, из верхней части дрона (теперь обращенной к земле) была выпущена пара пневматических посадочных мешков. Затем спасательная бригада снимала камеры и т. д. и возвращала дрон, чтобы он был готов к следующему полету. Камера или датчик, в зависимости от задачи, могут быть установлены на CL-89, а несколько устройств - на CL-289.
Быть дроном означало, что он летел по запрограммированному курсу и не находился под каким-либо внешним контролем. В CL-89 запрограммированная траектория полета была ограничена очень ограниченным количеством «событий», которые можно было запрограммировать. Эти события включают повороты, изменения высоты, активацию/деактивацию датчиков и приземление. Запрограммированную траекторию полета пришлось корректировать с учетом метеоусловий. Данные для этого предоставлялись стандартным артиллерийским метеорологическим сообщением Target Acquisition .
С CL-89 использовались два типа датчиков: оба использовали фотопленку, которая была обработана и проанализирована после обнаружения дрона. Стандартная черно-белая пленка обычно использовалась при дневном свете, а ночью можно было использовать вспышки. Инфракрасное линейное сканирование , ранняя форма тепловидения, обычно использовалась в ночное время. В британских войсках дронов использовались три типа датчиков: Vinten (дневной датчик), Zeiss (день и ночь) и IRLS (день и ночь).
Операторы
[ редактировать ]- Немецкая армия (заменена на Rheinmetall KZO )
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1982-83 гг. [ 5 ]
Общие характеристики
- Длина: 12 футов 2 дюйма (3,71 м) (с усилителем)
- Размах крыльев: 3 фута 1 дюйм (0,94 м)
- Диаметр: 1 фут 1 дюйм (0,33 м) (диаметр корпуса)
- Пустой вес: 172,4 фунта (78 кг)
- Максимальный взлетный вес: 343 фунта (156 кг) (с ускорителем)
- Силовая установка: 1 Williams International WR2-6 турбореактивный двигатель , тяга 125 фунтов силы (0,56 кН).
- Силовая установка: 1 ракетный ускоритель BAJ Vickers Wagtail, тяга 5000 фунтов силы (22 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 460 миль в час (740 км/ч, 400 узлов)
- Диапазон: 37 миль (60 км, 32 морских миль)
- Практический потолок: 10 000 футов (3 000 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оборона». Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 29 апреля 1965 г., том 87, № 2929. с. 683.
- ^ «Ракеты и космические полеты: Canadair Cl-89». Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 25 июня 1964 г., том 85, номер 2885. с. 1082.
- ^ «Оборона: испытания дронов» . Архивировано 3 ноября 2012 г. в Wayback Machine Flight International , 31 августа 1967 г., том 92, номер 3051. с. 350.
- ^ «Турция – основная армейская техника» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года . Проверено 27 ноября 2013 г.
- ^ Тейлор 1982, стр. 671–672.
- Личный опыт работы в конструкторском бюро Canadair 1952–75 гг.
- Picker & Milberry, Canadair – первые 50 лет , CANAV ISBN 0-921022-07-7
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1982–83 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .