Аэрмакки МБ-339
МБ-339 | |
---|---|
![]() | |
MB-339CD ВВС Италии. | |
Роль | Усовершенствованный учебно-тренировочный и легкий штурмовик |
Производитель | Аэрмакки |
Первый полет | 12 августа 1976 г. |
Введение | 1979 |
Статус | Активно занимаюсь производством [ нужна ссылка ] |
Основные пользователи | Итальянские ВВС Эритрейские ВВС ВВС Объединенных Арабских Эмиратов |
Произведено | 1978 – настоящее время [ нужна ссылка ] |
Количество построенных | 230 [ 1 ] |
Разработано на основе | Аэрмакки МБ-326 |
Aermacchi MB-339 — военный реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик, разработанный и производимый итальянской авиационной компанией Aermacchi .
MB-339 был разработан в 1970-х годах в ответ на требование итальянских ВВС о замене существующего парка самолетов Aermacchi MB-326 . Его конструкция была заимствована из конструкции MB-326, а не новой конструкции, и, таким образом, эти два самолета имеют значительное сходство с точки зрения конструкции. Компания Aermacchi обнаружила, что MB-339 способен удовлетворить все указанные требования, оставаясь при этом наиболее доступным вариантом. Первый полет МБ-339 состоялся 12 августа 1976 года; первые серийные самолеты были поставлены два года спустя.
Примерно половина всех MB-339 поступила на вооружение ВВС Италии, а остальная часть была продана различным экспортным заказчикам. Этот тип не только используется для тренировок, но и группой Frecce Tricolori пилотажной . Этот тип использовался в боях как ВВС Эритреи во время Эритрейско-эфиопской войны 1998–2000 годов, так и военно-морской авиации Аргентины во время Фолклендской войны 1982 года. В обоих конфликтах MB-339 обычно использовался как штурмовик. . На вооружении Италии самолет предполагается заменить более новым Aermacchi M-345 .
Разработка
[ редактировать ]В сентябре 1972 года компания Aermacchi получила контракт на исследование замены ВВС Италии устаревшего парка MB-326 , типа, который фактически был стандартным усовершенствованным учебно-тренировочным самолетом 1960-х годов. [ 2 ] В ходе этого исследования дизайнеры компании сравнили семь совершенно новых конструкций (которые вместе получили обозначение MB-338 ) с улучшенной версией MB-326, получившей обозначение MB-339 . [ 3 ] Было установлено, что предполагаемый MB-339 сможет удовлетворить установленные требования ВВС Италии, но при этом будет дешевле, чем производство любой из конкурирующих конструкций с чистого листа. Соответственно, Aermacchi представила MB-339 на официальную оценку; в 1975 году он был выбран для замены парка MB-326 и Fiat G.91 T, которые тогда находились на вооружении Италии. [ 3 ] [ 2 ]
12 августа 1976 года первый полет прототипа, получившего обозначение MB-339X . состоялся [ 2 ] В июле 1978 года первый серийный самолет совершил свой первый полет; В следующем году начались поставки MB -339A ВВС Италии . [ 4 ] Служба будет основным оператором этого типа; как сообщается, в период с 1978 по 1987 год в ВВС Италии будет поставлен 101 MB-339A, что составляет примерно половину от общего числа экземпляров этого типа, построенных на сегодняшний день. [ 2 ]
Компания Aermacchi разработает различные улучшенные модели. В 1980 году свой первый полет совершил специализированный одноместный штурмовой вариант, получивший название MB-339K Veltro II . [ 2 ] В 1985 году на вооружение поступил MB-339B , имевший возможность легкого нападения. В том же году совершил первый полет первый MB-339C , имевший различные доработки и задумывавшийся как самолет двойного назначения. [ 2 ] В конце 1980-х клиентам стал доступен улучшенный MB-339C; эта модель принципиально отличалась от предыдущих вариантов наличием значительно модернизированной кабины. Вначале итальянское правительство решило закупить MB-339CD; [ 2 ] Помимо полностью цифровой кабины, этот вариант был оснащен фиксированным зондом для дозаправки в воздухе , что позволяло использовать его для тренировок по дозаправке. [ 5 ] [ 6 ]
В 1989 году компания Aermacchi заключила партнерство с американским оборонным конгломератом Lockheed и авиационным подразделением General Motors , чтобы совместно подать заявку на участие в американской программе Joint Primary Aircraft Training System (JPATS). [ 2 ] модифицированную модель MB-339, получившую название T-Bird II Итало-американская команда предложила для участия в соревновании . В случае успеха Lockheed выступала бы в качестве генерального подрядчика и системного интегратора, собирая T-Bird II на своем заводе в Мариетте , а General Motors должна была предоставить свой опыт компьютерного обучения. [ 2 ] Однако заявка в конечном итоге не увенчалась успехом; вместо этого конкурирующая с турбовинтовым разработка Raytheon и Pilatus двигателем получила контракт на производство T-6 Texan II для этого требования. [ 7 ]
На протяжении 1990-х и в 2000-е годы на вооружение Италии поступали несколько партий варианта MB-339CD. [ 8 ] Кроме того, различные эксплуатанты предпочли переоборудовать свои существующие самолеты в соответствии с более совершенным стандартом MB-339C. В 2000-х годах был предложен MB-339FD ( FD означает Full Digital ), но в конечном итоге он не вызвал особого интереса на рынке. [ 2 ] В 2006 году было объявлено, что сборочная линия MB-339, закрытая на несколько лет, будет возобновлена в ответ на интерес к дальнейшим заказам такого типа, проявленный тремя отдельными заказчиками. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
В течение 1990-х и 2000-х годов в результате корпоративных слияний и реструктуризации MB-339 стал лишь одним из нескольких учебных самолетов, предлагаемых Aermacchi, другими самолетами были винтовые SF -260 , базовые S.211 , M-311. и М-346 . [ 12 ] [ 13 ] По словам компании Giorgio Brazzelli , ее различные учебные платформы объединяются, образуя часть интегрированной системы обучения ее клиентов. [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]Aermacchi MB-339 — военный реактивный учебно-тренировочный и легкий штурмовик , имеющий традиционную конфигурацию, трехопорное шасси и цельнометаллическую конструкцию. Он имеет много общего с конструкцией MB-326, поскольку большая часть планера у него такая же, как у более старого самолета. [ 15 ] По данным авиационного журнала Air International , наиболее значительной доработкой MB-339 стала переработанная носовая часть фюзеляжа, в которой сиденье инструктора было поднято, чтобы обеспечить обзор над головой пилота-курсанта. В типичных операциях самолетом управляет экипаж из двух человек, сидящих тандемно ; во время учебных полетов курсант сидит впереди, а инструктор-наблюдатель располагается прямо позади него и несколько выше него. [ 15 ] Кабина герметизирована и закрыта съемным фонарем, который работает в сочетании с двойными Martin-Baker производства катапультными креслами . [ 2 ]
МБ-339 имеет низкое несмелое крыло с законцовыми баками ; Воздухозаборники единственного турбореактивного двигателя расположены в корнях крыла. [ 15 ] Это крыло идентично тому, которое использовалось на более старой модели MB-326K. [ 2 ] Силовой установкой, использовавшейся в первоначальных версиях самолета, был двигатель Rolls-Royce Viper 632-43 турбореактивный , способный развивать максимальную тягу 4000 фунтов силы (17,8 кН); это та же модель, что и на более старой модели MB-326K. Более поздние модели, такие как MB-339C, оснащены более мощным двигателем Viper 680 , который может развивать тягу до 4300 фунтов силы (19,57 кН). [ 2 ] Для улучшения аэродинамики MB-339 имеет увеличенный хвостовой плавник . по сравнению с предшественником [ 15 ]
В то время как некоторые модели MB-339 в первую очередь предназначены для учебных операций, другие в основном предназначены для выполнения функций легкого истребителя и истребителя-бомбардировщика . Самолеты боевого назначения обычно оснащаются более совершенной авионикой, такой как улучшенные системы инерциального наведения , цифровые навигационные компьютеры, MIL-STD-1553B шина данных и ручное управление полетом, совместимое с дросселем и ручкой (HOTAS). [ 2 ] различные защитные системы, такие как радиопомехи , приемник радиолокационных предупреждений (RWR), средства электронного противодействия Кроме того, обычно используются (ECM), а также более крупные баки на законцовках крыла. MB-339K несет пару 30-мм пушек DEFA , а шесть подкрыльевых узлов подвески могут вместить до 1815 кг (4000 фунтов) внешних запасов. [ 2 ] Он допущен к вооружению различными боеприпасами, такими как Sidewinder и R.550 Magic ракеты «воздух-воздух» , AGM-65 Maverick ракета «воздух-поверхность» , различные с лазерным наведением бомбы и ракеты , а также Marte Mk.2 Противокорабельная ракета . По данным Forecast International, компания Aermacchi в какой-то момент рассматривала возможность установки дополнительных двух 30-мм пушек, установленных на гондоле. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Общее использование
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2019 г. ) |

Итальянские ВВС являются крупнейшим эксплуатантом MB-339. Служба, получившая свои первые образцы в 1978 году, за прошедшие годы закупила несколько партий и моделей этого типа; в течение нескольких десятилетий он использовался в качестве основного учебно-тренировочного самолета. Помимо использования в качестве общетренировочного самолета, MB-339 также используется группой Frecce Tricolori пилотажной ; В 1988 году три самолета были потеряны во время трагической авиакатастрофы в Германии . [ 16 ]
В октябре 2013 года было объявлено, что ВВС Италии намерены в долгосрочной перспективе заменить свои MB-339 на новые M-345. [ 17 ] [ 18 ] М-345 предназначен для замены MB-339 итальянских ВВС в качестве базового учебно-тренировочного самолета, а также Frecce Tricolori . [ 19 ]
Многие из его эксплуатантов, такие как Королевские ВВС Новой Зеландии , решили закупить этот тип в 1980-х и 1990-х годах в качестве замены различным устаревшим реактивным штурмовикам, таким как построенный в Великобритании BAC Strikemaster . [ 2 ] Хотя это редкость среди большинства экспортных клиентов, некоторые эксплуатанты, такие как Объединенные Арабские Эмираты , предпочли предоставить несколько самолетов для показов пилотажа. Группа по высшему пилотажу Эмирейтс, Аль Фурсан , управляет 7 MB-339A, из которых 6 были модифицированы до MB-339NAT с 2010 года. [ 20 ] Согласно отчету Forecast International, опубликованному в 2014 году, построенная позже модель MB-339CD осталась жизнеспособной в качестве тренировочной платформы для различных новых истребителей, таких как Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon ; однако привлекательность этого типа ослабевает и после 2010-х годов в основном будет ограничиваться странами с более слабой экономикой или с небольшим военным давлением. [ 2 ]
Боевое применение
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]
Аргентинская военно-морская авиация ( Comando de Aviación Naval или COAN) была первым иностранным пользователем предшественника MB-326GB , закупив партию из восьми самолетов в 1969 году. [ нужна ссылка ]
В 1980 году COAN заказало десять усовершенствованных учебно-тренировочных и легких штурмовиков MB-339A. Они были поставлены в 1981 году и эксплуатировались III военно-морского флота 1-й эскадрильей де Атаке . [ 21 ] Во время Фолклендской войны , в конце апреля 1982 года, шесть из них располагались в аэропорту Порт-Стэнли , переименованном в Base Aérea Militar (BAM) Malvinas. [ 21 ] Это были единственные штурмовики, действовавшие с Фолклендских островов, наряду с четырьмя легкими штурмовиками и учебно-тренировочными самолетами Beech T-34 Turbo-Mentor и двадцатью четырьмя турбовинтовыми FMA IA 58 Pucará штурмовиками Grupo 3 de Ataque . [ 22 ] Другие Aermacchi эксплуатировались с трех материковых баз: Альмиранте Зар, Баия-Бланка и Огненной Земли . Рио-Гранде, военно-морские аэродромы [ 23 ]
3 мая 1982 года лейтенант Бенитес врезался в возвышенность при подлете к аэропорту Порт-Стэнли и погиб. 21 мая MB-339A, пилотируемый лейтенантом Оуэном Криппой в разведывательном полете, атаковал десантные силы Королевского флота . Aermacchi поразил фрегат HMS Argonaut , причинив ему легкие повреждения. [ 24 ] [ 25 ] 27 мая MB-339A (4-A-114) был сбит ракетой Blowpipe во время битвы за Гусь-Грин при попытке атаковать британские корабли и высаженный десант. Пилот лейтенант Мигель погиб. [ 26 ] [ 27 ] Три планера МБ-339 были захвачены англичанами. [ 28 ] Один из них хранится в Музее самолетов Южного Йоркшира , Донкастер . [ 29 ]
Эритрея
[ редактировать ]Во время напряженности между Эритреей и Эфиопией в конце 1990-х годов Эритрея начала восстанавливать свои военно-воздушные силы . В течение 1996 года эритрейцы заказали шесть самолетов Aermacchi MB-339CE, на базе которых в 1997 году была создана первая боевая часть ERAF. [ 30 ] Они доказали свою ценность в качестве учебно-тренировочных самолетов даже в ходе первых боевых действий в 1998 году . [ нужна ссылка ]
Их первоначальное развертывание произошло 5 июня 1998 года, в тот же день, когда ВВС Эфиопии (ETAF) также начали свои операции. В тот же день эфиопы сообщили о двух атаках эритрейских MB-339FD на город Мекелле , столицу эфиопского региона Тыграй . По сообщениям, 44 мирных жителя были убиты и 135 ранены. [ нужна ссылка ]
Однако 6 июня один из МБ-339 был сбит севернее Мекелле. Пилот катапультировался и был либо спасен Ми-8 ВВС Великобритании, либо был захвачен местной милицией. [ 31 ] Выжившие эритрейские аэромакки были снова развернуты на следующий день во время боев у Эрде-Маттиоса. [ нужна ссылка ]
Утром 12 июня 1998 года пара эритрейских Ми-8 появилась на малой высоте над заводом Addis Pharmaceutical в Адди-Грате , пытаясь взорвать его. Однако их оружие упало в нескольких ярдах от завода и причинило лишь незначительный ущерб. Всего пару часов спустя четыре МБ-339 также нанесли ракетный удар и нанесли кассетные бомбы по нескольким целям в городе. По данным эфиопских источников, в ходе этих нападений четыре человека погибли и еще 30 получили ранения. [ нужна ссылка ]
5 февраля 1999 года правительство Эфиопии заявило, что пара эритрейских самолетов MB-339FD атаковали склад топлива в Адди-Грате, примерно в 48 километрах от границы с Эфиопией, который был важен для снабжения горючим эфиопской армии . [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]
- МБ-339Х
- Три прототипа. [ 2 ]
- МБ-339А
- Оригинальный вариант производства для Италии. 107 штук были поставлены тремя партиями в 1979–1995 гг. (включая МБ-339ПАН и МБ-339РМ). [ 32 ] [ 33 ] Кроме того, четыре доставлены в Гану и пять в ОАЭ. [ 34 ] [ 2 ]
- МБ-339ПАН
- Вариант для пилотажной группы Frecce Tricolori , с добавлением дымогенератора, но с удалением наконечников баков; 21 недавно построенный или переоборудованный из MB-339A. [ 35 ] [ 36 ]
- МБ-339РМ
- Вариант калибровки радио и радара для ВВС Италии. Три построены в 1981 году, но позже преобразованы в стандарт MB-339A. [ 35 ]
- МБ-339АМ
- Версия MB-339A, построенная для Малайзии. Построено 13, поставки с 1983 года. [ 34 ]
- МБ-339АН
- Версия MB-339A, построенная для Нигерии. Двенадцать построено с июня 1984 года. [ 34 ]
- МБ-339АП
- Версия MB-339A, построенная для Перу. Шестнадцать построено и поставлено с ноября 1981 года. [ 34 ]

- МБ-339К Велтро II
- Одноместный специализированный ударный вариант, первый полет состоялся 30 мая 1980 года. [ 37 ] Один построен. [ 38 ]
- МБ-339Б
- Тренажер с более мощным (4400 фунтов силы (19,57 кН)) двигателем Viper 680-43. Один экземпляр построен. [ 35 ]
- МБ-339С
- Переработанная учебно-тренировочная версия с новой цифровой авионикой. [ 39 ]
- МБ-339CB
- Новозеландская учебно-тренировочная версия MB-339C с двигателем Viper 680-43, оснащенная лазерным дальномером, радаром обнаружения, AIM-9L Sidewinder и возможностями AGM-65 Maverick . Восемнадцать построено и поставлено с марта 1991 года. [ 32 ] [ 40 ] [ 41 ] - 16 выживших - 8 годны к полетам в SDTS во Франции, остальные выставлены в музее в Новой Зеландии.
- МБ-339CD
- MB-339C для Италии, с модернизированными органами управления полетом и авионикой, но с сохранением оригинального Viper 632-43 мощностью 4000 фунтов силы (17,79 кВт) MB-339A. 30 построено. [ 42 ]
- MB-339FD («Полностью цифровой»)
- Экспортная версия MB-339CD [ 39 ]
- МБ-339СЕ
- Версия MB-339C, построенная для Эритреи, с двигателем Viper 680-43. Шесть построено. [ 32 ]
- МБ-339СМ
- Версия MB-339C строится для Малайзии.
- MB-339 T-Bird II (Локхид Т-Бёрд II)
- Версия для соревнований JPATS США с двигателем Viper 680-582 мощностью 4000 фунтов силы. [ 39 ]
Операторы
[ редактировать ]
Эритрея
- ВВС Эритреи эксплуатируют 5 MB-339CE.
Италия
- В ВВС Италии имеется 72 MB-339A MLU, 30 MB-339CD, 21 MB-339PAN и 3 MB-339RM.
Объединенные Арабские Эмираты
- ВВС Объединенных Арабских Эмиратов эксплуатируют 10 MB-339NAT (включая 4 бывших итальянских).
Франция
- SDTS эксплуатирует 8 MB-339CB, 9 из которых приобретены у Draken International . 1 разбился в аэропорту Ним-Гарон 10 октября 2023 г.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Аргентина
- военно-морских сил Аргентины , но снято с производства в 1990-х годах. Первоначально поставлено 10
Гана
- ВВС Ганы эксплуатировали 4 МБ-339А.
Перу
- ВВС Перу эксплуатировали 14 MB-339AP, которые сейчас находятся на хранении.
Малайзия
- Королевские ВВС Малайзии эксплуатировали 13 MB-339AM и 8 MB-339CM. [ 43 ]
Новая Зеландия
- Королевские ВВС Новой Зеландии получили 18 MB-339CB, которые использовались 14-й эскадрильей RNZAF в период с 1991 по 2002 год.
Нигерия
- ВВС Нигерии эксплуатировали 12 MB-339AN, которые сейчас находятся на хранении.
олень
- Draken International Частный оборонный подрядчик приобрел 9 MB-339CB у Королевских ВВС Новой Зеландии .
Технические характеристики (МБ-339А)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1980–81 гг. [ 44 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,97 м (36 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 10,86 м (35 футов 8 дюймов)
- Высота: 3,60 м (11 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 19,3 м 2 (208 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,26:1
- Профиль профиля : корень: NACA 64A-114 (мод.) ; Совет: NACA 64A-212 (мод.)
- Вес пустого: 3075 кг (6779 фунтов)
- Полная масса: 4400 кг (9700 фунтов) (чистый)
- Максимальный взлетный вес: 5897 кг (13001 фунт) (с внешними магазинами)
- Запас топлива: 1413 л (311 имп галлонов; 373 галлона США) внутреннего топлива
- Силовая установка: 1 × Rolls-Royce Viper Mk. 632 ТРД , тяга 17,8 кН (4000 фунтов силы)
Производительность
- Максимальная скорость: 898 км/ч (558 миль в час, 485 узлов) на уровне моря.
- Скорость сваливания: 148,5 км/ч (92,3 миль в час, 80,2 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 926 км/ч (575 миль в час, 500 узлов) ( EAS : 0,82 Маха).
- Дальность действия: 1760 км (1090 миль, 950 миль) (внутреннее топливо)
- Перегоночная дальность: 2110 км (1310 миль, 1140 миль) (с двумя сбросными баками)
- Практический потолок: 14 630 м (48 000 футов)
- пределы g: +8,0, -4,0
- Скорость набора высоты: 33,50 м/с (6595 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: предусмотрены две 12,7-мм пушки M2 Browning или две 30-мм пушки DEFA в подкрыльевых гондолах.
- Узлы подвески: 6 с грузоподъемностью до 1815 кг (4001 фунта) оружия.
- Ракеты: блоки для Зуни или СНЕБ . неуправляемых ракет
- Ракеты: AIM-9 Sidewinder или R.550 Magic. ракеты класса «воздух-воздух»
- Бомбы: бомбы общего назначения.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро Л-39 Альбатрос
- Аэро Л-159 АЛКА
- BAE Systems Хок
- Дассо/Дорнье Альфа Джет
- СНОВА 99
- Соко G-4 Супер Чайка
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Официальный сайт Aeronautica Militare» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2014 года . Проверено 10 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Серия Аэрмакки MB-339». Прогноз Интернэшнл , ноябрь 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Air International , июнь 1978 г., с. 276.
- ^ Тейлор 1980, с. 119.
- ^ «Испытания по дозаправке MB-339 компании Aermacchi почти завершены». Рейс Интернэшнл , 10 апреля 1996 г.
- ^ «ФАРНБОРО 2008: Тренеры продолжают бежать». Flight International , 15 июля 2008 г.
- ^ Тримбл, Стивен. «Итальянцы заново открывают Америку». Архивировано 6 декабря 2014 года в Wayback Machine Flight International , 17 ноября 2009 года.
- ^ Хойл, Крейг. «ФОТО: Италия получает первые модернизированные учебно-тренировочные самолеты MB-339CD». Flight International , 17 марта 2009 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Новые продажи стимулируют возрождение усовершенствованного учебно-тренировочного самолета MB-339». Flight International , 1 августа 2006 г.
- ^ "Малайзия заказывает тренажеры MB-339CD". Flight International , 28 ноября 2006 г.
- ^ "Обзор военных тренеров: Аления Аэрмакки". Архивировано 19 апреля 2013 года в Wayback Machine Flight International , 20 марта 2007 года.
- ^ «Аэрмакки наконец поймает Сиай Маркетти». Flight International , 5 февраля 1997 г.
- ^ Хойл, Крейг. «В ФОКУСЕ: привод M-346, C-27J объединился с Alenia Aermacchi». Архивировано 2 июня 2016 года на сайте Wayback Machine Flight International , 12 ноября 2012 года.
- ^ «Первый полет М-346 — новая глава Aermacchi». Flight International , 21 июля 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с д Air International , июнь 1978 г., стр. 276, 310–311.
- ^ «ДЕРЖИТЕ ЭТО КРУПНО: 10 выдающихся групп полетов». Архивировано 12 марта 2017 года на сайте Wayback Machine Flight International , 9 октября 2015 года.
- ^ Перуцци, Лука. «Италия обязуется создать учебно-тренировочный самолет М-345 HET». Архивировано 9 октября 2013 года в Wayback Machine Flight International , 3 октября 2013 года.
- ^ Перуцци, Лука. «ФАРНБОРО: Аления Аэрмакки продвигает решения для обучения». Flight International , 17 июля 2014 г.
- ^ Хойл, Крейг (11 мая 2020 г.). «Леонардо получает первоначальную сертификацию на М-345» . Полет Глобал . Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ «Аль Фурсан» . Пилотажные группы .
- ^ Jump up to: а б Чант 2001, с. 35.
- ^ Чант 2001, стр. 35–36.
- ^ Чант 2001, с. 92.
- ^ Чант 2001, с. 62.
- ^ Этелл и Прайс 1983, с. 108.
- ^ Фридман, сэр Лоуренс. «Официальная история Фолклендской кампании». Абингдон , 2005. Том II. стр. 732-35.
- ^ Чант 2001, стр. 66–67.
- ^ «Список уничтоженных аргентинских самолетов» . Сеть военно-морской истории. Архивировано из оригинала 29 мая 2009 года . Проверено 8 ноября 2009 г.
- ^ «Список самолетов». Архивировано 15 декабря 2018 года в Музее самолетов Wayback Machine в Южном Йоркшире , 18 июня 2019 года.
- ^ «Эритрея заказывает шесть учебно-тренировочных самолетов MB-339». Архивировано 14 января 2014 года в Wayback Machine Flight Global , 27 марта 1996 года. Дата обращения: 14 января 2014 года.
- ^ «Воздушные налеты-6 июня» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2011 года . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, стр. 276–278.
- ^ «МБ-339А» . Аэронавтика Милитаре. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 2003, с. 278.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 276.
- ^ «Macchi MB-339 A/PAN MLU» . Аэронавтика Милитаре. Архивировано из оригинала 3 июня 2019 года . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ Тейлор 1980, стр. 777–778.
- ^ Брейбрук 1992, с. 143.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, с. 277.
- ^ Брейбрук 1992, стр. 143–144.
- ^ Райт 1992, с. 251.
- ^ Джексон 2003, стр. 277–278.
- ^ «DSA - Всего 12 лет в RMAF, самолет MB-339CM сказал «до свидания» (на малайском языке)» .
- ^ Тейлор 1980, стр. 119–120.
Библиография
[ редактировать ]- Брейбрук, Рой. «Аэрмакки МБ-339С». Air International , сентябрь 1992 г., Vol. 43, № 3. С. 137–144.
- Чант, Кристофер. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 года . Оксфорд, Великобритания, боевой самолет Osprey 28, 2001 г. ISBN 978-1-84176-293-7 .
- Этель, Джеффри и Альфред Прайс. Воздушная война в Южной Атлантике . Лондон: Сиджвик и Джексон, 1983. ISBN 978-0-283-99035-9 .
- «Поставка первых малазийских самолетов MB-339CM». Air International , апрель 2009 г., Том 76, № 4. с. 7.
- Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004. Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн, 2003. ISBN 978-0-7106-2537-3 .
- «Наставник с родословной: MB-339 Aeronautica Macchi». Air International , июнь 1978 г., Vol. 14 нет. 6. С. 267–276, 310–311.
- Тейлор, Джон В.Р. (редактор) Jane's All The World's Aircraft 1980–81 . Лондон: Издательство Джейн. ISBN 978-0-7106-0705-8 .
- Райт, Мэтью. «Не все черное у крылатых киви». Air International , май 1992 г., Vol. 42, № 5. С. 249–257.
Внешние ссылки
[ редактировать ]