Агуста Вестленд AW139
AW139 | |
---|---|
![]() | |
AW139 от Испанского агентства морской безопасности и спасения . | |
Роль | Средний поисково- спасательный вертолет / вертолет общего назначения |
Национальное происхождение | Италия |
Производитель | АгустаВестленд Леонардо |
Первый полет | 3 февраля 2001 г. |
Введение | 2003 |
Статус | В производстве |
Основные пользователи | Итальянские ВВС CHC Вертолет Ирландский авиационный корпус ВВС Объединенных Арабских Эмиратов |
Произведено | 2001 – настоящее время |
Количество построенных | 1100+ по состоянию на январь 2021 г. [ 1 ] |
Развитый в | Агуста Вестленд AW149 MH-139 Серый Волк |
AgustaWestland AW139 , ныне известный как Leonardo AW139 , — 15-местный двухмоторный вертолет среднего размера , разработанный и производимый итальянским производителем вертолетов AgustaWestland , ныне являющимся частью Leonardo . Он продается для нескольких различных функций, включая VIP / корпоративный транспорт, военное использование, морской транспорт, пожаротушение, правоохранительные органы, поисково-спасательные службы, скорую медицинскую помощь, помощь при стихийных бедствиях и морское патрулирование. [ 2 ]
AW139 был разработан совместно итальянским производителем вертолетов Agusta и американской компанией Bell Helicopters . Он продавался как Agusta-Bell AB139 , но был переименован в AW139 после того, как Bell вышла из проекта. Помимо производственных мощностей AgustaWestland в Италии и США, в программе участвуют и другие компании, такие как польский производитель PZL-Świdnik , выпустивший сотни планеров AW139, и HeliVert, совместное предприятие AgustaWestland и «Вертолётов России» , которая наладила производство этого типа в России. Совершив свой первый полет 3 февраля 2001 года, AW139 поступил на коммерческую эксплуатацию в 2003 году и быстро зарекомендовал себя как коммерческий успех.
Многие клиенты AW139 работали в гражданском секторе. Большие флоты были приобретены такими операторами, как CHC Helicopter , Gulf Helicopters и Weststar Aviation . Его производительность позволила ему стать популярным среди операторов, поддерживающих морскую нефтегазовую отрасль. Специальная военная модель AW139M была разработана компанией AgustaWestland. Впервые он был закуплен итальянскими ВВС . В число других военных операторов входят ВВС США , которые эксплуатируют модель MH-139 Grey Wolf . Японская компания Mitsui Bussan Aerospace получила эксклюзивное соглашение о дистрибуции AW139 в Японии. К январю 2021 года было продано более 1100 винтокрылых машин. [ 1 ] AW139 был преобразован в AW149 , увеличенный винтокрылый летательный аппарат средней грузоподъемности военного назначения. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
В 1997 году итальянский производитель вертолетов Agusta запустил программу по разработке замены вертолетам семейства Bell Huey , которые производились в очень больших количествах компанией Bell Helicopter и по лицензии Agusta. Прогнозировался потенциальный рынок в 900 самолетов. В 1998 году Bell и Agusta заключили соглашение о создании совместного предприятия Bell/Agusta Aerospace Company (BAAC) для разработки двух самолетов: обычного вертолета и конвертоплана . Они стали Bell/Agusta AB139 и Bell/Agusta BA609 соответственно. [ 4 ] Bell должна была стать ведущим партнером по разработке BA609, а Agusta — ведущим партнером по AB139. Он был предназначен для совместного производства, продаж и поддержки. [ 5 ]
В сентябре 2000 года первый заказ разместила компания Bristow Helicopters . Первый опытный вертолет поднялся в воздух 3 февраля 2001 года в Верджиате в Италии. [ 6 ] [ 7 ] еще два AW139 участвуют в летных испытаниях. [ 8 ] Первый серийный AW139 совершил свой первый полет 24 июня 2002 года. [ 9 ] Европейский сертификат JAA был получен в июне 2003 года, а сертификат типа FAA последовал в декабре 2004 года. К маю 2005 года AW139 получил более 100 заказов по всему миру. [ 5 ] В США этот тип продавался под обозначением US139 и участвовал в конкурсе легких многоцелевых вертолетов армии США. [ 10 ] Ключевым рынком для AW139 была нефтегазовая промышленность, которая требовала вертолетов повышенной выносливости для морских операций. [ 11 ] В 2005 году AgustaWestland выкупила 25% акций Bell в программе и все права на AW139 за 95 миллионов долларов. [ 12 ] [ 13 ]
В апреле 2008 года компания AgustaWestland сообщила, что находится в процессе сертификации увеличения максимальной полной массы AW139 до 14 991 фунта (6800 кг), чтобы лучше конкурировать на рынках дальнего действия, обслуживаемых вертолетами, такими как более крупный Sikorsky S-92 и Еврокоптер EC225 . [ 14 ] вторая производственная линия на , США . заводе AgustaWestland Aerospace в Филадельфии , штат Пенсильвания В 2007 году была открыта [ 15 ] Завод в Филадельфии выпустил свой 200-й AW139 в сентябре 2014 года, после чего в ближайшем будущем предполагалось, что производство в США достигнет 40 единиц в год. [ 16 ] К 2011 году AgustaWestland производила 90 AW139 в год. На этот тип приходится 9,5% общей выручки компании в 2010 году. [ 15 ] К 2013 году в общей сложности 720 самолетов AW139 было продано более чем 200 операторам в 60 странах. [ 2 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]
В 2011 году компания AgustaWestland представила вариант военной конфигурации AW139M. Он продвигался на рынке США, в том числе в рамках общей программы поддержки вертикального подъема ВВС США. AW139M оснащен передним инфракрасным датчиком высокого разрешения (FLIR), системой самозащиты, прочным шасси и имеет низкие тепловые и акустические характеристики. Значительная часть оборудования поставляется от американских производителей. Предлагаемые опции включают систему внешнего хранения, включающую различное вооружение, бронированные сиденья, самоуплотняющиеся топливные баки и полную систему защиты от обледенения для всепогодных операций. [ 17 ] [ 18 ]
AW139 служит основой для более широкой бизнес-стратегии AgustaWestland, в рамках которой компания стремится производить стандартизированное семейство вертолетов с общими конструктивными особенностями. Совместное использование компонентов и принципов проектирования призвано упростить обслуживание и обучение операторов. Унификация также снижает затраты на производство. AW139 был первым в этой группе, а с 2014 года к нему должны были присоединиться более крупные AW149 и AW189 , предназначенные для военных и гражданских заказчиков соответственно. Достижения, достигнутые в разработке новых моделей, предполагается перенести на существующие члены семейства, что снизит стоимость будущих обновлений AW139. [ 15 ] [ 18 ]
В июне 2010 года было объявлено, что AgustaWestland и «Роствертол» построят завод в Томилино Московской области, где изначально планировалось производить AW139 к 2012 году. [ 19 ] HeliVert, совместное предприятие AgustaWestland и Роствертола, начало внутреннее производство AW139 в 2012 году, после чего планировалось производить от 15 до 20 вертолетов в год. Первый AW139, собираемый в России, совершил первый полет в декабре 2012 года. [ 20 ] Сообщалось, что в январе 2013 года Министерство обороны России рассматривало возможность размещения заказа на семь AW139. [ 21 ] В январе 2014 года HeliVert получила Сертификат одобрения Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на начало производства коммерческих самолетов AW139. [ 22 ] В сентябре 2014 года получен сертификат на выполнение комплексного технического обслуживания данного типа на базе Томилино. [ 23 ]
В 2015 году AgustaWestland представила модель AW139 с увеличенной полной массой на семь тонн , обеспечивающей запас хода 305 км при перевозке 12 пассажиров. Существующие AW139 можно переоборудовать в более новую тяжелую модель. Этот более тяжелый планер достигается за счет снижения нагрева и высоких характеристик. [ 24 ] В ноябре 2015 года компания AgustaWestland продемонстрировала 60-минутное испытание на «сухую работу» (без масла) главного редуктора AW139, что на 30 минут дольше, чем у любого другого сертифицированного винтокрылого аппарата того времени. [ 25 ]
Дизайн
[ редактировать ]AW139 — обычный двухдвигательный многоцелевой вертолет. Он имеет пятилопастной шарнирно-сочлененный несущий винт с титановой втулкой и композитными лопастями, а также четырехлопастный шарнирно-сочлененный рулевой винт. Он оснащен убирающимся трехопорным шасси , два кормовых колеса убираются во внешние спонсоны, которые также используются для размещения аварийного оборудования. [ 5 ] Управляет им экипаж из двух пилотов, в трех рядах по пять человек размещается до 15 пассажиров. AW139 был нацелен на свободную нишу на рынке, располагаясь ниже более крупных моделей, таких как Eurocopter AS332 Super Puma и Sikorsky S-92 , и выше более мелких, таких как Bell 412 и Eurocopter EC155 . [ 5 ] Rotor & Wing охарактеризовала полет AW139 как «послушный и предсказуемый». [ 5 ]
AW139 оснащен двумя FADEC , управляемыми турбовальными двигателями Pratt & Whitney Canada PT6C . Система FADEC плавно регулирует работу двигателей для удобства пилота и комфорта пассажиров и может автоматически справиться с отказом одного двигателя без заметных отклонений. [ 26 ] Он был построен с учетом требований к техническому обслуживанию. К критически важным системам обеспечивается легкий доступ, там, где это возможно, количество деталей сокращено, а многие компоненты рассчитаны на увеличенный жизненный цикл. Оборудована система мониторинга работоспособности и использования (HUMS). [ 27 ] По требованию заказчика можно настроить более тысячи настраиваемых единиц оборудования, включая вспомогательные топливные баки, спасательные подъемники, грузовые крюки, поисковый и метеорологический радар, системы защиты от обледенения, внешние камеры и прожекторы, а также расположение сидений. [ 5 ] [ 28 ]
Кабина AW139 основана на модульной системе авионики Honeywell с четырьмя ЖК- экранами Primus EPIC, включающей стеклянную кабину . Хотя это опция для ранних моделей, большинство самолетов оснащены четырехосным автопилотом, который обеспечивает более высокий уровень автоматизации и безопасности, а также расширенные функции, такие как автоматическое зависание. Этот уровень автоматизации позволил сертифицировать полеты одного пилота в соответствии с правилами полетов по приборам (SPIFR), а кабину пилота можно дополнительно модифицировать для совместимости с очками ночного видения . Последняя версия систем авионики Primus EPIC включает в себя систему синтетического зрения . [ 29 ] [ 5 ] Обучение пилотов этого типа доступно на усовершенствованных полнопилотажных тренажерах уровня D. У AW139 «самая большая кабина в своем классе», вмещающая до 15 пассажиров или четырех носилок и сопровождающих медиков. Дополнительное багажное отделение используется для размещения оборудования, чтобы основная кабина была свободна для использования. [ 27 ]
Большие секции AW139 были разработаны и произведены рядом различных компаний. Планеры обычно производятся компанией PZL-Świdnik , которая поставила свой 200-й планер в апреле 2014 года. [ 30 ] Pratt & Whitney Canada производит турбовальные двигатели PT6C этого типа. Первичная и вторичная трансмиссии были разработаны компаниями Westland GKN и Kawasaki Heavy Industries соответственно. Значительная часть авионики поставляется компанией Honeywell . [ 8 ] Компания Turkish Aerospace Industries получила субподряд на производство различных элементов AW139, включая фюзеляж, фонарь и обтекатель. [ 31 ] Окончательная сборка большинства AW139 осуществляется на предприятиях AgustaWestland в Филадельфии , США, и Верджиате , Италия. [ 30 ] Те, что предназначены для клиентов в Содружестве Независимых Государств, обычно собираются на третьем заводе окончательной сборки в Томилино , Москва, которым управляет компания HeliVert. [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Ирландский авиационный корпус был первым военным эксплуатантом, представившим на вооружение AW139. В августе 2006 года ему была поставлена первая партия из шести винтокрылых машин. [ 32 ] и ВВС Объединенных Арабских Эмиратов ВВС Катара стали вторым и третьим военным эксплуатантом AW139, закупив 9 и 18 винтокрылых машин соответственно. [ 33 ] Был запущен специализированный военный вариант AW139M, стартовым заказчиком которого стали ВВС Италии. [ 18 ] На вооружении Италии этот тип получил обозначение HH-139A . В первую очередь этот тип использовался для боевых поисково-спасательных операций (CSAR). [ 34 ] Итальянская береговая охрана размещала повторные заказы на этот тип на протяжении 2010-х годов, заказав к середине 2016 года 12 AW139. [ 35 ]
В феврале 2006 года Mitsui Bussan Aerospace подписала контракт на 100 миллионов долларов на поставку 12 AW139 и соглашение об эксклюзивном распространении AW139 в Японии. [ 32 ] В октябре 2006 года береговая охрана Японии объявила о замене AW139 своего поисково-спасательного флота Bell 212. К началу 2011 года Береговая охрана Японии заказала 18 AW139 через дистрибьютора Mitsui Bussan. Всего планируется заказать 24 машины. [ 32 ] [ 36 ]
Национальное полицейское управление Японии разместило несколько заказов на AW139. Другие организации в Японии использовали этот тип для электронного сбора новостей, тушения пожаров и операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях. [ 37 ] В 2016 году Леонардо объявил о поставке на японский рынок 50-го AW139. [ 38 ] В марте 2017 года состоялась поставка первого японского AW139 в VIP -конфигурации неизвестному заказчику. [ 39 ]
На рынке Северной Америки компания CHC Helicopter была первым эксплуатантом такого типа. [ 8 ] В 2012 году CHC стала крупнейшим оператором AW139 в мире, имея на тот момент парк из 44 самолетов для поисково-спасательных операций, оказания неотложной медицинской помощи и морских транспортных операций. [ 40 ] В 2015 году ответственность за техническое обслуживание парка AW139 компании CHC была реорганизована в подразделение по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту (MRO) Heli-One . Ранние мероприятия включали модификации после поставки и капитальный ремонт двигателя. [ 41 ] Heli-One попыталась расширить объем своего технического обслуживания в координации с Leonardo Helicopters, став авторизованным центром ремонта компонентов компании и получив разрешение на выполнение работ по главной коробке передач в апреле 2021 года. [ 42 ]
В октябре 2012 года Королевская армия Таиланда заказала пару AW139. Еще восемь были произведены в октябре 2015 года. [ 43 ] В сентябре 2021 года частная компания Thai Aviation Services организовала поставку трех самолетов AW139 для выполнения многолетнего контракта на поддержку деятельности по добыче нефти и газа в Малайзии . [ 44 ] В 2021 году, после вывода из эксплуатации ВВС Малайзии Королевских парка Sikorsky S-61 , служба арендовала четыре AW139 в качестве временной замены. [ 45 ]

Катарская компания Gulf Helicopters стала одним из крупнейших операторов AW139 в мире, впервые заказав этот тип в 2007 году для морских перевозок. С тех пор он стал авторизованным сервисным центром и учебным центром для AW139. [ 46 ] Малазийский оператор Weststar Aviation является крупнейшим эксплуатантом AW139 в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К февралю 2014 года компания заказала 34 вертолета. [ 47 ] С момента получения своего первого AW139 в декабре 2010 года компания Weststar обычно использовала этот тип для поддержки морских нефтегазовых операций. [ 48 ]
Для операторов в России было произведено множество самолетов AW139, в основном по инициативе HeliVert. В сентябре 2014 года Exclases Russia заказала три автомобиля в VIP -конфигурации. [ 20 ] В декабре 2021 года было объявлено, что HeliVert поставила четыре AW139 российскому государственному оборонному конгломерату Ростех . [ 49 ] В марте 2022 года, вскоре после вторжения России в Украину , Leonardo Helicopters приостановила свою деятельность в России и ограничила поддержку, доступную существующим операторам этого типа в стране. [ 50 ]
В июле 2014 года AgustaWestland объявила, что мировой парк самолетов налетал более миллиона часов. К этому моменту всего было произведено 770 AW139. [ 28 ]
В мае 2016 года компания Leonardo-Finmeccanica, материнская компания AgustaWestland, объявила, что Пакистан подписал контракт на нераскрытое количество AW139 в рамках программы обновления парка, распределенной на несколько партий, включая пакет логистической поддержки и обучения для выполнения поисково-спасательных операций (SAR). операции по всей стране. На момент объявления в общей сложности 11 самолетов AW139 уже находились в эксплуатации в Пакистане, пять из которых использовались для оказания помощи правительству и выполнения общих транспортных задач. [ 51 ] [ 35 ]
Китайские операторы импортировали этот тип. К февралю 2010 года два AW139 были заказаны Муниципальным бюро общественной безопасности Пекина и Бюро общественной безопасности Шэньчжэня для правоохранительных органов, оказания помощи при стихийных бедствиях и выполнения общих транспортных задач. [ 52 ] В июле 2022 года сообщалось, что Leonardo Helicopters поставила в Китай 40 самолетов AW139. Крупнейший оператор гражданских вертолетов в Китае CITIC Offshore Helicopter эксплуатирует восемь самолетов AW139. [ 53 ]
В сентябре 2018 года ВВС США (USAF) объявили, что MH-139, вариант AW139, стал победителем конкурса на замену Bell UH-1N времен Вьетнама . Служба закупит до 84 MH-139. [ 54 ] [ 55 ] 19 декабря 2019 года ВВС США получили первый MH-139A Grey Wolf на базе ВВС Эглин . [ 56 ] [ 57 ] Летные испытания начались в 2020 году. [ 58 ] Было выявлено несколько устранимых недостатков, таких как расположение стрелка в кабине, отвечающее установленным требованиям, но не удовлетворяющее проверяющих должностных лиц ВВС США. Обсуждались альтернативные конфигурации кабины. [ 59 ] В начале марта 2023 года ВВС США приняли положительное решение по этапу C и заключили контракт LRIP на сумму 285 миллионов долларов на первые 13 самолетов MH-139. Низкая производительность началась несколько дней спустя. [ 60 ]
Варианты
[ редактировать ]- АБ139
- Оригинальные серийные самолеты итальянской постройки, построено 54 экземпляра. [ 61 ]
- AW139
- Изменение обозначения с 55-го самолета, построенного в Италии. [ 61 ]
- AW139 (конфигурация с длинным носом)
- Длинноносый вариант с увеличенным пространством для авионики производства Италии и США. [ 61 ]
- AW139M
- Военизированный вариант, способный нести различную боевую нагрузку. [ 62 ]
- HH-139А
- Обозначение ВВС Италии десяти поисково-спасательных самолетов AW139M. [ 63 ]
- ВХ-139А
- Обозначение ВВС Италии для двух самолетов AW139 VIP-конфигурации. [ 64 ]
- HH-139B
- Обозначение ВВС Италии для нового AW139. [ 65 ]
- UH-139C
- Обозначение итальянской государственной полиции. [ 66 ]
- UH-139D
- Обозначение итальянских карабинеров. [ 67 ]
- PH-139D
- Обозначение итальянской Guardia di Finanza. [ 68 ]
- США139
- Военный вариант - это вариант, предложенный AgustaWestland для программы легких служебных вертолетов армии США в партнерстве с L-3 Communications. [ 69 ]
- MH-139A Серый Волк
- Военный вариант от Boeing в партнерстве с Леонардо. [ 70 ] [ 71 ] Он был выбран ВВС США для замены парка UH-1N . [ 54 ] [ 55 ] ВВС США приняли свой первый MH-139 в декабре 2019 года и назвали его «Серый волк». [ 57 ]
- AW139W
- Вариант, предложенный ВС Польши . [ 72 ]
Операторы
[ редактировать ]Военный
[ редактировать ]

- Королевские ВВС Австралии (по контракту с CHC Helicopter ) [ 74 ]


- Авиация Королевского военно-морского флота Малайзии [ 73 ]
- Королевские ВВС Малайзии (под заказ) [ 82 ]


- ВВС США (см. MH-139 Grey Wolf )
Гражданский
[ редактировать ]- Скорая помощь Виктория [ 91 ]
- Полиция Виктории [ 92 ]
- Платная скорая помощь [ 93 ]
- Служба спасательных вертолетов Westpac Lifesaver [ 94 ]
- RACQ LifeFlight [ 95 ]

- Гражданская защита Греции (3 под заказ) [ 103 ]

- Департамент полиции Токио (4 под заказ) [ 109 ]
- Токийская пожарная служба [ 110 ]
- Береговая охрана Японии [ 111 ]

- Малазийское пожарно-спасательное управление [ 114 ]
- Малайзийское агентство морского правопорядка [ 115 ] [ 116 ]
- Королевская полиция Малайзии [ 117 ]
- Королевских ВВС Марокко VIP-транспорт [ 120 ]

- Городская пожарная служба Лос-Анджелеса [ 127 ]
- Полиция штата Мэриленд [ 128 ]
- Пожарная служба Майами-Дейд [ 129 ]
- Полиция штата Нью-Джерси [ 130 ]
- Таможенная и пограничная служба США [ 131 ]
Известные несчастные случаи
[ редактировать ]- 19 августа 2011 года самолет AW139 компании Petrobras разбился в море в бассейне Кампос в Бразилии после взлета с морской нефтяной платформы, в результате чего погибли все четыре человека на борту. [ 132 ]
- 13 марта 2014 года самолет Haughey Air AW139 (регистрационный G-LBAL) разбился вскоре после взлета из Джиллингема, Норфолк , Великобритания, в результате чего погибли все четыре человека на борту. [ 133 ]
- 29 декабря 2018 года самолет AgustaWestland AW139 службы скорой медицинской помощи Объединенных Арабских Эмиратов , выполнявший миссию по подъему раненого человека, перерезал самый длинный в мире зиплайн и разбился в Джебель-Джайсе , Рас-эль-Хайма , Объединенные Арабские Эмираты, в результате чего погибли все четыре члена экипажа. [ 134 ]
- 2 февраля 2019 года самолет AW139 компании Caverton Helicopters, на борту которого находился Йеми вице-президент Нигерии Осинбаджо, совершил аварийную посадку в Каббе , штат Коги . Хотя жертв не было, близость крушения к президентским выборам 2019 года породила предположения о возможной нечестной игре, но Кавертон объяснил аварию плохой погодой. [ 135 ]
- 4 июля 2019 года семь человек погибли в результате крушения AW139 N32CC у небольшого багамского острова в 2 часа ночи. Вертолет был найден под водой несколько часов спустя, примерно в миле от берега. Угольный барон-миллиардер из Бекли, Западная Вирджиния , Крис Клайн , его дочь Кэмерон и еще пять человек направлялись на борт во Флориду из-за неотложной медицинской помощи, затронувшей одного из пассажиров. [ 136 ]
- 1 февраля 2020 года вертолет AW139 полиции префектуры Фукусима разбился на рисовом поле в городе Корияма на северо-востоке Японии. Семь членов экипажа получили ранения, в том числе трое полицейских, два техника и два медицинских работника. Вертолет вез сердце для операции по трансплантации в больницу Токийского университета . Операция по трансплантации была отменена из-за того, что сердце не удалось восстановить вовремя для успешной трансплантации. Во время аварии метеорологическая служба Фукусимы предупредила Корияму о сильном ветре. При ударе отломились лопасти хвостового и несущего винтов. [ 137 ]
- 23 апреля 2024 года AW139HOM Королевских ВМС Малайзии с семью экипажами на борту столкнулся с RMN Eurocopter Fennec с тремя экипажами на базе Королевских ВМС Малайзии в Лумуте, Перак . [ 138 ] [ 139 ] Один из винтов вертолета задел другой, в результате чего оба винта разбились. AW139 врезался в стадион внутри базы. [ 140 ] Инцидент произошел во время тренировочного полета в рамках подготовки к празднованию 90-летия Военно-морского флота. Все десять членов экипажа погибли в результате крушения. [ 141 ] [ 142 ]
Технические характеристики (AW139)
[ редактировать ]

Данные AgustaWestland, [ 143 ] EASA, [ 61 ] Гаджетти и Маджоре [ 144 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один или два
- Вместимость: до 15 пассажиров, в зависимости от комплектации.
- Длина: 16,66 м (54 фута 8 дюймов)
- Ширина: 2,26 м (10 футов 0 дюймов)
- Высота: 4,98 м (16 футов 4 дюйма)
- Полная масса: 6400 кг (14 110 фунтов); 7000 кг (15000 фунтов) для версии 7 т
- Запас топлива: 1568 литров (414 галлонов США)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney Canada PT6C-67C мощностью 1142 кВт (1531 л.с.) каждый. турбовальных двигателя
- Диаметр несущего винта: 13,80 м (45 футов 3 дюйма)
Производительность
- Максимальная скорость: 310 км/ч (193 миль в час, 167 узлов)
- Крейсерская скорость: 306 км/ч (191 миль в час, 165 узлов)
- Диапазон: 1061 км (659 миль, 573 миль)
- Выносливость: 5 часов 13 минут.
- Практический потолок: 6096 м (20 000 футов)
- Скорость набора высоты: 10,9 м/с (2140 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Вертолеты Airbus H160
- Вертолеты Airbus H175
- Kamov Ka-60
- ЭТО Т625
- Bell 525 (в разработке)
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Leonardo Helicopters, [1] , пресс-релиз Leonardo , 11 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Корпоративный оператор США подписывает контракт на поставку двух вертолетов AW139». Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine AgustaWestland , 18 июня 2014 г.
- ^ Лейк, Джон (18 ноября 2019 г.). «AW149 доказывает свою ценность после первых неудач» . АЙН онлайн . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Никколи 2001, с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэр, Рон. «AB139: заполнение рыночного разрыва». Архивировано 23 октября 2018 г. в Wayback Machine Rotor&Wing , 1 мая 2005 г.
- ^ Джексон 2003, с. 227.
- ^ Никколи 2001, с. 163.
- ^ Jump up to: а б с «AW139 устанавливает стандарт в своей категории». Архивировано 7 апреля 2014 г. на сайте Wayback Machine helicomag.com, 14 июня 2012 г.
- ^ Джексон 2003, с. 31.
- ^ «US139, настроенный для конкретного задания, демонстрирует способность соответствовать требованиям и превосходить их». Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine AgustaWestland , 21 декабря 2005 года.
- ^ Кей, Марсия Хиллари. « 40-летняя ретроспектива: это была дикая поездка » , Rotor & Wing , август 2007 г. Доступ: 8 июня 2014 г. Архивировано 8 июня 2014 г.
- ^ де Бриганти, Джованни (15 марта 2007 г.). «Воля к выживанию» . Ротор и крыло . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 9 марта 2015 г. - через HighBeam Research .
- ^ Bell Helicopter продает долю в совместном предприятии AB139 ». Aero News , 22 ноября 2005 г.
- ^ Маккенна, Томас. «Отчет о винтокрылых машинах: AgustaWestland укрепляет AW139, набирает заказы». Архивировано 5 мая 2014 г. в Wayback Machine Rotor&Wing , 1 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Осборн, Тони. «PAS 2011: AW139 «изменил» поведение AgustaWestland» . Роторхуб . Шепард Медиа. 20 июня 2011 г. Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ «AgustaWestland Philadelphia поставляет 200-й AW139». Архивировано 27 сентября 2014 г. на сайте Wayback Machine Aviation.ca , 18 сентября 2014 г.
- ^ «AgustaWestland представляет вертолет AW139M». Архивировано 7 апреля 2014 года в Wayback Machine AgustaWestland , 17 февраля 2011 года.
- ^ Jump up to: а б с Руководитель, Элан. «Восходящий тренд». Вертикаль , 22 января 2014.
- ^ Jump up to: а б «Итальянские и российские фирмы построят вертолетный завод | Бизнес» . «Москва Таймс» . Проверено 14 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б "Кроме того, Россия покупает три корпоративных AW139 у HeliVert". Вертикаль , 17 сентября 2014 г.
- ^ «Россия закупит 7 вертолетов AW139». РИА Новости , 28 января 2013.
- ^ «HeliVert получает разрешение на производство коммерческого AW139». Corporatejetinvestor.com , 30 января 2014 г.
- ^ «HeliVert получает разрешение на работу над AW139 в России». Вертикаль , 15 сентября 2014 г.
- ^ Тернбулл, Грант. « AgustaWestland представляет более тяжелый AW139 ». Роторхаб , Шепард Медиа. 3 марта 2015 г. Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ «AgustaWestland устанавливает новый стандарт безопасности для редукторов вертолетов» . Журнал «Вертикаль» . 11 ноября 2015 г.
- ^ Никколи 2001, стр. 158–159, 162.
- ^ Jump up to: а б «Морская администрация Швеции заказала семь вертолетов AW139 для поисково-спасательных операций». Архивировано 13 апреля 2014 г. в Wayback Machine Shipping & Marine , 4 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Парк самолетов AW139 преодолел отметку в 1 000 000 летных часов» . Агуста Вестленд. 14 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 28 июля 2014 г.
- ^ Хубер, Марк. «Leonardo AW139 получает эпическое обновление Honeywell Primus» . Международные авиационные новости .
- ^ Jump up to: а б «Вертолетные новости». Архивировано 24 декабря 2010 г. на сайте Wayback Machine propilotmag.com , 5 апреля 2014 г.
- ^ «Программа AW139 – Turkish Aerospace Industries, Inc» . Тай.com.tr. Архивировано из оригинала 20 марта 2014 года . Проверено 20 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Обзор года — Продукты: выбор из помета». Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine Rotor&Wing , 1 декабря 2006 г.
- ^ Хойл, Крейг. «ФОТО: Катар принимает первый военный вертолет AW139». Flight International , 25 ноября 2009 г.
- ^ Перуцци, Лука. «ФОТО: Итальянские ВВС выставляют на поле первый поисково-спасательный HH-139A». Flight International , 12 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Новые заказы повышают лидерство AW139 на рынке, говорит производитель» . ainonline.com. 6 августа 2016 г.
- ^ «AgustaWestland получает заказы еще на 8 вертолетов AW139». Шепард Медиа , 9 марта 2011 г.
- ^ Английский, Дженнифер Лич. «Национальное полицейское управление Японии заказало еще один AW139». AIN онлайн , 16 апреля 2014 г.
- ^ «Leonardo-Finmeccanica и Mitsui Bussan Aerospace празднуют 50-й выпуск вертолета AW139 для Японии» . Леонардо.com. 11 июля 2016 г.
- ^ «Leonardo расширяет присутствие самого популярного AW139 в Японии за счет продажи первого VIP-вертолета и поставки дополнительных самолетов» . Леонардо.com. 8 марта 2017 г.
- ^ «CHC Helicopter подписывает контракт на поставку 10 самолетов AW139». Архивировано 7 апреля 2014 г. на Wayback Machine asdnews.com , 10 июля 2012 г.
- ^ «CHC заказывает дополнительные вертолеты Sikorsky S-92 и AgustaWestland AW139, заключает соглашения на соответствующие возможности MRO и соглашается на дополнительную аренду в размере 225 миллионов долларов». Хели-Уан , 19 июня 2015 г.
- ^ «Heli-One одобрила разработку возможностей технического обслуживания главной коробки передач AW139» . heli-one.com. 28 апреля 2021 г.
- ^ Хойл, Крейг. «Тайская армия увеличит размер парка AW139». Flight International , 12 октября 2015 г.
- ^ Стоунз, Майк (7 сентября 2021 г.). «Веха в поставке трех самолетов AW139 компании Thai Aviation Services» .
- ^ Дэвид, Адриан (24 января 2022 г.). «Все четверо арендовали AW139 для RMAF к апрелю» . Новые времена проливов.
- ^ «Парк Gulf Helicopters AW139 достиг рубежа в 50 000 часов». Интернет-служба новостей Arabian Aerospace , 31 марта 2014 г.
- ^ «Weststar заказывает 10 дополнительных вертолетов AW139» . Агуста Вестленд. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ «Weststar Aviation Services принимает свой первый AW139». Архивировано 13 марта 2014 г. в Wayback Machine AgustaWestland , 2 декабря 2010 г.
- ^ Маллой, Томас (4 марта 2022 г.). «Leonardo Helicopters: обнаружены глубокие связи фирмы из Сомерсета с Россией и государством» . Somersetlive.co.uk.
- ^ Ландини, Франческа (11 марта 2022 г.). «Итальянская компания Leonardo приостанавливает бизнес гражданских вертолетов в России» . Рейтер.
- ^ «Пакистан подписался на дополнительные вертолеты AW139» . IHS Jane's 360. 26 мая 2016 г.
- ^ Фрэнсис, Лейтен (11 февраля 2010 г.). «Бюро безопасности Китая в Шэньчжэне заказало AW139» . Flightglobal.com.
- ^ Хубер, Марк (25 июля 2022 г.). «Леонардо увеличил продажи вертолетов в Китае» . ainonline.com.
- ^ Jump up to: а б Тревитик, Джозеф (24 сентября 2018 г.). «Темная лошадка Boeing заключила сделку с ВВС о замене устаревших самолетов UH-1N Hueys на MH-139» . Драйв . Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Инсинна, Валери (24 сентября 2018 г.). «ВВС выбирают победителя для контракта на замену вертолета Хьюи» . Новости обороны . Вашингтон. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 25 сентября 2018 г.
- ^ ВВС США назвали вертолет безопасности баллистических ракет MH-139A «Серый волк» . Рейс Интернешнл . 19 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Инсинна, Валери (19 декабря 2019 г.). «Вертолет на замену UH-1N Huey ВВС США получил новое имя» . Новости обороны . Проверено 6 июля 2020 г.
- ^ Командующий Сэмюэл Кинг-младший, Материальная часть ВВС (20 февраля 2020 г.). «ВВС только что начали испытания своего нового вертолета Grey Wolf, замены Хьюи» . Бизнес-инсайдер Австралии . Проверено 6 июля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эверстин, Брайан (23 мая 2023 г.). «ВВС США и Boeing обсуждают замену MH-139» . Авиационная неделя.
- ^ Фелстед, Питер (14 марта 2023 г.). «Вертолет MH-139 Grey Wolf запущен в мелкосерийное производство» . Европейская безопасность и оборона.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт сертификата типа: AB139-AW139». Архивировано 4 декабря 2013 года в Wayback Machine Европейском агентстве по авиационной безопасности , выпуск 15, 23 января 2012 года.
- ^ "AW139M." Архивировано 19 апреля 2012 года в Wayback Machine AgustaWestland , дата обращения: 5 апреля 2014 года.
- ^ Flight International «Италия выставляет первый из 10 поисково-спасательных самолетов HH-193A», 20–26 марта 2012 г.
- ^ «Агуста Вестланд VH-139А» . Aviationsmilitaires.net. 7 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 15 июля 2014 г.
- ^ «Леонардо: Итальянские ВВС расширяют возможности реагирования на чрезвычайные ситуации и национальной безопасности с поставкой первого вертолета HH-139B» . leonardocompany.com .
- ^ «Полностью готовы к эксплуатации восемь самолетов AW139 государственной полиции Италии» . Леонардо.com .
- ^ «Итальянские вертолеты на чемпионате мира по горным лыжам FIS 2021 в Кортине» . Scramble.nl . 26 февраля 2021 г.
- ^ «Авиационные фотографии Agusta-Westland PH-139D на JetPhotos» . ДжетФото .
- ^ «AgustaWestland и L-3 объединяют усилия в армейском LUH - Team US139» . www.defense-aerospace.com . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «МН-139» . Боинг . Архивировано из оригинала 23 сентября 2017 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Харачич, Армин (18 сентября 2017 г.). «Boeing подает заявку на замену вертолетов Huey ВВС» . Новости обороны . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 18 сентября 2017 года . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ «MSPO 2021: Леонардо предлагает Польше AW139W» . МИЛМАГ . 14 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «ВВС мира 2023» . Полет Глобал . Flightglobal Insight. 2023 . Проверено 17 июля 2023 г.
- ^ «CHC представляет полдюжины AW139 для работы в RAAF» . Новости делового воздуха. 11 марта 2019 года . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ «Новый президентский вертолет Колумбии AW139» . Хелис.com .
- ^ «Колумбия выбирает Leonardo AW139 в качестве нового президентского транспортного вертолета» . 12 января 2021 г.
- ^ Мунц, Марко (июнь 2015 г.). «Президентский AW139 для Кот-д'Ивуара». Эйр Интернешнл . Том. 88, нет. 6. с. 8. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Финансовая стража – AW139» . Gdf.gov.it. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА — AW139 NEMO — Портовые власти — Береговая охрана» . Guardiacostiera.it. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ Зиезулевич, Джефф (4 августа 2016 г.). «Итальянская береговая охрана заказала два вертолета Leonardo AW139» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 5 августа 2016 г.
- ^ Персонал, Блог перед полетом. «ВВС ИТАЛИИ ОБУЧАЮТ ЛИВАНСКИЙ ЭКИПАЖ AW139» .
- ^ «RMAF готова развернуть вертолетные силы для помощи в операциях по борьбе с муссонными наводнениями - Asian Defense Journal» . 3 ноября 2021 г.
- ^ «ВВС мира 2020» . Flightglobal Insight. 2020 . Проверено 16 января 2020 г. .
- ^ «Словения закупит шесть вертолетов AW139M» .
- ^ «Словения наращивает военный потенциал с помощью вертолетов AW139M» . 28 ноября 2023 г.
- ^ «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018 . Проверено 4 августа 2018 г.
- ^ Hərbi TV (31 октября 2016 г.). «Военный парад Туркменистана 2016» . Ютуб (на туркменском языке). Ашхабад. Архивировано из оригинала 15 октября 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ «Правительство Туркменистана» . helis.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ «Полиция Абу-Даби AW139». Эйр Интернешнл . Том. 74, нет. 5. Июнь 2008. с. 6. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Количество и тип вертолетов AW, находящихся на вооружении в Алжире» . Авторские права (с) Секрет Дифа3. 23 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 28 апреля 2015 года . Проверено 23 апреля 2015 г.
- ^ «Воздушная скорая помощь Виктория» . Скорая помощь Виктория . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ «Полиция Виктории заказывает четыре самолета для авиапарка» . Австралийская авиация. 23 октября 2018 г. Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Толл Холдингс Лимитед. «Наши Вертолеты» . Авиамедицинская служба скорой помощи Toll Нового Южного Уэльса . Проверено 11 августа 2023 г.
- ^ «Самолеты и базы» . Служба спасательных вертолетов Westpac . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «Флот и базы» . ЖизньПолет . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ «Федеральная полиция Бразилии приобрела вертолет AW139» . Полицейский пилот. 12 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ «Болгарская пограничная полиция получила свой первый электромобиль AW109» . Авиационные новости. 30 марта 2010 г. Проверено 7 февраля 2013 г.
- ^ «Орнге – О» . www.ornge.ca .
- ^ «Карабинеры Чили AW139 достигают оперативной готовности». Вертикаль , 16 апреля 2015 г.
- ^ «AgustaWestland AW139 в Министерстве общественной безопасности Китая» . helis.com . Проверено 19 декабря 2017 г.
- ^ «ФОТО: Хорватская полиция получила новый вертолет стоимостью 119 миллионов кун» . poslovni.hr . Проверено 10 января 2017 г.
- ^ «Полиция Кипра — Авиационное подразделение полиции Кипра» . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Будь, Обезьяна- (23 мая 2024 г.). «Для гражданской обороны заказаны 3 вертолета AW139» . Полет . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Пограничная служба Эстонии не может планировать заранее» . helihub.com . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Вертолетный флот» . Атлантик Эйруэйз . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «Indo Defense 2016: Indo SAR AW139 вблизи (видео) — RH — Rotorhub — Shephard Media» . www.shephardmedia.com . Проверено 6 июля 2018 г.
- ^ «Итальянская полиция получила пятый вертолет AW139» . Агуста Вестленд. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 28 февраля 2014 г.
- ^ Питтауэй, Найджел (февраль 2019 г.). «Парапубличные продажи AW139». Эйр Интернешнл . Том. 96, нет. 3. п. 93. ISSN 0306-5634 .
- ^ ТОКИО СТОЛИЧНАЯ ПОЛИЦИЯ ЗАКАЗЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЕРТОЛЕТ AW139 12.10.2014. Архивировано 9 октября 2016 г. на Wayback Machine. Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ «Чидори (Token Helicopter 1) AW139» . Проверено 31 октября 2017 г. (на японском языке).
- ↑ Береговая охрана Японии , дата обращения 20 октября 2017 г.
- ^ «Nkaissery получает 15-местные вертолеты модели AW139 стоимостью 683 миллиона шиллингов в аэропорту Уилсон» . Nepjournal.com . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ «Подразделение правительственной авиации Ливана» . aeroflight.co.uk. 10 мая 2014 года . Проверено 5 января 2019 г.
- ^ «AW139 в пожарно-спасательной службе Малайзии» . Хелис.com . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ «Морское агентство Малайзии получило три вертолета AW139» . Рейс Интернешнл . Проверено 14 декабря 2012 г.
- ^ «Еще два VIP AW139 доставлены в Малайзию» . Хелис.com .
- ^ «Полицейское авиационное подразделение получило вертолеты AW139» . НСТ. 28 мая 2016 г.
- ^ «Правительство Союза получило свой первый вертолет AW139» . Платформа Мьянмы . Проверено 30 октября 2020 г. .
- ^ «Правительство покупает вертолет для глав государств и членов кабинета министров» . Одиннадцатая Медиа Группа . Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ «Фотографии вертолета» . ФАР-Марок .
- ^ «Последний полет вертолета береговой охраны AS-332» . Береговая охрана. 21 октября 2012. Архивировано из оригинала 1 июня 2013 года . Проверено 1 мая 2013 г.
- ^ «КЛПД приняла поставку первого транспортного вертолета AW139» . Новости авиации. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ «Начались поставки авиакрыла AW139 королевской полиции Омана» . Эйр Интернешнл . Том. 74, нет. 3. Март 2008. с. 8. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Это наши подразделения: вертолет Helimer AW 139» (на испанском языке). Общество морских спасателей и безопасности. Архивировано из оригинала 2 марта 2014 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ «САР Швеции берет первый AW139» . Flightglobal.com. 17 сентября 2013 года . Проверено 28 октября 2013 г.
- ^ «AgustaWestland AW139 начнет поисково-спасательные операции в Великобритании» . aero-news.net . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ «Воздушные операции — Вертолет AW139» . lafd.org. Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Полиция штата Мэриленд представляет новый медицинский эвакуатор AW139» . helihub.com. 7 октября 2012 г.
- ^ «Округ Майами-Дейд — пожарно-спасательные службы» . www.miamidade.gov .
- ^ «Пятый и последний AW139 доставлен в полицию штата Нью-Джерси» . helihub.com. 10 июля 2012 г.
- ^ «CBP Air and Marine приобретает вертолеты для миссии по обеспечению безопасности границ» . cbp.gov. Архивировано из оригинала 8 марта 2013 года . Проверено 21 февраля 2013 г.
- ^ «Петробрас все еще расследует крушение вертолета в бассейне Кампос» . Экономическая ценность . 21 августа 2011 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «Лорд Балледмонд: NI равный среди Норфолка погиб в результате крушения вертолета» . Новости Би-би-си . 14 марта 2014 года . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ «В результате крушения вертолета погибли четыре человека после того, как самолет взорвался возле самого длинного в мире зиплайна в ОАЭ» . Фокс Ньюс. 30 декабря 2018 г.
- ^ «Срочное: вертолет В. П. Осинбахо терпит крушение в Коги» . 2 февраля 2019 года . Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ «Бывшие студенты Бенджамина погибли в результате крушения вертолета на Багамах, говорят члены семьи» . 5 июля 2019 года . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ «Вертолет японской полиции с сердцем разбился на северо-востоке Японии, семь человек получили ранения» . 1 февраля 2020 г. Проверено 14 февраля 2020 г.
- ^ «10 погибших, два вертолета TLDM столкнулись в Лумуте» . 23 апреля 2024 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Шах, Ализа (23 апреля 2024 г.). «Крушение вертолета в Лумуте: выживших нет, сообщает пожарная служба [NSTTV]» . Новые времена проливов . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Два малазийских вертолета с 10 людьми разбились во время тренировок в Лумуте» . «Стрейтс Таймс». 23 апреля 2024 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ Хасан, Хазвин (23 апреля 2024 г.). «СРОЧНО: десять человек погибли в результате крушения вертолета ВМС Лумута [NSTTV]» . Новые времена проливов . Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Десять человек погибли в результате столкновения двух вертолетов ВМС Малайзии в воздухе» . Рейтер. 23 апреля 2024 г. Проверено 23 апреля 2024 г.
- ^ «Технические данные AW139» . Агуста Вестленд . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Гаджетти и Маджоре, 2013, стр. 35–37.
Библиография
[ редактировать ]- Гаджетти, Марко и Паоло Маджоре. «Рентабельность маршрутов для вертолетов». Издательство Эскулапио , 2013. ISBN 88-7488-609-8 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Flight International , Том. 182, № 5370, 11–17 декабря 2012 г. С. 40–64. ISSN 0015-3710 .
- Джексон, Пол. Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Данные Jane's Defense, 2003. ISBN 0-7106-2537-5 .
- Никколи, Риккардо. «Белл Агуста AB 139». Air International , сентябрь 2001 г., Том 61, № 3. ISSN 0306-5634 . стр. 158–163.
Внешние ссылки
[ редактировать ]