Каман SH-2G Супер Сиспрайт
SH-2G Супер Сиспрайт | |
---|---|
![]() | |
Королевский флот Новой Зеландии SH-2G | |
Роль | Противолодочный вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Каман Эйркрафт |
Первый полет | 2 апреля 1985 г. |
Введение | 1993 |
Ушедший на пенсию | 2001 ( ВМС США ) 2008 ( Королевский флот Австралии ) |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) Египетский флот Королевский флот Новой Зеландии Польский флот |
Произведено | 1985–1995 (также преобразования) |
Разработано на основе | Каман SH-2 Сиспрайт |
Kaman SH-2G Super Seasprite корабельного базирования — американский вертолет с возможностями противолодочной и противонадводной защиты , включая загоризонтное наведение на цель. Этот самолет расширяет и увеличивает возможности корабельных датчиков и вооружения против нескольких типов угроз противника, включая подводные лодки всех типов, надводные корабли и патрульные корабли, которые могут быть вооружены противокорабельными ракетами . Первоначально он был разработан для ВМС США в 1980-х годах как модернизированная и обновленная версия более старого Kaman SH-2 Seasprite , который служил с 1960-х годов в различных версиях. Модель G представляла собой развитие SH-2F, важного противолодочного самолета для военно-морских кораблей, которые не могли управлять более крупным вертолетом. SH-2G поступил на вооружение в 1980-х годах и прослужил в ВМС США до 2001 года. В XXI веке он служил в ряде других военно-морских сил и до сих пор находится на действительной службе в нескольких странах.
Основные задачи SH-2G включают противолодочную и надводную борьбу, противокорабельную противоракетную оборону, а также противокорабельное наблюдение и наведение на цель. Второстепенные задачи могут включать медицинскую эвакуацию, поиск и спасение, переброску персонала и грузов, а также перехват небольших лодок, поддержку десанта с воздуха, обнаружение артиллерийского огня, обнаружение мин и оценку боевого ущерба.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1985 году стартовала программа Ш-2Г. ВМС США хотели улучшить противолодочные возможности и считали, что модернизация существующих вертолетов будет более экономически эффективным подходом; более того, устаревшие фрегаты класса Knox с коротким корпусом и ранние фрегаты класса Perry , эксплуатирующие SH-2F, не могли управлять более крупным SH-60B Seahawk . Прототип YSH-2G совершил первый полет 2 апреля 1985 года. Прототип представлял собой модифицированный SH-2F, оснащенный двумя более мощными двигателями General Electric T700-GE-401/401C. [1]
Модель G имеет усиленную верхнюю часть фюзеляжа для поддержки более тяжелых новых двигателей. [1] SH-2G также оснащен многофункциональными дисплеями и новыми авионными системами. [2] В декабре 1996 года ВМС начали получать оборудование бортового противоминного противодействия (AMCM) с лазерной системой обнаружения мин Kaman Magic Lantern. [3]
Последний заказ на производство SH-2F ВМС США пришелся на 1986 финансовый год, причем последние шесть заказов были переведены на вариант SH-2G. [1] USN SH-2G поступил на вооружение в 1993 году. [3]
Операционная история
[ редактировать ]В этом разделе описаны операторы варианта SH-2G Super Seasprite, операторов более ранних типов см. в разделе операторов SH-2 Seasprite .
Австралия
[ редактировать ]
В 1990-х годах Королевский военно-морской флот Австралии (RAN) решил, что ему нужен промежуточный вертолет для работы с Anzac класса фрегатами и запланированным морским патрульным судном (OPV), предложенным совместным проектом с Малайзией ; однако из-за своих размеров OPV мог эксплуатировать только небольшой вертолет. В 1997 году правительство Австралии подписало с Kaman контракт на сумму 667 миллионов австралийских долларов на покупку 11 модернизированных Super Seasprites. [4] К 2005 году в вертолете было выявлено до 40 недостатков, в том числе неспособность работать в плохую погоду и в условиях низкой освещенности, а также несоответствие австралийским стандартам летной годности. [5] Первоначально вертолеты были ограничены транспортными обязанностями в хорошую погоду, а затем были остановлены в мае 2006 года. [5] [6] К началу 2007 года десять Super Seasprites были доставлены в 805-ю эскадрилью . [4] [5]
В феврале 2007 года газета The Australian объявила, что проект Seasprite «почти наверняка будет свернут». [4] На данный момент проект отстал от графика на шесть лет, и его стоимость выросла до 1,1 миллиарда австралийских долларов, при этом прогнозируется, что для дальнейшей модернизации потребуется дополнительно 45 миллионов австралийских долларов. [4] В случае одобрения эскадрилья не достигнет боевого статуса до 2010 года. [4] Продажа или слом флота рассматривались, возможные замены включали NHIndustries NH90 или дальнейшие заказы на Sikorsky SH-60 Seahawks . [4] 25 мая 2007 года газета The Age сообщила, что правительство продолжит поддерживать Seasprite; Министр обороны Брендан Нельсон отметил, что ход реализации проекта тщательно отслеживается. [7]
После выборов нового лейбористского правительства газета The Australian сообщила 31 января 2008 года, что программа SH-2G(A), скорее всего, будет отменена из-за перерасхода средств; кроме того, он все еще не работал, несмотря на то, что первоначальный контракт был подписан в 1997 году. В той же статье также отмечалось, что компания Sikorsky представила предложение о покупке нескольких готовых вертолетов для замены австралийских SH-2G(A). [8] 5 марта 2008 г. проект был отменен правительством; Кейман отметил завершение проекта «на взаимосогласованных условиях». [9] [10] [11] Оппозиционные партии также поддержали решение об отмене. [12] Остальные самолеты были возвращены в Кейман. [13] После списания Super Seasprite S-70 Seahawks из 816-й эскадрильи были переданы в состав фрегатов класса Anzac . Австралия уже эксплуатировала С-70. [14] В конечном итоге Австралия использовала шесть MRH-90 Taipan (австралийский NH-90) в течение периода 2010-х годов на военно-морской службе, но в целом остановилась на модернизированном SH-60.
Египет
[ редактировать ]В 1995 году Египет подписал контракт на поставку 10 SH-2G для использования ВМС Египта . Эти вертолеты были оборудованы для противолодочной борьбы и по мере необходимости размещались на кораблях ВМФ; В закупку входили погружаемый гидролокатор AQS-18A , поисковые радары и комплект электронной поддержки. Они часто эксплуатируются вместе с египетским флотом Westland Sea Kings . [15]
Новая Зеландия
[ редактировать ]

Королевский флот Новой Зеландии (RNZN) заменил свои Westland Wasps на четыре временных SH-2F Seasprite (бывший ВМС США), чтобы работать с фрегатами класса Anzac до тех пор, пока не будет доставлен флот из пяти новых SH-2G Super Seasprite. В октябре 2005 года авиационное подразделение ВМС было передано в 6-ю эскадрилью RNZAF на базе RNZAF в Окленде в Венуапай. RNZN Seasprites несут службу в Восточном Тиморе . [16]
Новая Зеландия закупила пять SH-2G одновременно с Австралией. Однако Новая Зеландия предпочла планеры новой постройки, оснащенные другой авионикой. Покупка SH-2G была завершена за 12 миллионов новозеландских долларов при запланированных в бюджете 338 миллионах долларов (без учета GST). Первый RNZN SH-2G (Новая Зеландия) был поставлен в середине 2001 года, а последний - в феврале 2003 года. Королевский флот Новой Зеландии (RNZN) эксплуатирует этот тип со своих двух Anzac фрегатов класса и двух морских патрульных кораблей класса Protector. и многоцелевое судно HMNZS Canterbury . Первоначально они эксплуатировались звеном военно-морской поддержки 3-й эскадрильи RNZAF , но теперь - 6-й эскадрильи RNZAF .
Острая оперативная необходимость для RNAF заключалась в использовании пулемета FH MAG 58 на вертолете, и к 2008 году это было реализовано. [17]
В мае 2012 года министр обороны Джонатан Коулман объявил, что кабинет министров разрешил представителям Министерства обороны вести переговоры с Kaman Corporation о 11 вертолетах и авиасимуляторах из отмененного австралийского проекта SH-2G(A) Super Seasprite. Предполагается, что 11 вертолетов стоимостью 1,4 миллиарда новозеландских долларов в 2008 году обойдутся Новой Зеландии от 130 до 230 миллионов новозеландских долларов. [18] Решение о покупке десяти вертолетов за 242 миллиона новозеландских долларов было объявлено 19 апреля 2013 года. [19] [20] Восемь самолетов поступят на вооружение RNZAF для замены существующих пяти Seasprites, а оставшиеся два будут использоваться в качестве источника запчастей. [21]
Новой Зеландии Министерство обороны приняло первый из вертолетов в США 1 декабря 2014 года, еще два были доставлены в Окленд в начале 2015 года. Поставки завершились к концу 2015 года. [22] К 2016 году все самолеты находились в эксплуатации. [21] Пять SH-2G(NZ) Seasprites NZDF были официально выведены из эксплуатации 14 апреля 2016 года и совершили свой последний полет 21 апреля после службы с августа 2001 года. Они были заменены восемью модернизированными моделями SH-2G(I), что позволило ВМФ будет выгружать с кораблей одновременно до трех вертолетов вместо двух. Модель «I» также заменяет AGM-65 Maverick на AGM-119 Penguin . противокорабельную ракету [23]
Пять моделей SH-2G(NZ) Новой Зеландии были проданы ВМС Перу в октябре 2014 года и заменены восемью моделями SH-2G(I). [24]
24 апреля 2023 года министерство обороны Новой Зеландии объявило, что ищет замену Seasprite. [25] [26] С середины 2023 года NZDF инициировал программу работ по обеспечению устойчивости Seasprite, направленную на сокращение оперативного флота с восьми до пяти. [27] С 2024 года флот может быть выведен в рамках сокращения оборонного бюджета. [28]
Перу
[ редактировать ]
Четыре бывших новозеландских SH-2G были модернизированы и модернизированы компанией Kaman перед тем, как они поступили на вооружение ВМС Перу. «Фаза реализации» покупки перуанской компании Seasprite завершилась в 2018 году. [29] ВМФ класса "Лупо" Вертолеты будут эксплуатироваться на базе фрегатов . [30]
Польша
[ редактировать ]
ВМС Польши эксплуатируют четыре таких самолета, которые были включены в закупку двух Oliver Hazard Perry фрегатов класса у ВМС США. Фрегаты сейчас действуют как ORP «Генерал Тадеуш Костюшко» и «Генерал Казимеж Пуласки» . В 2007 году они были модифицированы для установки одной торпеды MU90 Impact и 7,62-мм пулемета ПК на шкворневой установке. [31]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Начиная с 1991 года ВМС США получили 24 SH-2G, которые были переданы в резервные подразделения ВМС США. Super Seasprite поступил на вооружение HSL-84 в 1993 году. [3] SH-2 служил примерно в 600 подразделениях ВМФ и налетал 1,5 миллиона часов. Резервная эскадрилья ВМФ HSL-84 списала последний из вертолетов в июне 2001 года. [3] [32]
Варианты
[ редактировать ]

- ЯШ-2Г
- Прототип Ш-2Г.
- SH-2G Супер Сиспрайт
- Противолодочный вертолет с двумя турбовальными двигателями General Electric T700-GE-401 мощностью 1723 л.с. (1285 кВт).
- Ш-2Г(А)
- Экспортная версия для Австралии , модернизация бывшего SH-2F ВМС США.
- Ш-2Г(Э)
- Экспортная версия для Египта , модернизированная бывшая SH-2F ВМС США.
- Ш-2Г(М)
- Предлагаемая экспортная версия для Малайзии .
- Ш-2Г(Новая Зеландия)
- Экспортная версия для Новой Зеландии . Продан в Перу.
- Ш-2Г(И)
- Переименованный SH-2G(A) продан в Новую Зеландию. [33] [34]
Операторы
[ редактировать ]- ВМС Египта 10 SH-2G(E) [35]
- Королевский флот Новой Зеландии 8 SH-2G(I) [35]

- ВМС Польши 4 Ш-2Г [35]
Бывшие операторы
[ редактировать ]Самолет на выставке
[ редактировать ]
- 161642 - SH-2G на статической экспозиции в Музее военно-морской авиации Патаксент-Ривер в Лексингтон-парке, штат Мэриленд . [37]
- 162576 - SH-2G на статической экспозиции в Музее авиации Wings of Freedom в Уиллоу Гроув, Пенсильвания . [38]
Технические характеристики (Ш-2Г)
[ редактировать ]Данные Международного справочника военных самолетов. [2]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (USN: пилот, второй пилот/тактический координатор (TACCO), оператор датчиков (SENSO)) (RNZN: пилот, наблюдатель и руководитель погрузки вертолета)
- Грузоподъемность: нагрузка 4390 фунтов (1991 кг)
- Длина: 52 фута 9 дюймов (15,9 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,5 м)
- Пустой вес: 9200 фунтов (4170 кг)
- Максимальный взлетный вес: 13 500 фунтов (6 120 кг)
- Несущие винты: 4 лопасти на несущем и рулевом винтах. Лопасти несущего винта управляются сервоприводами, а не автоматом перекоса.
- Силовая установка: 2 турбовальных T700-GE-401/401C мощностью 1723 л.с. (1285 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 45 футов 0 дюймов (13,4 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 138 узлов (159 миль в час, 256 км/ч)
- Крейсерская скорость: 120 узлов (138 миль в час, 222 км/ч)
- Никогда не превышайте скорость : 150 узлов (173 миль в час, 278 км/ч).
- Диапазон: 540 миль (869 миль, 1000 км)
- Автономность: 5 часов с двумя внешними резервуарами.
- Практический потолок: 18 000 футов (3 000 м)
- Скорость набора высоты: 2500 футов/мин (12,7 м/с).
Вооружение
- Орудия: FN MAG x 1 (установлен на правой двери только для Королевского флота Новой Зеландии) пулемет общего назначения
- Узлы подвески: два бомбодержателя за основным шасси (для подвесных баков и глубинных бомб).
- Ракеты: только экспортного типа, оснащенные двумя ракетами класса «воздух-земля» AGM-65D или двумя противокорабельными ракетами малой дальности AGM-119.
- Торпеды : 2 противолодочные Mk 46 или Mk 50. торпеды
См. также
[ редактировать ]
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список военных самолетов США
- Список самолетов Королевских ВВС Новой Зеландии и Королевского ВМС Новой Зеландии
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с Иден 2004, с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б Фроули 2002, с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б с д Модернизация самолетов Джейн . Jane's Information Group, 2009. (статья по подписке), опубликовано 20 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Уолтерс, Патрик (10 февраля 2007 г.). «Сиспрайт направился к куче мусора» . Австралиец . Новостная корпорация . стр. 1–2. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 г. Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллард, Том (19 марта 2005 г.). «Вертолет ВМС стоимостью 100 миллионов долларов не сможет летать при плохом освещении» . Сидней Морнинг Геральд (SMH.com.au) . Холдинг Джона Фэрфакса . Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Технические проблемы сухопутных вертолетов ВМФ» . Новости ABC онлайн . 19 мая 2006 г. Проверено 11 февраля 2007 г.
- ^ «Сиспрайт Вертолеты» (Пресс-релиз). Министр обороны. 25 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 г. Проверено 5 ноября 2007 г.
- ^ Додд, Марк (31 января 2008 г.). «Проблемные противолодочные вертолеты сталкиваются с топором» . Австралиец . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 6 апреля 2008 г. Проверено 4 февраля 2008 г.
- ^ «Вертолеты Seasprite будут отменены» (пресс-релиз). Министерство обороны. 5 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2008 г. Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ «Правительство Австралии стремится к обсуждению с Кейманом завершения программы создания вертолетов SH-2G(A) Super Seasprite» (пресс-релиз). Kaman Corp., 5 марта 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Австралия отказывается от программы Super Seasprite». Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Ротор и крыло, 5 марта 2008 г.
- ^ «Отмена Seasprite» (Пресс-релиз). Либеральная партия Австралии . 05 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2008 г. Проверено 25 января 2009 г.
- ^ «Каман берет SH-2G в Восточную Европу». Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Ротор и крыло, 4 сентября 2008 г.
- ^ «Sikorsky S-70 Seahawk · Энциклопедия самолетов Дэвида К. Эйра» . Аэропедия . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Кордесман 2006, с. 184.
- ^ «Сиспрайт Вертолеты» . Национальный музей Королевского военно-морского флота Новой Зеландии . 2015-11-22. Архивировано из оригинала 29 октября 2019 г. Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ «Противолодочный вертолет SH-2G Super Seasprite» . Военно-морская техника . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Стюарт, Ян (14 мая 2012 г.). «Отказаться от австралийских вертолетов в списке покупок ВМФ» . Новозеландский Вестник .
- ^ «Новая Зеландия закупит вертолеты ВМС, от которых отказалась Австралия» . Новости Радио Новой Зеландии . 19 апреля 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ « Новая Зеландия одобряет покупку Kaman Super Seasprites » журнала «Vertical Magazine» , 19 апреля 2013 г. Доступ: 11 декабря 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Проект вертолета Seasprite одобрен» . Медиа-релиз . beehive.govt.nz . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Рахмат, Ридзван (3 декабря 2014 г.). «Новая Зеландия принимает первый вертолет SH-2G(I) Super Seasprite» . IHS Jane’s 360 . Проверено 16 января 2015 г.
- ^ Новая Зеландия заменяет старые вертолеты Seasprite - Defensenews.com, 14 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Танталеан, Сезар Круз (9 октября 2014 г.). «Перу подписывает контракт на SH-2G Super Seasprites» . IHS Jane’s 360 . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ «Министерство обороны Новой Зеландии ищет новые военно-морские вертолеты» .
- ^ «GETS | Министерство обороны — Запрос информации по проекту замены морских вертолетов» .
- ^ «NZDF сокращает парк вертолетов Seasprite» . www.australiandefence.com.au . 04 июля 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Новая Зеландия рассматривает возможность сокращения парка вертолетов Super Seasprite» . www.key.aero . 27 февраля 2024 г. Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ «Кейман заключил контракт на сумму 39,8 миллиона долларов на начало этапа реализации перуанской программы SH-2G Super Seasprite» . Пресс-релиз . Каман. 12 июля 2016 года . Проверено 2 декабря 2016 г.
- ^ «ВМС Перу приобретают все пять RNZAF SH-2G (NZ) Seasprite» . Ежемесячник ВВС . 14 октября 2014 года . Проверено 2 декабря 2016 г.
- ^ Лукаш Пахольский, Модернизация польских каманов в: Nowa Technika Wojskowa № 6/2009, стр.84-87 (на польском языке).
- ^ Стивенс, Эрни. «Вставка «Супер» в Kaman Super Seasprite». Архивировано 14 мая 2016 г. в Wayback Machine . Ротор и крыло , 1 октября 2009 г.
- ^ «Вертолеты Kaman представят SH-2G(I) Super Seasprite на Черноморской оборонной и аэрокосмической выставке». Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine . Kaman Aerospace, 3 сентября 2008 г.
- ^ Новая Зеландия получит восемь SH-2G (I) Super Seasprites. полетглобальный
- ^ Перейти обратно: а б с «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018 . Проверено 25 августа 2018 г.
- ^ «SH-2 Seasprite ВМС США» . globalsecurity.org . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «КАМАН Ш-2Г СУПЕР СИСПРАЙТ» . Музей военно-морской авиации Патаксент-Ривер . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «КАМАН Ш-2Г «МОРСКОЙ СПрайт» » . Гарольд Ф. Питкэрн Музей авиации «Крылья свободы» . Музей авиации «Крылья свободы» . Проверено 4 июня 2017 г.
- Библиография
- Андраде, Джон М. Обозначения и серийные номера военных самолетов США с 1909 года . Публикации округов Мидленд, Англия, 1979. ISBN 0-904597-22-9 .
- Иден, Пол. «Каман SH-2 Сиспрайт», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Фроули, Джерард Международный справочник военных самолетов , Aerospace Publications Pty Ltd, 2002. ISBN 1-875671-55-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Страница Kaman SH-2G Super Seasprite (производитель)
- Старый сайт Wayback Machine (архивировано 31 октября 2006 г.)
- Брошюра SH-2G Super Seasprite в Wayback Machine (архивировано 31 октября 2006 г.)
- SH-2 Сиспрайт на Globalsecurity.org
- Список всех вертолетов SH-2, используемых ВВС Польши.
- Kaman SH-2 Seasprite на сайте Kiwi Aircraft Images
- Сиспрайт Центральный