АН/АКС-13
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Серия AN/AQS-13 вертолета представляла собой гидролокационную систему для погружения для ВМС США . Эти системы использовались в качестве основного датчика противолодочной борьбы (ПЛО) во внутренней зоне на вертолетах авианосного базирования более пяти десятилетий. [1] Версии-компаньоны с обозначением AQS-18 экспортировались в различные страны мира.
Цель
[ редактировать ]Бортовые гидроакустические системы представляют собой легкий мобильный датчик обнаружения для обнаружения и отслеживания подводных лодок. Несмотря на ограниченные характеристики по сравнению с более крупными гидролокаторами, установленными на кораблях, эти вертолетные системы имеют преимущество быстрого развертывания/извлечения и быстрого перехода между зонами поиска. Дополнительные преимущества перед корабельными гидролокаторами включают отсутствие шума потока и шума двигателя, а также устранение доплеровского сдвига, вызванного движущимся источником сигнала. Эти системы, развернутые с авианосцев или других кораблей, позволяют самолету обнаруживать, идентифицировать и атаковать подводные цели в радиусе полета от корабля базирования.
Описание
[ редактировать ]Все системы AQS-13 в основном представляют собой активные гидролокаторы , передающие сигналы в верхнем диапазоне среднечастотного диапазона гидролокаторов. Эти системы предлагали дополнительные возможности голосовой связи, батитермографии и элементарный пассивный гидролокатор. Активная гидроакустика вертолетного базирования имеет значительные преимущества перед другими датчиками и особенно эффективна во внутренней зоне, где шум от кораблей авианосной боевой группы может создавать помехи пассивным датчикам. Компоненты AQS-13 неофициально разделены на две группы: «мокрая часть» и «сухая часть». «Сухой конец» предполагает обработку акустических сигналов для получения тактических данных. Компоненты «мокрой части» необходимы для развертывания акустического блока в океане и его извлечения. К таким «мокрым» компонентам относятся акустические элементы погружного устройства, катушка с кабелем и намоточная машина. Элементы гидрофона и проектора размещаются внутри погружного блока или преобразователя . Датчик, также называемый «куполом» (термин, заимствованный из корабельных гидролокаторов), опускается или «опускается» с вертолета на тросе с помощью гидравлической наматывающей машины. Глубина погружения датчика выбирается оператором для достижения максимальной вероятности обнаружения в месте погружения в конкретный день, определяемой исследованием условий океана (см. Подводная акустика ). Во время активного поиска из блока проектора исходит акустический импульс. Эхосигналы или «возвратные сигналы» принимаются гидрофоном , передаются по кабелю гидролокатора, обрабатываются в самолете и отображаются на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) в формате индикатора положения плана (PPI). Возвраты также обрабатывались и передавались в самописец RO-358 в AQS-13E и более ранних системах. Эти данные были доступны авиационному тактическому компьютеру AQS-13F. Оператор выбирал различные функции, такие как длительность импульса, масштабы дальности и другие режимы для улучшения работы в конкретных условиях. Сенсорные элементы на наматывающей машине контролируют относительный угол развернутого гидроакустического кабеля и подают опорные сигналы полета на оборудование стабилизации самолета для поддержания устойчивого положения висения над погруженным датчиком. Тактические данные о цели получаются на основе акустических сигналов, включая дальность, пеленг и относительную скорость. Более поздние версии AQS-13 также были способны обрабатывать акустические сигналы, передаваемые на самолет с гидроакустические буи .
История
[ редактировать ]АКС-13
[ редактировать ]Система AQS-13 была представлена флоту США на борту Sikorsky SH-3D противолодочного вертолета в середине 1960-х годов. (См. военный вертолет /морские вертолеты) [2] Это была модернизация системы AQS-10, установленной на вертолете SH-3A. AQS-13 предлагал улучшенную намоточную машину и более длинный кабель или «мокрую часть», чем AQS-10. Компоненты «сухой части» системы остались практически такими же, как у AQS-10. В этих компонентах, разработанных в 1950-х годах, в основном использовалась технология электронных ламп. РО-358 Самописец обеспечивал средства постоянной записи данных о цели, а также дополнительные средства для оценки целей. [3] [4]
АКС-13А
[ редактировать ]Система AQS-13A представляла собой модернизацию базовой системы AQS-13, включенной в системы флота в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Модернизация заключалась в первую очередь во включении схемы встроенного испытательного оборудования (BITE), обеспечивающей метод тестирования системных схем в гидролокаторе.
АКС-13Б
[ редактировать ]Система AQS-13B была введена в состав флота США в качестве стандартного оборудования на борту вертолета Sikorsky SH-3H Sea King, пришедшего на смену SH-3D в конце 1970-х годов. AQS-13B представлял собой значительную модернизацию AQS-13A. Компоненты «сухого конца» были заменены полупроводниковыми схемами в более компактном наборе сменных узлов. Компоненты «мокрой части» были по существу такими же, как у AQS-13A. [5] а РО-358 сохранялся как часть системы. Дисплей остался стандартным PPI-дисплеем. Система была построена с возможностью модернизации акустическим процессором.
AQS-13E
[ редактировать ]Система AQS-13B была модернизирована до AQS-13E в конце 1970-х - начале 1980-х годов с добавлением компьютера гидроакустических данных. Это добавило возможность цифровой обработки сигналов акустического гидролокатора и гидроакустического буя , сохранив при этом исходную возможность аналоговой обработки. Обработанные компьютером данные могут отображаться на ЭЛТ системы в различных форматах. Данные о тактических целях, полученные на основе акустических сигналов, могли передаваться в электронном виде из компьютера гидроакустических данных в тактический компьютер самолета. Чтобы улучшить обнаружение цели, использовался более длинный импульс определенной формы в сочетании с быстрого преобразования Фурье компьютерной обработкой . Это улучшило выбор цели за счет взвешивания каждого целевого кандидата с использованием информации о частоте и продолжительности для преодоления более низкой силы отраженного сигнала.
АКС-13Ф
[ редактировать ]Система AQS-13F была представлена флоту США в качестве стандартного оборудования на борту вертолета Sikorsky SH-60F Seahawk . [6] который заменил SH-3H в качестве противолодочной платформы внутренней зоны на борту авианосцев в конце 1980-х - начале 1990-х годов. [7] Ключевые компоненты системы AQS-13F произошли от экспортного гидролокатора AQS-18, разработанного для ВМС Германии для использования в вертолете Sea Lynx . [8] AQS-13F предлагал улучшенную акустическую обработку, более длинный импульс передачи, более быструю намотку, более длинный кабель и увеличенную мощность акустической передачи. Обработанные данные о цели также могли отображаться на многофункциональных дисплеях самолета и/или записываться на магнитофон боевого назначения самолета. Из-за ограниченного финансирования, одобренного Конгрессом, авиационные системы по возможности ограничивались готовыми технологиями. [9] Это привело к использованию «сухого конца», аналогичного AQS-13E, хотя были доступны более современные технологии.
-
Вертолет ВМС США SH-60F с развернутым преобразователем AQS-13F
-
Компоненты сухого конца AQS-13F
-
Намоточная машина AQS-13F
Ремонтопригодность
[ редактировать ]АКМ-24А
[ редактировать ]Центры гидролокационных испытаний AQM-21/AQM-24 и AQM-24A использовались на береговых станциях ВМС США и на борту авианосцев для поддержки систем AQS-13. Эти испытательные стенды обеспечивали необходимую мощность для работы и моделировали сигналы самолетов, океана и целей для проверки отдельных компонентов гидролокационных систем.
Производитель
[ редактировать ]Системы серии AQS-13 были произведены подразделением Bendix Corporation в Силмаре, Калифорния . За прошедшие годы это подразделение сменило несколько владельцев и сменило название, включая собственность Allied Signal. [10] и L-3 Communications L-3 Communications Ocean Systems . [11] и в настоящее время является частью L-3Harris.
Экспортные версии
[ редактировать ]AQS-502
[ редактировать ]Экспортная версия гидролокатора AQS-13B, используемая на Королевского военно-морского флота Канады вертолете Sikorsky CH-124 Sea King . [12]
АКС-18
[ редактировать ]AQS-18 является экспортной версией AQS-13F ВМС США. Оригинальный AQS-18 был разработан для ВМС Германии на основе эскизного плана гидролокатора AQS-13D для ВМС США. Эта версия AQS-18 первоначально использовалась на вертолете Westland Lynx в начале 1980-х годов. [ нужна ссылка ] [13]
АКС-18(В)
[ редактировать ]AQS-18(V) Более поздние варианты продавались под названием AQS-18(V) в страны по всему миру. Индивидуальные варианты индивидуальны для каждого клиента и используются на различных платформах. Более ранние версии имели большую степень общности с немецким AQS-18, а более поздние версии - с американским AQS-13F. В число пользователей входят ВМС Греции (Греция). [14] и португальский флот.
АКС-18(В)-3
[ редактировать ]AQS-18 (V)-3 представляет собой экспортную версию вертолетного погружающегося гидролокатора AQS-13F ВМС США и используется многими дружественными странами, включая Китайскую Республику . [15] и Республика Корея . [16] Он содержит многие высокопроизводительные функции версии ВМС США. В условиях сильного ограничения реверберации гидролокационная система передает импульс особой формы, а ее цифровой сигнальный процессор использует быстрого преобразования Фурье методы для повышения возможностей обнаружения. Высокий уровень источника обеспечивает возможности поиска на большие расстояния, улучшенную добротность и высокоскоростную наматывающую машину для достижения максимальной глубины и быстрого извлечения преобразователя гидролокатора.
АQS-18А
[ редактировать ]AQS-18A был разработан для поддержки ВМС Италии, а затем продан различным международным заказчикам, включая ВМС Турции и ВВС Египта. Система имела общий «мокрый конец» с AQS-13F ВМС США, но имела улучшенный «сухой конец» с более современным процессором, интерфейсом оператора и дисплеем. Эти усовершенствования позволили увеличить длительность акустических импульсов и улучшить методы обработки, что привело к улучшению тактических характеристик. Турецкая версия продавалась на борту самолета Agusta-Bell AB 212ASW , а египетская версия - на борту вертолета Kaman SH-2G Super Seasprite .
Пользователи
[ редактировать ]- Алжир - ВМС Алжира
- Австралия - Королевский флот Австралии
- Бразилия - ВМС Бразилии
- Канада - Королевский военно-морской флот Канады
- Египет - ВВС Египта
- Германия - ВМС Германии [13]
- Греция - ВМС Греции
- Южная Корея - ВМС Республики Корея
- Португалия - ВМС Португалии
- Италия - ВМС Италии
- Испания - ВМС Испании
- Тайвань - ВМС Китайской Республики
- Турция - ВМС Турции
- США - ВМС США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Вертолеты противолодочной обороны» . Глобальная безопасность.
- ^ Штопор (18 февраля 2013 г.). «Черновики тем Tailhook: варианты противолодочной обороны SH-3 Sea King ВМС США» . Tailhooktopics.blogspot.com . Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «Военная спецификация MIL-D-81622A(AS), раздел 3.3.6.2» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ «Техник авиационной электроники 1» . Рисунок 4-16 . Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г.
- ^ «ВОЕННАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ ОБНАРУЖИТЕЛЬНО-ДАЛЬНОМЕРНЫЙ КОМПЛЕКТ, ГОЛОСОК AN/AQS-13B» .
- ^ «Sikorsky выигрывает контракт на поставку вертолетов ВМФ» . Чикаго Трибьюн. 12 марта 1985 г.
- ^ «S-60B (SH-60B Seahawk, SH-60F CV, HH-60H Rescue Hawk, HH-60J Jayhawk, VH-60N)» . Сикорский.
- ^ Моксон, Джулиан. «CV Helo присоединяется к ВМС США» (PDF) . Рейс Интернешнл.
- ^ «Пример реализации программы противолодочных вертолетов внутренней зоны CV ВМФ» (PDF) . Государственная бухгалтерия.
- ^ ВАРТАБЕДЯН, РАЛЬФ (31 марта 1988 г.). «Allied-Signal продает Oceanics, еще 2 подразделения: завершает объединение Garrett и Bendix» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ «Связь L3 — океанские системы, продукты — бортовые системы/морские системы» . .l-3com.com. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 г. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ «От AN/AQA до AN/AQS – список оборудования» . Андреас Парш.
- ^ Перейти обратно: а б «Вестлендская морская рысь» .
- ^ «AB.212 ASW (Греция)» . Димитрис «Солнечный ожог» Дранидис. Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г.
- ^ «Сикорский С-70С(М) Громовой Ястреб» . taiwanairpower.org.
- ^ «Супер Рысь Мк 99» . Луис Ларанжейра. Архивировано из оригинала 20 января 2010 г. Проверено 14 апреля 2013 г.