Sikorsky SH-3 Sea King
SH-3 SEA King | |
---|---|
![]() A U.S. Navy SH-3H Sea King | |
Общая информация | |
Тип | Анти-субмаренная война , поиск и спасение , транспортное и полезное вертолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Сикорский самолет |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ВМС США (исторический) Итальянский флот (исторический) Бразильский флот (исторический) Аргентинская военно -морская авиация |
Номер построен | 1,300+ |
История | |
Производится | 1959–1970 -е годы |
Дата введения | 1961 |
Первый полет | 11 марта 1959 года |
Ушедший на пенсию | Пенсируется ВМС США в 2006 году |
Варианты | Sikorsky S-61L/N. Sikorsky CH-124 Sea King Вестлендский морской король |
Превратился в | Sikorsky S-61r Sikorsky S-67 Blackhawk |

Sikorsky SH-3 Sea King (обозначение компании S-61 )-это американская вертолетная война двумя двигателями (ASW), с разработанный и построенный Sikorsky Aircraft . Основная конструкция, это был один из первых роторных ASW, используя Turboshaft . двигатели [ 1 ]
Морский король имеет свое начало в усилиях военно -морского флота Соединенных Штатов , чтобы противостоять растущей угрозе советских подводных лодок в течение 1950 -х годов. Соответственно, вертолет был специально разработан для доставки способной платформы ASW; В частности, он объединил роли охотника и убийцы , которые ранее проводились двумя отдельными вертолетами. Морский король был первоначально обозначен HSS-2 , который был предназначен для подразумевания общности для более раннего HSS-1 ; Впоследствии он был переименован в SH-3A в начале 1960-х годов.
Введенный на службу в 1961 году, он управлял ВМС США в качестве ключевого актива ASW и коммунального предприятия в течение нескольких десятилетий до того, как его заменил не амбициозной Sikorsky SH-60 Seahawk в 1990-х годах . В конце 1961 года и начале 1962 года модифицированный морской король ВМС США HSS-2 использовался для побития FAI 3 км, 100 км, 500 км и 1000 км. Sea King также выполнял различные другие роли и миссии, такие как поиск и спасение, транспорт, анти-врушивание, Medevac , самолетный охранник и воздушные операции раннего предупреждения .
Sea King также оказался популярным на экспортном рынке с иностранными военными клиентами, а также был продан и гражданским операторам. По состоянию на 2024 год многие примеры этого типа остаются в службе в странах по всему миру, хотя некоторые крупные пользователи начали выходить на пенсию. Морский король был построен по лицензии Агуста в Италии, Митсубиши в Японии, Канада, Объединенные самолеты Канады , и Уэстлендом в Соединенном Королевстве в качестве Вестлендского морского короля . Основными гражданскими версиями являются S-61L и S-61N . S-61R был еще одним важным вариантом, который был CH-3C/E Sea King, который использовался Береговой охраной США в качестве HH-3F Pelican, и HH-3E-зеленый гигант HH-3E; Эта версия имела рампу сзади среди других изменений.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Во время холодной войны Советский флот создал большой и разнообразный парк подводных лодок, который в какой -то момент превышал 200 оперативных подводных лодок. Военно-морской флот США возразил эту угрозу благодаря улучшению и развитию различных возможностей антиловодочной войны (ASW), что привело к развитию морского короля. [ 2 ] В конце 1950 -х годов военно -морской флот США воспользовался недавними аэрокосмическими достижениями, такими как двигатель Turboshaft , путем в эксплуатации разработки нового крупного военно -морского вертолета. Сикорский получил от службы запрос на разработку нового вертолета с турбиной, который будет способен выполнять миссию ASW. Спецификация включала в себя погружение сонара , выносливость миссии в четыре часа и возможность поддержать грузовую нагрузку в 380 кг (840 фунтов). [ 3 ]

В 1957 году Сикорский был заключен контракт на создание всепогодного амфибийного вертолета для военно-морского флота США. Согласно более ранней спецификации, этот новый Rotorcraft должен был преуспеть в ASW; В частности, это объединит роль охотника и убийцы, поскольку эти две обязанности ранее выполнялись двумя отдельными вертолетами. [ 3 ] [ 4 ] Это был также первый вертолет, который был закуплен в соответствии с новой концепцией системы оружия ВМС США, в соответствии с которой Сикорский отвечал не только за проектирование и производство планера, но и все основные бортовые системы, такие как сонар , навигационное оборудование, электронные устройства и поддержка оборудования. Таким образом, навигационный набор для Rotorcraft был разработан совместно Сикорским и ВМС США. [ 5 ]
Ключевые особенности появляющегося вертолета ASW включали в себя его амфибийный корпус , который позволил роторному приземлению легко выполнять посадки для воды и его внедрение с двумя турбурбафтными двигателя вертолеты. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Обозначение HSS-2 было применено, предположительно, чтобы подразумевать уровень общности для более раннего HSS-1 , если политические настроения повернут к развитию совершенно нового роторкрата. [ 3 ] В общей сложности было получено десять прототипов для поддержки программы разработки. [ 7 ] В системе военно-морского обозначения до 1962 года HS был буквами для антилокоренного вертолета, а S представлял Сикорский. Колокол антилокорный вертолет был Bell HSL , с L, а не S, потому что он был сделан Bell Corporation. См. List_of_united_states_navy_aircraft_designations_ (Pre-1962) #HS: _antisubmarine_ (1951–1962)
В полете
[ редактировать ]
11 марта 1959 года первый прототип провел свой первый полет . [ 4 ] была размещена пара прототипов, В начале 1961 года на борту авианосца озера Шамплейн чтобы удовлетворить спрос на испытания по пригодности носителя. Эти испытания, которые включали тестирование механизма складывания лопастей основного ротора и серии взлетов, выполненных во время ветров до 50 миль в час (80 км/ч), были успешно завершены в середине 1961 года. [ 7 ] [ 8 ] Вскоре после завершения испытаний на пригодность военно-морской флот официально принял доставку первого роторного HSS-2, который впоследствии был переименован в SH-3A в сентябре 1961 года. [ 9 ]
В конце 1961 года и начале 1962 года модифицированный морской король ВМС США HSS-2 использовался для побития FAI 3 км, 100 км, 500 км и 1000 км. Эта серия рейсов завершилась 5 февраля 1962 года, когда HSS-2 установила абсолютную скорость вертолета 210,6 миль в час (338,9 км/ч). [ 10 ] [ 11 ] Эта запись была побита модифицированным французским вертолетом SUD-авиации Super Frelon 23 июля 1963 года со скоростью 217,77 миль в час (350,47 км/ч). [ 12 ]
Дальнейшие события
[ редактировать ]
Базовый дизайн Sea King доказал, что несколько аспектов были считаются потенциально полезными для других операторов, поэтому Сикорский решил продолжить дальнейшее развитие роторкрата для других рынков за пределами ВМС США. [ 7 ] Одним из основных вариантов изготовленного морского короля была модель для гражданских операторов, которая была обозначена как Sikorsky S-61L . Первым оператором S-61L был Los Angeles Airways , который представил тип для обслуживания 11 марта 1962 года. [ 13 ] [ 14 ] Еще один примечательный вариант Sea King, на этот раз значительные изменения в том, что внедрение обычного фюзеляжа, Sikorsky S-61R , также было одновременно разработано для обязанностей по транспортировке и поиску и спасению (SAR), этот тип широко управляется воздушными силами США. и береговая охрана США . [ 15 ]
В службе военно-морского флота США начальная модель SH-3A Sea King будет постепенно преобразована в улучшенные варианты SH-3D и SH-3H; Они имели более мощные двигатели и улучшенные датчики, которые дали типу большие операционные возможности в качестве платформы ASW. Также было обычным явлением морских королей, чтобы быть преобразованными для не ASW, эти роли включали в себя шахты, боевой поиск и спасение, а также в качестве транспорта в грузовом/пассажирском коммунальном производстве. [ 4 ] Эфир на ASW-задачах морских королей обычно обучался выполнять эти вторичные роли, поскольку самолеты часто можно быстро адаптировать для выполнения различных миссий перед лицом оперативных потребностей. [ 16 ]

NH-3A (S-61F) представлял собой экспериментальный высокоскоростный составной вертолет, основанный на Морском царе, протестированном в 1960-х годах. [ 17 ] Позже изменен с помощью хвостового ротора, способного вращать 90 °, чтобы служить в качестве пропеллера толкателя; Этот вертолет продемонстрировал пропеллер «рото-пропля» для дизайна Sikorsky's S-66 . [ 18 ]
- Была сделана шахтная версия Sea King для ВМС США, с девятью конвертированными из самолета SH-3A, а затем называется RH-3A. [ 19 ]
В дополнение к тем морским королям, которые были изготовлены Сикорским, было принято несколько лицензионных соглашений с другими фирмами для производства этого типа. К ним относятся японский конгломерат Mitsubishi и итальянская аэрокосмическая компания Agusta . Другим лицензиатом был британский производитель вертолетов Westland Helicopters , который в значительной степени перепроектировал морского короля, чтобы производить различные свои собственные модели, в совокупности, называемые Westland Sea King . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В отличие от морских королей ВМС США, Westland Sea King был предназначен для большей эксплуатационной автономии. [ 23 ] В общей сложности Уэстленд произвел 330 морских королей; За пределами его британских операторов были найдены различные экспортные клиенты для Westland Sea King. включая индийскую военно -морскую руку , военно -морской флот Германии , Королевский флот Австралии и Королевские Норвежские ВВС . [ 24 ]
В то время как Sikorsky решил прекратить собственную производственную линию Sea King в течение 1970 -х годов, этот тип имел длительный срок службы. В сентябре 2009 года сообщалось, что почти 600 морских королей, как полагают, все еще работают. [ 25 ]
Производство
[ редактировать ]Sea King был произведен в США и по лицензии в Великобритании Уэстлендом, Италия, Августа, Канада, United Aircraft of Canada, и в Японии от Mitsubushi. [ 26 ] [ 27 ] Общее производство составило от 1100 до 1300. [ 28 ] [ 27 ] Семейство S-61 включает в себя S-61L и S-61N, которые являются коммерческими моделями. S-61R, который является CH-3C/E SEA King, HH-3E Jolly Green Giant и HH-3F Pelican. Лицензия S-61, построенная Westland, имела разные двигатели и обычно называют Westland Sea King. Канадские морские короли назывались CH-124 и лицензией, вынесенной United Aircraft of Canada. Они были сделаны в Италии Агустом и назывались AS-61 и Ash-3. В Японии версия Mitsubishi называлась HSS-2. [ 27 ]
Дизайн
[ редактировать ]Sikorsky SH-3 Sea King-это амфибийное роторное роторное животное с двумя двигателями. Многие из особенностей на борту морского короля представляли собой значительный прогресс по сравнению с предыдущими вертолетами. Помимо того, что он полностью амфибий и способен работать при любых погодных условиях, это первый оперативный американский вертолет, который может одновременно охотиться и уничтожать подводные лодки. [ 5 ] Его компоновка силовой установки с двумя турбоссафтом придала SH-3 более высокую полезную нагрузку и большую надежность, чем предыдущие антилокоренные вертолеты. [ 4 ] В случае сбоя одного двигателя, морской король может продолжать летать по одному двигателю. [ 29 ] Силовая установка, используемая на Sea King, была General Electric T58-GE-8B , который первоначально был способен генерировать до 1250 SHP (930 кВт) каждый. [ 5 ]

В обычных операциях на борту морского короля обычно будет команда с четырьмя людьми; Они являются пилотом и копированием в кабине, и два воздушных завода, расположенные в пределах главной зоны кабины. При проведении анти-субмаренных миссий задний экипаж управлял датчиками самолета и интерпретировал сгенерированные данные. [ 30 ] Для поисковых и спасений в домике Sea King можно было разместить до 22 выживших. В медицинской планировке можно перенести максимум девять носителей плюс два медицинских офицера. В роли транспорта войск можно приспособить до 28 солдат. [ 31 ]
Sea King предлагает много элементов дизайна для поддержки военно-морских операций. Основные лопасти ротора и хвостовая секция могут быть сложены с помощью полностью автоматизированных систем для хранения на бортовых судах. [ 5 ] Принятие амфибийного корпуса позволило морскому королю провести посадку на воду и, будучи полностью водонепроницаемым, позволило бы роторному корпусу оставаться плаванием в течение длительных периодов на поверхности океана. самолета, Развертываемые подушки безопасности в спонсонах добавленные к стабильности и плавучести роторного края, сопротивляясь качке и катированию. [ 6 ] Конструкция корпуса была совместима с посадкой на сложную местность, включая лед, снег, болотные земли и тундру. [ 5 ] Колеса установлены в спонсонах для земельных операций. [ 5 ]
Вооружение, установленное на морского короля, может значительно различаться. Для миссий по борьбе с нетописью самолет может нести до четырех торпед или четыре глубины. Для анти-коорских обязанностей некоторые модели были оснащены для перевозки одной или двух ракет, обычно морских орлов или экзоцитов . [ 32 ] Морский король также может быть установлен для развертывания ядерной бомбы B57 . [ 33 ] Оборудование ASW, используемое на морских королях, включало в себя AQS-13 A/B/E Dippering Sonar , который включал специализированные компьютеры для обработки данных Sonar и Sonobuoy, различные модели сонобуоя , приемники ARR-75 и детектор магнитной аномалии ASQ-81 . Обычно соответствующая ссылка на данные AKT-22 позволила быстро распространять информацию о сонаре другим дружественным элементам. [ 34 ] В некоторых более поздних моделях Sea King была представлена цифровая навигационная система Tacnav (GPS первого поколения) и капитальный инструмент кабины для совместимости ночного видения . [ 35 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
В течение июня 1961 года морской король стал введением в действие с военно-морским флотом США как HSS-2 ; В то время это был не только крупнейший амфибийный вертолет в мире, но и первым всепогодным роторным корпусом, достигшим статуса производства для ВМС США. [ 5 ] Когда была введена единая система обозначения самолетов, обозначение Rotorcraft было изменено на SH-3A. Он использовался в основном для анти-субмаренной войны : в значительной степени включало обнаружение и отслеживание советских подводных лодок. В случае разрыва открытой войны между этими двумя силами морские короли использовались бы для нападения на эти подводные лодки с целью их погрузить. [ 36 ]
Морский король смог работать на полевых палубах многих судов ВМС США, а также на береговых базах. Он также может работать с оффшорных платформ, чтобы расширить их наблюдение и диапазоны ударов. Этот тип был способен проводить ночные операции ASW, хотя это обычно ставит значительные трудности для летного экипажа. [ 37 ] [ 38 ]
Sea King также выполнял различные другие роли и миссии, такие как поиск и спасение, транспорт, противодействие и в воздухе до раннего предупреждения . Авианосцы, как правило, развертывают морских королей, чтобы работать возле перевозчика в качестве защитника самолета , готового спасти воздушную команду, которая разбилась во время взлета или посадки. [ 39 ] Они регулярно использовались в логистической емкости в море, передавая персонал, почту и другие более легкие грузы между судами. [ 37 ]
Королевский канадский военно-морской флот (RCN) стал крупным оператором Sikorsky CH-124 Sea King после его вступления в службу в 1963 году. Он оставался доминирующим морским вертолетом в Канаде на протяжении более 50 лет, наконец, был отозван в 2018 году. [ 40 ] Одним из примечательных инноваций в канадских операциях, которая впоследствии была принята несколькими другими странами, было использование метода посадки и обеспечения синхью, называемого « Beartrap ». Это устройство значительно увеличивало способность морских королей приземлиться в сложных условиях, например, на небольших полетах или во время плохих погодных условий. [ 40 ] [ 41 ]
Морский король был экспортирован в большом количестве в различные страны, такие как Бразилия , Италия , Япония и Великобритания . [ 42 ] Несколько операторов держали своих морских королей в течение более 50 лет. [ 43 ] [ 44 ]
Во время войны во Вьетнаме SH-3S спас экипажи сбитых самолетов в море и на земле, обычно оборудованные самостоятельными топливными баками , несколькими пулеметами и тяжелыми доспехами при выполнении таких миссий. [ 45 ] Из -за большего диапазона типа и безопасности двух двигателей, он часто использовался во время спасательных вылетов в Северный Вьетнам для извлечения сбитого экипажа. [ 7 ] Морский король также использовался для медицинских эвакуаций и усилий по оказанию помощи стихийным бедствием. [ 37 ]

SH-3 был основным вертолетом для извлечения пилотируемых космических капсул, начиная с Mercury-Atlas 7 в мае 1962 года. [ 46 ] Вертолет 66 был основным автомобилем для восстановления для миссий Apollo 8 и 10-13. [ 47 ] В феврале 1971 года SH-3A, работающий с амфибийного штурмового корабля USS New Orleans , восстановил Аполлон 14 . [ 48 ] Специализированный поисковый и спасательный вариант SH-3, HH-3, также выполнялся в этом качестве. [ 6 ]
Несколько морских королей, управляемых морской пехоты Соединенных Штатов Корпуса подразделением HMX-1 , используются в качестве официальных вертолетов президента Соединенных Штатов ; В этом качестве знак вызова « Marine One » используется вертолетом, в настоящее время занимаемом президентом. По состоянию на 2012 год запасной вертолетный флот для морского короля находился на рассмотрении в рамках программы VXX . [ 49 ] [ 50 ] В 1992 году Министерство юстиции США подало в суд на Сикорского за обвинения в перегруженных ценах компонентов и сознательно вводящие в заблуждение переговорщиков ВМС США. [ 51 ] В 1997 году Министерство юстиции выпустило дополнительные обвинения против Сикорского в преднамеренном переводе на контракт на модернизацию морских королей военно -морского флота. [ 52 ]
В течение 1990-х годов морской король был заменен в ролях ASW и SAR военно-морским флотом США с новым Sikorsky SH-60 Sea Hawk . [ 53 ] Тем не менее, SH-3 продолжал работать в резервных подразделениях в ролях, включая логистическую поддержку, поиск и спасение и транспорт. 27 января 2006 года SH-3 был церемониально вышел на пенсию в НАС Норфолк , штат Вирджиния, на вертолетной боевой эскадрилье 2 (HC-2). [ 54 ] Они были заменены все более продвинутыми вариантами морского ястреба SH-60. [ 37 ] В начале 21-го века, после их разрыва в службе США, было представлено ряд инициатив по отремонтированию бывших военных морских королей для дальнейших операций; В дополнение к гражданским операторам, такие страны, как Египет и Индия, приобрели отремонтированных бывших морских королей США, чтобы дополнить свои собственные стареющие флоты. [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ]
Варианты
[ редактировать ]



США военные
[ редактировать ]- XHSS-2
- Единственный прототип морского короля H-3. [ 19 ]
- YHSS-2
- Предварительное производство самолетов S-61, семь построено для ВМС США, [ 58 ] Перепроектировал YSH-3A в 1962 году. [ 19 ]
- HSS-2
- Оригинальное обозначение морского короля. Изменено на SH-3A в 1962 году системы обозначения самолетов в США
- S-3A
- Вертолет анти-субмаренной войны для военно-морского флота США; 245 построено. Первоначально назначен HSS-2. [ 4 ]
- HH-3A
- Боевой поиск и спасательный вертолет для ВМС США. 12 преобразовано из SH-3A. [ 4 ]
- CH-3A
- Военная транспортная версия для ВВС США; Три преобразованы из SH-3AS в конфигурацию CH-3A; Позже они стали CH-3BS. [ 59 ]
- NH-3A (S-61F)
- Экспериментальный высокоскоростный составной вертолет с обширным оптимизацией, без поплавков, короткие крылья с двумя турбоевскими двигателями для дополнительной скорости; Один преобразован из SH-3A. [ Цитация необходима ] Позже изменен с помощью хвостового ротора, способного вращать 90 °, чтобы служить в качестве пропеллера толкателя; Этот вертолет продемонстрировал пропеллер «рото-пропля» для дизайна Sikorsky's S-66 . [ 60 ]
- RH-3A
- Глодочный вертолет для военно -морского флота США. Девять конвертированы из самолета SH-3A. [ 19 ]
- VH-3A
- VIP -транспорт (более известный как Marine One или Army One 1957–76) вертолет для армии США и корпуса морской пехоты; Первоначально назначен HSS-2Z. Восемь построенных, плюс две преобразования SH-3A восстановлены из поврежденных вертолетов (один YHSS-2 и один SH-3A). [ Цитация необходима ] Остальные были возвращены в ВМС США в 1975–76 годах и заменены VH-3D.
- CH-3B
- Военный транспортный вертолет для ВВС США. [ 58 ]
- SH-3D
- Вертолет анти-субмаренной войны для военно-морского флота США. 73 построенные и два преобразования от Sh-3as. [ 4 ]
- VH-3d
- VIP -президентский транспортный вертолет (более известный как Marine One ) для корпуса морской пехоты США, 11, построенный. Он вошел в службу в 1976 году. [ 61 ]
- SH-3G
- Груз, коммунальный транспортный вертолет для ВМС США. 105 преобразования из SH-3A и SH-3D. [ 4 ]
- SH-3H
- Обновление SH-3G в качестве вертолета по борьбе с подкоренной войной (ASW) для военно-морского флота США. [ 4 ] Он включал функции SH-3G с улучшениями для ASW, обнаружения противокорабельных ракет и других улучшений планера. 163 SH-3A/D/GS были обновлены до конфигурации SH-3H. [ 61 ]
- S -3h Aew
- Версия раннего предупреждения в воздухе для испанского флота.
- UH-3H
- Груз, утилита транспорта для ВМС США; преобразовано из SH-3H путем удаления систем ASW. [ 61 ]
Обозначения Sikorsky
[ редактировать ]- S-61
- Обозначение компании для Sea King. [ 4 ]
- S-61a
- Экспортная версия для Королевских Датских ВВС . Более широкие понтоны без флотационных мешков, 530-литровый центральный бак вместо погружного сонара и без автоматического складного складывания. [ 62 ]
- S-61A-4 Nuri
- Военный транспорт, поиск и спасательный вертолет для Королевских ВВС Малайзии . Он может вместить до 31 боевых войск. 38 построено. [ 58 ]
- S-61A/AH
- Утилита вертолета для обследования, поисковой и спасения в Антарктике.
- S-61b
- Экспортная версия вертолета против SH-3 против SUBMARINE WARFARE для японских морских сил самообороны.
- S-61D-3
- Экспортная версия для бразильского флота .
- S-61D-4
- Экспортная версия для аргентинского флота .
- S-61NR
- Поиск и спасательную версию для аргентинских ВВС .
- S-61V
- Обозначение компании для VH-3A. Один построен для Индонезии.
- S-61L/N.
- Гражданские версии морского короля.
- S-61R
- S-61R служил в ВВС Соединенных Штатов в качестве морского короля CH-3C/E и HH-3E Jolly Green Giant, а также с охраной Соединенных Штатов и итальянски Береговой обычно упоминается прозвище "Пеликан"). [ 63 ]
Объединенные самолеты Канады
[ редактировать ]
- CH-124
- Вертолет анти-субмаренной войны для Королевского канадского военно-морского флота (41, собранная United Aircraft of Canada). [ 64 ]
- CH-124A
- Программа улучшения Sea King (SKIP) добавила модернизированную авионику, а также улучшенные функции безопасности. [ 64 ]
- CH-124B
- Альтернативная версия CH-124A без погружного сонара, но раньше с безумным датчиком и дополнительным хранилищем для развертываемых магазинов. В 2006 году пять самолетов этого варианта были преобразованы для поддержки целевой группы по постоянным непредвиденным обстоятельствам (SCTF) и были изменены с помощью дополнительных мест войск и частотных гибких радиоприемников. Планы по добавлению возможностей быстрого ряда, eapsnips (сепаратор частиц воздуха двигателя / сепаратор частиц снега и льда) не осуществился. [ 64 ]
- CH-124B2
- Шесть CH-124B были обновлены до стандарта CH-124B2 в 1991–1992 годах. Пересмотренный CH-124B2 сохранил оборудование для переработки Sonobuoy, чтобы пассивно обнаружить подводные лодки, но также был оснащен буксируемым сонаром, чтобы дополнить сонар корабля. Поскольку анти-субмаренная война больше не является основным приоритетом в канадских силах, CH-124B2 снова были переоборудованы, чтобы стать импровизированными перевозчиками войск для недавно сформированной оперативной группы по постоянной ситуации. [ 64 ]
- CH-124C
- Один CH-124, управляемый эксплуатационным и оцененным объектом на вертолете, расположенном в CFB Shearwater . Используется для тестирования новой передачи, и при отсутствии тестирования нового снаряжения, он подходит для любого канадского корабля, требующего вертолета. [ 64 ]
- CH-124U
- Неофициальное обозначение для четырех CH-124, которые были изменены для пассажирского/грузового транспорта. Один разбился в 1973 году, и выжившие позже были переоборудованы, чтобы стать CH-124A. [ 64 ]
Вестленд
[ редактировать ]
Вариант Westland Sea King был изготовлен по лицензии Westland Helicopters Ltd в Великобритании , который разработал специально модифицированную версию для Королевского флота . Он оснащен парой турбин Glls-Royce Gnome (построенный лицензией T58s), и имеет британское оборудование Avionics и ASW. Этот вариант впервые пролетел в 1969 году и поступил на службу в следующем году. Это было до 2017 года, также использовавшегося Королевскими ВВС в поисковых и спасательных способностях, и был продан многим странам мира.
Август
[ редактировать ]- AS-61
- Обозначение компании для H-3 Sea King, построенного под лицензией в Италии Агуста.
- AS-61A-1
- Итальянская экспортная модель для Королевских малазийских ВВС .
- AS-61A-4
- Военный транспорт, поиск и спасательный вертолет. [ 65 ]
- AS-61N-1 Серебро
- Лицензия, построенная модель S-61N, с укороченной кабиной.
- AS-61R
- Версия, основываясь на Sikorsky S-61R
- AS-61VIP
- VIP -транспортный вертолет. [ 65 ]
- Ash-3a (SH-3G)
- Полезное транспортное вертолет
- ASH-3D
- анти-субмаренной войны Вертолет . Летел по итальянскому , бразильскому, иранскому, перуанскому и аргентинскому флотам. [ 65 ]
- Эш-3TS
- VIP, исполнительная транспортная миссия вертолет. Также известный как Ash-3D/TS, итальянские ВВС работали 2 с 1975 по 2012 год. [ 65 ] [ 66 ]
- ASH-3H
- анти-субмаренной войны . Вертолет [ 65 ]
Mitsubishi
[ редактировать ]- S-61a
- Версия S-61A, построенная лицензией, как поисковые и спасенные вертолеты для японских морских сил самообороны . 18 построено.
- HSS-2
- Версия S-61B, построенная лицензией, как антиловолонную вертолет войны для японских морских сил самообороны. 55 построено.
- HSS-2A
- Версия S-61B (SH-3D), построенная лицензией в качестве антилокоренного вертолета для японских сил самообороны Японии. 28 построено.
- HSS-2B
- Версия S-61B (SH-3H), построенная лицензией в качестве антилокоренного вертолета для боевых действий Японской морской самообороны. 23 построено.
Операторы
[ редактировать ]
Текущий
[ редактировать ]
- Национальное управление стихийными бедствиями -S-61A сдан в аренду из Cardig Air . [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]

- Малайзийская армейская авиация -ex-rmaf
- Перуанский флот [ 67 ]
Испанский флот SH-3H SEA King в 2009 году.

Бывший
[ редактировать ]- Королевский канадский флот [ 72 ] - передано в Air Command в 1968 году
- Королевские канадские ВВС (см.: CH-124 Sea King )-в отставке в декабре 2018 года [ 73 ]

- Итальянские ВВС [ 78 ] - в отставке в сентябре 2014 года [ 79 ]
- Итальянский флот [ 67 ] - в отставке в июне 2013 года [ 80 ]
- Королевские ВВС Малайзии - какой -то вертолет переведен в авиацию армии Малайзии
Самолеты на дисплее
[ редактировать ]Аргентина
- 0675-S-61D-4 на статическом дисплее в Музее аргентинской военно-морской авиации в Баия Бланка , Буэнос-Айрес. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Дания
- U-240-S-61A на статическом дисплее на Danmarks Flymuseum в Скьерне, Центральная Дания . [ 90 ]
Соединенные Штаты


- 147140-HH-3A на статическом дисплее на ракетном заводе Pacific в Кекаха, Гавайи . [ 91 ]
- 148038-UH-3A на статическом дисплее в Музее военно-воздушного воздуха Патуксент-Ривер в Лексингтон-парке, штат Мэриленд . [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ]
- 148042-UH-3H на статическом дисплее на военно-морской станции Норфолк в Норфолке, штат Вирджиния . [ 95 ]
- 148999-SH-3H на статическом дисплее в USS Hornet музее в Аламеда, штат Калифорния . [ 96 ] [ 97 ]
- 149006-UH-3H на статическом дисплее в Музее Evergreen Aviation & Space в Макминнвилле, штат Орегон . [ 98 ] [ 99 ] Он окрашен как вертолет Apollo 11 Recovery. [ Цитация необходима ]
- 149695-SH-3G на статическом дисплее на военно-морской авиационной станции в Джексонвилле в Джексонвилле, штат Флорида . [ 100 ] [ 101 ]
- 149711-SH-3H на статическом выставке в USS Midway музее в Сан-Диего , штат Калифорния. [ 102 ] [ 103 ]
- 149738-SH-3H на статическом выставке в Музее авиации Хикори в Гикори, Северная Каролина . [ 104 ] Ранее он был выставлен в Музее воздуха Quonset в Северном Кингстоне, Род -Айленд . [ 105 ] [ 106 ]
- 149932-SH-3G на статическом показе в Patriots Point в Чарльстоне, штат Южная Каролина . [ 107 ]
- 156501-SH-3H на статическом дисплее в парке Aviation Heritage в Боулинг Грин, штат Кентукки . [ 108 ]
- 150611-VH-3A на статическом дисплее в президентской библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, штат Калифорния . [ 109 ] [ 110 ]
- 150613-VH-3A на статическом выставке в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида . [ 111 ]
- 150617-VH-3A на статическом выставке в президентской библиотеке и музее Ричарда Никсона в Йорке Линда, штат Калифорния . [ 112 ] [ 113 ]
- 156484-SH-3D на статическом выставке в Национальном музее военно-морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида. [ 114 ]
- 159358-VH-3d на статическом выставке в президентской библиотеке и музее Джорджа Буша в Колледж, штат Техас .
Авария и инцидент
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к этому . ( Апрель 2024 г. ) |
- Малайзия (Royal Malaysia Airforce)
Спецификации (SH-3D)
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Данные из Jane's All The World Aircraft 1979-80 [ 115 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 летной экипажа + 2 оператора сонара
- Емкость: (транспорт S-61A) 26 войск, или 15 носителей, или 12 VIP-пассажиров
- Длина: 54 фута 9 в (16,69 м)
- Ширина: 16 футов 4 дюйма (4,98 м) (сложенные роторы)
- Высота: 16 футов 10 дюймов (5,13 м)
- Пустой вес: 11 865 фунтов (5 382 кг)
- Валовой вес: 18 626 фунтов (8 449 кг) (миссия ASW)
- Максимальный вес взлета: 21 500 фунтов (9 752 кг)
- Силовая установка: 2 × Электрические двигатели T58-GE-10 Turboshaft , 1400 SHP (1 044 кВт) каждая (общая мощность ограничена до 2500 л.с. (1864 кВт) с помощью основной коробки передач) [ 116 ]
- Главный диаметр ротора: 62 фута 0 дюймов (18,90 м)
- Основная зона ротора: 3 019 кв. Футов (280,5 м. 2 )
- Секция лезвия: NACA 0012 [ 117 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 144 кН (166 миль в час, 267 км/ч)
- Скорость круиза: 118 кН (136 миль в час, 219 км/ч) для максимального диапазона
- Диапазон: 542 нм (625 миль, 1 005 км) с максимальным топливом, 10% резервов
- Потолок обслуживания: 14 700 футов (4480 м)
- Скорость подъема: 2200 футов/мин (11,2 м/с) на уровне моря
- (Все показатели производительности с весом 20 500 фунтов (9 300 кг))
Вооружение
- До 840 фунтов (380 кг) общего оружия
- 2× Mk 46/44 anti-submarine torpedoes (SH-3H)
- Различные сонобуи и пиротехнические устройства
- B57 заряда глубины ядерного ядра
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
- Sikorsky CH-124 Sea King
- Sikorsky S-61L/N.
- Sikorsky S-61r
- Sikorsky HH-52 Seaguard
- Sikorsky S-67 Blackhawk
- Sikorsky S-72
- Вестлендский морской король
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aerospace SA 321 Super Frelon
- Kaman SH-2 Seasprite
- Kamov Ka-25
- Одна тысяча миомеров
- Sikorsky SH-60 Seahawk
- Вестленд Линкс
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ 2007 Львы, с. 251.
- ^ Fieldhouse and Taoka 1989, с. 70–71, 74.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Mutzes 2010, с. 106
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Песнь 1988, с. 464.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час "HSS-2." Архивировано 18 апреля 2016 года в The Wayback Machine Flight International , 15 мая 1959 года. С. 696.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Джексон 2005, с. 207
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Mutzes 2010, с. 107
- ^ «HSS-2 завершает испытания носителей». Архивировано 11 декабря 2013 года в The Wayback Machine News News , июль 1961 г., с. 22–23.
- ^ Frawley 2003, p. 194.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1963). Джейн «Все мировые самолеты» 1963–1964 гг . Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc. с. 509. ISBN 9780531039151 Полем Получено 10 сентября 2021 года .
- ^ «USN HSS-2 200 миль в час» Аархивировал 18 апреля 2016 года в The Wayback Machine Flight International , 15 февраля 1962 года. С. 233.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1965). Джейн «Все мировые самолеты» 1965–1966 . Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc. с. 346. ISBN 9780531039151 Полем Получено 10 сентября 2021 года .
- ^ Апостоло, Г. "Сикорский С-61". Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Bonanza Books, 1984. ISBN 0-517-43935-2 .
- ^ "Самоупонентный вертолет" Аархивировал 26 июля 2012 года в журнале Wayback Machine Time. 26 декабря 1960 года.
- ^ Апостоло, Джорджо. «Сикорский S-61r». Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью -Йорк: Bonanza Books. 1984. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- ^ Уильямсон 2000, с. 149, 167.
- ^ «Сикорский S-61f NH-3A» . 1000aircraftphotos.com . Получено 10 мая 2024 года .
- ^ 2007 Львы, стр. 26-28.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Eden 2004, p. 410.
- ^ Uttley 2001, p. 206
- McGowen 2005, p. 119
- ^ Торн и Фроули 1998, с. 164.
- ^ Озеро 1996, с. 114–115.
- ^ McGowen 2005, с. 120, 126.
- ^ Баруцци, Кара. «План полета: в 50 лет, морской король Сикорского получает обновление». Регистр Нью -Хейвена , 6 сентября 2009 года.
- ^ «Сикорский SH-3 Sea King @ The World Wars.net» . www.theworldwars.net . Получено 4 мая 2024 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Sikorsky Aircraft Sikorsky S-61 Sea King (CH-3 / SH-3)-Технические характеристики-технические данные / описание» . www.flugzeuginfo.net . Получено 4 мая 2024 года .
- ^ «Сикорский SH-3 Sea King @ The World Wars.net» . www.theworldwars.net . Получено 4 мая 2024 года .
- ^ Епископ и пение 2004, с. 208
- ^ Уильямсон 2000, с. 169
- ^ "HSS-2." Архивировано 18 апреля 2016 года в The Wayback Machine Flight International , 15 мая 1959 года. С. 697.
- ^ Байерс 1986, с. 232.
- ^ Fieldhouse and Taoka 1989, с. 72–73.
- ^ Предвзятость 1985, с. 543.
- ^ Chesneau 1985, с. 2–3, 5.
- ^ Blair 2004, p. 42
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Дорси, Джек. «Военно -морской флот прощается с вертолетом Sea King». Архивировано 28 июля 2013 года в «Wayback Machine Pilot Online» , 28 января 2006 года.
- ^ SR Arends, Harrington, JH, Karlsson, CR, Pellerin, AE и Staley, M. «Военное использование оффшорных платформ». Военно -военный колледж Ньюпорт , 9 апреля 1979 года. ADA075840.
- ^ Епископ и пение 2004, с. 91
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гордон, Лиза, «Король на море», архивировал 14 декабря 2013 года в «Уэйбэк Машина» журнале , 9 декабря 2013 года. Доступ: 11 декабря 2013 года.
- ^ «Haze Grey & Tought - Канадский флот вчерашнего дня и сегодня - Sea King» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2013 года . Получено 1 января 2014 года .
- ^ Песнь 1988, с. 182–183.
- ^ Туттон, Майкл. «Гритти -морские вертолеты все еще летают после 50 лет службы». Архивировано 4 марта 2016 года в The Wayback Machine Globe and Mail , 31 июля 2013 года.
- ^ «Программа BBC 2 Sea King: Британская летала после 28 февраля 2013 года». Архивировано 2 января 2014 года в Wayback Ассоциации офицеров офицеров Air Arm Fleet 18 февраля 2013 года.
- ^ Maralda 1996, pp. 70-80.
- ^ Blair 2004, p. 87
- ^ День, Дуэйн (25 июня 2007 г.). «Последний полет Helo 66» . Космический обзор . Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Получено 3 ноября 2017 года .
- ^ «Аполлон 14 Экипаж Шаг на борту USS New Orleans после Splashdown». НАСА Изображения , Получено: 17 апреля 2012 года.
- ^ Тримбл, Стивен. «Боинг говорит, что AW101 один из трех вариантов для VXX». Архивировано 11 июня 2010 года в Machine Wayback Machine FlightGlobal.com , 8 июня 2010 года. Получено: 10 июня 2010 года.
- ^ Кавас, Кристофер П. «Бывшие конкуренты объединяют усилия для программы Helo». Архивировано 29 июля 2012 года в Archive.Today Defense News , 19 апреля 2010 года.
- ^ «Сикорский подал в суд за предполагаемые переоценки морского короля». Defense Daily , 1 июля 1992 года.
- ^ Пацниокас, Марк. «Свидетельство начинается в судебном процессе». Хартфорд Курант , 17 июля 1997 года.
- ^ Blair 2004, p. 44
- ^ «Военно -морской флот США выходит на пенсию морских королей». Rotor & Wing , 15 марта 2006 г.
- ^ «Индия покупает шесть морских военно -морских королей». Морская энергетика , 1 февраля 2007 года.
- ^ «Последний ВМС ВМС Морского короля вертолета». Архивировано 25 ноября 2005 года в The Wayback Machine News , 21 ноября 2005 года.
- ^ «Бывший президентский вертолет переделался в египетское правительство». Архивировано 25 сентября 2012 года в The Wayback Machine Navair News , 17 июня 2009 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Дональд 1997, с. 843.
- ^ Иден 2004, с. 413.
- ^ 2007 Львы, стр. 26-28.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Eden 2004, p. 411.
- ^ Стр. 435 в «А самолете мира» 1980 года, 1980 год, ISBN 0-531-03953-6
- ^ Соединенные Штаты , 1974, с. A-40; 1998, с. A-43; 2004, с. 43
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Дюнгинг, Майкл. "CH-124 Sea King варианты". Канадский американский стратегический обзор (веб -архив). Получено: 18 апреля 2012 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Песнь 1988, с. 356.
- ^ "Агуста Сикорский SH-3D/TS" . Aeronautica.difesa.it. 2014. Архивировано с оригинала 9 ноября 2014 года . Получено 4 декабря 2014 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час «Всемирные воздушные силы 2018» . Полезной проницательности. 2018. Архивировано с оригинала 6 февраля 2018 года . Получено 7 сентября 2018 года .
- ^ «N5193Y Sikorsky S-61A Cardig Air» . jetphotos.com . 18 марта 2016 года . Получено 11 декабря 2020 года .
- ^ «Джамби BPBD: прибытие лесных боевых вертолетов задержано» . Antaranews.com (на индонезийском). 19 июля 2017 года . Получено 11 декабря 2020 года .
- ^ «Внезапно приземлился вертолет BNPB» . wartaniaga.com (на индонезийском). 12 сентября 2019 года . Получено 11 декабря 2020 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Морская вертолетная эскадрилья-1 (HMX-1) Nighthawks» . Globalsecurity.org. Архивировано с оригинала 2 апреля 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Королевский канадский флот (1945–1968)» . Helis.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ Дженнингс, Гарет (18 декабря 2018 г.). «Канада уйдет в отставку Sea King через 55 лет» . IHS Джейн 360 . Лондон Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 года . Получено 18 декабря 2018 года .
- ^ "Flyvevåbnet H-3" . Helis.com . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Датский сайт обороны: вертолеты вышли на пенсию после 45 лет (статья на датском языке)» . Архивировано с оригинала 18 октября 2016 года . Получено 8 июня 2010 года .
- ^ «Д -р вещатель: вертолеты вышли на пенсию (статья на датском языке)» . 16 июня 2010 года. Архивировано с оригинала 23 сентября 2016 года . Получено 16 июня 2010 года .
- ^ "Всемирные силы 1987 года стр. 65" . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ "Агуста Сикорский SH-3D TS" . Aeronautica Militare. Архивировано с оригинала 15 июля 2018 года . Получено 22 мая 2019 года .
- ^ Монтелеоне, Стефано (29 сентября 2014 г.). «Прощай HH-3F: Пеликан ВВС оставляет услугу активным» . Авиационный отчет (на итальянском языке) . Получено 15 мая 2020 года .
- ^ «100 лет военно -морской авиации: использование небес в поддержку морских сил» . Авиационный отчет (на итальянском языке). 10 июля 2013 года . Получено 15 мая 2020 года .
- ^ «JMSDF S-61» . Helis.com . Архивировано из оригинала 7 июля 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ сильная . « сила Морская »
- ^ «Всемирные силы 1987 года, стр. 81» . FlightGlobal.com. Архивировано с оригинала 1 февраля 2014 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «3 Super Puma Helicopters, приобретенные для авиаперевозки отдела шерифа» . CBS Local Media. 4 октября 2012 года. Архивировано с оригинала 5 декабря 2012 года . Получено 29 ноября 2012 года .
- ^ «Шериф округа Лос -Анджелес берет на себя доставку первой модифицированной супер -пумы». Los Angeles Times . Сентябрь 2012 г. с. C5
- ^ "ВМС США SH-3" . Глобальная безопасность . Архивировано с оригинала 2 апреля 2013 года . Получено 23 марта 2013 года .
- ^ «Морский король» (на испанском). Museo de la aviación Naval Armada Argentina. Архивировано из оригинала 1 апреля 2010 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Остальная часть моря» (на испанском). Аргентинский военно -морской авиационный музей. Арчндд из оригинала 7 марта 2010 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 0675 ARA, C / N 61-495» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Сикорский S-61a Sea King» (на датском). Danmarks Flymuseum. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 147140 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Его правление в флоте, вертолет военно -морского короля теперь отдыхает в музее Пакса» . Команда военно -морских воздушных систем. 29 мая 2015 года. Архивировано с оригинала 4 сентября 2016 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Галерея 2» . Музей военно -морского воздуха Patuxent River . Получено 29 июня 2024 года .
- ^ «Результаты поиска серийного номера военно -морского флота» . cgibin.rcn.com . Получено 29 июня 2024 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 148042 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ "SH-3H Seaking" . USS HORNET SEA, Музей воздуха и космического космоса. Архивировано с оригинала 24 июня 2016 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 148999 USN, C / N 61-073» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Вертолеты» . Evergreen Aviation & Space Museum. Архивировано из оригинала 31 мая 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 149006 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Парк авиационного наследия» . CNIC . Архивировано с оригинала 12 января 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorsky SH-3G Sea King, S/N 149695 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ "Лист данных самолета" . Самолет Мидуэй . 19 декабря 2007 года. Архивировано с оригинала 6 февраля 2016 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorsky SH-3H Sea King, S/N 149711 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Сикорский SH-3H Sea King» . Хикори авиационного музея . Получено 14 ноября 2023 года .
- ^ "Выставки" . Музей воздуха Quonset. Архивировано с оригинала 26 октября 2016 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 149738 USN» . Воздушные визуальные эффекты . Aerialvisuals.ca. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ "SH-3G Sea King" (PDF) . Патриоты пункт . Архивировано (PDF) из оригинала 14 января 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Сикорский SH-3H Sea King» . Парк авиационного наследия . Получено 14 ноября 2023 года .
- ^ "Air Force One" . Президентский фонд Рональда Рейгана и Институт. Архивировано с оригинала 26 января 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 150611 USN» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ "VH-3 Marine One" . Национальный музей военно -морской авиации. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Вертолет» . Ричард Никсон Президентская библиотека и музей. Архивировано с оригинала 6 сентября 2016 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ «Досье планера-Sikorskys-61 / H-3 / Sea King, S / N 150617 USN, C / N 61-123» . Воздушные визуальные эффекты. Архивировано из оригинала 7 мая 2018 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ "SH-3A SEA King" . Национальный музей военно -морской авиации. Архивировано из оригинала 5 июля 2017 года . Получено 30 мая 2017 года .
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1979). Jane's All мировой самолет 1979-80 . Нью -Йорк: Франклин Уоттс. С. 440–41. ISBN 0-531-03915-3 Полем Получено 9 сентября 2021 года .
- ^ "S-61" . Сикорский архив . Получено 9 сентября 2021 года .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . M-Selig . У. Иллинойс . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Андраде, Джон. Воинство 1982. Лондон: Aviation Press, 1982. ISBN 0 907898 01 7
- Предвзятость, Эрик Х. Всемирные вертолетные системы. Женева, Швейцария: Data Interavia, 1985.
- Епископ, Крис и Крис Сонт. Авианосцы. Миннеаполис, Миннесота: Zenith Imprint, 2004. ISBN 0-7603-2005-5 .
- Блэр, Дон. Блеск! НАСА и флот. Нэшвилл, Теннесси: Turner Publishing, 2004. ISBN 1-56311-985-4 .
- Byers, RB Денуклеаризация океанов . Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1986. ISBN 0-7099-3936-1 .
- Песнь, Кристофер. Сборник вооружений и военного оборудования. Лондон: Routledge, 1988. ISBN 0-7102-0720-4 .
- Чесно, Роджер. Aeroguide 10: Westland Sea King Har Mk 3 . Эссекс, Великобритания: LineWrights, 1985. ISBN 0-946958-09-2 .
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 1974.
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 1998.
- DOD 4120.15-L Обозначение модели военных самолетов, ракет и управляемых ракет. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство обороны, 2004.
- Дональд, Дэвид, изд. Полная энциклопедия мировых самолетов . Нью -Йорк: Barnes & Noble Books, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Иден, Пол, изд. (Июль 2006 г.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон: Amber Books, 2004. ISBN 1-904687-84-9 .
- Филдхаус, Ричард и Така Шунджи. Суперспособности в море: оценка военно -морской гонки вооружений . Оксфорд, Великобритания: издательство Оксфордского университета, 1989. ISBN 0-19829-135-3 .
- Фроули, Джерард. Международный каталог гражданских самолетов, 2003–2004 гг . Фишвик, Австралийская столичная территория: аэрокосмические публикации Pty Ltd, 2003. ISBN 1-875671-58-7 .
- Джексон, Роберт, изд. «Сикорский S-61/SH-3 Sea King». Вертолеты: военные, гражданские и спасательные ротора (авиационный факт). Лондон: Grange Books Ltd, 2005. ISBN 1-84013-812-2 .
- Озеро, Джон. «Westland Sea King: вариант брифинга». World Air Power Journal , том 25, лето 1996, с. 110–135. Лондон: аэрокосмическая публикация. ISBN 978-1-874023-79-1 . ISSN 0959-7050 .
- Леони, Рон Д. Блэк Хок: История вертолета мирового класса. Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики, 2007. ISBN 1-56347-918-4 .
- Марольда, Эдвард Дж. Море, воздуха и земли: иллюстрированная история ВМС США и война в Юго -Восточной Азии. Дарби, Пенсильвания: Дайан издательство, 1996. ISBN 0-7881-3250-4 .
- МакГоуэн, Стэнли С. Вертолеты: иллюстрированная история их воздействия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, 2005. ISBN 1-85109-468-7 .
- Муза, Уэйн. Серкоптерские боевые корабли: смертоносные системы боевого оружия . Специальная пресса, 2010. ISBN 1-5800-7154-6 .
- Уиттли, Мэтью. Уэстленд и британская индустрия вертолетов, 1945–1960 гг . Лондон: Routledge, 2001. ISBN 0-7146-5194-X .
- Уильямсон, Рональд М. Военно -военно -авиационная станция Джексонвилл, Флорида, 1940–2000 гг.: Иллюстрированная история. Нэшвилл, Теннесси: Turner Publishing, 2000. ISBN 1-5631-1730-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2014). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). Sikorsky S-61D.4 & UH-3H SEA King . Серия Aeronaval (на испанском). Vol. Арчндд из оригинала 3 апреля 2015 года . Получено 25 августа 2014 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]