Сикорский S-67 Блэкхок
С-67 Блэкхок | |
---|---|
![]() | |
С-67 Блэкхок в 1972 году. | |
Роль | Ударно-штурмовой вертолет |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 20 августа 1970 г. |
Статус | Разрушен (катастрофа 1974 года) |
Количество построенных | 1 |
Разработано на основе | Сикорский SH-3 Морской король |
Sikorsky S-67 Blackhawk частного предприятия, — прототип ударного вертолета построенный в 1970 году на компании Sikorsky Aircraft средства исследований и разработок (НИОКР) . Тандемный двухместный самолет, созданный на основе динамического привода и несущей системы Sikorsky S-61 , был разработан для использования в качестве ударного вертолета или для перевозки до восьми военнослужащих в бой.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Заявка на AAFSS и С-66
[ редактировать ]1 августа 1964 года армия Соединенных Штатов опубликовала запрос предложений (RFP) по своей программе усовершенствованной системы воздушной огневой поддержки (AAFSS). [ 1 ] Lockheed предложила CL-840 проект — составного вертолета с жестким несущим винтом . [ 2 ] Компания Sikorsky представила S-66, который имел «Rotorprop», служащий рулевым винтом, но при увеличении скорости он поворачивался на 90 °, действуя как толкающий винт. [ 3 ] S-66 имел короткие фиксированные крылья и был оснащен турбовальным двигателем Lycoming T55 мощностью 3400 л.с. (2500 кВт) . Конструкция должна была развивать скорость 200 узлов (370 км/ч) с возможностью развивать скорость 250 узлов (460 км/ч) на короткие периоды времени. [ 4 ]
19 февраля 1965 года армия США заключила контракты с Lockheed и Sikorsky на дальнейшее изучение. [ 1 ] 3 ноября 1965 года армия объявила Lockheed победителем отбора программы AAFSS. В армии считали, что конструкция Lockheed менее дорогая, может быть доступна раньше и что она будет иметь меньший технический риск, чем Rotorprop Сикорского. [ 1 ]
Разработка С-67
[ редактировать ]Вскоре конструкция Lockheed столкнулась с проблемами разработки, а стоимость и сроки начали расти. Почувствовав возможность, компания Sikorsky предложила вооруженную версию SH-3 Sea King (Sikorsky S-61). После дальнейших проблем с AAFSS, в 1970 году компания разработала промежуточный высокоскоростной штурмовик под названием Sikorsky S-67 Blackhawk . [ 1 ] [ 3 ] [ 5 ] Проектные работы над S-67 начались в ноябре 1969 года, а производство началось в феврале 1970 года. Первый полет Blackhawk состоялся 20 августа 1970 года. [ 6 ]

С-67 имел пятилопастной несущий и рулевой винты . Несущий винт был взят от S-61, но был модифицирован, чтобы иметь обтекатель ступицы, стреловидные концы лопастей несущего винта и специальную тягу «альфа-1», которая была добавлена к органам управления несущим винтом для увеличения чувствительности общего шага и, таким образом, расширения. диапазон коллективного шага. Концы лопастей несущего винта со стреловидностью 20° помогают преодолеть явление, называемое субкратной колеблющейся траекторией (SMOT), которое вызывает изменения траектории законцовки лопастей при высоких числах Маха. [ 5 ] [ 7 ] Это позволило S-67 достигать и поддерживать высокие крейсерские скорости. Для уменьшения лобового сопротивления на высокой скорости основные колеса полностью убирались в спонсоны короткого крыла. имелись тормоза скорости. На задних кромках крыла [ 8 ] Это можно было использовать для снижения скорости или увеличения маневренности. [ 3 ]
С-67 был оснащен движущимся картографическим дисплеем, ручным коллективным управлением радионастройкой и системами ночного видения . Его вооружение включало турель тактического вооружения (ТАТ-140) с трехствольной 20-мм (0,79 дюйма) пушкой и могло нести 16 ракет TOW , 2,75-дюймовые (70-мм) ракеты или AIM-9 Sidewinder класса «воздух-воздух». ракеты . [ 3 ] Blackhawk был оснащен двумя двигателями General Electric T58-GE-5 мощностью на валу по 1500 лошадиных сил (1100 кВт). [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Оценка и записи
[ редактировать ]S-67 Blackhawk вместе с Bell 309 KingCobra в 1972 году прошел серию летных испытаний в армии США. [ 10 ] Ни один из самолетов не был выбран для замены AH-56 Cheyenne . Вместо этого армия решила создать новую программу перспективных ударных вертолетов привела к созданию AH-64 Apache , которая через несколько лет .
S-67 выполнил ряд фигур высшего пилотажа во время различных маркетинговых туров, включая крены, сплит-S и петли. S-67 считался очень плавным и отзывчивым, несмотря на свои размеры и скорость.
Пилотируемый летчиками-испытателями Sikorsky Куртом Кэнноном и Байроном Грэмом, S-67 установил два мировых рекорда скорости класса E-1 14 декабря 1970 года, пролетев со скоростью 348,97 км/ч (217 миль в час) на дистанции 3 км (1,9 мили). [ 11 ] и 355,48 км/ч (221 миль в час) на дистанции от 15 до 25 км (от 9,3 до 16 миль) 19 декабря 1970 года. [ 12 ] Эти рекорды держались восемь лет.
В рамках внутренних научно-исследовательских работ Sikorsky в 1974 году на S-67 был установлен канальный вентилятор диаметром 3,5 фута (1,1 м) вместо исходного обычного рулевого винта. [ 3 ] S-67 с вентилятором испытывался в течение 29 летных часов в сравнении с обычным хвостовым оперением. [ 13 ] В этой конфигурации он достиг скорости 230 миль в час (370 км/ч) при испытательном погружении. [ 3 ] Оригинальный рулевой винт и вертикальное оперение были повторно установлены в августе 1974 года.
Авария со смертельным исходом и ее последствия
[ редактировать ]Одинокий прототип S-67 разбился во время демонстрации пилотажа на малой высоте на авиашоу в Фарнборо 1 сентября 1974 года. Экипаж неправильно рассчитал тангаж при маневре по крену на малой высоте , в результате чего нос опустился за горизонт: они попытались восстановиться после их перевернутое положение, выполнив маневр Split S , но они были слишком близко к земле. Самолет упал на землю в горизонтальном положении и сразу же загорелся. Летчик-испытатель Sikorsky Стю Крейг погиб при ударе, а летчик-испытатель Курт Кэннон скончался девять дней спустя от полученных травм. [ 14 ] После аварии опытно-конструкторские работы по С-67 прекратились. [ 9 ]
название Black Hawk Позже армия США присвоила вертолету Sikorsky UH-60 Black Hawk .
Технические характеристики (С-67 Блэкхок)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1973–74 гг. [ 15 ] Иллюстрированная энциклопедия вертолетов, [ 3 ] Оценка ударного вертолета [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Вместимость: (в модифицированной кабине до 15 военнослужащих)
- Длина: общая 74 фута 4 дюйма (22,66 м); Только фюзеляж 64 футов 9 дюймов (19,74 м)
- Размах крыльев: 27 футов 4 дюйма (8,33 м)
- Высота: 15 футов 0 дюймов (4,57 м) до верха ступицы несущего винта; 18 футов 0 дюймов (5,49 м) при вращающихся роторах
- Соотношение сторон : 8:1
- Профиль профиля : корень: NACA 4415 ; совет: NACA 4412
- Пустой вес: 12 514 фунтов (5676 кг)
- Полная масса: 14 000 фунтов (6 350 кг)
- Максимальный взлетный вес: 22 050 фунтов (10 002 кг)
- Запас топлива: 400 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л) в двух внутренних баках плюс дополнительные 2x 200 галлонов США (170 имп галлонов; 760 л) / 2x 300 галлонов США (250 имп галлонов; 1100 л) / 2x 400 галлонов США (330 имп галлонов; 1500 л) подкрыльные сбрасываемые баки
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric T58-GE-5 турбовальных мощностью 1500 л.с. (1100 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 62 фута 0 дюймов (18,90 м)
- Площадь несущего винта: 3020 кв. футов (281 м 2 ) 2 ) Несущий винт 5-лопастной, NACA 0012 . сечение
Производительность
- Максимальная скорость: 168 узлов (193 миль в час, 311 км/ч) при 18 000 фунтов (8 200 кг) AUW на уровне моря, ISA, в чистом виде.
- Крейсерская скорость: 120 узлов (140 миль в час, 220 км/ч), экономичная.
- Максимальный крейсерский скорость 162 узла (186 миль в час; 300 км / ч)
- Никогда не превышайте скорость : 200 узлов (230 миль в час, 370 км/ч) 3 часа с полезной нагрузкой 1500 фунтов (680 кг).
- Практический потолок: 17 000 футов (5 200 м)
- Практический потолок с одним двигателем: 4500 футов (1400 м)
- Скорость набора высоты: 2350 футов/мин (11,9 м/с).
Вооружение
- Орудия: 1x 30-мм (1,181 дюйма) XM188 / 1x 20-мм (0,787 дюйма) XM197 / 1x 20-мм (0,787 дюйма) M61A2 «Вулкан» пушка в башне ТАТ-140 под фюзеляжем.
- Точки подвески: 4
- Ракеты: 70-мм (2,8 дюйма) Hydra. ракетные установки
- Ракеты: 16 ракет TOW.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Канцелярия помощника заместителя начальника штаба армии (OAVCSA). Краткая история программы армейских ударных вертолетов , стр. 4–5, 9. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство армии. 1973.
- ^ Лэндис и Дженкинс 2000, стр. 25, 85–87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Апостол 1984, с. 89.
- ^ Лэндис и Дженкинс 2000, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Леони, Рэй. Черный ястреб: история вертолета мирового класса , с. 70. Американский институт аэронавтики и астронавтики, 2007. ISBN 978-1-56347-918-2 .
- ^ Ямакава и др. 1972, стр. 1.
- ^ Патент США: Лопасть для высокоскоростного вертолета.
- ^ Ямакава и др. 1972, стр. 49.
- ^ Jump up to: а б Дональд 1998. с. 845.
- ^ Верье, Майк. Bell AH-1 Cobra , с. 138. Издательство Оспри, 1990. ISBN 0-85045-934-6 .
- ^ «Скорость по прямому маршруту длиной 3 км на ограниченной высоте: км/ч» . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 5 августа 2007 г.
- ^ «Скорость по прямой 15/25 км: 355,48 км/ч» . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 11 октября 2007 г. Проверено 5 августа 2007 г.
- ^ Кок, Карл Э. Историческая справка Департамента армии: 1974 финансовый год, глава XI. Архивировано 10 июля 2017 г. в Wayback Machine . Центр военной истории армии США, 1978.
- ^ Великобритания 1976.
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1973). Jane's All the World's Aircraft 1973–74 (63-е изд.). Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd., стр. 439–440. ISBN 978-0070320215 .
- ^ Ямакава и др. 1972, стр. 49–51.
Библиография
[ редактировать ]- Взято из текста « Исторические вертолеты армии США — вертолеты современной эпохи».
- Апостоло, Джорджо. Иллюстрированная энциклопедия вертолетов . Нью-Йорк: Книги Бонанза. 1984. ISBN 978-0-517-43935-7 .
- Дональд, Дэвид. «Сикорский С-67, С-69 и С-72». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books, 1998. ISBN 978-0-7607-0592-6 .
- Великобритания. Sikorsky S-67 Blackhawk N671SA: Отчет об аварии в Фарнборо, Хэмпшир, Англия, 1 сентября 1974 года . Отчет об авиакатастрофе, 1/76. Лондон: HMSO, 1976. ISBN 0-11-511433-5 .
- Лэндис, Тони и Деннис Р. Дженкинс. Локхид AH-56А Шайенн . Серия технологий Warbird, т. 27. North Branch, Миннесота: Издатели и оптовики специализированной прессы, 2000. ISBN 1-58007-027-2 .
- Ямакава, Джордж М., Альберт Л. Винн, Рэймон Б. Смит, Рой Дж. Андерсон-младший и Уоррен Э. Гриффит, II. Оценка ударного вертолета, вертолет Blackhawk S-67 . футов. Бельвуар: Центр технической информации Министерства обороны, июль 1972 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]