Сикорский С-72
С-72 РСРА | |
---|---|
![]() | |
С-72 в полете с несущим винтом | |
Роль | Экспериментальный составной вертолет |
Производитель | Сикорский Самолет |
Первый полет | 12 октября 1976 г. |
Количество построенных | 2 |
Sikorsky S-72 — экспериментальный компании Sikorsky Aircraft, составной вертолёт разработанный как исследовательский самолёт роторных систем (RSRA) для Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) и армии США . РСРА представляла собой испытательную площадку для роторных и двигательных установок для высоких скоростей. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]РСРА
[ редактировать ]
Sikorsky и Bell Helicopters боролись за контракт RSRA. [ 1 ] Предпочтительным предложением Bell был Bell 646A с роторами на базе Bell 240 UTTAS; Альтернативой был меньший «Bell 646B», основанный на Bell 309 KingCobra . [ 2 ] Сикорский предложил либо новый самолет [ 3 ] или модифицированный Sikorsky S-67 Blackhawk с ротором и редуктором от Sikorsky S-61 . [ 4 ] Sikorsky выиграла контракт на поставку двух самолетов в январе 1974 года. [ 1 ] Модифицированный С-67 стал С-72. [ нужна ссылка ]
S-72 может быть оснащен крыльями и General Electric TF34 турбовентиляторными двигателями , что позволит экспериментально исследовать составные конфигурации вертолетов на скоростях до 300 узлов (560 км/ч; 350 миль в час). Кроме того, он мог летать как самолет без несущего винта. [ 5 ]
Уникальный среди вертолетов своего времени, он был оснащен системой аварийного извлечения экипажа. Эта система при срабатывании выпускала разрывные болты, которые отсекали лопасти несущего винта, с крыши самолета срывались аварийные панели. Затем экипаж был эвакуирован с помощью ракет, а не с помощью традиционного катапультного кресла , как на самолетах. [ 6 ] [ 7 ]
RSRA был чисто исследовательским самолетом, разработанным для заполнения пробела между анализом конструкции, испытаниями в аэродинамической трубе и результатами полета винтовых самолетов. Совместный проект НАСА и армии начался в декабре 1970 года, первый полет состоялся 12 октября 1976 года, а первый из двух самолетов прибыл от Сикорского в НАСА 11 февраля 1979 года.
Одним из примечательных испытаний, проведенных с помощью RSRA, было использование системы измерения нагрузки несущего и рулевого винтов для определения вертикального сопротивления планера. [ 8 ]
В 1981 году НАСА и армия США запросили предложения по установке на RSRA четырехлопастного несущего винта. В своем предложении компания Sikorsky предложила установить UH-60A . на RSRA несущий винт [ 9 ] а компания Hughes Helicopters предложила установить несущий винт YAH-64A , [ 10 ] и Boeing Vertol предложили установить несущий винт YUH-61A или BV-347 . [ 11 ] В итоге эта программа не получила продолжения. [ нужна ссылка ]
X-Wing
[ редактировать ]
Концепция ротора управления циркуляцией X-Wing была разработана в середине 1970-х годов Центром исследований и разработок военно-морских кораблей Дэвида Тейлора при финансовой поддержке DARPA . [ 12 ] В октябре 1976 года корпорация Lockheed выиграла контракт DARPA на разработку крупномасштабного ротора для проверки этой концепции. [ 13 ]
X-Wing был задуман как дополнение, а не замена вертолетов и самолетов. X-Wing предназначался для использования в таких целях, как операции «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также для раннего предупреждения с воздуха, поисково-спасательных операций и борьбы с подводными лодками. Эти роли могут использовать преимущества способности самолета зависать и маневрировать на низких скоростях, а также летать на высоких скоростях. [ 14 ]
Предназначенный для вертикального взлета , как у вертолета, жесткие роторы корабля могут быть остановлены в середине полета, чтобы действовать как X-образные крылья и обеспечивать дополнительную подъемную силу во время полета вперед, а также иметь более традиционные крылья. Вместо того, чтобы управлять подъемной силой путем изменения угла атаки лопастей, как это делают более традиционные вертолеты, корабль использовал сжатый воздух, подаваемый от двигателей и выбрасываемый из лопастей, для создания виртуальной поверхности крыла, аналогичной выдуваемым закрылкам на обычной платформе. Компьютеризированные клапаны следили за тем, чтобы сжатый воздух поступал с правильного края ротора, причем правильный край менялся по мере вращения ротора. [ 15 ]
В конце 1983 года компания Sikorsky получила контракт на модификацию одного S-72 RSRA в демонстрационный испытательный стенд для несущей системы X-Wing. Модифицированный планер был выпущен в эксплуатацию в 1986 году. Хотя многие технические проблемы самолета были решены, и планировалось начать летные испытания с системой несущего винта и крыла, он так и не поднялся в воздух. Бюджетные потребности привели к отмене программы в 1988 году. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Технические характеристики (С-72)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1977–78 гг. [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 70 футов 7 дюймов (21,51 м)
- Размах крыльев: 45 футов 1 дюйм (13,74 м)
- Высота: 14 футов 6 дюймов (4,42 м) до верха ступицы несущего винта.
- Площадь крыла: 370 кв. футов (34 м 2 )
- Профиль крыла : NACA 63-415. [ 20 ]
- Вес пустого: 21 022 фунта (9 535 кг) (составная конфигурация вертолета)
- Полная масса: 26 200 фунтов (11 884 кг) (составная конфигурация вертолета)
- Силовая установка: 2 General Electric T58-GE-5 турбовальных двигателя мощностью 1400 л.с. (1000 кВт) каждый.
- Силовая установка: 2 General Electric TF34-GE-400A турбовентиляторных двигателя с тягой 9275 фунтов силы (41,26 кН) каждый.
- Диаметр несущего винта: 62 фута 0 дюймов (18,9 м)
- Площадь несущего винта: 3019 кв. футов (280,5 м ). 2 )
Производительность
- Максимальная скорость: 300 узлов (350 миль в час, 560 км/ч)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Робб 2006 , с. 50.
- ^ Bell Helicopter Company 1972 , стр. 1–2.
- ^ Шмидт и Линден 1972a , стр. 2–3.
- ^ Шмидт и Линден 1972a , стр. 3–4.
- ^ Шмидт, Стивен А.; Линден, Артур В. (1972). Предпроектная проработка исследовательского самолета несущих систем. Том 3: Предпроектный отчет . НАСА. hdl : 2060/19720025366 . [ нужна страница ]
- ^ Линден, Арт. «Самолет для исследования роторных систем Sikorsky S-72 (RSRA)» . Архив Сикорского . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Бемент, ЖЖ (1978). Система аварийного спасения для исследовательских самолетов Rotor Systems . 34-й ежегодный национальный форум. Американское вертолетное общество.
- ^ Флемминг, Р.Дж. (1981). Отчет об испытаниях на вертикальное сопротивление RSRA . НАСА. hdl : 2060/19820024465 . [ нужна страница ]
- ^ Дэвис, SJ (1981). Предпроектная проработка современного 4-лопастного несущего винта для РСРА . НАСА. hdl : 2060/19830004795 . [ нужна страница ]
- ^ Хьюз, CW; Логан, АХ (1981). Предпроектное исследование современного четырехлопастного несущего винта для исследовательского самолета с роторной системой (RSRA) . НАСА. hdl : 2060/19820008170 . [ нужна страница ]
- ^ Бишоп, HE; Буркам, Дж. Э.; Хеминвей, Колорадо; Ключи, Китай; Смит, Кентукки; Смит, Дж. Х.; Стейли, Дж. А. (1981). Предпроектное исследование современного четырёхлопастного несущего винта для исследовательского самолёта НАСА . НАСА. hdl : 2060/19820008169 . [ нужна страница ]
- ^ Уорвик, Грэм (9 августа 2008 г.). «Икс-Винг» . Галерея в честь 50-летия DARPA . Неделя авиации и космических технологий . Проверено 26 октября 2012 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Карлайл, Родни П. (1998). С чего начинается флот: история Исследовательского центра Дэвида Тейлора, 1898–1998 гг . Департамент ВМФ. стр. 373–9. ISBN 0-160494-427 .
- ↑ Руби Кальсада, X-Wing. Архивировано 19 апреля 2023 г. в Wayback Machine , НАСА, 03.09.1996.
- ^ Читатель, Кеннет Р.; Вилкерсон, Джозеф Б. (2008) [1976]. Управление циркуляцией применительно к ротору высокоскоростного вертолета . Центр исследований и разработок военно-морских кораблей Дэвида В. Тейлора . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года. [ нужна страница ]
- ^ «X-Wing должен полететь в октябре» (PDF) . Flight International : 18. 22 февраля 1986 г.
- ^ «DARPA отказывается от X-Wing» (PDF) . Flight International : 2. 16 января 1988 г.
- ↑ Арт Линден, Кен Розен и Энди Уайт X-Wing , Исторический архив Сикорского , март 2013 г.
- ^ Тейлор, Джон В.Р.; Мансон, Кеннет, ред. (1977). Jane's All the World's Aircraft 1977–78 (68-е изд.). Лондон: Ежегодники Джейн. стр. 409–410. ISBN 9780531032787 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Bell Helicopter Company (1972). Концептуальное исследование роторных систем исследовательского самолета . НАСА. hdl : 2060/19720025371 .
- Шмидт, Стивен А.; Линден, Артур В. (1972a). Отчет о концептуальном исследовании . Предпроектная проработка исследовательского самолета несущих систем. Том. 2. НАСА. hdl : 2060/19720025365 .
- Робб, Рэймонд Л. (лето 2006 г.). «Гибридные вертолеты: стремление к скорости усугубляется» (PDF) . Вертифлит . Американское вертолетное общество . стр. 30–54. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]