Боинг Х-50 Стрекоза
Х-50 Стрекоза | |
---|---|
![]() | |
Роль | Экспериментальный винтокрылый БПЛА |
Производитель | Боинг |
Первый полет | 24 ноября 2003 г. |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | ДАРПА |
Количество построенных | 2 |
Boeing X-50A Dragonfly , ранее известный как Canard Rotor/Wing Demonstrator , представлял собой вертикального взлета и посадки с несущим крылом экспериментальный беспилотный летательный аппарат , который был разработан Boeing и DARPA вертолета для демонстрации принципа, согласно которому ротор может останавливаться в полете и действовать как неподвижное крыло, что позволяет ему переключаться между полетом с неподвижным крылом и винтокрылом .
X-50A создан на основе программы Sikorsky S-72 X-Wing 1980-х годов, с нуля разрабатывая машину как многорежимный самолет. X-50A был одним из двух проектов, финансируемых DARPA в рамках программы «Вертолет». [1] [2]
Ни один из двух прототипов самолетов так и не перешел в полный полет вперед. DARPA прекратило финансирование программы X-50 в конце 2006 года из-за присущих ей конструктивных недостатков. [1]
Разработка
[ редактировать ]Первоначально компания Boeing предлагала использовать конфигурацию CRW для удовлетворения потребности в самолете вертикального взлета и посадки, пригодном для сопровождения V-22 конвертоплана .
X-50A представлял собой совместную программу Boeing и DARPA, каждая из которых оплатила половину затрат на разработку. Х-50А оснащался одним обычным турбовентиляторным двигателем. В винтокрылом режиме выхлопы двигателя направлялись в сопла на концах лопастей несущего винта. Когда самолет перешел в полет полностью вперед, выхлоп двигателя направлялся через сопло в задней части самолета, а ротор фиксировался в фиксированном положении и функционировал как обычное крыло. [1] В рамках программы были построены два экспериментальных самолета. Первый полет X-50A состоялся 24 ноября 2003 года.
Дизайн
[ редактировать ]X-50 имел носовую часть «утка», а также обычное хвостовое оперение, что позволяло как увеличивать подъемную силу во время полета вперед, так и разгружать крыло несущего винта.
При вертикальном взлете, висении, полете на малых скоростях и вертикальной посадке крыло несущего винта приводилось в движение законцовочными струями путем направления выхлопа реактивного двигателя через тяговые сопла в законцовках несущего винта. Поскольку ротор приводится в движение непосредственно реактивной тягой, нет необходимости в рулевом винте для управления крутящим моментом, как в обычном вертолете.
Для высокоскоростного полета вперед выхлоп перенаправляется через обычное реактивное сопло, а несущее крыло останавливается и удерживается в фиксированном положении, как в обычном самолете.
Операция
[ редактировать ]Сбои
[ редактировать ]Во время третьего полета прототипа Х-50А 23 марта 2004 года машина разбилась из-за перекрёстного соединения органов управления. [1]
Затем был построен второй, улучшенный прототип («Корабль 2»). Во время своего шестого из 11 запланированных испытательных полетов Корабль 2 был полностью разрушен в результате крушения на полигоне Юма самолета 12 апреля 2006 года. Последующее расследование показало, что фюзеляж подвергся воздействию аэродинамического момента тангажа чрезвычайной чувствительности. И воздушная скорость, и след несущего винта вызывали движение кабрирования вверх, которое было больше, чем могли компенсировать средства управления полетом. [1]
Исход
[ редактировать ]Ни один из самолетов не смог перейти в режим полного полета вперед на тех участках программы испытательных полетов, которые были завершены. В сентябре 2006 года DARPA признало присущие проекту недостатки и прекратило финансирование программы. [1]
Технические характеристики
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Вместимость: 201 фунт (91 кг)
- Длина: 17 футов 8 дюймов (5,38 м)
- Средний размах крыльев: 8 футов 10 дюймов (2,69 м)
- Размах нижнего крыла: 8 футов 1 дюйм (2,47 м)
- Рост: 6 футов 6 дюймов (1,98 м)
- Пустой вес: 1265 фунтов (574 кг)
- Полная масса: 1422 фунта (645 кг)
- Запас топлива: 146 фунтов (66 кг)
- Силовая установка: 1 × Williams F112
- Диаметр несущего винта: 12 футов (3,7 м)
Производительность
- Максимальная скорость: 430 миль в час (700 км/ч, 380 узлов)
- Крейсерская скорость: 173 миль в час (278 км/ч, 150 узлов)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Маккенна, Джеймс Т. «На шаг дальше», Rotor & Wing , февраль 2007 г., стр. 54.
- ^ «Ротор/крыло X-50 Dragonfly Canard (CRW)» . GlobalSecurity.org . Проверено 13 марта 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пресс-релиз Боинга
- «Пресс-релиз Boeing 2» . Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года.
- Большое изображение Х-50А
- Дополнительная техническая информация