Список X-самолетов

X -planes — это серия экспериментальных США самолетов и ракет , используемых для тестирования и оценки новых технологий и аэродинамических концепций. они имеют обозначение X В американской системе обозначений самолетов , обозначающее экспериментально-исследовательскую миссию.
Не все экспериментальные самолеты США были обозначены как X-planes; некоторые получили обозначения ВМС США до 1962 года, [1] в то время как другие были известны только по обозначениям производителей, [Н 1] обозначения, не относящиеся к серии «X», [Н 2] или секретные кодовые имена. [Н 3] В этот список входят только обозначенные X-плоскости.
История
[ редактировать ]Концепция X-planes официально возникла в 1944 году как совместная программа Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA), ВМС США (USN) и ВВС армии США (USAAF) с целью проведения исследований в области высоких технологий. -скоростной самолет. [2] Позже NACA стало Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), а USAAF — ВВС США (USAF). Другие организации, такие как Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) и Корпус морской пехоты США (USMC), также с тех пор спонсировали проекты X-plane.
Первая экспериментальная спецификация самолета, трансзвукового ракетоплана, была опубликована в 1945 году, а первый оперативный полет самолета X состоялся, когда Bell X-1 совершил свой первый полет с двигателем почти три года спустя на базе ВВС Мюрок . Калифорния, ныне известная как база ВВС Эдвардс . [3] С тех пор там проходила большая часть испытаний X-plane. [4]
С тех пор X-planes совершили множество «новинок» в авиации, включая преодоление скоростных и высотных барьеров, изменение стреловидности крыла в полете, внедрение экзотических сплавов и инновационных силовых установок и многое другое. [2]
Новые X-самолеты появлялись довольно регулярно в течение многих лет, пока поток временно не прекратился в начале 1970-х годов. Ряд экспериментальных гиперзвуковых проектов, в том числе усовершенствованная версия Martin Marietta X-24 несущего корпуса , были отклонены. В конечном итоге проблемы с усовершенствованным БПЛА Rockwell HiMAT привели к созданию X-самолета с экипажем и передней стреловидностью Grumman X-29 , который поднялся в воздух в 1984 году. [5]
Некоторые из самолетов X получили широкую огласку, в то время как другие, такие как X-16, разрабатывались в секрете. [6] Первый, Bell X-1 , стал широко известен в 1947 году после того, как стал первым самолетом, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полете. [7] Более поздние X-planes поддерживали важные исследования во множестве аэродинамических и технических областей, но только североамериканский ракетный самолет X-15 начала 1960-х годов достиг известности, сравнимой с славой X-1. [ нужна ссылка ] X-planes 8, 9, 11, 12 и 17 на самом деле были ракетами. [8] использовались для испытаний новых типов двигателей, а некоторые другие машины были незанятыми или БПЛА (некоторые имели дистанционное управление, некоторые были частично или полностью автономными).
Ожидается, что большинство X-planes не будут запущены в полномасштабное производство; Единственным исключением был Lockheed Martin X-35 , который конкурировал с Boeing X-32 в рамках совместной программы ударных истребителей и был запущен в производство как F-35 Lightning II . [9]
Список
[ редактировать ]В списке указана дата первого рейса или даты отмены, если он никогда не летал.
Изображение | Тип | Производитель | Агентство | Дата | Роль | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | Х-1 | Белл | ВВС США , НАКА | 1946 | Скоростной и высотный полет | Первый самолет, преодолевший звуковой барьер в горизонтальном полете. Доказана аэродинамическая состоятельность тонких секций крыла. [10] |
![]() | X-1A X-1B X-1C X-1D | Белл | ВВС США, НАКА | 1951 | Скоростной и высотный полет | |
![]() | Х-1Е | Белл | ВВС США, НАКА | 1955 | Скоростной и высотный полет | |
![]() | Х-2 | Белл | ВВС США | 1952 | Скоростной и высотный полет | Первый самолет, превысивший скорость 3 Маха . [11] |
![]() | X-3 Стилет | Дуглас | ВВС США, НАКА | 1952 | Высоконагруженное трапециевидное крыло. | Конструкция из титанового сплава; Недостаточно мощный, но дал представление об инерционной связи . [12] |
![]() | X-4 Бантам | Нортроп | ВВС США, НАКА | 1948 | Трансзвуковой бесхвостый самолет [13] | |
![]() | Х-5 | Белл | ВВС США, НАКА | 1951 | изменяемая геометрия | Первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла. [14] |
![]() | Х-6 | Конвэйр | ВВС США, АЭК | 1957 | Ядерная двигательная установка | Не построен. Эксперимент Convair NB-36H , B-36, модифицированный для перевозки (но не привода в движение) ядерного реактора, проводился с 1955 по 1957 год. [15] [16] |
![]() | Х-7 | Локхид | ВВС США, США, ВМС США | 1951 | Прямоточные двигатели . [17] | |
![]() | Х-8 Аэроб | Аэроджет | НАКА, ВВС США, ВМС США | 1949 | Аэрологические исследования [18] | Более поздние модели использовались в качестве зондирующих ракет . |
![]() | X-9 Шрайк | Белл | ВВС США | 1949 | Техника наведения и двигательная установка | Участвовал в разработке ракеты GAM-63 Rascal . [19] |
![]() | Х-10 | Североамериканский | ВВС США | 1953 | SM-64 Навахо . Испытательный стенд ракет [20] | |
Х-11 | Конвэйр | ВВС США | 1953 | Предлагаемый испытательный стенд ракеты SM-65 Atlas . [21] | ||
Х-12 | Конвэйр | ВВС США | 1953 | Предлагаемый испытательный стенд ракеты SM-65 Atlas . [22] | ||
![]() | X-13 Головокружение | Райан | ВВС США, ВМС США | 1955 | Вертикальный взлет и посадка (СВВП) | хвостовой полет вертикального взлета и посадки. [23] |
![]() | Х-14 | Белл | ВВС США, НАСА | 1957 | СВВП | Конфигурация векторной тяги для вертикального полета. [24] |
![]() | Х-15 | Североамериканский | ВВС США, НАСА | 1959 | Гиперзвуковой , высотный полет | Первый пилотируемый гиперзвуковой самолет; способный к суборбитальному космическому полету. [25] |
![]() | Х-15А-2 | Североамериканский | ВВС США, НАСА | 1964 | Гиперзвуковой , высотный полет | Майор Пит Найт управлял X-15A-2 со скоростью 6,70 Маха, что сделало его самым быстрым пилотируемым полетом в программе X-plane. |
![]() | Х-16 | Белл | ВВС США | 1954 | Высотная разведка [26] | Обозначение «X-16» использовалось, чтобы скрыть истинную цель. [27] Отменил и никогда не летал. |
![]() | Х-17 | Локхид | ВВС США, ВМС США | 1956 | с высоким числом Маха Вход в атмосферу . [28] | |
![]() | Х-18 | Хиллер | ВВС США, ВМС США | 1959 | Вертикальный и/или укороченный взлет и посадка ( V/STOL ) | Оценена концепция наклонного крыла для вертикального взлета и посадки. [29] |
![]() | Х-19 | Кертисс-Райт | Три-сервис | 1963 | Тандемный конвертоплан вертикального взлета и посадки [30] | Запрошено обозначение XC-143, но оно было отклонено. [31] |
![]() | Х-20 Динамичный | Боинг | ВВС США | 1963 | Многоразовый космический самолет | Предназначен для военных задач. [32] Отменен и так и не построен. |
![]() | Х-21А | Нортроп | ВВС США | 1963 | Контроль пограничного слоя [33] | |
![]() | Х-22 | Белл | Три-сервис | 1966 | Конвертоплан с четырехканальным вентилятором STOVL [34] | |
Х-23 ПРАЙМ | Мартин Мариетта | ВВС США | 1966 | Маневрирование входа в атмосферу [35] | Обозначение официально не присвоено. [31] | |
![]() | Х-24А | Мартин Мариетта | ВВС США, НАСА | 1969 | Низкоскоростной подъем кузова [36] | |
![]() | Х-24Б | Мартин Мариетта | ВВС США, НАСА | 1973 | Низкоскоростной подъем кузова [37] | |
![]() | Х-25 | Бензол | ВВС США | 1955 | Коммерческий легкий автожир для сбитых пилотов. [38] | |
![]() ![]() | Х-26 Фрегат | швейцарский | DARPA , Армия США , USN | 1967 | Учебный планер для сцепки рыскания и крена. Тихий самолет наблюдения. [39] | |
![]() | Х-27 | Локхид | Никто | 1971 | высокопроизводительный исследовательский самолет. Высокопроизводительный истребитель [40] | Предлагаемое развитие Lockheed CL-1200 Lancer . Отменил и никогда не летал. |
![]() | Морской скиммер X-28 | Скопа | УСН | 1970 | Бюджетный гидросамолет воздушной полиции [41] | |
![]() | Х-29 | Грумман | ДАРПА, ВВС США, НАСА | 1984 | Крыло прямой стреловидности [42] | |
![]() | Х-30 НАСП | Роквелл | НАСА, DARPA, ВВС США | 1993 | Одноступенчатый космический самолет [43] | Отменен и так и не построен. |
Х-31 | Роквелл-МББ | ДАРПА, ВВС США, БдВ | 1990 | с вектором тяги Сверхманевренность [44] | ||
Х-32А | Боинг | ВВС США, ВМС США, КМП США, Королевские ВВС | 2000 | Объединенный ударный истребитель [45] | ||
![]() | Х-32Б | 2001 | ||||
![]() | Х-33 | Локхид Мартин | НАСА | 2001 | Полумасштабный прототип многоразовой ракеты-носителя . [46] | Прототип так и не был завершен. |
![]() | Х-34 | Орбитальные науки | НАСА | 2001 | Многоразовый беспилотный космический самолет . [47] | Никогда не летал. |
![]() | Х-35А | Локхид Мартин | ВВС США, ВМС США, КМП США, Королевские ВВС | 2000 | Объединенный ударный истребитель [48] | |
![]() | Х-35Б | 2001 | Первый в семье, кто использовал вертикальный взлет и посадку. Также использован нетрадиционный режим подъемного двигателя (подъемный вентилятор). | |||
![]() | Х-35С | 2000 | ||||
![]() | Х-36 | Макдоннелл Дуглас | НАСА | 1997 | Масштаб 28%: бесхвостый истребитель [49] | |
![]() | Х-37 | Боинг | ВВС США, ВС США , НАСА | 2010 | Многоразовый орбитальный космический самолет [50] | Испытание на падение проведено в 2006 году. С 22 апреля 2010 года семь полетов в космос. |
![]() | Х-38 | Масштабированные композиты | НАСА | 1998 | Подъемный кузов Автомобиль для возвращения экипажа [51] | |
Х-39 | Неизвестный | ВВС США | Программа будущих усовершенствований авиационных технологий (FATE). [52] | Обозначение официально не присвоено. [31] | ||
![]() | Х-40А | Боинг | ВВС США, НАСА | 1998 | Прототип космического маневренного корабля X-37 в масштабе 80%. [53] | |
![]() | Х-41 | Неизвестный | ВВС США | Маневрирующий возвращаемый аппарат. [54] | ||
Х-42 | Неизвестный | ВВС США | Разгонный блок ракеты с одноразовым жидкостным топливом . [55] | |||
![]() | Х-43 Гипер-Икс | Микро-Крафт | НАСА | 2001 | Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [56] | |
ОДЕЯЛО X-44 | Локхид Мартин | ВВС США, НАСА | 2000 | F-22 Управление вектором тяги многоосного самолета без хвостового оперения на базе [57] | Отменено, никогда не летал. | |
![]() | Х-45 | Боинг | ДАРПА, ВВС США | 2002 | Беспилотный боевой летательный аппарат (БПЛА) [58] | |
![]() | Х-46 | Боинг | ДАРПА, ВМС США | 2003 | Боевой беспилотный летательный аппарат (БПЛА). [59] | Военно-морское использование. Отменено, никогда не летал. |
![]() | Х-47А Пегас | Нортроп Грумман | ДАРПА, ВМС США | 2003 | Беспилотный боевой летательный аппарат (БПЛА) [60] | Военно-морское использование. |
![]() | Х-47Б | Нортроп Грумман | ДАРПА, ВМС США | 2011 | БПЛА | Военно-морское использование. |
Х-47С | Нортроп Грумман | ВВС США | Пилотируемый бомбардировщик | Предложение по стратегическому бомбардировщику нового поколения. Только дизайн. | ||
![]() | Х-48 | Боинг | НАСА | 2007 | Корпус смешанного крыла (BWB) [61] | |
![]() | X-49 СпидХок | Пясецкий | Армия США | 2007 | Испытательный стенд составного вертолета с воздушным винтом с векторной тягой (VTDP). [62] | |
Х-50 Стрекоза | Боинг | ДАРПА | 2003 | Ротор-утка/крыло [63] | ||
![]() | X-51 Вейврайдер | Боинг | ВВС США | 2010 [64] | Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [65] | |
— | Х-52 | — | — | — | — | Номер пропущен, чтобы не путать с Boeing B-52 Stratofortress . [31] |
![]() | Х-53 | Боинг | НАСА, ВВС США | 2002 | Активное аэроэластичное крыло [66] | |
Х-54 | Гольфстрим | НАСА | Малошумный сверхзвуковой транспорт [67] в разработке. | |||
![]() | Х-55 | Локхид Мартин | ВВС США | 2009 | Усовершенствованный композитный грузовой самолет (ACCA) [68] | |
![]() | Х-56 | Локхид Мартин | ВВС США/НАСА | 2013 | Активное подавление флаттера и снижение порывистой нагрузки | Часть программы высотных самолетов-разведчиков большой дальности полета (HALE). [69] |
![]() | X-57 Максвелл | ЕСАэро / Tecnam | НАСА | 2023 | Самолет с низким уровнем выбросов, полностью оснащенный электродвигателями [70] | Часть исследовательского проекта НАСА по масштабируемой конвергентной электрической двигательной технологии. [70] ( СКЕПТОР ). Отменено в 2023 году, никогда не летал. |
— | Х-58 | — | — | — | — | Номер пропущен; слот, очевидно, отведен Kratos XQ-58 Valkyrie . [71] |
![]() | X-59 Квест | Локхид Мартин | НАСА | 2024 | Прототип бесшумного сверхзвукового транспортного самолета [72] | |
Х-60 | Услуги по запуску на орбиту поколения | ВВС США | Ракета воздушного базирования для гиперзвуковых летных исследований [73] | |||
![]() | X-61 Гремлины | Динетика | ДАРПА | 2020 | воздушного базирования и восстановления с воздуха Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) [74] [75] | |
![]() | Х-62 ВИСТА | Локхид Мартин/Калспан | ВВС США | 2021 | Испытательный самолет с изменяемым пилотажным тренажером. | Первый полет совершил в 1993 году как NF-16D (по программе MATV). Получил обозначение X-62A во время масштабной модернизации исследовательской системы в 2021 году. Присвоен Школе летчиков-испытателей ВВС США. [76] |
— | Х-63 | — | — | — | — | Номер пропущен |
— | Х-64 | — | — | — | — | Номер пропущен |
![]() | КРАН Х-65 | Аврора Полетные науки | ДАРПА | 2025 | Управление революционным самолетом с помощью новых эффекторов [77] | |
![]() | Х-66 | Боинг | НАСА | 2028 | Трансзвуковое крыло с ферменными подкосами [78] |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, Пясецкий ПА-97.
- ^ Например, НАСА AD-1 и Bell XV-15.
- ^ Например, Northrop Tacit Blue.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "D-558-I" Информационные бюллетени НАСА по Драйдену . НАСА . По состоянию на 8 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1983, стр.9.
- ^ Миллер 1983, стр. 15-17.
- ^ «Экспериментальный самолет X-Planes» . Федерация американских ученых . Проверено 1 июня 2012 года .
- ^ Миллер 1983, стр.13.
- ^ Миллер 2001, с. 209
- ^ Первое поколение X-1 (информационный бюллетень), Драйден: НАСА , получено 8 мая 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 14,15,17,18,24.
- ^ История Joint Strike Fighter Program , Великобритания : Мартин-Бейкер, январь 2010 г., заархивировано из оригинала 30 декабря 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 5–7.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 8.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 9.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 10.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 11.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 12.
- ^ Миллер 1983.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 13.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 14.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 15.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 16.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 17.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 18.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 19.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 20.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 21–22.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 23.
- ^ "Х-16" . Глобальная безопасность , по состоянию на 11 мая 2010 г.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 24.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 25.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 26.
- ^ Jump up to: а б с д Парш 2024, «Недостающие обозначения»
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 27.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 28.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 29.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 30.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 31.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 32.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 33.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 34.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 35.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 36.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 37.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 38.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 39.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 40–41.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 42.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 43.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 44–45.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 46.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 47.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 48.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 49.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 50.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 51.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 52.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 53.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 54.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 55.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 56.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 57.
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 58.
- ^ Парш 2024, "DOD 4120.15-L"
- ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 60.
- ^ «X-51 Waverider совершил исторический гиперзвуковой полет» . Связи с общественностью ВВС США. 26 мая 2010 года . Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ «Демонстратор прямоточного воздушно-реактивного двигателя X-51 — WaveRider» globalsecurity.org . По состоянию на 11 мая 2010 г.
- ^ Иордания, 2006 г.
- ^ 412015-Л
- ^ Кауфман 2009 г.
- ^ Норрис 2012
- ^ Jump up to: а б Харрингтон, доктор юридических наук; Камлет, Мэтт; Барнсторф, Кэти (17 июня 2016 г.). «Исследовательский гибридный электрический самолет НАСА получил номер X и новое имя» . NASA.gov . НАСА . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Дрон ВВС «Валькирия», помощник пилотируемых самолетов, полетит в этом году
- ^ Джим, Банке (27 июня 2018 г.). «Экспериментальный сверхзвуковой самолет НАСА, теперь известный как X-59 QueSST» . НАСА . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ «ВВС США обозначили гиперзвуковую летно-исследовательскую машину GO1 как X-60A» . Generationorbit.com . 4 октября 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Ущерб от землетрясения задерживает суд над Гремлинами» . Рейс Интернешнл . 24 сентября 2019 г. Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ «Dynetics X-61A Gremlins совершил первый полет, но был уничтожен из-за отказа парашюта» . Рейс Интернешнл . 17 января 2020 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
- ^ Джанкарло Касем (30 июля 2021 г.) NF-16D VISTA становится X-62A, открывая путь для автономных летных испытаний Skyborg.
- ^ Хэдли, Грег (16 мая 2023 г.). «Знакомьтесь, X-65: новый самолет DARPA не имеет внешних поверхностей управления» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ О'Ши, Клэр (12 июня 2023 г.). «Экспериментальный самолет следующего поколения становится новейшим X-самолетом НАСА» . НАСА . Проверено 13 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дженкинс, Деннис Р.; Лэндис, Тони; Миллер, Джей (июнь 2003 г.). Американские автомобили X: инвентарь — от X-1 до X-50 (PDF) . Монографии по истории аэрокосмической промышленности. Том. 31 (Столетие полета, ред.). Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории НАСА. СП-2003-4531 . Проверено 22 января 2024 г.
- Джордан, Холли (2006). «Летно-исследовательский аппарат с активным аэроупругим крылом получил обозначение Х-53» . База ВВС Райт-Паттерсон. Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 11 мая 2010 г.
- Кауфман, Дерек (2009). «Усовершенствованный композитный грузовой самолет получил обозначение X-plane» . ВВС США . Проверено 11 мая 2010 г.
- Миллер, Джей (1985). X-Planes: от X-1 до X-45 (первое издание для Великобритании). Округ Мидленд. ISBN 0-904597-46-6 .
- Миллер, Джей (2001). X-Planes: от X-1 до X-45 (третье изд.). Моторбукс Интернешнл. ISBN 1-85780-109-1 .
- Парш, Андреас (2024). « Отсутствующие» обозначения самолетов USAF/DOD» . обозначение-systems.net . Проверено 11 мая 2010 г.
- Парш, Андреас (2024). «DOD 4120.15-L – Приложение» . обозначение-Systems.Net . Проверено 11 мая 2010 г.
- Норрис, Гай (февраль 2012 г.). «ВВС США представляют новейший самолет X-Plane: X-56A» . Неделя авиации и космических технологий . Проверено 11 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с экспериментальными самолетами США, на Викискладе?
- Ранние X-самолеты
- Видео X-15 НАСА