Jump to content

Список X-самолетов

Белл X-1-2

X -planes — это серия экспериментальных США самолетов и ракет , используемых для тестирования и оценки новых технологий и аэродинамических концепций. они имеют обозначение X В американской системе обозначений самолетов , обозначающее экспериментально-исследовательскую миссию.

Не все экспериментальные самолеты США были обозначены как X-planes; некоторые получили обозначения ВМС США до 1962 года, [1] в то время как другие были известны только по обозначениям производителей, [Н 1] обозначения, не относящиеся к серии «X», [Н 2] или секретные кодовые имена. [Н 3] В этот список входят только обозначенные X-плоскости.

Концепция X-planes официально возникла в 1944 году как совместная программа Национального консультативного комитета по аэронавтике (NACA), ВМС США (USN) и ВВС армии США (USAAF) с целью проведения исследований в области высоких технологий. -скоростной самолет. [2] Позже NACA стало Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), а USAAF — ВВС США (USAF). Другие организации, такие как Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) и Корпус морской пехоты США (USMC), также с тех пор спонсировали проекты X-plane.

Первая экспериментальная спецификация самолета, трансзвукового ракетоплана, была опубликована в 1945 году, а первый оперативный полет самолета X состоялся, когда Bell X-1 совершил свой первый полет с двигателем почти три года спустя на базе ВВС Мюрок . Калифорния, ныне известная как база ВВС Эдвардс . [3] С тех пор там проходила большая часть испытаний X-plane. [4]

С тех пор X-planes совершили множество «новинок» в авиации, включая преодоление скоростных и высотных барьеров, изменение стреловидности крыла в полете, внедрение экзотических сплавов и инновационных силовых установок и многое другое. [2]

Новые X-самолеты появлялись довольно регулярно в течение многих лет, пока поток временно не прекратился в начале 1970-х годов. Ряд экспериментальных гиперзвуковых проектов, в том числе усовершенствованная версия Martin Marietta X-24 несущего корпуса , были отклонены. В конечном итоге проблемы с усовершенствованным БПЛА Rockwell HiMAT привели к созданию X-самолета с экипажем и передней стреловидностью Grumman X-29 , который поднялся в воздух в 1984 году. [5]

Некоторые из самолетов X получили широкую огласку, в то время как другие, такие как X-16, разрабатывались в секрете. [6] Первый, Bell X-1 , стал широко известен в 1947 году после того, как стал первым самолетом, преодолевшим звуковой барьер в горизонтальном полете. [7] Более поздние X-planes поддерживали важные исследования во множестве аэродинамических и технических областей, но только североамериканский ракетный самолет X-15 начала 1960-х годов достиг известности, сравнимой с славой X-1. [ нужна ссылка ] X-planes 8, 9, 11, 12 и 17 на самом деле были ракетами. [8] использовались для испытаний новых типов двигателей, а некоторые другие машины были незанятыми или БПЛА (некоторые имели дистанционное управление, некоторые были частично или полностью автономными).

Ожидается, что большинство X-planes не будут запущены в полномасштабное производство; Единственным исключением был Lockheed Martin X-35 , который конкурировал с Boeing X-32 в рамках совместной программы ударных истребителей и был запущен в производство как F-35 Lightning II . [9]

В списке указана дата первого рейса или даты отмены, если он никогда не летал.

Список X-самолетов
Изображение Тип Производитель Агентство Дата Роль Примечания
Х-1 Белл ВВС США , НАКА 1946 Скоростной и высотный полет Первый самолет, преодолевший звуковой барьер в горизонтальном полете. Доказана аэродинамическая состоятельность тонких секций крыла. [10]
X-1A X-1B X-1C X-1D Белл ВВС США, НАКА 1951 Скоростной и высотный полет
Х-1Е Белл ВВС США, НАКА 1955 Скоростной и высотный полет
Х-2 Белл ВВС США 1952 Скоростной и высотный полет Первый самолет, превысивший скорость 3 Маха . [11]
X-3 Стилет Дуглас ВВС США, НАКА 1952 Высоконагруженное трапециевидное крыло. Конструкция из титанового сплава; Недостаточно мощный, но дал представление об инерционной связи . [12]
X-4 Бантам Нортроп ВВС США, НАКА 1948 Трансзвуковой бесхвостый самолет [13]
Х-5 Белл ВВС США, НАКА 1951 изменяемая геометрия Первый самолет с изменяемой стреловидностью крыла. [14]
Х-6 Конвэйр ВВС США, АЭК 1957 Ядерная двигательная установка Не построен. Эксперимент Convair NB-36H , B-36, модифицированный для перевозки (но не привода в движение) ядерного реактора, проводился с 1955 по 1957 год. [15] [16]
Х-7 Локхид ВВС США, США, ВМС США 1951 Прямоточные двигатели . [17]
Х-8 Аэроб Аэроджет НАКА, ВВС США, ВМС США 1949 Аэрологические исследования [18] Более поздние модели использовались в качестве зондирующих ракет .
X-9 Шрайк Белл ВВС США 1949 Техника наведения и двигательная установка Участвовал в разработке ракеты GAM-63 Rascal . [19]
Х-10 Североамериканский ВВС США 1953 SM-64 Навахо . Испытательный стенд ракет [20]
Х-11 Конвэйр ВВС США 1953 Предлагаемый испытательный стенд ракеты SM-65 Atlas . [21]
Х-12 Конвэйр ВВС США 1953 Предлагаемый испытательный стенд ракеты SM-65 Atlas . [22]
X-13 Головокружение Райан ВВС США, ВМС США 1955 Вертикальный взлет и посадка (СВВП) хвостовой полет вертикального взлета и посадки. [23]
Х-14 Белл ВВС США, НАСА 1957 СВВП Конфигурация векторной тяги для вертикального полета. [24]
Х-15 Североамериканский ВВС США, НАСА 1959 Гиперзвуковой , высотный полет Первый пилотируемый гиперзвуковой самолет; способный к суборбитальному космическому полету. [25]
Х-15А-2 Североамериканский ВВС США, НАСА 1964 Гиперзвуковой , высотный полет Майор Пит Найт управлял X-15A-2 со скоростью 6,70 Маха, что сделало его самым быстрым пилотируемым полетом в программе X-plane.
Х-16 Белл ВВС США 1954 Высотная разведка [26] Обозначение «X-16» использовалось, чтобы скрыть истинную цель. [27] Отменил и никогда не летал.
Х-17 Локхид ВВС США, ВМС США 1956 с высоким числом Маха Вход в атмосферу . [28]
Х-18 Хиллер ВВС США, ВМС США 1959 Вертикальный и/или укороченный взлет и посадка ( V/STOL ) Оценена концепция наклонного крыла для вертикального взлета и посадки. [29]
Х-19 Кертисс-Райт Три-сервис 1963 Тандемный конвертоплан вертикального взлета и посадки [30] Запрошено обозначение XC-143, но оно было отклонено. [31]
Х-20 Динамичный Боинг ВВС США 1963 Многоразовый космический самолет Предназначен для военных задач. [32] Отменен и так и не построен.
Х-21А Нортроп ВВС США 1963 Контроль пограничного слоя [33]
Х-22 Белл Три-сервис 1966 Конвертоплан с четырехканальным вентилятором STOVL [34]
Х-23 ПРАЙМ Мартин Мариетта ВВС США 1966 Маневрирование входа в атмосферу [35] Обозначение официально не присвоено. [31]
Х-24А Мартин Мариетта ВВС США, НАСА 1969 Низкоскоростной подъем кузова [36]
Х-24Б Мартин Мариетта ВВС США, НАСА 1973 Низкоскоростной подъем кузова [37]
Х-25 Бензол ВВС США 1955 Коммерческий легкий автожир для сбитых пилотов. [38]
Х-26 Фрегат швейцарский DARPA , Армия США , USN 1967 Учебный планер для сцепки рыскания и крена. Тихий самолет наблюдения. [39]
Х-27 Локхид Никто 1971 высокопроизводительный исследовательский самолет. Высокопроизводительный истребитель [40] Предлагаемое развитие Lockheed CL-1200 Lancer . Отменил и никогда не летал.
Морской скиммер X-28 Скопа УСН 1970 Бюджетный гидросамолет воздушной полиции [41]
Х-29 Грумман ДАРПА, ВВС США, НАСА 1984 Крыло прямой стреловидности [42]
Х-30 НАСП Роквелл НАСА, DARPA, ВВС США 1993 Одноступенчатый космический самолет [43] Отменен и так и не построен.
Х-31 Роквелл-МББ ДАРПА, ВВС США, БдВ 1990 с вектором тяги Сверхманевренность [44]
Х-32А Боинг ВВС США, ВМС США, КМП США, Королевские ВВС 2000 Объединенный ударный истребитель [45]
Х-32Б 2001
Х-33 Локхид Мартин НАСА 2001 Полумасштабный прототип многоразовой ракеты-носителя . [46] Прототип так и не был завершен.
Х-34 Орбитальные науки НАСА 2001 Многоразовый беспилотный космический самолет . [47] Никогда не летал.
Х-35А Локхид Мартин ВВС США, ВМС США, КМП США, Королевские ВВС 2000 Объединенный ударный истребитель [48]
Х-35Б 2001 Первый в семье, кто использовал вертикальный взлет и посадку. Также использован нетрадиционный режим подъемного двигателя (подъемный вентилятор).
Х-35С 2000
Х-36 Макдоннелл Дуглас НАСА 1997 Масштаб 28%: бесхвостый истребитель [49]
Х-37 Боинг ВВС США, ВС США , НАСА 2010 Многоразовый орбитальный космический самолет [50] Испытание на падение проведено в 2006 году. С 22 апреля 2010 года семь полетов в космос.
Х-38 Масштабированные композиты НАСА 1998 Подъемный кузов Автомобиль для возвращения экипажа [51]
Х-39 Неизвестный ВВС США Программа будущих усовершенствований авиационных технологий (FATE). [52] Обозначение официально не присвоено. [31]
Х-40А Боинг ВВС США, НАСА 1998 Прототип космического маневренного корабля X-37 в масштабе 80%. [53]
Х-41 Неизвестный ВВС США Маневрирующий возвращаемый аппарат. [54]
Х-42 Неизвестный ВВС США Разгонный блок ракеты с одноразовым жидкостным топливом . [55]
Х-43 Гипер-Икс Микро-Крафт НАСА 2001 Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [56]
ОДЕЯЛО X-44 Локхид Мартин ВВС США, НАСА 2000 F-22 Управление вектором тяги многоосного самолета без хвостового оперения на базе [57] Отменено, никогда не летал.
Х-45 Боинг ДАРПА, ВВС США 2002 Беспилотный боевой летательный аппарат (БПЛА) [58]
Х-46 Боинг ДАРПА, ВМС США 2003 Боевой беспилотный летательный аппарат (БПЛА). [59] Военно-морское использование. Отменено, никогда не летал.
Х-47А Пегас Нортроп Грумман ДАРПА, ВМС США 2003 Беспилотный боевой летательный аппарат (БПЛА) [60] Военно-морское использование.
Х-47Б Нортроп Грумман ДАРПА, ВМС США 2011 БПЛА Военно-морское использование.
Х-47С Нортроп Грумман ВВС США Пилотируемый бомбардировщик Предложение по стратегическому бомбардировщику нового поколения. Только дизайн.
Х-48 Боинг НАСА 2007 Корпус смешанного крыла (BWB) [61]
X-49 СпидХок Пясецкий Армия США 2007 Испытательный стенд составного вертолета с воздушным винтом с векторной тягой (VTDP). [62]
Х-50 Стрекоза Боинг ДАРПА 2003 Ротор-утка/крыло [63]
X-51 Вейврайдер Боинг ВВС США 2010 [64] Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель [65]
Х-52 Номер пропущен, чтобы не путать с Boeing B-52 Stratofortress . [31]
Х-53 Боинг НАСА, ВВС США 2002 Активное аэроэластичное крыло [66]
Х-54 Гольфстрим НАСА Малошумный сверхзвуковой транспорт [67] в разработке.
Х-55 Локхид Мартин ВВС США 2009 Усовершенствованный композитный грузовой самолет (ACCA) [68]
Х-56 Локхид Мартин ВВС США/НАСА 2013 Активное подавление флаттера и снижение порывистой нагрузки Часть программы высотных самолетов-разведчиков большой дальности полета (HALE). [69]
X-57 Максвелл ЕСАэро / Tecnam НАСА 2023 Самолет с низким уровнем выбросов, полностью оснащенный электродвигателями [70] Часть исследовательского проекта НАСА по масштабируемой конвергентной электрической двигательной технологии. [70] ( СКЕПТОР ). Отменено в 2023 году, никогда не летал.
Х-58 Номер пропущен; слот, очевидно, отведен Kratos XQ-58 Valkyrie . [71]
X-59 Квест Локхид Мартин НАСА 2024 Прототип бесшумного сверхзвукового транспортного самолета [72]
Х-60 Услуги по запуску на орбиту поколения ВВС США Ракета воздушного базирования для гиперзвуковых летных исследований [73]
X-61 Гремлины Динетика ДАРПА 2020 воздушного базирования и восстановления с воздуха Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) [74] [75]
Х-62 ВИСТА Локхид Мартин/Калспан ВВС США 2021 Испытательный самолет с изменяемым пилотажным тренажером. Первый полет совершил в 1993 году как NF-16D (по программе MATV). Получил обозначение X-62A во время масштабной модернизации исследовательской системы в 2021 году. Присвоен Школе летчиков-испытателей ВВС США. [76]
Х-63 Номер пропущен
Х-64 Номер пропущен
КРАН Х-65 Аврора Полетные науки ДАРПА 2025 Управление революционным самолетом с помощью новых эффекторов [77]
Х-66 Боинг НАСА 2028 Трансзвуковое крыло с ферменными подкосами [78]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "D-558-I" Информационные бюллетени НАСА по Драйдену . НАСА . По состоянию на 8 мая 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б Миллер 1983, стр.9.
  3. ^ Миллер 1983, стр. 15-17.
  4. ^ «Экспериментальный самолет X-Planes» . Федерация американских ученых . Проверено 1 июня 2012 года .
  5. ^ Миллер 1983, стр.13.
  6. ^ Миллер 2001, с. 209
  7. ^ Первое поколение X-1 (информационный бюллетень), Драйден: НАСА , получено 8 мая 2010 г.
  8. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 14,15,17,18,24.
  9. ^ История Joint Strike Fighter Program , Великобритания : Мартин-Бейкер, январь 2010 г., заархивировано из оригинала 30 декабря 2010 г.
  10. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 5–7.
  11. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 8.
  12. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 9.
  13. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 10.
  14. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 11.
  15. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 12.
  16. ^ Миллер 1983.
  17. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 13.
  18. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 14.
  19. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 15.
  20. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 16.
  21. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 17.
  22. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 18.
  23. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 19.
  24. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 20.
  25. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 21–22.
  26. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 23.
  27. ^ "Х-16" . Глобальная безопасность , по состоянию на 11 мая 2010 г.
  28. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 24.
  29. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 25.
  30. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 26.
  31. ^ Jump up to: а б с д Парш 2024, «Недостающие обозначения»
  32. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 27.
  33. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 28.
  34. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 29.
  35. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 30.
  36. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 31.
  37. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 32.
  38. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 33.
  39. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 34.
  40. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 35.
  41. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 36.
  42. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 37.
  43. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 38.
  44. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 39.
  45. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 40–41.
  46. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 42.
  47. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 43.
  48. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 44–45.
  49. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 46.
  50. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 47.
  51. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 48.
  52. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 49.
  53. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 50.
  54. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 51.
  55. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 52.
  56. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 53.
  57. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 54.
  58. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 55.
  59. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 56.
  60. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 57.
  61. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 58.
  62. ^ Парш 2024, "DOD 4120.15-L"
  63. ^ Дженкинс, Лэндис и Миллер 2003 , стр. 60.
  64. ^ «X-51 Waverider совершил исторический гиперзвуковой полет» . Связи с общественностью ВВС США. 26 мая 2010 года . Проверено 27 мая 2010 г.
  65. ^ «Демонстратор прямоточного воздушно-реактивного двигателя X-51 — WaveRider» globalsecurity.org . По состоянию на 11 мая 2010 г.
  66. ^ Иордания, 2006 г.
  67. ^ 412015-Л
  68. ^ Кауфман 2009 г.
  69. ^ Норрис 2012
  70. ^ Jump up to: а б Харрингтон, доктор юридических наук; Камлет, Мэтт; Барнсторф, Кэти (17 июня 2016 г.). «Исследовательский гибридный электрический самолет НАСА получил номер X и новое имя» . NASA.gov . НАСА . Проверено 17 июня 2016 г.
  71. ^ Дрон ВВС «Валькирия», помощник пилотируемых самолетов, полетит в этом году
  72. ^ Джим, Банке (27 июня 2018 г.). «Экспериментальный сверхзвуковой самолет НАСА, теперь известный как X-59 QueSST» . НАСА . Проверено 28 июня 2018 г.
  73. ^ «ВВС США обозначили гиперзвуковую летно-исследовательскую машину GO1 как X-60A» . Generationorbit.com . 4 октября 2018 года . Проверено 4 октября 2018 г.
  74. ^ «Ущерб от землетрясения задерживает суд над Гремлинами» . Рейс Интернешнл . 24 сентября 2019 г. Проверено 28 октября 2019 г.
  75. ^ «Dynetics X-61A Gremlins совершил первый полет, но был уничтожен из-за отказа парашюта» . Рейс Интернешнл . 17 января 2020 г. Проверено 13 февраля 2020 г. .
  76. ^ Джанкарло Касем (30 июля 2021 г.) NF-16D VISTA становится X-62A, открывая путь для автономных летных испытаний Skyborg.
  77. ^ Хэдли, Грег (16 мая 2023 г.). «Знакомьтесь, X-65: новый самолет DARPA не имеет внешних поверхностей управления» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 29 мая 2023 г.
  78. ^ О'Ши, Клэр (12 июня 2023 г.). «Экспериментальный самолет следующего поколения становится новейшим X-самолетом НАСА» . НАСА . Проверено 13 июня 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 684a712912613dfc12d6eb157082a12f__1720792740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/68/2f/684a712912613dfc12d6eb157082a12f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of X-planes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)